Jump to content

МАНИАК

МАНИАК
Автор Бенджамин Лабатут
Язык Английский
Издатель Пингвин Пресс
Дата публикации
3 октября 2023 г.
Страницы 368
ISBN 9780593654477

«МАНИАК» — роман чилийского писателя Бенджамина Лабатута , вышедший в 2023 году и написанный на английском языке. Это художественная биография эрудита Джона фон Неймана , которого Лабатут называет «самым умным человеком 20-го века». [1] Книга посвящена фон Нейману, но также рассказывает о физике Пауле Эренфесте , истории искусственного интеллекта и матче Ли Седоля в Го против AlphaGo . Книга получила в основном положительные отзывы критиков.

Предыстория [ править ]

Джон фон Нейман был еврейским эрудитом венгерского происхождения, одаренным человеком с раннего детства. Фон Нейман работал во многих областях науки, теоретических, таких как математические основы квантовой механики , теория игр , клеточные автоматы , и прикладных, таких как ядерного оружия исследования во время Манхэттенского проекта во Второй мировой войне , компьютерная архитектура, позже названная в его честь, и многие другие. Лабатут называет его «самым умным человеком 20 века». [1] Название книги взято из названия раннего компьютера, основанного на архитектуре фон Неймана, построенного после войны в лаборатории Лос-Аламоса, под названием MANIAC I.

Бенхамин Лабатут — чилийский писатель, ранее известный своей более ранней книгой « Когда мы перестаём понимать мир» , опубликованной в 2020 году. Это сборник вымышленных рассказов о нескольких известных учёных, получивших положительные отзывы и переведенных на несколько языков с оригинального испанского языка. .

«МАНИАК» — первая книга Лабатута, написанная на английском языке . В интервью Лабатут признался, что предпочитает писать по-английски: [2]

Английский — моя любимая форма мышления. … Английский — это язык, на котором я читаю больше всего, если не все время. И это гораздо лучший язык, чем испанский, во многих отношениях. Написать «чистую» прозу на испанском языке практически невозможно, потому что многие ее звуки противоречат друг другу. Борхес сказал, что он считает английский «гораздо более прекрасным языком, чем испанский», потому что он одновременно германский и латынь; из-за его замечательного словарного запаса («Царственный» — это не совсем то же самое, что сказать «королевский», — объяснил он); из-за своей телесности; и потому что с глаголами и предлогами можно делать практически всё.

Лабатута вдохновила На написание «Маньяка» книга Джорджа Дайсона « Собор Тьюринга» . [2]

Synopsis[editКраткое содержание

В книге три главы. Первая глава «Пауль или открытие иррационального», написанная от третьего лица , посвящена физику Паулю Эренфесту . Глава начинается с того, что Эренфест застрелил своего сына Василия, страдавшего синдромом Дауна , а затем и самого себя. Затем он излагает историю жизни Эренфеста, описывая его отношения с женой Татьяной , любовницей Нелли Мейес и его выдающимися коллегами-физиками. В нем рассказывается о его впадении в отчаяние и депрессию из-за распада его брака, о появлении квантовой механики в физике и о направлении, в котором двигалась Европа с приходом к власти нацистской партии в Германии, возвращаясь к начальной сцене глава.

Джулиан Бигелоу , Герман Голдстайн , Роберт Оппенгеймер и Джон фон Нейман перед машиной IAS , построенной в Принстоне ( компьютер MANIAC I представлял собой аналогичную машину, построенную в Лос-Аламосской лаборатории).

Вторая глава, «Джон или безумные мечты разума», посвящена Джону фон Нейману и написана как серия интервью с членами его семьи, женами, друзьями и коллегами, каждое из которых написано своим характерным голосом. Он разделен на три части. Часть I, «Пределы логики», посвящена его молодости, рассказанной другом детства фон Неймана Юджином Вигнером , матерью Маргрит Канн, братом Николасом фон Нейманом, первой женой Мариетт Кёвези и учеными Теодором фон Карманом , Джорджем Полиа и Габор Сегё . Кульминацией этого процесса является участие фон Неймана в программе Давида Гильберта по созданию логической основы математики, основанной на последовательном наборе аксиом, — поиск, который в конечном итоге был сорван Куртом Гёделем .

Часть II, «Хрупкий баланс террора», обсуждает роль фон Неймана в Манхэттенском проекте (как рассказал Ричард Фейнман ); его разработка теории игр и доктрины гарантированного взаимного уничтожения (MAD) (по рассказу Оскара Моргенштерна ); и его создание компьютера MANIAC I и архитектуры фон Неймана (как рассказал Джулиан Бигелоу ).

В части III «Призраки в машине» Сидни Бреннер обсуждает вклад фон Неймана в биологию, его теоретическую работу по самовоспроизводящимся и самовосстанавливающимся машинам, а также свое видение зондов фон Неймана, исследующих Вселенную. Нильс Алл Барричелли рассказывает о своих представлениях о цифровой жизни и о своих разногласиях с фон Нейманом. Жена фон Неймана Клара Дан , дочь Марина и друг Юджин Вигнер рассказывают о его последних годах, личной жизни и смерти.

Третья и последняя глава, «Ли, или Заблуждения искусственного интеллекта», посвящена матчу Ли Седоля в го против AlphaGo . Повествование возвращается к третьему лицу. В главе также рассказывается история Демиса Хассабиса , который в детстве был шахматным вундеркиндом, но решил заняться искусственным интеллектом и основал DeepMind , компанию, стоящую за AlphaGo . Путь указан в будущее, поскольку человеческий разум опережает растущие возможности искусственного интеллекта. Книга заканчивается уходом Ли Седоля из го и появлением новой версии программы DeepMind AlphaZero , которая не тренировалась в предыдущих человеческих играх, но, тем не менее, стала сильнейшим игроком в го, шахматах и ​​сёги.

Прием [ править ]

Я не думаю, что нужно говорить, что небо обрушивается на нас. Это уже произошло. Я имею в виду, что нет ничего страшнее, чем открыть телефон. Если у вас нет панических атак по поводу искусственного интеллекта и изменения климата, значит, вы не обращали на это внимания. Но факты могут увести вас только так далеко. Моя работа одержима пустотой непознаваемости. Книги — это заклинания, это заклинания. Вы тратите годы на их подборку, а затем люди пытаются свести их к заголовкам, потому что они смотрят на них своим передним мозгом, думая только о том, что я пытаюсь сказать.

Бенджамин Лабатут [3]

Книга получила в основном положительные отзывы. Том Маккарти в своем обзоре для «Нью-Йорк Таймс» отметил двусмысленность жанра: «В лучшем случае, как в потрясающем вступительном эпизоде, реконструирующем убийство-самоубийство физика Пауля Эренфеста и его сына-инвалида, или в захватывающем рассказе о последнем разделе компьютер побеждает лучшего в мире игрока в го, вы просто разводите руками и думаете: какая разница, какой дискурсивный ярлык мы присвоим этому материалу? Это здорово » . [4]

Бекка Ротфельд из Washington Post похвалила книгу, написав, что это «последняя виртуозная работа Лабатута, одновременно исторический роман и философский набег», « МАНИАК» - произведение мрачной, жуткой и необычайной красоты». Однако она отмечает, что книгу «также может быть трудно читать» из-за ее необычной повествовательной структуры: «В книге присутствует беспорядочная полифония персонажей, среди которых как жены фон Неймана, так и ряд его учителей и коллег. ...Как и фон Нейман, МАНИАК стремится принять беспристрастную точку зрения на вселенную». [5]

Киллиан Фокс из The Guardian считает книгу «мрачно захватывающим романом» и отмечает «впечатляющую ловкость Лабатута, раскрывающего сложные идеи в длинных элегантных предложениях, которые продвигают нас вперед со скоростью (это его первая книга, написанная на английском языке). более лихорадочные отрывки, когда еще один великий ум поддается безумию, преследуемый призраками, которые они помогли высвободить в мир, он чувствует, что полностью контролирует свой материал». [6]

Сэм Байерс из The Guardian хвалит книгу и стиль автора: «Первая глава второго романа Бенджамина Лабатута представляет собой настолько идеальное воплощение его техники, что могла бы служить манифестом». и «Читатели... узнают чувство удушья, которое могут вызвать его лучшие произведения. По-видимому, освобожденные от законов физики, которые они описывают, его предложения свободно варьируются во времени и пространстве, соединяя не только персонажей и события, но и тонкую ткань интеллектуального истории, часто с легкостью, которая противоречит их основной сложности». Он пишет о структуре повествования: «Через каскад отрывистых глав ансамбль рассказчиков предлагает свои фрагментарные идеи». Помимо всех похвал, он отмечает, что «блестящий роман — это не совсем то, что мы получаем в итоге», и видит проблему в «распространении»: «Лабатут просто слишком размазывает себя. Слишком много лет на слишком малом количестве страниц; слишком много голоса, которых слишком мало, чтобы их различить. Первоначально интригующие, небольшие монологи быстро начинают казаться неадекватными». [7]

Некоторые рецензенты рассматривают книгу не как биографию. Бен Косман в своем эссе для Cleveland Review of Books сопоставляет книгу с Кристофера Нолана биографическим фильмом «Оппенгеймер» и пишет, что книга «следит за развитием искусственного интеллекта — сначала как идеи в начале двадцатого века, а затем как практичность в начале двадцать первого года — через жизни трех мужчин, которые столкнулись с этим». Он также сравнил структуру книги с «показаниями свидетеля». [8] Другой рецензент пишет, что книга «идеально подходит для тех, кто жаждет еще большей ядерной тревоги после просмотра Оппенгеймера ». [9]

Гаррет Биггс из Chicago Review of Books отмечает стиль автора: «Лабатут пишет об учёных так же, как Роберто Боланьо пишет о поэтах. Они близки к мифическим фигурам, пойманным краем глаза романа. термин: подвержен слухам и спекуляциям, и, в конечном итоге, форма романа раздувает их личности до чего-то настолько большого, что их можно понимать только как повествование, никогда не известное в каком-либо объективном качестве». Хотя Биггс критикует последнюю главу, «история искусственного интеллекта еще не написана. И поэтому, когда в повествовании Лабатута говорится об искусственном интеллекте как о «будущем, внушающем надежду и ужас», «Маньяк» разбирается как роман и начинает звучать как роман. Как предполагает Лабатут, AlphaGo может представлять собой первый проблеск настоящего искусственного интеллекта. Однажды его также можно будет считать не чем иным, как усовершенствованным родственником IBM DeepBlue. его проза четкая, и он способен придать импульс там, где многие писатели могут потерпеть неудачу». [10]

Эд Саймон из Los Angeles Review of Books рассматривает книгу не просто как биографию фон Неймана, но и как историю искусственного интеллекта . Саймон связывает историю искусственного интеллекта и фон Неймана со старой историей «искусственных людей, от голема раввина Иуды Лева бен Бецалеля до монстра Мэри Шелли во Франкенштейне… человечество преследовала возможность искусственного интеллекта еще до того, как это произошло». существовал». Саймон отмечает безвестность фон Неймана: [1]

Если это правда, что фон Нейман был самым блестящим человеком прошлого века, то по иронии судьбы он погрузился в народную безвестность (его страх на всю жизнь), возможно, потому, что как персонажу ему не хватает обреченного романтизма Дж . Роберта Оппенгеймера. , параноидальное безумие его друга и противника Курта Гёделя или даже (изученная) добродушная святость Альберта Эйнштейна . Далекий от потустороннего отшельника, фон Нейман был бабником и пьяницей, игроком и любителем роскошных автомобилей, ближе к военному начальству, которое дало ему дюжину различных разрешений для работы в Комиссии по атомной энергии , Управлении научных исследований. Исследования и разработки , проект специального вооружения для вооруженных сил и так далее, чем он был для благородных физиков своей австро-венгерской юности. Тем не менее, как ясно показывает «Маньяк» , фон Нейман был оживляющим духом нашей нынешней технологической эпохи, человеком, чья упорная трудовая этика и почти сверхъестественный интеллект сделали наш текущий момент возможным.

Саймон также видит в книге «Критика Лабатута» «антиномианский рационализм Соединенных Штатов, его инструментальную, утилитарную, позитивистскую, хищническую, анархическую логику, которая так часто может выступать как его полная противоположность». [1]

Однако другие рецензенты резко раскритиковали книгу. Алан Дэвид из «Еврейской хроники» счел книгу «штампованным произведением как по мысли, так и по стилю». [11]

«Божественный ход» Ли Седоля в матче против AlphaGo

Многие рецензенты отметили последнюю главу книги, посвященную Ли Седоля матчу с программой искусственного интеллекта AlphaGo . Ротфельд назвал это «самым необычным отрывком» книги. [5] Биггс считает, что третья часть «терпит неудачу по сравнению с первыми двумя частями триптиха». [10] Саймон пишет, что «то, что редакторы Penguin были согласны с романом Лабатута, заканчивающимся 84-страничным (по общему признанию захватывающим) обзором стратегий, лежащих в основе сложной китайской игры, созданной 3000 лет назад, говорит о замечательном представлении о том, какие романы могут сделать, так же, как их можно подтолкнуть и, в свою очередь, они могут подтолкнуть наши концепции». [1]

Поскольку первая книга Лабатута была в основном художественной, несколько рецензентов отметили проверяемость «МАНИАКА » . Фокс пишет, что «детали во многом соответствуют тому, что вы прочтете в учебниках по истории, но Лабатут позволяет себе значительную свободу, чтобы представить реальную жизнь изнутри». [6] Байерс называет это «полувымышленной устной историей »; [7] Косман отмечает, что «чтение научно-популярных романов Лабатута - это упражнение на выяснение того, что правда, а что нет, и насколько это важно в любом случае». [8] Саймон пишет, что «роман якобы представляет собой историческую фантастику… но на самом деле «МАНИАК» — это нечто гораздо более редкое и необычное — настоящий экспериментальный роман с идеями, возникший в издательской экосистеме, которая слишком часто вознаграждает только сухую литературу. художественная литература или жанр художественной литературы с наименьшим общим знаменателем ... Жанр МАНИАКА лучше понимать как историческую творческую документальную литературу, философский аргумент или какое-то сочетание того и другого». [1] Сам Лабатут называет свои книги «беллетристикой», но говорит, что «Вся наука… правда. Однако все, что пишет писатель, — вымысел». [3]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Саймон, Эд (25 ноября 2023 г.). «Кошмары разума: О романе Бенджамина Лабатута «МАНИАК» » . Лос-Анджелесский обзор книг . Проверено 30 декабря 2023 г.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дональдсон, Эмили (6 октября 2023 г.). «В книге «МАНИАК» автор Бенджамин Лабатут погружается на путь безумия» . Глобус и почта. Архивировано из оригинала 8 октября 2023 года . Проверено 3 января 2024 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Олфри, Клэр (27 августа 2023 г.). «Бенхамин Лабатут: «Литература, которая просто блеет «баааад» на монстров, не выполняет свою работу » . Телеграф . Архивировано из оригинала 29 августа 2023 года . Проверено 3 января 2024 г.
  4. ^ Маккарти, Том (29 сентября 2023 г.). «Чудо и безумие науки, изменившие мир» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2023 г.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ротфельд, Бекка (21 сентября 2023 г.). «Обзор | «МАНИАК» сочетает в себе вымысел и историю на грани разумного» . Вашингтон Пост . Проверено 30 декабря 2023 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фокс, Киллиан (1 октября 2023 г.). «Рецензия на «Маньяка» Бенджамина Лабатута – гений и безумие в тени атомной бомбы» . Хранитель . Проверено 30 декабря 2023 г.
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Байерс, Сэм (14 сентября 2023 г.). «Рецензия на «Маньяка» Бенджамина Лабатута – путешествие на дальний край знаний» . Хранитель . Проверено 30 декабря 2023 г.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Косман, Бен. «Достаточно правда: «МАНИАК» и «Оппенгеймер» » . Кливлендский обзор книг . Проверено 30 декабря 2023 г.
  9. ^ Пауэр, Крис (1 февраля 2024 г.). «Рецензия на «Маньяка» Бенджамина Лабатута — это заставит мужчин читать романы» . Таймс . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 1 февраля 2024 г.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Биггс, Гаррет (16 октября 2023 г.). «Неуправляемые пределы материализма в «МАНИАКЕ» » . Чикагский обзор книг . Проверено 30 декабря 2023 г.
  11. ^ Дэвид, Алан. «Обзор «Маньяка»: огромные идеи слишком разбросаны» . www.thejc.com . Еврейская хроника . Проверено 3 января 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a5181b3d555db6b27d2887478aee6fdc__1718044020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a5/dc/a5181b3d555db6b27d2887478aee6fdc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The MANIAC - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)