Юань поэзия

Поэзия Юань относится к тем типам или стилям поэзии, которые особенно связаны с эпохой династии Юань (1271–1368) в Китае. Хотя поэтические формы литературы прошлого сохранялись, период Юань особенно известен развитием поэтических аспектов, включенных в сложное сочетание различных форм искусства, которые характеризуют китайскую оперу , а именно цюй или тип стихов с фиксированным тоном, которые были в исполнении актеров этих спектаклей. Хотя язык поэзии Юань по-прежнему обычно считается классическим китайским , определенный народный аспект, отражающий лингвистические изменения, можно увидеть в некоторых стихотворных формах с фиксированным ритмом, таких как Юань ци и цюй . Некоторые аспекты поэзии Юань можно понять в контексте социальных и политических изменений, которые произошли в процессе монгольского завоевания династий Цзинь и Сун и их последующего установления династии Юань.
История
[ редактировать ]История поэзии Юань включает в себя как полученное наследие классической китайской поэзии, так и инновации, частично связанные с лингвистическими и другими изменениями, касающимися аспектов культурного фона.
Фон
[ редактировать ]
Основанная в 960 году династия Сун объединила большую часть традиционного центра Китая от Северо-Центральной равнины до района реки Янцзы . Это положило начало эпохе, известной своей поэзией , особенно стиховой формой ci с фиксированным ритмом , и живописью , особенно пейзажной живописью , а также другими художественными и другими достижениями. Однако, прежде всего по военным причинам, в 1127 году династия была вынуждена переселиться к югу от реки Янцзы, а Чжурчжэнь власть на Севере взяла на себя династия Цзинь (1115–1234). Тем не менее, этот «южный» период династии Сун был связан с экономической устойчивостью и ростом населения, а также с продолжающимися достижениями китайского искусства. Однако в череде военных событий, связанных с ростом Монгольской империи , династия Юань была основана ее пятым Великим ханом Хубилаем , который включал в себя бывшие территории как династии Цзинь, так и Южной Сун. Несмотря на иногда катастрофический характер этого процесса, существовала определенная преемственность китайской культуры, включая поэзию; хотя из-за утраты записей и так далее исторические подробности не всегда ясны. Однако некоторые из известных соответствующих изменений включают изменения в экономической системе, например, за счет структуры налогообложения, частично за счет создания Удельная система в Китае; содействие торговле и коммуникациям на Шелковом пути ; и учреждение нового императорского двора в Даду .
Полученная традиция
[ редактировать ]Важным поэтическим наследием, полученным поэтами династии Юань, стали произведения поэтов династии Сун , которая вместе с династией Цзинь на севере предшествовала династии Юань. Пример такого культурного наследия можно увидеть в случае с Юань Хаовэнем (1190–1257), северным писателем и поэтом, который служил при администрации Цзинь, но ушел в отставку после ее падения под властью монголов. [1] Одним из примеров поэтической преемственности от периода Сун до периода Юань является случай Чжао Мэнфу (1254–1322), который, хотя и был членом королевской семьи династии Сун, писал стихи и стал ректором Академии Ханьлинь при Юане. [2] , продолжали практиковаться, Хотя старые формы стихов, такие как форма ши большинство инновационных разработок включали формы китайской поэзии с фиксированным ритмом. Однако политические и социальные потрясения, связанные с основанием династии Юань, привели к относительной нехватке сохранившихся материалов для предоставления подробной информации по этому поводу. [3] Однако некоторую информацию можно получить благодаря знанию современного театра и сохранившимся связанным с ним документам.
Характеристики
[ редактировать ]В поэзии Юань, известной сегодня, есть различные характерные элементы, которые важны для понимания этого поэтического явления. К ним относятся: влияние чжурчжэней; влияние буддизма, даосизма и конфуцианства; общие художественные процессы, такие как живопись и каллиграфия; фиксированные стихотворные формы; Юаньская поэзия смерти и разрушения (санлуань); Юаньская опера; и более широкое использование разговорного языка.
Чжурчжэньское влияние
[ редактировать ]Чжурчжэни — тунгусский народ, населявший территорию Маньчжурии (современный Северо-Восточный Китай) до 17 века, когда они приняли название Маньчжурия. Конечно, ритмы чжурчжэньской музыки, по крайней мере, смягченные юаньской оперой, сильно повлияли на фиксированный ритм юаньской поэзии. [4]
Буддизм, даосизм и конфуцианство
[ редактировать ]Три основных религиозных влияния в юаньском Китае также по-разному проявляются в поэзии юань.
Живопись и каллиграфия
[ редактировать ]К этому моменту традиционная связь между поэзией, живописью и каллиграфией продолжалась на протяжении всей династии Юань. Примером художника в этом отношении является Гао Кэгун (1248–1310), поэт, хотя более известный своими изображениями бамбука, нарисованными тушью.
Формы стихов с фиксированным тоном
[ редактировать ]Развитие различных форм стихов с фиксированным тоном особенно связано с поэзией Юань. Ци , цюй и саньцюй были популярны в период поэзии Юань. Это были стихи с фиксированным тоном и длиной метра, часто со строками переменной длины, связанными с музыкальными мелодиями, которые сейчас, как правило, уже не существуют. Многие из этих мелодий были завезены в Китай с севера или запада.
Там
[ редактировать ]Истоки типа ци ( упрощенный китайский : 词 ; традиционный китайский : 詞 ; пиньинь : qϔ ; Уэйд-Джайлс : чу ) лирической поэзии неясны, но, похоже, начинают появляться в литературе, начиная с поэзии династии Лян , с незначительное последующее развитие в династии Тан. Затем династия Сун прославилась своим ци . Форма cí представляла собой тексты песен, которые развились из анонимных популярных песен в сложный литературный жанр, который фактически следовал традициям Ши Цзин и Юэфу . Форма cí включала тексты, написанные по заданным шаблонам, обычно со строками нерегулярной длины, и, как правило, многие cí были написаны в фиксированных формах стихов, заимствованных из популярных музыкальных мер. Многие из моделей cí , образующих фиксированный ритм, происходят из Центральной Азии . Cí используют набор поэтических размеров, полученных на основе базового набора определенных шаблонов, в формальных типах с фиксированным ритмом, фиксированным тоном и переменной длиной строки или в примерах моделей. Ритмический и тональный рисунок ци основан на определенных, определенных музыкальных мелодиях. Форма поэзии Ци имела большое значение во времена Юаня, но форма Цюй более характерна.
Что
[ редактировать ]Форма поэзии Цюй ( китайский : 曲 ; пиньинь : qϔ ; Уэйд-Джайлс : chü ) из династии Юань может называться формой поэзии Юаньцюй (元曲 P: Yuánqǔ , W: Yüan-chü ) - это тип классической китайской поэзии. форма , состоящая из слов, написанных одним из ряда определенных, установленных тонов , основанных на мелодиях различных песен. Таким образом, стихотворения Цюй представляют собой тексты со строками различной длины и длины, установленные в соответствии с определенными и конкретными фиксированными образцами рифмы и тона традиционных музыкальных произведений, на которых они основаны, и после чего эти согласованные вариации текстов (или отдельных Цюй стихотворений ) ) обычно берут свое имя. [5]
Санку
[ редактировать ]Когда цюй происходит от китайской оперы , такой как Дзадзю (雜劇), в этих случаях эти цюй могут называться санцюй (散曲). Сан . в Санцюе относится к обособленному статусу лирики Цюй в этой форме стиха: другими словами, вместо того, чтобы быть частью оперного представления, тексты песен стоят отдельно сами по себе Поскольку Цюй стал популярным во времена поздней династии Южная Сун и достиг особой высоты популярности в поэзии династии Юань , поэтому его часто называют Юаньцюй (元曲), указывая тип Цюй, встречающийся в китайской опере, типичной для эпохи Цюй. Эпоха династии Юань . И Sanqu , и Ci - это тексты, написанные для разных мелодий, но Sanqu отличается от Ci тем, что он более разговорный и может содержать Чензи (襯字 «слова-вставки», которые являются дополнительными словами, придающими более полное значение). Саньцюй можно разделить на Сяолин (小令) и Сантао (散套), причем последний содержит более одной мелодии.
Юаньская поэзия смерти и разрушения ( санлуань )
[ редактировать ]Определенный жанр классической китайской поэзии известен как санлуань ( традиционный китайский : 喪亂 ; упрощенный китайский : 丧乱 ; пиньинь : санлуан ; Уэйд-Джайлс : сан-луань ). Этот тип стихов имеет отношение к смерти и разрушениям в войне, особенно к той, которая привела к первоначальному созданию династии Юань и консолидации ее власти. Фактически, по словам одного из исследователей драмы Юань того периода, Джи Крампа:
- Большая часть поэзии, написанной в этот период, называется стихами сан-луань , или «поэзией смерти и разрушения», и стихи сан-луань во многих отношениях являются гораздо более точным показателем эмоционального насилия, которому китайцы подверглись от рук монголов, чем любое количество исторической документации. [6]
Среди практикующих - Юань Хаовэнь .
Юань опера
[ редактировать ]
Сохранившиеся знания об опере Юань, например, посредством письменных сценариев, позволяют получить некоторое представление. Юаньская опера была разновидностью оперы , или, точнее, китайской оперы , которая как форма театрального искусства позволяла различными способами интегрировать в нее большое количество поэтического материала; хотя, поскольку традиция больше не существует в своей исторической форме, большая часть знаний о ней опирается на литературные источники: однако этот источник действительно способствовал выживанию включенной в эти представления поэзии. Во времена династии Юань престиж театра и использования народного языка в искусстве и литературе, вероятно, был связан с тем фактом, что новый режим, в котором доминировали монголы, меньше понимал старый, классический язык и формы. Скорее, новая монгольская элита ценила театр и использование народного языка. По сравнению с традиционными китайскими ши , учеными-чиновниками или императорами, новички не были настолько литературно эрудированы или ориентированы, и тем более они не ценили древние формы, выражения и намеки, наследие более чем тысячелетий. Театр Заджу во многом усвоил свои характеристики как из-за акцента на народной речи, так и из-за пониженного престижа традиционной научной литературы. Кроме того, император-основатель Хубилай-хан приостановил традиционную традицию. тесты на государственную службу , которые подчеркивали изучение древней классической традиции, тем самым снижая престиж этого курса обучения, а также сокращая возможности ученых-чиновников заниматься традиционным карьерным путем. Это привело к тому, что у начинающих драматургов появилась возможность писать для дзадзю , как для тех драматургов, относительно плохо знакомых с литературой, так и для тех представителей традиционного класса ши , которые больше не могли добиться успеха как поэты и эссеисты и были готовы принять дзадзю . [7] Таким образом, долгосрочное наследие театра дзадзю касалось не только развития китайской оперы на протяжении последующих столетий до наших дней; но, кроме того, несмотря на последующее восстановление престижа унаследованных литературных форм династией Мин, форма дзадзю способствовала росту престижа и популярности народных форм, таких как роман, который появился в литературе династии Мин, некоторые из которых также содержат поэзию. Новый акцент на использовании тогдашнего народного китайского языка появляется в период поэзии династии Юань. [8] большая часть поэзии периода Юань представлена в форме стихотворных стихов цюй , которые по сути стали независимой формой искусства, удаленной от своего первоначального театрального и оркестрового контекста: написанной по образцу каденций или шаблонов заданного тона, известных Из арий театра дзадзю китайская поэзия Саньцю со временем стала отдельной традицией, в категории поэтической литературы, а не в категории исполнительского искусства. [9]
Культурное наследие
[ редактировать ]В 1368 году династия Юань была свергнута революцией, завершившейся установлением династии Мин . Затем поэтическое наследие вступило в новую фазу, а именно в фазу поэзии Мин , которая продолжалась до конца Мин, в 1644 году, и позже.
См. также
[ редактировать ]- Бай Ренфу , также известный как Бо Пу или Бай Пу.
- Категория:Поэты династии Юань
- Китайская поэзия Саньцюй
- Классическая китайская поэзия
- Формы классической китайской поэзии
- Гао Бин
- Гуань Ханьцин
- Ху Чжию
- Джаяату Хан, император Вэньцзун Юаня
- Лу Чжи (поэт)
- Ма Чжиюань
- я Зан
- Цяо Цзи
- Цюй (стихи)
- Шан Тин
- Три совершенства – интеграция каллиграфии, поэзии и живописи
- Ван Хэцин
- Ван Юнь (династия Юань)
- У Чжэнь
- Сюй Заиси
- Ян Вэйчжэнь
- Заджу
- Чжан Шунци
- Чжао Мэнфу
- Чжэн Юндуань
- Чжэн Гуанцзу
- Чжунюань Иньюнь
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Крамп, Дж.И. (1990). Китайский театр во времена Хубилай-хана . (Анн-Арбор: Центр китайских исследований Мичиганского университета) ISBN 0-89264-093-6 .
- Дэвис, А.Р. (Альберт Ричард), редактор и введение (1970), Книга китайских стихов «Пингвин» . (Балтимор: Penguin Books).
- Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-05913-1
- Йип, Вай-лим (1997). Китайская поэзия: антология основных модусов и жанров . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-1946-2 .