Каноэ Тихоокеанского Северо-Запада
Мастерски сконструированные каноэ самых разных размеров и форм изготавливались на тихоокеанском северо-западном побережье Северной Америки . Они были основным видом транспорта для коренных жителей этого региона еще долгое время после европейской колонизации . В последние годы ремесло изготовления каноэ возродилось, и некоторые из них были построены рядом местных народов. Как и те, что создавались в традиционные времена, они доказали свою исключительную мореходность.
Строительство
[ редактировать ]
Каноэ изготавливаются из цельных бревен , обычно из красного кедра , но в некоторых районах из ситхинской ели или тополя . Лодки обычно расширялись за пределы первоначального диаметра бревна путем расширения сторон после процесса размягчения паром . Распространение не просто расширяет каноэ; это также приводит к серьезным изменениям формы всего корпуса , которые каноэстроитель должен предвидеть при вырезании бревна. Прямые и ровные планшири плавно изгибаются наружу и вниз, а концы приподнимаются, образуя изящный отвес и превращая жестко узкое полое корыто в изящное плавсредство.
Чтобы растекаться, не раскалываясь, стенки корпуса сделаны удивительно тонкими. Когда корпус полностью вырезан, в него наливают воду на глубину примерно шести дюймов и нагревают до кипения раскаленными камнями. Образующийся пар удерживается путем покрытия открытого корпуса матами. Горячие камни заменяют по мере необходимости, чтобы вода оставалась кипящей. Размягченные стороны, нагретые паром внутри и огнем снаружи, начинают двигаться наружу, чему способствует вес воды и камней, давящих в центр. Раскладывающиеся палки вставляются между планширями, перемещаются к концам и увеличиваются в длине в центре по мере того, как стороны расширяются наружу. Когда запланированная ширина и форма достигнуты, каноэ дают остыть, воду удаляют, а борта , носовые и кормовые блоки, а также заглушки планширя устанавливают и закрепляют на месте. [ 1 ]
Большие дорожные и военные каноэ часто украшались рисунками, связанными с названиями каноэ или гербами владельцев.
Использование
[ редактировать ]Каноэ использовались для перевозки вдоль побережья. Их использовали для торговли, в качестве военных каноэ , на соревнованиях и для рыбалки. Эмили Карр , выросшая в первые дни Виктории, Британская Колумбия , описывает регату , в которой индийские гонки были изюминкой. Каноэ с десятью гребцами и рулевым, исполняющим обязанности рулевого , «проносятся во время гонок, как бегущий огонь». Клочманы ) были «еще более великой расой» , («жена» на чинукском жаргоне чем мужчины, женщины отдавали «каждую частичку себя каноэ», работая в полном единстве. [ 2 ]
Исторические примеры
[ редактировать ]из По общему мнению , хайда Хайда -Гвайи сделали самые большие из них - около 60 футов (18 метров) в длину. [ 3 ]
Современные примеры
[ редактировать ]В 1937 году Бетти Лоуман Кэри стала первой белой женщиной, которая в одиночку гребет по Внутреннему проходу Британской Колумбии на каноэ-долблене.
В 1978 году Джорди Точер и двое его товарищей отправились на каноэ-долблене весом 3,5 тонны и длиной 40 футов (12 метров) ( Оренда II ), сделанном из пихты Дугласа и основанном на конструкции Хайда (но с парусами), из Ванкувера , Канада, на Гавайи , чтобы добавить достоверность историй о том, что хайда путешествовали на Гавайи в древние времена. В общей сложности они преодолели около 4500 миль (7242 км) за два месяца в море. [ 4 ] [ 5 ]
В 1986 году Билл Рид создал Loo Taas, океанское каноэ из красного кедра длиной 15,2 метра, заказанное для выставки Expo 86 в Ванкувере. [ 6 ] После того, как Рид спроектировал каноэ, оно было построено в Скидгейте группой резчиков под руководством Такера (Роберта) Брауна зимой 1985/86 года. Носовая и кормовая части Лоо Тааса украшены изображением косатки, придуманным и нарисованным художницей хайда Шэрон Хичкок (1951–2009). [ 7 ] В дополнение к присутствию на выставке Expo 86, Лоо Таас был доставлен в Руан , Франция, в 1989 году, и делегация хайда переправляла его вверх по реке Сена, чтобы выставить его в Музее человека в Париже. [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.washington.edu/uwired/outreach/cspn/Website/Classroom%20Materials/Curriculum%20Packets/Evergreen%20State/Documents/document%203.html [ только URL ]
- ^ Книга малого , Эмили Карр , 1942. Несколько переизданий. Глава: «Регата».
- ^ «Сайт индейцев северо-западного побережья Тихого океана» . Архивировано из оригинала 23 августа 2017 г. Проверено 30 мая 2007 г.
- ^ Роберт Столл, «Человек, дерево и океан, который нужно пересечь». Журнал Маклина , 5 марта 1979 г., стр. 4–6.
- ^ Питер Спек. «Оренда вспомнила». Новости Северного берега . 22 ноября 1978 г., стр. 2 и 12.
- ^ Макмастер, Джеральд (2020). Ильювас Билл Рид: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0242-5 .
- ^ Макмастер, Джеральд (2020). Ильювас Билл Рид: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0242-5 .
- ^ Макмастер, Джеральд (2020). Ильювас Билл Рид: жизнь и работа . Торонто: Институт искусств Канады. ISBN 978-1-4871-0242-5 .