История Го
Часть серии о |
Идти |
---|
Особенности игры |
|
История и культура |
Игроки и организации |
Компьютеры и математика |
Игра Го ( упрощенный китайский : Го ; традиционный китайский : Го ; пиньинь : ; Древнекитайский : *ɢʷəj grə «окружающая игра». [1] ) зародился в Китае в древности. В древности это считалось одним из четырех основных искусств культурного китайского ученого, а в « Аналектах Конфуция» оно описывается как достойное времяпрепровождение для джентльмена . Он достиг Кореи в V веке. [2] в 7 веке он достиг Японии . Игра была описана Маттео Риччи в 1615 году. [3] и Томаса Хайда в 1694 году, но на Западе оно стало популярным только в конце 19 века.
Согласно легенде, игра была создана в качестве учебного пособия после того, как древний китайский император Яо 堯 (2356–2255 гг. до н.э. ) разработал ее для своего сына Даньчжу 丹朱 , чтобы научиться дисциплине, концентрации и балансу. Другая версия происхождения игры заключается в том, что китайские военачальники и генералы использовали куски камня для нанесения на карту атакующих позиций. Другие правдоподобные теории связывают снаряжение Го с гаданием или борьбой с наводнениями.
Происхождение в Китае
[ редактировать ]Ранняя история Го обсуждается, но существуют мифы о его существовании, один из которых предполагает, что Го было древним устройством гадания, используемым китайскими астрологами для моделирования отношений Вселенной с человеком. [ нужна ссылка ]
Самым ранним письменным упоминанием игры обычно считается исторический аннал Цзо Чжуань. [4] [5] ( ок. 4 века до н.э. ), что относится к историческому событию 548 года до н.э. Он также упоминается в XVII книге « Аналектов» Конфуция и в двух книгах Мэн-цзы. [6] [5] ( ок. III век до н.э. ). Во всех этих работах игра упоминается как yì ( 弈 ; древнекитайский: *ɢrak ). [1]
Китайские археологи обнаружили обломок керамической доски времен династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) в провинции Шэньси . Это самая ранняя находка существующей доски, раскопанная в Китае. Доска была найдена в руинах сторожевой башни при гробницах императора Цзинди и императрицы Ван Чжи династии Западная Хань. Обломок доски имеет длину от 5,7 до 28,5 см, ширину от 17 до 19,7 см и толщину 3,6 см. Ли Ган, научный сотрудник Археологического научно-исследовательского института провинции Шэньси, сказал, что эта доска могла быть сделана из напольной плитки и что она не принадлежала королевской семье, поскольку резьба слишком грубая. Ли сказал, что доску могли сделать стражи гробницы, которые играли в го, чтобы скоротать время. «Это доказывает, что более 2000 лет назад в го играли не только дворяне, но и простые люди, например, стражи гробниц», - отметил Ли.
В 1954 году полная доска для го, сделанная из камня, была найдена в гробнице времен династии Восточная Хань (25–220 гг.) в Ванду уезде провинции Хэбэй . Эта доска имеет сетку 17×17, что подтверждает утверждение автора III века Хандань Чуна в « Классике искусств» о том, что в то время в Го играли на сетке 17×17:
Доска го имеет 17 линий по длине и ширине, что дает всего 289 очков. Число черных и белых камней по 150 штук. [5]
Самая ранняя найденная доска с сеткой 19 × 19 — это керамическая доска, датируемая династией Суй (581–618), которая была раскопана в Аньяне в провинции Хэнань , поэтому где-то между III и VI веками должно было произойти изменение размера сетки. имели место. Однако доска 17×17 сохранилась в версии го, в которую играют в Тибете. [7]
Первая книга, посвященная го, - это « Руководство по го Дуньхуан» ( около 6 века н. э.), найденное в пещерах Могао в Дуньхуане , и в ней обсуждается игра, в которую играют на доске 19 x 19. Больше книг, посвященных игре, было написано во времена династий Тан и Сун . [8]
В древнем Китае го часто считалось изысканным развлечением ученых, тогда как сянци была игрой масс. По словам японского историка Миёси, Го процветал в Китае примерно с 200 по 600 год нашей эры, когда интерес к искусству и литературе был на пике. [8] Го было одним из четырех культивируемых искусств китайского ученого-джентльмена , наряду с каллиграфией , живописью и игрой на музыкальном инструменте гуцинь , и экзамены на знание этих искусств использовались для квалификации кандидатов на службу в бюрократию . [9]
Рост в Восточной Азии
[ редактировать ]Считается, что Го был завезен в Японию Киби-но Макиби, который учился в Танском Китае в начале 8-го века. Но Кодекс Тайхо , принятый в 701 году нашей эры, содержит описание Го, и поэтому игра могла быть представлена немного раньше. Приблизительный период может быть подтвержден среднекитайским произношением 圍棋 *ɦʉi ɡɨ , которое было заимствовано в древнеяпонский язык как *wigə/wigo 2 (= man'yōgana 井碁), позже став современным японским смешанным кан-он / го-он. читаю 囲碁 igo .
После того, как Го было завезено из Китая, в него стали активно играть в период Нара (710–794 гг. н.э.), а в последующий период Хэйан (794–1185 гг. н.э.) Го было любимым занятием аристократов, как это описано в типичных литературных произведениях. этого периода, такие как «Книга-подушка» и «Сказка о Гэндзи» .
В период Муромати (1336–1573) властители нанимали полупрофессиональных игроков в го, которых называли Го-учи ( 碁打ち ) или Дзёдзу ( 上手 ), которые соревновались с другими кланами. В конце 16 века Никкай ( Хонинбо Санса ) служил учителем го Оде Нобунаге , Тоётоми Хидэёси и Токугаве Иэясу , а в 1578 году был признан первым Мэйдзин го Одой Нобунагой; он также стал первым Хон'инбо . Примерно в это же время началось бесплатное открытие игры; раньше игра начиналась с заданного положения в несколько камней на доске.
В 1612 году, в начале периода Эдо (1603–1868), сёгунат Токугава учредил Четыре наследственных «дома» для обучения игре Го: Хонинбо ( 本因坊 , Хонинбо ) , Хаяси ( 林 , Хаяси ) , Иноуэ ( 井上 , Иноуэ ) и Ясуи ( 安井 , Ясуи ) . Эти четыре дома ( иэмото ) конкурировали друг с другом на протяжении 300 лет периода Эдо . Профессиональные матчи между четырьмя домами, а также другими высокопоставленными игроками назывались осирого («замковое го»), поскольку проводились в замках сёгуна .
Волна вестернизации и модернизации, сопровождавшая Реставрацию Мэйдзи в 1868 году, привела к упразднению официальной системы иэмото Го и снижению общей популярности игры. После этого переворота титул Хонинбо был преобразован в турнирный титул.
Развитие на Западе
[ редактировать ]Несмотря на свою широкую популярность в Восточной Азии , Го медленно распространялся в остальном мире, в отличие от других игр древнего азиатского происхождения, таких как шахматы . Шедлер [10] предполагает, что шахматы имеют более широкую привлекательность, потому что в шахматах могут быть созданы культурно конгруэнтные игровые фигуры (например, ферзь и слон в западных шахматах , советник [ сломанный якорь ] и слон [ сломанный якорь ] в китайских шахматах ), тогда как Го совершенно абстрактно. Кроме того, в го нет кульминационного финала (например, мата в шахматах). Новым игрокам часто трудно определить, когда игра в Го окончена. Другие теории сосредоточены на существовании фундаментальных различий в уровне и типе мышления, необходимых игрокам в го и шахматистам. В то время как в шахматах преимуществом является чистое аналитическое мышление и способность заранее планировать множество ходов, в го упор делается на более интуитивный подход, основанный на распознавании образов и опыте. Чисто аналитический подход из-за огромного количества ходов, доступных для рассмотрения, может парализовать ситуацию.
Первое подробное описание го на европейском языке, De Circumveniendi Ludo Chinensium ( О китайской окружающей игре ), было написано на латыни Томасом Хайдом и включено в его трактат 1694 года о восточных настольных играх De Ludis Orientalibus ( О восточных играх ). , стр. 195–201; Оскару Коршельту , немецкому инженеру , приписывают то, что он был первым человеком, который попытался популяризировать Го за пределами Восточной Азии. Он узнал об игре от Хонинбо Сюхо (Мурасе Сюхо), когда тот работал в Японии с 1878 по 1886 год. Коршельт опубликовал подробную статью о го в 1880 году. Несколько лет спустя он опубликовал книгу, основанную на этой статье. Он принес игру в Европу, особенно в Германию и Австрию , и, таким образом, стал первым человеком, систематически описывающим го на западном языке. Поскольку он изучил Го в Японии, термины Го на западных языках пришли из японского , и жители Запада обычно называют игру японским названием « го», а не китайским названием «вейци» .
К началу 20 века Го распространилось по всей Германской и Австро-Венгерской империям. [11] В 1905 году Эдвард Ласкер научился игре, находясь в Берлине. Переехав в Нью-Йорк, Ласкер основал Нью-Йоркский клуб го вместе (среди прочих) с Артуром Смитом, который узнал об игре во время своего путешествия по Востоку и опубликовал книгу « Игра в го» в 1908 году. [12] Книга Ласкера «Го и го-моку» (1934) способствовала распространению игры по всей территории США. [12] а в 1935 году Американская ассоциация го была создана . Два года спустя, в 1937 году, была основана Немецкая ассоциация го. [11] Вторая мировая война положила конец большей части деятельности в области го, но после войны го продолжало распространяться. [13]
Интерес западных игроков возрос в 1950-х годах. В 1978 году Манфред Виммер [14] стал первым жителем Запада, получившим сертификат профессионального игрока от профессиональной ассоциации го Восточной Азии. Лишь в 2000 году житель Запада Майкл Редмонд получил профессиональный 9 дан — высший ранг, присуждаемый восточноазиатскими ассоциациями го.
На протяжении большей части 20-го века Японская ассоциация го играла ведущую роль в распространении го за пределами Восточной Азии, издавая англоязычный журнал Go Review в 1960-х годах, создавая центры го в США, Европе и Южной Америке и часто отправляя профессиональных учителя в турне по западным странам. [15] К 2005 году в Европейскую федерацию го входило в общей сложности 35 стран-членов. [16]
В 1996 году НАСА астронавт Дэниел Барри и японский астронавт Коичи Ваката стали первыми людьми, сыгравшими в Го в космосе. Они использовали специальный набор для игры в Го, разработанный Вай-Чунгом Уилсоном Чоу. [17] Оба астронавта были удостоены почетных званий дан Нихон Киин . [17]
В 2016 году Ли Седоль потерпел поражение от компьютерной программы AlphaGo .
Пустяки
[ редактировать ]Первая зарегистрированная игра в го в Европе была сыграна в 1872 году между Кидо Такаёси и Окубо Тошимичи . Оба были вице-послами миссии Ивакура , которая путешествовала по Соединенным Штатам и Европе между 1871 и 1873 годами. Кидо был страстным игроком в го, как видно из его дневника (переведенного Сидни ДеВере Брауном и Акико Хиротой как «Дневник Кидо»). Такаёси , Том I–III, Токио, Токийский университет, 1983–1986). Во время своего путешествия, после прибытия в Бирмингем 1 ноября 1872 года и проживания в отеле «Королева» в номере № 10, Кидо два дня спустя отмечает в своем дневнике (т. II, стр. 243):
3 ноября 1872 г. [Мэйдзи 5/10/3] Ярмарка, затем дождь. Я весь день оставался в своей комнате, чтобы выздороветь от болезни, и придерживался специальной диеты. Я играл в го с Окубо.
(Примечание) Воскресенье.
См. также
[ редактировать ]- Отправляйтесь на Азиатские игры 2010 года.
- Международная федерация го
- Список профессиональных турниров по Го
- Руководство по Дуньхуану Го
- Классик искусств
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Реконструкция древнекитайского языка Бакстера-Сагарта, версия 1.1» (PDF) . 20 сентября 2014 г.
- ^ «история Го» . Сентего . Проверено 9 ноября 2018 г.
- ^ О христианской кампании в Китае - см.: https://senseis.xmp.net/?GoHistory.
- ^ Поттер 1985 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фэйрберн, 1995 .
- ^ Поттер 1984 .
- ^ Шотвелл 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б Ласкер, Эдвард (1960). Го и Го-Моку: Восточные настольные игры . Дуврские публикации . ISBN 0486206130 .
- ^ Пинкард 1989 .
- ^ Шедлер, Ульрих (2001). «Некоторые игры путешествуют, некоторые нет».
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) в материалах Первой международной конференции по Бадуку, Ханкук Кивон, 2001 г. - ^ Перейти обратно: а б Лейпциг Го. «История го в Европе 1880–1945» . Архивировано из оригинала 28 мая 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Американская ассоциация го. «Историческая книга Американской ассоциации го 1995 года» . Архивировано из оригинала 06 августа 2011 г.
- ^ Ричард Бозулич. «Магия Го – 40. Го в Европе» . Архивировано из оригинала 30 июля 2007 г. Проверено 28 апреля 2008 г.
- ^ Манфред Виммер
- ^ Британская ассоциация го. «Профессиональный игрок в го посещает Великобританию и Ирландию (с 1964 года)» . Проверено 17 ноября 2007 г.
- ^ Европейская федерация го. «История ЭФФ» . Проверено 31 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пэн и Холл, 1996 .
Примечания
[ редактировать ]- Поттер, Дональд Л. (1984). «Иди в классику» . Вперед, мир (37). Токио: Ishi Press: 16–18 . Проверено 2 ноября 2007 г.
- Поттер, Дональд Л. (1985). «Вход в классику (ii): Цзо-цюань» . Вперед, мир (42). Токио: Ishi Press: 19–21 . Проверено 2 ноября 2007 г.
- Фэйрберн, Джон (1995). «Путешествие в Древний Китай» . Проверено 2 ноября 2007 г.
- Фэйрберн, Джон (2000). «История Го в Корее» . Архивировано из оригинала 8 июня 2011 г. Проверено 6 ноября 2007 г.
- Ласкер, Эдвард (1960) [1934]. Гоу и Гоу-Моку . Курьерская корпорация. ISBN 0-486-20613-0 .
- Пинкард, Уильям (1989). «Четыре достижения» . В Ричарде Бозуличе (ред.). Японская гравюра и мир го . Архивировано из оригинала 16 марта 2008 г. Проверено 2 ноября 2007 г. .
- Пэн, Майк; Холл, Марк (1996). «Один гигантский скачок вперед» (PDF) . Свенский Готиднинг . 96 (2): 7–8. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2012 г. Проверено 12 ноября 2007 г.
- Шотвелл, Питер (3 апреля 2003 г.). «Игра Го в Древнем и современном Тибете» (PDF) . Проверено 23 сентября 2021 г. Пересмотр Шотвелл, Питер (1993). «Иди по снегу». GoWorld . № 69.