Жизнь и смерть
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Часть серии о |
Идти |
---|
![]() |
Особенности игры |
|
История и культура |
Игроки и организации |
Компьютеры и математика |
Жизнь и смерть 死活) — это фундаментальная концепция игры Го , когда где статус конкретной группы камней ( определяется как «живой», когда они могут оставаться на доске неопределенное время, или «мертвый», группа будет «захвачена» и удалена с доски. Основную идею можно резюмировать следующим образом:
Группа должна иметь возможность избежать захвата - навсегда - имея как минимум две свободы , которые не могут быть заполнены одновременно (имея как минимум два «глаза» ), чтобы поддерживать себя.
Объяснение
[ редактировать ]Концепция Жизни и смерти является следствием двух основных правил Го.
- группа камней без вольностей . Захвачена
- Камень нельзя разыгрывать на позиции, где он будет непосредственно захвачен, за исключением случаев, когда он напрямую захватывает другую группу.
Из-за этих правил некоторые группы никогда не могут быть захвачены (и, следовательно, живы ), в то время как другие не могут избежать захвата (и, следовательно, мертвы, даже если они еще не были удалены с доски).
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Группа a не жива, но может стать живой, поэтому она неспокойна . Группа b мертва . Группа c и d жива .
Примеры
[ редактировать ]Посмотрите на диаграмму справа и предположим, что белые пытаются захватить черные группы:
- a : Белым не разрешено играть a , потому что белый камень a был бы захвачен немедленно, и это было бы самоубийством.
- b : белые могут сыграть b , потому что группа черных будет полностью окружена первой и, таким образом, захвачена, а черные камни будут немедленно удалены с доски.
- c & d : белые не могут играть c или d, потому что у черной группы остается еще одна свобода действий после установки одного камня. Так что играть на c или d было бы самоубийством.
Черную группу, окружающую c & d, невозможно захватить, поэтому она называется живой . У группы есть две отдельные свободы, в которых белые не могут играть. Группа типа b , которая не может стать живой, называется мертвой . Группы, которые ни живы , ни мертвы, называются неурегулированными , и их судьба будет решена позже.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
e и f — глаза, g — ложный глаз.
Глаза и ложные глаза
[ редактировать ]Свободы внутри группы называются глазами . В предыдущем примере a , b , c и d — глаза. Глаз может быть одним пустым пересечением или несколькими из них. На диаграмме слева пересечения, отмеченные буквой e, образуют один глаз, а f — другой глаз. У группы есть два отдельных глазных пространства. Несмотря на то, что белый цвет может сделать ход в этих глазах, черный может в конечном итоге захватить белые камни, и каждый глаз, таким образом, сведется к одному пересечению.
Внутренняя свобода, при которой противник все еще может захватить часть группы, заключающей эту свободу, называется «ложным глазом» или «недостаточным глазом». Группа, имеющая только один глаз, не жива. В примере слева белые могут сыграть на g и захватить черный камень. Затем этот глаз уничтожается, и у Блэка остается только один глаз, так что группа теперь мертва . Черная группа в точке g мертва, поскольку не может сформировать два настоящих глаза.
Важность
[ редактировать ]Ситуации и проблемы жизни и смерти возникают, когда область с группой камней окружает небольшую область (<7 очков), так что может оказаться невозможным сформировать два отдельных независимых «глаза». По мере того, как доска заполняется в ходе игры, некоторые группы выживут, а другие — нет. Группу с единственным глазом обычно можно поймать, заполнив сначала внешний круг. Цель создания двух глаз — предотвратить это. Новички иногда интерпретируют создание двух глаз узко и формируют «явные» глаза один за другим. Часто это неправильный подход, и лучше вообще играть так, чтобы внутри группы образовалась территория, из которой наверняка можно сделать два глаза , если и когда противник нападет на нее. Группы с семью или более точками территории обычно могут образовывать два глаза при нападении, если только нет структурных недостатков.
Поскольку потеря группы может означать проигрыш в игре, и поскольку эффективное использование каждого хода важно, знание статуса жизни и смерти своей собственной группы (а также группы противника) является важным навыком, который необходимо развивать, если нужно стать сильным игроком. Правильные и точные игры, с помощью которых можно обезопасить группу или уничтожить группу противника, глубоко изучаются всеми сильными игроками.
Статус группы
[ редактировать ]Понятие «статуса» обсуждается в книге « Жизнь и смерть » Джеймса Дэвиса. Группы камней делятся на живые , мертвые и неустроенные . Здесь , например, живо безоговорочное суждение, что при лучшей игре обоих игроков группа может выжить до конца игры. Это предполагает, что противник начинает: статус жив означает, что, какую бы атаку ни совершила, существует адекватный защитный ответ.
Поэтому неурегулированный статус заслуживает самого пристального внимания. Играя первым, атакующий игрок может убить такую группу. Играя первым, защищающийся игрок может спасти такую группу. Существует огромный спектр неурегулированных формаций.
Группу можно считать «живой», «мертвой» или «неустроенной» в зависимости от того, можно ли сделать два глаза независимо от того, как играет противник. Естественно, одного места недостаточно. Двух смежных пространств недостаточно, чтобы сделать два глаза, поскольку если вставить камень, то получится только один глаз. Противник может просто заполнить одно из двух мест, угрожая заполнить другое, вынуждая игрока захватить это место, играя на втором. Затем противник просто снова играет там, убивая группу. Обычно во время игры этого делать не будут, но в конце, во время расчета, группа будет помечена как «мертвая» и удалена как пленная. Единственный способ фактически удалить группу с доски — это заполнить ее «пространство для глаз» всеми, кроме одной, заставив ее захватить заполняющую группу, поместив камень в последнее место. Если созданная группа не жива, то продолжение этого процесса в конечном итоге приведет к уничтожению всей группы.
Статус групп из трех человек
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Нерассчитанные группы с тремя пустыми очками
Есть две возможные группы по три: буква «r» и три в линию. Оба эти вопроса не решены, поскольку тот, кто играет, получает желаемый результат. Человек, пытающийся создать два глаза, может играть в средней точке (той, которая соединена с двумя другими), и два других теперь станут глазами. Если играет противник, он будет играть в том же месте, за которым следует соседнее место (фишка другого игрока будет захвачена, если он будет играть в одном из двух открытых мест), оставив только одно пустое место. Это вынуждает первого игрока захватывать, оставляя фигуру двоих мертвецов. Критические точки обведены кружками на схеме «Неурегулированные группы с тремя пустыми точками».
Статус групп из четырех человек
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Группы с четырьмя пустыми точками
Четыре пустых места образуют пять уникальных фигур . Трое живы, один встревожен и один мертв.
Три живых — это прямая линия, форма L и Z. Если противник играет в каком-либо месте, первый игрок может выжить, играя в соседнем месте во втором центре. На диаграмме «Группы с четырьмя пустыми точками» живы группы черных в верхних углах. Если противник играет на любой из обведенных позиций, игра на другой обведенной позиции закрепит статус черной группы.
Неурегулированная форма — пирамида из четырех камней, показанная в левом нижнем углу. Тот, кто играет в центре, обведенном кружком, получает желаемый результат, поэтому побеждает игрок, чей это ход.
Поле два на два мертво: если черные играют в верхнем левом углу поля два на два, белые могут ответить игрой в правом нижнем углу (см. L-образный случай в предыдущем разделе). . С другой стороны, если белые хотят захватить группу черных, им нужно играть только в любом месте внутри поля, и у черных не будет возможности избежать захвата.
Статус групп с более чем четырьмя пустыми точками
[ редактировать ]Мертвых фигур с количеством пустых точек более четырех не бывает, хотя есть парочка неурегулированных.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Нерассчитанные группы с пятью пустыми очками
Пять камней «знак плюс» ( пентамино X ) и «громоздкая пятерка» (пентамино P, состоящее из квадрата и одной точки от него, похожей по форме на кулак с вытянутым большим пальцем») - вот два нерешенных вопроса. в той точке, которая касается большинства других (четыре в «плюсе» — центральная точка, три в «громоздкой пятерке» — одна точка в квадрате, касающаяся внешней точки) даст желаемый результат тому, кто так сделает.
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Нерассчитанные группы с шестью пустыми очками
Есть две неустроенные шесть фигур, а остальные все живые (см. также miai).
Одна из фигур — это «кроличья шестерка» — квадрат с добавлением двух точек, соприкасающихся с любым из углов. (Аналогично плюсу пять, но добавьте любую из четырех взятых угловых точек, чтобы получить нерешенную шестерку.) Противник, играющий в центральной точке, угрожает заполнить все места, кроме одной, громоздкой пятеркой, и защиты нет.
Другой — прямоугольная шестерка в углу . [1] Противник, играющий первым в верхней середине прямоугольника, может убить группу. Защитник, играющий первым, может спасти его, сыграв либо там, либо в нижней середине (обозначается ) .
Любая группа, окружающая более шести точек, жива, но может потребоваться правильно отреагировать, если противник атакует. Кроме того, из-за особых свойств угла группа, набравшая более шести очков, не может быть безусловно живой, так как противник может сделать глаз-другой на своей территории.
Секи
[ редактировать ]![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Секи
Камни могут быть живыми без глаз. Такая ситуация возникает, когда две группы мертвых камней сталкиваются друг с другом, не имея возможности захватить их.
На рисунке справа показан один из самых простых сэки. Черно-белые камни, соприкасающиеся с обведенными точками, не имеют глаз и могут казаться мертвыми. Однако, если черные попытаются захватить белых, они должны заполнить одну из точек в кружке, что приведет только к их собственному взятию белыми. То же самое относится и к белым, которые не могут реализовать свободу черных, не попав предварительно в плен.
Поскольку ни один из игроков не может убить другого, ситуация считается исчерпанной. Говорят, что чёрные и белые камни в сэки живые .
Предостережения
[ редактировать ]Группы, которые живы, еще могут умереть. Одна из причин заключается в том, что их могут принести в жертву в ходе ко-боя .
Другой способ, которым правило ко участвует в обсуждении, — это усложнения, которые ко добавляет к классификации по статусу. Вполне возможно, что группа будет жива в ко : то есть группа условно жива , условием является возможность выиграть конкретный ко -бой, связанный с контролем ключевого перекрестка.
Мертвые камни
[ редактировать ]Практически во всех играх есть хотя бы несколько мертвых камней, которые остаются на доске в конце игры, когда оба игрока пасуют. Затем эти мертвые камни удаляются в ходе операции, часто называемой «очисткой», которая является отдельным этапом игры. С удаленными камнями обращаются точно так же, как с другими захваченными камнями. Согласно китайским правилам, которые используют подсчет площади , камни, удаленные на этапе очистки, возвращаются в свои миски.
Ошибкой новичка является захват мертвых камней до того, как это станет тактически важным. Такие игры во время игры приводят к потере хода и также могут стоить очков.
Часто в жертву приносят одиночные камни и небольшие группы. В тех случаях, когда группа представляет собой нечто большее, чем просто жертвенную ценность, эта группа обычно должна жить , чтобы у человека был шанс на победу в игре в целом.
Обычно в конце игры на доске у каждой стороны будет не более 4-5 живых групп. Существует пословица го , которая гласит: «Пять групп могут жить, но шестая умрет» [1] , что в двух словах описывает необходимость подчеркнуть связь между развивающимися группами. Борьбу за жизнь можно решить соединением. Поскольку каждой группе нужны два глаза (а глаза иногда трудно найти), альтернативой является подключение к другой группе, тем самым разделяя и свободу, и глаза.
Сорт
[ редактировать ]Даже если группа потеряна, можно использовать собственные мертвые камни для аджи (потенциала). Угрозы Ко – это лишь один из способов найти хорошее применение, казалось бы, мертвым камням. Опытные игроки используют различные тактики «выжимания», среди которых семэдори , продвинутая техника эндшпиля, и шибори , получившие узнаваемые японские названия.
См. также
[ редактировать ]- Цумего – Тип задачи го
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Дэвис, Джеймс (1975). Жизнь и Смерть . Элементарная серия Го. Том. 4. Токио: Иши Пресс.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- На сайте Goproblems.com собрано более тысячи головоломок о жизни и смерти, а также других головоломок Го, в которые можно играть в браузере с помощью JavaScript.
- Библиотека сэнсэя: Жизнь и смерть