У Цзысюй
У Цзысюй | |||
---|---|---|---|
китайский | У Цзысюй | ||
| |||
У Юнь | |||
Традиционный китайский | член Ву | ||
Упрощенный китайский | член Ву | ||
| |||
Шэньсюй (титул королевства У) | |||
китайский | Шэнь Сюй | ||
| |||
Героический и честный король (название династии Тан) | |||
китайский | героический король | ||
| |||
Бог волн (как речное божество) | |||
Традиционный китайский | Тогами | ||
Упрощенный китайский | Тао Шен | ||
|
- Примечание: имена написаны упрощенными буквами, за которыми следует традиционная транслитерация и транслитерация пиньинь .
У Юнь (умер в 484 г. до н. э.), более известный под своим любезным именем Цзысюй , был китайским военным генералом и политиком царства У в период Весны и Осени (722–481 до н. э.). После своей смерти он превратился в образец лояльности в китайской культуре. Он самая известная историческая личность с китайской фамилией « У » ( 伍 ). Все ветви клана Ву утверждают, что он был их «первопредком».
Классические источники
[ редактировать ]Исторические записи У встречаются в знаменитых китайских классических произведениях: « Записки великого историка» (史記; Шуцзи) Сыма Цяня , «Искусство войны» Сунь Цзы и «Анналы Люй Бувея» . Он также упоминается в Гулян Чжуань и Гунъян Чжуань . [3] Сведения различаются, что свидетельствует о значительном влиянии фольклора на его исторический характер.
Жизнь
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]У Цзысюй был вторым сыном У Шэ , Великого Наставника наследного принца Цзяня государства Чу . В 522 году до нашей эры в Цинь был отправлен коррумпированный чиновник Фэй Уцзи , чтобы выбрать невесту для принца. Король Чу Пин принял принцессу из государства Цинь в качестве невесты для своего сына, но решил оставить ее себе, увидев ее красоту. Фэй Уцзи, получив благосклонность короля, убедил короля Пина, что У Шэ и сам наследный принц начнут восстание из-за того, что невеста была из Цинь, и убедил короля казнить У Шэ. Перед смертью У Шэ был вынужден под принуждением отправить письмо своим сыновьям У Шану ( 伍尚 ) и У Цзысюю, в котором просил их присоединиться к нему в столице. Хотя оба поняли, что это ловушка, У Шан решил отправиться в столицу, чтобы умереть вместе со своим отцом. У Цзысюй, пообещав отомстить, бежал в штат Ву .
Побег
[ редактировать ]У Цзысюй вместе с сыном принца Цзяня, принцем Шэном, надеялись бежать в штат Ву . Однако У Цзысюй находился в розыске. Его и молодого принца постоянно преследовали солдаты. Король Пин также приказал ввести очень жесткий контроль на границах государства, чтобы поймать У Цзысюя. Когда У Цзысюй приблизился к Чжаогуаню ( 昭关 ), последнему переходу в состояние У , он обратился за помощью к врачу Дунгао Гун ( 东皋公 ), который узнал в нем сына У Шэ. Дунгао Гун почувствовал глубокое сочувствие к тяжелому положению У Цзысюя и предложил помочь ему бежать через границу.
По легенде, Дунгао Гун на неделю предоставил убежище У Цзысюю в своем доме. В результате огромного стресса волосы У Цзысюя полностью поседели, а черты его лица сильно постарели. Это изменение было замаскированным благословением, поскольку изменившаяся внешность У Цзысюя помогла ему сбежать и отправиться в состояние Ву .
Кампания против государства Чу
[ редактировать ]В штате У У Цзысюй стал доверенным советником принца Гуана и помог ему убить своего дядю. [4] (или двоюродный брат, согласно «Запискам великого историка »), король У Ляо . Принц Гуан взошел на трон и был известен как У. король Хелю [5]
В 506 году до нашей эры, во время правления короля Чу Чжао , король Хелюй решил вторгнуться в Чу. Король лично возглавил армию вместе со своим младшим братом Фугаем У Цзысюем, а также Сунь Цзы , автором «Искусства войны» . Хотя Чу имел сильную армию во главе с Нанг Ва и Шэнь Иньшу , она потерпела тяжелое поражение в битве при Боджу . Король Чу Чжао бежал в Суй , и армия У захватила Ин , столицу Чу. Войдя в Инь, У Цзысюй эксгумировал труп короля Пина и в отместку нанес ему 300 ударов плетью. [5]
Военная победа привела к повышению У Цзысюя до герцога Шэня и его псевдонима Шэньсюй.
Смерть
[ редактировать ]Бо Пи , чей дедушка также был несправедливо убит в Чу , прибыл в штат Ву . Несмотря на предупреждения о характере Бо Пи , У Цзысюй рекомендовал его королю У , который сделал Бо Пи министром.
После смерти короля Хелюя У Цзысюй не заслужил доверия короля Фучая нового монарха У. , У Цзысюй увидел долгосрочную опасность, исходящую от короля Гуцзяня Юэ , и посоветовал королю завоевать это государство. Однако вместо этого король послушал Бо Пи , которого подкупило государство Юэ . Обеспокоенный безопасностью королевства, У Цзысюй умолял короля принять меры против Юэ , но был проигнорирован. Король дал У Цзысюю меч и приказал ему покончить жизнь самоубийством на том основании, что его поведение равнозначно саботажу. Прежде чем покончить жизнь самоубийством, У Цзысюй попросил короля Фучая после его смерти вырвать ему глаза и повесить их на городских воротах, чтобы он мог наблюдать за захватом столицы У армией Юэ.
Через десять лет после смерти У Цзысюя, как и предсказывал У Цзысюй, король Юэ Гуцзянь завоевал государство Ву . Столкнувшись с распадом своего государства, король Фучай покончил жизнь самоубийством. Он посетовал, что не прислушался к совету У Цзысюя, и закрыл лицо перед смертью, потому что не осмелился встретиться с Ву в загробной жизни.
Наследие
[ редактировать ]У Цзысюю в восточном Китае поклоняются как Таошэню, «Богу волн». [6] Его также долгое время считали богом приливной волны реки Цяньтан недалеко от Ханчжоу. [7] и ему продолжают поклоняться, особенно тайваньские даосы , как одному из пяти Королей Водных Бессмертных . [8] Помогая королю Хелю в планировании современного Сучжоу. [6] (тогда известный как «Город Хелю»), Ву также иногда называют культурным героем, ответственным за изобретение водяного колеса . [8]
Фестиваль двойной пятёрки
[ редактировать ]Некоторые китайцы полагают, что Праздник лодок-драконов (праздник двойной пятерки, отмечаемый в пятый день пятого лунного месяца ), обычно связанный с самоубийством поэта Цюй Юаня (ум. 278 г. до н.э.), первоначально отмечал смерть У Цзысюя (484 г.). э.), тело которого после вынужденного самоубийства было брошено в реку. Однако есть предостережения. Прежде всего, практика почитания У Цзысюя как водного божества восходит только ко временам династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.). [9] [12] Более того, культ бога воды У Цзысюй в эпоху Хань не был напрямую связан с гонками на лодках-драконах (то есть в цитируемых свидетельствах о культе У Цзысюя не упоминаются гонки на лодках-драконах, не говоря уже о каких-либо гонках на речных лодках). хотя, по словам одного ученого, «тесные параллели с соревнованиями на лодках» были отмечены в комментариях к календарю фестивалей VI века. [б] [14] Документально подтверждено, что на парусных лодках перевозились ритуальные танцоры, чтобы умилостивить дух Цзысюя. [13]
Конфуцианский анализ
[ редактировать ]Были отмечены параллельные жизни У Цзысюя и Цюй Юаня, которые не просто были брошены в воду, но и были «конфуцианскими мучениками». [9] обе смерти стали результатом действий недобросовестных министров, дающих своему королю предостерегающие советы. Хотя оба были поддержаны «конфуцианскими литераторами», Цзысюй, кажется, является более любимым из двух в конфуцианском сознании, хотя позже Цюй Юань стал более популярным и вытеснил Цзысюй как водное божество. [9]
История У Цзысюя занимает видное место в Сыма Цяня , «Записках великого историка» где она используется как фон по собственному выбору автора, чтобы принять кастрацию ради высшей цели вместо выбора благородного самоубийства .
Искусство и памятники
[ редактировать ]Пекинская и другие китайские оперы включают несколько рассказов, основанных на рассказе У Цзысюя, в том числе Вэнь Чжаогуань ( 文昭关 ).
Мемориал в честь У Цзысюя недавно был построен в Сучжоу. [15]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ 1 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ 2 .
- ^ Даррант, Облачное зеркало, стр.182, №35.
- ^ Ху Цзюньшэн (Ху Цзюньшэн) (март 1997 г.). « Исследование родства между королем У Ляо и принцем Гуаном» [Исследование родства между королем У Ляо и принцем Гуаном]. Журнал Педагогического колледжа Юцзяна по делам национальностей . (Журнал профессиональных исследований отдела национальностей Гуанси Юцзян) . 10 (1): 22–25. Архивировано из оригинала 20 декабря 2021 г. Проверено 26 мая 2020 г. через CNKI .
- ^ Jump up to: а б Сыма Цянь . «伍子胥列传 (Биография У Цзысюя)» . Записи великого историка (на китайском языке) . Проверено 30 ноября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Легенда об У Цзысюй» , eBeijing , Пекин: Пекинский информационный центр по иностранным делам, заархивировано из оригинала 13 августа 2010 г. , получено 15 декабря 2016 г. (на китайском) и (на английском языке)
- ^ Мерк, Альфреда (2000), Поэзия и живопись в Китае песни: тонкое искусство инакомыслия , Монография № 50 Гарвардского института Йенчин, Кембридж : Азиатский центр Гарвардского университета, стр. 207 , ISBN 9780674007826
- ^ Jump up to: а б «Шуэсианские божества» , Официальный сайт , Тайнань: Великий храм Мацу , 2007 г. (на китайском) и (на английском языке)
- ^ Jump up to: а б с Хоукс (1985) , с. 65.
- ^ Jump up to: а б Чепмен, Ян, изд. (2014), «28 фестивалей и ритуальный календарь: отрывки из записей года и времен года Цзин-Чу » , Раннесредневековый Китай: справочник , Венди Шварц; Роберт Форд Кампани; Ян Лу: Джесси Чу (общий редактор), Columbia University Press, стр. 479, ISBN 9780231531009
- ^ Чан (2009) , стр. 386–387.
- ^ Источник VI века ( 荊楚歲時記 ; Jingchu Suishiji , «Запись года и времен года Цзин-Чу») утверждает, что «[У] Цзысюй является правильным предшественником», ссылаясь на документальное свидетельство псевдо-периода Хань («Стела Надпись на Сыновней Дочери Деве [Цао Э]"). [10] Написание на стеле предположительно принадлежит человеку по имени 邯鄲子禮/邯鄲淳 ; Хандан Зили/ в 153 году, но учёные приходят к выводу, что существование такой стелы было выдумкой и никогда не существовало ничего, кроме копии каллиграфа, которую можно датировать 358 годом. [11]
- ^ Jump up to: а б Читтик, Эндрю (2010), Покровительство и сообщество в средневековом Китае: гарнизон Сянъян, 400–600 гг. Н. Э. , SUNY Press, стр. 112–113, ISBN 9781438428994
- ^ Отрывок из надписей на стеле Цао Э предоставлен Чепменом (2014). [10] и Читтик (2020) [13]
- ^ в архиве .
- Библиография
- Чан, Тимоти Вай Кеунг (июль – сентябрь 2009 г.). «Поиски тел утонувших: возрожденная народная традиция раннего Китая». Журнал Американского восточного общества . 129 (3): 385–401. JSTOR 20789417 .
- Хоукс, Дэвид (1985). Песни Юга: Антология древних китайских стихов Цюй Юаня и других поэтов . Книги о пингвинах . ISBN 9780140443752 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с У Цзысюем, на Викискладе?
- История Нг Джи Суй
- Биография У Цзысю, Шиджи Том. 66 , на китайском (Вики-источник) [ мертвая ссылка ]
- 526 г. до н.э. рождения
- 484 г. до н.э. смерти
- Китайцы V века до н.э.
- Самоубийства в весенне-осенний период
- Китайские боги
- Государственные люди Чу
- Обожествленные китайские мужчины
- Самоубийства с помощью острого инструмента в Китае
- Ву (штат)
- Генералы весенне-осеннего периода
- Правительственные чиновники династии Чжоу
- Казненные люди династии Чжоу