Четыре дома Го
Часть серии о |
Идти |
---|
Особенности игры |
|
История и культура |
Игроки и организации |
Компьютеры и математика |
В истории Го в Японии четыре дома Го были четырьмя основными школами Го, основанными, поддерживаемыми и контролируемыми государством в начале сёгуната Токугава . (Было также много второстепенных домов.) Примерно в то же время сёги были разделены на три дома. Здесь «дом» подразумевает учреждение, работающее по признанным принципам системы иэмото , общей для всех традиционных японских искусств. В частности, главе дома в трёх из четырёх случаев передавалось имя: Иноуэ Инсэки , Ясуи Сэнкаку , Хаяси Монню . Таким образом, упоминание этих имен относится к современному главе дома.
Этими четырьмя домами были Хонинбо, Хаяси, Иноуэ и Ясуи. Изначально они были созданы, чтобы быть на одном уровне друг с другом, и соревновались в официальных замковых играх, называемых осирого .
Дома
[ редактировать ]Хон'инбо
[ редактировать ]Дом Хонъинбо (本因坊家), несомненно, был самой сильной школой Го на протяжении большей части своего существования. Он был основан в 1612 году и просуществовал до 1940 года.
После закрытия школы титул Хонинбо стал использоваться для победителя турнира Хонинбо , который теперь является ежегодным профессиональным мероприятием по го в Японии. Он проводится по системе обладателей титулов , что означает, что в любой момент времени есть игрок, который может использовать титул Хон'инбо. Японские игроки обычно берут особое личное имя Хон'инбо, что является уникальной особенностью этого титула; например, Такагава Каку удерживал этот титул девять лет, и все это время его называли Хон'инбо Шукаку. Игроки других национальностей по традиции не берут специального имени, но используют титул Хон'инбо.
Хонинбо Сюсай продал свой титул Японской ассоциации го перед тем, как уйти на пенсию в 1936 году, фактически положив конец линии Хонинбо. [ 1 ]
Все трое «святых Го» (или Кисей ) вышли из этой школы — Досаку , Сюсаку и Джова (хотя Джову часто ругают из-за его махинаций, когда он пытался стать Мэйдзином ). Большинство обладателей титула Мэйдзин (присуждаемого игроку, признанному всеми сильнейшим) также были выходцами из этого дома. Другим видным членом был Хонинбо Сюсаку (秀策, 1829–1862), который был наследником главы школы, но умер от холеры, прежде чем официально стал Хонинбо.
Хаяши
[ редактировать ]Дом Хаяси (林家) был одним из четырех домов Го в Японии периода Эдо . По сути, это был младший партнер в системе школ Го, никогда не выпускавший игроков Мэйдзин . Будучи всегда союзником школы Хонинбо, по традиционным причинам, она не дожила до конца периода как по-настоящему независимая. Его руководство перешло к Хонинбо Шуэю , а когда он стал также главой Хонинбо, оно де-факто вошло в состав Хонинбо.
Начиная со второй головы, глава дома во время игры был известен как Хаяси Монню.
Иноуэ
[ редактировать ]Дом Иноуэ (井上家) был одним из четырех домов Го, поддерживаемых государством школ игры в Го в Японии в период Эдо .
Нумерация глав домов введена Иноуэ Генаном Инсэки в начале девятнадцатого века, включая Накамуру Досэки из соображений престижа. Во время игровой карьеры всех руководителей, кроме Досэки, звали Иноуэ Инсэки . Для удобства используются пенсионные или посмертные имена в стиле Иноуэ Генкаку Инсэки с вставленной личной частью имени. Вариантов названий предостаточно.
Ясуи
[ редактировать ]Дом Ясуи (安井家) был одной из четырех школ (или домов) Го, которые были официально признаны в период Эдо японской истории. Каждая из четырех школ была основана Токугавой Иэясу в 1612 году. [ 2 ]
В доме был один Мэйдзин , в Ясуи Санчи . Было отмечено, что общий стиль игры тяготел к прагматическому, а не к художественному.
С 1737 года по настоящее время нынешний глава дома Ясуи был известен как Сэнкаку. Здесь перечислены пенсионные или посмертные имена.
История
[ редактировать ]Первым из четырех домов был дом Хонинбо, основанный Хонинбо Санса. Хонинбо Санса был буддийским монахом и был назначен Годокоро (министром Го) Токугавой Иэясу после объединения Японии в 1603 году.
Буддийские связи
[ редактировать ]Номинально они также были буддийскими учреждениями: Хонинбо и Хаяси были связаны с сектой Нитирэн , а Иноуэ и Ясуи — с Дзёдо Шу . [ 3 ] Таким образом, все игроки были мужчинами. [ нужны разъяснения ] Некоторые внешние формы этой связи сохранились лишь: в игры осирого играли в буддийской одежде и с бритыми головами; стильному Ота Юдзо было разрешено отказаться от обязательств, так как он гордился своими волосами. [ 3 ] После того, как Хонинбо Доэцу заявил, что длинные рукава доставляют игрокам неудобства, им было разрешено носить более короткие рукава. [ 3 ] По крайней мере, теоретически вопросы преемственности в домах находились в ведении джиша бугё , официального регулирующего религиозного учреждения. Назначение наследником, как правило, в рамках системы иэмото лучшего ученика, который мог быть не родным сыном, а фактически усыновленным, должно было быть официальным. [ 3 ] Смерть в раннем возрасте особенно повлияла на дом Хонинбо, и нерегулярная преемственность могла произойти, что могло привести к скандалу.
Официальный статус
[ редактировать ]Официальные должности Мэйдзина и Годокоро присуждались, хотя и спорадически, и приносили дому большой престиж. На практике при назначении часто влияли закулисные интриги. Еще более похвально то, что титул Мэйдзин мог быть присвоен только бесспорному мастеру игры того времени, были случаи, когда его отказывали двум кандидатам, заслуги которых были очень близки (примером были Гэндзё и Титоку , около 1810–1820 гг.).
Обучение
[ редактировать ]Метод обучения посредством ученичества обеспечил стабильный и высокий уровень игры (хотя некоторые говорят, что в восемнадцатом веке стандарты снизились). Эзотерическое обучение было нормальным, были составлены сборники очень сложных цумэго , один из которых, Иго Хацуёрон , до сих пор используется для профессиональной подготовки. Подготовленные варианты использовались в топовых играх (в частности, в игре Джовы кровопролитной и Акабоши ). По сути, секреты го были государственной тайной; поскольку страна была закрыта для иностранцев, в основном международные соревнования проводились против игроков с островов Рюкю , но эти игры до сих пор приводятся как примеры разницы между сильными любителями и чрезвычайно сильными игроками.
Растворение
[ редактировать ]Через некоторое время дом Хонинбо ( Досаку ) стал самым престижным, а дом Хаяси столкнулся с трудностями и в конечном итоге был захвачен Хонинбо. Реставрация Мэйдзи привела систему в беспорядок, но три дома пережили тяжелые времена до 1900 года. Хонинбо Сюсай организовал, чтобы титул Хонинбо стал турниром Нихон Киин после его смерти (1939). Дом Ясуи вымер; это не точно по состоянию на 2004 год [update] сохранится ли теоретически дом Иноуэ или нет, хотя с 1920-х годов он вышел из мейнстрима.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Исследование игры, лежащей в основе «Мастера го» » . 3 декабря 2016 г.
- ^ Нуссбаум, Луи-Фредерик и др. (2005). «Го» в Японской энциклопедии, стр. 249–250. , с. 249, в Google Книгах ; Обратите внимание: Луи-Фредерик — это псевдоним Луи-Фредерик Нуссбаум, см. авторитетный файл Deutsche Nationalbibliothek, заархивированный 24 мая 2012 г. на archive.today .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ежемесячный обзор Go 1963/4 стр.41
- Нуссбаум, Луи Фридерик и Кете Рот. (2005). Японская энциклопедия. Кембридж: Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-01753-5 ; ОСЛК 48943301
- Сюзо Охира и Джон Фэйрберн. (1977). Знакомство с известными играми. Токио: Иши. ОСЛК 252292851