Сибата Зешин
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Апрель 2020 г. ) |
Сибата Зешин | |
---|---|
Рожденный | Сибата Зешин 15 марта 1807 г. |
Умер | 13 июля 1891 г. | (84 года)
Сибата Зешин ( 柴田 是真 , 15 марта 1807 — 13 июля 1891) — японский лаковик художник- и художник-гравер позднего периода Эдо и начала эпохи Мэйдзи . Его называли «величайшим лакировщиком Японии». [1] но его репутация как живописца и гравюриста более сложна: в Японии он известен как слишком современный человек, пособник движения вестернизации, а также как чрезмерно консервативный традиционалист, который не сделал ничего, чтобы выделиться среди своих современников. Несмотря на столь сложную репутацию в Японии, Зешин стал уважаемым и широко изученным в мире искусства Запада, в частности в Великобритании и США.
Биография
[ редактировать ]Зешин родился и вырос в Эдо (современный Токио). Его дед Изуми Чобей и отец Ичигоро были плотниками в храмах ( миядайку ) и искусными резчиками по дереву. Его отец, взявший фамилию жены Сибата, также был опытным художником укиё-э и учился у Кацукавы Сюнсё . Это, конечно, дало ему отличный старт на пути к становлению художником и ремесленником. В одиннадцать лет Каметаро, как звали Зешина в детстве, стал учеником лакировщика по имени Кома Кансай II.
В 13 лет молодой человек, который впоследствии стал Зешином, отказался от имени Каметаро и стал Дзюнзо. Кома Кансай решил, что его юному подопечному нужно научиться рисовать, рисовать и создавать оригинальные рисунки, чтобы стать великим лакировщиком. Он организовал обучение юного Сибаты у Судзуки Нанрея , великого художника школы Сидзё . Затем Сибата взял имя еще одного художника, отказавшись от Дзюнзо и подписав свои работы «Рейсай», используя Рей от Судзуки Нанрей и сай от Кома Кансай.
Именно во время пребывания с Нанреем ему дали имя Зешин, которого он придерживался до конца своей жизни. Название имеет значение, подобное «это правда» или «Истина», отсылка к старой китайской сказке о короле, который принял аудиенцию у большого количества художников. В то время как почти все художники оказывали королю должное уважение, кланялись ему и вели себя подобающим образом, один пришел полуголый, не поклонился и сидел на полу, облизывая кисть; король воскликнул: «Вот это настоящий художник!» Отсюда и произошло название Зешин.
Зешин изучил не только основы живописи и рисования, но и японскую чайную церемонию , поэзию хайку и вака , историю, литературу и философию. Это легло в основу его обучения не только методам традиционного искусства, но также, что, возможно, более важно, эстетике и философии японского традиционного искусства. Многие из его работ периода учебы у Нанрея были фанатскими. Великий укиё-э художник Утагава Куниёси был впечатлен этими фанатскими картинами, и, приблизившись к молодому художнику, у него завязалась дружба, которая продлилась много лет.
Позже Зешин учился у других великих художников Киотской школы , в том числе у Маруямы Окё , Окамото Тоёхико и Гошина. Хотя позже он стал известен прежде всего своей работой с лаками, Зешин преуспел в традиционной живописи тушью и создал множество работ на традиционные темы, такие как тигры и водопады. Хотя японские мастера ( сэнсэи ) часто бывают весьма эгоистичны и высокомерны по отношению к своим ученикам, считается, что один из учителей Зешина сделал комментарий: «Как вы не можете оценить размеры горы Фудзи, стоя на ней, так и вы не можете по-настоящему оценить ее размеры». мои навыки и репутация в Киото; когда вы вернетесь в Эдо, вы осознаете мою невероятную значимость и вашу огромную удачу, что вы учились у меня». С другой стороны, Зешин, как известно, сказал своим ученикам, что он не хотел, чтобы они были известны как «ученики Зешина, а скорее как великие художники, которые учились у человека по имени Зешин».
Кома Кансай умер в 1835 году, и Зешин унаследовал мастерскую школы Кома. молодого человека по имени Икеда Тайшин Он взял в ученики ; Тайшин оставался его учеником и близким другом до своей смерти в 1903 году. Зешин женился в 1849 году и назвал своего первого сына Рейсай, но вскоре после этого потерял мать и жену.
В 1830-х и 1840-х годах Япония переживала экономический кризис, и по закону художники были строго ограничены в использовании серебра и золота, которые почти необходимы для традиционных стилей лакового декора. Зешин компенсировал это тем, что использовал бронзу для имитации внешнего вида и текстуры железа, а также множество других материалов и декоративных стилей, чтобы сохранить красоту своих работ, оставаясь при этом традиционными и выполнимыми. Можно сказать, что многие из его произведений охватывают концепцию ваби , то есть красоты и элегантности в очень простой форме, примером которой является японская чайная церемония . Хотя очень немногие из его произведений периода Эдо (до 1868 года) сохранились, во многих из его более поздних работ очевидно, что он временами использовал очень простой и почти бесцветный стиль оформления, продолжая при этом использовать традиционные дизайны, такие как как цветы и тростник.
Начиная с 1869 года Зешину было поручено работать на императорское правительство, и он создал для него множество произведений искусства, которые уже не сохранились. В их число входил набор покрытых золотом стульев для Императорского дворца, украшенных мотивом сакуры (цветущей вишни). Позже он был назначен официальным представителем Японии на нескольких международных выставках, включая Вену в 1873 году , Филадельфию в следующем году и Париж, хотя лично он не присутствовал ни на одной из них. [2] За год до своей смерти в 1891 году Зешину была оказана огромная честь членства в недавно созданном Императорском художественном комитете, и сегодня он является единственным художником, получившим признание в двух областях (живопись и маки-э ). В период с 1890 по 1944 год звание Императорского заказа художника было присвоено только 53 художникам.
Сегодня одной из крупнейших коллекций работ Зешина является Лондонская коллекция Халили , содержащая более 100 работ художника. [3]
Стиль
[ редактировать ]Зешин экспериментировал с техническими аспектами лака. Он смешивал свои лаки с различными веществами, чтобы добиться разных цветов и текстур, а также контролировать консистенцию и гибкость. Он изобрел метод рисования лаковым соком непосредственно на бумаге, проклеенной доса (раствор квасцов и животного клея ), чтобы предотвратить отслаивание, когда его картины в виде свитков уруси-э свернуты. [4] [5] Он использовал бронзу в своем лаке, чтобы имитировать внешний вид и текстуру железа, а также зерновой крахмал, чтобы загустить лак, чтобы имитировать, по крайней мере в некоторых отношениях, эффект западной масляной живописи .
Фактически, Зешин остается единственным художником, добившимся успеха в технике уруси-э , поскольку для этого требуется специально обработанная бумага и очень специфическая консистенция лака, используемого в качестве краски. Зешин также возродил сложную технику нанесения лака под названием сэйкай-ха, позволяющую создавать волновые формы, проводя расческой через быстро затвердевающий лак; эта техника настолько сложна, что ее не использовали уже более века. [6]
Однако, хотя он использовал в своем творчестве множество революционных элементов, как в техническом, так и в творческом плане, произведения Зешина в целом всегда были очень традиционны. Используя совершенно новую технику лаковой живописи, он рисовал традиционные предметы, такие как птицы и цветы, насекомые, водопады и драконы. Он скопировал лаковую картину своего учителя Маруямы Окё с изображением тигра. Красно-черно-золотой лаковый пикник Зешина служит еще одним хорошим примером этого революционного традиционализма. Набор для пикника выполнен в очень традиционном стиле, почти полностью из красного и черного лака с золотыми украшениями из листьев и ветвей. Однако на подносе изображена серия бабочек и стрекоз, инкрустированных на поверхность подноса и вырезанных из переливающейся морской ракушки.
Подпись Зешина всегда была довольно сдержанной, а иногда он игриво относился к идее подписи. Есть сделанная им декоративная цуба (цевь меча), на которой муравей, рельефно изображенный в лаке, уносит иероглиф «голень» (真) подписи Зешина на другую сторону изделия.
Было сказано [ кем? ] что большая часть работ Зешина ярко отражает эстетическую концепцию ики (粋), что можно перевести как «шикарный». Концепция ики Эдо , известная как суй в Кансае , была наиболее авторитетно описана Куки Сюдзо , но, как и английские идеи шика, крутости и стиля, точные цвета, узоры и другие стилистические элементы, составляющие ики, практически невозможно определить. приколоть. Тем не менее, работы Зешина часто называют ики и считают, что они имеют правильный баланс традиций и нового: они красивы, но не безвкусны, просты, но не скучны, умны, но не высокомерны. Некоторые сравнивают его стиль с хайку , поскольку его красота и значение более сильны в том, что не показано, чем в том, что есть.
Наряду с Накаямой Комином и Сираямой Сёсаем он считается одним из трёх великих лакировщиков позднего периода Японии. [7]
Выставки
[ редактировать ]Выставки работ Зешина проходили в различных учреждениях по всему миру.
- Японский лак, 1600–1900: избранные произведения из коллекции Чарльза А. Гринфилда , с 4 сентября по 19 октября 1980 года, Метрополитен-музей , Нью-Йорк. [8]
- Сибата Дзешин: Шедевры японского лака из коллекции Халили [9]
- Апрель – октябрь 1997 г., Национальный музей Шотландии , Эдинбург, Великобритания.
- Октябрь – ноябрь 1999 г., Художественный музей Тояма Сато, Тояма, Япония.
- Ноябрь 2000 г. - март 2001 г., Музей Ремера и Пелизеуса , Хильдесхайм, Германия.
- Гений японского лака: шедевры Японского общества Сибата Зешина, Нью-Йорк (21 марта - 15 июня 2008 г.) [10]
Галерея
[ редактировать ]- Многоярусная коробка с едой с летними и осенними фруктами , Метрополитен-музей
- Цветы и птицы четырех времен года , Токийский национальный музей.
- Уруси-э Гачо , Токийский национальный музей
- Сёки , 1865, Британский музей.
- Дзюродзин работы Сибаты Зешина, 1887, живопись, тушь и цвет на шелке ( Художественный музей Гонолулу )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA 3.0. Текст взят из Коллекций Халили , Фонда Халили.
- ^ Эрл, Джо, "Zeshin Redux", Orientations , Vol. 29, № 2, март 2008 г., с. 136
- ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Шибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 17 ISBN 090369705X
- ^ «МЭЙДЗИ НО ТАКАРА — Сокровища императорской Японии; Шедевры Сибаты Зешина» . Коллекции Халили . Проверено 28 апреля 2020 г.
- ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Шибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 25
- ^ Досин, Сато, Сибата Зешин: От лакового искусства к живописи , Музей Нэдзу, Токио, 2012, стр. IX
- ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Сибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 119
- ^ «Письменная шкатулка (сузурибако), 1860-е годы» . Collections.artsmia.org . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ Японский лак, 1600-1900: избранные фрагменты из коллекции Чарльза А. Гринфилда (страницы 84-96)
- ^ «Восемь коллекций» . nasserdkhalili.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 г. Проверено 10 сентября 2019 г.
- ^ Гений японского лака: шедевры Сибаты Зешина
- Шибата Зешин , статья на Artelino Art Auctions, по состоянию на 3 марта 2006 г.
- http://www.thecityreview.com/griggs.html
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрл, Джо (1997). Сибата Зешин: шедевры японского лака из коллекции Халили . Эдинбург: Национальные музеи Шотландии. ISBN 1-874780-09-9 . OCLC 37794363 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Недавняя ретроспектива, рассмотренная CBLiddell
- Название: Ханя возвращает свою руку
- Мост мечты: коллекция японского искусства Мэри Григгс Берк , каталог из библиотек Метрополитен-музея (полностью доступен онлайн в формате PDF), который содержит материалы о Сибате Зешине (см. Указатель)