Испахское восстание
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
Испахское восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Династия Юань | Квазимусульманские повстанцы | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Тогон Темур Чэнь Юдин |
Сайф ад-Дин Amir ad-Din Явуна | ||||||
Сила | |||||||
Юаньская армия | Мусульманские повстанцы |
( Восстание Испа китайский : 亦 思巴奚兵亂 ; пиньинь : Yìsībāxī Bīngluàn ) — серия гражданских войн в середине 14 века в провинции Фуцзянь во времена династии Юань . Термин «Испа», возможно, происходит от персидского слова «سپاه» ( сепа ), что означает «армия» или « сипай ». Таким образом, в китайских документах восстание также известно как восстание персидских сипаев (波斯戍兵之亂; Bōsī Shùbīng zhī Luàn ).

При правлении Юаня все больше людей сему ( арабов и персидских мусульман ) мигрировали в китайский портовый город Цюаньчжоу . В 1357 году преимущественно мусульманская армия во главе с двумя персидскими мусульманами -шиитами из Цюаньчжоу , Сайф ад-Дином ( 賽甫丁 ) и Амир ад-Дином ( 阿迷里丁 ), восстала против Юаня. Повстанческая армия захватила контроль над Цюаньчжоу, Путянем и даже дошла до столицы провинции Фучжоу .
В 1362 году армия Испы погрузилась в внутренний конфликт, Явуна (那兀纳), арабский чиновник -суннит из Цюаньчжоу , стал новым лидером армии Испы. В 1366 году он был в конечном итоге разгромлен этническим ханьским полководцем Чэнь Юдином ( 陈友定 ), который был верен династии Юань. [ 1 ] [ 2 ]
Историческая справка
[ редактировать ]С 13 по начало 14 века при династии Юань внешняя торговля в провинции Фуцзянь была чрезвычайно процветающей. отправная точка Морского Шелкового пути , Цюаньчжоу, был крупнейшим портом Китая и, возможно, мира. [ 3 ] [ 4 ] Это также был самый крупный город Фуцзянь, население которого превышало население Фучжоу, административного центра Фуцзянь. [ 5 ] Арабы называли его «когтем тигра», которым пользовались купцы в Европе и других странах. В то время население Цюаньчжоу превышало 2 миллиона человек, а длина стены составляла 30 миль. На реке Цзиньцзян и в его гавани с высокоразвитой торговлей было пришвартовано 10 000 кораблей. [ 5 ] [ 6 ] Цюаньчжоу экспортировал такие предметы роскоши, как шелк, керамика, медь и железо, а также атлас, а импорт включал жемчуг, слоновую кость, рога носорога, ладан и т. д. Наиболее важными импортными товарами были специи и травы.
В Цюаньчжоу проживали в основном иностранцы, такие как арабы , персы , европейцы , евреи , тамилы , армяне и т. д. Было использовано около 100 различных языков. Чиновники Цюаньчжоу назвали этих иностранцев Фань (番). Из-за огромного количества приезжающих иностранцев власти изначально не хотели, чтобы иностранцы оставались и вмешивались в образ жизни местных жителей. В Цюаньчжоу были большие этнические анклавы («蕃坊», «蕃人巷»), где иностранцы и местные жители часто вступали в брак и рожали смешанных детей (часто называемых «Половина Южного домена» или «半南蕃»). [ 7 ] Хотя иностранцы и местные жители имели некоторое культурное смешение, иностранцы по-прежнему практиковали и распространяли свои собственные религии, такие как ислам , христианство , манихейство , индуизм и т. д. Это религиозное и этническое разнообразие делало управление сложной задачей. [ 8 ]
Происхождение имени "Испа"
[ редактировать ]Существует несколько теорий о происхождении слова «Испа». Некоторые думают, что слово «Испа» произошло от персидского слова «سپاه» (сепа), что означает ополчение, кавалерия или какая-то производная версия. Это также могло быть персидским эквивалентом слова «наемники» или заимствовано из названия города Исфахан, учитывая, что большая часть людей прибыла из этого города. Другие полагают, что Испа используется для обозначения войск, а не как настоящее имя.
Суннитско-шиитская напряженность
[ редактировать ]В начале династии Юань монголы оказали публичную поддержку исламской суннитской семье Сэму Пу Сёугэн ( 蒲寿庚 ), поскольку они помогли восстать против династии Сун и основать династию Юань. В результате эта семья стала сильнее и имела большее влияние на политику и экономику. Мусульмане-сунниты стали более доминирующими в Цюаньчжоу и исключили шиитов , вызывая среди них растущее недовольство. В 1282 году (19-й год правления династии Юань) династия Юань разместила в Цюаньчжоу 3000 шиитских войск, но даже тогда шиитов в Цюаньчжоу было еще слишком мало. [ 9 ]
Ближе к концу династии Юань правительство изо всех сил пыталось справиться с различными вооруженными восстаниями. Персы-шииты Цюаньчжоу организовали армию Испа для защиты своей этнической группы, в которой уже было большое персидское население, численность которого росла. В марте 1357 года Сайф ад-Дин и Амир ад-Дин, командующие армией Испы, воспользовались возможностью взять под свой контроль Цюаньчжоу. [ 10 ] и подавил ранее доминирующих суннитов. Армия Испы стала одной из сильнейших сил Фуцзянь.
Поражение
[ редактировать ]Когда восстание было подавлено, имперские солдаты убили большую часть торговцев сему в Цюаньчжоу, а затем перебили всех персов. [ 11 ] Некоторым выжившим иностранцам удалось бежать из Цюаньчжоу в другие порты южной провинции Фуцзянь, такие как Юган и Цзиньцзян , позже ассимилировавшись с общиной Хоккиен , а позже все же став заграничными китайцами. Мечети и другие здания иностранной архитектуры были почти все разрушены, а имперские солдаты убили большую часть потомков Пу Шоугэна и ужасно изуродовали их трупы. [ 12 ] Немногие потомки, которым удалось спастись, сменили свои фамилии на Ву (吳) или Бо (卜).
Эффекты
[ редактировать ]В Цюаньчжоу многие группы, такие как арабы, персы и сему, вступали в брак и имели смешанных детей, исповедовавших разные веры. Однако после восстания ксенофобия усилилась, и смешанные браки стали табу в династии Юань. От некоторых местных мужчин даже отрекались за то, что они женились на иностранках. Одним из таких людей был Линь Ну из семьи Линь из Цюаньчжоу.
Думать
[ редактировать ]Линь Ну , сын Линь Лу, отправился в Ормуз в Персии в 1376 году, женился на персидской или арабской девушке и привез ее обратно в Цюаньчжоу .
Линь Ну и его потомки были стерты из семейной генеалогии. Его родственники злились на него за то, что он принял ислам и женился на персидской девушке. Ксенофобия была сильна в то время из-за зверств персов Сему, подавления Юанем восстания Испа и резни в Сему. Китайской семье Линь стало стыдно, поэтому они сменили фамилию с Линь на Ли, чтобы не общаться со своими родственниками, Линь Ну и смешанными потомками его персидской жены, которые исповедовали ислам. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Линь Ну был предком реформатора династии Мин Ли Чжи (Линь сменил имя на Ли), который к тому времени не был мусульманином. [ 16 ] [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Рид, Энтони (2006): Гибридные идентичности в Малаккском проливе пятнадцатого века
- ^ «КИТАЙО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ vii. SE. Китай - Энциклопедия Ираника» .
- ^ [1] , дополнительный текст.
- ^ Ибн Баттута (автор), Ма Цзиньпэн (переводчик), «Путевые заметки Ибн Баттуты», Народное издательство Нинся, 2005 г.
- ^ «Китайский интернет-дел: тысячелетний порт Цюаньчжоу в провинции Фуцзянь был интегрирован и переименован, что вызвало споры среди пользователей сети ». Архивировано из оригинала 9 октября 2013 г. Проверено 17 августа 2014 г. .
- ^ Перейти обратно: а б Сюй Сяован, Всеобщая история провинции Фуцзянь, Народное издательство Фуцзянь, 2006 г.
- ^ (итальянский) Оригинальная работа Джейкоба д'Анконы, (английский) Составлено Селборном (Бюро по морским делам Цюаньчжоу), сокращенная версия Ли Юкуня, Чэнь Лихуа и Е Энвэнь, сокращенная версия «Города света» , Исследование китайского языка Исследования Цюаньчжоу
- ^ Ван Сида, Взлет и падение иностранного сообщества в Цюаньчжоу во времена династий Сун и Юань и его просвещения, «Юго-восточная культура», выпуск 1, 2008 г.
- ^ Комитет по составлению местных хроник Цюаньчжоу, «Муниципальные хроники Цюаньчжоу», China Social Sciences Press, 2000.5
- ^ Чжан Чжунцзюнь и Лань Чэньян, также о природе войны Иси-Баси в конце династии Юань, «Журнал Педагогического колледжа Цяньдуннань для национальностей», том 21, выпуск 5, 2003 г.
- ^ "История юаня" · Том 45
- ^ Шоттенхаммер, Анджела (2008). Восточноазиатское Средиземноморье: морской перекресток культуры, торговли и миграции людей . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 9783447058094 .
- ^ Гарнаут, Энтони (март 2006 г.). «Исламское наследие в Китае: общий обзор» . Информационный бюллетень о наследии Китая (5).
- ^ Кюнер, Ганс. «Письменность варваров подобна червям, а их речь подобна визгу сов» — изоляция и аккультурация в период раннего Мин». Журнал Немецкого восточного общества, том. 151, № 2, 2001, стр. 407–429. JSTOR, JSTOR, www.jstor.org/stable/43380301.
- ^ Кюнер, Ганс (2001). « Письменность варваров подобна червям, а их речь подобна визгу сов» — Исключение и аккультурация в период раннего Мин». Журнал Немецкого восточного общества . 151 (2): 419. JSTOR 43380301 .
- ^ Абт, Одед (январь 2012 г.). «Лин/Ли Цюаньчжоу / Цзиньцзян» (PDF) . Мусульманское происхождение и китайская идентичность в Юго-Восточном Китае (ДИССЕССАЦИЯ НА СТЕПЕНЬ «доктора философии»). Тель-Авивский университет. Факультет гуманитарных наук Лестера и Салли Энтин. Школа исторических исследований. п. 191.
- ^ Ассоциация азиатских исследований (Анн-Арбор; Мичиган) (1976), AL, тома 1–2 , издательство Колумбийского университета, стр. 817, ISBN 978-0-231-03801-0 , получено 29 июня 2010 г.
{{citation}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чен, Да-Шэн. «КИТАЙО-ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ vii. Персидские поселения в Юго-Восточном Китае во времена династий Тан, Сун и Юань» . Энциклопедия Ираника. Архивировано из оригинала 8 декабря 2010 г. Проверено 28 июня 2010 г.
- Конфликты 1350-х годов
- Конфликты 1360-х годов
- Войны с участием династии Юань
- Войны с участием Имперского Китая
- Восстания 14 века
- Военная история провинции Фуцзянь
- История ислама в Китае
- Восстания в династии Юань
- 14 век в Китае.
- Антинациональные настроения
- Этническая чистка в Азии
- Резня в Китае
- 1350-е годы в Монгольской империи
- 1360-е годы в Монгольской империи