Юэган
Юэган ( китайский : 月港 ; пиньинь : Yuègong ; Pe̍h-ōe-jī : Goe̍h-káng ; букв. «Лунная гавань») — морской порт, расположенный в устье реки Цзюлун в современном Хайчэн городе в Чжанчжоу , провинция Фуцзянь . Китай. Известный как центр контрабанды со времен ранней династии Мин , Юэган приобрел известность в 16 веке, когда правительство Мин расправилось с другими центрами частной морской торговли, которая в то время считалась незаконной из-за изоляционистских законов хацзин . Когда запреты были сняты в 1567 году, Юэган был назначен портом провинции Фуцзянь, откуда разрешена торговля за рубежом. С тех пор он процветал как китайская конечная точка транстихоокеанской торговли, которую манильский галеон осуществлял через торговлю с испанскими Филиппинами его не затмил Сямынь , пока в 17 веке .
Контрабанда
[ редактировать ]Прибрежная провинция Фуцзянь была домом для давних морских традиций, дав начало множеству крупных портов во времена династии Сун (960–1279), таких как Цюаньчжоу и Фучжоу , откуда морская торговля осуществлялась в Юго-Восточную Азию, индуистский мир, исламский мир. , и восточноафриканский мир принес торговцам большое состояние. Эти морские торговые сети были разрушены монгольскими завоеваниями , а династия Мин, вытеснившая монголов в 14 веке, приняла аграрную политику, которая препятствовала частной морской торговле. Согласно законам хайджин («морской запрет»), вся внешняя торговля должна была вестись посредством так называемой даннической торговли , при которой иностранные государства приносили дань китайскому двору и получали взамен подарки в знак императорского благоволения. Фучжоу и Цюаньчжоу были назначены официальными морскими портами для этой торговли, но, поскольку приточная торговля жестко контролировалась правительством, она была неадекватна потребностям рынков, как внутренних, так и внешних. [1] В конце концов фуцзяньские контрабандисты собрались в сравнительно отдаленном порту Юэган («Лунная гавань») на юге провинции Фуцзянь, названном так из-за гавани в форме полумесяца. [2] Было зарегистрировано, что к началу 14 века купцы строили в Юганге многомачтовые океанские суда для плавания на острова Рюкю и в Юго-Восточную Азию, нарушая морские запреты. [3]
Иностранные товары текли в Юган, а фарфор из Цзиндэчжэня с исламским орнаментом экспортировался на рынки Юго-Восточной Азии. Вскоре в соседнем Чжанчжоу были установлены печи, чтобы воспользоваться доступным морским торговым путем, что привело к появлению экспортного фарфора, известного как изделия Чжанчжоу, в то время, когда Цзиндэчжэнь пережил временный спад, поскольку он не мог идти в ногу с темпами, которые требовал рынок. . [4] В начале 16 века к этой торговле в Юганге присоединились европейцы, начиная с португальцев, а уже в 1533 году было отмечено, что купцы Юганга использовали португальское огнестрельное оружие. [5] Процветающая торговля принесла Югану прозвище «Маленький Сухан », отсылка к великим мегаполисам Сучжоу и Ханчжоу . [3]
Поскольку другие контрабандные порты, такие как Шуанъюй, расположенные дальше по побережью, были закрыты армией Мин в конце 1540-х годов, Юэган, относительно не пострадавший от кампаний по подавлению пиратов , постепенно стал основным китайским портом зарубежной контрабандной торговли. [6] [7] В начале 1560-х годов было зарегистрировано, что в порту Юганг находилось до 200 океанских судов. [3]
Легальная торговля
[ редактировать ]По мере того, как продолжались кампании по подавлению пиратства, некоторые чиновники династии Мин исследовали корни пиратства и пришли к выводу, что суровые законы о запрете морского судоходства фактически вынуждают прибрежное население заниматься пиратством, криминализируя их коммерческий заработок. Они утверждали, что ослабив запрет, правительство могло бы обложить налогом морскую торговлю и устранить одну из причин пиратства. [8] а налоговые поступления могут способствовать дальнейшему финансированию усилий по борьбе с реальным пиратством. [9] Чиновники подали прошение о создании нового административного округа в Югане в начале 1520-х, 1540-х и 1560-х годов, руководствуясь этой линией рассуждений, и, наконец, добились успеха после смерти императора Цзяцзин, придерживавшегося жесткой линии . [9] 17 января 1567 года в Юэгане был основан округ Хайчэн , и именно здесь были смягчены законы о запрете морского судоходства, что сделало Юэган единственным портом, где частная зарубежная торговля была законной. [10] Благодаря этому, наряду с подавлением сохраняющегося пиратства в этом районе генералом Ю Даю в 1569 году, Юэган был преобразован из пиратского логова в официальный торговый порт. [7]
Легализация торговли в Юганге была своевременной, поскольку испанцы начали овладевать Филиппинами в 1565 году , а купцы Юганга, направлявшиеся в Манилу, обнаружили, что это оживленный порт, торгующий товарами из Новой Испании . Начиная с 1573 года китайский шелк и фарфор перевозились через Тихий океан на манильских галеонах , а урожай Нового Света и драгоценные металлы из Америки возвращались через галеоны и привозились в Китай купцами Юэгана, что привело к ряду радикальных изменений. в китайском обществе. [11] Многие основные продукты современной китайской диеты, такие как сладкий картофель, кукуруза и помидоры, были впервые завезены в Китай через торговлю Юган. [12] Табак также попал в Китай через Юган, положив начало обычаю курения в Китае . [13] Серебро продано из Испанских Филиппин [14] через торговлю галеонами Манила-Акапулько , отчеканенные в Новой Испании ( Мексика ), добытые в Потоси ( Боливия ), обращались в Китае через Юэган в виде испанских серебряных долларовых монет, и приток серебра оживил китайскую промышленность по производству серебряных изделий. [15] Архитектурно Юган и его окрестности были заметно преобразованы в результате внешней торговли, поскольку в конце династии Мин появились китайские здания из красного кирпича в римско-исламском стиле. [16] Деревня Дайвэй (埭尾) к югу от Юганга, известная концентрацией более 60 кирпичных зданий одинакового размера и ориентации, представляет собой пример гибридизации китайского стиля жилища во дворе и западной техники кладки из красного кирпича. результат глобализации через торговлю Юган. [17]
Отклонить
[ редактировать ]В то время как легализация торговли положила конец контрабанде, концентрация богатства в южной провинции Фуцзянь привела к возвышению торгового пирата Чжэн Чжилуна , который стал доминировать в Тайваньском проливе после консолидации торговых и пиратских групп вдоль побережья Фуцзянь. . Чжэн Чжилун базировался в порту Аньхай с 1630 года, и благодаря его влиянию Аньхай процветал за счет официально санкционированного порта Юэган. [18] Когда Чжэн Чжилун сдался маньчжурским захватчикам во время перехода Мин-Цин , его сын Чжэн Чэнгун (Коксинга) взял под свой контроль пиратский консорциум и остался верен династии Мин. Юэган перешел под контроль Коксинга и был отправлен в склад снабжения, который пересылал налоги на его базу в Сямыне . [19]
В 1656 году командующий Коксинга в Хайчэне Хуан У (黃梧) сдал город династии Цин , лишив Коксинга порта Юэган и многолетних запасов там хранившихся. Хуан Ву также предположил Цин, что организация Чжэн может быть уничтожена голодом, если их морские торговые пути будут отрезаны. Император Шуньчжи последовал совету, запретив 6 августа того же года всю частную морскую торговлю и путешествия. Этот запрет не дал большого результата, поскольку торговцы на территориях, контролируемых Цин, просто продолжали торговать посредством контрабанды. [20] Это повлекло за собой эскалацию указов Великого очищения , которые предписывали эвакуацию округа Хайчэн в 1660 году и переселение его жителей во внутренние районы. Эти указы жестко соблюдались, и порт был опустошен. [21] Когда морской запрет был снят после поражения королевства Чжэн на Тайване в 1684 году, Сямынь, а не Юэган, стал предпочтительным морским портом династии Цин в провинции Фуцзянь. В 1727 году Сямэнь официально принял прежний статус Югана как единственного официального порта Фуцзянь, где внешняя торговля была законной. [22]
См. также
[ редактировать ]- Nan'ao One - кораблекрушение китайской джонки на маршруте Юэган-Манила
- Посуда Краак или посуда Сватоу - стиль китайского фарфора, экспортируемый из Югана.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Хиггинс 1980 , с. 31.
- ^ Ву 2019a , с. 5.
- ^ Перейти обратно: а б с Глан 1996 , с. 117.
- ^ Лю 2019 , стр. 36.
- ^ Ву 2019b , с. 80.
- ^ Лю 2019 , стр. 33.
- ^ Перейти обратно: а б Ханг 2015 , с. 30.
- ^ Лим 2013 , с. 17.
- ^ Перейти обратно: а б Брук 2010 , с. 42.
- ^ Лим 2013 , с. 20.
- ^ Гейсс 1988 , с. 505.
- ^ Ву 2019b , стр. 70–73.
- ^ Ву 2019b , стр. 73–76.
- ^ Брук 1998 , с. 205; Манн 2011 , стр. 149–150.
- ^ Ву 2019b , с. 78.
- ^ Ву 2019b , с. 83.
- ^ Ву 2019b , с. 84.
- ^ Лю 2019 , стр. 38.
- ^ Ханг 2015 , с. 89.
- ^ Ханг 2015 , с. 113.
- ^ Ханг 2015 , с. 130.
- ^ Ву 2019b , с. 44.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Брук, Тимоти (1998), Путаница удовольствий: торговля и культура в Китае эпохи династии Мин , Беркли: University of California Press, ISBN 0-520-21091-3
- Брук, Тимоти (2010). Беспокойная империя . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-04602-3 .
- Гейсс, Джеймс (1988). «8 - Царствование Цзя-цзин, 1522–1566». В Моте, Фредерик В .; Твитчетт, Денис (ред.). Кембриджская история Китая . Том. 7. Кембриджский инж. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . стр. 440–510. ISBN 9780521243322 .
- Ханг, Син (2015). Конфликт и торговля в морской Восточной Азии: семья Чжэн и формирование современного мира, 1620–1720 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-12184-3 . OCLC 916408349 .
- Хиггинс, Роланд Л. (1980). «Пираты в халатах и кепках: нарушение дворянских законов в Среднем Мине». Исследования Мин . 1980 (1). Издательство Мани : 30–37. дои : 10.1179/014703780788764965 .
- Лим, Айви Мария (2013). «От Хайджина до Кайхая: поиски судом Цзяцзин образа действий на юго-восточном побережье (1522-1567 гг.)» (PDF) . Журнал Британской ассоциации китайских исследований . 2 .
- Лю, Мяо (2019), «Культурные изменения в печах и содержимом экспортной керамики с точки зрения развития морских портов Чжанчжоу во времена династий Мин и Цин», в Ву, Чуньмин; Хунко Санчес, Роберто; Лю, Мяо (ред.), Археология морских портов манильских галеонов и ранняя морская глобализация , Археология Азиатско-Тихоокеанского судоходства, том. 2, Сингапур: Springer, стр. 29–48, номер документа : 10.1007/978-981-32-9248-2_2 , ISBN. 978-981-329-248-2 , S2CID 210634978
- Манн, Чарльз К. (2011), 1493: Открытие нового мира, созданного Колумбом , Random House Digital, ISBN 978-0-307-59672-7
- фон Глан, Ричард (1996). Фонтан удачи: деньги и монетарная политика в Китае, 1000–1700 гг . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-91745-3 . OCLC 43476120 .
- Ву, Чуньмин (2019a), «Направляясь в Америку: историческое и археологическое исследование морского порта Юэган (Полумесяц) как основного источника галеонных грузов», в Ву, Чуньмин; Хунко Санчес, Роберто; Лю, Мяо (ред.), Археология морских портов манильских галеонов и ранняя морская глобализация , Археология Азиатско-Тихоокеанского судоходства, том. 2, Сингапур: Springer, стр. 3–27, номер документа : 10.1007/978-981-32-9248-2_1 , ISBN. 978-981-329-248-2 , S2CID 210273341
- Ву, Чуньмин (2019b), «Исторический обзор социально-культурного воздействия навигации Юган-Манила на древнюю китайскую цивилизацию», в Ву, Чуньмин; Хунко Санчес, Роберто; Лю, Мяо (ред.), Археология морских портов манильских галеонов и ранняя морская глобализация , Археология Азиатско-Тихоокеанского судоходства, том. 2, Сингапур: Springer, стр. 67–89, doi : 10.1007/978-981-32-9248-2_4 , ISBN. 978-981-329-248-2 , S2CID 211677165