Лунцюань селадон
Лунцюань селадон | |||
---|---|---|---|
Традиционный китайский | Лунцюань селадон | ||
Упрощенный китайский | Лунцюань селадон | ||
|
Селадон Лунцюань (龙泉青瓷, лунг-тш'ван ) — это разновидность китайской керамики с зеленой глазурью , известная на Западе как селадон или зеленая посуда, производившаяся примерно с 950 по 1550 год. Печи для обжига были в основном в Лишуй префектуре на юго-западе провинции Чжэцзян в юг Китая и север провинции Фуцзянь . Всего было обнаружено около 500 печей. [2] что делает район производства селадона Лунцюань одним из крупнейших исторических районов производства керамики в Китае. В знак признания этого разнообразия все чаще предпочитают термин «тип Лунцюань», или просто «южный селадон». [3] поскольку на севере Китая также было большое количество печей для производства посуды Яочжоу или других изделий из северного селадона . Они во многом похожи, но имеют существенные отличия от селадона типа Лунцюань, причем их производство росло и снижалось несколько раньше. [4]
Производство селадона имело долгую историю в Лунцюане только в период Северной Сун и связанных с ним местах, но крупномасштабное производство началось переезда столицы в Ханчжоу (960–1127 гг.), а после начала , недалеко от Лунцюаня, Южная Сун (1127–1279), вероятно, сыграла важную роль в значительном расширении как качества, так и производства. Оба продолжали оставаться на высоком уровне в периоды Юань (1271–1368) и в начале периода Мин (1368–1644). Селадоны Лунцюань были важной частью экспортной экономики Китая на протяжении более пятисот лет, и им широко подражали в других странах, особенно в Корее и Японии . Их упадок наступил после того, как на рынках их вытеснил бело-голубой фарфор из Цзиндэчжэня .
В традиционных западных терминах большинство селадонов строго считаются керамическими изделиями , поскольку тело из обожженной глины обычно не является ни белым, ни полупрозрачным. [5] В традиционной китайской классификации, которая делит керамику с низким обжигом на глиняную посуду с высоким обжигом и фарфор , они считаются фарфором. Для описания изделий могут использоваться компромиссные термины, такие как «керамогранит». [6] а некоторые западные писатели считают, что эти изделия следует «расценивать как фарфор». [7]
Селадоны Лунцюань были одними из лучших изделий из селадона, производимых в Китае, и привели к стилистическим и техническим разработкам. Селадоны производились в различных цветовых оттенках, от оливково-зеленого до зеленовато-синего (считающегося желательным, но менее распространенным) и коричневого. Все эти цвета происходят от глазури; тело внизу иногда оставляют частично неглазурованным как часть украшения, когда оно приобретает терракотово- коричневый цвет. Изделия почти никогда не красятся; Украшение происходит от формы сосуда и резных или вырезанных рисунков на корпусе. Первоначально формы были в основном простыми, что позволяло цвету глазури создавать основной эффект изделия, но в более поздние периоды рельефное украшение было обычным явлением.
Технические аспекты и оформление
[ редактировать ]Тело селадона Лунцюань, как видно по фрагментам под глазурью, варьируется от «тяжелого, компактного серого керамогранита до почти белого фарфорового материала», но при обжиге на поверхности оно превращается в типичный терракотовый красновато-коричневый цвет, видимый у неглазурованного основания. из множества деталей, а также когда рельефный декор остается неглазурованным (см. ниже и иллюстрацию). Это отличает Лунцюань от северных селадонов. Однако это может быть не так с изделиями, изготовленными из самого беловатого фарфорового материала, где обожженное тело также может «быть полупрозрачным, если оно достаточно тонкое». [8] В западных источниках отдельные изделия обычно относят к керамике, но некоторые можно назвать фарфором; [9] В материалах, переведенных с китайского, все, скорее всего, описывается как «фарфор». [10]
Тело обычно бросали на гончарный круг , а большие вазы часто бросали по частям и склеивали вместе. Использовались шаблоны, а иногда и формы, в том числе двухчастные, и формы с украшением. Рельефные части неглазурованного печенья получались либо путем нанесения рельефов на глазурованную область перед обжигом, когда поверхность была плоской в печи, либо путем добавления резиста из воска или жира перед глазурованием, когда были украшены стороны вазы. [11]
Цвета глазури варьируются в широком диапазоне от серовато-голубовато-зеленого, а также желтовато-коричневого. [12] Цвет происходит от оксида железа, обожженного в восстановительной атмосфере , и цвет меняется в зависимости от температуры, силы и времени восстановления. Селадон Лунцюань обжигали в длинных печах-драконах , кирпичных туннелях, поднимающихся вверх по склону, с рядом камер, и наилучшие результаты давались в горшках на самых верхних стадиях, которые нагревались медленнее и равномернее. Всегда использовались саггары , а более длинные печи с двенадцатью камерами могли одновременно обжигать до 25 000 изделий. Температура обжига, вероятно, составляла от 1180 до 1280 °C, при этом диапазон более 1250 °C давал лучшие зеленые или синие цвета. [13] По крайней мере, в некоторых случаях использовались слои глазури, а также несколько обжигов для достижения более глубокого эффекта глазури. [14]
Глазурь становится непрозрачной из-за присутствия растительной золы и крошечных пузырьков газа, которые создают блестящий эффект. При более белом корпусе кусочки глины могут быть полупрозрачными. [15] Ярко выраженный красноватый цвет неглазурованных участков возникает по окончании обжига, так как нагретая глина соприкасается со свежим воздухом, подаваемым в печь, и присутствующее железо превращается в оксид железа . [16] Многие изделия имеют трещины или потрескивания на глазури, но гораздо меньше, чем в близкородственной посуде Гуань . Техника, иногда встречавшаяся примерно до 1400 года, заключалась в добавлении пятен или брызг смеси, богатой оксидом железа, с видимостью случайности; они горели темно-коричневым цветом. [17]
И китайская, и японская традиции разработали ряд терминов для описания цвета и качества глазури; некоторые из японских имеют то преимущество, что привязаны к конкретным произведениям Японии. Термин кинута (砧青瓷), означающий «молоток», вероятно, в честь конкретной вазы с молотком, представляет собой наиболее популярный сине-зеленый цвет периода Сун и часто используется в английском языке, в то время как тенрюдзи имеет «слабый желтовато-зеленый оттенок». ", и происходит от Юаня и Мина . Тип шикикан - из среднего Мин, после того как глазурь стала более прозрачной. [18] Как и в случае с другими селадонами, для китайцев сходство цвета с нефритом , всегда самым престижным материалом в китайском искусстве , было важным фактором их привлекательности, и гончары пытались его повысить. [19]
Большинство форм просты, но очень элегантны. Начиная с юаня, размер и украшение более крупных предметов увеличиваются, а к 14 веку стали изготавливать очень большие вазы и винные кувшины с крышками. Ваза «молоток» пользовалась особым фаворитом в Лунцюане, часто с ручками в виде животных или драконов. [20] В погребальных вазах, выполненных парами, также часто изображены очаровательно стилизованные животные, обычно тигры и драконы, обвивающие плечи сосуда. Они использовались в погребальных обычаях Южного Китая для хранения провизии для загробной жизни. [21] Еще одним отличительным стилем Лунцюань было блюдо с двумя или более рыбами в барельефе, плавающими в центре, либо в бисквите, либо в глазури; иногда в них просверлены отверстия для металлических ручек, как упоминается в источнике конца 14 века. [22]
В целом, украшения Лунцюань имеют тенденцию выступать за пределы тела, и эффекты, которые Северный Селадон получает от скопления глазури на неглубокой резьбе на корпусе, менее распространены. Более ранние изделия довольствовались тонкими эффектами глазури, часто подчеркиваемыми за счет утончения глазури по небольшим выступам или ребрам. [23] в то время как более поздние изделия имеют более сложные цветочные завитки или рельефные изображения животных. [24] До эпохи Юаня религиозные статуэтки и святыни были редкостью и никогда не составляли значительной части производства; как и в Цинбае , здесь иногда смешивают бисквит для тела или фигуры с глазурованным фоном. [25]
- Ваза с железным точечным декором, Юань
- Ваза «Маллет» со стилизованными ручками под животных, Южная Сун, XII век.
- Пара погребальных ваз с крышками и животными; Слева тигр гонится за собакой, справа дракон гонится за жемчужиной, Южная песня
- блюдо с рыбой веточками в бисквите и эффектами глазури, собранной в резном декоре, Юань, 14 век.
- Блюдо с драконом в центре
Рынки и позднее коллекционирование
[ редактировать ]В отличие от северного селадона, посуда Лунцюань, похоже, не использовалась императорским двором при Сун. [26] хотя печи Лунцюань использовались для изготовления «официальной» посуды Гуань, видимо, когда печи Гуань не справлялись с заказами. [27] Важным рынком, по-видимому, был класс литераторов или ученых-джентльменов . Помимо изделий бытового назначения, они использовались на алтарях, а иногда и в погребениях. Многие формы, особенно в ранний период, были основаны на древних ритуальных бронзовых формах, которые считались соответствующими религиозным функциям, хотя им не хватало сложного поверхностного оформления бронзовых оригиналов. Их также экспортировали в больших количествах, и, по крайней мере, в странах Юго-Восточной Азии, таких как Япония и Корея, эти ассоциации также могли быть оценены по достоинству местными литераторами и даже духовенством, поскольку многие из лучших сохранившихся произведений искусства находятся в храмах. [28]
Япония была крупным и активным импортёром, а на пляже в Камакуре , столице в разгар производства Лунцюань, было около 50 000 осколков Лунцюань , которые, как полагают, были разбитыми кусками, брошенными в конце путешествия из Китая. Вскоре Япония начала имитировать изделия Лунцюань и продолжает это делать, как в серийных, так и в студийных керамических версиях. [29]
Большие количества были также экспортированы на запад, в исламский мир, и одна из самых важных коллекций сегодня — это 1300 сохранившихся экспонатов из коллекции османских императоров , большая часть которых сейчас находится во дворце Топкапы в Стамбуле . [30] Их ценность увеличивалась благодаря вере на Ближнем Востоке и в Европе, что кусочки сломаются или изменят цвет, если на них поместить яд. [31] Фрагменты также были найдены вдоль побережья Восточной Африки, вплоть до Кении и Танзании . [32]
Очень немногие экземпляры попали в Европу в результате торговых или дипломатических подарков из исламских стран, и иногда им давали сложные металлические крепления, превращая их в кубки. [33] Только три сохранившихся китайских керамических изделия могут быть задокументированы как доставленные в Европу до 1500 года. Из них самой ранней является ваза Фонтхилл (ныне Дублин), изготовленная из фарфора Цинбай , а два других - из селадона Лунцюань. [34] В 1487 году Лоренцо Медичи получил блюдо Лунцюань от Кайтбая , мамлюкского султана Египта . Чаша Каценельнбоген была куплена немецким паломником-аристократом в Святой Земле в 1433/34 году, который по возвращении подарил ей крышку и оправы из позолоченного серебра (ныне Кассель ). [35] Чаша Лунцюань Уорхема, традиционно подаренная Новому колледжу в Оксфорде архиепископом Уильямом Уорхэмом , Кентерберийским , в 1532 году (ныне переданная в аренду Эшмоловскому музею ), возможно, немного позже, примерно в 1500 году, когда-то в Англии ей подарили сложные золотые крепления. . [36]
История
[ редактировать ]В период Северной Сун одна только печь Даяо (大窯) недалеко от города Лунцюань производила изделия в двадцати трех отдельных печах; Поскольку Цзиньцунь находится неподалеку, это, по-видимому, были крупнейшие печные комплексы, из которых производились лучшие товары. [37] Эпоха наибольшего производства керамики наступила только в эпоху Южной Сун (1127–1279), а затем продолжилась в периоды Юань (1271–1368) и Мин (1368–1644).
Ключевым событием в подъеме селадона Лунцюань стало бегство оставшихся дворов Северной Сун на юг после того, как они потеряли контроль над севером в катастрофических войнах Цзинь-Сун в 1120-х годах . Новый суд Южной Сун располагался в Ханчжоу , недалеко от Лунцюаня. [38] Печи для обжига северного селадона пришли в упадок, поскольку Лунцюань значительно расширил производство. [39] Изделия Лунцюань не происходили из одной из пяти великих печей, позже сгруппированных китайскими знатоками, и редко упоминаются в ранних трудах на эту тему, хотя во времена династии Цин делались тщательные имитации.
История, повторяющаяся во многих источниках, начиная с эпохи Юань, с неясным значением, рассказывает о двух братьях по имени Чжан, обоих гончарах Лунцюань, возможно, из Южной Сун, хотя это неясно. Старший брат разработал совершенно особенный тип посуды; Справедливо или нет, но более поздние источники говорят, что он отличался потрескавшейся глазурью, и предполагается, что посуда Ge (что означает «посуда старшего брата») относится к этому типу. Младший брат также разработал прекрасный стиль гончарного дела, который часто считается самой качественной посудой раннего Лунцюаня. [40]
Период Южной Сун отличался высочайшим качеством и большим выбором цветов, а также значительным расширением производства. Подсчет количества запусков новых печей, проведенный китайским археологом в 1988 году, дал 39 из Северной Сун, 61 из Южной Сун и более 70 из Юаней. Процентные показатели для тех, кто все еще производил печь в 20 веке, составляли 23%, <10% и <5%, что указывает на пузырь перепроизводства, из-за которого выжили только самые сильные печи. [41]
Качество снизилось в течение 14 века, хотя первоначально производство и экспорт продолжали расти. К середине века цзиндэчжэньская посуда изготавливалась из бело-голубого фарфора , и эта эффектная новая посуда постепенно заменила селадон Лунцюань на многих рынках. Наводнения и войны, кажется, привели к внезапному прекращению работы некоторых печей; некоторые раскопанные печи лежат глубоко под почвой, образовавшейся во время наводнения. Однако даже у массивных селадонов в горшках периода Мин были свои подражатели в Цзиндэчжэне и Японии. побережья было найдено затонувшее торговое судно В 1976 году в округе Синан у корейского , груз которого включал более 9600 штук селадона периода Юань , правда, не самого высокого качества. Вероятно, они направлялись в Японию; была единственная религиозная статуэтка. [42] Затонул в 1323 году. [43] находки показали, что типы Сун продолжали производиться позже, чем предполагалось. [44]
Селадон Лунцюань пережил последний период высоких достижений при ранней династии Мин , когда это была официальная печь, которой управлял двор и для него. Цветочные декоративные узоры были очень похожи на те, что были в современном Цзиндэчжэне, сине-белые, а также на придворные лаковые изделия , что позволяет предположить, что книги с выкройками доставлялись из центра придворными художниками. Фигуры включали в себя большие плоские блюда, которые было очень трудно обжечь. Примерно к середине 15 века суд прекратил свои постановления, и обжиг возобновился. [45] К концу эпохи Мин сохранилось лишь несколько печей, и в основном из них производились утилитарные изделия, такие как плитка и горшки для воды, что и происходит в этом районе до сих пор. [46]
С двадцатого века местные и иностранные энтузиасты и ученые посещали места обжига и проводили там раскопки. Среди современных китайских ученых основные места обжига были впервые систематически исследованы Чэнь Ваньли в 1928 и 1934 годах, после того как с 1916 года эти места раскапывали спекулянты и торговцы произведениями искусства. [47]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Страница Британского музея
- ^ Крал и Харрисон-Холл, 13; Гомпертц, 158, имеет «более 200 участков с печами», что показывает темпы китайской археологии за последние десятилетия и, возможно, учитывает группы, а не отдельные печи; Медли, 147 лет, на своих местах
- ^ Медли, 146
- ^ Медли, 115-118; Гомпертц, 159, 98–125; по какой-то причине одно обычно пишется с заглавной буквы, а другое нет.
- ^ Медли, 147
- ^ Гомпертц, цитирование 22; Медли, 146 описывает их как «керамические и фарфоровые изделия».
- ^ Вайнкер, 108 (цитата); Клунас, 284–285 называет селадон фарфором, но не всегда.
- ^ Медли, 147; Гроув: «Тело селадона Longquan представляет собой светло-серую керамику, иногда достигающую качества чистого белого фарфора».
- ^ Сравните текст и подписи в Clunas 284-285, рис. 250 называется «керамогранит», рис. 251 (чаша Katzenelnbogen) «фарфор». Оба цвета селадона Лунцюань 1400–1450 годов.
- ^ Например, Фанг, Лили, Китайская керамика , 45-47, 2011, Cambridge University Press, ISBN 052118648X , 9780521186483, книги Google
- ^ Медли, 148-152.
- ^ Валенштейн, 101-102.
- ^ Медли, 147-148.
- ^ Валенштейн, 99-100.
- ^ Медли, 147-148.
- ^ Гомпертц, 164
- ^ Медли, 152
- ^ Гомпертц, 149-150.
- ^ Медли, 150
- ^ Гомпертц, 156, 162; Роща
- ^ Гомпертц, 156; Британский музей говорит о паре, изображенной ниже : «Эти погребальные урны украшены двумя «животными четырех направлений», называемыми по-китайски «силинг 四靈». Белый Тигр Запада преследует собаку, а Зеленый Дракон Восток гонится за пылающей жемчужиной. Птицы на обложках могут отсылать к Красной Птице Юга, но символа севера — черепахи со змеей — нет. В Китае художники украшали ими гробы и гробницы; существа из династии Хань (206 г. до н. э. – 220 г. н. э.) и позднее. В этих кувшинах хранились запасы для загробной жизни, такие как зерно, и они являются частью местной практики захоронения на юге».
- ^ Медли, 148; Гомпертц, 164–167.
- ^ Гомпертц, 164
- ^ Медли, 150-151.
- ^ Пример Британского музея , 1991,0304.3; В Клунасе, 212 находится эта святыня с позолоченными фигурами .
- ^ Vainker, 110-111, хотя см. Valenstein, 99 и Clunas, 97, 100, 229, где, как говорят, покровительство суда закончилось с правлением императора Сюандэ (ум. 1435); Крал и Харрисон-Холл, 44 года, говорят (о Южной Сун): «Печи Лунцюань были неофициальными печами, рабочие которых, тем не менее, изготавливали керамику для императорского дома…», повторено Британским музеем.
- ^ Гомпертц, 173; Вайнкер, 110-111; Роусон, 250 лет
- ^ Вайнкер, 110-112; Гомпертц, 148, 171; Роусон, 250 лет
- ^ Гомпертц, 170-171.
- ^ Гомперц, 26 лет.
- ^ Гомперц, 26 лет.
- ^ Гомпертц, 147
- ^ Массинг, 132; Гомпертц, 26
- ^ Массинг, 131-132.
- ^ Массинг, 132; Клунас, 285
- ^ Warham Bowl, Ашмолан ; Гомпертц, 26
- ^ Валенштейн, 99; Вайнкер, 108-109
- ^ Роусон, 84; Вайнкер, 105 лет; Роща; Гомпертц, 156
- ^ Гомпертц, 125
- ^ Гомпертц, 155-158; Вайнкера, 108
- ^ Дэн, 61–62.
- ^ Британский музей
- ^ Роусон, 274
- ^ Гомпертц, 201; Ынён Эо (14 апреля 2007 г.). Селадон Ёнчхон на борту китайского корабля с сокровищами (на корейском языке). Ежедневные новости ИнтернетаХанкук . Проверено 22 марта 2008 г.
- ^ Клунас и Харрисон-Холл, 97, 100.
- ^ Гомпетц, 188-194.
- ^ Гомпертц, 157-158.
Ссылки
[ редактировать ]- Клунас, Крейг и Харрисон-Холл, Джессика, Мин: 50 лет, которые изменили Китай , 2014, British Museum Press, ISBN 9780714124841
- Дэн, Гэри, Морской сектор, институты и морская мощь досовременного Китая , 1999, Greenwood Publishing Group, ISBN 0313307121 , 9780313307126
- Гомпертц, G.St.GM, Китайские изделия из селадона , 1980 (2-е изд.), Faber & Faber, ISBN 0571180035
- «Роща»: Oxford Art Online , «Китай, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие», разные авторы.
- Крал, Регина и Харрисон-Холл, Джессика, Китайская керамика: основные моменты коллекции сэра Персиваля Дэвида , 2009, Британский музей, ISBN 0714124540 , 9780714124544
- Массинг, Жан Мишель, в Левинсоне, Джей А. (редактор), Около 1492 года: Искусство в эпоху исследований , 1991, Йельский университет / Национальная художественная галерея, ISBN 0300051670 , книги Google
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780870995149 (полностью онлайн)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Регина Краль и др., Китайская керамика в музее Топкапы Сарай , Стамбул, 3 тома, Лондон, 1986 г.
28 ° 04'30 "N 119 ° 07'15" E / 28,07500 ° N 119,12083 ° E