Император Яо
Их Яо | |
---|---|
![]() Китайский император Яо | |
Царствование | 99 лет [1] |
Предшественник | Emperor Zhi |
Преемник | Император Шунь |
Рожденный | Гаою , Цзянсу или Тяньчан , Аньхой |
Супруг | Сан И (наложница) |
Проблема | Данжу Эхуан Нуйинг |
Отец | Император Ку |
Мать | Цинду |
Император Яо | |
---|---|
![]() в династии Сун Изображение Яо |
Император Яо ( упрощенный китайский : 尧 ; традиционный китайский : 堯 ; пиньинь : Яо ; Уэйд-Джайлз : Яо) 2 ; традиционно в. 2356–2255 гг. до н.э.) [2] был легендарным китайским правителем, по разным данным, одним из Трех Государей и Пяти Императоров .
Происхождение и молодость
[ редактировать ]Наследственное имя Яо - И Ци ( 伊祁 ) или Ци ( 祁 ), имя клана - Таотан ( 陶唐 ), имя - Фансюнь ( 放勳 ), как второй сын императора Ку и Цинду ( 慶都 ). Он также известен как Тан Яо ( 唐堯 ). [3] [4]
Матери Яо поклонялись как богине Яо-му (堯母). [5]
Легенды
[ редактировать ]
Япония, период Эдо, 1632 год.
По легенде, Яо стал правителем в 20 лет и умер в 99, когда передал свой трон Шуню Великому , которому он выдал замуж двух своих дочерей. [6] Согласно «Бамбуковым анналам» , Яо отрекся от престола в пользу Шуня на 73-м году правления и продолжал жить во время правления Шуня еще 28 лет.
Именно во время правления императора Яо начался Великий потоп , настолько обширный, что ни одна часть территории Яо не была пощажена, и были затоплены как Хуанхэ , так и долины Янцзы . [7] Предполагаемый характер наводнения показан в следующей цитате:
Как бесконечный кипящий поток, поток несет разрушения. Бескрайний и подавляющий, он возвышается над холмами и горами. Возвышаясь и постоянно поднимаясь, он угрожает самым небесам. Как, должно быть, стонут и страдают люди!
- Император Яо, цитируется в « Книге истории» , описывая потоп. [8]
Согласно как историческим, так и мифологическим источникам, наводнение продолжалось безостановочно. Яо стремился найти кого-нибудь, кто мог бы контролировать наводнение, и обратился за советом к своему специальному советнику или советникам, Четырем Горам (四嶽, Сыюэ ); который после размышлений дал императору Яо несколько советов, которые тот не особенно приветствовал. По настоянию Четырех Гор и несмотря на первоначальные колебания Яо, человеком, которого Яо в конце концов согласился назначить ответственным за контроль над наводнением, был Гун , принц Чуна, который был дальним родственником Яо по общему происхождению от Желтого Императора. [9]
Даже спустя девять лет усилий Гуна наводнение продолжало бушевать, приводя к усилению разного рода социальных беспорядков. Управление империей становилось все труднее; поэтому, соответственно, в этот момент Яо предложил уйти с трона в пользу своего специального советника (ов), Четырех Гор, однако Четыре Горы отказались и вместо этого рекомендовали Шуня - еще одного дальнего родственника Яо через Желтого Императора; но тот, кто жил в безвестности, несмотря на свое королевское происхождение. [10]
Яо подверг Шуня серии испытаний, начиная с того, что выдал Шуня замуж за двух своих дочерей, и закончил тем, что отправил его с гор на равнины внизу, где Шуню пришлось столкнуться с жестокими ветрами, громом и дождем. [11] Пройдя все испытания Яо, не последним из которых было установление и поддержание состояния супружеской гармонии вместе с двумя дочерьми Яо , Шунь взял на себя административные обязанности в качестве соправителя. [12] Среди этих обязанностей Шунь должен был иметь дело с Великим Потопом и связанными с ним потрясениями, особенно в свете того факта, что неохотное решение Яо назначить Гуня для решения проблемы не смогло исправить ситуацию, несмотря на то, что он работал над ней в течение предыдущего периода. девять лет. В течение следующих четырех лет Шунь предпринял шаги по реорганизации империи таким образом, чтобы решить насущные проблемы и дать имперской власти возможность лучше справиться с наводнением и его последствиями.
Бамбуковые анналы
[ редактировать ]В «Бамбуковых анналах» Яо представлен как изгнавший принца Даньчжу в Даньшуй на 58-м году его правления. Они добавляют, что после отречения Яо в пользу Шуня Данжу держался подальше от Шуня и что после смерти Яо «Шунь пытался уступить ему трон, но тщетно».
Однако альтернативный отчет, найденный в другом месте «Анналов», предлагает другую историю. Считается, что Шунь сверг и заключил в тюрьму Яо, затем на короткое время возвел на трон Данжу, прежде чем захватить его самому. [13]
Наследие
[ редактировать ]
Доброжелательность и трудолюбие Яо, которого часто превозносили как нравственно совершенного и умного короля-мудреца, служили образцом для будущих китайских монархов и императоров. часто упоминаются В ранних китайских источниках Яо, Шунь и Юй Великий как исторические личности, а современные историки полагали, что они могут представлять вождей-вождей союзных племен, которые установили единую иерархическую систему правления в переходный период к патриархальному феодальному обществу. В «Классике истории» , одном из пяти классических произведений , первые главы посвящены Яо, Шуню и Юю.
Говорят, что из его многочисленных вкладов Яо изобрел игру Вэйци (го), что, как сообщается, оказало благоприятное влияние на его порочного сына-плейбоя Данжу . [14] После обычного трехлетнего траура после смерти Яо Шунь назначил Данжу правителем, но люди признали только Шуня законным наследником.
Астрономические наблюдения
[ редактировать ]Согласно некоторым классическим китайским документам, таким как Яо Дянь (Документ Яо) в Шан Шу ( Книга документов ) и Удибенджи (Записи пяти королей) в Шиджи (Исторические записи), Яо поручил астрономам наблюдать такие небесные явления, как как восход, закат и восход вечерних звезд. Это было сделано для того, чтобы составить солнечный и лунный календарь с 366 днями в году, включая високосный месяц.
Некоторые недавние археологические работы в Таоси , древнем месте в Шаньси , датируемом 2300–1900 гг. до н. э., возможно, предоставили некоторые доказательства этого. Этакая древняя обсерватория – старейшая в Восточной Азии. [15] – было найдено в Таоси, что, по-видимому, совпадает с древними записями. [16]
Некоторые китайские археологи полагают, что Таоси был местом расположения государства Тан ( 唐 ), завоеванного императором Яо и ставшего его столицей. [17] [18]
Сооружение состоит из внешней полукольцевой дорожки и полукруглой утрамбованной площадки диаметром около 60 м; он был обнаружен в 2003–2004 гг.
Династическая преемственность
[ редактировать ]Яо считался предком династии Хань императора Лю Банга . [19] Другие важные благородные семьи также заявляли о своем происхождении от Желтого Императора . [20]
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Записи великого историка
- ^ Чинг, Джулия; Р.В.Л. Гиссо (1991). Мудрецы и сыновние сыновья: мифология и археология в древнем Китае . Издательство Китайского университета. п. 140. ИСБН 978-962-201-469-5 .
- ^ Сара Аллан (1991). Форма черепахи: миф, искусство и космос в раннем Китае . СУНИ Пресс. п. 59. ИСБН 0-7914-0460-9 . Проверено 1 апреля 2012 г.
- ^ Редакционная статья Asiapac (2006). Великие китайские императоры: рассказы о мудром и доброжелательном правлении (переработанная ред.). Asiapac Books Pte Ltd. с. 11. ISBN 981-229-451-1 . Проверено 1 апреля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ян, 102
- ^ Редакционная статья Asiapac (2006). Великие китайские императоры: рассказы о мудром и доброжелательном правлении (переработанная ред.). Asiapac Books Pte Ltd. с. 12. ISBN 981-229-451-1 . Проверено 1 апреля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Ву 1982 , стр. 69.
- ^ Ву 1982 , с. 69. Перевод Ву.
- ^ Ву 1982 , стр. 69.
- ^ Ву 1982 , стр. 70–71.
- ^ Ву 1982 , стр. 74–76.
- ^ Ву 1982 , стр. 76–77.
- ^ Бамбуковые анналы
- ^ Ян, Лихуэй; Деминг Ан; Джессика Андерсон Тернер (2005). Справочник китайской мифологии . ООО "АБС-КЛИО" с. 228. ИСБН 978-1-57607-806-8 .
- ^ Дэвид Панкеньер и др. (2008), Сянфэнь, город Таоси: китайская «обсерватория» эпохи неолита? . Археология Балтика 10
- ^ Хэ Ну, У Цзяби (2005), Астрономическая дата открытия «обсерватории» на территории Таоси. Институт археологии Китайской академии социальных наук (IA CASS)
- ^ Перемещение политического центра Яо и его значение. Архивировано 6 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ↑ Ученые обнаруживают столицу императора Яо , China Daily , 19 июня 2015 г.
- ^ Патрисия Бакли Эбри (2003). Женщины и семья в истории Китая . Том. 2 Критической азиатской науки (иллюстрированное издание). Психология Пресс. п. 171. ИСБН 0-415-28823-1 . Проверено 1 апреля 2012 г.
- ^ Фабрицио Прегадио (2008). Фабрицио Прегадио (ред.). Энциклопедия даосизма, Том 1 (иллюстрированное изд.). Психология Пресс. п. 505. ИСБН 978-0-7007-1200-7 . Проверено 1 апреля 2012 г.
Ссылки
[ редактировать ]- СК Ян . Религия в китайском обществе: исследование современных социальных функций религии и некоторых их исторических факторов (1967 [1961]). Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета.
Источники
[ редактировать ]- Ву, Куо-Ченг (1982), Китайское наследие , Нью-Йорк: Crown Publishers, Inc, ISBN 978-0517544754 .