Сватовская посуда

Посуда Сватоу или посуда Чжанчжоу представляет собой разрозненную группу в основном поздней династии Мин, изделий из Китая, экспортных фарфоровых первоначально предназначенных для рынка Юго-Восточной Азии. Традиционное название на Западе возникло потому, что Сватоу, или современный Шаньтоу , был южнокитайским портом в провинции Гуандун, откуда, как считалось, отправлялись товары. Многие печи, вероятно, были расположены по всему прибрежному региону. [ 2 ] но в основном недалеко от Чжанчжоу , уезд Пинхэ , Фуцзянь , где в середине 1990-х годов были раскопаны несколько экземпляров, что значительно прояснило ситуацию. [ 3 ]
Многие власти теперь предпочитают называть эти товары изделиями Чжанчжоу, поскольку кажется, что Сватоу не становился важным экспортным портом до 19 века, и на самом деле товары, вероятно, экспортировались из Югана , ныне Хайчэна , в городе Лунхай , Чжанчжоу . [ 4 ] Точные даты начала и окончания производства остаются неопределенными. [ 5 ] но данные археологии предполагают, что производство было примерно между 1575–1650 годами, хотя предполагалось и более раннее начало. Пиковые уровни производства, возможно, закончились около 1620 года. [ 6 ]

По сравнению с современным фарфором Цзиндэчжэня , посуда Сватоу, как правило, грубая, грубо разлитая в горшок и часто недостаточно обожженная. декор Подглазурный сине-белый с использованием кобальта является наиболее распространенным и, вероятно, поначалу единственным видом декора, но существует множество полихромных изделий с использованием надглазурных красных, зеленых, бирюзовых, черных и желтых эмалей . Подглазурный синий декор был распространен в китайской керамике на протяжении более двух столетий, но до этого периода полихромные эмали были относительно необычными. [ 7 ] Произведения в основном представляют собой «крупные открытые формы, такие как блюда, расписанные эскизными рисунками поверх глазури красной, зеленой, бирюзовой и черной эмалями». [ 8 ] С другой стороны, «рисунок обладает спонтанностью, не свойственной центральной традиции» более изысканных изделий. [ 9 ]
В то время как «посуда Сватоу» обычно относится к предметам с характерным стилем оформления, «посуда Чжанчжоу» также охватывает другие типы изделий, изготовленных в тех же печах, на экспорт или нет, включая большие керамические кувшины для хранения, белую посуду, [ 10 ] и несколько статуэток типа « Блан де Шин» . [ 11 ]
Характеристики
[ редактировать ]
Наиболее распространенными объектами являются птицы в полете или отдыхе в воде или у воды, а также цветы. Животные, особенно олени, изображенные на фоне пейзажа, также распространены в качестве основных сюжетов или в медальонах на рамке. Человеческие фигуры обычно изображаются в качестве персонала в пейзажах, особенно в лодках, но иногда и в качестве основного объекта. Другие мотивы — морские чудовища и драконы, оба странной формы. На некоторых блюдах есть исламские надписи на арабском языке, предназначенные для мусульман Юго-Восточной Азии, а не для мусульман, живущих дальше на запад. На некоторых блюдах изображены европейские корабли и компасы западных кораблей. Дизайн демонстрирует понимание современного фарфора Цзиндэчжэнь , но на значительном расстоянии. Меньшее количество изделий, часто не украшенных, имеет ряд других фоновых цветов, особенно синего и коричневого, что обычно достигается за счет накладок , а также путем нанесения цветной глазури по всей поверхности. [ 12 ]
На глазури у подножия изделий очень часто присутствует песок из печи, что указывает на небрежное изготовление. [ 13 ] Их обжигали в печах-драконах различной конструкции, а многочисленные гончарные мастерские представляли собой небольшие предприятия, далекие от промышленных масштабов Цзиндэчжэня. Детали в основном отливали на колесе, но для формования деталей также использовались формы. [ 14 ]
Иконография . имеет особенности, в том числе мотив «расколотой пагоды», где в центральной сцене «доминирует нечто, напоминающее трехэтажную пагоду, разделенную пополам по вертикали воронкообразной полосой, зарезервированной в белом цвете, почти как извержение вулкана» [ 15 ] что озадачило ученых; существует ряд предположений относительно его значения. [ 16 ] , интерпретируют это Сейчас некоторые, в том числе Фонд Персиваля Дэвида и Музей Виктории и Альберта как «путь к островам Бессмертных » китайской мифологии , прыгающий над зданием, [ 17 ] в то время как другие сохраняют непредвзятость. Этот дизайн — один из многих, в которых китайские иероглифы в «испорченном» письме печати не имеют смысла. [ 18 ] отражение неграмотных декораторов, производящих продукцию для рынка, который не умеет читать по-китайски. [ 19 ]

Разделение сине-белых изделий на три «семейства» или широкие группы было предложено Барбарой Харриссон : «консервативные», «стойкие» и «универсальные» в хронологическом порядке. [ 20 ] Эта классификация была уточнена Моник Крик в 2010 году и выделена три типа украшения: «Эскизное», «Композитное» и «Полное «от края до края»». [ 21 ] Группа «Эскизное украшение» использует «энергичный, четкий стиль, написанный от руки и спонтанно» одним мастером. [ 22 ] Более поздние группы часто используют рисунок темно-концентрированным синим цветом для создания рисунка, который затем закрашивается более светлой краской в том же стиле, который часто используется с черным и бирюзовым цветом в полихромных эмалях. На некоторых из этих предметов есть видимые уколы булавками, указывающие, где был закреплен трафарет , что, по-видимому, позволяет быстро закрасить размывку. Перед нанесением промывки контур должен был высохнуть, что позволяет предположить, что на разных этапах производства участвовало несколько мастеров, требующих разного уровня навыков. [ 23 ]
Изделия из полихромной эмали, возможно, появились только в начале 17 века, но затем быстро увеличились, составляя около половины предметов Сватоу с затонувшего корабля Бинь Туан, который, возможно, затонул в 1608 году. [ 24 ] Посуда покрывалась белым скользким покрытием и обжигалась при высокой температуре, необходимой для фарфора, что могло сжечь цветные эмали. Затем они были окрашены перед коротким вторым обжигом при температуре около 800 °C. [ 25 ] Распространенные палитры — красный, зеленый и (скорее реже) желтый. [ 26 ] и бирюзовый, красный, зеленый и черный. Черный цвет, который в основном использовался для рисования линий, на самом деле был сделан из кобальта, используемого для подглазурной синевы, в нечистой и концентрированной форме. [ 27 ]
Сравнительно редкий тип украшен как подглазурной сине-белой, так и надглазурной эмалью. Эти изделия были дорогими в производстве и, похоже, предназначались для японского рынка. [ 28 ] Пример можно увидеть на стене с посудой (D5).
Рынки
[ редактировать ]Азия
[ редактировать ]
В самом Китае не было раскопано почти ни одного образца посуды Сватоу, за исключением самих печей, и похоже, что эти изделия, как и некоторые другие типы, были полностью изготовлены на экспорт. Основными рынками сбыта были острова Юго-Восточной Азии, особенно современные Малайзия , Индонезия и Филиппины , а также Япония, [ 29 ] такие как те, что найдены в Наньао Один . Другие традиционные рынки китайской керамики, такие как Корея и Вьетнам, похоже, не задействованы; у них уже развились более традиционные китайские вкусы, отдававшие предпочтение монохромным изделиям тонкой формы или более изящно украшенным стилям. Посуда использовалась как для демонстрации, так и для обеда; даже члены королевской семьи сидели с гостями на циновках на полу и вместе ели из нескольких больших блюд, как сообщали первые европейские посетители. [ 30 ]
В Японии фрагменты были найдены в престижных замках и храмах. [ 31 ] и кажется, что довольно грубая энергичность украшения пришлась по душе очень утонченному эстетическому чувству некоторых японских мастеров чая, лидеров вкуса того времени. Чаши и кувшины меньшего размера было легче использовать в японской чайной церемонии и других контекстах, а некоторые японские изделия имитировали формы и украшения Сватоу. [ 32 ]
Затонувший корабль у южного побережья Вьетнама в Бинь Туане перевозил груз, уцелевшими элементами которого были посуда Сватоу и чугунные воки ; результаты его раскопок были опубликованы в 2004 году. Фарфор был примерно наполовину сине-белым , наполовину с надглазурной эмалью, последняя пострадала от длительного погружения в море. Вполне возможно, что это корабль, потерянный в море в 1608 году, который Голландская Ост-Индская компания (VOC) организовала для перевозки груза, в основном китайского шелка , на свою станцию в Джохоре в современной Малайзии , возможно, намереваясь торговать керамикой. за специями вокруг Островов специй . Там были тысячи «средних блюд», а также несколько синих и белых, диаметром до 42 см, а также блюда и банки поменьше. Было много дизайнов, повторявшихся партиями, [ 33 ] во многом как и в современном керамическом производстве, но с дизайном, варьирующимся от свободного и предположительно быстрого исполнения. [ 34 ]
Европейский
[ редактировать ]
Европейские рынки, вероятно, были гораздо менее значимы, и краакская посуда того же периода, вероятно, всегда отправлялась туда в большем количестве. У него много общего, но все оно было выполнено в сине-белых тонах под глазурью. Португальцы торговали в Юганге до тех пор, пока не были изгнаны в 1548 году, но им разрешили вернуться с 1567 года, а в 1577 году им разрешили основать станцию в Макао . Во дворце Сантос в Лиссабоне есть комната, украшенная между 1664 и 1687 годами, с впечатляющим наклонным потолком, покрытым китайской сине-белой фарфоровой посудой; три из них были идентифицированы как изделия Сватоу. [ 36 ]
Испанцы, поселившиеся в Маниле на Филиппинах, перевозили товары, в том числе китайские предметы роскоши, между этой страной и портами Нового Света, такими как Акапулько, на торговых галеонах в Маниле . Посуда Сватоу была обнаружена на нескольких испанских стоянках и затонувших кораблях, в том числе на Себастьяна Родригеша Сороменью судне Сан-Агустин , затонувшего в 1595 году в заливе Дрейкс , к северу от Сан-Франциско . [ 37 ]
Голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 году, торговала с Индонезией, основным рынком товаров. Им не разрешалось торговать напрямую с Китаем, и они довольствовались захватом любых португальских, испанских и китайских судов, которые могли, и, вероятно, организацией доставки на свои базы китайскими кораблями. С 1624 года они имели базу на Формозе (современный Тайвань ). [ 38 ] Довольно похожий экспортный фарфор Краак был адаптирован к европейским вкусам, чего посуда Сватоу, похоже, никогда не была. Позже изделия из Сватоу, возможно, экспортировались голландцами напрямую в Европу. [ 39 ] Эти европейские торговцы оставили фрагменты посуды Сватоу на различных участках суши и затонувших кораблях вокруг мыса Доброй Надежды в Южной Африке . [ 40 ]
Коллекции
[ редактировать ]Изделия по-прежнему ценятся на своих первоначальных рынках, особенно в Индонезии и Японии, где есть несколько хороших коллекций. [ 41 ] Они, как правило, не собирались в Китае, а большинство западных и китайских музеев с хорошими коллекциями керамики имеют скудные фонды. [ 42 ] Голландский музей керамики Princessehof имеет исключительную коллекцию, насчитывающую около 170 экспонатов. [ 43 ] с «наиболее представительным ассортиментом типа», [ 44 ] хотя по форме он концентрируется на больших блюдах. [ 45 ] Первоначально он был собран в Индонезии голландским колониальным администратором в 19 веке.
-
Типичный дизайн с изображением водоплавающих птиц, контур и размывка синего кобальта.
-
Блюдо со стихами Корана, молитвой и исповеданиями веры. Подобные рисунки использовались для изысканных церемоний приема на исламских островах. [ 46 ]
-
Листовое блюдо с пейзажем
-
Деталь мотива «расколотой пагоды». Блюдо, отличное от показанного выше; это из Музея керамики Принцессехоф
-
Фарфор Сватоу альбарелло стиле «Эскизный» в сине-белом , до 1600 г.
-
Деталь. «Эскизное» блюдо в правом нижнем углу изображает главную человеческую фигуру.
-
Деталь птицы среди цветов
-
Еще одна стена посуды в Музее керамики Princessehof
-
Ваза оливковой формы с желтой глазурью, для внутреннего рынка.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Стрёбер, 25–26.
- ^ Вайнкер, 145–146.
- ^ Стрёбер, 13; Роща
- ^ Стрёбер, 12–13; Микшич, 85
- ^ Медли, 234
- ^ Штребер, 53, 35–36.
- ^ Стрёбер, 23–24.
- ^ Вайнкер, 146
- ^ Медли, 235
- ^ Стрёбер, 15–18.
- ^ Статуэтка Гуаньинь, датированная 1615 годом.
- ^ Роща; Шрёбер, 16–17, 28 лет; Медли, 233–235; Керр и Менгони; Микшич, 44 года
- ^ Стрёбер, 14 лет; Медли, 235
- ^ Стрёбер, 14 лет.
- ^ Медли, 235
- ^ Полный список Стрёбера, 30–32; Медли, 234–236; Керр и Менгони
- ^ Блюдо Британского музея, PDF A709 ; Музей Виктории и Альберта
- ^ Медли, 235
- ^ Керр и Менгони
- ^ Штрёбер, 11, 19; Микшич, 85
- ^ Стрёбер, 19–21.
- ^ Стрёбер, 19 лет.
- ^ Штребер, 20, 25–26.
- ^ Шрёбер, 22 года.
- ^ Шрёбер, 22 года.
- ^ Штребер, 23 года.
- ^ Штребер, 25 лет.
- ^ Штребер, 27 лет.
- ^ Штребер, 35 лет.
- ^ Стрёбер, 37–38.
- ^ Стрёбер, 48 лет.
- ^ Штребер, 32, 48–52.
- ^ Микшич, 44 года.
- ^ Роща
- ^ Штребер, 29, 27.
- ^ Штребер, 41 год; Фарфоровая комната во дворце Сантос (ныне посольство Франции в Португалии)
- ^ Стрёбер, 42, 53–55.
- ^ Стрёбер, 43–45.
- ^ Микшич, 85 лет.
- ^ Штребер, 46, 53–55.
- ^ Шрёбер, 50 лет.
- ^ Стрёбер, 4, 9–10.
- ^ Штребер, 4
- ^ Роща; посмотреть галерею
- ^ Стрёбер, 15 лет.
- ^ Штрёбер, 37 лет.
Ссылки
[ редактировать ]- «Роща» Oxford Art Online , раздел «Изделия Сватоу» в «Китае, §VIII, 3.6: Керамика: историческое развитие», автор Медли, Маргарет.
- Керр, Роуз , Менгони, Луиза, Китайская экспортная керамика , стр. 123–124, 2011, Музей Виктории и Альберта, ISBN 185177632X , 9781851776320
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
- Микшич, Джон Н. , Керамика Юго-Восточной Азии: новый взгляд на старую керамику , 2009, Editions Didier Millet, ISBN 9814260134 , 9789814260138, книги Google
- Штребер, Ева, Коллекция посуды Чжанчжоу в музее Принцессехоф, Леуварден, Нидерланды , PDF (60 страниц)
- Вайнкер, С. Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, ISBN 9780714114705
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с посудой Сватоу, на Викискладе?
- Справочник по китайской керамике из Метрополитен-музея.