Японская лаковая посуда


Лаковые изделия ( 漆器 , сикки ) — японское ремесло , охватывающее широкий спектр изобразительного и декоративного искусства, поскольку лак использовался в уруси-э , гравюрах и на самых разных предметах — от статуй Будды до коробок для еды бенто .
Характерной чертой японских лаковых изделий является разнообразие лаковых изделий, использующих технику декорирования, называемую маки-э ( 蒔絵 ), при которой для прикрепления к лаку посыпают металлический порошок. Изобретение различных маки-э техник в истории Японии расширило художественное выражение, а различные инструменты и произведения искусства, такие как инро, имеют высокую декоративность. [1]
используется ряд терминов В японском языке для обозначения лаковых изделий . Сикки (漆器) означает «лаковая посуда» в самом буквальном смысле, тогда как нуримоно (塗物) означает «предметы с покрытием», а уруси-нури (漆塗) означает «лаковое покрытие». [2]
Термины, относящиеся к лаку или лаковым изделиям, такие как « Japanning », « Urushiol » и « maque », что на мексиканском испанском означает «лак», произошли от японских лаковых изделий. [3] [4]
История
[ редактировать ]Дзёмон – период Эдо
[ редактировать ]



Было подтверждено, что лаковое дерево существовало в Японии 12 600 лет назад, в зарождающийся период Дзёмон . Это было подтверждено датированием радиоактивным углеродом лакового дерева, найденного в кургане из ракушек Торихама , и это самое старое лаковое дерево в мире, найденное по состоянию на 2011 год. [5] Лак использовался в Японии еще в 7000 году до нашей эры, в период Дзёмон. Доказательства существования самых ранних лаковых изделий были обнаружены на раскопках Какиносима «B» на Хоккайдо . Орнаменты, вытканные из лакированной красной нити, были обнаружены в ямной могиле, датируемой первой половиной периода Начального Дзёмон. Также на раскопках Какиносима «А» почти полностью неповрежденной была найдена глиняная посуда с носиком, окрашенным ярко-красным лаком, изготовленная 3200 лет назад. [6] [7] [5]
Технология лакирования, возможно, была изобретена Дзёмон. Они научились очищать уруси (сок ядовитого дуба) — процесс занял несколько месяцев. Оксид железа (колкотар) и киноварь (сульфид ртути) использовались для получения красного лака. [8] Лак использовался как на керамике, так и на различных видах деревянных изделий. В некоторых случаях лакировали и погребальную одежду умерших. [8] В период раннего Дзёмон было обнаружено множество лакированных предметов; это указывает на то, что это была неотъемлемая часть культуры Дзёмон. [8] Эксперты разделились во мнениях относительно того, был ли лак Дзёмон получен на основе китайских технологий или изобретен независимо. Например, Марк Хадсон считает, что «технология лака Дзёмон была разработана независимо в Японии, а не завезена из Китая, как когда-то считалось». [9] [8]
Одним из шедевров древних японских лаковых изделий является храм Тамамуси середины седьмого века нашей эры. Храм сделан из лакированного хиноки или японского кипариса и камфорного дерева, местных пород. Хотя их обычно называют уруси , со времен Мэйдзи некоторые ученые вместо этого утверждают, что в картинах используется техника, известная как мицуда-э , ранний тип масляной живописи , с использованием периллового ( сисо ) масла с глетом в качестве осушителя .
Многие традиционные ремесла и промышленные искусства, созданные на протяжении всей истории Японии, первоначально находились под влиянием Китая, а затем на протяжении веков испытывали различные местные стилистические влияния и инновации.
В период Хэйан (794-1185 гг.) были разработаны различные техники маки-э, характерные для японских лаковых изделий. В то время как в других странах распространен метод нанесения рисунков кистью путем растворения золотого порошка в лаке, метод нанесения рисунков лаком с последующим посыпанием сверху золотым, серебряным или медным порошком различных размеров и форм для их полировки был разработан в Японии. Это позволило сделать золото и серебро лаковых изделий ярче, чем раньше. [1] Тогидаси маки-э , разновидность маки-э , была разработана и завершена в этот период. [10] А хира маки-э была разработана во второй половине этого периода. [11]
В период Камакура (1185–1333 гг.) резной лак времен китайской династии Сун в Японию импортировали . Однако многие японские мастера по лаку не переняли китайский метод нанесения лака и последующей его резьбы; вместо этого они создали Камакурабори — метод резьбы по дереву с последующим покрытием лаком. [12] В этот период было завершено Хира маки-э и така маки-э . появилось новое развитие [11] [13]
В период Муромати (1336–1573 гг.) были разработаны сисиай-тогидаси маки-э , наиболее сложная из типичных техник маки-э , а также новые така-маки-э с использованием шлифовальных камней и глиняных порошков. техники [14] [13] [15] [16] Японские лаковые изделия в больших количествах экспортировались в соседнюю Восточную Азию , Юго-Восточную Азию и даже Индию . Лак (особенно японский) был известен при индийских дворах и входил в число подарков, преподносимых европейцами местным правителям. Японский лак был хорошо известен сэру Томасу Роу , например, как подходящий подарок императору Джахангиру , и в 1616 году он отмечает, что редкости из Китая и Японии были весьма желательны в Индии. [17] [18] [15]
В Китае правители Мин и Цин обычно называли японские лаковые изделия «иностранным лаком» (янци). Ян Мин и знаменитый мастер по лакированию Чжэцзян сделали аннотации к «Записи об украшении лаком»… Люди династии Мин однажды записали: «Искусство украшения лаком, покрытым золотом, зародилось (маки-э) из Японии». во времена правления Сюаньдэ из династии Мин совершил поездку в Японию для изучения японских техник, а во времена династии Мин японец посетил китайскую императорскую мастерскую в Пекине . Хорошо известно, что император Юнчжэн проявлял огромный интерес к японскому лаку. янци , и это нашло отражение во многих произведениях, созданных в императорских мастерских во время его правления. [19] [20] [21] [22] [23]
В период Адзути-Момояма (1568-1600) также проник в колониальную Мексику ( манильские галеоны ) и Европу посредством торговли Нанбан . Японская лаковая посуда привлекала европейских аристократов и миссионеров из Европы, а в ответ на их запросы экспортировались сундуки и церковная мебель в западном стиле. [24] [25] В этот период хира маки-э стала очень популярной благодаря массовому производству. [11]
В период Эдо (1603–1868 гг.) наблюдался рост целенаправленного выращивания лаковых деревьев и развитие используемых методов. В 18 веке цветные лаки получили более широкое распространение. С развитием экономики и культуры улучшались художественные качества лакированной мебели. Хонами Коэцу и Огата Корин воплотили рисунки Ринпа школы живописи в лаковые изделия. С середины периода Эдо Инро стал популярен как мужской аксессуар, а богатые торговцы класса тёнин и самураев собирали ино высокой эстетической ценности, тщательно обработанные лаком. [26] [27] Мария Антуанетта и Мария Терезия — известные коллекционеры японских лаковых изделий, их коллекции сейчас часто выставляются в Лувре и Версальском дворце . [1] В этот период, в связи с развитием экономики, стала популярна сисиай-тогидаси маки-э — передовая техника. [14]
- Кувшин сакэ с хризантемами и гребнями павловнии на чередующихся полях. Начало 17 века, период Адзути-Момояма.
- Многоярусный стенд с узорами, отсылающими к «Сказке о Гэндзи» , автор Хонами Коэцу , эриод Эдо, 17 век.
- Подставка для чтения с горой Ёсино
- Подставка для канцелярских товаров Утреннее солнце, павловния и феникс в маки-э
- Лакированная внешность вакидзаси Фусамуне
- Седло и стремена с глициниями
Эпоха Мэйдзи
[ редактировать ]

Экономические трудности начала девятнадцатого века снизили спрос на лаковые изделия, украшенные золотом или серебром. [28] В эпоху Мэйдзи возобновился интерес к лаку, поскольку художники разрабатывали новые дизайны и экспериментировали с новыми текстурами и отделками. Первым среди них был Сибата Зешин . [28] которого называли «величайшим лакировщиком Японии». [29] Привлекательность его весьма оригинального стиля заключалась в выборе мотивов и сюжетов, а не в золоте и серебре. Он поместил лаковые панели в рамы, имитируя западные картины маслом. [30] Среди других известных художников-лаковщиков 19-го века — Накаяма Комин и Сираяма Сёсай, оба из которых, в отличие от Зешина, придерживались классического стиля, во многом обязанного японскому и китайскому пейзажному искусству. [31] Маки-э была самой распространенной техникой изготовления качественных лаковых изделий в тот период. [32]
Изделия сибаяма, изобретенные в 1770-х годах в период Эдо. [33] сочетание лака, золота, серебра, моллюсков, слоновой кости, коралла, панциря черепахи, керамики и других новых материалов в изысканных украшениях. [34] [35] Они получили свое название от Сибаямы Сэндзо, первоначально Оноги Сэндзо, который принял название своего родного города при переезде в Эдо и чья семья производила и выставляла лаковые изделия в новом стиле. [36] Этот стиль стал популярным в период Мэйдзи, поскольку его можно было производить быстрее и дешевле, чем традиционные лаки. [30] Посуда Сомада , изобретенная в 1670-х годах в период Эдо, характеризуется регулярным узором из мелко нарезанных моллюсков, сусальным золотом и сусальным серебром и стала популярной в этот период. [35] Богато украшенные лаковые изделия оригинального дизайна были популярны внутри страны, и тем более среди западных покупателей в тот период европейского и американского увлечения японским искусством . [28] Правительство проявляло активный интерес к экспортному рынку произведений искусства, продвигая японские лаки и другие предметы декоративного искусства на ряде всемирных ярмарок . [37] [38] Лак японских мастерских был признан технически превосходящим тот, который можно было производить где-либо еще в мире. [30]
- Коробка для набора благовоний с узором из сливы и бамбука, период Эдо или Мэйдзи, 19 век.
- Коробка для пикника с изображением сцены из «Сказки о Гэндзи», лак Маки-э, период Эдо или Мэйдзи, XIX век
- Шкаф Инро с изображением водопада в лаке Маки-э , период Эдо или Мэйдзи, 19 век
Двадцатый век и далее
[ редактировать ]
После эпохи Мэйдзи новое поколение художников еще больше изменило декоративный язык, изображая растения стилизованно, без натуралистических декораций. [39]
В последние десятилетия японское правительство предприняло усилия по сохранению искусства изготовления лаковых изделий. Благодаря процессу признания выдающихся мастеров, таких как Гонроку Мацуда (松田権六) и Кадзуми Муросе (室瀬和美), « Живым национальным достоянием» , а также усилиям правительства по поощрению развития новых мастерских Уруси, искусство постепенно снова утверждает себя. .
Лучшая техника нанесения лака с конца периода Эдо до периода Мэйдзи, особенно техника ино , была практически утрачена в процессе вестернизации японского образа жизни. Однако в 1985 году Тацуо Китамура ( 北村辰夫 ) основал собственную студию под названием « Унрюан » ( 雲龍庵 ) и сумел воссоздать ее. Его лаковые работы собраны в Музее Виктории и Альберта и Музее современного искусства XXI века в Канадзаве и являются объектом коллекций богатых людей всего мира. [40] [41] [42] [43]
В 2020 году Галерея ремесел Национального музея современного искусства в Токио , в которой собраны работы, созданные компанией «Живые национальные сокровища», переехала в Канадзаву , префектуру Исикава . Это связано с политикой местного возрождения, проводимой японским правительством. Канадзава, процветавший при клане Маэда в период Эдо, — это город с процветающей традиционной промышленностью.
Методы и процессы
[ редактировать ]

Как и в других странах, где традиционно производились лаковые изделия, этот процесс по своей сути довольно прост. Предмет изготавливается из дерева, иногда кожи, бумаги или плетения. Для герметизации и защиты объекта наносится лак, а затем добавляется украшение. Обычно используются три слоя (грунтовочный, средний и последний слой), причем последний слой иногда бывает прозрачным, а не черным лаком, чтобы просвечивать украшения.
Наряду с красным и черным лаком часто можно увидеть использование инкрустации , часто из ракушек или подобных материалов, а также слюды или других материалов. Нанесение золотого порошка известно как маки-э и является очень распространенным декоративным элементом.
Ниже приведены несколько примеров традиционных техник:
- Икканбари (一閑張), также известный как харинуки (張貫), является одной из распространенных техник изготовления чайной посуды . Этот процесс, изобретенный Хики Икканом в начале 17 века, включает нанесение слоев лака на бумагу, отформованную в форме.
- иро-уруси (色漆), буквально «цветной лак», был создан путем добавления пигментов в прозрачный лак. Ограничения натуральных пигментов позволяли использовать только пять цветов (красный, черный, желтый, зеленый и коричневый) вплоть до 19 века, когда появились различные инновации, а также более поздние западные искусственные пигменты. Шибата Зешин был крупным новатором в этой области, используя не только цвет, но и другие вещества, смешанные с его лаком, для достижения широкого спектра эффектов, включая имитацию внешнего вида драгоценных металлов, художественное использование которых в то время было строго ограничено из-за на обеспокоенность правительства по поводу чрезмерной расточительности.
- сюнкей-нури (春慶塗), лаковые изделия сюнкей; он создается с использованием прозрачного лака на дереве, окрашенном в желтый или красный цвет, так что можно увидеть естественную текстуру дерева (в этом отношении он похож на «Курое нури»). Название происходит от изобретателя, который работал в Сакаи во время правления императора Го-Камеяма (1368-1392). Этот метод стал популярен в 17 веке в Такаяме, провинция Хида. По этой технологии изготавливались многие предметы для чаепития. [44]
- уруси-ханга (漆絵版画), разработанный Хакуо Ириямой , производящий печатную форму из сухого лака, которая вырезалась и в конечном итоге использовалась как блочная печать, но вместо традиционных печатных красок с пигментированным лаком.
- раден (螺鈿) с использованием инкрустаций из ракушек и слоновой кости для украшения предметов, которые обычно имеют деревянную основу.
- маки-э (蒔絵) с использованием металлических порошков, включая золото, серебро, медь и их сплавы, наносимых бамбуковыми трубочками или тонкими кистями. В хирамаки-э порошки насыпают на влажный лак, а затем покрывают еще одним слоем лака. Такамаки-э достигает эффекта высокого рельефа за счет повторяющихся слоев, иногда с добавлением древесного угля, опилок или глины. [45] Тогидаси-э предполагает покрытие оригинального маки-э несколькими слоями лака, а затем полировку до тех пор, пока рисунок не станет видимым. [46]
Региональные формы
[ редактировать ]
Как и в большинстве традиционных искусств, со временем возникли вариации, поскольку отдельные центры производства разработали свои собственные уникальные методы и стили.
- Изделия Айдзу появились в конце 16 века, а пик их производства пришелся на период Мэйдзи . Одна из техник Айдзу заключается в гравировке рисунков или изображений на поверхности лака с последующим заполнением пространства золотом или другими материалами. Другие методы, характерные для Айдзу, включают в себя полировку различных глин и грунтовок.
- Изделия Джохана обычно известны использованием маки-э и мицуда-э (золотое и свинцовое украшение соответственно), а также использованием белого или беловатого лака.
- Лаковые изделия нэгоро производились в храмовом комплексе Негоро-дзи в провинции Идзуми . Красные слои лака на изделиях Negoro постепенно стираются по мере использования, обнажая черный лак под ними. [47] С тех пор этот эффект был скопирован и эмулирован в других местах.
- Лаковые изделия Рюкюань , хотя их часто включают в число видов японского лака, на самом деле развивались в значительной степени независимо, под сильным влиянием Китая и Юго-Восточной Азии, поскольку острова Рюкю не попали под контроль Японии до 1609 года.
- В изделиях Цугару используется техника, предположительно разработанная Икеда Гентаро в конце 17 века; несколько слоев лаков разного цвета используются для создания красочного пестрого эффекта.
- Изделия Wakasa изготавливаются с использованием различных цветов и включением яичной скорлупы, рисовой мякины или других материалов в базовые покрытия. Также используется серебряная или золотая фольга, запечатываемая под слоем прозрачного лака.
- Вадзима-нури (輪島塗) датируется концом 15 века из Вадзимы , префектура Исикава . Вадзима-нури славится своим прочным грунтовочным покрытием, которое достигается путем нанесения нескольких слоев уруси, смешанного с порошкообразной диатомовой землей ( дзи-но-ко ), на деликатные деревянные основы дзелькова. [48]
Национальные сокровища
[ редактировать ]Правительство зарегистрировало ряд древних предметов как национальные сокровища. Многие из них являются буддийскими предметами, датируемыми периодом Хэйан. См . Список национальных сокровищ Японии (другие ремесла) .
Коллекции
[ редактировать ]В Художественном музее Токугава в городе Нагоя, Япония, хранится коллекция лаков, в том числе свадебное приданое маки-э периода Эдо , которое было признано национальным достоянием. [49] [50]
Сегодня японские лаковые изделия ищут коллекционеры и музеи всего мира. Современные коллекции японских лаковых изделий за пределами Японии включают коллекцию японского искусства Насера Д. Халили , в которую входят работы Ситабы Зешина и других известных художников. Нассер Халили провел выставки, посвященные работам Шибаты Зешина, в четырех странах. [51] Коллекция Чарльза А. Гринфилда в США охватывает период с 1600 по 1900 годы. [52] Коллекция домашнего лака Марии-Антуанетты разделена между Лувром , Музеем Гиме и Версальским дворцом . [50] В Музее Виктории и Альберта в Лондоне собрана коллекция преимущественно экспортных лаковых изделий. [50] Всего около 2500 штук. [53]
Ремесленники
[ редактировать ]Среди художников по лаку, которые были названы « Живыми национальными сокровищами» , Кадзуми Муросе (木瀬和美), Коити Накано (中野小一), Фумио Мэй (前史雄), Масами Исои (iso伟正美), Хитоси Ота (太田俦), Ёсито Ямасита, Исао Ониши, Куни Комори, Киичиро Масумура и Сёсай Китамура.
Прошлые живые национальные сокровища были Сёзан Такано, Гонроку Мацуда, Наодзи Тераи, Ёсикуни Тагути, Сёгё Оба, Отомару Кодо), Тайхо Мэй, Джосин Исой, Юсай Акадзи, Масики Масумура и Кейширо Сиода.
Окада Акито (岡田章人作, 1910–1968) регулярно выставлялся на выставке Ниттена после 1947 года и работал мастером по реставрации лака в коллекциях Императорского двора. [54]
См. также
[ редактировать ]- Кинцуги
- Japanning : термин, обозначающий более позднюю европейскую имитацию этой техники с использованием растительных смол для создания другого типа лака.
- Список коллекций японского искусства
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи стр.24. ISBN 978-4907211110
- ^ Уруси-нури в JAANUS - Система пользователей сети японской архитектуры и искусства
- ^ Тед Джей Джей Лейенаар. «Мексиканские лаки из Герреро / La laca Mexicana de Guerrero» (PDF) . Нидерланды: Национальный музей этнологии, Музей Волкенкунде. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2014 года . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Кэтрин Сантнер (2 октября 2012 г.). «Написано лаком: благородное ухаживание за мексиканской швейной шкатулкой» . Лос-Анджелес: Художественный музей округа Лос-Анджелес . Проверено 10 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б 12 000-летний кусок дерева сумах, самый старый в мире, обнаружен в Фукуи , Никкей , 6 ноября 2011 г.
- ^ «Археологический памятник Какиносима Дзёмон» . Правительство префектуры Хоккайдо, Туристическая организация Хоккайдо. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 13 ноября 2022 г. .
- ^ Место раскопок Какиносима, правительство Хоккайдо
- ^ Перейти обратно: а б с д Ремесла Дзёмон и чем они были для Heritageofjapan.wordpress.com
- ^ Саннаи Маруяма: новый взгляд на доисторическую Японию , Марк Хадсон, Азиатско-Тихоокеанский журнал, вып. 2 мая 1996 г., стр. 47-4
- ^ Тогидаси маки-э Асахи Симбун .
- ^ Перейти обратно: а б с Хира маки-э. Асахи Симбун
- ^ Резной лак и лаковая скульптура Музей истории культуры префектуры Канагава
- ^ Перейти обратно: а б Снимайте отметки. Фонд Асахи
- ^ Перейти обратно: а б Шишиа-токидаси маки-э Асахи Симбун
- ^ Перейти обратно: а б Крилл, Розмари; Скелтон, Роберт (2004). Искусство Индии Великих Моголов: исследования в честь Роберта Скелтона . Ахмадабад: Мапин. ISBN 978-1-890206-71-0 . OCLC 249644703 .
- ^ БОКСЕР ЧАРЛЬЗ РАЛЬФ (2020). ВЕК ХРИСТИАНСТВА В ЯПОНИИ 1549-1650 . Сл: ИШИ ПРЕСС. ISBN 978-4-87187-109-9 . OCLC 1152479970 .
- ^ БОКСЕР ЧАРЛЬЗ РАЛЬФ (2020). ВЕК ХРИСТИАНСТВА В ЯПОНИИ 1549-1650 . Сл: ИШИ ПРЕСС. ISBN 978-4-87187-109-9 . OCLC 1152479970 .
- ^ Музей Виктории и Альберта; Джаффер, Амин; Корриган, Карина; Джонс, Робин Д.; Музей Пибоди Эссекс (2001). Мебель из Британской Индии и Цейлона: каталог коллекций Музея Виктории и Альберта и Музея Пибоди Эссекс . Лондон: Публикации V&A. ISBN 978-1-85177-318-3 . OCLC 45580438 .
- ^ Хуа, Цзюэмин; Фэн, Лишэн (2021). Тридцать великих изобретений Китая: от земледелия до артемизинина . Сингапур: Springer Singapore Pte. Ограничено. ISBN 978-981-15-6525-0 . OCLC 1227389246 .
- ^ Музей Виктории и Альберта; Джеймс, Элизабет (1998). Музей Виктории и Альберта: библиография и хронология выставок, 1852–1996 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-1-315-07424-5 . OCLC 900484109 .
- ^ Иби, Эльфрида (2015). Исследование и консервация восточноазиатских кабинетов в императорских резиденциях (1700-1900) . Бёлау Верлаг. ISBN 978-3-205-20192-2 . OCLC 934770556 .
- ^ Клётген, Кристина (2017). «Импорт и имитация: вкус японского лака в Китае и Франции восемнадцатого века» . Журнал исследований ранней современной культуры . 17 (2): 175–206. дои : 10.1353/jem.2017.0013 . ISSN 1531-0485 . OCLC 7308043513 . S2CID 165251830 .
- ^ "ИМПЕРАТОРСКИЙ ПОКРЫТЫЙ ЗОЛОТОМ ПОДСТАВНИК ДЛЯ КАДИНИЦ" . www.christies.com . Проверено 19 января 2021 г.
- ^ «Намбан и Энкончадо: встреча Японии и Мексики» . Япония-и-Мексика- meet.tumblr.com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
- ^ Уруси когда-то привлекал мир urushi-joboji.com
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104. ISBN 978-4907211110
- ^ Юдзи Ямасита Ремесла Мэйдзи Мэйдзи , стр.80, Хейбонся, 2014. ISBN 978-4582922172
- ^ Перейти обратно: а б с Эрл 1999 , стр. 186–187.
- ^ Эрл, Джо, "Zeshin Redux", Orientations , Vol. 29, № 2, март 2008 г., с. 136
- ^ Перейти обратно: а б с Эрл 1999 , с. 187.
- ^ Эрл 1999 , стр. 187–188.
- ^ Эрл 1999 , с. 185.
- ^ Сибаяма заику .
- ^ Эрл 1999 , стр. 96, 187.
- ^ Перейти обратно: а б Юдзи Ямасита. Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 60-61, Хэйбонся, 2014. ISBN 978-4582922172
- ^ Эрл 1999 , стр. 93–94.
- ^ Эрл 1999 , стр. 30–31.
- ^ Лидделл, CB (14 декабря 2013 г.). «[Обзор:] Японизм и развитие движения современного искусства: искусство периода Мэйдзи» . Джапан Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
- ^ Эрл 1999 , с. 188.
- ^ Унрюан Китамура Тацуо. Лесли Кехо Галереи
- ^ Музей современного искусства 21 века, Канадзава
- ↑ История маркетинга от восстановления трансцендентных традиционных ремесленных технологий до создания глобального бренда Web Dentsu, 5 сентября 2016 г.
- ^ Кто такой Унрюан? Красота лаковой работы – в деталях. Полная картина заоблачного мастерства. Унрюан и Кирюша. 21 сентября 2017 г.
- ^ Джей Джей Куин, Лаковая промышленность Японии. Труды Азиатского общества Японии - 1881 г., стр.11.
- ^ Эрл 1999 , стр. 186, 378.
- ^ Эрл 1999 , с. 186.
- ^ Джихэй Мурасе – Техника нанесения лака on Vimeo
- ^ «История и культура Вадзима-Нури: Музей искусства Уруси Вадзима» . www.city.wajima.ishikawa.jp . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Основные моменты коллекции | Художественный музей Токугава» . www.tokugawa-art-museum.jp . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с фон Зейбольд, Анастасия (11 октября 2018 г.). «Новый путеводитель по японскому лаку для коллекционеров» . www.christies.com . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Восемь коллекций» . Насер Давид Халили . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 г. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Японский лак, 1600–1900: Отрывки из коллекции Чарльза А. Гринелда» . www.metmuseum.org . Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ Музей Виктории и Альберта, Интернет-музей (4 марта 2011 г.). «Лак в музее Виктории и Альберта» . www.vam.ac.uk. Проверено 1 мая 2020 г.
- ^ «Окада Акито | Ящик для документов (Рёсибако) с дневными цветами | Япония | Период Сёва (1926–89)» . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Лицом к современности: возрождение японского лакового искусства 1890-1950 гг.
- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о японских лаковых изделиях.
- Японский лак, 1600–1900: избранные фрагменты из коллекции Чарльза А. Гринфилда , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF)
- Уруси: Труды исследовательской группы Уруси, 10–27 июня 1985 г., Токио (полностью доступно онлайн в формате PDF)
Источники
[ редактировать ]- Эрл, Джо (1999). Великолепие Мэйдзи: сокровища императорской Японии: шедевры из коллекции Халили . Санкт-Петербург, Флорида: ISBN Broughton International Inc. 1874780137 . OCLC 42476594 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мацуда, Гонроку (2019). Книга Уруси: японские лаковые изделия от мастера . Токио: Японский фонд культуры издательской индустрии.
Внешние ссылки
[ редактировать ]