Иго Хацуёрон
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Март 2018 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Автор | Иноуэ Досэцу Инсэки |
---|---|
Оригинальное название | Го Хацуёрон |
Язык | японский |
Жанр | Коллекция Цумего |
Дата публикации | 1713 |
Место публикации | Япония |
Иго Хацуёрон (囲碁 発陽論, буквально: О постановке ян в игре го , часто сокращенно Хацуёрон ) — сборник из 183 задач го (в основном цумего ), составленный в 1713 году японским мастером го Иноуэ Досэцу Инсэки .
До конца XIX века Хацуёрон оставался тщательно охраняемым секретом дома Иноуэ лучших учеников , где его использовали для обучения тактике . Это стало достоянием общественности после обрушения четырех домов ; было опубликовано несколько неправильных изданий, прежде чем в 1982 году была обнаружена копия, близкая к оригиналу, которая теперь утеряна.
Иго Хацуёрон считается самым сложным из таких сборников и поэтому до сих пор используется для обучения профессионалов Го . Он содержит множество проблем настолько сложных, что в первых изданиях были даны ложные или неполные решения, и в частности исключительная по своей тематике и глубине задача, заново открытая в 1982 году и еще не решенная полностью в 2015 году.
История
[ редактировать ]Иноуэ Досэцу Инсэки, четвертый глава дома Иноуэ и Мэйдзин с 1708 года до своей смерти в 1719 году, наиболее известен своей ролью опекуна молодого Дочи после смерти его хозяина Досаку ; [ 1 ] его исключительные навыки составления задач го были обнаружены только после разрушения Четырех домов го в 1868 году, во время Реставрации Мэйдзи . [ № 1 ]
В 1713 году Досэцу составил Иго Хацуёрон из коллекции, состоящей из более чем 1500 задач, многие из которых были составлены им самим или улучшены на основе предыдущих задач. [ 2 ] Книга предназначена для обучения лучших учеников и с этой целью содержит только проблемы, без каких-либо указаний на их решение. [ Н 2 ] Более 150 лет она хранилась в секрете, изучаясь только по одной проблеме за раз, под непосредственным контролем дома Иноуэ ; само существование книги игнорировалось тремя другими домами ( Хон'инбо , Хаяси и Ясуи). [ 2 ]
Хацуёрон стал достоянием общественности после 1868 года (переходя из рук в руки в доме Хоннинбо), [ 2 ] а первое издание опубликовано в 1914 году Хонинбо Сюсаем и обогащено решениями и комментариями; с этого момента книга приобрела репутацию «самого сложного сборника задач го». [ 3 ] Два других издания, в основном от Сюсая, но улучшающие и детализирующие решения, появились в 1953 году (под руководством Хидеюки Фудзисавы ) и в 1980 году (под руководством Утаро Хасимото ). Однако эти издания основаны не на оригинальной рукописи (которая, как полагают, была уничтожена во время пожара), [ 2 ] а на неправильных копиях, в которые проскальзывали некоторые проблемы из Сюаньсюань Цицзин (древнейшей китайской классики).
В 1982 году Араки Наоми обнаружила предыдущий экземпляр. [ 4 ] по-видимому, содержащий только проблемы исходной версии, включая две ранее неизвестные; ответственность за новое издание была возложена на Хидеюки Фудзисаву (тогда Кисея ), что заставило его более внимательно рассмотреть одну из этих двух задач (число 120) и прийти к выводу, что это «Самая трудная задача, когда-либо составленная»; он публикует статью на эту тему, [ 5 ] с подробным описанием примечаний к полному изданию.
Начиная с 1988 года анализ решений издания 1982 года, проведенный китайскими специалистами, заставил их усомниться в некоторых выводах Японии; Чэн Сяолиу [ Н 3 ] опубликовали в 2010 году исправленное издание своих комментариев под названием Wéiqí Fāyánglùn Yánjiū («Исследование Хацуёрона»). [ 6 ]
Содержание
[ редактировать ]Точный первоначальный состав сборника неизвестен, а порядок задач, вероятно, поврежден; Чэн Сяолиу отметил, что в издании 1914 года первая задача не имеет решения: [ Н 4 ] и предполагает, что какая-то конкурирующая школа могла поставить ее на первое место, чтобы дискредитировать книгу. [ 7 ]
Однако копия, использованная в издании 1982 года, считается довольно близкой к оригинальной работе, написанной Досэцу. [ 2 ] а также содержит написанное его рукой послесловие , в котором он объясняет, в частности, значение названия сборника и то, как его следует изучать; [ Н 2 ] этот экземпляр содержит 183 задачи, разделенные на шесть разделов: [ Н 5 ]
- живая (30 задач);
- kill (46 задач, среди которых 13 задач о жертвовании блоков ( накадэ и исиношита ), сгруппированных в конце раздела);
- ко бои (51 задача);
- захват гонок ( семеай ) (36 задач);
- лестницы ( сичо [ Н 6 ] ) (12 задач);
- различные задачи (8 задач).
Большинство этих проблем (за исключением, пожалуй, двух последних разделов) можно считать жизни и смерти проблемами ; Хацуёрон не занимается вопросами стратегии, а лишь направлен на развитие навыков тактической игры. [ Н 2 ] Эти проблемы, однако, не являются «реалистичными» в том смысле, что они возникают из ситуаций, которые можно встретить в реальной игре; они стремятся прежде всего продемонстрировать необычайные движения и маневры и заставить предвидеть хорошо скрытое сопротивление; более того, одна из конвенций, выбранных для решения этих задач, заключается в том, что «все камни первоначальной закрепки должны быть полезны», [ 8 ] [ Н 7 ] который Досэцу иногда использует для дополнительных художественных эффектов, как показано на примере задачи 43.
Практически все эти задачи находятся на уровне профессиональных игроков (и до сих пор используются в их тренировках), [ 2 ] то есть игрок-любитель не может решить их в игровой ситуации без мысленной помощи в виде раскладывания камней на доске; некоторые из них настолько сложны, что, вероятно, неразрешимы в этих условиях даже лучшими игроками; особенно это относится к семи задачам, охватывающим весь гобан, включая удивительную задачу 76, которой он дал название «наживка ловит рыбу». [ 9 ]
Самая сложная задача, когда-либо созданная
[ редактировать ]
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В 1982 году был найден экземпляр XIX века, содержащий две задачи, не вошедшие в предыдущие издания. [ 4 ] Рукопись была поручена Фудзисаве Хидэюки (тогда Кисею ) сделать новое издание с комментариями к ней, но, предположив, что задача 120 скопирована плохо, он передал ее одному из своих учеников, Ясуде Ясутоси, чтобы тот попытался ее исправить. . [ 10 ] Наконец он увидел беспрецедентный маневр жертвоприношения, который является главной темой проблемы, и примерно через тысячу часов коллективной работы [ N 8 ] Фудзисава считал, что проблема решена, и опубликовал свое решение, переведенное в GB World № 29 под заголовком « Самая трудная проблема всех времен» , сопровождаемое комплиментарным комментарием, в котором упоминалась «удивительная новизна темы и форм, точный расчет бои, а также хрупкий баланс торговли и очков - все это делает эту уникальную проблему шедевром на всю жизнь». [ 5 ]
Постановка задачи (рисунок справа) представляет собой позицию, которую можно почти извлечь из реальной игры, сопровождаемую подписью «Черные играют и выигрывают игру»; [ Н 9 ] решением является, в основном варианте, длинная серия боев с применением немыслимой даже для профессиональных игроков тактик, содержащая, в частности, жертву в двадцать черных камней, от которой белые обязаны отказываться как можно дольше, [ № 10 ] и завершение, после более чем ста пятидесяти ходов, тонкостей эндшпиля ( йосе ), в конечном итоге закончившихся победой черных с разницей в одно или два очка. [ 11 ]
Этот анализ не оспаривается китайским изданием «Хацуёрон» 1988 года, хотя это издание содержит улучшение главной последовательности, в результате чего разница в победе черных достигает трех очков. Но в 2005 году немецкий игрок-любитель Йоахим Мейнхардт обнаружил неожиданное сопротивление белых. [ 4 ] подтверждено профессионалами, [ № 11 ] эта линия игры ставит под сомнение все предыдущие решения. В конце 2007 года другой немецкий любитель, Томас Редекер, заметил, что, казалось бы, бездарная игра черных, которая до тех пор никогда не предусматривалась, сыграна в подходящий момент (на 67-м ходу основного варианта), возможно, позволяет ситуацию чтобы сохраниться, и решил опубликовать все анализы на веб-сайте, а затем в виде книги. [ 12 ] Они обогащаются (сначала с помощью вики ) [ 13 ] многими любителями и профессиональными игроками, а выигрышная линия черных была подтверждена профессиональными игроками, начиная с 2012 года, но в 2015 году снова появились новые варианты; [ 13 ] поэтому проблему нельзя считать полностью решенной. [ N 12 ]
Начиная с 2016 года впечатляющий прогресс в области искусственного интеллекта заставил некоторых оптимистичных любителей поверить в то, что решение можно получить с помощью компьютера, но попытки в этом направлении до 2019 года были разочаровывающими. [ нужна ссылка ] Однако в октябре 2019 года значительное улучшение используемых методов глубокого обучения позволило обнаружить новые варианты, основанные на ходах, которые ранее не предполагались, показывая, что окончательное решение до сих пор не найдено. [ 14 ]
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Например, АЛЬМАНАХ The Go Player , историческая часть которого опирается на документы периода Эдо , даже не упоминает Хацуёрон в разделе, посвященном Досэцу.
- ^ Перейти обратно: а б с В своем посте Досэцу настаивает на необходимости, чтобы изучение этих проблем принесло плоды, не давая никаких указаний на них, даже на цель, которую необходимо достичь.
- ^ 6 дан Китайский профессионал.
- ↑ В издании 1982 года этот выпуск имеет номер 17 и, по мнению Чэн Сяолиу, заслуживает саркастической подписи: «Черные играют и умирают».
- ^ Это распределение (а также проблемы с нумерацией), похоже, было введено в издании 1982 года Фудзисавой Хидэюки.
- ^ В этот раздел также включены свободные лестницы ( юруми ситё ), то есть сцены, в которых бегущая группа пробегает важную часть гобана, но не может добиться свободы.
- ^ Эта условность иногда облегчает разрешение, так как мы знаем, что еще не уловили всех тонкостей положения, если остался камень, роль которого не понятна; это также гарантирует, что в этих задачах нет намеренно ложных путей.
- ↑ Что необычно долго для профессионалов: анализируя этот вопрос, говорит, например, Гарри Фернли, британский 2-й дан, обсуждая с корейским профессионалом удары по вторичному варианту задачи 120, она сразу же показала ему правильную последовательность... что его группе фанатов потребовалось несколько недель, чтобы определить ( Igo Hatsuyoron Task 120 , стр. 138).
- ↑ На самом деле это заявление было добавлено Фудзисавой; В соответствии с принципами, изложенными Досэцу в его постфейсе, оригинальная рукопись не содержала никаких указаний на цель проблемы.
- ^ Эти камни находятся на границе временного сэки и имеют редкую конфигурацию, известную как ханедзэки; точный анализ причин, по которым Уайт отказывается принять этот отравленный дар, содержится в соответствующей статье «Библиотеки Сэнсэя»; более подробные расчеты последствий захвата можно найти, например, в исследовании Гарри Фернли , с. 27.
- ↑ Чэн Сяолиу тщательно анализирует это сопротивление (не приписываемое Иоахиму Мейнхардту) в китайском издании 2010 года (Чэн 2010, стр. 386).
- ^ Полное решение проблемы цумэго, согласно критериям профессиональных игроков, требует, чтобы были изучены все существенные варианты, и не только чтобы утверждение было выполнено (здесь черные выигрывают партию), но и чтобы результат был как можно лучше, и поэтому в этом случае черные имеют максимально возможный прогресс против лучшего сопротивления белых.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ АЛЬМАНАХ игрока в го , Ishi Press, июнь 1992 г., стр. 24-25.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Ютопиан 1997 , с. с iii по vii (предисловие); часть этой информации взята из постфейса Досэцу, вновь открытого в 1982 году.
- ↑ Иго Хацуёрон считается высшим авторитетом в цумэго. Ютопиан 1997 , с. 1
- ^ Перейти обратно: а б с Редекер 2011 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б Фудзисава 1982 , стр. 49.
- ^ Ченг 2010
- ^ Ютопиан 1997 , стр. 41.
- ^ Ютопиан 1997 , стр. 158.
- ^ Наживка ловит рыбу , Нориюки Накаяма, Загадка сундука с сокровищами , Slate and Shell, 2005, стр. 180.
- ^ Редекер 2011 , с. 135
- ^ Редекер 2011 , с. 52-53
- ^ Редекер 2011
- ^ Перейти обратно: а б Совместный веб-сайт, поддерживаемый Томасом Редекером ; в 2015 году этот сайт был переработан для бумажной публикации, и теперь его содержимое доступно в томе I (решение) и томе II, томе II (теоретический анализ).
- ^ Презентация использованных методик и основных полученных результатов на сайте lifein19x19.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Иноуэ Досэцу Инсэки Чэн Сяолиу (1997) Иго Хацуё-рон ISBN . 1-889554-01-4 .
- Ченг, Сяолиу (2010). Вейци Фаянглун Янджиу Исследование теории Ян в Го, [ Исследование теории Го ] (на китайском языке). Народное спортивное издательство. ISBN 978-7-5009-3698-5 .
- Фудзисава, Хидеюки (осень 1982 г.). «Самая сложная задача го на свете». Вперед, мир . № 29.
- Редекер, Томас (2011). Самая сложная проблема на свете: Иго Хацуёрон 120 (на немецком и английском языках). доска и камень. ISBN 978-3-940563-18-7 .