Jump to content

Юань поэзия

Цянь Сюань — Ранняя осень

Поэзия Юань относится к тем типам или стилям поэзии, которые особенно связаны с эпохой династии Юань (1271–1368) в Китае. Хотя поэтические формы литературы прошлого сохранялись, период Юань особенно известен развитием поэтических аспектов, включенных в сложное сочетание различных форм искусства, которые характеризуют китайскую оперу , а именно цюй или тип стихов с фиксированным тоном, которые были в исполнении актеров этих спектаклей. Хотя язык поэзии Юань по-прежнему обычно считается классическим китайским , определенный народный аспект, отражающий лингвистические изменения, можно увидеть в некоторых стихотворных формах с фиксированным ритмом, таких как Юань ци и цюй . Некоторые аспекты поэзии Юань можно понять в контексте социальных и политических изменений, которые произошли в процессе монгольского завоевания династий Цзинь и Сун и их последующего установления династии Юань.

История поэзии Юань включает в себя как полученное наследие классической китайской поэзии, так и инновации, частично связанные с лингвистическими и другими изменениями, касающимися аспектов культурного фона.

Ксилографическое издание пьесы дзадзю под названием «Чжуе Чжоу» .

Основанная в 960 году династия Сун объединила большую часть традиционного центра Китая от Северо-Центральной равнины до района реки Янцзы . Это положило начало эпохе, известной своей поэзией , особенно стиховой формой ci с фиксированным ритмом , и живописью , особенно пейзажной живописью , а также другими художественными и другими достижениями. Однако, прежде всего по военным причинам, в 1127 году династия была вынуждена переселиться к югу от реки Янцзы, а Чжурчжэнь власть на Севере взяла на себя династия Цзинь (1115–1234). Тем не менее, этот «южный» период династии Сун был связан с экономической устойчивостью и ростом населения, а также с продолжающимися достижениями китайского искусства. Однако в череде военных событий, связанных с ростом Монгольской империи , династия Юань была основана ее пятым Великим ханом Хубилаем , который включал в себя бывшие территории как династии Цзинь, так и Южной Сун. Несмотря на иногда катастрофический характер этого процесса, существовала определенная преемственность китайской культуры, включая поэзию; хотя из-за утраты записей и так далее исторические подробности не всегда ясны. Однако некоторые из известных соответствующих изменений включают изменения в экономической системе, например, за счет структуры налогообложения, частично за счет создания Удельная система в Китае; содействие торговле и коммуникациям на Шелковом пути ; и учреждение нового императорского двора в Даду .

Полученная традиция

[ редактировать ]

Важным поэтическим наследием, полученным поэтами династии Юань, стали произведения поэтов династии Сун , которая вместе с династией Цзинь на севере предшествовала династии Юань. Пример такого культурного наследия можно увидеть в случае с Юань Хаовэнем (1190–1257), северным писателем и поэтом, который служил при администрации Цзинь, но ушел в отставку после ее падения под властью монголов. [1] Одним из примеров поэтической преемственности от периода Сун до периода Юань является случай Чжао Мэнфу (1254–1322), который, хотя и был членом королевской семьи династии Сун, писал стихи и стал ректором Академии Ханьлинь при Юане. [2] , продолжали практиковаться, Хотя старые формы стихов, такие как форма ши большинство инновационных разработок включали формы китайской поэзии с фиксированным ритмом. Однако политические и социальные потрясения, связанные с основанием династии Юань, привели к относительной нехватке сохранившихся материалов для предоставления подробной информации по этому поводу. [3] Однако некоторую информацию можно получить благодаря знанию современного театра и сохранившимся связанным с ним документам.

Характеристики

[ редактировать ]

В поэзии Юань, известной сегодня, есть различные характерные элементы, которые важны для понимания этого поэтического явления. К ним относятся: влияние чжурчжэней; влияние буддизма, даосизма и конфуцианства; общие художественные процессы, такие как живопись и каллиграфия; фиксированные стихотворные формы; Юаньская поэзия смерти и разрушения (санлуань); Юаньская опера; и более широкое использование разговорного языка.

Чжурчжэньское влияние

[ редактировать ]

Чжурчжэни — тунгусский народ, населявший территорию Маньчжурии (современный Северо-Восточный Китай) до 17 века, когда они приняли название Маньчжурия. Конечно, ритмы чжурчжэньской музыки, по крайней мере, смягченные юаньской оперой, сильно повлияли на фиксированный ритм юаньской поэзии. [4]

Буддизм, даосизм и конфуцианство

[ редактировать ]

Три основных религиозных влияния в юаньском Китае также по-разному проявляются в поэзии юань.

Живопись и каллиграфия

[ редактировать ]

К этому моменту традиционная связь между поэзией, живописью и каллиграфией продолжалась на протяжении всей династии Юань. Примером художника в этом отношении является Гао Кэгун (1248–1310), поэт, хотя более известный своими изображениями бамбука, нарисованными тушью.

Формы стихов с фиксированным тоном

[ редактировать ]

Развитие различных форм стихов с фиксированным тоном особенно связано с поэзией Юань. Ци , цюй и саньцюй были популярны в период поэзии Юань. Это были стихи с фиксированным тоном и длиной метра, часто со строками переменной длины, связанными с музыкальными мелодиями, которые сейчас, как правило, уже не существуют. Многие из этих мелодий были завезены в Китай с севера или запада.

Истоки типа ци ( упрощенный китайский : ; традиционный китайский : ; пиньинь : ; Уэйд-Джайлс : чу ) лирической поэзии неясны, но, похоже, начинают появляться в литературе, начиная с поэзии династии Лян , с незначительное последующее развитие в династии Тан. Затем династия Сун прославилась своим ци . Форма представляла собой тексты песен, которые развились из анонимных популярных песен в сложный литературный жанр, который фактически следовал традициям Ши Цзин и Юэфу . Форма включала тексты, написанные по заданным шаблонам, обычно со строками нерегулярной длины, и, как правило, многие были написаны в фиксированных формах стихов, заимствованных из популярных музыкальных мер. Многие из моделей cí , образующих фиксированный ритм, происходят из Центральной Азии . используют набор поэтических размеров, полученных на основе базового набора определенных шаблонов, в формальных типах с фиксированным ритмом, фиксированным тоном и переменной длиной строки или в примерах моделей. Ритмический и тональный рисунок ци основан на определенных, определенных музыкальных мелодиях. Форма поэзии Ци имела большое значение во времена Юаня, но форма Цюй более характерна.

Форма поэзии Цюй ( китайский : ; пиньинь : ; Уэйд-Джайлс : chü ) из династии Юань может называться формой поэзии Юаньцюй (元曲 P: Yuánqǔ , W: Yüan-chü ) - это тип классической китайской поэзии. форма , состоящая из слов, написанных одним из ряда определенных, установленных тонов , основанных на мелодиях различных песен. Таким образом, стихотворения Цюй представляют собой тексты со строками различной длины и длины, установленные в соответствии с определенными и конкретными фиксированными образцами рифмы и тона традиционных музыкальных произведений, на которых они основаны, и после чего эти согласованные вариации текстов (или отдельных Цюй стихотворений ) ) обычно берут свое имя. [5]

Когда цюй происходит от китайской оперы , такой как Дзадзю (雜劇), в этих случаях эти цюй могут называться санцюй (散曲). Сан . в Санцюе относится к обособленному статусу лирики Цюй в этой форме стиха: другими словами, вместо того, чтобы быть частью оперного представления, тексты песен стоят отдельно сами по себе Поскольку Цюй стал популярным во времена поздней династии Южная Сун и достиг особой высоты популярности в поэзии династии Юань , поэтому его часто называют Юаньцюй (元曲), указывая тип Цюй, встречающийся в китайской опере, типичной для эпохи Цюй. Эпоха династии Юань . И Sanqu , и Ci - это тексты, написанные для разных мелодий, но Sanqu отличается от Ci тем, что он более разговорный и может содержать Чензи (襯字 «слова-вставки», которые являются дополнительными словами, придающими более полное значение). Саньцюй можно разделить на Сяолин (小令) и Сантао (散套), причем последний содержит более одной мелодии.

Юаньская поэзия смерти и разрушения ( санлуань )

[ редактировать ]

Определенный жанр классической китайской поэзии известен как санлуань ( традиционный китайский : 喪亂 ; упрощенный китайский : 丧乱 ; пиньинь : санлуан ; Уэйд-Джайлс : сан-луань ). Этот тип стихов имеет отношение к смерти и разрушениям в войне, особенно к той, которая привела к первоначальному созданию династии Юань и консолидации ее власти. Фактически, по словам одного из исследователей драмы Юань того периода, Джи Крампа:

Большая часть поэзии, написанной в этот период, называется стихами сан-луань , или «поэзией смерти и разрушения», и стихи сан-луань во многих отношениях являются гораздо более точным показателем эмоционального насилия, которому китайцы подверглись от рук монголов, чем любое количество исторической документации. [6]

Среди практикующих - Юань Хаовэнь .

Юань опера

[ редактировать ]
В середине императорского Китая персонажи театральных постановок носили сложные костюмы и стереотипный макияж лица, как показано здесь на большой фреске времен династии Юань (1279–1368 гг. н. э.) в зале храма Гуаншэн в Хунтуне, провинция Шаньси.

Сохранившиеся знания об опере Юань, например, посредством письменных сценариев, позволяют получить некоторое представление. Юаньская опера была разновидностью оперы , или, точнее, китайской оперы , которая как форма театрального искусства позволяла различными способами интегрировать в нее большое количество поэтического материала; хотя, поскольку традиция больше не существует в своей исторической форме, большая часть знаний о ней опирается на литературные источники: однако этот источник действительно способствовал выживанию включенной в эти представления поэзии. Во времена династии Юань престиж театра и использования народного языка в искусстве и литературе, вероятно, был связан с тем фактом, что новый режим, в котором доминировали монголы, меньше понимал старый, классический язык и формы. Скорее, новая монгольская элита ценила театр и использование народного языка. По сравнению с традиционными китайскими ши , учеными-чиновниками или императорами, новички не были настолько литературно эрудированы или ориентированы, и тем более они не ценили древние формы, выражения и намеки, наследие более чем тысячелетий. Театр Заджу во многом усвоил свои характеристики как из-за акцента на народной речи, так и из-за пониженного престижа традиционной научной литературы. Кроме того, император-основатель Хубилай-хан приостановил традиционную традицию. тесты на государственную службу , которые подчеркивали изучение древней классической традиции, тем самым снижая престиж этого курса обучения, а также сокращая возможности ученых-чиновников заниматься традиционным карьерным путем. Это привело к тому, что у начинающих драматургов появилась возможность писать для дзадзю , как для тех драматургов, относительно плохо знакомых с литературой, так и для тех представителей традиционного класса ши , которые больше не могли добиться успеха как поэты и эссеисты и были готовы принять дзадзю . [7] Таким образом, долгосрочное наследие театра дзадзю касалось не только развития китайской оперы на протяжении последующих столетий до наших дней; но, кроме того, несмотря на последующее восстановление престижа унаследованных литературных форм династией Мин, форма дзадзю способствовала росту престижа и популярности народных форм, таких как роман, который появился в литературе династии Мин, некоторые из которых также содержат поэзию. Новый акцент на использовании тогдашнего народного китайского языка появляется в период поэзии династии Юань. [8] большая часть поэзии периода Юань представлена ​​в форме стихотворных стихов цюй , которые по сути стали независимой формой искусства, удаленной от своего первоначального театрального и оркестрового контекста: написанной по образцу каденций или шаблонов заданного тона, известных Из арий театра дзадзю китайская поэзия Саньцю со временем стала отдельной традицией, в категории поэтической литературы, а не в категории исполнительского искусства. [9]

Культурное наследие

[ редактировать ]

В 1368 году династия Юань была свергнута революцией, завершившейся установлением династии Мин . Затем поэтическое наследие вступило в новую фазу, а именно в фазу поэзии Мин , которая продолжалась до конца Мин, в 1644 году, и позже.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дэвис, xxviii
  2. ^ Дэвис, XXIX
  3. ^ Крамп, 3
  4. ^ Крамп, 24–30
  5. ^ Йип, 306-308.
  6. ^ Крамп, 20 лет.
  7. ^ Россари 1988: 30, 76, 116, 161-164.
  8. ^ Россари 1988, 163-164.
  9. ^ Ип 1997, 306-308.
  • Крамп, Дж.И. (1990). Китайский театр во времена Хубилай-хана . (Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета) ISBN   0-89264-093-6 .
  • Дэвис, А.Р. (Альберт Ричард), редактор и введение (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» . (Балтимор: Penguin Books).
  • Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-05913-1
  • Йип, Вай-лим (1997). Китайская поэзия: антология основных модусов и жанров . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN  0-8223-1946-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b37c44d3fb30256e7fae9a2fa34ade02__1718794680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/02/b37c44d3fb30256e7fae9a2fa34ade02.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yuan poetry - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)