Мифология Потопа в Китае
Мифология Потопа в Китае , или Великий Потоп в Китае ( китайский : 大洪水 ; пиньинь : Да Хуншуй ; также известный как китайский : 洪水 ; пиньинь : Хуншуу ) — это тема потопа, произошедшего в Китае. Дерк Бодде (1961) заявил, что «из всех мифологических тем древнего Китая самая ранняя и до сих пор наиболее распространенная связана с наводнением». [ 1 ] Мифология также имеет общие характеристики с другими Великими потопами по всему миру. [ 2 ] хотя он также имеет уникальные характеристики или разные направления. Лу Илу (2002) группирует все версии великого потопа по трем темам: «герои контролируют наводнение; «брак брата и сестры для повторного заселения мира»; и «наводнение, которое затопляет весь город вместе с его жителями». [ 1 ]
История и мифология
[ редактировать ]Литературная история
[ редактировать ]История Китая как непрерывно записываемая литературная традиция начинается с древних документов, переданных потомкам через « Записки великого историка» . Согласно им, правнуком (или четвертым преемником) Желтого императора был Яо. Начиная с правления Яо, становятся доступны дополнительные литературные источники, в том числе Книга документов (собранная и отредактированная Конфуцием), которая начинается с «Канона Яо» ( 堯典 ), описывающего события правления Яо. [ 3 ] Хотя «Канон Яо» проблематичен с точки зрения передачи текста (в лучшем случае он представляет собой раннюю текстовую реконструкцию, а в худшем - выдумку, основанную на доступных знаниях или источниках III или IV веков нашей эры). «Советы Великого Юя» 大禹謨 считаются одним из достоверно переданных текстов доциньской эпохи. В любом случае эти и другие тексты сохранившейся литературы знаменуют начало китайской исторической традиции. Другие важные тексты включают стихотворение « Небесные вопросы», собранное в « Чу Ци» , приписываемое Цюй Юаню , и знаменитый мифологический сборник «Классика гор и морей» ( «Шаньхайцзин» ). Более того, столетия научных исследований ушли на то, чтобы собрать воедино повествование из кусочков, фрагментов, а иногда и более длинных разделов, найденных в этих и других ранних источниках, иногда подвергающихся серьезной редакционной обработке с точки зрения точки зрения.
Сборник мифологии
[ редактировать ]Мифологические истории, помимо того, что сохранились в различных литературных формах, также были собраны из различных устных традиций, некоторые из этих сказок рассказываются до сих пор. Некоторые из этих источников исходят от людей ханьской национальности, а некоторые - от других этнических групп. [ 1 ]
Борьба с контролем наводнения
[ редактировать ]Источники Чжоу повествуют о борьбе героев или божеств за контроль над наводнениями. Из всех этих историй борьба Яо , Гуна и Юя наиболее очевидна при описании трудностей человеческих усилий по борьбе с наводнением. [ 1 ] Гораздо более поздние работы периода Воюющих царств ( Шибен ) и Диван Шиджи (3 век) объединяли Ю и Нува как пару, и их ранее некоррелированные истории затем дополняли друг друга. [ 2 ]
Гун-Ю Мифология
[ редактировать ]В этом мифе рассказывается об усилиях Великого Юя (и Гуна ) по борьбе с великим наводнением, а также об истоках приручения животных . Иногда его также связывают с императорами Яо и Шуном . [ 2 ] В нем Гун крадет сиран, чтобы остановить наводнение, в то время как Великий Ю направляет наводнение в море и ему удается снизить уровень воды, чтобы можно было возделывать землю . [ 1 ] Хуайнаньцзы утверждает, что великое наводнение было вызвано богом воды Гун Гун , который использовал воду, чтобы посеять хаос в царстве императора Яо . Шань Хай Цзин рассказывает другую версию, согласно которой наводнение было вызвано Сянлю , одним из министров Гун Гуна , а не самим Гун Гуном. [ 2 ]
С этой темой связано множество мифологий, одна из них касается «Драконьих ворот» — канала через горы, прорытого Ю. Пока он рыл канал, многие карпы были унесены прочь и упали, и были разочарованы, потому что не смогли доплыть обратно до верхнего уровня. Затем Ю пообещал им, что если кто-нибудь из карпов сможет перепрыгнуть через его плотину, он превратится в дракона . [ 4 ]
Нува восстановила небеса
[ редактировать ]История произошла после того, как богиня Нюва создала (вылепила) человечество из желтой глины, оживила его и дала ему способность к размножению . Гунгун ударился головой о гору Бучжоу , которая на самом деле была колонной, поддерживающей небеса. Затем Нюва засыпал небо пятицветной галькой и собрал пепел из тростника, чтобы остановить наводнение. [ 1 ]
Вымирание человеческой расы
[ редактировать ]Чэнь Цзяньсянь (1996) сказал, что эта тема была одной из популярных легенд, которую до сих пор рассказывают более 40 представителей национальностей в Китае . Существует вероятность того, что этот миф довольно нов, поскольку самые старые письменные источники об этом мифе относятся к эпохе Шести династий , за исключением того, что устная традиция, возможно, намного старше. [ 1 ]
Тема была оформлена в нескольких версиях, но в основе сюжета - великое потоп, уничтожившее всех людей во всем мире, кроме пары брата и сестры или тети и племянника. Оба были вынуждены пожениться, чтобы заново заселить мир. По одной версии, их дети были обычными людьми, по другим — куском мяса, тыквы, дыни или точильного камня; после того, как они открыли, разрезали или уничтожили его, появились люди. [ 1 ]
Тонущий город
[ редактировать ]Эта тема имеет некоторые специфические особенности: один или два человека выжили, статуя плакала кровью, а весь город вместе с его жителями тонул. Выживший(ие) был спасен богами благодаря его/ее доброжелательным действиям; может быть старушка или преданный сын. Статуя плача крови часто представляла собой каменную статую льва , а иногда и статую черепахи. [ 1 ]
Другие мифы о наводнении
[ редактировать ]Восточное море и шелковичное поле
[ редактировать ]Менее распространенный миф о потопе связан с богиней Магу : этот миф предполагает циклический подъем и падение уровня океана на протяжении тысячелетий: иногда морское дно оказывается под водой; в другое время он превращается в тутовые поля . Однако материал о Магу, похоже, отличается от идеи великого потопа на земле Китая. [ 1 ]
Одна традиция повествует о Магу, доброжелательной даосской женщине, жившей во втором веке. Она осваивала очень широкие прибрежные водоёмы Цзянсу и превращала их в тутовые поля. [ 4 ]
Хэйю
[ редактировать ]Шань Хай Цзин упоминает существо, похожее на свинью, с человеческим лицом, желтого цвета и с красным хвостом, и оно звучит как человеческое пение. Существо известно как Хэю ; он охотится на людей, рептилий и змей. Его появление является знаком того, что по всему миру будет великий потоп. [ 5 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лихуэй, Ян; Деминг, Ан; Андерсон, Джессика (2005). Справочник китайской мифологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533263-6 .
- ^ Jump up to: а б с д Марк Эдвард Льюис (2006). Мифы о потопе раннего Китая . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-6663-9 .
- ^ Ву, 65 лет.
- ^ Jump up to: а б Джереми Робертс (2010). Китайская мифология от А до Я, Эдиси Кедуа . Нью-Йорк: Издательство Chelsea House. ISBN 978-1-4381-2799-6 .
- ^ Ричард Э. Страссберг (2002). Китайский бестиарий: странные существа из путеводителей по горам и морям . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21844-2 .