Jump to content

Джун посуда

Керамическая чаша Цзюнь, брошенная на колесе, с синей глазурью и фиолетовыми брызгами, династия Цзинь, 1127–1234 гг.
Официальный шестиугольный цветочный горшок и подставка Цзюнь с «полосками», династия Мин, 1400–1435 гг.
Чашка для вина, непрозрачная голубоватая глазурь с пурпурно-красными вкраплениями, конец династии Цзинь или начало династии Юань, XII – XIII века.

Посуда Цзюнь ( китайский : 鈞窯 ; пиньинь : Цзюнь яо ; Уэйд-Джайлс : Чунь-яо ) — это тип китайской керамики , одна из пяти великих печей керамики династии Сун . Несмотря на свою известность, многое в посуде Цзюнь остается неясным и является предметом споров среди экспертов. Этот термин охватывает несколько различных типов керамики, производившихся на протяжении нескольких столетий и в нескольких местах, во времена династии Северная Сун (960–1127), династии Цзинь (1115–1234) и династии Юань (1271–1368) и (как стала яснее в последние годы) вплоть до ранней династии Мин (1368–1644). [1]

Некоторые товары предназначались для массового рынка, особенно сосуды для питья, но другие, похоже, были изготовлены для императорского двора и известны как «официальные товары Цзюнь»; они не упоминаются в современных документах, и их датировка остается несколько спорной. В основном это чаши для выращивания луковиц или цветочные горшки с соответствующими подставками, которые можно увидеть на многих картинах, изображающих сцены императорских дворцов. [2] Консенсус, который, по-видимому, складывается, во многом обусловленный интерпретацией раскопок на местах обжига, делит изделия Цзюнь на две группы: большую группу относительно популярных изделий, изготовленных в простых формах, от Северной Сун до (более низкого качества) Юань, и гораздо более редкая группа официальных изделий Цзюнь, изготовленная на одном месте (Джунтай) для императорских дворцов в периоды Юань и ранний Мин. [3] Эффект обоих типов во многом зависит от использования синего и фиолетового цвета глазури; последняя группа представляет собой прочные формы для использования с относительно низким статусом, например, для изготовления цветочных горшков и, возможно, плевательниц. [4]

В самых ярких и самобытных изделиях Jun используется глазурь от синего до фиолетового цвета, иногда с добавлением белого цвета, сделанная с добавлением соломенной золы в глазури . [5] Они часто показывают «всплески» фиолетового на синем, иногда кажутся случайными, хотя обычно они запланированы. Другая группа имеет «прожилки» фиолетового цвета на синем. [6] китайцы описывают полосы как «червячные следы». Это престижный керамогранит , которым в более поздние периоды пользовались большим уважением и которому часто подражали. Но цвета варьируются от светло-зеленовато-коричневого до зеленого, синего и фиолетового. Формы в основном простые, за исключением официальной продукции, а остальное украшение обычно ограничивается эффектами глазури. [7] Чаще всего «неофициальные» изделия изготавливаются методом литья, а официальные – лепятся.

По западной классификации это керамические изделия , а по китайской классификации - «обожженные» или фарфоровые (где класс керамических изделий обычно не признается). Как и еще более престижные изделия из Ру , их часто не обжигают при температуре обычного керамогранита, и корпус остается проницаемым для воды. [8] Они являются «близкими родственниками» более широкой группы северных селадонов или зелени. [9]

Чаша июня периода Юань
Керамическая чаша рассматривается прямо сверху. Многоцветная синяя глазурь имеет сумасшедший и крапчатый оттенок, более темная у края чаши и более светлая в центре. Сам ободок желтый. Смещенное от центра пятно фиолетового и красного цветов прерывает синюю отделку.
Вид сверху
Керамическая чаша рассматривается с одной стороны. Глазурь имеет сумасшедший и крапчатый оттенок, варьирующийся от желтого по краю чаши до синего внизу.
Вид сбоку

Дата начала выпуска Jun ware неизвестна; многие изделия датируются династией Сун главным образом из-за сходства их формы с формами других изделий Сун. В гробницах до сих пор не обнаружено никаких изделий Цзюнь, которые можно было бы точно датировать периодом Сун. [10] Два основных места с печами для производства посуды Цзюнь находятся недалеко от Ючжоу, провинции Хэнань и в уезде Линьру в провинции Хэнань , хотя, по крайней мере, в Юане, было много других, что объясняет множество различий между примерами. [11] Как и в случае с другими изделиями, раскопки на местах обжига в последние десятилетия показали, что на тех же местах изготавливались и другие типы керамики. имперская посуда Ру . Одним из июньских фабрик по производству посуды был Цинлянсы, где также производилась [12]

Китайский иероглиф Цзюнь стал включен в местные топонимы только в 1368 году. В письменных источниках от династий Сун до Юань нет упоминаний о печах для изготовления посуды Цзюнь. [13] Первое упоминание об этих изделиях принадлежит художнику Сун Сюю в 1504 году в его книге 《宋氏家規部》 Сун ши цзя гуйбу («Семейные обычаи Сун»). [14] Черная посуда с пятнами производилась в долине Сяобай во времена династии Тан и может считаться предшественником посуды Цзюнь. [15]

Вполне возможно, что ранние изделия очень светло-голубого цвета на самом деле представляют собой квазимифическую посуду Чай 10-го века, широко восхваляемую в ранних источниках, но от которой не сохранилось четких примеров, соответствующих ранним описаниям. [16]

Фиолетовый цвет, возможно, не появляется до начала 12 века, а затем стал контролироваться только в конце этого века. К концу 13 века по крайней мере одно произведение имело характер, сформированный брызгами. Это подголовник из Метрополитен-музея с надписью «подушка». [17]

Качество посуды снижается в период Цзинь, продолжаясь в период Юань. При династии Юань производство посуды Цзюнь распространилось на другие печи в провинциях Хэнань , Хэбэй и Шаньси . [18] хотя город Юйчжоу был основным районом производства посуды Цзюнь. Известны некоторые экземпляры прекрасного качества, часто намного большего размера, чем раньше. [19] Исследования мест обжига посуды Цзюнь начались в 1951 году под руководством Чэнь Ваньли из Дворцового музея. Впоследствии были обнаружены сотни печей. Крупный отчет появился в журнале Wenwu («Исторические реликвии») в 1964 году. [20] Именно раскопки в Джунтае в 1973–1974 годах выявили место, где был изготовлен официальный Джун; [21] предполагается, что все это было сделано там.

Характеристики

[ редактировать ]
Джун ваза

В состав июньской глазури входили сине-серые, небесно-голубые, лунно-белые, красные и фиолетовые, наиболее ценные имеют малиновые или фиолетовые вкрапления. Изменение температуры в печах меняло оттенки цвета — метод, известный как яобиан . [22]

Генеральная посуда июня

[ редактировать ]

Изготавливаются разнообразные простые формы, ассортимент которых в основном аналогичен ассортименту посуды Цичжоу, украшенной по-разному . Как и у товаров Цичжоу, стены здесь толстые и прочные. Большинство из них представляют собой натуральные чаши и блюда в форме колеса, а также небольшие вазы или графины для вина, в основном с узким горлышком, но встречаются и мейпины . Есть также коробки, банки, кувшины и другие формы. [23]

Подножка посуды более позднего периода обычно неглазурованная и коричневая; Края чаш также могут быть коричневыми или зеленоватыми, если глазурь тоньше. Примеры периода песни демонстрируют тщательную отделку глазурью внутри ножки. Естественно, формы Сун более четкие и тонкие, чем более поздние образцы Цзинь и Юань. Все виды покрыты густой глазурью, часто глазурь не доходит до подножия изделия. [24]

Цветочные («листистые») ободки, встречающиеся в официальном июне, возникли в некоторых произведениях песни и перекликались с современными стилями в обработке металла и лака . [25] В юане некоторым формам, таким как вазы и круглые курильницы, придаются ручки.

Вазы
Кубки

«Официальная» посуда Jun

[ редактировать ]
«Официальная» плевательница или цветочный горшок; Юань или Мин, см. текст.

Хотя авторы Сун не упоминают посуду Цзюнь на керамике (или в сохранившихся хрониках), по крайней мере, последний упомянутый выше класс, с «прожилками» фиолетового цвета на синем, по-видимому, был изготовлен для двора и известен как «официальный». ( гуань ) Цзюнь посуда. По словам Шелаг Вайнкер, кусочки с прожилками «все имеют форму, предназначенную для выращивания или демонстрации цветов». [26] хотя иногда предлагаются и другие функции, например, плевательница/цветочные горшки, щетка-мойка/подставка для цветочных горшков/кашпо для луковиц и так далее. Например, горшок, изображенный в Художественном музее Уолтерса , в Балтиморе описывается ими как « плевательница », но идентичная форма в коллекции Персиваля Дэвида описывается как «цветочный горшок» с надписью «6» внизу. . [27] Очень похожие горшки с растущими в них растениями изображены на портрете императора Мин. [28] Уолтеры осторожны в датировке, в то время как Британский музей датирует свое произведение 1403–1435 годами, то есть эпохой раннего Мин.

Размеры и форма отличаются от других групп: они обычно крупнее, тяжелее и имеют более сложную форму. [29] изготавливались в двойных (двухчастных) формах способом, очевидно изобретенным гончарами Цзюнь. [30] Многие края имеют неправильную форму и напоминают цветы. На основаниях многих частей также есть насечки с иероглифами фэн хуа , названием здания в главном дворце Сун в Кайфэне (по крайней мере, в одном случае это дополнение Цин). На основании других предметов есть цифры от одного до десяти. Они могут указывать стандартные размеры, чтобы помочь дворцу упорядочить, наиболее вероятное объяснение или элементы соответствующих наборов. Если цифры обозначают размеры, «1» — самый большой, а «10» — самый маленький». [31] Такие изделия иногда называют «нумерованной посудой июня». Есть также несколько простых форм столов, сделанных того же качества, но они никогда не нумеруются. [32]

Между азиатскими и западными учеными возникли разногласия в их датировке; китайцы, опираясь в основном на данные раскопок печи Цзюнтай, относят их к поздней Северной Сун, тогда как западные писатели относят их к Юань или раннему Мин. [33] Было много дискуссий по поводу единственной монеты, предположительно периода Сун, найденной в печи в Цзюнтае. , т. е. 1402–1435 гг.) поступали заказы на замену нового императорского дворца в Пекине По крайней мере, в эпоху ранней династии Мин (императоры Юнлэ и Сюаньдэ , и на многих частях указаны местоположения, вероятно, добавленные в 18 веке, и, конечно же, оставался во дворце до позднего Цин. [34] Цветочные горшки Цзюнь также можно увидеть на придворных картинах эпохи Мин. [35] Британский музей датирует официальные товары «примерно 1368–1435 годами нашей эры». [36]

Их осколки были раскопаны на месте печи в Цзюньтае, Исянь, [37] и в последнее время мнение сместилось в пользу более ранней датировки в эпоху Мин (как указано выше), а некоторые изделия были переназначены из имитаций «типа Цзюнь» в посуде Цзиндэчжэнь на саму Цзюнь. [38] Материал корпуса официальной посуды Jun сильно отличается от материала более ранних и более популярных изделий. [39]

Плоские, широкие формы (функции и даты согласно музеям-владельцам)

Технические аспекты глазури и обжига

[ редактировать ]
Блюдо с опалесцирующей синей и лавандовой глазурью, династия Цзинь (1115–1234 гг.)

Глазурь июньской посуды всегда густая и непрозрачная. Он часто очень тонкий или отсутствует по краю, но толстый у основания, где обычно остается небольшая часть непокрытой. И светло-голубой, и фиолетовый цвета впервые встречаются в китайской керамике в изделиях июня. Пурпурные области возникают в результате добавления раствора, содержащего медь, нанесенного на корпус между глазурованием и обжигом. [40] Некоторое количество синего или зеленого цвета возникает из-за оксида железа в глазури в сочетании с обжигом в восстановительной атмосфере . [41] При высокой температуре глазурь вызывает «самопроизвольное расслоение… на стекла с высоким содержанием диоксида кремния и известью», что за счет разделения фаз придает окончательный опалесцирующий вид: [42] «Крошечные шарики стекла с высоким содержанием извести рассеивают синий свет, создавая сильный голубоватый оттенок». [43] Тот факт, что частицы или неоднородности размером меньше длины волны света преимущественно рассеивают синий свет, известен как рэлеевское рассеяние . [44] Глазурь содержит большое количество крошечных пузырьков газов, образующихся в глазури во время обжига. Они, хотя и невидимы невооруженным глазом, способствуют визуальному эффекту произведений. [45] Во многих изделиях глазурь остается довольно шероховатой на ощупь. [46] хотя лучшие изделия избегают этого, возможно, за счет очень тонкого измельчения материала. [47] Нанесение более одного слоя глазури, по-видимому, было обычным явлением. [48]

Некоторые изделия, особенно самого высокого качества, похоже, были обожжены дважды: один раз перед глазурованием, а второй обжиг при более высокой температуре после глазурования. [49] Обжиг с нанесенной глазурью должен был достигать температуры около 1200 °C и медленно остывать, так что весь процесс обжига, вероятно, занимал несколько дней. [50] Детали помещались в отдельные мешки в печи. [51] Раскопки показали, что можно использовать как древесину, так и уголь (которые по-разному влияют на восстановительную атмосферу), возможно, при этом древесина используется для изготовления изделий самого высокого качества. [52]

Подражания и коллекционирование

[ редактировать ]

Посуда Цзюнь была одним из антикварных изделий, которые копировались на юге Китая в посуде Цзиндэчжэнь при династии Цин , в основном в 18 веке. [53] встречались имитации джунской глазури . В 19 веке в посуде Шиван , также на юге, [54] Современные репродукции с использованием скользящего литья по-прежнему производятся в родной провинции Хэнань, хотя «уровень потерь высок» и результаты менее успешны, чем у других современных китайских реплик. [55]

Хотя во времена династий Сун и Юань эти изделия, похоже, не имели очень высокого статуса, начиная с эпохи Мин они приобрели очень высокую репутацию среди коллекционеров. [56] Набор панно в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе демонстрирует престиж посуды Цзюнь среди китайских коллекционеров времен Цин. Осколки июньской посуды с фиолетовыми брызгами были заключены в рамы и смонтированы в набор из четырех изготовленных на заказ деревянных панелей XVIII или XIX века, которые видны через окна индивидуальной формы. [57]

Подлинная посуда Jun по-прежнему остается предметом коллекционирования и стоит дорого. На аукционе Christie's в Нью-Йорке в 2016 году [58] реализованная цена включала 52 500 долларов США за небольшую синюю миску, [59] 112 500 долларов США за синюю тарелку с фиолетовыми пятнами. [60] и 389 000 долларов США за официальную жардиньерку «Номер 3» в июне. [61]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Вайнкер, 104; Мин, 92–97.
  2. ^ Вайнкер, 102–104.
  3. ^ Медли, 118–122; Вайнкер, 102–104.
  4. ^ См. примечание к изображенной плевательнице или цветочному горшку.
  5. ^ Медли, 118
  6. ^ Вайнкер, 102
  7. ^ Вайнкер, 102
  8. ^ Медли, 118, 122.
  9. ^ Медли, 118
  10. ^ Ко
  11. ^ Вайнкер, 101–102; Медли, 118 лет; Роща
  12. ^ Роща
  13. ^ Вайнкер, 102; Сато
  14. ^ Подставка для цветочных горшков , PDF.97, Британский музей.
  15. ^ Шен
  16. ^ Роусон, 245; Гомпертц, 79–80 описывает упоминания о посуде Чай.
  17. ^ Медли, 119; Осборн, 185 лет.
  18. ^ Роща; Сато
  19. ^ Роща
  20. ^ Сато
  21. ^ Ко
  22. ^ Сато
  23. ^ Вайнкер, 102; Роща
  24. ^ Сато
  25. ^ Блюдо, PDF, A.5 , Британский музей.
  26. ^ Вайнкер, 102
  27. ^ PDF.36, Британский музей.
  28. ^ Мин, 97–98.
  29. ^ Вайнкер, 102
  30. ^ Медли, 118; Мин, 97 лет
  31. ^ Вайнкер, 102–104; Медли, 121
  32. ^ Блюдо, PDF.54 , Британский музей.
  33. ^ Вайнкер, 104; Мин, 92–97; Осборн, 185 лет; более подробную информацию см. в последнем разделе Коха.
  34. ^ Мин, 97 лет.
  35. ^ Мин, 97–98.
  36. ^ Блюдо, PDF.54 , Британский музей.
  37. ^ Вайнкер, 103; место: Цзюньтай, Юйсянь, провинция Хэнань, провинция Хэнань, Юйсянь, Цзюньтай, согласно Британскому музею.
  38. Сравните «комментарии куратора» к этому экспонату в Британском музее со ссылкой на: Ли Баопин, «Пронумерованные изделия июня: противоречия и открытия новых участков для обжига», в Трудах Восточного керамического общества , том. 71, 2006–2007, стр. 65–77.
  39. ^ Медли, 121–122.
  40. ^ Вайнкер, 102, 104.
  41. ^ Медли, 118–119.
  42. ^ Вайнкер, 104–105.
  43. ^ Роща
  44. ^ Чжиян, Ли и др. (2010) Китайская керамика, от периода палеолита до династии Цин. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон; Издательство на иностранных языках, Пекин. ISBN   978-0-300-11278-8 .
  45. ^ Медли, 119
  46. ^ Роусон, 245
  47. ^ Медли, 119
  48. ^ Осборн, 185
  49. ^ Медли, 118–119.
  50. ^ Вайнкер, 105; Гроув, который утверждает, что обжиг происходил «примерно до 1280–1300°C».
  51. ^ Вайнкер, 104
  52. ^ Осборн, 185
  53. ^ Роща
  54. ^ Имитация Шивана , Британский музей.
  55. ^ Роща
  56. ^ Вайнкер, 102
  57. ^ Деталь Уолтерса для одного из их набора из 4 штук.
  58. Christie's в Нью-Йорке, распродажа 13915 , «Классическая эпоха китайской керамики: Коллекция Линюшанрен, часть II», 15 сентября 2016 г., Нью-Йорк, Рокфеллер Плаза.
  59. ^ Лот 722
  60. ^ Лот 723
  61. ^ Лот 724
  • Гомпертц, GSt.GM, Китайские изделия из селадона , 1980 (2-е изд.), Faber & Faber, ISBN   0571180035
  • «Роща»: Oxford Art Online , «Китай, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие», разные авторы.
  • «Ко», Ко, Северная Каролина, Koh Antiques, Сингапур, « Посуда июня. Архивировано 16 февраля 2020 г. в Wayback Machine ».
  • Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN   071482593X
  • «Мин»: Клунас, Крейг и Харрисон-Холл, Джессика, Мин: 50 лет, которые изменили Китай , 2014, British Museum Press, ISBN   9780714124841
  • Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN   0198661134
  • Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN   9780714124469
  • Сато, Масахико, Китайская керамика , Уэтерхилл, Токио, 1981, стр. 117–119.
  • Шен, Роуцзян, Словарь китайского изящного искусства , Шанхай, стр. 287–288.
  • Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
  • Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN   9780870995149
[ редактировать ]

СМИ, связанные с посудой Jun, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6d187034ec13447ef8e3592d4a5c2329__1681278300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/29/6d187034ec13447ef8e3592d4a5c2329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jun ware - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)