Раден
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2022 г. ) |
Раден ( Раден ) — японский термин. [ 1 ] за одну из декоративных техник, используемых в традиционных ремеслах и работах по дереву. Это метод вставки перламутра в резную поверхность из лака или дерева. [ 1 ] Кандзи « « ра» ( 螺 ) означает «раковина», а ден» ( 鈿 ) означает «инкрустированный». Раден – это термин, используемый только для техники или работы по инкрустации тонких слоев жемчужных раковин. В Японии техника заливки перламутра моллюсков в лак называется радэн , а техника заливки металла или слоновой кости — зоган ( 象嵌 ) .
Этот термин также может использоваться для обозначения аналогичной традиционной корейской работы под названием наджончилги ( лаковые изделия Раден). [ 2 ] ), или страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам , или современные работы, выполненные на Западе.
Техника производства
[ редактировать ]Существует множество способов производства радэна , причем все методы подразделяются на три основные категории: ацугай (с использованием толстых кусков скорлупы), усугай (с использованием гораздо более тонких кусков) и кенма (наиболее тонкое нанесение кусков скорлупы).
В ацугай радэн скорлупу часто разрезают лобзиком , обрабатывают напильником или камнем . а затем перед применением В усугай радэн более тонкие куски скорлупы обычно изготавливаются с использованием шаблона и специального пуансона . Кенма раден по форме похож на усугай раден .
Способы применения разнообразны. Толстые кусочки ракушки можно инкрустировать в заранее вырезанные оправы, а более тонкие части можно вдавить в очень толстый слой лака или нанести с помощью клея , а затем покрыть лаком. Другие методы используют промывку кислотой и лакирование для достижения различных эффектов.
Особенно радэн сочетается с маки-э – золотым или серебряным лаком, присыпанным металлической пудрой в качестве украшения.
История
[ редактировать ]Основная техника радена возникла в Египте около 3500 г. до н.э. и распространилась по побережью Средиземного моря. [ 3 ] [ 4 ] Существует теория, что техника радэна на Востоке была завезена из Персии во времена Сасанидской династии в Китай, и другая теория, что она зародилась во времена династии Инь , и первая теория в настоящее время широко принята. [ 3 ] Ко времени династии Тан техника, известная по-китайски как луодиан , достигла очень зрелого уровня, особенно луодиан на лаковой основе на бронзовых зеркалах, который был сокровищем мастерства в этот период. Бронзовые зеркала с тыльной стороной, покрытой луодианским лаком, были раскопаны в гробницах Тан в уезде Шаньсянь и Лояне , провинция Хэнань .
Основная техника луодянь была привезена из династии Тан в Японию в период Нара , где ее называли радэн , используя те же китайские иероглифы . В Японии радэн использовался в сочетании с различными японскими маки-э. техниками [ 5 ] с периода Хэйан , но радэн снизился в период Муромати . [ 1 ]
С периода Сэнгоку до периода Адзути-Момояма многие японские лаковые изделия, украшенные маки-э и радэн , привлекали европейцев и экспортировались через торговлю Нанбан через Португальский и Испанский язык в ответ на запрос Общества Иисуса . [ 6 ] Раден часто использовался при создании предметов европейского стиля, таких как комоды и кофейные чашки , и был очень популярен в Европе, так как перламутровое покрытие изделий способствовало их статусу уникальной роскоши. Японцы называли эти товары « лаковыми изделиями Нанбан », причем Нанбан означает «Южные варвары», термин, заимствованный у китайцев, а в Японии 16 века означающий любого иностранца , особенно европейца.
В период Эдо многие предметы японской лаковой посуды экспортировались королевской семье и знати в Европу через Голландскую Ост-Индскую компанию и частных торговцев. В лаковых изделиях, экспортируемых в период Эдо, больше внимания уделялось художественному выражению посредством маки-э с щедрым использованием золотого порошка, чем радэна .
В лаковых изделиях, экспортируемых в период Эдо, больше внимания уделялось художественному выражению посредством маки-э с щедрым использованием золотого порошка, чем радэна . До 1690-х годов Голландская Ост-Индская компания монополизировала экспорт японских лаковых изделий по всей Европе, но лаковые изделия в технике маки-э с использованием большого количества золота были настолько дорогими, что покупатели ограничивались членами королевской семьи и знати, а после 1690 года вывозилось через частную торговлю. [ 7 ]
После открытия Японии для внешней торговли в 1850-х годах работа на экспортных рынках вскоре снова стала значимой. [ 7 ] Лаковые изделия в стиле Сомада и Сибаяма с использованием техники радэн стали популярными и в больших количествах экспортировались из Иокогамы в Европу и США. Посуда Сомада — это стиль, изобретенный Сомада Киёсукэ в 1670-х годах, для которого характерен регулярный узор, состоящий из сочетания лака, мелко нарезанных моллюсков, сусального золота и сусального серебра. Посуда сибаяма — это стиль, изобретенный Сибаямой Сэндзо в 1770-х годах, характеризующийся инкрустацией из различных материалов, таких как моллюски, золото, серебро, слоновая кость, коралл, панцирь черепахи и керамика. [ 8 ]
До сих пор прославляются произведения радэн ряда известных мастеров периода Эдо, в частности, Тосичи Икусимы, Тёбэя Аогая и братьев Сомада. Сегодня Раден широко распространен в Японии и предназначен для многих применений, как современных, так и классических.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бритье Британская энциклопедия
- ^ "Лаковая расческа, инкрустированная перламутром" . Национальный музей Кореи . Архивировано из оригинала 21 февраля 2020 г. Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Котобанк. Раден. Асахи Симбун .
- ^ Масаюки Мурата (2020) Шедевры музея Киемидзу Саннензака (Избранные шедевры музея Киемидзу Саннензака) стр.71. ISBN 978-4-9908614-1-4
- ^ Масаюки Мурата. Введение в ремесла Мэйдзи , стр. 24. ISBN 978-4907211110
- ^ Уруси когда-то привлекал мир urushi-joboji.com
- ^ Jump up to: а б Красота маки-э, перламутровых техник и лаковых изделий, распространившихся по всему миру. Специальная выставка в Рекихаку 20 января 2021 г.
- ^ Юдзи Ямасита. Ремесла Мэйдзи Мэйдзи, стр. 60-61, Хэйбонся, 2014. ISBN 978-4582922172