Jump to content

Сибата Зешин

Сибата Зешин
Рожденный
Сибата Зешин

( 1807-03-15 ) 15 марта 1807 г.
Умер 13 июля 1891 г. (1891-07-13) (84 года)

Сибата Зешин ( 柴田 是真 , 15 марта 1807 — 13 июля 1891) — японский лаковик художник- и художник-гравер позднего периода Эдо и начала эпохи Мэйдзи . Его называли «величайшим лакировщиком Японии». [1] но его репутация как живописца и гравюриста более сложна: в Японии он известен как слишком современный человек, пособник движения вестернизации, а также как чрезмерно консервативный традиционалист, который не сделал ничего, чтобы выделиться среди своих современников. Несмотря на столь сложную репутацию в Японии, Зешин стал уважаемым и широко изученным в мире искусства Запада, в частности в Великобритании и США.

Биография

[ редактировать ]

Зешин родился и вырос в Эдо (современный Токио). Его дед Изуми Чобей и отец Ичигоро были плотниками в храмах ( миядайку ) и искусными резчиками по дереву. Его отец, взявший фамилию жены Сибата, также был опытным художником укиё-э и учился у Кацукавы Сюнсё . Это, конечно, дало ему отличный старт на пути к становлению художником и ремесленником. В одиннадцать лет Каметаро, как звали Зешина в детстве, стал учеником лакировщика по имени Кома Кансай II.

В 13 лет молодой человек, который впоследствии стал Зешином, отказался от имени Каметаро и стал Дзюнзо. Кома Кансай решил, что его юному подопечному нужно научиться рисовать, рисовать и создавать оригинальные рисунки, чтобы стать великим лакировщиком. Он организовал обучение юного Сибаты у Судзуки Нанрея , великого художника школы Сидзё . Затем Сибата взял имя еще одного художника, отказавшись от Дзюнзо и подписав свои работы «Рейсай», используя Рей от Судзуки Нанрей и сай от Кома Кансай.

Именно во время пребывания с Нанреем ему дали имя Зешин, которого он придерживался до конца своей жизни. Название имеет значение, подобное «это правда» или «Истина», отсылка к старой китайской сказке о короле, который принял аудиенцию у большого количества художников. В то время как почти все художники оказывали королю должное уважение, кланялись ему и вели себя подобающим образом, один пришел полуголый, не поклонился и сидел на полу, облизывая кисть; король воскликнул: «Вот это настоящий художник!» Отсюда и произошло название Зешин.

Зешин изучил не только основы живописи и рисования, но и японскую чайную церемонию , поэзию хайку и вака , историю, литературу и философию. Это легло в основу его обучения не только методам традиционного искусства, но также, что, возможно, более важно, эстетике и философии японского традиционного искусства. Многие из его работ периода учебы у Нанрея были фанатскими. Великий укиё-э художник Утагава Куниёси был впечатлен этими фанатскими картинами, и, приблизившись к молодому художнику, у него завязалась дружба, которая продлилась много лет.

Маки-э Фудзи Тагонура , 1872 г.

Позже Зешин учился у других великих художников Киотской школы , в том числе у Маруямы Окё , Окамото Тоёхико и Гошина. Хотя позже он стал известен прежде всего своей работой с лаками, Зешин преуспел в традиционной живописи тушью и создал множество работ на традиционные темы, такие как тигры и водопады. Хотя японские мастера ( сэнсэи ) часто бывают весьма эгоистичны и высокомерны по отношению к своим ученикам, считается, что один из учителей Зешина сделал комментарий: «Как вы не можете оценить размеры горы Фудзи, стоя на ней, так и вы не можете по-настоящему оценить ее размеры». мои навыки и репутация в Киото; когда вы вернетесь в Эдо, вы осознаете мою невероятную значимость и вашу огромную удачу, что вы учились у меня». С другой стороны, Зешин, как известно, сказал своим ученикам, что он не хотел, чтобы они были известны как «ученики Зешина, а скорее как великие художники, которые учились у человека по имени Зешин».

Кома Кансай умер в 1835 году, и Зешин унаследовал мастерскую школы Кома. молодого человека по имени Икеда Тайшин Он взял в ученики ; Тайшин оставался его учеником и близким другом до своей смерти в 1903 году. Зешин женился в 1849 году и назвал своего первого сына Рейсай, но вскоре после этого потерял мать и жену.

В 1830-х и 1840-х годах Япония переживала экономический кризис, и по закону художники были строго ограничены в использовании серебра и золота, которые почти необходимы для традиционных стилей лакового декора. Зешин компенсировал это тем, что использовал бронзу для имитации внешнего вида и текстуры железа, а также множество других материалов и декоративных стилей, чтобы сохранить красоту своих работ, оставаясь при этом традиционными и выполнимыми. Можно сказать, что многие из его произведений охватывают концепцию ваби , то есть красоты и элегантности в очень простой форме, примером которой является японская чайная церемония . Хотя очень немногие из его произведений периода Эдо (до 1868 года) сохранились, во многих из его более поздних работ очевидно, что он временами использовал очень простой и почти бесцветный стиль оформления, продолжая при этом использовать традиционные дизайны, такие как как цветы и тростник.

«Волны» Панно маки-э , 1888-1890 гг., Коллекция японского искусства Халили.

Начиная с 1869 года Зешину было поручено работать на императорское правительство, и он создал для него множество произведений искусства, которые уже не сохранились. В их число входил набор покрытых золотом стульев для Императорского дворца, украшенных мотивом сакуры (цветущей вишни). Позже он был назначен официальным представителем Японии на нескольких международных выставках, включая Вену в 1873 году , Филадельфию в следующем году и Париж, хотя лично он не присутствовал ни на одной из них. [2] За год до своей смерти в 1891 году Зешину была оказана огромная честь членства в недавно созданном Императорском художественном комитете, и сегодня он является единственным художником, получившим признание в двух областях (живопись и маки-э ). В период с 1890 по 1944 год звание Императорского заказа художника было присвоено только 53 художникам.

Сегодня одной из крупнейших коллекций работ Зешина является Лондонская коллекция Халили , содержащая более 100 работ художника. [3]

«Вороны летят», картина «Красное небо на закате» , гравюра на дереве, ок. 1880 ( Бруклинский музей )
Осенние травы в лунном свете , бумага, тушь, лак и сусальное серебро, 1872–91 ( Метрополитен-музей )
Инро с изображением лотоса, из дерева, лака, ракушек и стекла, с шелковым шнуром, конец Эдо - начало периода Мэйдзи (Метрополитен-музей)

Зешин экспериментировал с техническими аспектами лака. Он смешивал свои лаки с различными веществами, чтобы добиться разных цветов и текстур, а также контролировать консистенцию и гибкость. Он изобрел метод рисования лаковым соком непосредственно на бумаге, проклеенной доса (раствор квасцов и животного клея ), чтобы предотвратить отслаивание, когда его картины в виде свитков уруси-э свернуты. [4] [5] Он использовал бронзу в своем лаке, чтобы имитировать внешний вид и текстуру железа, а также зерновой крахмал, чтобы загустить лак, чтобы имитировать, по крайней мере в некоторых отношениях, эффект западной масляной живописи .

Фактически, Зешин остается единственным художником, добившимся успеха в технике уруси-э , поскольку для этого требуется специально обработанная бумага и очень специфическая консистенция лака, используемого в качестве краски. Зешин также возродил сложную технику нанесения лака под названием сэйкай-ха, позволяющую создавать волновые формы, проводя расческой через быстро затвердевающий лак; эта техника настолько сложна, что ее не использовали уже более века. [6]

Однако, хотя он использовал в своем творчестве множество революционных элементов, как в техническом, так и в творческом плане, произведения Зешина в целом всегда были очень традиционны. Используя совершенно новую технику лаковой живописи, он рисовал традиционные предметы, такие как птицы и цветы, насекомые, водопады и драконы. Он скопировал лаковую картину своего учителя Маруямы Окё с изображением тигра. Красно-черно-золотой лаковый пикник Зешина служит еще одним хорошим примером этого революционного традиционализма. Набор для пикника выполнен в очень традиционном стиле, почти полностью из красного и черного лака с золотыми украшениями из листьев и ветвей. Однако на подносе изображена серия бабочек и стрекоз, инкрустированных на поверхность подноса и вырезанных из переливающейся морской ракушки.

Подпись Зешина всегда была довольно сдержанной, а иногда он игриво относился к идее подписи. Есть сделанная им декоративная цуба (цевь меча), на которой муравей, рельефно изображенный в лаке, уносит иероглиф «голень» (真) подписи Зешина на другую сторону изделия.

Было сказано [ кем? ] что большая часть работ Зешина ярко отражает эстетическую концепцию ики (粋), что можно перевести как «шикарный». Концепция ики Эдо , известная как суй в Кансае , была наиболее авторитетно описана Куки Сюдзо , но, как и английские идеи шика, крутости и стиля, точные цвета, узоры и другие стилистические элементы, составляющие ики, практически невозможно определить. приколоть. Тем не менее, работы Зешина часто называют ики и считают, что они имеют правильный баланс традиций и нового: они красивы, но не безвкусны, просты, но не скучны, умны, но не высокомерны. Некоторые сравнивают его стиль с хайку , поскольку его красота и значение более сильны в том, что не показано, чем в том, что есть.

Наряду с Накаямой Комином и Сираямой Сёсаем он считается одним из трёх великих лакировщиков позднего периода Японии. [7]

Выставки

[ редактировать ]

Выставки работ Зешина проходили в различных учреждениях по всему миру.

См. также

[ редактировать ]

В эту статью включен текст из бесплатного контента . Лицензия CC-BY-SA 3.0. Текст взят из Коллекций Халили , Фонда Халили.

  1. ^ Эрл, Джо, "Zeshin Redux", Orientations , Vol. 29, № 2, март 2008 г., с. 136
  2. ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Шибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 17 ISBN   090369705X
  3. ^ «МЭЙДЗИ НО ТАКАРА — Сокровища императорской Японии; Шедевры Сибаты Зешина» . Коллекции Халили . Проверено 28 апреля 2020 г.
  4. ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Шибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 25
  5. ^ Досин, Сато, Сибата Зешин: От лакового искусства к живописи , Музей Нэдзу, Токио, 2012, стр. IX
  6. ^ О'Брайен, Мэри Луиза, Мартин Фулдс и Ховард А. Линк, Искусство Сибаты Зешина, Коллекция мистера и миссис Джеймс Э. О'Брайен в Академии искусств Гонолулу , Академия искусств Гонолулу, 1979, п. 119
  7. ^ «Письменная шкатулка (сузурибако), 1860-е годы» . Collections.artsmia.org . Миннеаполисский институт искусств . Проверено 27 марта 2020 г.
  8. ^ Японский лак, 1600-1900: избранные фрагменты из коллекции Чарльза А. Гринфилда (страницы 84-96)
  9. ^ «Восемь коллекций» . nasserdkhalili.com . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 г. Проверено 10 сентября 2019 г.
  10. ^ Гений японского лака: шедевры Сибаты Зешина

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Эрл, Джо (1997). Сибата Зешин: шедевры японского лака из коллекции Халили . Эдинбург: Национальные музеи Шотландии. ISBN  1-874780-09-9 . OCLC   37794363 .
[ редактировать ]


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e06be2dcea966debf59532efd342915f__1715165820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e0/5f/e06be2dcea966debf59532efd342915f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shibata Zeshin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)