Император Шунь
Избегайте Избегайте | |
---|---|
![]() | |
Предшественник | Император Яо |
Преемник | Ю Великий |
Супруг | Эхуан ( 娥皇 ) Нюин ( женщина, англичанка ) |
Проблема | Shangjun (商均Шанджун |
Отец | Гусо ( 罽域 ) |
Мать | Wodeng (握登Воденг |
Император Шунь ( китайский : 帝舜 ; пиньинь : Ди Шун ) был легендарным лидером древнего Китая , которого некоторые источники считают одним из Трех Государей и Пяти Императоров. [1] будучи последним из Пяти Императоров. Традиция гласит, что он жил где-то между 2294 и 2184 годами до нашей эры. Традиция также гласит, что люди с фамилией Ху (胡) являются потомками императора Шуня. стал герцог Ху Чэнь , 胡公滿 Основателем государства Чэнь , потомок Шуня . Более поздние императоры династии Чэнь, такие как Чэнь Басянь, также заявляли о своем происхождении от Шуня. [2] [3]
Имена
[ редактировать ]Имя клана Шуня ( 姓 ) — Яо ( 姚 ), его родовое имя ( 氏 ) — Юю ( 有虞 ). Его настоящее имя было Чунхуа ( 重華 ). Шуня иногда называют Великим Шуном ( 大舜 ) или Ю Шуном или Шуном Юя ( 虞舜 ), причем «Ю» — это название его феодального владения, которое он получил от Яо . [4]
Жизнь Шуна
[ редактировать ]Согласно традиционным источникам, Шунь получил мантию лидера от императора Яо в возрасте 53 лет, а затем умер в возрасте 100 лет. Записано, что перед своей смертью Шунь уступил свое место власти Юю ( 禹 ), основателю династии Ся . Столица Шуня располагалась в Пубане ( 蒲阪 ), ныне расположенном в Шаньси ).
При императоре Яо Шунь был последовательно назначен министром просвещения, генеральным регулятором и главой Четырех Вершин и в течение трех лет привел все дела в надлежащий порядок. [5] Яо был настолько впечатлен, что назначил Шуня своим преемником на престоле. Шунь хотел отказаться в пользу кого-то более добродетельного, но в конце концов взял на себя обязанности Яо. [5] Говорили, что «те, кому предстояло судить иск, отправлялись не в Данжу , а в Шунь». Данжу был сыном Яо. [6]
Взойдя на престол, Шунь приносил жертвы богу Шан -ди ( 上帝 ), а также холмам, рекам и сонму духов ( 神 ). [7] Затем он объехал восточную, южную, западную и северную части страны; в каждом месте он приносил всесожжения Небу на каждой из четырех вершин ( гора Тай , гора Хуан , гора Хуа и гора Хэн ), приносил жертвы холмам и рекам, устанавливал в соответствии времена года, месяцы и дни, установил единый порядок. измерения длины и мощности, а также усиленные церемониальные законы. [8]
Сун разделил землю на двенадцать провинций, воздвиг алтари на двенадцати холмах и углубил реки. [9] Шунь справился с четырьмя опасностями : изгнание Гунгуна в префектуру Ю , заключение Хуань-доу (驩兜) на горе Чун (宗山), казнь или заключение Гуна в тюрьму до его смерти на Перьевой горе ( 羽 ) и вождение Сань-Мяо. в Сан-Вэй . [10] Сын Гуна, Ю ( 禹 ), впоследствии был назначен министром труда (共工), чтобы управлять водой и землей. [11] Позже Шунь назначил Юя генеральным регулятором (премьер-министром). [11] Юй хотел отказаться в пользу министра сельского хозяйства , или Се (契), или Гао Яо , но в конце концов согласился по настоянию Шуня. [11] Затем Шунь назначил Чуя (垂) новым министром труда (共工). [12] Шунь также назначил И министром животноводства, чтобы управлять животными и деревьями на этой земле. [13] Бо-И как Священник Храма Предков для проведения религиозных церемоний, [14] Хуэй в качестве музыкального директора, [15] Пока министр связи занимается противодействием обману и ложным сообщениям. [16]
Согласно « Канону Шуня» , Шунь начал царствовать в 30-летнем возрасте, правил вместе с Яо 30 лет и правил еще 50 лет после отречения Яо, затем Шунь умер. [17] В «Бамбуковых анналах» говорится, что Яо выбрал Шуня своим наследником за три года до того, как отречься от престола в его пользу. Оба источника сходятся во мнении, что после отречения Яо прожил еще 28 лет в отставке во время правления Шуня.
В последующие столетия Яо и Шунь прославлялись за свои добродетели конфуцианскими философами. Шунь был особенно известен своей скромностью и сыновней почтительностью (сяо 孝 ).
Легенды
[ редактировать ]
Сыма Цянь утверждал в «Анналах пяти императоров» ( 五帝本紀 ), что Шунь произошел от Желтого императора через внука последнего, императора Чжуаньсюя . В «Бамбуковых анналах» (048) записано имя матери Шуня как Водэн ( 握登 ), а место рождения Шуня — Яосюй ( 姚墟 ). Воденг умер, когда Сюн был очень молод. отец Шуна Слепой Гусо ( 瞽叟 , буквально: «слепой старейшина») женился во второй раз вскоре после смерти матери Шуна. Затем мачеха Шуня родила сводного брата Шуня Сяна ( 象 ) и сводную сестру ( Лиень Чжуань , гл. 1). Мачеха и сводный брат Шуна ужасно обращались с Шуном, часто заставляя Шуна выполнять всю тяжелую работу в семье и давая ему только худшую еду и одежду. Отец Шуна, будучи слепым и пожилым, часто не подозревал о добрых делах Шуна и всегда во всем винил Шуна. Однако, несмотря на эти условия, Сюн никогда не жаловался и всегда относился к своему отцу, мачехе и сводному брату с добротой и уважением.
Когда он был едва взрослым, мачеха выгнала его из дома. Шуну пришлось жить самостоятельно. Тем не менее, благодаря его сострадательной натуре и природным лидерским качествам, куда бы он ни пошел, люди следовали за ним, и он смог организовать людей, чтобы они были добры друг к другу и делали все, что могли. Когда Сюн впервые приехал в деревню, где производили керамику, менее чем через год керамика стала еще красивее, чем когда-либо. Когда Сюн отправился в рыбацкую деревню, люди там сначала дрались между собой из-за рыболовных угодий, и многие люди были ранены или убиты в ходе драк. Шун научил их делить и распределять рыбные ресурсы, и вскоре деревня стала процветать, и все военные действия прекратились.
Когда император Яо состарился, он был огорчен тем фактом, что все его девять сыновей были бесполезны и знали только, как проводить свои дни, наслаждаясь вином и песнями. Яо попросил своих министров, Четырех Гор , предложить подходящего преемника. Затем Яо услышал рассказы Шуня. Мудрый Яо не хотел просто верить в сказки о Шуне, поэтому решил проверить Шуня. Яо передал Шуню управление районом и выдал за него замуж двух своих дочерей с небольшим приданым в виде нового дома и немного денег.
Несмотря на должность и деньги, Шунь по-прежнему жил скромно. Он продолжал работать в поле каждый день. Шуну даже удалось убедить двух своих невест, двух принцесс , дочерей Яо, по имени Эхуан (Сияние Феи) и Нюин (Девичье Цветение), [18] которые привыкли хорошо жить, жить смиренно и работать вместе с народом. Однако мачеха и сводный брат Шуна сильно завидовали и сговорились убить Шуна. Однажды сводный брат Шуня Сян поджег сарай и убедил Шуня подняться на крышу, чтобы потушить огонь, но затем Сян забрал лестницу, заперев Шуня на горящей крыше. Шун умело сделал парашют из своей шляпы и ткани и благополучно спрыгнул вниз. В другой раз Сян и его мать сговорились напоить Шуня, затем бросить его в высохший колодец, а затем закопать его камнями и землей. Сводная сестра Шуна, никогда не одобрявшая планы своей матери и брата, рассказала об этом женам Шуна. Таким образом, Шун подготовился. Шун притворился пьяным, и когда его бросили в колодец, у него уже был заранее вырыт тоннель, чтобы выбраться на поверхность. Таким образом, Шун пережил множество покушений на свою жизнь. Однако он никогда не винил ни мачеху, ни сводного брата и каждый раз прощал их.
В конце концов, мачеха и сводный брат Шуна раскаялись в своих прошлых ошибках. Шунь искренне простил их обоих и даже помог Сяну получить должность. Шуню также удалось повлиять на девять никчемных сыновей императора Яо, чтобы они стали полезными членами общества.
Император Яо был очень впечатлен всеми достижениями Шуня, поэтому выбрал Шуня своим преемником и посадил его на трон в год Цзивэй ( 己未 ). Столица Яо находилась в Цзи ( 冀 ), который в наше время также находится в провинции Шаньси.
Шунь также известен как создатель музыки Дашао ( 大韶 ), симфонии девяти китайских музыкальных инструментов .
В последний год правления Шуна Шунь решил совершить поездку по стране. Но, к сожалению, он внезапно умер от болезни во время путешествия у реки Сян . Обе его жены бросились из дома к его телу и несколько дней плакали у реки. Их слезы превратились в кровь и запачкали камыши у реки. С этого дня бамбук того региона стал краснопятнистым, что и объясняет происхождение пятнистого бамбука . Затем обе женщины, охваченные горем, бросились в реку и утонули.
Шунь считал своего сына Шанцзюня ( 商均 ) недостойным и выбрал своим наследником Юя , укротителя наводнений.
Потомки
[ редактировать ]Согласно традиции, люди Ху считаются потомками императора Шуня. Гуй Мань , прямой потомок Шуня, стал известен как Чэнь Хугун или герцог Ху Чэнь , то есть герцог Ху, основавший государство Чэнь . Более поздние императоры династии Чэнь, такие как Чэнь Басянь, также заявляли о своем происхождении от Шуня. [2] [3]
Hồ — китайско-вьетнамское произношение 胡 Hú . Хо Цюй Ли , основатель династии Хо , также заявлял о своем происхождении от герцога Ху Чэнь и, следовательно, о прямом происхождении от Шуня. [19] [20] Семья Хо во Вьетнаме произошла из китайской провинции Чжэцзян около 900-х годов. [21] [22]
Тянь (田) и Юань (袁) также заявляют о своем происхождении из штата Чэнь .
Альтернативная биография
[ редактировать ]Император Шунь | |
---|---|
![]() Современное изображение императора Шуня |
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема: грамматика, орфография и редактирование. ( июнь 2024 г. ) |
Некоторые ученые полагают, что Мэн-цзы утверждал: «Шунь был восточным варваром ; он родился в Чу Фэне, переехал в Фу Ся и умер в Мин Тяо, и что император Яо пришел на его поле с волами и женил своих дочерей на и назначил его, и что он правил императором только после смерти Яо, потому что они не могут быть двумя правителями. [23] Кроме того, « Бамбуковые летописи» и «Хан Фэй» рисуют совсем другую картину Шуня. И в «Анналах», и в книге «Хань Фейцзы» говорится, что Шунь сверг Яо и оставил его в тюрьме умирать. Данжу , сын и законный наследник Яо, был изгнан, а затем побеждён в битве. Вдобавок Хан Фэй заявил, что Ю затем восстал и изгнал Шуня. [24] [25] Этот рассказ упоминается в стихотворении Ли Бая «Далекая разлука» (遠別離). [26]
Хан Фэй также упомянул, что Шунь лично разрешал земельные и водные споры между фермерами и рыбаками, сожительствовая с ними. [6]
События правления Шуна
[ редактировать ]![]() |
- На 3-м году своего правления он приказал Цзютао ( 咎陶 ) установить наказания для борьбы с различными преступниками.
- На 9-м году его правления Королева-мать Запада приехала на поклонение в Китай и привезла из белого нефрита в качестве подарков кольца и Цзюэ (玦) .
- На 14-м году своего правления Юй Ся был назначен управлять стихийными бедствиями, вызванными наводнениями и ветрами.
- На 15-м году своего правления он поручил Хоси ( 后氏 ) построить дворец.
- В феврале 17-го года в школах впервые начали преподавать танцы.
- На 25-м году его правления пришел посланник племени Сишен ( 息慎 ) и в качестве подарков привез лук и стрелы.
- На 29-м году он приказал Цзыи ( 子义 ) служить герцогом в Шане.
- На 30-м году его правления умерла его жена Ман ( 盲 ), и ей была удостоена постройки гробницы в Вэй (渭).
- На 32-м году своего правления он передал военную власть Юю Ся.
- В январе 33-го года своего правления он наградил Юя Ся за заслуги в борьбе с наводнениями, в результате которых в Китае были восстановлены девять провинций.
- На 35-м году своего правления он приказал Юю Ся послать войска в Юмяо ( 有苗 ). [27] После того как Юй одержал победу, Юмяо отправил посланника с просьбой присоединиться к Китаю.
- Великую стену (времен Шуня, а не нынешнюю Великую китайскую стену ). На 36-м году своего правления он приказал снести
- На 42-м году его правления люди Сюаньду ( 玄都 ) пришли поклониться ему и принесли в дар драгоценный нефрит.
- Зима 47-го года его правления была очень теплой и трава не погибла.
- На 49-м году своего правления он переехал в Минтяо ( 鸣条 ), место, позже названное Хайчжоу ( 海州 ) в период Воюющих царств . Его смерть наступила в следующем году после правления, которое, по описаниям, длилось пятьдесят лет.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ван, Хуэй (18 ноября 2020 г.). «Прибыли и потери хроник пяти императоров: взгляд Сыма Цяня на древнюю историю» [Прибыли и потери хроник пяти императоров: взгляд Сыма Цяня на древнюю историю». ]. Центр исследований исторической теории и историографии Пекинского педагогического университета (на китайском языке) . Проверено 9 мая 2024 г. .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ян 2003 , с. 121.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Он 2010 , стр. 2776–7.
- ^ Ву, примечание 83, стр. 105.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Канон Шуна, т. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хайнер Ретц (1993). Конфуцианская этика осевого века: реконструкция под аспектом прорыва к постконвенциональному мышлению . СУНИ Пресс. п. 37. ИСБН 0-7914-1649-6 .
- ^ Канон Шуна, т. 3.
- ^ Канон Шуна, т. 4.
- ^ Канон Шуна, т. 5.
- ^ Канон Шуна, т. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Канон Шуна, т. 9.
- ^ Канон Шуна, т. 13.
- ^ Канон Шуна, т. 14.
- ^ Канон Шуна, т. 15.
- ↑ Канон Шуна, т. 16.
- ↑ Канон Шуна, т. 17.
- ^ Канон Шуна, т. 20.
- ^ Мерк (2000) , с. 9.
- ^ Тран, Сюань Синь (2003). Туйет Тран . п. 403.
...Куй Ли утверждает, что предком Хо был Ман, герцог Хо [Ман, герцог Ху], основатель заслуженного генерала династии Чу , потомок короля Нгу Туана [короля Шуна Юя], создал название своей страны Дай Нгу.. .
- ^ Тран, Тронг Ким (1919). «I.III.XI.». История Вьетнама . Том. I.
Куй Ли свергнул Тьеу-де , но считал [отношения], что он [Тьео-де] был его [Куй Ли] внуком, лишь понизил его в звании до принца Бао-нинь 保寧大王 и объявил себя [Куй Ли] Император, изменивший свою фамилию на Хо 胡 . Первоначально фамилия Хо [ 胡 Ху] была потомками фамилии Нгу [ 虞 Ю] в Китае, поэтому Куй Ли создал для своей страны новое название Дай-нгу 大虞 .
- ^ К.В. Тейлор (9 мая 2013 г.). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. стр. 166–. ISBN 978-0-521-87586-8 .
- ^ Кеннет Р. Холл (2008). Второстепенные города и городские сети в регионе Индийского океана, 1400–1800 гг . Лексингтонские книги. стр. 161–. ISBN 978-0-7391-2835-0 .
- ^ Мэн-цзы «Ли Лу II», цитата «Шунь родился в Чжуфэне, переехал в Фуся и умер в Минтяо. Он был уроженцем Дуни, перевод Лау, округ Колумбия (1970), стр. 128».
- ^ Тянь, Йе и Цянь Мифы о создании китайского языка (2020). п. 108-109
- ^ Хан Фейцзы, глава 44 «О предположениях, заархивировано 14 августа 2021 г. в Wayback Machine » txt: «Шунь заставил Яо, Ю заставил Шуня, Тан победил Цзе, а король Ву победил Чжоу. Эти четыре короля также являются теми, чьи министры убили своих королей»; перевод: «Шунь запугал Шуня, Тан изгнал Цзе , а король У осудил Чжоу . Эти четыре правителя были министрами, убившими своих правителей, но Все Поднебесная превозносила их. "
- ^ далеко от строки 7. текст: «Можно сказать (юнь), что Яо был заключен во тьме, а Шунь умер в пустыне». перевод: «Некоторые говорили: Яо был заключен во тьме. Шунь умер в пустыне. "
- ^ Чу Тринь Фан (2009). Фан Чау Тринь и его политические сочинения . Публикации ПДУЭР. стр. 127–. ISBN 978-0-87727-749-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- «Канон Шуна» ( 舜典 ), «Классика истории» ( 書經 ), традиционно впервые составленный и отредактированный Конфуцием ( 孔夫子 ), примерно в пятом-шестом веке до нашей эры, на территории современного Китая. Доступно в Wikisource на английском и китайском языках .
- Хан, Чжаоци, изд. (2010). «Дома Чэнь и Ци». Шиджи Исторические записи (на китайском языке). Книжная компания Чжунхуа. ISBN 978-7-101-07272-3 .
- Мурк, Альфреда (2000). Поэзия и живопись в Китае Сун: тонкое искусство инакомыслия . Азиатский центр Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-00782-6 .
- Ву, КС (1982). Китайское наследие . Нью-Йорк: Издательство Crown. ISBN 0-517-54475-Х .
- Ян, Куан ). ( 2003 История династии Западная Чжоу [ История Западного Чжоу ] (на китайском языке). Шанхайское народное издательство. ISBN 978-7-208-04538-5 .