Jump to content

Культура династии Сун

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Чиновники династии Сун слушают Гуциня .
Картина с изображением людей, катающихся на лодках по озеру. В центре озера находится небольшой остров, соединенный с материком арочным мостом. Все озеро окружено невысокой стеной.
«Игры в бассейне Цзиньмин» , картина Чжан Цзэдуаня, изображающая императорские сады Кайфэна , Северная Сун.

Династия Сун (960–1279 гг. н. э.) была эпохой культурно богатой и сложной эпохи для Китая . Он увидел большие успехи в изобразительном искусстве, музыке, литературе и философии. Чиновники правящей бюрократии, прошедшие строгую и тщательную проверку, достигли новых высот образования в китайском обществе, а общая китайская культура развивалась за счет широкого распространения книгопечатания, роста грамотности и различных искусств.

Понимание искусства среди дворянства процветало во времена династии Сун, особенно в отношении картин, которым занимались многие. Тенденции в стилях живописи среди дворян заметно сместились от периодов Северной (960–1127) к периодам Южной Сун (1127–1279), отчасти под влиянием постепенного принятия неоконфуцианской политической идеологии при дворе.

Жители городских районов наслаждались театральными постановками на сцене , ресторанами, предлагающими разнообразные блюда региональной кухни, роскошной одеждой, продаваемой на рынках, в то время как как городские, так и сельские жители участвовали в сезонных гуляниях и религиозных праздниках .

Изобразительное искусство

[ редактировать ]
Небольшой отрывок из «Тысяча ли рек и гор» . книги Ван Симэна
Выцветшая картина с тремя людьми на двух лошадях. Ближайшая лошадь вороная, и на ней сидит человек лицом к дальней лошади. Дальняя лошадь белая, на ней сидит женщина с маленьким ребенком на руках.
Анонимное изображение Цай Вэньцзи и ее мужа -хунну (Цзуосяньван), датируемое Южной Сун.

Китайская живопись времен династии Сун достигла нового уровня совершенства с дальнейшим развитием пейзажной живописи . Живопись в стиле шань-шуй («шань» означает гора и «шуй» означает река) стала заметной чертой китайского ландшафтного искусства. Акцент, сделанный на пейзажной живописи в период Сун, был основан на китайской философии ; Даосизм подчеркивал, что люди — всего лишь крошечные точки среди огромного и великого космоса, в то время как писатели -неоконфуцианцы часто стремились к открытию закономерностей и принципов, которые, по их мнению, вызывали все социальные и природные явления. [1] изготовление глазурованных и полупрозрачных фарфоровых и селадоновых изделий со сложным использованием эмалей В период Сун также получило дальнейшее развитие . Изделия из селадона Лунцюань были особенно популярны в период Сун. Черно-красные лаковые изделия периода Сун представляли собой красиво вырезанные произведения искусства с миниатюрными сценами природы, пейзажами или простыми декоративными мотивами . Однако, хотя сложное бронзовое литье, керамика и лаковые изделия, резьба по нефриту, скульптура, архитектура и рисование портретов и предметов, рассматриваемых с близкого расстояния, таких как птицы на ветвях, пользовались большим уважением у китайцев Сун, пейзажная живопись имела первостепенное значение. [2] К началу династии Сун особый ландшафтный стиль . возник [3] Художники освоили формулу создания сложных и реалистичных сцен, помещенных на передний план, сохраняющих при этом качество огромного и бесконечного пространства на заднем плане. Далекие горные вершины поднимаются из высоких облаков и тумана, а текущие реки бегут издалека на передний план. [4]

Кувшин без ручки, с небольшим дном, широкой серединой и очень маленьким отверстием вверху. Кувшин выполнен из белого фарфора с коричневым изображением листьев или виноградной лозы, охватывающим весь кувшин.
бутылка Сун -Дин Фарфоровая , 11 век.

Между периодом Северной Сун (960–1127) и периодом Южной Сун (1127–1279) существовала значительная разница в тенденциях живописи. На картины чиновников Северной Сун повлияли их политические идеалы наведения порядка в мире и решения крупнейших проблем, затрагивающих все их общество, поэтому на их картинах часто изображались огромные, обширные пейзажи. [5] С другой стороны, чиновники Южной Сун были больше заинтересованы в реформировании общества снизу вверх и в гораздо меньших масштабах, и этот метод, по их мнению, имел больше шансов на конечный успех. [5] Следовательно, их картины часто фокусировались на меньших, визуально более близких и более интимных сценах, в то время как фон часто изображался лишенным деталей, как сфера, не имеющая содержания или интереса для художника или зрителя. [5] Это изменение отношения от одной эпохи к другой во многом объяснялось растущим влиянием неоконфуцианской философии. Приверженцы неоконфуцианства сосредоточили свое внимание на реформировании общества снизу вверх, а не сверху вниз, что можно увидеть в их усилиях по продвижению небольших частных академий во время Южной Сун вместо крупных государственных академий, как в эпоху Северной Сун. [6]

Зеленый кувшин, маленький внизу, широкий посередине и имеющий высокое узкое отверстие вверху. Кувшин имеет ручку с одной стороны и резную голову птицы с другой стороны, бот прикреплен к верхней части кувшина. На корпусе кувшина вырезан узор в виде цветка или листа.
Ваза с носиком в форме головы феникса , серый песчаник с покрытием цвета селадона, X век.

Со времен Южной и Северной династий (420–589 гг.) живопись стала искусством высокой сложности, которое ассоциировалось с классом дворянства как одно из их основных художественных занятий, наряду с каллиграфией и поэзией. [7] Во времена династии Сун были заядлые коллекционеры произведений искусства, которые часто собирались группами, чтобы обсудить свои картины, а также оценить картины своих коллег и друзей. Поэт и государственный деятель Су Ши (1037–1101) и его сообщник Ми Фу (1051–1107) часто принимали участие в этих делах, одалживая произведения искусства для изучения и копирования, а если они действительно восхищались произведением, то часто предлагался обмен. [8] Небольшие круглые картины, популярные в Южной Сун, часто собирали в альбомы, поскольку поэты писали вдоль них стихи, соответствующие теме и настроению картины. [5]

Хотя они были заядлыми коллекционерами произведений искусства, некоторые ученые Сун неохотно ценили произведения искусства, заказанные этими художниками, которые можно было найти в магазинах или на обычных рынках, а некоторые ученые даже критиковали художников из известных школ и академий. Энтони Дж. Барбьери-Лоу, профессор ранней китайской истории в Калифорнийском университете в Санта-Барбаре , отмечает, что понимание учеными Сун искусства, созданного их коллегами, не распространялось на тех, кто зарабатывал на жизнь просто как профессиональные художники: [9]

Во время Северной Сун (960–1126 гг. Н. Э.) возник новый класс ученых-художников, которые не обладали ни навыками обманки художников академии, ни даже мастерством обычных рыночных художников. Живопись литераторов была более простой и порой совершенно необразованной, однако они критиковали эти две другие группы как простых профессионалов, поскольку они полагались на оплачиваемые комиссионные в качестве источника средств к существованию, а не рисовали просто для удовольствия или самовыражения. Ученые-художники считали, что художники, концентрирующиеся на реалистических изображениях, использующие красочную палитру или, что хуже всего, принимающие за свою работу денежную плату, ничем не лучше мясников или ремесленников на рынке. Их нельзя было считать настоящими художниками. [9]

Однако в период Сун было много известных придворных художников, и они пользовались большим уважением со стороны императоров и королевской семьи . Одним из величайших художников-пейзажистов, получивших покровительство двора Сун, был Чжан Цзэдуань (1085–1145), написавший оригинальный свиток «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» , один из самых известных шедевров китайского изобразительного искусства. Император Гаозун Сун (1127–1162) однажды заказал художественный проект многочисленных картин для « Восемнадцати песен кочевой флейты» , основанных на поэтессе Цай Вэньцзи (177–250 гг. н.э.) из ранней династии Хань . Среди придворных художников династии Южная Сун был Чжао Мэнцзянь (趙孟堅, ок. 1199–1264), член императорской семьи, известный популяризацией « Трех друзей зимы» . [10]

В период Сун буддизм пережил небольшое возрождение после преследований во времена династии Тан. Это можно увидеть в продолжающемся строительстве скульптур в Наскальных рисунках Дацзу в провинции Сычуань . Похожий по дизайну на скульптуры в Дацзу, храм Сун в Миншане в Аньюэ , провинция Сычуань, представляет собой множество буддийских скульптур эпохи Сун, в том числе Будду и божеств, одетых в роскошные императорские и монашеские одежды. [11]

Керамика

[ редактировать ]

Скульптура

[ редактировать ]

Поэзия и литература

[ редактировать ]
Четыре строки вертикально ориентированных китайских иероглифов. Два слева образованы непрерывной линией, каллиграфическим эквивалентом скорописи. Двое справа используют более традиционный стиль письма с несколькими штрихами.
Китайская каллиграфия смешанных стилей, написанная династии Сун поэтом Ми Фу (1051–1107).

Китайская литература периода Сун содержала множество различных жанров и была обогащена социальной сложностью того периода. Хотя ранняя династия Тан считается эпохой зенита китайской поэзии (особенно ши поэзии стиля Ду Фу , Ли Бая , Бай Цзюйи ), известные поэты эпохи Сун имели важные поэтические достижения, с расцветом ци . Форма особенно связана с поэзией песен. Развитие песни в поэзии включало произведения социального критика и пионера «нового субъективного стиля» Мэй Яочэня (1002–1060), политически противоречивого, но известного мастера Су Ши (1037–1101), эксцентричного, но блестящего Ми Фу (1051). –1107), выдающаяся китайская поэтесса Ли Цинчжао (1084–1151) и многие другие. китайской поэзии имеет корни в династии Лян (502–557 гг. н. э.) и получила дальнейшее развитие во время недолгого существования Южного Тан , непосредственно предшествовавшего Сун, Несмотря на то, что форма ци она нашла наибольшее признание и популярность во время династии Сун и использовалась. большинства поэтов песни. Канцлер Верховного суда Фань Чжунъянь (989–1052), ярый неоконфуцианец Оуян Сю (1007–1072), великий каллиграф Хуан Тинцзянь (1045–1105) и военный генерал Синь Цицзи (1140–1207) были особенно известны своей поэзией ци, среди многих других. Великий Ци поэт Ли Юй (который правил Южным Таном под именем Ли Хоучжу) написал некоторые из своих самых известных произведений во время своего пребывания в качестве пленника при первом дворе Сун, после упадка своего бывшего королевства: Ли Юй — важный переходная фигура, которую иногда считают первым крупным поэтом Сун, а иногда и последним крупным поэтом Тан.

Историография в литературе оставалась заметной во времена Сун, как и в предыдущие эпохи, и будет в последующие эпохи Китая. Вместе с Сун Ци эссеист и историк Оуян Сю был ответственен за составление к 1060 году Новой книги Тан , охватывающей историю династии Тан. Канцлер Сыма Гуан (1019–1086), политический враг Ван Аньши (1021–1086), возглавлял группу ученых, составивших огромный исторический труд « Цыжи Тунцзянь» — всемирную историю, завершенную в 1084 году н.э. из более чем 3 миллионов письменных китайских иероглифов в 294 томах. [12] Он охватывал основные темы и сложные нюансы китайской истории с 425 г. до н. э., во времена Воюющих царств, вплоть до X века и падения династии Тан. [12] [13] В 1189 году он был составлен и сжат в пятьдесят девять книг Чжу Си (1130–1200), а этот проект был полностью завершен усилиями его учеников примерно ко времени его смерти в 1200 году. [14]

Портретная картина, изображающая голубую бабочку, парящую слева от ветки с прикрепленными к ней свисающими белыми цветами.
Бабочка и цветы глицинии работы Сюй Си (ок. 886 – ок. 975), написанная около 970 г.
Белая банка без ручки, с маленьким дном, более широким корпусом и длинным тонким отверстием наверху. Четыре орнамента в форме цветка прикреплены к месту соединения тулова и ножки кувшина.
Погребальная ваза и крышка, керамогранит в стиле селадона Лунцюань ; из провинции Чжэцзян , эпоха Северной Сун, 10 или 11 век.

Существовали также очень большие энциклопедические произведения, написанные в период Сун, такие как « Четыре великие книги песен», впервые составленные Ли Фаном в 10 веке и полностью отредактированные ко времени Цефу Юаньгуя в 11 веке. Самым крупным из них было издание в 1013 году « Первой черепахи Бюро регистрации» — огромной энциклопедии, состоящей из 9,4 миллионов письменных китайских иероглифов, разделенных на 1000 томов. Существовали также словари рифм, написанные во время династии Сун, такие как « Цзиюнь» 1037 года. Хотя неоконфуцианство стало доминировать над буддизмом в Китае в этот период, все еще существовало значительное количество буддийской литературы. 1125 года содержится коллекция дзэн-буддийских коанов Например, в « Записях Голубой скалы» , которая была расширена Юаньу Кэцинем (1063–1135). «Литература о путешествиях» («ёдзи вэньсюэ») также была популярной категорией литературы в период Сун и представляла собой отчеты о собственных путешествиях, обычно написанные в повествовательном или прозаическом стиле, и включала таких авторов, как Фань Чэнда (1126–1193). [15] Прекрасным примером китайской литературы о путешествиях периода Сун может служить « Запись Су Ши (1037–1101) о горе Каменный колокол» .

В период Сун было написано много технических и научных работ. Двумя наиболее выдающимися авторами в области науки и техники были Шэнь Го (1031–1095) и его современник Су Сун (1020–1101). Шэнь Куо опубликовал свои «Очерки бассейна снов» в 1088 году нашей эры, огромную энциклопедическую книгу, охватывающую широкий круг предметов, включая литературу, искусство, военную стратегию, математику, астрономию, метеорологию, геологию, географию, металлургию, инженерное дело, гидравлику, архитектуру, зоологию. , ботаника, агрономия, медицина, антропология, археология и многое другое. [16] Что касается столь же блестящего коллеги Шэнь Го, Су Сун создал небесный атлас пяти различных звездных карт , написал в 1070 году нашей эры фармацевтический трактат « Бэн Цао Ту Цзин» («Иллюстрированная фармакопея»), в котором были затронуты связанные темы ботаники, зоологии, металлургии и минералогии, и написал свой знаменитый часовой трактат « Синь И Сян Фа Яо» в 1092 году нашей эры, в котором во всех подробностях описал свою гениальную башню с астрономическими часами, построенную в столице Кайфэне . [17] [18] [19] [20] [21] Хотя эти два деятеля были, пожалуй, величайшими техническими авторами в своей области того времени, было и много других. Что касается производства текстиля, книга Цинь Гуаня 1090 года нашей эры «Цань Шу» («Книга шелководства ») включала описание машины для намотки шелка, в которой использовалось самое раннее известное использование механического ременного привода . для функционирования [22] В литературной области агрономии существовали « Цзю Хуан Хо Мин Шу» («Спасение народа; трактат о предотвращении и облегчении голода ») под редакцией Дун Вэя в XII веке, « Ча Лу» («Запись о чае» ), написанный Цаем . Сян в 1060 году нашей эры, « Чжу Цзы Цан Фа» («Мастер Чжу по управлению общественными зернохранилищами »), написанное Чжу Си в 1182 году нашей эры, и многие другие. [23] [24] Во времена Сун были также великие авторы письменных работ по географии и картографии, такие как Юэ Ши (его книга в 983 году), Ван Чжу (в 1051 году), Ли Дэчу (в 1080 году), Чэнь Куньчэнь (в 1111 году), Оуян. Вэнь (в 1117 г.) и Чжу Му (в 1240 г.). [25] Хотя ранняя форма местного географического справочника существовала в Китае с I века, зрелая форма, известная как «трактат о месте», или фанчжи , заменила старый «путеводитель по карте», или туцзин , при Сун. [26] Основные различия между ними заключались в том, что фанчжи были продуктом местной инициативы и принятия решений, обычно имели длину от десяти до пятидесяти глав и почти всегда печатались для большой аудитории, тогда как туцзин были продуктом нечастых требований со стороны центрального правительства и обычно состояли всего из четырех глав. [27] Широкая доступность печати в Сун позволила многим обычным людям получить доступ к материалам, которые когда-то читали почти исключительно специалисты, таким как печатные тексты и справочники по сельскому хозяйству, деторождению, фармации и медицине , домашнему хозяйству , географии , гаданию и даосским ритуалам. [28] [29]

Исполнительское искусство

[ редактировать ]
Трое мальчиков сидят и смотрят, как четвертый мальчик развешивает куклы из-за небольшой будки, установленной в саду.
«Детский кукольный спектакль » (Свиток кукольного детского спектакля), картина Лю Сунняня (Лю Суннянь, 1174–1224 гг. Н.э.)
Две девочки играют с игрушкой, состоящей из длинного пера, прикрепленного к палке, а кот наблюдает за ними. Слева от девочек и кота есть большая скала и цветущее дерево.
Картина Су Ханчена XII века; девушка машет знаменем из павлиньих перьев, вроде того, которое используется в драматическом театре для обозначения действующего командира войск.

Театр и драматургия в Китае уходят своими корнями в музыкальную академию, известную как « Грушевый сад» , основанную в начале 8 века во времена династии Тан. Однако историк Стивен Х. Уэст утверждает, что столица эпохи Северной Сун Кайфэн была первым настоящим центром, где исполнительское искусство стало «индустрией, конгломератом, включающим театр, азартные игры, проституцию и еду». [30] Рост потребления купцов и ученых-чиновников, утверждает он, «ускорил рост как производительной, так и пищевой промышленности», утверждая прямую связь между ними из-за их непосредственной близости к городам. [31] Из пятидесяти с лишним театров, расположенных в «районах развлечений» Кайфэна, четыре из этих театров были достаточно большими, чтобы вместить аудиторию в несколько тысяч человек каждый, собирая огромные толпы, за счет которых процветали близлежащие предприятия. [32] Основную часть собравшейся толпы составляли представители купечества , тогда как правительственные чиновники ходили в рестораны и посещали театральные представления только во время праздников. [33]

, возникший в Кайфэне, Драматический стиль дзадзю использовал бэйцю . стиль поэтической лирики [30] После того, как столица была перенесена в Ханчжоу , драматический стиль сивэнь (также наньси или наньцю ) развивался отдельно. [34] Эти два разных региональных жанра музыкальной драмы использовали разные региональные диалекты речи, декламации и диалога, влекли за собой свои собственные уникальные наборы ролевых типов ( дзюсе ) и использовали разные типы музыкальных инструментов, играющих разные мелодии . [35] В драме Кайфэна для каждой пьесы отдавалось предпочтение одному певцу в сопровождении струнных и ударных инструментов. [35] В драме Ханчжоу на каждой сцене на сцене было множество певцов, предпочтение отдавалось струнным и духовым инструментам. [35]

Цвет и одежда отличали ранг актеров театра «Песни». [36] Подобно продавцам, которые носили специальную одежду, позволяющую определить, к какой гильдии они принадлежат, общие костюмы актеров отражали тип роли, которую они играли на сцене, будь то студент, молодой человек, молодая женщина, чиновник, солдат и т. д. [37] Актеры оттачивали свое театральное мастерство в театральных школах. [36] Музыканты также нашли работу в театральной индустрии, поскольку спектакли на рынках часто сопровождались музыкой. [36] Актеры на сцене всегда произносили свои реплики на классическом китайском языке ; Народный китайский язык , имитирующий общий разговорный язык, не использовался в театральных представлениях до династии Юань . [38] Несмотря на то, что актёрские труппы обучены говорить на эрудированном классическом языке, они обычно набирают своих членов из одного из низших классов общества: проституток. [39] Темы, используемые в сценических сценках, варьировались от сатиры о коррумпированных чиновниках до комедийных номеров с такими названиями, как «Поджигание при доставке супа», «Поднятие шума в винном погребе», «Пион лучше всего пахнет, когда украдено вино» и «Ловить вино». обезьяна в ресторане». [40] [41] Единственная пьеса сисэнь , сохранившаяся со времен Южной Сун, - это « Чжан Се чжуан юань» (张協狀元), в которой представлены такие интермедии, как клоун, крадущий еду и вино на свадебном банкете в 16-м акте, и небольшой комедийный скетч об аренде комнаты. в акте 24. [42]

Удивительно, но актеры на сцене не имели полной монополии на театральные развлечения, поскольку даже уличные торговцы и уличные торговцы, распевая непристойные песни и бья по всему, что могли найти в качестве компенсации за ударные инструменты, могли собирать толпы. [43] Эта практика была настолько широко распространена, что Уэст утверждает, что «сам город превратился в сцену, а граждане - в основную аудиторию». [44] Многие песни, исполнявшиеся на сцене, были мелодиями, взятыми из песен торговцев и разносчиков. [45] В первый день Нового года проводились конкурсы, чтобы определить, у какого продавца или разносчика лучшие песнопения и песни при продаже товаров; победители предстали перед императорским двором для выступления. [44] В « Улинь цзюси Южной Сун» говорится, что этих торговцев, когда их представляли супругам и наложницам дворца, щедро одаривали за свои товары грудами золота и жемчуга; некоторые продавцы «разбогатели за один вечер». [37] Чтобы привлечь внимание, также выполнялись театральные трюки, например, продавцы жареных клейких рисовых шариков вешали маленькие красные лампы на переносные бамбуковые стойки и вращали их в такт барабану, чтобы ослепить толпу. [46] Популярностью пользовались также кукольные представления на улицах и в палатах. [37]

Праздники

[ редактировать ]
Длинный фрагмент свитка, ориентированный на пейзаж, изображающий толпы людей, в основном мужчин, пересекающих мост через большую реку. Атмосфера хаотичная.
Небольшой фрагмент « Цинмин Шан Хэ Ту» ( «Вдоль реки во время фестиваля Цинмин» ), большого горизонтального свитка работы Чжан Цзэдуаня (1085–1145).

В древнем Китае было много домашних и общественных удовольствий в богатой городской среде, уникальной для династии Сун. Для сурового и трудолюбивого крестьянства ежегодные фестивали и праздники были временем радости и отдыха, а для беднейших слоев населения это означало возможность одолжить еду и спиртные напитки, чтобы каждый мог присоединиться к празднованию. [47] Люди собирались вокруг своего местного святилища, чтобы посмотреть фестивальные игры, театральные развлечения, жонглирование, клоунаду и другие представления. [47] Китайцы считали новогодние праздники самыми важными в году, поскольку их знаменательное событие совпадало с началом февраля по западному календарю. [47] Подготовка к новогоднему фестивалю длилась целый месяц: люди занимались рисованием дверных богов , изготовлением бумажных лент с счастливыми иероглифами для «приветствия весны», изготовлением печатных изображений Чжун Куя и приготовлением особых блюд, таких как каша. красной фасоли. [48] Широко популярный Фестиваль фонарей проводился каждый 15-й день 1-го лунного месяца. По мнению литераторов и официальных лиц Чжоу Ми (1232–1298 гг. н.э.), в период Сяо-Цзун (1163–1189 гг. н.э.) лучшие фестивали фонарей проводились в Сучжоу и Фучжоу , а Ханчжоу также был известен большим разнообразием цветной бумаги. фонарики любых форм и размеров. [49] Мэн Юаньлао (активный 1126–1147) вспоминал в «Дунцзин Мэн Хуа Лу» («Мечты о великолепии восточной столицы») , как в древней столице Северной Сун в Кайфэне проводились фестивали с десятками тысяч красочных и ярко освещенных бумажных фонарей, поднятых на длинных шестах. а по главной улице столбы также обернуты ярким шелком, а многочисленные драматические бумажные фигурки летают на ветру, как феи. [49] Были и другие почитаемые праздники, такие как Фестиваль Цинмин , поскольку предположительно именно этот период года был изображен на произведении искусства (упомянутом выше) художника Чжан Цзэдуаня (хотя некоторые утверждают, что картина на самом деле представляет время осени). в году).

Длинный сегмент свитка с пейзажной ориентацией, изображающий двадцать два человека, мужчин и женщин, в элегантных одеждах на вечеринке. В центре свитка пять женщин в светлых одеждах играют на флейте, а мужчина в черном костюме играет на деревянном инструменте, состоящем из палки и треугольного бруска. В крайнем правом углу свитка находится область с двумя мужчинами и двумя женщинами за навесной стеной, смотрящими вдаль холста.
Половина римейка песни XII века « Ночные пиры Хань Сизая» , оригинал Гу Хунчжуна ; [50] женщины-музыканты в центре изображения играют на поперечных бамбуковых флейтах и ​​гуань , а мужчина-музыкант играет на деревянной колотушке, называемой пайбан .

С появлением пороха в Китае пышные фейерверки во время праздников также можно было устраивать . Например, военная демонстрация в 1110 году нашей эры для развлечения двора императора Хуэйцзуна , когда было зафиксировано, что большой фейерверк проводился вместе с китайскими танцорами в странных костюмах, движущимися во время своего выступления сквозь облака цветного дыма. [51] Простые люди также покупали у городских лавочников и торговцев петарды, сделанные из простых бамбуковых палочек, наполненных небольшим количеством пороха. [48]

Хотя они были прекращены после опустошительного восстания Аньши (755–763) во время династии Тан , щедрые китайские карнавалы были возрождены и снова отмечались во время династии Сун. [52] Китайские карнавальные торжества проводились по всей стране, когда император чувствовал, что великий случай требует грандиозного проявления его благосклонности и щедрости, например, известные военные победы, обильные урожаи после длительных засух или голода, предоставление троном великой амнистии, жертвоприношения божествам, воцарение цесаревича, браки внутри императорской семьи и т. д. [53]

Именно во времена династии Сун обычай сидеть на стульях вместо ковриков стал обычным явлением. Однако старая практика в течение некоторого времени продолжала оставаться общепринятой: по сообщениям, на банкете по случаю дня рождения императора в Южной Сун «должностные лица сидели на простынях с фиолетовыми краями на земле». Ученый Южной Сун Лу Ю засвидетельствовал, что обычай использования низкой мебели сохранялся во дворце, но постепенно исчез среди простолюдинов, а правила этикета, запрещающие использование стульев, все больше устаревали. [54]

Одежда и одежда

[ редактировать ]
Свиток, ориентированный на портрет, изображающий сидящего на троне человека в плотных красных одеждах, черных остроконечных туфлях и черной шляпе в форме ведра с длинными тонкими выступами, выходящими горизонтально из нижней части шляпы.
Картина императора Чжэньцзуна из Сун , на которой изображены длинные мантии и официальный головной убор императора. Этот тип головных уборов, наряду с головными уборами чиновников и купцов, изготавливался из шелка черного цвета . [55]
Ученые в мантиях жидуо и головном платке рудзин (儒巾). Среди простолюдинов и образованного дворянства вошли в моду различные виды платков.

В период Сун существовало множество типов одежды и различных тенденций в одежде, однако одежда в Китае всегда создавалась по сезонам и являлась внешними символами социального класса. [56] Уголь, используемый для обогрева дома, был дефицитным и часто дорогим, поэтому зимой люди часто носили одежду с дополнительной шелковой нитью и пальто на меховой подкладке. [56] Материалом одежды, который предпочитали богатые, был шелк , а для особых случаев у них были шелковые одежды с золотой парчой . [57] Материалом одежды, используемым бедняками, часто была конопляная ткань, но использовалась также и хлопчатобумажная одежда, последняя была наиболее широко доступна на юге . [57] Типы одежды, которую носили крестьяне и простолюдины, были в основном однородными по внешнему виду (цветовой стандарт - черный и белый). [58] то же самое было и с высшим классом и элитой. Фактически, богатые и ведущие члены общества следовали общепринятым принципам и ритуальным требованиям к одежде. В высшем классе каждая стратифицированная ступень социальной иерархии отличалась цветом и специфическим орнаментом мантии, формой и типом головного убора и даже стилем ношения пояса. [59] Этот строгий порядок был особенно актуален в начале династии. Однако линии иерархии постепенно начали размываться, поскольку фиолетовый цвет, который когда-то использовался исключительно для одежды чиновников третьего ранга и выше, начал распространяться среди чиновников всех рангов, которые носили этот цвет без разбора. [58] Наряду с гражданскими чиновниками низшего звена в правительстве, протестовавшими против жестких правил в отношении одежды, богатые представители купеческого класса также внесли свой вклад в дезинтеграцию правил церемониальной одежды, которую носили только определенные члены общества. [60] Тем не менее, все еще существовали видимые различия между гражданскими чиновниками и классом богатых купцов и владельцев бизнеса; чиновники отличались длинными, доходящим до земли одеяниями, а купцы часто носили рубаху, спускавшуюся ниже пояса, с брюками. [60] Брюки и брюки были завезены в Китай во времена Воюющих царств в 4 веке до нашей эры и не были предназначены исключительно для купцов; [57] каждый солдат носил брюки как часть своей формы, брюки носили и простые люди. [57] Хотя большинство мужчин были чисто выбриты, солдаты, офицеры и чемпионы по профессиональному боксу предпочитали бакенбарды и бородку, поскольку они были признаком мужественности. [55]

Одежда женщин Сун отличалась от мужской тем, что застегивалась слева, а не справа. [60] Женщины носили длинные платья или блузки, доходившие почти до колен. [60] Они также носили юбки и куртки с короткими или длинными рукавами. [60] Прогуливаясь по улице и по дороге, женщины с богатым достатком предпочитали носить квадратные фиолетовые шарфы . на плечах [60] Дамы также носили в волосах заколки и гребни, а принцессы, императорские наложницы, жены чиновников и богатых купцов носили головные украшения из золота и серебра в форме фениксов и цветов. [57]

Люди династии Сун никогда не выходили из дома босиком и всегда носили какой-нибудь головной убор. [57] Магазины города специализировались на отдельных видах головных уборов и головных уборов, в том числе кепках с заостренными хвостами, а также поясах и поясах. [61] Только буддийские монахи брили головы и ходили без каких-либо головных уборов или шляп, которыми можно было бы прикрыть голову. [57] В качестве обуви люди могли покупать кожаные туфли, называемые «промасленной обувью», деревянные сандалии, сандалии из пеньки и более дорогие атласные тапочки. [57]

Еда и кухня

[ редактировать ]
Чаша красновато-фиолетовых плодов овальной формы с изюмной текстурой.
сушеные мармелады Подобные были импортированы в Китай Сун из Южной Азии и Ближнего Востока. Чиновник из Кантона был приглашен в дом арабского торговца и описал мармелад так: «Этот фрукт цвета сахара, его кожица и мякоть сладкие, и, когда вы его едите, создается впечатление сначала приготовленные в духовке, а затем оставленные для высыхания». [62]
Картина династии Сун, изображающая простолюдинов, участвующих в чайном соревновании.

В таких произведениях периода Сун, как «Дунцзин Мэн Хуа Лу» («Сны о великолепии восточной столицы»), сохранились списки названий закусок и блюд в клиентских меню ресторанов и таверн, а также застолий на банкетах, фестивалях и карнавалах. и скромная столовая. Многие из необычных названий этих блюд не дают представления о том, какие пищевые ингредиенты использовались. Однако, судя по перечисленным приправам, которые они использовали для этих блюд, таким как перец, имбирь, соевый соус , масло, соль и уксус, кухня эпохи Сун, возможно, не слишком отличается от современной китайской кухни. [63] Другие дополнительные приправы и ингредиенты включали грецкие орехи, репу, измельченные китайского кардамона ядра , фагару , оливки, орехи гинкго , цедру цитрусовых и кунжутное масло. [46] [64]

Региональные различия в культуре привели к появлению разных типов продуктов питания, в то время как в некоторых регионах кулинарные традиции региональных культур смешались воедино; так было в столице Южной Сун Ханчжоу . [63] После массового исхода с севера люди привезли в Ханчжоу кухню и продукты в стиле Хэнань (популярные в предыдущей столице Северной Сун в Кайфэне ), которые смешались с кулинарными традициями Чжэцзяна . [63] Однако записи показывают, что уже в период Северной Сун в первой столице Кайфэна были рестораны, где подавали блюда южно-китайской кухни. [35] [63] Это обслуживало столичных чиновников, родные провинции которых находились на юго-востоке, и они обнаружили, что северной кухне не хватает приправ по их вкусу. [63] Фактически, в текстах эпохи Сун фразы «наньши» , «бэйши» и «чуаньфан» впервые используются для обозначения северной, южной и сычуаньской кухни соответственно. [35] Многие рестораны были известны своими фирменными блюдами; например, в Ханчжоу был один ресторан, где подавали только замороженные блюда. [65] в то время как некоторые рестораны обслуживали тех, кто хотел горячую, теплую, комнатной температуры или холодную еду. [66] Потомкам выходцев из Кайфэна принадлежало большинство ресторанов Ханчжоу. [67] но многие другие региональные варианты продуктов питания и кулинарии спонсировались ресторанами. Сюда входили рестораны сычуаньской кухни , в которых особое внимание уделялось перцу, блюдам и напиткам из Хэбэя и Шаньдуна , а также прибрежным блюдам из креветок и морской рыбы. [62] Память и терпение официантов должны были быть острыми; в более крупных ресторанах подача званых обедов, требующих около двадцати блюд, становилась проблемой, если происходила даже небольшая ошибка. [66] Если гость сообщил об ошибке официанта руководителю ресторана, официанту могли сделать устный выговор, удержать зарплату или, в крайнем случае, выгнать из заведения насовсем. [66]

Двенадцать человек собираются вокруг уличного стола, украшенного черной скатертью, несколькими растениями в горшках и десятками и десятками маленьких блюд. Большинство людей разговаривают друг с другом. В стороне стоит и наблюдает слуга, а в нижней части картины четыре человека толпятся вокруг небольшого стола, предназначенного для приготовления чая.
Китайская картина банкета на открытом воздухе, картина династии Сун и возможный римейк оригинала династии Тан .

Ранним утром в Ханчжоу, вдоль широкого проспекта Императорского пути, продавались специальные продукты для завтрака и деликатесы. [68] Сюда входили жареный рубец , куски баранины или гуся , супы разных видов, горячие блины, блины на пару и пирожные с глазурью. [68] Магазины лапши также были популярны и оставались открытыми круглые сутки вдоль Императорского пути. [69] По словам одного из источников Сун в Кайфэне, ночные рынки закрывались в третью ночную смену, но вновь открывались пятой, а также заслужили репутацию открытых рынков во время зимних штормов и самых темных и дождливых дней зимы. [70]

Были также некоторые экзотические иностранные продукты, импортированные в Китай из-за границы, в том числе изюм, финики, персидский мармелад и виноградное вино ; рисовое вино было более распространено в Китае, этот факт отметил еще венецианский путешественник XIII века Марко Поло . [71] Хотя вино на основе винограда было известно в Китае с тех пор, как древняя китайская династия Хань отважилась проникнуть в эллинистическую Среднюю Азию, виноградное вино часто предназначалось для элиты. [62] Помимо вина, другие напитки включали грушевый сок, фруктовый сок личи , медовые и имбирные напитки, чай и сок папайи. [72] [73] Молочные продукты и сельское хозяйство были для китайцев чуждыми понятиями, что объясняет отсутствие сыра и молока в их рационе. [74] Говядину также ели редко, поскольку бык был важным тягловым животным. [74] Основным рационом низших классов оставались рис, свинина и соленая рыба, тогда как из меню ресторанных ужинов известно, что высшие классы не употребляли в пищу собачье мясо. [75] Известно, что богатые люди потребляли множество различных видов мяса, таких как курица, моллюски, лань, зайцы, куропатка, фазан, франколин , перепел, лиса, барсук, моллюск, краб и многие другие. [46] [65] [70] Местную пресноводную рыбу из близлежащего озера и реки также ловили и привозили на рынок. [74] в то время как Западное озеро также давало гусей и уток. [75] К распространенным фруктам, которые употреблялись в пищу, относились дыни, гранаты, личи , лонганы , золотые апельсины , мармелад, китайская и японская айва , абрикосы и груши; только в окрестностях Ханчжоу выращивали одиннадцать видов абрикосов и восемь разных видов груш. [46] [74] [76] Фирменные блюда и комбинированные блюда периода Сун включали ароматных моллюсков, приготовленных в рисовом вине, гусей с абрикосами, суп из семян лотоса , острый суп с мидиями и рыбой, приготовленной со сливами, сладкий соевый суп, запеченные булочки с кунжутом с начинкой из кислых бобов или свиная вырезка, овощные булочки, ароматные цукаты, полоски имбиря и пасты из ферментированных бобов, паровые пельмени, фаршированные мармеладом, жареные каштаны, соленый суп из ферментированной фасоли, фрукты, приготовленные в ароматном меде, и «медовые чипсы» из замешанного и запеченного меда, мука , бараний жир и свиной сало. [46] [70] [77] [78] [79] Формочкам для десертов из промасленной муки и засахаренного меда придавали форму девичьих лиц или статуэток солдат в полных доспехах, похожих на дверные ограждения, и называли «подобной пищей» ( гуоши ). [80]

Философия

[ редактировать ]
Деревянная резьба, изображающая женскую человеческую фигуру, сидящую одним коленом на земле, одним коленом вверх и положив руку на это колено. Резьба включает одежду свободного кроя, покрытую преимущественно золотой фольгой.
Деревянная статуя Бодхисаттвы времен династии Сун.

Интеллектуалы песни искали ответы на все философские и политические вопросы в конфуцианской классике . Возобновление интереса к конфуцианским идеалам и обществу древних времен совпало с упадком буддизма , который тогда в значительной степени считался чуждым и предлагал мало решений практических проблем. Однако буддизм в этот период продолжал оставаться культурной основой более принятого конфуцианства и даже даосизма , которые консервативные неоконфуцианцы считали родными и чистыми. О продолжающейся популярности буддизма можно судить по убедительным доказательствам достижений в искусстве, таких как набор из 100 картин « Пятьсот Луохан» , завершенный Линь Тингуем и Чжоу Цзичаном в 1178 году.

Консервативное конфуцианское движение можно было увидеть раньше, чем Чжу Си (1130–1200), а также стойких антибуддистов, таких как Оуян Сю (1007–1072). В своем письменном труде « Бэн-лунь» он изложил свою теорию того, как буддизм так легко проник в китайскую культуру в период раннего правления Южных и Северных династий . Он утверждал, что буддизм получил широкое распространение, когда традиционные институты Китая в то время были ослаблены. Это произошло из-за многих факторов, таких как иностранное правление Сяньбэй на севере и политический раскол в Китае, который вызвал войны и другие беды. Хотя император Суй Вэнь (годы правления 581–604) отменил «Девять рангов» в пользу бюрократии с конфуцианским обучением, набираемой на основе экзаменов на государственную службу, он также активно спонсировал популярную идеологию буддизма, чтобы узаконить свое правление. Таким образом, ему была предоставлена ​​свобода действий и влияние для процветания и доминирования в китайской культуре в периоды Суй и Тан; историк Артур Ф. Райт описывает конфуцианство в этот период как вернувшееся в состояние «устаревшего архаизма». [81] Оуян Сю написал:

«Это проклятие [буддизма] охватило империю на тысячу лет, и что может сделать с ним один человек за один день? Люди опьянены им, и оно проникло в костный мозг их костей; одолеть красноречивым разговором. Что же делать? [82]

Портрет пожилого лысеющего мужчины в наполовину бледно-зеленом, наполовину небесно-голубом халате. Он сидит на кресле, держа в руках тонкую деревянную палку, возможно, сложенный веер.
Портрет китайского дзен- буддиста Учжуня Шифаня , написанный в 1238 году нашей эры.

В заключение о том, как искоренить «зло», которым был буддизм, Оуян Сю представил исторический пример того, как его можно искоренить из китайской культуры:

В давние времена, во времена Воюющих царств , Ян Чжу и Мо Ди были вовлечены в ожесточенные споры. Мэн-цзы выразил сожаление по этому поводу и посвятил себя обучению доброжелательности и праведности. Его демонстрация доброжелательности и праведности победила, а учения Мо Ди и Ян Чжу были искоренены. Во времена Хань множество школ мысли процветали одновременно. Дун Чжун-шу выразил сожаление по этому поводу и возродил конфуцианство. Поэтому засиял Путь Конфуция, и бесчисленные школы исчезли. Это результат того, что я назвал «исправлением первопричины с целью преодоления зла». [83]

Хотя конфуцианство резко контрастировало с буддизмом, который воспринимался такими людьми, как Оуян Сю, как чуждый и морально неумелый, конфуцианство, тем не менее, заимствовало идеалы буддизма, чтобы обеспечить свое собственное возрождение. Из Махаяны буддизма идеал этического универсализма Бодхисаттвы с благотворительностью и помощью нуждающимся вдохновил таких людей, как Фань Чжунъянь и Ван Аньши, а также правительство Сун. [84] В отличие от более раннего, преимущественно буддийского периода Тан, когда богатые и набожные буддийские семьи и буддийские храмы занимались большей частью благотворительности и милостыни бедным, правительство Сун вместо этого взяло на себя эту идеальную роль посредством своих различных программ социального обеспечения и благотворительности (см. в раздел «Общество»). [85] Вдобавок историк Артур Ф. Райт отмечает эту ситуацию в период Сун, когда философский нативизм забрал у буддизма его прежнюю доброжелательную роль:

Это правда, что буддийские монахи получили официальные назначения менеджерами многих из этих предприятий, но инициатива исходила от неоконфуцианских чиновников. В некотором смысле буддийская идея сострадания и многие меры, разработанные для ее практического выражения, были присвоены китайским государством. [86]

Маленькая зелено-серая статуэтка льва, сидящего и смотрящего вверх. Конечности льва тонкие и угловатые.
Статуя сидящего льва цвета морской волны из Яочжоу, Шэньси , 11-12 века.

Хотя буддизм потерял свою известность в элитных кругах и при поддержке правительства китайского общества, это не означало исчезновения буддизма из китайской культуры. Дзен- буддизм продолжал процветать в период Сун, поскольку император Сун Лицзун приказал монаху Учжунь Шифаню поделиться доктриной Чань (Дзен) с императорским двором. Подобно тому, как император Восточной Римской империи Юлиан Отступник пропагандировал римское язычество и теургию среди ведущих членов римского общества, одновременно распространяя влияние христианства на низшие классы, так и неоконфуцианцы 13-го века преуспели в вытеснении буддизма из высших слоев общества. Эшелоны китайского общества. [87]

Что касается буддийской метафизики , Чжоу Дуньи оказал влияние на верования и учения конфуцианских ученых эпохи Северной Сун, таких как Чэн Хао и Чэн И (которые были братьями), и оказал большое влияние на Чжу Си, одного из ведущих архитекторов нео- конфуцианства. Конфуцианство . Они делали упор на моральное самосовершенствование, а не на служение правителю государства (исцеление болезней общества снизу вверх, а не сверху вниз), в отличие от государственных деятелей, таких как Фань Чжунъянь или Су Ши, которые преследовали свою цель, давая советы правителю. принимать наилучшие решения для общего блага всех. [88] Братья Ченг также учили, что действиям природы и метафизике можно обучать с помощью принципа (ли) и жизненной энергии (ци). Принцип природы может быть моральным или физическим, например, принцип брака является моральным, а принцип деревьев — физическим. Однако для того, чтобы принципы существовали и нормально функционировали, необходима субстанция, а также жизненная энергия. [88] Это позволило интеллектуалам Сун подтвердить учение Мэн-цзы о врожденной доброте человеческой природы, и в то же время дало объяснение человеческим проступкам. [88] По сути, принцип, лежащий в основе человеческого существа, добр и великодушен, но жизненная энергия потенциально может сбиться с пути и испортиться, порождая эгоистические импульсы и все другие негативные человеческие качества.

Портретная картина, изображающая шесть фигур, пятерых пожилых лысеющих мужчин и одного младшего служителя, стирающих одежду на берегу реки. Фон окрашен в темные тона, а фигуры — в белые и светлые тона.
Стирка Луоханя , буддийское произведение искусства с изображением пяти луоханей и одного слуги, работа Линь Тинггуя , 1178 год нашей эры.

эпохи Сун Философы -неоконфуцианцы , находя определенную чистоту в оригинальности древних классических текстов, писали к ним комментарии. Самым влиятельным из этих философов был Чжу Си, чей синтез конфуцианской мысли и буддийских, даосских и других идей стал официальной имперской идеологией с конца времен Сун до конца 19 века. На основу его учения повлияли братья Ченг, но он значительно расширил их учение, составив ядро ​​неоконфуцианства. Это включало упор на Четыре книги: «Аналитики» , «Мэн-цзы» , «Доктрину среднего » и « Великое учение» (последние две являются главами древней «Книги обрядов »). Его точка зрения заключалась в том, что улучшение мира начинается с совершенствования ума, как указано в Великом Учении . [89] Его подход к конфуцианству избегался его современниками, поскольку его сочинения было запрещено цитировать студентам, сдающим императорские экзамены. Однако император Лицзун из Сун нашел его сочинения интригующими, изменившими политику, направленную против него, и потребовал от студентов изучения его комментариев к Четырем книгам. [89]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 162.
  2. ^ Мортон, 104.
  3. ^ Барнхарт, «Три тысячи лет китайской живописи», 93.
  4. ^ Мортон, 105.
  5. ^ Jump up to: а б с д Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 163.
  6. ^ Уолтон, 199.
  7. ^ Эбри, 81–83.
  8. ^ Эбри, 163.
  9. ^ Jump up to: а б Барбьери-Лоу (2007), 39–40.
  10. ^ Культурный Китай. «Нарцисс» . Шанхайское бюро новостей и прессы. Архивировано из оригинала 27 февраля 2015 года . Проверено 14 октября 2014 г.
  11. ^ Соренсен, 282–283.
  12. ^ Jump up to: а б Пратт и Ратт, 478.
  13. ^ Браунли, 19.
  14. ^ Партингтон, 238.
  15. ^ Харгетт, 67–68.
  16. ^ Нидхэм, Том 1, 136.
  17. ^ Сивин, III, 32.
  18. ^ Нидхэм, Том 3, 208 и 278.
  19. ^ Ву, 5.
  20. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 445–448.
  21. ^ Прожил, 140.
  22. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 107–108.
  23. ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 621.
  24. ^ Нидхэм, Том 6, Часть 2, 623.
  25. ^ Нидхэм, Том 3, 521.
  26. ^ Bol, 44.
  27. ^ Bol, 46.
  28. ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 158.
  29. ^ Хаймс, 3.
  30. ^ Jump up to: а б Западная, 69.
  31. ^ Вест, 69 и 74.
  32. ^ Вест, 76.
  33. ^ Вест, 98.
  34. ^ Вест, 69–70.
  35. ^ Jump up to: а б с д и Западная, 70.
  36. ^ Jump up to: а б с Гернет, 223.
  37. ^ Jump up to: а б с Западная, 87.
  38. ^ Россаби, 162.
  39. ^ Вест, 72.
  40. ^ Вест, 78–79.
  41. ^ Гернет, 224.
  42. ^ Вест, 79.
  43. ^ Запад, 83–85
  44. ^ Jump up to: а б Западная, 85.
  45. ^ Вест, 91.
  46. ^ Jump up to: а б с д и Западная, 86.
  47. ^ Jump up to: а б с Гернет, 106.
  48. ^ Jump up to: а б Гернет, 186.
  49. ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 1, 128.
  50. ^ Эбри, Кембриджская иллюстрированная история Китая , 148.
  51. ^ Келли, 2.
  52. ^ Бенн, 157.
  53. ^ Бенн, 154–155.
  54. ^ Руиси Чжан; Фушенг Цай; Бан Цянь Чжу (2016). Издательство Кембриджского университета, стр. 139–140 .  978-1107167865 .
  55. ^ Jump up to: а б Гернет, 131.
  56. ^ Jump up to: а б Гернет, 127.
  57. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гернет, 130.
  58. ^ Jump up to: а б Гернет, 128.
  59. ^ Гернет, 127–128.
  60. ^ Jump up to: а б с д и ж Гернет, 129.
  61. ^ Вест, 71.
  62. ^ Jump up to: а б с Гернет, 134.
  63. ^ Jump up to: а б с д и Гернет, 133.
  64. ^ Вест, 73, сноска 17.
  65. ^ Jump up to: а б Гернет, 137.
  66. ^ Jump up to: а б с Западная, 93.
  67. ^ Гернет, 133–134.
  68. ^ Jump up to: а б Гернет, 183–184 гг.
  69. ^ Гернет, 184.
  70. ^ Jump up to: а б с Западная, 73.
  71. ^ Гернет, 134–135.
  72. ^ Гернет, 138.
  73. ^ Гернет, 184–185.
  74. ^ Jump up to: а б с д Гернет, 135.
  75. ^ Jump up to: а б Гернет, 136.
  76. ^ Запад, 73–74.
  77. ^ Россаби, 78.
  78. ^ Вест, 75.
  79. ^ Уэст, 75, сноска 25.
  80. ^ Вест, 89.
  81. ^ Райт, 92.
  82. ^ Райт, 88.
  83. ^ Райт, 89.
  84. ^ Райт, 93.
  85. ^ Райт, 93–94.
  86. ^ Райт, 94.
  87. ^ Браун, 93.
  88. ^ Jump up to: а б с Эбрей и др., 168.
  89. ^ Jump up to: а б Эбри и др., 169.
  • Банхарт, Ричард М. и др. (1997). Три тысячи лет китайской живописи. Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-09447-7 .
  • Барбьери-Лоу, Энтони Дж. (2007). Ремесленники в раннем императорском Китае . Сиэтл и Лондон: Вашингтонский университет Press. ISBN   0-295-98713-8 .
  • Бенн, Чарльз. 2002. Золотой век Китая: повседневная жизнь династии Тан . Издательство Оксфордского университета. ISBN   0-19-517665-0 .
  • Бодде, Дерк (1991). Китайская мысль, общество и наука . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
  • Бол, Питер К. «Расцвет местной истории: история, география и культура в Южной Сун и Юань Учжоу», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 61, номер 1, 2001 г.): 37–76.
  • Браун, Питер (1971). Мир поздней античности . Нью-Йорк: WW Norton Inc.
  • Браунли, Джон С. (1997). Японские историки и национальные мифы, 1600–1945: Эпоха богов и императора Дзинму. Ванкувер: UBC Press. ISBN   0-7748-0645-1 .
  • Эбри, Патриция Бакли, Энн Уолтхолл, Джеймс Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin. ISBN   0-618-13384-4 .
  • Эбри, Патрисия Бакли. (1999). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-43519-6 (в твердом переплете); ISBN   0-521-66991-X (мягкая обложка).
  • Герне, Жак (1962). Повседневная жизнь Китая накануне монгольского нашествия, 1250–1276 гг . Перевод Х. М. Райта. Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета. ISBN   0-8047-0720-0
  • Харгетт, Джеймс М. «Некоторые предварительные замечания по путевым записям династии Сун (960–1279)», Китайская литература: очерки, статьи, обзоры (июль 1985 г.): 67–93.
  • Хаймс, Роберт П. (1986). Государственные деятели и господа: элита Фу-Чжоу, Цзянси, в Северной и Южной Сун . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN   0-521-30631-0 .
  • Келли, Джек (2004). Порох: алхимия, бомбарды и пиротехника: история взрывчатки, изменившей мир . Нью-Йорк: Basic Books, Perseus Books Group.
  • Мортон, Скотт и Чарльтон Льюис (2005). Китай: его история и культура: четвертое издание . Нью-Йорк: McGraw-Hill, Inc.
  • Нидэм, Джозеф . (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 1, Вводные сведения . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидэм, Джозеф. (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 3, Математика и науки о небе и Земле . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидэм, Джозеф. (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика . Тайбэй: Caves Books, Ltd.
  • Нидэм, Джозеф. (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 2, Машиностроение . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидэм, Джозеф. (1986). Наука и цивилизация: Том 6, Биология и биологические технологии, Часть 2, Сельское хозяйство . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Партингтон, Джеймс Риддик (1960). История греческого огня и пороха . Кембридж: W. Heffer & Sons Ltd.
  • Пратт, Кейт Л. и Ричард Ратт . (1999). Корея: Историко-культурный словарь . Суррей: Curzon Press. ISBN   0-7007-0463-9 .
  • Россаби, Моррис (1988). Хубилай-хан: его жизнь и времена . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-05913-1 .
  • Сивин, Натан . (1995). Наука в Древнем Китае: исследования и размышления . Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing.
  • Соренсен, Хенрик Х. 1995. «Буддийские скульптуры династии Сун в храме Миншань в Аньюэ, Сычуань», Artibus Asiae (Том LV, 3/4, 1995): 281–302.
  • Уолтон, Линда (1999). Академии и общество в Южном Сунском Китае . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
  • Уэст, Стивен Х. «Игра с едой: представление, еда и эстетика искусственности в Сун и Юань», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 57, номер 1, 1997): 67–106.
  • Райт, Артур Ф. (1959). Буддизм в истории Китая . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
  • Ву, Цзин-нуан (2005). Иллюстрированная китайская Материя Медика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c6400aa05d7954f70d2af71fdc67a88b__1706804880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c6/8b/c6400aa05d7954f70d2af71fdc67a88b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Culture of the Song dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)