Jump to content

Китайская поэзия

«Четверостишие на Небесной горе» императора Гаозуна.
Раскрашенный вручную новогодний китайский дуйлянь (對聯 «куплет»), побочный продукт китайской поэзии, наклеен по бокам дверей, ведущих в дома людей, в городе Лицзян , Юньнань .

Китайская поэзия — это поэзия , написанная, произнесенная или исполненная на китайском языке , и являющаяся частью китайской литературы . Хотя этот последний термин включает в себя классический китайский , стандартный китайский , мандаринский китайский , китайский юэ и другие исторические и народные формы языка, его поэзия обычно попадает в один из двух основных типов: классическую китайскую поэзию и современную китайскую поэзию . [1] [2]

Поэзия неизменно пользуется большим уважением в Китае и часто включает в себя выразительные народные влияния, проникшие в умы китайских литераторов. [3] Поэзия предоставляет формат и форум как для публичного, так и для частного выражения глубоких эмоций, предлагая аудитории, состоящей из сверстников, читателей и ученых, заглянуть во внутреннюю жизнь китайских писателей на протяжении более чем двух тысячелетий. [4] Китайская поэзия часто отражает влияние различных религиозных традиций Китая. [5]

Классическая китайская поэзия включает, пожалуй, прежде всего ши (詩/诗), а также другие основные типы, такие как ци (詞/词) и цюй (曲). Существует также традиционная китайская литературная форма , называемая фу (賦/赋), которая не поддается категоризации в английском языке больше, чем другие термины, но, возможно, лучше всего ее можно описать как своего рода стихотворение в прозе . [2] В современный период также развился свободный стих в западном стиле. Традиционные формы китайской поэзии рифмуются ; , но простая рифма текста не может квалифицировать литературу как поэзию и, кроме того, отсутствие рифмы не обязательно лишает современное произведение права считаться поэзией в смысле современной китайской поэзии. [1]

Начало традиции: Шицзин и Чуси.

[ редактировать ]

Самые ранние из сохранившихся антологий — « Ши Цзин» («Книга песен») и «Чу Ци» («Чу Ци»). [2] Оба они оказали большое влияние на последующую поэтическую традицию. Более ранние примеры древней китайской поэзии, возможно, были утеряны из-за превратностей истории, таких как сожжение книг и захоронение учёных (焚書坑儒) Цинь Ши Хуаном , хотя одной из целей этого последнего события был Ши Цзин. , который, тем не менее, сохранился.

Старшее из этих двух произведений, « Шицзин» (также известное на английском языке как « Классик поэзии» и « Книга песен» или транслитерируемое как « Ше Цзин» ), представляет собой сохранившееся собрание классической китайской поэзии, написанной более двух тысячелетий назад. Его содержание разделено на 3 части: Фэн (風, народные песни из 15 малых стран, всего 160 песен), Я (雅, песни императорского двора, подразделяющиеся на дайя и сяоя, всего 105 песен) и Песня (頌, пение). в поклонении предкам, всего 40 песен). Окончательный сборник эта антология получила где-то в VII веке до нашей эры. [6] Сборник содержит как аристократические стихи о жизни при царском дворе («Оды»), так и более деревенскую поэзию и образы природы, по крайней мере в некоторой степени заимствованные из народных песен («Песни»). Стихи Шицзин преимущественно состоят из четырехсимвольных строк (四言), а не из пяти- и семизначных строк, типичных для более поздней классической китайской поэзии. Основными приемами выражения (риторика) являются фу (賦, прямое подробное повествование), би (比, метафора) и син (興, описание других вещей, предвещающих основное содержание).

В отличие от классического Шицзин , антология Чу Ци (также известная на английском языке как « Песни Чу» или «Песни Юга» или транслитерируемая как « Чжу Цзы» ) состоит из стихов, в большей степени подчеркивающих лирические и романтические черты, например а также неправильная длина строк и другие влияния поэзии, типичной для штата Чу . Сборник Чуци состоит в основном из стихотворений, приписываемых Цюй Юаню (屈原) (329–299 гг. до н.э.) и его последователю Сун Юю , хотя в своем нынешнем виде антология датируется компиляцией и примечаниями Вана I 158 г. н.э., которые являются единственными исторически достоверные источники как текста, так и информации о его составе. [7] Во времена династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.) поэтический стиль Чу Ци способствовал развитию стиля фу («описательное стихотворение»), характеризующегося смесью стихов и прозы (часто используемого в качестве виртуозного отображения умения и знания поэта, а не для передачи интимных душевных переживаний). Форма фу оставалась популярной в последующий период Шести династий , хотя она стала короче и более личной. Форма поэзии фу остается одним из основных столпов китайской поэзии; хотя в эпоху Тан пятизначная и семизначная поэзия ши начинает доминировать .

Ханьская поэзия

[ редактировать ]

Также во времена династии Хань стал популярным поэтический стиль народных песен, известный как стихотворения юэфу (樂府/乐府), « Музыкальное бюро », названные так из-за роли правительства в сборе таких стихов, хотя со временем некоторые поэты начали сочинять оригинальные стихи. работает в стиле юэфу . Многие стихотворения юэфу состоят из пятисимвольных (五言) или семисимвольных (七言) строк, в отличие от четырехсимвольных строк прежних времен. Характерной формой литературы династии Хань является фу . Поэтический период конца династии Хань и начала эпохи Шести династий известен как поэзия Цзяньань . Важным сборником ханьской поэзии являются « Девятнадцать старых стихотворений» .

Цзяньань поэзия

[ редактировать ]

Между поэзией последних дней Хань и начальным периодом Шести династий находилась поэзия Цзяньань. Примеры сохранившейся поэзии этого периода включают произведения «Трех Цао»: Цао Цао , Цао Пи и Цао Чжи .

Поэзия шести династий

[ редактировать ]
Копия эпохи династии Тан предисловия к стихам Ланьтинцзи Сюй, написанного на собрании в павильоне орхидей , первоначально приписываемого Ван Сичжи (303–361 гг. Н.э.) из династии Цзинь.

Эпоха Шести династий (220–589 гг. Н. Э.) была одним из различных событий в поэзии, продолжая и развивая традиции, разработанные и переданные из предыдущих эпох, а также ведущую к дальнейшему развитию поэзии в будущем. Основными примерами поэзии, сохранившейся из этой динамичной эпохи, являются произведения « Семи мудрецов бамбуковой рощи» , стихи « Собрание в павильоне орхидей» , поэзия «Полуночных песен» четырех времен года, великий поэт «полей и садов» «Тао Юаньмин». , поэты эпохи Юнмин , а также стихи, собранные в антологии « Новые песни с нефритовой террасы» , составленной Сюй Лином (507–583). Генерал и поэт Лу Цзи использовал нео-даосскую космологию, чтобы направить теорию литературы в новом направлении в своем «Вэнь фу» , или «Очерке литературы» в поэтической форме Фу.

Танская поэзия

[ редактировать ]

Расцвет классической китайской поэзии пришелся на период Тан (618–907 гг.): этот период был не только плодотворным для поэтов; но также и в стихах (вероятно, сохранилось около 50 000 стихотворений, многие из них собраны в Полное собрание стихотворений Тан ). В то время поэзия была интегрирована почти во все аспекты профессиональной и общественной жизни грамотного класса, в том числе стала частью императорских экзаменов, сдаваемых всеми, кто хотел занять правительственный пост. К этому моменту поэзия сочинялась в соответствии с регламентированными тональными шаблонами . Регулируемая и нерегулируемая поэзия различалась как поэзия гуси «древнего стиля» и поэзия дзинтиши «современного стиля» . Дзинтиши (что означает «поэзия нового стиля»), или регламентированный стих, представляет собой более строгую форму, разработанную в ранней династии Тан, с правилами, определяющими структуру стихотворения с точки зрения длины строки, количества строк, тонального рисунка внутри строк, использование рифмы и определенный уровень обязательного параллелизма. Хорошие примеры гуси и дзинтиши . формы можно встретить соответственно в произведениях поэтов Ли Бая и Ду Фу . К поэтическим формам Тан относятся: луши — тип регламентированного стиха восьмистрочной формы с пятью, шестью или семью знаками в строке; ci (стих, следующий заданному ритмическому рисунку); и цзюэджу (усеченный стих), стихотворение из четырех строк с пятью, шестью или семью символами в строке. Хорошие примеры формы стиха цзюэджу можно найти в стихах Ли Бая. [8] и Ван Вэй . Со временем некоторая поэзия Тан стала более реалистичной, более повествовательной и более критичной по отношению к социальным нормам; например, эти черты можно увидеть в произведениях Бай Цзюйи . Поэзия династии Тан остается влиятельной и сегодня. Другая поэзия позднего Тан приобрела более намекающий и сюрреалистический характер, как это можно увидеть, например, в произведениях Ли Хэ и Ли Шаньиня .

Песенная поэзия

[ редактировать ]

Во времена династии Сун (960–1279) появилась еще одна форма, доказавшая, что она может обеспечить гибкость, необходимую новым поэтам: лирика ци (词/詞) — новые тексты, написанные в соответствии с заданными ритмами существующих мелодий. В каждой из мелодий была музыка, которая часто терялась, но имела свой размер. Таким образом, каждое стихотворение ci помечено как «На мелодию [Название мелодии]» (调寄[词牌]/調寄[詞牌]) и соответствует размеру и рифме мелодии (во многом так же, как авторы христианских гимнов устанавливают новые тексты к уже существующим мелодиям). Названия стихотворений ci не обязательно связаны с их темой, и многие стихотворения могут иметь одно название. По содержанию поэзия ci чаще всего выражала чувства желания, часто в принятом образе. Однако великие представители этой формы, такие как Южного Тан поэт Ли Хоучжу и поэт династии Сун Су Ши , использовали форму ци для решения широкого круга тем.

Юань поэзия

[ редактировать ]

Основные события поэзии во время династии Юань (1271–1368) включали развитие типов поэзии, написанной по шаблонам с фиксированным тоном, например, для либретто опер Юань . После династии Сун установленные ритмы ци стали отражаться в ритмических произведениях китайской поэзии Саньцюй (散曲), более свободной форме, основанной на новых популярных песнях и драматических ариях, которые развивались и сохранялись во времена династии Мин ( 1368–1644). Примеры можно увидеть в творчестве драматургов Ма Чжиюань 馬致遠 ( ок. 1270–1330 ) и Гуань Ханьцин 關漢卿 ( ок. 1300 ).

Поэзия Мин

[ редактировать ]

Гао Ци Среди поэтов династии Мин (1368–1644) ( 1336–1374), Ли Дунъян (1447–1516) и Юань Хундао (1568–1610).

Переход Мин-Цин

[ редактировать ]

Переход Мин-Цин включает в себя промежуточные/перекрывающиеся периоды краткой так называемой династии Шунь (также известной как Дашунь, 1644–1645 гг.) и династии Южный Мин (1644–1662 гг.). Один из примеров поэтов, писавших в трудные времена позднего Мин , когда и без того неспокойной нацией правил император Чунчжэнь (годы правления с 1627 по 1644 год), недолговечный дашуньский режим крестьянина-бунтовщика Ли Цзычэна , а затем маньчжурский Цин. Династия - это так называемые Три мастера Цзяндуна : У Вэйе (1609–1671), Цянь Цяньи (1582–1664) и Гун Динцзы (1615–1673).

Поэзия Цин

[ редактировать ]

Династия Цин (1644–1912) примечательна с точки зрения развития критики поэзии и разработки важных поэтических сборников, таких как сборники поэзии династии Тан эпохи Цин, известные как « Полное собрание стихотворений Тан» и « Триста стихотворений Тан» . И ши , и ци продолжали составляться и после окончания имперского периода .

Постимперская классическая китайская поэзия

[ редактировать ]

И ши , и ци продолжали составляться и после конца имперского периода ; Одним из примеров является Мао Цзэдун , бывший председатель Коммунистической партии Китая , который писал классическую китайскую поэзию в своем собственном каллиграфическом стиле.

Современная (постклассическая) поэзия

[ редактировать ]

Современная китайская поэзия (新诗/新詞 «новая поэзия») относится к современному народному стилю поэзии, в отличие от традиционной поэзии, написанной на классическом китайском языке. Обычно современная китайская поэзия не следует установленным образцам. [1] Поэзия претерпела революцию после «Движения четвертого мая» 1919 года , когда писатели (например, Ху Ши ) попытались использовать народные стили, связанные с народными песнями и популярными стихами, такими как ци, ближе к тому, что говорилось ( байхуа ), а не к ранее предписанным формам. [1] [3] Поэты начала 20-го века, такие как Сюй Чжимо , Го Моро (позже перешедший в пролетарскую литературу ) и Вэнь Идуо, стремились оторвать китайскую поэзию от прошлых условностей, приняв западные модели. [1] Например, Сюй сознательно следует стилю поэтов-романтиков в концевых рифмах.

В послереволюционную коммунистическую эпоху такие поэты, как Ай Цин, использовали более либеральные строки и прямую дикцию, которые пользовались огромной популярностью и широко подражали.

В то же время на Тайване процветала модернистская поэзия , в том числе авангард и сюрреализм , во главе с Цинь Цзыхао (1902–1963) и Цзи Сянем (р. 1903). Наиболее влиятельные поэтические группы были основаны в 1954 году: «Модернистская школа», «Голубая звезда», «Эпоха». [1] [9]

На современной поэтической сцене наиболее важные и влиятельные поэты принадлежат к группе, известной как « Туманные поэты» , которые используют косвенные аллюзии и герметические ссылки. Среди наиболее важных Туманных Поэтов - Бэй Дао , Дуо Дуо , Шу Тин , Ян Лянь и Гу Чэн , большинство из которых были сосланы после протестов на площади Тяньаньмэнь в 1989 году . Особый случай — поэт-мистик Хай Цзы , ставший очень известным после самоубийства. [1] [10] [11]

В начале XXI века многие традиционные способы использования китайской поэзии остались нетронутыми и в современную эпоху. Сюда входят взаимоотношения политики и поэзии, а также вполне традиционные в народной культуре практики, такие как вывешивание новогодних куплетов .Вслед за тайваньскими поэтами, такими как Юй Гуан-чжун , Ян Му , Си Муронг и Ян Цзя-сянь , появилось много поэтов нового поколения.

В мае 2022 года подборка поэзии нового поколения New Century под редакцией тайваньских поэтов Сян Яна ориентирована на поэтов -миллениалов (родившихся между 1980 и 1999 годами, активных с 2000 по 2022 год), создавших современную поэзию на Тайване. В его состав входят 52 поэта, такие как Ляо Чи-Юй, Ян Чжи-Цзе , Сюй Пей-Фэнь, Чжусюэ Дэрэнь , Цао Юй-По и Линь Юй-Сюань . [12]

В феврале 2024 года Чжусюэ Дэрэня стихотворение «Музей Луны» было выбрано Фондом Arch Mission для создания Архивного лунного художественного архива. [13] [14] [15] Стихотворение было доставлено на Луну лунным кораблем «Одиссей» для постоянного хранения, что сделало его самым ранним известным китайским стихотворением, приземлившимся на Луне. [16] [17] [18]

Однако и сегодня концепция современной поэзии все еще дискутируется. Существуют споры и противоречия относительно того, можно ли считать современную поэзию поэзией. Из-за особой структуры китайского письма и китайской грамматики современная поэзия или поэзия вольного стиха может показаться простым коротким народным эссе, поскольку им не хватает некоторой структуры, традиционно используемой для определения поэзии. [1]

См. также

[ редактировать ]

Поэтические произведения и сборники

[ редактировать ]

Отдельные поэты

[ редактировать ]

Списки поэтов

[ редактировать ]

Важные английские переводчики

[ редактировать ]

Сборники англоязычных переводов

[ редактировать ]

Технические факторы поэзии

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Грин 2012а .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Грин 2012б .
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грин 2012c .
  4. ^ Цай 2008 , стр. XXI, 1.
  5. ^ Уильямс 2022 .
  6. ^ Ип 1997 , с. 31.
  7. ^ Ип 1997 , с. 54.
  8. ^ Закреплен пятизначный Цзюэ Ючэн (говорят, что Бай Цзэн закрепил Ханьлинь), закреплён семизначный Цзюэ Лунбяо, он изыскан в древности и в наше время и уникален на небе и на земле.
  9. ^ Лупке 2017 .
  10. ^ Кляйн 2017 .
  11. ^ «Краткий путеводитель по туманным поэтам» . Поэты.орг . Архивировано из оригинала 12 апреля 2010 г. Проверено 19 октября 2010 г.
  12. ^ «Оксфордские библиографии: современная китайская поэзия» . www.oxfordbibliographies.com . Проверено 15 марта 2024 г.
  13. ^ Фонд Arch Mission (3 марта 2024 г.). «Архив Лунного Арт-Архива» . Архивировано из оригинала 3 марта 2024 г. Проверено 7 марта 2024 г.
  14. ^ Фонд Arch Mission (25 февраля 2024 г.). «АРХИВ ГАЛАКТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ (ИНТУИТИВНЫЕ МАШИНЫ, 2024)» . Архивировано из оригинала 28 марта 2024 г. Проверено 28 марта 2024 г.
  15. ^ Фонд Arch Mission (25 февраля 2024 г.). «Архив лунного искусства Arch — Фонд Arch Mission» . Архивировано из оригинала 25 февраля 2024 г. Проверено 7 марта 2024 г.
  16. ^ Нова Спивак (23 февраля 2024 г.). «Третий раз — это чудо — Лунная библиотека успешно приземлилась на Луне — резервная копия человеческой цивилизации продлится до миллиардов лет» . Архивировано из оригинала 06 марта 2024 г. Проверено 6 марта 2024 г.
  17. ^ Эрика Морфи (26 февраля 2024 г.). «Полезная нагрузка лунного корабля «Одиссей» включала библиотеку на 30 миллионов страниц» . ТехСпот. Архивировано из оригинала 28 февраля 2024 г. Проверено 11 марта 2024 г.
  18. ^ Редакционный отдел Function Ci (07.03.2024). «Первый человек, чье стихотворение высадилось на Луне, может сохраняться более 50 миллионов лет, тайваньский поэт Бо Сюэ: «Часть меня уже на Луне»» (в Китайский). Гонконг: функциональные слова p-articles. Архивировано из оригинала 07 марта 2024 г. Проверено 07 марта 2024 г.

Библиография

[ редактировать ]

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4070495e497a4cbed12f2939e0b8ff81__1720510680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/40/81/4070495e497a4cbed12f2939e0b8ff81.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chinese poetry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)