Фестиваль лодок-драконов
Фестиваль лодок-драконов | |
---|---|
Наблюдается | китайский |
Тип | Культурный |
Обряды | Гонки на лодках-драконах, употребление реальгарского вина и цзунцзы |
Дата | Пятый день пятого месяца китайского лунно-солнечного календаря. |
Дата 2023 года | 22 июня |
Дата 2024 года | 10 июня |
Дата 2025 года | 31 мая |
Дата 2026 г. | 19 июня |
Частота | Ежегодный |
Связано с | Танго но секку , Дано , Фестиваль лодок-драконов , Юкка Ну Хии |
Китайское имя | |||
---|---|---|---|
Упрощенный китайский | Фестиваль лодок-драконов | ||
Традиционный китайский | Фестиваль лодок-драконов | ||
Буквальный смысл | Фестиваль середины года | ||
| |||
Фестиваль лодок-драконов | |||
Упрощенный китайский | Фестиваль лодок-драконов/ Фестиваль лодок-драконов | ||
Традиционный китайский | Фестиваль лодок-драконов/ Фестиваль лодок-драконов | ||
| |||
| |||
Упрощенный китайский |
| ||
Традиционный китайский |
| ||
| |||
Фестиваль пельменей | |||
Упрощенный китайский | Фестиваль пельменей | ||
Традиционный китайский | Фестиваль мяса и риса | ||
Буквальный смысл | мяса цзунцзы Фестиваль | ||
| |||
Португальское имя | |||
португальский | Фестиваль лодок-драконов |
Праздник лодок-драконов ( традиционный китайский : 端午節 ; упрощенный китайский : 端午节 ; пиньинь : Дуаньвоцзе ) — традиционный китайский праздник, который приходится на пятый день пятого месяца китайского календаря , что соответствует концу мая или началу июня. по григорианскому календарю . Праздник посвящен памяти Цюй Юаня министром южно-китайского Чу в период царств , примерно с 600 г. , государства Воюющих который был любимым премьер - Китайские традиции. Фестиваль лодок-драконов объединяет молитву об удаче и передышку от летней жары.
В сентябре 2009 года ЮНЕСКО официально одобрило включение праздника в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества , став первым китайским праздником, выбранным. [1] [2]
Имена
[ редактировать ]Английское название праздника — «Фестиваль лодок-драконов». [3] используется в качестве официального английского перевода праздника Китайской Народной Республикой . [4] В некоторых английских источниках он также упоминается как «Фестиваль двойной пятерки», что указывает на день фестиваля по китайскому календарю. [5]
Китайское название фестиваля на разных китайских языках произносится по-разному . Дуаньу ( 端午 ) буквально означает «начало пяти», то есть первый «пятый день» месяца по китайскому зодиаку . [6] [а] Однако, несмотря на буквальное значение, относящееся к Земным Ветви , этот персонаж также стал ассоциироваться с wǔ ( 五 ; wu 3 ; «пять»), поскольку иероглифы часто имеют одинаковое произношение. Отсюда Дуаньу , праздник «пятого дня пятого месяца». [9]
На кантонском диалекте оно латинизируется как Tuen. 1 Из 5 Джит 3 в Гонконге и Тунге 1 Из 5 Джит 3 в Макао , отсюда и название «Фестиваль Туен Нг», используемое в Гонконге , [10] и Тун Нг ( Фестиваль лодок-драконов на португальском языке ) в Макао. [11] [12] [13]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Пятый лунный месяц считается неудачным и ядовитым месяцем, особенно пятый день пятого месяца. [14] [15] Чтобы избавиться от напасти, аир , полынь и чеснок. в пятый день пятого месяца люди клали над дверями [14] [15] Считалось, что их сильный запах и форма помогают отогнать зло (например, листья аира имеют форму мечей). [15]
Говорят, что ядовитые животные появляются начиная с пятого дня пятого месяца, например змеи, многоножки и скорпионы; люди также якобы легко болеют после этого дня. [15] Поэтому во время Фестиваля лодок-драконов люди стараются избежать этого невезения. [15] Например, люди могут размещать изображения пяти ядовитых существ (змеи, многоножки, скорпиона, ящерицы, жабы и иногда паука). [15] ) на стене и воткните в них иголки. Люди также могут вырезать из бумаги пять существ и обернуть их вокруг запястий своих детей. [16] На основе этих практик во многих областях возникли большие церемонии и представления, что сделало Фестиваль лодок-драконов днем избавления от болезней и неудач.
Цюй Юань
[ редактировать ]История, наиболее известная в современном Китае, гласит, что фестиваль посвящен смерти поэта и министра Цюй Юаня ( ок. 340–278 до н.э.) из древнего государства Чу в период Воюющих царств династии Чжоу . [17] Кадет королевского дома Чу , Цюй занимал высокие посты. Однако, когда король решил вступить в союз со все более могущественным государством Цинь , Цюй был изгнан за сопротивление союзу и даже обвинен в государственной измене. [17] Во время ссылки Цюй Юань написал много стихов . В конце концов, Цинь захватил Инь , столицу Чу. В отчаянии Цюй Юань покончил жизнь самоубийством , утопившись в реке Милуо . [14]
Говорят, что местные жители, восхищавшиеся им, бросились на своих лодках, чтобы спасти его или хотя бы забрать его тело. [14] [15] Говорят, что именно отсюда начались гонки на лодках-драконах . [15] Когда его тело не удалось найти, они бросили в реку шарики липкого риса , чтобы рыба съела их вместо тела Цюй Юаня. Говорят, что это источник цзунцзы . [17]
В двадцатом веке Цюй Юань стал считаться поэтом-патриотом и символом народа. Его пропагандировали как народного героя и символ китайского национализма в Китайской Народной Республике после победы коммунистов в гражданской войне в Китае в 1949 году . Историк и писатель Го Моро сыграл важную роль в формировании этого взгляда на Цюй. [18]
У Цзысюй
[ редактировать ]Другая история происхождения гласит, что фестиваль посвящен памяти У Цзысюй . э.), государственного деятеля Королевства У. (умер в 484 г. до н [14] Си Ши , красивая женщина, посланная королем Гуцзяном штата Юэ , была очень любима королем У Фучаем . У Цзысюй, видя опасный заговор Гоуцзяна, предупредил Фучая, который рассердился на это замечание. У Цзысюй был вынужден покончить жизнь самоубийством из-за Фучая, и его тело было брошено в реку в пятый день пятого месяца. После его смерти в таких местах, как Сучжоу , У Цзысюя вспоминают во время Фестиваля лодок-драконов.
Цао Э
[ редактировать ]Хотя память У Цзысюя отмечается на юго-востоке Цзянсу и Цюй Юане в других частях Китая, большая часть северо-восточного Чжэцзяна , включая города Шаосин , Нинбо и Чжоушань , вместо этого празднует память молодой девушки Цао Э (130–144 гг. н.э.). Отец Цао Э, Цао Сюй ( 曹盱 ), был шаманом, руководившим местными церемониями в Шанъюе . В 143 году, председательствуя на церемонии памяти У Цзысюя во время Праздника лодок-драконов, Цао Сюй случайно упал в реку Шунь . Цао Э, проявляя сыновнюю почтительность , три дня обыскивал реку, пытаясь найти его. Через пять дней она и ее отец были найдены мертвыми в реке от утопления. был построен храм, Восемь лет спустя, в 151 году, в Шанъюе посвященный памяти Цао Э и ее жертвоприношения. Река Шунь была переименована в реку Цаоэ в ее честь. [19]
Цао Э изображен в « У Шуан Пу» («Таблица несравненных героев») Цзинь Гуляна.
Ранее существовавший отпуск
[ редактировать ]Некоторые современные исследования показывают, что истории Цюй Юаня или У Цзысюя были наложены на ранее существовавшую праздничную традицию. Пропаганду этих историй могли поощрять учёные -конфуцианцы , стремившиеся узаконить и укрепить своё влияние в Китае. Отношения между Цзунцзы, Цюй Юанем и фестивалем впервые появились во времена ранней династии Хань. [20]
Истории Цюй Юаня и У Цзысюя были записаны в Сыма Цяня » «Шицзи , завершенном через 187 и 393 года после соответствующих событий, потому что историки хотели восхвалить обоих персонажей.
По мнению историков, праздник зародился как праздник земледелия, плодородия и выращивания риса на юге Китая . [15] [21] [22] Еще в 1952 году американский социолог Вольфрам Эберхард писал, что его празднуют более широко на юге Китая, чем на севере. [21]
Другая теория заключается в том, что Фестиваль лодок-драконов возник из- за поклонения драконам . [15] Эту теорию выдвинул Вэнь Идуо . Поддержка опирается на две ключевые традиции фестиваля: традиции гонок на лодках-драконах и цзунцзы . Еда, возможно, первоначально представляла собой подношение королю драконов , в то время как гонки на лодках-драконах, естественно, отражают почтение к дракону и Ян связанной с ним активной энергии . Это было объединено с традицией посещения друзей и семьи на лодках.
Другое предположение состоит в том, что фестиваль отмечает широко распространенную особенность аграрных обществ Восточной Азии: сбор урожая озимой пшеницы. В такие времена регулярно делались подношения божествам и духам: в древнем Юэ — королям драконов; в древнем Чу — Цюй Юань; в древнем У — У Цзысюй (как речной бог); в древней Корее — горные боги (см. Дано ). По мере расширения взаимодействия между разными регионами эти похожие фестивали в конечном итоге слились в один праздник.
Начало 20 века
[ редактировать ]В начале 20 века Фестиваль лодок-драконов отмечался с первого по пятый день пятого месяца и был также известен как Фестиваль пяти ядовитых / ядовитых насекомых ( традиционный китайский : 毒蟲節 ; упрощенный китайский : 毒虫节 ; пиньинь : Духонг джие : Уэйд-Джайлз : Ту; 2 -чунг 2 -чие 2 ). Ю Дер Линг пишет в главе 11 своих мемуаров « Два года в Запретном городе» 1911 года :
Первый день пятой луны был напряженным днем для всех нас, так как с первой по пятую луну проходил фестиваль пяти ядовитых насекомых, о котором я объясню позже, также называемый Фестивалем лодок-драконов. ...Теперь об этом Празднике. Его еще называют Праздником лодок-драконов. Пятая или пятая луна в полдень была самым ядовитым часом для ядовитых насекомых, а пресмыкающиеся, такие как лягушки, ящерицы, змеи, прячутся в грязи, на этот час они парализованы. Некоторые врачи отыскивают их в этот час и помещают в банки, а когда они высохнут, иногда используют их как лекарство. Ее Величество рассказала мне это, и в тот день я везде обошел и покопался в земле, но ничего не нашел. [23]
21 век
[ редактировать ]В 2008 году Фестиваль лодок-драконов был объявлен национальным государственным праздником Китая . [24]
Праздник
[ редактировать ]Фестиваль долгое время считался культурным фестивалем в Китае и является государственным праздником в Китае, Гонконге, Макао и Тайване . созданное Правительство Китайской Народной Республики, в 1949 году, изначально не признавало Фестиваль лодок-драконов государственным праздником, но вновь ввело его в 2008 году вместе с двумя другими фестивалями, стремясь стимулировать традиционную культуру. [25] [26]
Фестиваль лодок-драконов неофициально отмечается китайскими общинами Юго-Восточной Азии, включая Сингапур и Малайзию . Аналогичные и родственные официальные фестивали включают корейский Дано , [27] Японское танго но секку , [28] и вьетнамский Тет Доан Нго . [28]
Практика и деятельность
[ редактировать ]Три наиболее распространенных вида деятельности, проводимых во время Фестиваля лодок-драконов, — это поедание (и приготовление) цзунцзы , питье реальгарского вина и гонки на лодках-драконах . [29]
Гонки на лодках-драконах
[ редактировать ]Гонки на лодках-драконах имеют богатую историю древних церемониальных и ритуальных традиций, которые зародились на юге центрального Китая более 2500 лет назад. Легенда начинается с истории Цюй Юаня, который был министром в одном из правительств Воюющих Государств, Чу. [14] Он был оклеветан ревнивыми правительственными чиновниками и изгнан королем. [14] Разочаровавшись в монархе Чу, он утопился в реке Милуо. [14] Простые люди бросились к воде и попытались вернуть его тело, но им это не удалось. [14] Согласно легенде, в память о Цюй Юане ежегодно в день его смерти люди проводят гонки на лодках-драконах. [14] [15] Они также бросали в воду рис, чтобы кормить рыб, чтобы они не съели тело Цюй Юаня, что является одним из источников цзунцзы . [14] [15]
Цзунцзы (традиционные китайские рисовые пельмени)
[ редактировать ]Важной частью празднования Фестиваля лодок-драконов является приготовление и поедание цзунцзы, также известного как липкие рисовые клецки, вместе с членами семьи и друзьями. Люди традиционно готовят цзунцзы, заворачивая клейкий рис и начинку в листья тростника или бамбука, образуя форму пирамиды. [14] Листья также придают особый аромат и вкус клейкому рису и начинкам. Выбор начинок варьируется в зависимости от региона. [14] В северных регионах Китая предпочитают сладкие или десертные цзунцзы с бобовой пастой. [15] мармелад, [14] и орехи в качестве начинки. В южных регионах Китая предпочитают пикантные цзунцзы с разнообразными начинками, включая яйца и мясо. [14] [15]
Цзунцзы появились перед периодом весны и осени и первоначально использовались для поклонения предкам и богам. Во времена династии Цзинь пельмени цзунцзы официально считались едой Праздника лодок-драконов. В это время, помимо клейкого риса, китайское лекарственное средство ижижэнь ( Alpinia oxyphylla в ингредиенты для приготовления цзунцзы добавлялось ). Этот приготовленный цзунцзы называется ичжи цзун . [30]
Еда, связанная с 5
[ редактировать ]«У» (午) в названии «Дуаньу» имеет произношение, подобное произношению числа 5 в нескольких китайских диалектах, и поэтому во многих регионах существуют традиции употребления в пищу продуктов, связанных с числом 5. Например, в Гуандуне и В регионах Гонконга существует традиция готовить отвар из пяти разных бобов. [ нужна ссылка ]
Реальгарское вино
[ редактировать ]Вино Реальгар или вино Сюнхуан — это китайский алкогольный напиток, приготовленный из китайского ликера с добавлением порошкообразного реальгара , желто-оранжевого минерала сульфида мышьяка. [14] Его традиционно использовали в качестве пестицида и обычного противоядия от болезней и ядов. [14] [22] На Фестивале лодок-драконов люди могут наносить реальгаровое вино на части лиц детей, чтобы отпугнуть пять ядовитых существ. [31]
5-цветная тесьма с шелковыми нитями
[ редактировать ]В некоторых регионах Китая люди, особенно дети, носят шелковые ленты или нити пяти цветов (синего, красного, желтого, белого и черного, представляющих пять элементов ). в день Праздника лодок-драконов [15] Люди верят, что это поможет отогнать зло. [15]
Другие распространенные занятия включают в себя развешивание икон Чжун Куя (мифического хранителя), развешивание полыни и аира , длительные прогулки и ношение ароматизированных аптечек. [32] [14] Другие традиционные занятия включают игру в подставку для яиц в полдень (эта «игра» подразумевает, что если кому-то удастся поставить подставку для яиц ровно в 12:00, этот человек получит удачу на следующий год) и написание заклинаний . Все эти действия, вместе с употреблением реальгарского вина или воды, считались древними (а некоторые и сегодня) эффективными в предотвращении болезней или зла, одновременно укрепляя здоровье и благополучие.
В первые годы существования Китайской Республики Дуаньу отмечался как «День поэтов» из-за статуса Цюй Юаня как первого известного поэта Китая. Согласно тайваньской традиции, балансирование яйца на Дуаньу приносит удачу на всю оставшуюся часть года. [33]
Считается, что солнце наиболее активно во время летнего солнцестояния, поскольку дневной свет в северном полушарии самый длинный. Солнце, как и китайский дракон , традиционно представляет мужскую энергию , тогда как луна, как и феникс , традиционно представляет женскую энергию . Летнее солнцестояние считается ежегодным пиком мужской энергии, а зимнее солнцестояние, самая длинная ночь в году, представляет собой ежегодный пик женской энергии. Таким образом, мужской образ дракона стал ассоциироваться с Фестивалем лодок-драконов. [34]
Галерея
[ редактировать ]- Сегодня в Томигусуку , Окинава , Япония.
- Действия, которые помогут избежать неудач
- Лиф, который носят дети, с символами пяти ядовитых насекомых для отпугивания ядовитых насекомых и рептилий, таких как лягушки, ящерицы и змеи.
- Гонки на лодках-драконах в Сан-Франциско, 2008 г.
- Сырые цзунцзы
- Балансировка яиц в Тангеранге , Индонезия
- Президент Тайваня Ма Инцзю посещает остров Лян перед фестивалем лодок-драконов (2010 г.)
На табличке написано: «С уважением желаю президенту радостного фестиваля лодок-драконов».
( Пожелайте президенту счастливых праздников )
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Фестиваль лодок-драконов – нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО» . ЮНЕСКО. Сентябрь 2009 года . Проверено 22 июня 2023 г.
- ^ «Фестиваль лодок-драконов: первый фестиваль Китая, выбранный в качестве мирового нематериального культурного наследия» . Официальная платформа отчетов Weixin , дата обращения 22 июня 2023 г. .
- ^ Читтик (2011) , с. 1.
- ^ Официальный веб-портал правительства Китая. « Праздники. Архивировано 2 мая 2012 года в Wayback Machine ». 2012. Проверено 1 ноября 2013 г.
- ^ « Фестиваль Double Fifth (Лодки-Драконы). Архивировано 6 мая 2008 года в Wayback Machine ».
- ^ Инахата, Коитиро [на японском языке] (2007). Танго Танго . мировая энциклопедия (переработанное, новое изд.). Хейбонша.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) через Japanknowledge. - ^ Лоу (1983) , с. 141.
- ^ «Фестиваль лодок-драконов» . Тайвань сегодня . Министерство иностранных дел Китайской Республики (Тайвань). 1 июня 1967 года.
- ^ Чен, Санпин (январь – март 2016 г.). «Были ли« уродливые рабы »в средневековом Китае действительно уродливыми?». Журнал Американского восточного общества . 136 (1): 30–31. дои : 10.7817/jameroriesoci.136.1.117 . JSTOR 10.7817/jameroriesoci.136.1.117 .
- ^ Правительство Гонконга. " Общие праздники на 2014 год ». 2013. Проверено 1 ноября 2013.
- ^ Туристический офис правительства Макао. « Календарь событий ». 2013. Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Специальный административный район Макао. Канцелярия генерального директора. « Исполнительный приказ № 60/2000 ». 3 октября 2000 г. Проверено 3 ноября 2013 г. (на португальском языке).
- ^ Специальный административный район Макао. Административный указ № 60/2000 от 3 октября 2000 г. Дата обращения 3 ноября 2013 г. (на китайском языке).
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Вэй, Известкование (2010). Китайские фестивали: традиции, обычаи и ритуалы (второе изд.). Пекин. стр. 36–43. ISBN 9787508516936 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Степанчук, Кэрол (1991). Лунные лепешки и голодные призраки: фестивали Китая . Сан-Франциско: Китайские книги и периодические издания. стр. 41–50. ISBN 0-8351-2481-9 .
- ^ Лю, Л. (2011). Цветные фотографии «Пекинского обзора» . том. 54, вып. 23. С. 42–43.
{{cite book}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с SCMP . Землетрясение и наводнения сделали фестиваль приглушенным. Проверено 9 июня 2008 г. Архивировано 25 июня 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Зикпи, Моника Э.М. (2014). «Революция и преемственность в представлениях Го Моро о Цюй Юане» . Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (CLEAR) . 36 : 175–200. ISSN 0161-9705 . JSTOR 43490204 . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Река, в которую она прыгнула, была переименована в реку Цао» . Архивировано из оригинала 4 апреля 2017 года.
- ^ «Легенды фестиваля лодок-драконов» . Смитсоновский институт . 14 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эберхард, Вольфрам (1952). «Праздник лодок-драконов». Китайские фестивали . Нью-Йорк: Х. Вольф. стр. 69–96.
- ^ Перейти обратно: а б «Расширение деятельности Фестиваля лодок-драконов» . www.chinadaily.com.cn . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Ю, Дер Линг (1911). Два года в Запретном городе . Т. Ф. Анвин. Проект Гутенберг
- ^ «Фестиваль лодок-драконов держит зверя в страхе» . www.chinadaily.com.cn . 14 июня 2021 г. Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ Жэньминь жибао. « Пиплдейли ». Китай возродит традиционные фестивали для развития традиционной культуры. Проверено 9 июня 2008 г.
- ^ Синьхуа Нет. « Первый выходной на фестивале лодок-драконов в Китае помогает возродить традицию. Архивировано 22 декабря 2013 г. в Wayback Machine ». Информационное агентство Синьхуа. Опубликовано 8 июня 2008 г. Проверено 9 июня 2008 г.
- ^ «Дуаньу: Китайско-корейские гонки на лодках-драконах» . Ежеквартальный журнал «Китайское наследие» . Сентябрь 2007.
- ^ Перейти обратно: а б Нуссбаум, Луи Фредерик и др. (2005). «Танго но Сэкку» в Японской энциклопедии , стр. 948. , с. 948, доступно в Google Книгах.
- ^ «Фестиваль лодок-драконов» . Китайский интернет-информационный центр . Проверено 12 июня 2013 г.
- ^ Юань, Хэ (2015). «Текстовое исследование происхождения Цзунцзы» . Журнал Наньнинского политехнического института . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Хуан, Шаорун (декабрь 1991 г.). «Китайские традиционные фестивали» . Журнал популярной культуры . 25 (3): 163–180. дои : 10.1111/j.0022-3840.1991.1633111.x . Проверено 28 марта 2023 г.
- ^ «Фестиваль лодок-драконов держит зверя в страхе» . китайдайлихк .
- ^ Хуанг, Оттавия. Хм, вот что я думаю : « Фестиваль лодок-драконов: время сбалансировать яйцо ». 24 июня 2012 г. Проверено 3 ноября 2013 г.
- ^ Чан, Арлин и др. Весла вверх! Гонки на лодках-драконах в Канаде , с. 27 . Дандурн Пресс Лтд., 2009. ISBN 978-1-55488-395-0 . Проверено 1 июня 2011 г.
Библиография
[ редактировать ]- Читтик, Эндрю (2011). «Флот Сун и изобретение гонок на лодках-драконах». Журнал исследований Сун-Юань . 2011 (41): 1–28. дои : 10.1353/sys.2011.0025 . JSTOR 23496206 . S2CID 162282148 .
- Лоу, HY (он же Лю Син-юань 慮興源) (2014) [1983]. «Праздник лодок-драконов» . Приключения Ву: жизненный цикл пекинского человека . Перевод Бодда, Дерка . Издательство Принстонского университета. стр. 141–148. дои : 10.2307/j.ctt7ztjmr.20 . ISBN 9781400855896 . JSTOR j.ctt7ztjmr.20 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с фестивалем Дуаньу, на Викискладе?