Электронная почта


Маки-э ( 蒔絵 , буквально: посыпанное изображение (или рисунок) ) — японская техника лакового декорирования, при которой изображения, узоры и буквы рисуются лаком на поверхности лаковых изделий, а затем посыпаются металлическим порошком, например золотом или серебром. и закрепляется на поверхности лакового изделия. Происхождение термина маки-э - это сложное слово, состоящее из маки , означающего «окропление», и е, означающего «картина» или «дизайн». Этот термин также можно использовать для обозначения лаковых изделий, изготовленных с использованием этой декоративной техники. Термин маки-э впервые появился в период Хэйан . [1]
Эта техника является наиболее часто используемой в японском лаковом декоре. Маки -э часто сочетают с другими техниками, такими как радэн ( 螺鈿 ) , при котором перламутровый слой оболочки раковины моллюска заделывается или наклеивается на лак, дзоган ( 象嵌 ) , при котором металл или слоновая кость покрываются лаком, и чинкин ( 沈金). ), в котором сусальное золото или золотой порошок заделаны в углубление, где был сбрит лак. [1]
Для создания различных цветов и текстур мастера маки-э используют различные металлические порошки, включая золото, серебро, медь, латунь, свинец, алюминий, платину и олово, а также их сплавы. Для нанесения пудры и рисования тонких линий используются бамбуковые трубочки и мягкие кисточки разных размеров. требуется высококвалифицированное мастерство Поскольку для создания картины маки-э , молодые художники обычно проходят многолетнее обучение, чтобы развить навыки и в конечном итоге стать маки-э мастерами . Коами Дочо (1410–1478) был первым мастером лака, связанным с конкретными произведениями. В его работах маки-э использовались рисунки различных современных японских художников. Коами и другой маки-э мастер , Игараси Синсай , были основателями двух основных школ лакового производства в истории Японии.
Основные техники и их история.
[ редактировать ]Классификация по производственному процессу
[ редактировать ]Маки-э условно подразделяется на три техники: хира маки-э ( хира макиэ ) , тогидаси маки-э ( кениде макиэ ) и така маки-э ( така макиэ ) в соответствии с классификацией процессов. В Японии эти три техники и сисиай тогидаси. Маки-э ( Никуго Кендаси Макиэ ) , представляющее собой комбинацию тогидаси маки-э и така маки-э , широко используется. [1] [2] Эти процессы маки-э начинаются после завершения обычного процесса лакирования. Другими словами, необходимо заранее сделать толстый основной слой лака, повторив ряд работ, таких как покрытие дерева или бумаги лаком с помощью шпателя или кисти, его сушка и полировка. [3]
- Хира маки э -
На первом этапе предварительный процесс эскиза, называемый окимэ выполняется . После того, как исходный рисунок нарисован на бумаге, тонкая васи накладывается и копируется по контуру сверху, а затем на нарисованный на васи контур тонкой кистью наносится лак и прижимается к поверхности лакового изделия для передачи . Если рисунок или узор просты, этот процесс можно пропустить. Следующий шаг, называемый джигаки , — это процесс подготовки перед посыпанием металлического порошка. Лак наносится на место, куда необходимо присыпать металлический порошок, и используется в качестве клея. Затем в ходе процесса, называемого фунмаки, металлический порошок посыпают с помощью стержня птичьего пера или бамбуковой трубки. На следующем этапе поверх металлического порошка наносится лак для защиты металлического порошка, а затем лак высушивается. Первая полировка выполняется в следующем процессе фунтоги . Лак слегка полируют, чтобы обнажить только поверхность металлического порошка с металлическим порошком, внедренным в лак. В последующем процессе полировки все лаковое изделие полируется абразивами разного размера частиц. Кроме того, в середине каждого процесса полировки происходит процесс, называемый вставляется сюрируруси , при котором повторяется серия процессов втирания лака в лаковые изделия и их сушки. глянцевое маки-э . Благодаря этим сложным процессам создается [3] Хотя эта техника является самой простой в маки-э , она была разработана во второй половине периода Хэйан после тогидаси маки-э и завершена в период Камакура, поскольку было необходимо сделать частицы металлического порошка более мелкими. Эта техника была популярна в период Адзути-Момояма , когда было необходимо массовое производство маки-э . [4] [2]
- - э Тогидаси маки
Тогидаси маки-э и хира маки-э используют один и тот же процесс, вплоть до фунгатаме , где наносят лак для защиты металлического порошка. Однако последующие процессы отличаются: тогидаси маки-э использует процесс, называемый нурикоми, при котором все лаковое изделие, включая изображения и узоры, покрывается черным лаком. После высыхания его полируют до обнажения поверхности металлического порошка. После этого он аналогичен хира маки-э тем, что его полируют абразивами с разным размером частиц, а лак натирают и сушат, но процедура каждого процесса разная. [5] Поскольку вся поверхность, включая узор, покрывается лаком, а затем полируется, поверхность рисунка и фона становится гладкой, а металлический порошок отваливается труднее, чем хира маки-э . Эта техника была разработана и завершена в период Хэйан, и эта техника была основным направлением маки-э до позднего периода Хэйан, когда техника очистки золотого и серебряного порошка была неразвита, а частицы были грубыми. Поскольку в ножнах меча периода Нара, хранящихся в Сёсоине, используется техника, называемая маккинрусаку ( 末金鏤作 ), похожая на эту технику, иногда говорят, что японское маки-э зародилось в период Нара. [6] [2] 。
- Така маки-э ( Така макиэ )
Лак смешивают с древесным углем или минеральными частицами, чтобы получить лак повышенной вязкости, и на поверхности рисуют рисунок, чтобы поднять рисунок. Затем его сушат и тот же процесс, что и хира маки-э для завершения поверх рисунка повторяют . Название техники различается в зависимости от типа смешиваемых частиц: частица, смешанная с порошком древесного угля, называется сумикоагэ-така маки-э ( 炭粉上蒔絵 ), а смесь, смешанная с оловянным порошком, — судзуаге-така маки. -e ( 錫上高蒔絵 ) . Эта техника была разработана в середине периода Камакура. В Муромати период сабиагэ-така маки-э ( 錆上高蒔絵 ) был разработан путем смешивания лака с порошкообразным точильным камнем или порошкообразной глиной, и стало возможным поднять узор выше. [7] [2] 。
- Сишиай тогидаси маки-э ( Маки-э )
После поднятия узора в процессе така маки-э он завершается процессом тогидаси маки-э . В отличие от тогидаси маки-э , поверхность не становится гладкой даже после полировки, поскольку процесс така маки-э завершен. Это самая сложная техника среди маки-э , она была разработана в период Муромати и была популярна в период Эдо . [8] 。
Классификация по размеру и форме металлического порошка
[ редактировать ]Частицы металлического порошка грубо подразделяются на три типа: кешифун маки-э ( 消粉蒔絵 ) , хирагимэ или хирагоку маки-э ( 平極蒔絵 ) и маруфун ( 丸粉 ) или хон маки-э ( 本蒔絵 ) в порядке убывания размера. С мелкими частицами кешифун маки-э легко работать, но адгезия частиц слабая, цвет становится беловатым с небольшим блеском и выглядит тусклым. С крупными частицами маруфун маки-э трудно работать, но они обладают высокой прочностью, сильным блеском и ярким внешним видом из-за неравномерного отражения частиц. [9]
Галерея
[ редактировать ]- Инкрустированная бумажная коробка маки-э радэн с дизайном «колеса в потоке» ( катавагурума ), Национальное достояние , период Хэйан , 11–12 века, Токийский национальный музей.
- Инкрустированная шкатулка для письма маки-э радэн с рисунком «Восемь мостов» ( яцухаси ), автор Огата Корин , национальное достояние, период Эдо , 18 век. Цветы представляют собой инкрустацию из раковин ушка . Токийский национальный музей [10]
- Инро с персонажами долголетия и удачи и «Семью счастливыми сокровищами» на шахматной доске, период Эдо, 18 век, Метрополитен-музей
- Маки-э Фудзи Тагонура , автор Сибата Зешин , период Мэйдзи , 1872 год.
- Маки-э Письменный стол , работа Сираямы Сёсай, период Мэйдзи, XIX век, Коллекция японского искусства Халили .
Маке
[ редактировать ]Мексиканское слово maque происходит от японского слова. Используется для «мексиканских лаковых изделий». Японские лаковые изделия прибыли в Мексику на манильских галеонах в период Намбана . Мексиканские ремесленники соединили в своих работах доиспанское, европейское и азиатское влияние. [11] [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Маки-э. Асахи Симбун
- ^ Перейти обратно: а б с д Техника Маки-э Том 61~64. Японская посуда Ямакю.
- ^ Перейти обратно: а б Рабочий процесс Маки-э (Хира маки-э). Центр поддержки промышленности и предпринимательства Исэ
- ^ Хира маки-э. Асахи Симбун
- ^ Рабочий процесс Маки-э (Тогидаси маки-э). Центр поддержки промышленности и предпринимательства Исэ
- ^ Тогидаси маки-э Асахи Симбун .
- ^ Ставьте оценки. Фонд Асахи
- ^ Шишиа-токидаси маки-э Асахи Симбун
- ^ Виды порошка макиэ, используемого для соединения, их характеристики и способы его приобретения в магазинах по производству золотого порошка Кинцуги тошокан.
- ^ На верхнем ярусе находятся чернильный камень и капельница для воды; нижний ярус – для бумаги; дизайн восьми мостов по мотивам 9-й главы «Сказок об Исэ»; ирисы и дощатые мостики 1700 г., черное лакированное дерево, золото, маки-э, раковины морского ушка, серебро и ржавые свинцовые полосы (мостики).
- ^ Тед Джей Джей Лейенаар. «Мексиканские лаки из Герреро / La laca Mexicana de Guerrero» (PDF) . Нидерланды: Национальный музей этнологии, Музей Волкенкунде. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2014 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Кэтрин Сантнер (2 октября 2012 г.). «Написано лаком: благородное ухаживание за мексиканской швейной шкатулкой» . Лос-Анджелес: Художественный музей округа Лос-Анджелес . Проверено 10 июня 2015 г.
- Истории лаковых изделий /maki-e
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Маки-э, на Викискладе?
- Маки-э в Британнике