Цюй Юань
Цюй Юань | |||
---|---|---|---|
Рожденный | в. 339 г. до н.э. Штат Чу , современный уезд Цзыгуй , провинция Хубэй , Китай. | ||
Умер | 278 г. до н.э. (62 года) Река Милуо | ||
Занятие | Поэт , политик | ||
Китайское имя | |||
китайский | Цюй Юань | ||
|
Цюй Юань ( ок. 340 г. до н.э. - 278 г. до н.э.) [1] [2] [3] был китайским поэтом и аристократом в штате Чу в период Воюющих царств . Он известен своим патриотизмом и вкладом в классическую поэзию и стихи , особенно благодаря стихам антологии Чу Ци (также известной как «Песни Юга» или «Песни Чу» ): сборник стихов, приписываемых или считающихся вдохновленными его стихи . Вместе с « Ши Цзин» « Чжу Ци» является одним из двух величайших сборников древнекитайских стихов. Его также помнят в связи с предполагаемым происхождением Фестиваля лодок-драконов .
Исторических подробностей о жизни Цюй Юаня мало, а его авторство многих стихотворений Чу Ци подвергалось сомнению. [4] Тем не менее, широко распространено мнение, что он написал « Плач », стихотворение Чу Ци . Первое известное упоминание о Цюй Юане появляется в стихотворении, написанном в 174 г. до н.э. Цзя И , чиновником из Лояна , которого оклеветали ревнивые чиновники и сослали в Чаншу император Вэнь Хань . Во время путешествия он написал стихотворение, описывающее подобную судьбу предыдущего «Цюй Юаня». [5] Восемьдесят лет спустя первая известная биография жизни Цюй Юаня появилась в династии Хань историка Сыма Цяня , «Записках великого историка» хотя она содержит ряд противоречивых деталей. [6]
Жизнь
[ редактировать ]Единственным сохранившимся источником информации о жизни Цюй Юаня является Сыма Цяня его биография в «Записках великого историка (Шиджи)» , хотя биография носит косвенный характер и, вероятно, во многом зависит от собственного отождествления Сыма с Цюй. [7] [8] Сыма писал, что Цюй был членом королевского клана Чу и служил чиновником при короле Чу Хуай (годы правления 328–299 до н.э.).
В первые дни правления короля Хуая Цюй Юань служил государству Чу в качестве его левого министра. [1] Однако король Хуай сослал Цюй Юаня в регион к северу от реки Хань , потому что коррумпированные министры оклеветали его и оказали влияние на короля. [1] В конце концов Цюй Юань был восстановлен в должности и отправлен с дипломатической миссией в государство Ци. [9] Он попытался возобновить отношения между Чу и Ци, которые король Хуай разорвал под ложным предлогом короля Цинь Хуэя уступить территорию возле Шанъюя. [10]
Во время короля Цинсяна премьер-министр Цзилань оклеветал Цюй Юаня. правления [9] Это стало причиной ссылки Цюй Юаня в регионы к югу от реки Янцзы . [9] Говорят, что Цюй Юань первым вернулся в свой родной город. В изгнании он провел большую часть этого времени, собирая легенды и перерабатывая народные оды, путешествуя по сельской местности. Более того, он написал одни из величайших стихов в китайской литературе и выразил глубокую обеспокоенность своим состоянием. [9] Согласно легенде, беспокойство привело его к все более ухудшению здоровья. Во время депрессии он часто прогуливался возле одного колодца, чтобы посмотреть на свое худое и изможденное отражение в воде. Этот колодец стал известен как «Колодец отражения лица». На склоне холма в Сянлупине (ныне уезд Цзыгуй , провинция Хубэй ) находится колодец, который считается оригинальным колодцем времен Цюй Юаня. [ нужна ссылка ]
В 278 году до нашей эры, узнав о захвате столицы своей страны Инь генералом Бай Ци из государства Цинь , Цюй Юань, как говорят, собрал народные сказки и написал длинное стихотворение плача под названием « Плач по Инь ». В конце концов он покончил жизнь самоубийством , войдя в реку Милуо в сегодняшней провинции Хунань, держа в руках камень. Причина, по которой он покончил с собой, оставалась спорной и обсуждалась китайскими учеными на протяжении веков. Типичные объяснения включают мученическую смерть за свою глубоко любимую, но падшую родину, предложенную философом Чжу Си из династии Сун, или чувство крайнего отчаяния по поводу политической ситуации в Чу, в то время как его политическая мечта всей жизни никогда не осуществится. Но согласно « Ю Фу », которое, как многие полагают, было написано самим Цюем или, по крайней мере, человеком, который был очень хорошо знаком с Цюем, его самоубийство было лучшим способом защитить его невиновность и жизненные принципы. [ нужна ссылка ]
По словам Ли Иньхэ , Цюй Юань, как говорят, выразил свою любовь к правящему монарху, королю Чу Хуаю , через несколько из этих произведений, в том числе « Плач » и «Тоска по красоте». [11]
Наследие
[ редактировать ]Цюй Юань считается первым автором стихов в Китае, имя которого связано с его творчеством, поскольку до этого времени поэтические произведения не приписывались каким-либо конкретным авторам. Считается, что он положил начало так называемому стилю стихов Сао , названному в честь его произведения « Ли Сао », в котором он отказался от классических четырехзначных стихов, используемых в стихах Ши Цзина , и принял стихи различной длины. В результате появились стихи с большим ритмом и широтой выражения. Цюй Юань также считается одним из самых выдающихся деятелей романтизма в китайской классической литературе, и его шедевры оказали влияние на некоторых великих поэтов-романтиков династии Тан. Во времена династии Хань Цюй Юань стал героическим примером того, как должен вести себя ученый и чиновник, которому было отказано в общественном признании, соответствующем его достоинству. [12]
Чу Ци
[ редактировать ]Чу располагался на территории нынешнего района реки Янцзы в центральном Китае . В то время Чу представлял южную окраину китайской культурной области, какое-то время будучи частью империй как династии Шан , так и династии Чжоу . Однако культура Чу также сохранила определенные характеристики местных традиций, таких как шаманизм , влияние которого можно увидеть в Чу Ци . [13]
« Чу Ци» был составлен и аннотирован Ван И (умер в 158 г. н.э.), что является источником передачи этих стихотворений и каких-либо достоверных сведений о них в последующие времена; таким образом, роль, которую Цюй Юань сыграл в создании, редактировании или ретуши этих работ, остается неясной. [14] Стихи Чу Ци важны как прямые предшественники стиля фу в литературе династии Хань. [15] Чу Ци , как хранилище ранней литературы, предоставило бесценные данные для лингвистических исследований истории китайского языка, начиная с Чэнь Ди .
Религия
[ редактировать ]После его самоубийства Цюй Юань иногда почитался как бог воды , в том числе тайваньские даосы , которые причисляют его к Королям Водных Бессмертных . [16]
Патриотизм
[ редактировать ]к Цюй Юаню стали относиться националистически как Китая к «первому поэту -патриоту » Во время Второй мировой войны . [17] Вэнь Идуо — поэт-социалист и учёный, позже казнённый Китайской националистической партией, — писал в своей книге «Мифология и поэзия» , что «хотя Цюй Юань не писал о жизни людей и не озвучивал их страдания, можно с полным основанием сказать, что он действовал как лидер народной революции и нанесший удар, чтобы отомстить за них, Цюй Юань — единственный человек во всей китайской истории, который имеет полное право называться «народным поэтом». [18] Го Моро 1942 года Пьеса «Цюй Юань» [19] обращался с ним аналогично, проводя параллели с Гамлетом и королем Лиром . [17] Их взгляд на социальный идеализм и несгибаемый патриотизм Цюя стал каноническим при Китайской Народной Республике после коммунистов победы в гражданской войне в Китае в 1949 году . [17] [12] Например, один школьный учебник китайского языка 1957 года начинался с предложения «Цюй Юань был первым великим поэтом-патриотом в истории литературы нашей страны». [20] Этот культовый статус повысил положение Цюй Юаня в литературном каноне Китая, поскольку он был изображен на почтовых марках. [21] а Фестиваль лодок-драконов был объявлен национальным государственным праздником в 2008 году. Однако это произошло за счет более критических научных оценок историчности Цюй Юаня и предполагаемого объема работ, которые были разработаны в период позднего Цин и ранней республики . [17]
Фестиваль лодок-драконов
[ редактировать ]Популярная легенда гласит, что жители деревни отнесли свои пельмени и лодки на середину реки и отчаянно пытались спасти Цюй Юаня после того, как он погрузился в Милуо, но опоздали. Однако, чтобы держать рыбу и злых духов подальше от его тела, они били в барабаны и плескали воду веслами, а также бросали в воду рис как пищевое подношение духу Цюй Юаня, а также чтобы отвлечь рыбу. из его тела. Однако легенда продолжает, что однажды поздно ночью дух Цюй Юаня появился перед его друзьями и сказал им, что он умер из-за того, что ушел под реку. Затем он попросил своих друзей завернуть рис в трехугольные шелковые пакеты, чтобы отогнать дракона.
Эти пакеты стали традиционной едой, известной как цзунцзы , хотя теперь куски риса заворачивают в листья, а не в шелк. Гонки на лодках с целью поиска его тела постепенно стали культурной традицией гонок на лодках-драконах , которые проводятся каждый год в годовщину его смерти. Сегодня люди все еще едят цзунцзы и участвуют в гонках на лодках-драконах в память о жертвоприношении Цюй Юаня в пятый день пятого месяца традиционного лунно-солнечного китайского календаря . Страны вокруг Китая, такие как Вьетнам и Корея, также отмечают различные варианты этого Фестиваля лодок-драконов как часть их общего культурного наследия . [ нужна ссылка ]
Исследование космоса
[ редактировать ]Китайская программа межпланетных исследований « Тяньвэнь» («Небесные вопросы») названа в честь стихотворения Цюй Юаня. Первая миссия на Марс, «Тяньвэнь-1» , была запущена 23 июля 2020 года и достигла Марса 10 февраля 2021 года. 14 марта 2021 года спускаемый аппарат и марсоход успешно приземлились на поверхность Марса.
См. также
[ редактировать ]- Цзю Ге
- Классическая китайская поэзия
- Тяньвэнь
- Сон Ю
- Фестиваль лодок-драконов
- Тяньвэнь-1
- Цюй (фамилия Цюй)
- Шунь Ли и поэт (Цюй Юань вдохновляет Шунь Ли)
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с CUHK (2007) , с. 205 .
- ^ Кнехтгес (2010) , с. 745.
- ^ Керн (2010) , с. 76.
- ^ Чжао Куйфу (赵倵夫) (1995) «Рибэнь синь де Цюй Юань фудин лунь Чаншэн де Лиши Пекин юй Сысян Гэньюань Чутан» Предварительное исследование исторических предпосылок и идеологических истоков новой японской «Негативной теории Цюй Юаня». Фуинь Баокан Цзыляо, Чжунго Гудай Цзиньдай Вэньсюэ Яньцзю. Ксерокопирование газетных и периодических материалов, исследования древней и современной китайской литературы. (на китайском языке). Том. 1995, нет. 10. С. 89–93.
- ↑ Цитируется в Бан Гу « биографии Цзя И «Книга Хань» Ханьшу·Цзя И Чжуань», также появляется в Вэньсюань , «Дяо Цюй Юань фу» 译文典.
- ^ Хоукс (1959) , с. 52.
- ^ Хоукс (1959), 53-54.
- ^ Хартман (1986) , с. 352.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д CUHK (2007) , с. 206
- ^ CUHK (2007) , с. 205–6
- ^ «История гомосексуализма» . china.org.cn . Шанхайская звезда. 2002. Архивировано из оригинала 19 ноября 2003 года . Проверено 26 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэвис, xlvii
- ^ Хинтон, 80 лет.
- ^ Йип, 54 года.
- ^ Дэвис, xlviii
- ^ «Шуэсианские божества» , Официальный сайт , Тайнань: Большой храм Мацу , 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Хоукс (1974) , с. 42 .
- ^ Вэнь (1956) .
- ^ Го (1952) .
- ^ Чжан (1957) .
- ^ Марки «Цюй Юань» официально выпущены во время Фестиваля лодок-драконов, чтобы узнать о «предке китайской поэзии» (на китайском языке (Тайвань)) . Проверено 5 августа 2020 г ..
Библиография
[ редактировать ]- Чанг, Гонконг; Е Лан; Фэй Чжэнган; Ван Тянью, ред. (2007), «Цюй Юань» , Китай: пять тысяч лет истории и цивилизации , Коулун: Городской университет Гонконга, стр. 205–6 , ISBN 9789629371401
- Дэвис, Альберт Ричард, изд. (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» , Лондон: Penguin Books .
- Го Моруо ), ( 1952 Цюй Юань , Пекин: Жэньминь Вэньсюэ Чубанше . (на китайском языке)
- Хартман, Чарльз (1986). «Чюй Юань屈原». В Ниенхаузере, Уильям Х. Джуниор (ред.). Индианский спутник традиционной китайской литературы, Том 1 . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 352. ИСБН 0-253-32983-3 .
- Хоукс, Дэвид (1959), Чу Цзы: Песни Юга, древнекитайская антология , Оксфорд: Clarendon Press .
- Хоукс, Дэвид (1974), «В поисках богини» , Исследования китайских литературных жанров , Беркли: University of California Press, стр. 42–68 , ISBN 0-520-02037-5 .
- Хинтон, Дэвид (2008), Классическая китайская поэзия: Антология , Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Жиру, ISBN 978-0-374-10536-5 .
- Керн, Мартин (2010). «Ранняя китайская литература, Начало через Западную Хань». В Оуэне, Стивене (ред.). Кембриджская история китайской литературы, Том 1: До 1375 года . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 1–115. ISBN 978-0-521-11677-0 .
- Кнехтгес, Дэвид Р. (2010). «Цюй Юань屈原». В Кнехтгесе, Дэвид Р .; Чанг, Тайпин (ред.). Древняя и раннесредневековая китайская литература: Справочник, часть первая . Справочник востоковедения, раздел 4: Китай, том 25/1. Лейден: Брилл. стр. 745–749. дои : 10.1163/9789047444664_002 . ISBN 978-90-04-19127-3 .
- Вэнь Идуо (1956), « Юань: народный поэт , » Жэньминь Юань де Ширэн — Цюй , Цюй (на китайском языке)
- Ип Вай-лим (1997), Китайская поэзия: антология основных модусов и жанров , Дарем : Duke University Press, ISBN 0-8223-1946-2 .
- Чжан Цзунъи (1957), « Цю Юань ю Чуци, Цюй Юань и песни Чу » , Чанчунь : Цзилинь Жэньминь Чубанше . (на китайском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сыма Цянь (1993) [ок. 90-е годы до нашей эры]. Записки великого историка . Перевод Уотсона, Бертона (ред. Ред.). Нью-Йорк: Колумбийский университет. Нажимать. ISBN 0-231-08164-2 .
- Шнайдер, Лоуренс А. (1980). Безумец Чу: китайский миф о лояльности и несогласии . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Уэйли, Артур (1973). Девять песен; Исследование шаманизма в Древнем Китае . Сан-Франциско: Книги о городских огнях. ISBN 0-87286-075-2 .
- Уотсон, Бертон (1962). Ранняя китайская литература . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231086714 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Цюй Юань (Чу Юань), великий поэт»
- «В этой статье есть фотографии родного города Цюй Юаня до того, как он был затоплен в результате строительства плотины»
- «Фестиваль лодок-драконов» (статья воспроизведена из тома 1, номера 2 информационного бюллетеня «Семьи с детьми из Китая в районе залива Сан-Франциско»)
- 340-е годы до н.э., рождение
- 278 г. до н.э. смертей
- Китайские поэты IV века до н.э.
- Китайские поэты III века до н.э.
- Китайские боги
- Государственные люди Чу
- Обожествленные китайские мужчины
- Самоубийства через утопление в Китае
- Музыканты династии Чжоу
- Поэты династии Чжоу
- Правительственные чиновники династии Чжоу
- Гуциньские игроки
- Водные боги
- Самоубийства в период Воюющих царств