Jump to content

Великий Потоп (Китай)

Великий потоп Гун-Ю , также известный как миф о Гун-Ю , [ 1 ] было крупное наводнение в древнем Китае, которое, как утверждается, продолжалось как минимум два поколения и привело к массовым перемещениям населения, а также к другим стихийным бедствиям, таким как ураганы и голод. Люди покинули свои дома, чтобы жить на высоких холмах и в горах или гнездиться на деревьях. [ 2 ] Согласно мифологическим и историческим источникам, его традиционно датируют третьим тысячелетием до нашей эры, или примерно 2300–2200 годами до нашей эры, во времена правления императора Яо .

Однако археологические свидетельства прорывного наводнения в ущелье Цзиши на Желтой реке, сравнимого с аналогичными суровыми событиями в мире за последние 10 000 лет, датируются примерно 1920 годом до нашей эры (на несколько столетий позже традиционного начала правления династии Ся). который появился после императоров Шуня и Яо) и, как предполагается, лег в основу мифа. [ 3 ]

Историческая или мифологическая трактовка истории Великого потопа и героических попыток различных человеческих персонажей контролировать его и смягчить последствия стихийного бедствия является повествованием, фундаментальным для китайской культуры . Помимо прочего, Великий потоп в Китае является ключом к пониманию истории основания как династии Ся , так и династии Чжоу , а также является одним из главных мотивов потопа в китайской мифологии и основным источником аллюзий в китайской мифологии. Классическая китайская поэзия .

Карта с изображением легендарного потопа и девяти провинций древнего Китая.

История Великого потопа играет драматическую роль в китайской мифологии , и ее различные версии представляют собой ряд примеров мифического мотива потопа по всему миру. Повествования о потопе в китайской мифологии имеют определенные общие черты, несмотря на то, что им не хватает внутренней последовательности, а также включают в себя различные магические трансформации и божественные или полубожественные вмешательства, такие как Нюва . [ 4 ] Например, наводнение обычно является результатом естественных причин, а не «всеобщего наказания за человеческий грех ». [ 5 ] Еще одним отчетливым мотивом мифа о Великом потопе в Китае является акцент на героических и достойных похвалы усилиях по смягчению последствий катастрофы; [ 6 ] наводнение можно облегчить путем строительства дамб и плотин (например, усилиями Гуна ), рытья каналов (по замыслу Юя Великого ), расширения или углубления существующих каналов и обучения этим навыкам других. [ 7 ]

Еще одним ключевым мотивом является развитие цивилизации и улучшение положения людей, несмотря на катастрофу, вызванную наводнением. [ 6 ] В ходе борьбы, выживания и, в конечном итоге, взятия под контроль проблем наводнений, был также достигнут значительный прогресс в управлении земельными ресурсами, борьбе с животными и сельскохозяйственных методах. Эти и другие события являются неотъемлемой частью повествования и иллюстрируют более широкий подход к здоровью человека и общественному благополучию, чем экстренное управление наводнением и его непосредственными последствиями. Согласно легенде, комплексный подход к развитию общества привел не только к широкомасштабному сотрудничеству и масштабным усилиям по борьбе с наводнением, но и привел к созданию первого династического государства Китая , династии Ся (около 2070–2070 гг.). .1600 г. до н.э.).

Исследование наводнения 1920 года до нашей эры, опубликованное в 2016 году, показало, что совпадение этих крупных природных и социально-политических событий, известных из геологических, историографических и археологических данных, может быть не просто совпадением, а, скорее, иллюстрацией глубокой и сложной культурной реакции на экстремальное стихийное бедствие, которое объединило многие группы населения, живущие вдоль Желтой реки. [ 3 ]

Повествование

[ редактировать ]

Начало наводнения

[ редактировать ]
Император Яо. Надпись гласит: «Император Яо, Фан Сюнь, был человеколюбив, как само небо, и мудр, как божественное существо; находиться рядом с ним было все равно, что приближаться к солнцу, смотреть на него было все равно, что смотреть в облака». [ 8 ]

Именно во время правления императора Яо начался Великий потоп, настолько обширный, что ни одна часть территории Яо не была пощажена, и были затоплены как Хуанхэ , так и долины Янцзы . [ 9 ] Предполагаемый характер наводнения показан в следующей цитате:

Как бесконечный кипящий поток, поток несет разрушения. Бескрайний и подавляющий, он возвышается над холмами и горами. Возвышаясь и постоянно поднимаясь, он угрожает самым небесам. Как, должно быть, стонут и страдают люди!

- Император Яо, цитируется в « Книге истории» , описывая потоп. [ 10 ]

Согласно как историческим, так и мифологическим источникам, наводнение продолжалось безостановочно. Яо стремился найти кого-нибудь, кто мог бы контролировать наводнение, и обратился за советом к своему специальному советнику или советникам, Четырем Горам ( 四嶽 или 四岳 , Сыюэ ); который после размышлений дал императору Яо несколько советов, которые тот не особенно приветствовал.

Яо назначает Гуна

[ редактировать ]

По настоянию Четырех Гор и несмотря на первоначальные колебания Яо, человеком, которого Яо в ​​конце концов согласился назначить ответственным за контроль над наводнением, был Гун , принц Чуна, который был дальним родственником Яо по общему происхождению от Желтого Императора. [ 9 ]

Усилия Gun

[ редактировать ]

Согласно основной мифологической традиции, план Гуна по борьбе с наводнениями заключался в использовании чудесным образом непрерывно саморасширяющейся почвы Сиранг . [ 1 ] Гун решил получить Сиранг, украв его у Высшего Божества , что он и сделал; однако Верховное Божество весьма разгневалось на эту назойливость. [ 1 ] Из года в год, много раз и в больших количествах; Гун применил волшебную землю Сиранг, пытаясь заблокировать и забаррикадировать паводковые воды плотинами, дамбами и насыпями (которые он построил с помощью особых сил волшебной почвы). Однако Гун так и не смог решить проблемы Великого Потопа. Была ли его неспособность остановить наводнение вызвана божественным гневом или инженерными дефектами, остается вопросом без ответа – хотя на один из них указал более двух тысяч лет назад Цюй Юань в своих « Небесных вопросах ». [ 11 ]

Избегайте власти

[ редактировать ]
Изображение системы чжоу , или «островов» (теперь интерпретируемых как «провинции»), системы, которую Шунь разработал как инструмент, позволяющий осуществлять политическое управление территорией с продолжающимся наводнением, делающим невозможным нормальное сообщение, хотя количество и расположение Чжоу со временем менялись

Даже спустя девять лет усилий Гуна наводнение продолжало бушевать, приводя к усилению разного рода социальных беспорядков. Управление империей становилось все труднее; поэтому, соответственно, в этот момент Яо предложил уйти с трона в пользу своего специального советника (ов), Четырех Гор, однако Четыре Горы отказались и вместо этого рекомендовали Шуня - еще одного дальнего родственника Яо через Желтого Императора; но тот, кто жил в безвестности, несмотря на свое королевское происхождение. [ 12 ]

Яо подверг Шуня серии испытаний, начиная с того, что выдал Шуня замуж за двух своих дочерей, и закончил тем, что отправил его с гор на равнины внизу, где Шуню пришлось столкнуться с жестокими ветрами, громом и дождем. [ 13 ] Пройдя все испытания Яо, не последним из которых было установление и поддержание состояния супружеской гармонии вместе с двумя дочерьми Яо , Шунь взял на себя административные обязанности в качестве соправителя. [ 14 ] Среди этих обязанностей Шунь должен был иметь дело с Великим Потопом и связанными с ним потрясениями, особенно в свете того факта, что неохотное решение Яо назначить Гуна для решения проблемы не смогло исправить ситуацию, несмотря на то, что он работал над ней в течение предыдущего периода. девять лет. В течение следующих четырех лет Шунь предпринял шаги по реорганизации империи таким образом, чтобы решить насущные проблемы и дать имперской власти возможность лучше справиться с наводнением и его последствиями.

Хотя организация (или реорганизация) Шуня затопленных и все более затопленных земель в чжоу или острова (политические предки современного чжоу или провинций, обе из которых могут быть написаны одним и тем же символом ) облегчила некоторые административные трудности, Факт оставался фактом: несмотря на дополнительные четыре года усилий, Гун все еще не только не смог добиться каких-либо успехов в решении главной проблемы продолжающегося наводнения, но вода даже продолжала подниматься. Гун настаивал на том, чтобы продолжать строительство дамб, настаивая на том, что, несмотря на ошеломляющие неудачи, люди будут работать еще усерднее и продолжать строить все выше и выше. [ 15 ] Мало того, Гун поставил под сомнение легитимность Шуна как правителя из-за его скромного происхождения. [ 16 ]

Деяния Шуна

[ редактировать ]
Император Шунь совершает гадание во дворце в присутствии Юя.

После торжеств по случаю своего окончательного прихода к власти первое, что сделал Сюн, — это реформировал календарь. [ 17 ] Затем, в течение месяца, Шунь созвал серию встреч, церемоний и бесед в столице империи с Четыреми Горами и главами, лордами или принцами домов, кланов, фамилий , племен и наций королевства. [ 17 ]

Затем Шунь отправился на гору Тай , чтобы начать свой тур по осмотру разрушенного наводнением царства. [ 18 ] Здесь, в Тайшане, он встретился с князьями восточных областей; и после определенных религиозных церемоний он стандартизировал веса, меры и ритуалы. [ 19 ] Затем он продолжил делать то же самое на юге, западе и севере, встречаясь в священных горах каждого региона с князьями и лидерами каждого региона и стандартизируя их правила, меры и обычаи. [ 20 ] Все эти действия можно рассматривать как подготовку к борьбе с наводнением, поскольку это были усилия, требовавшие необычайного уровня синхронизированных и скоординированных действий на относительно большой территории: сроки были синхронизированы посредством календарной реформы, и инженерные меры стали возможными. путем стандартизации мер и весов. [ 21 ]

К концу года Шунь вернулся на императорскую резиденцию и после принесения в жертву тельца в храме своих предков привёл в действие план, который он разработал во время своей рабочей инспекционной поездки. [ 20 ] Одним из них было разделение империи на двенадцать административных единиц ( чжоу ), каждая из которых управлялась с самой высокой горы в этой области. [ 20 ] Это, несомненно, было полезным средством перед лицом поднимающихся и непредсказуемых паводковых вод. Еще одним из действий Шуня была административная реформа.

Кончина пистолета

[ редактировать ]

Из-за подавляющей неспособности Гуна контролировать паводковые воды и его сомнений в легитимности правления Шуня на него заклеймили непримиримого человека. Соответственно, в рамках своих административных реформ Шун сослал Гуна на Перьевую гору . Сведения о деталях кончины Гана значительно различаются; но, в любом случае, источники, похоже, сходятся во мнении, что он встретил конец своего человеческого существования на Перьевой горе (хотя, опять же, мнения расходятся относительно того, была ли эта цель смертью, казнью Чжуронга , или метаморфическим превращением в — в зависимости от счет — желтый медведь, трехлапая черепаха или желтый дракон. [ 22 ] )

сын Гуна Ю

[ редактировать ]

Каким-то образом у Гуня родился сын Ю. Различные мифы предполагают, что это произошло при обстоятельствах, которые не соответствуют обычным критериям исторического факта. Юй продолжит борьбу с сдерживанием паводковых вод.

Великий Ю контролирует наводнение

[ редактировать ]
Ю Великий и его соратники из людей и хелониан борются с наводнением. Помощь за пределами лаборатории водных ресурсов и гидроэнергетики, Уханьский университет (2005 г.)

Ю попробовал другой подход к проекту борьбы с наводнениями; который, в конце концов, добившись успеха, принес Юю известность на протяжении всей истории Китая, в которой Великий потоп Гун-Юй обычно называют «Великий Юй контролирует воды» ( китайский : 大禹治水 ; пиньинь : Да Ю Чжишуу ). Похоже, что подход Юя больше ориентирован на дренаж, а не на сдерживание с помощью плотин и дамб. Согласно более причудливо приукрашенным версиям этой истории, ему также было необходимо подчинить различных сверхъестественных существ, а также заручиться помощью других, например, дракона, роющего каналы, и гигантской черепахи (или черепахи), таскающей грязь.

помощники Ю

[ редактировать ]

В различных мифах или версиях мифов указывается, что Юй получил помощь из разных источников, которая помогла ему добиться успеха в борьбе с Великим Потопом. Предполагается, что Хебо , бог Желтой реки, предоставил Юю карту реки и ее окрестностей, которая помогла ему составить планы. [ 23 ] В качестве альтернативы, карта Хуанхэ, как сообщается, была предоставлена ​​Ю Хоуту . [ 24 ]

Последствия

[ редактировать ]

После своей работы по борьбе с паводковыми водами Юй стал единственным уважаемым человеком. [ 25 ] императором и основал династию Ся , когда его сын Ци из Ся сменил его, положив тем самым начало традиции династической преемственности через первородство. собрал всех героев/богов, участвовавших в борьбе с наводнением, на горе Гуйцзи (в современном Чжэцзяне Но до этого, после завершения своей работы по борьбе с наводнением, Юй, как говорят, в определенное время ); но когда Фанфэн опоздал, Ю приказал его казнить - позже выяснилось, что Фанфэн опоздал, потому что остановился, чтобы бороться с местным наводнением, с которым он столкнулся на своем пути.

Приобретение сельскохозяйственной цивилизации

[ редактировать ]

Помимо мотива контроля над паводковыми водами для китайского мифа о потопе Гунь Юй особенно характерен еще один мотив, а именно приобретение земледельческой цивилизации. [ 26 ] В некоторых версиях это включает назначение Цзи Ци (позже названного Ходзи ) министром сельского хозяйства. Другие версии подробно описывают, как крошечному остатку людей, состоящему всего из двух или нескольких особей, удалось пережить потоп и процесс повторного заселения/цивилизации после всемирной катастрофы, и/или как были получены семена зерна или огонь. [ 27 ] Другой фигурой в этом отношении является И , также известный как Бойи или Бо И.

Историчность

[ редактировать ]

Рассказ о Великом потопе в доисторическом Китае может дать некоторое представление о социальном развитии той эпохи. Дэвид Хоукс комментирует то, что различные версии истории Гун-Ю, похоже, противопоставляют относительный успех или неудачу или, по крайней мере, различия между отцом Гуном и его сыном Ю. Хоукс предлагает символическую интерпретацию социального перехода. В данном случае Гун представляет общество, находящееся на более раннем технологическом этапе и занимающееся мелкомасштабным сельским хозяйством, предполагающее поднятие площадей пахотных земель достаточно выше уровня существовавших тогда болот в поймах системы Желтой реки, включая ее притоки: от С этой точки зрения «волшебно расширяющуюся» почву ксиран можно понимать как своего рода плавучий сад, состоящий из почвы, хвороста и подобных материалов. Ю и его работа по борьбе с наводнением символизируют более поздний тип общества, обладающего технологическими инновациями, позволяющими гораздо более масштабный подход к преобразованию водно-болотных угодий в пахотные поля. Хоукс объясняет чудесные преобразования ландшафта, которые появляются в мифологических описаниях, как символически представляющие решетчатую дренажную систему, спроектированную для окончательного уничтожения целых болотных территорий в пользу полей, пригодных для сельскохозяйственной эксплуатации. [ 28 ]

Недавние археологические и геологические открытия могут иметь некоторое отношение к истории Великого Потопа. [ 29 ] Археологические свидетельства сильного прорывного наводнения в ущелье Цзиши на Желтой реке датируются примерно 1920 годом до нашей эры и, как предполагается, легли в основу более позднего мифа. Колоссальный оползень создал естественную плотину на реке, которая была прорвана примерно год спустя. В результате наводнение вполне могло распространиться на 2000 км (1200 миль) вниз по реке, и возникшая в результате нестабильность речных русел могла длиться до двадцати лет. Примерно в это же время неолит сменился бронзовым веком в долине Хуанхэ. Авторы предполагают, что это совпало с началом Ся, на несколько столетий позже, чем традиционно считалось, и что культура Эрлитоу является археологическим проявлением династии Ся. [ 3 ]

Встречаться

[ редактировать ]
Братья Сихэ получают приказ императора Яо составить календарь.

Историк К. Ц. У считает, что «Канон Яо» (« яодянь ») в « Книге истории» ( Шуцзин ) имеет историческую ценность, несмотря на то, что он является одним из «второй партии» или «новых» текстов, составляющих это собрание документов, которое несмотря на проблематичный характер их текстовой передачи и то, что они кажутся реконструированными или сильно отредактированными и интерполированными по сравнению с «первой» или «старой» партией, которая предположительно пережила пожары Цинь (сожжение книг и захоронение книг). ученых вместе с уничтожением огнем императорской библиотеки Цинь при крахе ее династии). Первые пакетные документы якобы оставались скрытыми около столетия, пока случайно не были обнаружены и переданы потомку Конфуция. У признает, что « яодянь » не является прямой копией оригинала, однако он утверждает, что он был основан на тех же аутентичных источниках, что и документы первой партии, возможно, даже в некоторой степени основан на реальном оригинале. Однако решающий фактор, который, по утверждению К.С. Ву, является объективным, внетекстовым подтверждением «Канона Яо» (и, как следствие, остальных документов второй партии), напрямую связан с датировкой Великого Потопа, а именно примерно 2200 годом. до нашей эры. Это основано на сравнении астрономических данных из текста с современным астрономическим или астрофизическим анализом. [ 30 ]

Предполагалось, что в начале своего правления Яо назначил четырех министерских чиновников (две группы по два брата) для проведения необходимых астрономических наблюдений для реформированного календаря. Каждого из этих людей отправляли к границам королевской территории, по одному в каждом из основных направлений , где они должны были наблюдать определенные звезды на закате в каждое из солнцестояний и равноденствий, чтобы затем можно было сравнить результаты и календарь соответствующим образом скорректирован. К.К. Ву цитирует ссылки двух современных астрономов, которые в значительной степени подтверждают дату правления Яо около 2200 года, что соответствует традиционным общепринятым датировкам. [ 31 ]

Принимая во внимание Яо и его правление, это свидетельство точных астрономических наблюдений можно было истолковать как вторжение археоастрономии в область мифологии ; другими словами, древние астрономические наблюдения были объединены с мифологическим материалом, или наоборот.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 74.
  2. ^ Страссберг 2002 .
  3. ^ Jump up to: а б с Ву и др. 2016 .
  4. ^ Кристи 1968 , стр. 83–91.
  5. ^ Кристи 1968 , с. 83.
  6. ^ Jump up to: а б Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 117.
  7. ^ Кристи 1968 , с. 83.
  8. ^ Биррелл 1999 , с. 71.
  9. ^ Jump up to: а б Ву 1982 , с. 69.
  10. ^ Ву 1982 , с. 69. Перевод Ву.
  11. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , стр. 127–128.
  12. ^ Ву 1982 , стр. 70–71.
  13. ^ Ву 1982 , стр. 74–76.
  14. ^ Ву 1982 , стр. 76–77.
  15. ^ Ву 1982 , с. 85.
  16. ^ Ву 1982 , с. 86.
  17. ^ Jump up to: а б Ву 1982 , с. 77.
  18. ^ Ву 1982 , стр. 77–78.
  19. ^ Ву 1982 , стр. 78.
  20. ^ Jump up to: а б с Ву 1982 , с. 82.
  21. ^ Ву 1982 , стр. 78–79.
  22. ^ Кристи 1968 , с. 87.
  23. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 131.
  24. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , с. 137.
  25. ^ "...Ю затем путешествовал по Китаю, очищая реки и дноуглубление каналов; следовательно, потоки рек направлялись к входу в восточное море. Юй завоевал большое уважение в народе и впредь стал лидером всего Китая после смерти Шуня». Фэн 2013 , стр. 48.
  26. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , стр. 116–117.
  27. ^ Ян, Ан и Тернер 2005 , стр. 114–117.
  28. ^ Хоукс 1985 , стр. 138–139.
  29. ^ Уэбб, Джонатан (4 августа 2016 г.). «Скалы рассказывают историю великого наводнения в Китае» . Новости Би-би-си .
  30. ^ Ву 1982 , стр. 35–44, 66–67 и 450–467. Особенно 465.
  31. ^ Ву 1982 , стр. 66–67 и 467.

Источники

[ редактировать ]
  • Кристи, Энтони (1968), китайская мифология , Лондон: Хэмлин, ISBN  978-0600006374 .
  • Биррелл, Энн (1999), Китайская мифология: введение , издательство Университета Джонса Хопкинса, ISBN  978-0801861833 .
  • Коттерелл, Ён Яп; Коттерелл, Артур (1975), Ранняя цивилизация Китая , Сыновья Г.П.Патнэма, ISBN  978-0-399-11595-0

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9a494b3d5299779ffb918f5fc30158be__1718040300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/9a/be/9a494b3d5299779ffb918f5fc30158be.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Great Flood (China) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)