Jump to content

Японская лаковая посуда

Лаковая шкатулка для письма с ирисами в Яцухаси , автор Огата Корин , период Эдо ( Национальное достояние )
Инро в лаке маки-э , период Эдо , 18 век.

Лаковые изделия ( 漆器 , сикки ) японское ремесло , охватывающее широкий спектр изобразительного и декоративного искусства, поскольку лак использовался в уруси-э , гравюрах и на самых разных предметах — от статуй Будды до коробок для еды бенто .

Характерной чертой японских лаковых изделий является разнообразие лаковых изделий, использующих технику декорирования, называемую маки-э ( 蒔絵 ), при которой для прикрепления к лаку посыпают металлический порошок. Изобретение различных маки-э техник в истории Японии расширило художественное выражение, а различные инструменты и произведения искусства, такие как инро, имеют высокую декоративность. [1]

используется ряд терминов В японском языке для обозначения лаковых изделий . Сикки (漆器) означает «лаковая посуда» в самом буквальном смысле, тогда как нуримоно (塗物) означает «предметы с покрытием», а уруси-нури (漆塗) означает «лаковое покрытие». [2]

Термины, относящиеся к лаку или лаковым изделиям, такие как « Japanning », « Urushiol » и « maque », что на мексиканском испанском означает «лак», произошли от японских лаковых изделий. [3] [4]

Дзёмон – период Эдо

[ редактировать ]
Детальный вид лаковой панели храма Тамамуши периода Асука , VII век ( Национальное достояние )
Тебако (Косметическая шкатулка) Дизайн колес-ручьев из лака маки-э и перламутровой инкрустации, период Хэйан , 12 век, Национальное достояние
Японские лаковые изделия, произведенные и экспортированные по заказу Общества Иисуса . Период Адзути-Момояма , 16 век, Национальный музей Кюсю.
Маки-э сакэ Бутылка Токугава клана с мон (эмблемой) , период Эдо, 18 век.

Было подтверждено, что лаковое дерево существовало в Японии 12 600 лет назад, в зарождающийся период Дзёмон . Это было подтверждено датированием радиоактивным углеродом лакового дерева, найденного в кургане из ракушек Торихама , и это самое старое лаковое дерево в мире, найденное по состоянию на 2011 год. [5] Лак использовался в Японии еще в 7000 году до нашей эры, в период Дзёмон. Доказательства существования самых ранних лаковых изделий были обнаружены на раскопках Какиносима «B» на Хоккайдо . Орнаменты, вытканные из лакированной красной нити, были обнаружены в ямной могиле, датируемой первой половиной периода Начального Дзёмон. Также на раскопках Какиносима «А» почти полностью неповрежденной была найдена глиняная посуда с носиком, окрашенным ярко-красным лаком, изготовленная 3200 лет назад. [6] [7] [5]

Технология лакирования, возможно, была изобретена Дзёмон. Они научились очищать уруси (сок ядовитого дуба) — процесс занял несколько месяцев. Оксид железа (колкотар) и киноварь (сульфид ртути) использовались для получения красного лака. [8] Лак использовался как на керамике, так и на различных видах деревянных изделий. В некоторых случаях лакировали и погребальную одежду умерших. [8] В период раннего Дзёмон было обнаружено множество лакированных предметов; это указывает на то, что это была неотъемлемая часть культуры Дзёмон. [8] Эксперты разделились во мнениях относительно того, был ли лак Дзёмон получен на основе китайских технологий или изобретен независимо. Например, Марк Хадсон считает, что «технология лака Дзёмон была разработана независимо в Японии, а не завезена из Китая, как когда-то считалось». [9] [8]

Одним из шедевров древних японских лаковых изделий является храм Тамамуси середины седьмого века нашей эры. Храм сделан из лакированного хиноки или японского кипариса и камфорного дерева, местных пород. Хотя их обычно называют уруси , со времен Мэйдзи некоторые ученые вместо этого утверждают, что в картинах используется техника, известная как мицуда-э , ранний тип масляной живописи , с использованием периллового ( сисо ) масла с глетом в качестве осушителя .

Многие традиционные ремесла и промышленные искусства, созданные на протяжении всей истории Японии, первоначально находились под влиянием Китая, а затем на протяжении веков испытывали различные местные стилистические влияния и инновации.

В период Хэйан (794-1185 гг.) были разработаны различные техники маки-э, характерные для японских лаковых изделий. В то время как в других странах распространен метод нанесения рисунков кистью путем растворения золотого порошка в лаке, метод нанесения рисунков лаком с последующим посыпанием сверху золотым, серебряным или медным порошком различных размеров и форм для их полировки был разработан в Японии. Это позволило сделать золото и серебро лаковых изделий ярче, чем раньше. [1] Тогидаси маки-э , разновидность маки-э , была разработана и завершена в этот период. [10] А хира маки-э была разработана во второй половине этого периода. [11]

В период Камакура (1185–1333 гг.) резной лак времен китайской династии Сун в Японию импортировали . Однако многие японские мастера по лаку не переняли китайский метод нанесения лака и последующей его резьбы; вместо этого они создали Камакурабори — метод резьбы по дереву с последующим покрытием лаком. [12] В этот период было завершено Хира маки-э и така маки-э . появилось новое развитие [11] [13]

В период Муромати (1336–1573 гг.) были разработаны сисиай-тогидаси маки-э , наиболее сложная из типичных техник маки-э , а также новые така-маки-э с использованием шлифовальных камней и глиняных порошков. техники [14] [13] [15] [16] Японские лаковые изделия в больших количествах экспортировались в соседнюю Восточную Азию , Юго-Восточную Азию и даже Индию . Лак (особенно японский) был известен при индийских дворах и входил в число подарков, преподносимых европейцами местным правителям. Японский лак был хорошо известен сэру Томасу Роу , например, как подходящий подарок императору Джахангиру , и в 1616 году он отмечает, что редкости из Китая и Японии были весьма желательны в Индии. [17] [18] [15]

В Китае правители Мин и Цин обычно называли японские лаковые изделия «иностранным лаком» (янци). Ян Мин и знаменитый мастер по лакированию Чжэцзян сделали аннотации к «Записи об украшении лаком»… Люди династии Мин однажды записали: «Искусство украшения лаком, покрытым золотом, зародилось (маки-э) из Японии». во времена правления Сюаньдэ из династии Мин совершил поездку в Японию для изучения японских техник, а во времена династии Мин японец посетил китайскую императорскую мастерскую в Пекине . Хорошо известно, что император Юнчжэн проявлял огромный интерес к японскому лаку. янци , и это нашло отражение во многих произведениях, созданных в императорских мастерских во время его правления. [19] [20] [21] [22] [23]

В период Адзути-Момояма (1568-1600) также проник в колониальную Мексику ( манильские галеоны ) и Европу посредством торговли Нанбан . Японская лаковая посуда привлекала европейских аристократов и миссионеров из Европы, а в ответ на их запросы экспортировались сундуки и церковная мебель в западном стиле. [24] [25] В этот период хира маки-э стала очень популярной благодаря массовому производству. [11]

В период Эдо (1603–1868 гг.) наблюдался рост целенаправленного выращивания лаковых деревьев и развитие используемых методов. В 18 веке цветные лаки получили более широкое распространение. С развитием экономики и культуры улучшались художественные качества лакированной мебели. Хонами Коэцу и Огата Корин воплотили рисунки Ринпа школы живописи в лаковые изделия. С середины периода Эдо Инро стал популярен как мужской аксессуар, а богатые торговцы класса тёнин и самураев собирали ино высокой эстетической ценности, тщательно обработанные лаком. [26] [27] Мария Антуанетта и Мария Терезия — известные коллекционеры японских лаковых изделий, их коллекции сейчас часто выставляются в Лувре и Версальском дворце . [1] В этот период, в связи с развитием экономики, стала популярна сисиай-тогидаси маки-э — передовая техника. [14]

Эпоха Мэйдзи

[ редактировать ]
Маки-э Фудзи Тагонура , автор Сибата Зешин , период Мэйдзи , 1872 г.
Маки-э Письменный стол , работа Сираямы Сёсай, период Мэйдзи, XIX век, Коллекция японского искусства Халили .

Экономические трудности начала девятнадцатого века снизили спрос на лаковые изделия, украшенные золотом или серебром. [28] В эпоху Мэйдзи возобновился интерес к лаку, поскольку художники разрабатывали новые дизайны и экспериментировали с новыми текстурами и отделками. Первым среди них был Сибата Зешин . [28] которого называли «величайшим лакировщиком Японии». [29] Привлекательность его весьма оригинального стиля заключалась в выборе мотивов и сюжетов, а не в золоте и серебре. Он поместил лаковые панели в рамы, имитируя западные картины маслом. [30] Среди других известных художников-лаковщиков 19-го века — Накаяма Комин и Сираяма Сёсай, оба из которых, в отличие от Зешина, придерживались классического стиля, во многом обязанного японскому и китайскому пейзажному искусству. [31] Маки-э была самой распространенной техникой изготовления качественных лаковых изделий в тот период. [32]

Изделия сибаяма, изобретенные в 1770-х годах в период Эдо. [33] сочетание лака, золота, серебра, моллюсков, слоновой кости, коралла, панциря черепахи, керамики и других новых материалов в изысканных украшениях. [34] [35] Они получили свое название от Сибаямы Сэндзо, первоначально Оноги Сэндзо, который принял название своего родного города при переезде в Эдо и чья семья производила и выставляла лаковые изделия в новом стиле. [36] Этот стиль стал популярным в период Мэйдзи, поскольку его можно было производить быстрее и дешевле, чем традиционные лаки. [30] Посуда Сомада , изобретенная в 1670-х годах в период Эдо, характеризуется регулярным узором из мелко нарезанных моллюсков, сусальным золотом и сусальным серебром и стала популярной в этот период. [35] Богато украшенные лаковые изделия оригинального дизайна были популярны внутри страны, и тем более среди западных покупателей в тот период европейского и американского увлечения японским искусством . [28] Правительство проявляло активный интерес к экспортному рынку произведений искусства, продвигая японские лаки и другие предметы декоративного искусства на ряде всемирных ярмарок . [37] [38] Лак японских мастерских был признан технически превосходящим тот, который можно было производить где-либо еще в мире. [30]

Двадцатый век и далее

[ редактировать ]
Живое национальное достояние Гонроку Мацуда, 1960 год.

После эпохи Мэйдзи новое поколение художников еще больше изменило декоративный язык, изображая растения стилизованно, без натуралистических декораций. [39]

В последние десятилетия японское правительство предприняло усилия по сохранению искусства изготовления лаковых изделий. Благодаря процессу признания выдающихся мастеров, таких как Гонроку Мацуда (松田権六) и Кадзуми Муросе (室瀬和美), « Живым национальным достоянием» , а также усилиям правительства по поощрению развития новых мастерских Уруси, искусство постепенно снова утверждает себя. .

Лучшая техника нанесения лака с конца периода Эдо до периода Мэйдзи, особенно техника ино , была практически утрачена в процессе вестернизации японского образа жизни. Однако в 1985 году Тацуо Китамура ( 北村辰夫 ) основал собственную студию под названием « Унрюан » ( 雲龍庵 ) и сумел воссоздать ее. Его лаковые работы собраны в Музее Виктории и Альберта и Музее современного искусства XXI века в Канадзаве и являются объектом коллекций богатых людей всего мира. [40] [41] [42] [43]

В 2020 году Галерея ремесел Национального музея современного искусства в Токио , в которой собраны работы, созданные компанией «Живые национальные сокровища», переехала в Канадзаву , префектуру Исикава . Это связано с политикой местного возрождения, проводимой японским правительством. Канадзава, процветавший при клане Маэда в период Эдо, — это город с процветающей традиционной промышленностью.

Методы и процессы

[ редактировать ]
Крупный план метода лака чинкин с изображением иголок сосны.
Инро , Дизайн мельчайших узоров с инкрустацией из перламутра, Сомада, характеризующийся сочетанием радэн и макиэ техник , период Эдо.

Как и в других странах, где традиционно производились лаковые изделия, этот процесс по своей сути довольно прост. Предмет изготавливается из дерева, иногда кожи, бумаги или плетения. Для герметизации и защиты объекта наносится лак, а затем добавляется украшение. Обычно используются три слоя (грунтовочный, средний и последний слой), причем последний слой иногда бывает прозрачным, а не черным лаком, чтобы просвечивать украшения.

Наряду с красным и черным лаком часто можно увидеть использование инкрустации , часто из ракушек или подобных материалов, а также слюды или других материалов. Нанесение золотого порошка известно как маки-э и является очень распространенным декоративным элементом.

Ниже приведены несколько примеров традиционных техник:

  • Икканбари (一閑張), также известный как харинуки (張貫), является одной из распространенных техник изготовления чайной посуды . Этот процесс, изобретенный Хики Икканом в начале 17 века, включает нанесение слоев лака на бумагу, отформованную в форме.
  • иро-уруси (色漆), буквально «цветной лак», был создан путем добавления пигментов в прозрачный лак. Ограничения натуральных пигментов позволяли использовать только пять цветов (красный, черный, желтый, зеленый и коричневый) вплоть до 19 века, когда появились различные инновации, а также более поздние западные искусственные пигменты. Шибата Зешин был крупным новатором в этой области, используя не только цвет, но и другие вещества, смешанные с его лаком, для достижения широкого спектра эффектов, включая имитацию внешнего вида драгоценных металлов, художественное использование которых в то время было строго ограничено из-за на обеспокоенность правительства по поводу чрезмерной расточительности.
  • сюнкей-нури (春慶塗), лаковые изделия сюнкей; он создается с использованием прозрачного лака на дереве, окрашенном в желтый или красный цвет, так что можно увидеть естественную текстуру дерева (в этом отношении он похож на «Курое нури»). Название происходит от изобретателя, который работал в Сакаи во время правления императора Го-Камеяма (1368-1392). Этот метод стал популярен в 17 веке в Такаяме, провинция Хида. По этой технологии изготавливались многие предметы для чаепития. [44]
  • уруси-ханга (漆絵版画), разработанный Хакуо Ириямой , производящий печатную форму из сухого лака, которая вырезалась и в конечном итоге использовалась как блочная печать, но вместо традиционных печатных красок с пигментированным лаком.
  • раден (螺鈿) с использованием инкрустаций из ракушек и слоновой кости для украшения предметов, которые обычно имеют деревянную основу.
  • маки-э (蒔絵) с использованием металлических порошков, включая золото, серебро, медь и их сплавы, наносимых бамбуковыми трубочками или тонкими кистями. В хирамаки-э порошки насыпают на влажный лак, а затем покрывают еще одним слоем лака. Такамаки-э достигает эффекта высокого рельефа за счет повторяющихся слоев, иногда с добавлением древесного угля, опилок или глины. [45] Тогидаси-э предполагает покрытие оригинального маки-э несколькими слоями лака, а затем полировку до тех пор, пока рисунок не станет видимым. [46]

Региональные формы

[ редактировать ]
Кувшин в стиле негоро . Красный лак стирается постепенно и неравномерно по мере использования, создавая эффект естественного старения, за который эти изделия высоко ценятся.

Как и в большинстве традиционных искусств, со временем возникли вариации, поскольку отдельные центры производства разработали свои собственные уникальные методы и стили.

  • Изделия Айдзу появились в конце 16 века, а пик их производства пришелся на период Мэйдзи . Одна из техник Айдзу заключается в гравировке рисунков или изображений на поверхности лака с последующим заполнением пространства золотом или другими материалами. Другие методы, характерные для Айдзу, включают в себя полировку различных глин и грунтовок.
  • Изделия Джохана обычно известны использованием маки-э и мицуда-э (золотое и свинцовое украшение соответственно), а также использованием белого или беловатого лака.
  • Лаковые изделия нэгоро производились в храмовом комплексе Негоро-дзи в провинции Идзуми . Красные слои лака на изделиях Negoro постепенно стираются по мере использования, обнажая черный лак под ними. [47] С тех пор этот эффект был скопирован и эмулирован в других местах.
  • Лаковые изделия Рюкюань , хотя их часто включают в число видов японского лака, на самом деле развивались в значительной степени независимо, под сильным влиянием Китая и Юго-Восточной Азии, поскольку острова Рюкю не попали под контроль Японии до 1609 года.
  • В изделиях Цугару используется техника, предположительно разработанная Икеда Гентаро в конце 17 века; несколько слоев лаков разного цвета используются для создания красочного пестрого эффекта.
  • Изделия Wakasa изготавливаются с использованием различных цветов и включением яичной скорлупы, рисовой мякины или других материалов в базовые покрытия. Также используется серебряная или золотая фольга, запечатываемая под слоем прозрачного лака.
  • Вадзима-нури (輪島塗) датируется концом 15 века из Вадзимы , префектура Исикава . Вадзима-нури славится своим прочным грунтовочным покрытием, которое достигается путем нанесения нескольких слоев уруси, смешанного с порошкообразной диатомовой землей ( дзи-но-ко ), на деликатные деревянные основы дзелькова. [48]

Национальные сокровища

[ редактировать ]

Правительство зарегистрировало ряд древних предметов как национальные сокровища. Многие из них являются буддийскими предметами, датируемыми периодом Хэйан. См . Список национальных сокровищ Японии (другие ремесла) .

Коллекции

[ редактировать ]

В Художественном музее Токугава в городе Нагоя, Япония, хранится коллекция лаков, в том числе свадебное приданое маки-э периода Эдо , которое было признано национальным достоянием. [49] [50]

Сегодня японские лаковые изделия ищут коллекционеры и музеи всего мира. Современные коллекции японских лаковых изделий за пределами Японии включают коллекцию японского искусства Насера ​​Д. Халили , в которую входят работы Ситабы Зешина и других известных художников. Нассер Халили провел выставки, посвященные работам Шибаты Зешина, в четырех странах. [51] Коллекция Чарльза А. Гринфилда в США охватывает период с 1600 по 1900 годы. [52] Коллекция домашнего лака Марии-Антуанетты разделена между Лувром , Музеем Гиме и Версальским дворцом . [50] В Музее Виктории и Альберта в Лондоне собрана коллекция преимущественно экспортных лаковых изделий. [50] Всего около 2500 штук. [53]

Ремесленники

[ редактировать ]

Среди художников по лаку, которые были названы « Живыми национальными сокровищами» , Кадзуми Муросе (木瀬和美), Коити Накано (中野小一), Фумио Мэй (前史雄), Масами Исои (iso伟正美), Хитоси Ота (太田俦), Ёсито Ямасита, Исао Ониши, Куни Комори, Киичиро Масумура и Сёсай Китамура.

Прошлые живые национальные сокровища были Сёзан Такано, Гонроку Мацуда, Наодзи Тераи, Ёсикуни Тагути, Сёгё Оба, Отомару Кодо), Тайхо Мэй, Джосин Исой, Юсай Акадзи, Масики Масумура и Кейширо Сиода.

Окада Акито (岡田章人作, 1910–1968) регулярно выставлялся на выставке Ниттена после 1947 года и работал мастером по реставрации лака в коллекциях Императорского двора. [54]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи стр.24. ISBN   978-4907211110
  2. ^ Уруси-нури в JAANUS - Система пользователей сети японской архитектуры и искусства
  3. ^ Тед Джей Джей Лейенаар. «Мексиканские лаки из Герреро / La laca Mexicana de Guerrero» (PDF) . Нидерланды: Национальный музей этнологии, Музей Волкенкунде. Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2014 года . Проверено 10 июня 2015 г.
  4. ^ Кэтрин Сантнер (2 октября 2012 г.). «Написано лаком: благородное ухаживание за мексиканской швейной шкатулкой» . Лос-Анджелес: Художественный музей округа Лос-Анджелес . Проверено 10 июня 2015 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б 12 000-летний кусок дерева сумах, самый старый в мире, обнаружен в Фукуи , Никкей , 6 ноября 2011 г.
  6. ^ «Археологический памятник Какиносима Дзёмон» . Правительство префектуры Хоккайдо, Туристическая организация Хоккайдо. Архивировано из оригинала 7 июля 2020 года . Проверено 13 ноября 2022 г. .
  7. ^ Место раскопок Какиносима, правительство Хоккайдо
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Ремесла Дзёмон и чем они были для Heritageofjapan.wordpress.com
  9. ^ Саннаи Маруяма: новый взгляд на доисторическую Японию , Марк Хадсон, Азиатско-Тихоокеанский журнал, вып. 2 мая 1996 г., стр. 47-4
  10. ^ Тогидаси маки-э Асахи Симбун .
  11. ^ Перейти обратно: а б с Хира маки-э. Асахи Симбун
  12. ^ Резной лак и лаковая скульптура Музей истории культуры префектуры Канагава
  13. ^ Перейти обратно: а б Снимайте отметки. Фонд Асахи
  14. ^ Перейти обратно: а б Шишиа-токидаси маки-э Асахи Симбун
  15. ^ Перейти обратно: а б Крилл, Розмари; Скелтон, Роберт (2004). Искусство Индии Великих Моголов: исследования в честь Роберта Скелтона . Ахмадабад: Мапин. ISBN  978-1-890206-71-0 . OCLC   249644703 .
  16. ^ БОКСЕР ЧАРЛЬЗ РАЛЬФ (2020). ВЕК ХРИСТИАНСТВА В ЯПОНИИ 1549-1650 . Сл: ИШИ ПРЕСС. ISBN  978-4-87187-109-9 . OCLC   1152479970 .
  17. ^ БОКСЕР ЧАРЛЬЗ РАЛЬФ (2020). ВЕК ХРИСТИАНСТВА В ЯПОНИИ 1549-1650 . Сл: ИШИ ПРЕСС. ISBN  978-4-87187-109-9 . OCLC   1152479970 .
  18. ^ Музей Виктории и Альберта; Джаффер, Амин; Корриган, Карина; Джонс, Робин Д.; Музей Пибоди Эссекс (2001). Мебель из Британской Индии и Цейлона: каталог коллекций Музея Виктории и Альберта и Музея Пибоди Эссекс . Лондон: Публикации V&A. ISBN  978-1-85177-318-3 . OCLC   45580438 .
  19. ^ Хуа, Цзюэмин; Фэн, Лишэн (2021). Тридцать великих изобретений Китая: от земледелия до артемизинина . Сингапур: Springer Singapore Pte. Ограничено. ISBN  978-981-15-6525-0 . OCLC   1227389246 .
  20. ^ Музей Виктории и Альберта; Джеймс, Элизабет (1998). Музей Виктории и Альберта: библиография и хронология выставок, 1852–1996 гг . Лондон: Рутледж. ISBN  978-1-315-07424-5 . OCLC   900484109 .
  21. ^ Иби, Эльфрида (2015). Исследование и консервация восточноазиатских кабинетов в императорских резиденциях (1700-1900) . Бёлау Верлаг. ISBN  978-3-205-20192-2 . OCLC   934770556 .
  22. ^ Клётген, Кристина (2017). «Импорт и имитация: вкус японского лака в Китае и Франции восемнадцатого века» . Журнал исследований ранней современной культуры . 17 (2): 175–206. дои : 10.1353/jem.2017.0013 . ISSN   1531-0485 . OCLC   7308043513 . S2CID   165251830 .
  23. ^ "ИМПЕРАТОРСКИЙ ПОКРЫТЫЙ ЗОЛОТОМ ПОДСТАВНИК ДЛЯ КАДИНИЦ" . www.christies.com . Проверено 19 января 2021 г.
  24. ^ «Намбан и Энкончадо: встреча Японии и Мексики» . Япония-и-Мексика- meet.tumblr.com. Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 г. Проверено 19 января 2021 г.
  25. ^ Уруси когда-то привлекал мир urushi-joboji.com
  26. ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 104. ISBN   978-4907211110
  27. ^ Юдзи Ямасита Ремесла Мэйдзи Мэйдзи , стр.80, Хейбонся, 2014. ISBN   978-4582922172
  28. ^ Перейти обратно: а б с Эрл 1999 , стр. 186–187.
  29. ^ Эрл, Джо, "Zeshin Redux", Orientations , Vol. 29, № 2, март 2008 г., с. 136
  30. ^ Перейти обратно: а б с Эрл 1999 , с. 187.
  31. ^ Эрл 1999 , стр. 187–188.
  32. ^ Эрл 1999 , с. 185.
  33. ^ Сибаяма заику .
  34. ^ Эрл 1999 , стр. 96, 187.
  35. ^ Перейти обратно: а б Юдзи Ямасита. Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 60-61, Хэйбонся, 2014. ISBN   978-4582922172
  36. ^ Эрл 1999 , стр. 93–94.
  37. ^ Эрл 1999 , стр. 30–31.
  38. ^ Лидделл, CB (14 декабря 2013 г.). «[Обзор:] Японизм и развитие движения современного искусства: искусство периода Мэйдзи» . Джапан Таймс . Проверено 19 марта 2020 г.
  39. ^ Эрл 1999 , с. 188.
  40. ^ Унрюан Китамура Тацуо. Лесли Кехо Галереи
  41. ^ Музей современного искусства 21 века, Канадзава
  42. История маркетинга от восстановления трансцендентных традиционных ремесленных технологий до создания глобального бренда Web Dentsu, 5 сентября 2016 г.
  43. ^ Кто такой Унрюан? Красота лаковой работы – в деталях. Полная картина заоблачного мастерства. Унрюан и Кирюша. 21 сентября 2017 г.
  44. ^ Джей Джей Куин, Лаковая промышленность Японии. Труды Азиатского общества Японии - 1881 г., стр.11.
  45. ^ Эрл 1999 , стр. 186, 378.
  46. ^ Эрл 1999 , с. 186.
  47. ^ Джихэй Мурасе – Техника нанесения лака on Vimeo
  48. ^ «История и культура Вадзима-Нури: Музей искусства Уруси Вадзима» . www.city.wajima.ishikawa.jp . Архивировано из оригинала 9 февраля 2023 г. Проверено 23 апреля 2018 г.
  49. ^ «Основные моменты коллекции | Художественный музей Токугава» . www.tokugawa-art-museum.jp . Проверено 1 мая 2020 г.
  50. ^ Перейти обратно: а б с фон Зейбольд, Анастасия (11 октября 2018 г.). «Новый путеводитель по японскому лаку для коллекционеров» . www.christies.com . Проверено 1 мая 2020 г.
  51. ^ «Восемь коллекций» . Насер Давид Халили . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 г. Проверено 1 мая 2020 г.
  52. ^ «Японский лак, 1600–1900: Отрывки из коллекции Чарльза А. Гринелда» . www.metmuseum.org . Проверено 1 мая 2020 г.
  53. ^ Музей Виктории и Альберта, Интернет-музей (4 марта 2011 г.). «Лак в музее Виктории и Альберта» . www.vam.ac.uk. ​Проверено 1 мая 2020 г.
  54. ^ «Окада Акито | Ящик для документов (Рёсибако) с дневными цветами | Япония | Период Сёва (1926–89)» . Метрополитен-музей . Проверено 24 июня 2023 г.

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3fb2b50919106479333028aad027687__1715164980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/87/b3fb2b50919106479333028aad027687.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Japanese lacquerware - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)