Дукай

Дукай ( китайский : 斗彩 ; Уэйд-Джайлс : tou-ts'ai ) — техника росписи китайского фарфора , при которой части рисунка и некоторые контуры остального окрашиваются подглазурным синим цветом, а затем изделие покрывается глазурью . и уволен. Остальная часть рисунка затем покрывается надглазурными эмалями разных цветов, и изделие снова обжигается при более низкой температуре, примерно от 850°C до 900°C. [ 1 ]
Этот стиль зародился в 15 веке при династии Мин на императорских фабриках в Цзиндэчжэне , а его лучшие изделия производятся за несколько лет правления императора Чэнхуа , в основном небольшие изделия, такие как знаменитые куриные чашки . [ 2 ] Этот стиль был прекращен через несколько десятилетий, поскольку был разработан подходящий надглазурный синий цвет, но позже возродился при династии Цин . Его не следует путать со стилем уцай , который был родственной ранней техникой полихромной живописи. [ 3 ] Дукай можно перевести как «контрастные цвета». [ 4 ] «подходящие цвета», [ 5 ] «цвета, которые сочетаются друг с другом» [ 6 ] или «цвета ласточкиного хвоста». [ 7 ]

Эта техника была обусловлена ограничениями материалов, доступных в то время. Китайцы разработали фарфор, подвергнутый сильному обжигу , и нашли два цвета, которые давали хорошие результаты при окраске под глазурью, даже при обжиге при высоких температурах. Синий и белый фарфор производился в огромных количествах, и его хорошо понимали. Был также менее надежный красный цвет, полученный из меди. [ 8 ] Но другие цвета, известные китайцам, становились черными или коричневыми при температурах, необходимых для фарфора; действительно, у ряда сохранившихся экземпляров эмаль обесцвечилась, но не пострадала масса и подглазурный цвет после того, как они попали в один из многочисленных пожаров в китайских дворцах. [ 9 ] Кроме того, синий кобальт, используемый для синего и белого цветов, обесцвечивается, если его использовать поверх глазури, даже при более низких температурах. Гончары Цзиндженя в конечном итоге пришли к технике доукай , позволяющей преодолеть эти проблемы.
История
[ редактировать ]
Полихромная перегородчатая эмаль с использованием эмали на тонких металлических телах была представлена как «куртуазное изобретение начала пятнадцатого века, созданное исключительно для использования во дворцах и придворных храмах». [ 10 ] В нем, как правило, использовались фарфоровые формы, и имперские гончары, возможно, чувствовали необходимость конкурировать. До 1850 года суд заказал ряд двухцветных комбинаций на белом фоне. [ 11 ] Техника дукай , возможно, произошла от техники перегородчатой эмали. [ 12 ]
Техника доукай появилась во времена правления императора Сюаньдэ (1426–1435), от которого в печах Цзиндэчжэня было откопано блюдо с красной и зеленой эмалью. [ 13 ] Эта техника достигла своего первого и наилучшего расцвета в последние годы правления императора Чэнхуа , который правил с 1464 по 1487 год, но все изделия доукай датируются периодом между 1472 и 1487 годами и чрезвычайно редки. [ 14 ] Император, похоже, лично интересовался товарами, которые в основном были небольшими и удобно лежали в руке. Согласно традиции, его амбициозная наложница и бывшая няня -супруга Ван поощряла его в этом вкусе и, возможно, вдохновила его. Предметы, украшенные цыплятами, были символами плодородия и часто дарились на свадьбах, и, похоже, Ван любила делать императору ежедневный подарок, что в случае с « куриными чашками » могло отражать ее желание иметь детей. [ 15 ] Он также был набожным буддистом, и на некоторых предметах есть буддийские надписи и символы. [ 16 ]
После периода Чэнхуа качество императорского фарфора медленно снижалось до конца династии Мин, а когда качество возродилось при Цин, период Чэнхуа уже приобрел репутацию, которую он в значительной степени сохранил, как лучший период китайского фарфора. [ 17 ]

Кубки для вина Чэнхуа уже стоили очень дорого среди коллекционеров во времена правления императора Ваньли (1573–1619). [ 18 ] а в 18 веке существуют различные литературные упоминания о «куриных чашках» как о предметах большой ценности, в том числе эпизод из « Сна о Красной палате» Цао Сюэциня (ум. 1763), одного из четырех великих классических романов Китая. Император Цяньлун написал стихотворение о чашках. [ 19 ]

Определенное возрождение стиля произошло в период Ваньли, а более крупное - при императоре Юнчжэн (1723–1735) из династии Цин. [ 20 ] После этого время от времени производились изделия, в частности, чашки с курицей и чашки на ножке с виноградом - два самых популярных дизайна периода Чэнхуа. [ 21 ] Обнаружение и исследование археологом Лю Синьюанем ( 劉新園 ) и его командой кучи выброшенного разбитого фарфора периода Чэнхуа на территории императорской печи в Цзиндэчжэне «произвело революцию в знаниях ученых об образцах и формах доукай». [ 22 ]
В 2014 году «Куриная чашка Мэйинтанг», небольшая чашка для вина доукай шириной 8,2 см, достигла мирового рекорда для китайской керамики и была продана на аукционе Sotheby's в Гонконге за 281 240 000 гонконгских долларов (36,05 миллиона долларов США). [ 23 ] [ 24 ] купил Лю Ицянь . Более поздние экземпляры также могут стоить дорого. [ 25 ]
Характеристики
[ редактировать ]Редкие изделия Chenghua небольшие, но очень высокого качества. Это тонкостенный фарфор стандартного фарфора Цзиндэчжэнь того времени. Оформление сдержанное, относительно большие части поверхностей оставлены белым фоном; часто чаши украшают только снаружи. Цвета изделий Чэнхуа: подглазурный синий, надглазурный красный, зеленый, желтый и баклажановый (баклажанный) пурпурно-коричневый. Последний является прозрачным и может использоваться поверх других цветов, требуя еще одного обжига. [ 26 ] Большинство изделий имеют шестизначный знак правления , а в более поздние периоды знак Чэнхуа стал «наиболее широко имитируемым из всех знаков». [ 27 ]

Маленькие «куриные чашки», обычно шириной около 8 см и высотой 4 см, часто имитировались в более поздние периоды. Тема была вдохновлена картинами. В примерах Чэнхуа использовались последовательные слои эмали для передачи текстуры и оттенка; путем имитации XVIII века этого можно было добиться в один слой. [ 28 ] Изделия дукай XVIII века и позже представляют собой либо имитацию небольших изделий Чэнхуа, либо гораздо более крупные формы, типичные для современных изделий, где дукай был принят в качестве техники в основном как дань прошлому. [ 29 ]
Обычное отличие техники укай , которая также сочетает подглазурную синюю эмаль с надглазурной эмалью других цветов, заключается в том, что в доукай весь рисунок окрашивается или обводится синим цветом, даже если части покрыты эмалью и невидимы в готовом изделии. . [ 30 ] Однако это относится не ко всем произведениям, отнесенным к категории дукай , особенно начиная с 18 века. Фрагменты неполных экземпляров, выполненных только синим цветом, были раскопаны в отвалах печи. [ 31 ] В вукай синий цвет присутствует только в некоторых частях рисунка, они охватывают более широкие области и часто довольно свободно окрашены. [ 32 ]
-
Ваза с изображением сосны, бамбука, сливы, камелии и правления дракона Юнчжэна , 1723–1735 гг.
-
Крытая чаша с драконами в даосском Восточном океане, правление Юнчжэна
-
Одно из пары больших блюд с изображением дракона и феникса, период Юнчжэн, 1723–1735 гг.
-
Нижняя сторона последнего периода Юнчжэн, 1723–1735 гг.
-
Блюдо, правление Юнчжэна, 1723–1735 гг.
-
Крытая шкатулка с цветами, император Цяньлун , 1735–1796 гг.
-
Банка Уцай с восемью бессмертными , правление Ваньли , 1573–1620 гг.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Медли, 204; Пирсон, 14–15 лет.
- ^ Сотбис; Роусон, 361 год
- ^ Пирсон, 14–15; Медли, 204–207.
- ^ Гроув, Ниллсон
- ^ Валенштейн, 190
- ^ Ниллсон
- ^ Медли, 204
- ^ Вайнкер, 180–181, 184–185, 187–188.
- ^ Кристи
- ^ Клунас и Харрисон-Холл, 82–86, 97, 86, цитирование.
- ↑ Клунас и Харрисон-Холл, 88 лет.
- ^ Роусон, 190
- ^ Вайнкер, 190
- ^ Вайнкер, 191–192; Сотбис
- ^ Антиквариат Черри-Хилл , с историей из китайской традиции; Сотбис; Валенштейн, 172–174; Ниллсон
- ^ Вайнкер, 192
- ^ Валенштейн, 170; Вайнкер, 191–192; Сотбис
- ^ Вайнкер, 193
- ^ Сотбис
- ^ Медли, 241–242.
- ^ Роусон, 361; Британский музей , PDF , A.779, Чашка на ножке Чэнхуа с виноградом (развернуть вторую примечание куратора)
- ^ Британский музей, PDF, A.780 , разверните нижнюю примечание куратора.
- ^ Сотбис
- ^ Еще одна куриная чашка в Метрополитен-музее.
- ^ Еще одна распродажа Sotheby's , 2014 г., см. лоты 104–106.
- ^ Вайнкер, 190; Сотбис; Роща
- ↑ Вайнкер, 191.
- ^ Сотбис; Пример Британского музея в Чэнхуа , PDF, A.748; Пример Цяньлуна из Британского музея , PDF, A.714 – см. примечания куратора внизу.
- ^ «Деликатесность и блеск, китайский фарфор Дукай» , блог Туви, май 2013 г.
- ^ Гроув Вандельштейн, 175 ; лет
- ^ Сотбис
- ^ Медли, 205–207.
Ссылки
[ редактировать ]
- «Christie's»: Распродажа 2861, «Императорская распродажа», лот 3582 , 1 июня 2011 г., «Важная и очень редкая чашка-дукай эпохи династии Мин».
- Клунас, Крейг и Харрисон-Холл, Джессика, Мин: 50 лет, которые изменили Китай , 2014, British Museum Press, ISBN 9780714124841
- «Роща», Медли, Маргарет, Oxford Art Online , раздел «Мин; фарфор Цзиндэчжэнь, Полихом» в «Китае, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие»
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
- Ниллсон, Ян-Эрик, «Украшения из китайского фарфора Дукай» , в словаре китайского фарфора , Gotheborg.com
- Пирсон, Стейси, От объекта к концепции: глобальное потребление и трансформация фарфора Мин , 2013, Hong Kong University Press, ISBN 9888139835 , 9789888139835, книги Google
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- «Sotheby's»: «Meiyintang Chicken Cup» , Sotheby's Гонконг, продажа HK0545, лот: 1, 8 апреля 2014 г.
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780870995149 (полностью онлайн)