Сичжоуваре

Посуда Цичжоу или посуда Цзу-чжоу [1] ( китайский : 磁州窯 ; пиньинь : Cízhōu yáo ; Уэйд-Джайлс : Цзу-чоу яо ) представляет собой широкий спектр китайской керамики, созданной в период между поздней династией Тан и ранней династией Мин . [2] но особенно связан с периодом от Северной Сун до Юаня в 11–14 веках. Становится все более очевидным, что эти изделия производятся на очень большом количестве мест в северном Китае, и их декор очень разнообразен, но наиболее характерно использование черного и белого цветов в различных техниках. По этой причине тип Цичжоу часто предпочитают как общий термин. Все они представляют собой керамику в западном понимании и «обожженный» или фарфор в китайской терминологии. Они имели менее высокий статус, чем другие виды, такие как селадоны и июньская посуда , и считаются «популярными», хотя многие из них тонко и тщательно украшены. [3]
Единственные среди основных типов керамики Сун их эффект во многом зависит от украшения контрастных цветов, обычно черного по белому, но иногда и полихромного. В это время, в отличие от более поздних периодов, дворцовая керамика была «безжалостно монохромной», а изделия Цичжоу не упоминаются в больших количествах «данных товаров», переданных из провинций императору, значительная часть которых была перераспределена или, возможно, продана. ; [4] «Конфуцианская эстетика подчеркивала простоту». [5]
Он был назван в честь Цичжоу, префектуры, которая сейчас называется уездом Ци в Ханьдане на юге Хэбэя , одного из главных центров производства. [6] В большинстве изделий Цичжоу используется прозрачная глазурь, наносимая на белую скользящую основу, с дальнейшим декорированием, выбираемым из самых разных техник. [6]
Описание
[ редактировать ]

Изделия обычно прочные и часто довольно большие. Многие формы связаны с распитием вина, часто встречаются керамические подушки или подголовники. [7] Глинистые тела имеют беловатый, серый и коричневый оттенок, в зависимости от местоположения. Основными методами формования являются литье на круге и формовка из плит, иногда используются формы, в основном для подголовников. [8] белым, реже черным или коричневым шликером Обычно все покрывали , чтобы скрыть это не очень привлекательное тело. После декорирования наносилась глазурь , обычно прозрачная, но, особенно в более поздние периоды, зеленая и бирюзовая использовались глазури, в том числе по шликерной живописи . Кроме того, в тех же печах часто производились изделия, глазурованные черной и коричневой глазурью и менее декорированные. Условно и, возможно, довольно искусственно, их обычно классифицируют не как изделия Цичжоу (если они не богато украшены), а с помощью таких терминов, как «Северные черные изделия» или «Северные темные изделия». [9] Помимо подглазурной шликерной росписи иногда применялось надглазурное эмалирование , впервые в Китае. [10]
Используется очень широкий спектр декоративных техник, часто в сочетании. Самая распространенная и характерная техника — роспись черным или коричневым шликером поверх слоя белого шликера. Узоры также формируются с помощью различных техник вырезания или сграффито, при которых пластина царапается или срезается, чтобы обнажить другую пластину или тело под ней; В этой технике использована ваза с резными завитками пионов в Индианаполисе . Другие методы включают неглубокую резьбу, обычную для другой керамики Сун, такой как посуда Дин , селадон или зелень, надрез, штамповку и работу с рулеткой или инструментом с ребристым колесом. [11] В более ранних произведениях сграффито фон часто украшался «кольцевой циновкой», продавливая конец куска бамбука сквозь пластину, оставляя узор из кругов - стиль, заимствованный из металлообработки. Гребенчатые инструменты также использовались для создания узоров из параллельных линий. [12]
Тематика украшений одинаково разнообразна и основана на более ранних или современных работах в нескольких средах, включая керамику, изделия из металла и китайскую живопись , особенно особый жанр живописи птиц и цветов . Цветы, особенно пион , мальва и лотос , имеют элегантные лепестки и завитки, расположенные в виде завитков. Рыбы и птицы обычны, часто нарисованы с большой свободой и жизнью. Могут использоваться человеческие фигуры, особенно на большом плоском пространстве, образующемся в верхней части подголовника, иногда их несколько вместе, они расположены в пейзаже и, возможно, изображают сцену из литературы или легенды. [13] На соответствующих предметах часто встречаются нарисованные надписи, обычно связанные с питьем, пожеланиями хорошего сна на подголовниках или короткие стихи. [14] Иногда имитируются более дорогие изделия, в том числе белая посуда Дин . [15] а в черной посуде - специальные глазурованные чаши для Цзянь . чая [16]
На некоторых типах предметов, в том числе на подголовниках, под ними часто штампуется имя гончара или указывается дата или источник происхождения предмета, что обычно редко встречается в китайской керамике. [17] В частности, на многих подголовниках, в основном XII–XIII веков, но, возможно, начиная с середины XI до середины XIV веков, выбито имя семейной мастерской Чжан (张家) из провинции Хэнань . [18] К ним относятся слегка изогнутый коробчатый тип с плоскими поверхностями для покраски, [19] Другие печи изготавливали причудливые формы с плоской панелью вместо головки; тигры, предположительно для клиентов-мужчин, являются обычным явлением. [20]
В большинстве украшений используются два контрастных цвета, но некоторые предметы полихромны, особенно из более поздних периодов. Были использованы две техники: первая — это глазурь на основе свинца, являющаяся продолжением династии Тан техники санцай . [21] и второе надглазурное эмалирование , разработанное в печах Цичжоу где-то около 1200 г. [22] и впервые встречается на китайской керамике. Он использовался в персидской посуде-минаи с 1180 года или ранее; [23] по металлу Стекловидная эмаль использовалась в Средиземноморье и Европе с древних времен. [24] Самый ранний датированный пример в Токио датируется 1201 годом. [25]
Основные цвета эмали - красный, желтый и зеленый, а также небольшие чаши, подголовники и небольшие фигурки, многие из которых, вероятно, игрушки или куклы, но некоторые религиозные фигурки и, возможно, фигурки, сделанные для гробниц, как в более ранние периоды, изображающие слуг для загробной жизни. . Есть также простые сосуды с (обычно) цветочным орнаментом нескольких цветов на кремовом фоне. [26] Для надглазурного эмалирования требовался первый обжиг глазурованного изделия при температуре около 1200°С или выше. [27] с последующим дальнейшим обжигом при более низкой температуре около 800°С после нанесения глазури или эмалей на основе свинца; они не дали бы нужных цветов при высокой температуре. [28]
- Мин Мэйпин с журавлем с накладной росписью под бирюзовой глазурью
- цветочный узор, вырезанный на листе, 14 век.
- Банка XIII века с крышкой, описанная как «с кремовой глазурью, воскостойкой и резной черной надглазурной отделкой».
- Фигурки династии Юань , вероятно, куклы.
- Печать семьи Чжан (рядом с более поздним музейным номером) на подголовнике в виде тигра.
- Лепка подголовника в виде девушки эпохи Цзинь, с надглазурной эмалью.
- Черная ваза с белой накладкой между ребрами.
Влияние
[ редактировать ]Несмотря на то, что они располагались на севере, некоторые товары типа Цичжоу производились на юге, и эта продукция очень широко распространялась по всему Китаю, хотя и мало экспортировалась. [29] По-видимому, в значительной степени свободный от диктата придворного или аристократического вкуса, [30] продюсеры могли свободно экспериментировать с множеством техник, предметов и мотивов оформления. Они и их клиентура также меньше пострадали от политических изменений, чем их эквиваленты в отношении высокостатусных товаров, что позволило развивать товары на протяжении многих столетий и династий с относительно небольшими потрясениями. [31]
Делая упор на расписной декор, как под глазурью, так и поверх нее, изделия Цичжоу предвосхитили стиль, который в конечном итоге стал доминировать в китайской керамике, даже в придворной. В конечном итоге здесь в основном использовалось изобретение Цичжоу - надглазурное эмалирование. Еще одним развитием Цичжоу (если игнорировать прецедент древнегреческой росписи ваз ), ставшим частью общекитайской и мировой керамики, было украшение высоких сосудов широкими полосами основного декора, окруженными меньшими полосами повторяющихся мотивов, или в посуде. аналогичные круговые границы. [32]
Было высказано предположение, что частью этого влияния было перемещение гончаров из печей Цичжоу на юг, особенно в начале династии Юань. Это могло быть связано с переездом ремесленников непосредственно в Цзиндэчжэнь или в печи для изготовления посуды Цзичжоу , что, в свою очередь, повлияло на Цзиндэчжэнь. Монголы сине часто заставляли художников переезжать, и в этот период из Цзиндэчжэня начали изготавливать подглазурный -белый фарфор . [33]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Осборн, 188
- ^ Вайнкер, 115–117; Роща
- ^ Вайнкер, 114–116; Медли, 123
- ^ Вайнкер, 116–117.
- ^ Чжиян, Ли и др. (2010) Китайская керамика, от периода палеолита до династии Цин. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон; Издательство на иностранных языках, Пекин. ISBN 978-0-300-11278-8 . п. 313.
- ^ Jump up to: а б Китайские глазури: их происхождение, химия и воссоздание Найджел Вуд стр.130 и далее.
- ^ Медли, 123; Вайнкер, 115–117.
- ^ Медли, 123; Вайнкер, 116 лет; Осборн, 188 лет.
- ^ Медли, 136–138; Валенштейн, 94–95; Осборн, 189 лет.
- ^ Медли, 132–134.
- ^ Медли, 125–134; Вайнкер, 116–117; Осборн, 188–189 гг.
- ^ Медли, 126–127.
- ^ Медли, 128–130; Вайнкер, 117 лет; Роусон, 223 года
- ^ Медли, 128; Вайнкер, 117 лет; Пример в Британском музее
- ^ Валенштейн, 93
- ^ Медли, 136–138.
- ^ Медли, 128–130; Вайнкера, 117
- ^ Валенштейн, 93; Вайнкер, 116–117; Осборн, 188 лет; Медли, 129 лет; Три подушки Чжан в Британском музее
- ^ пример в Метрополитен-музее , см. также предыдущую заметку.
- ^ Осборн, 189
- ^ Медли, 130–132.
- ^ Медли, 132; но Осборн, 189 говорит, что «к концу 11 века».
- ^ Нидхэм, 618; Ватсон, 328
- ^ Медли, 132–134; Вайнкера, 117
- ^ Осборн, 189
- ^ Медли, 132–134; Вайнкера, 117
- ^ Осборн, 188–189 (1200); Роща (1100); Медли, 123 («1200°С и выше»)
- ^ Осборн, 188–189 (800 °); Гроув («между 700°С и 900°С.»); Медли, 132 «между 800°С и 900°С».
- ^ Роща; Керамика типа Цзу-чжоу из Путеводителя по китайской керамике, Институт искусств Миннеаполиса.
- ^ Роща
- ^ Роща
- ^ Роща; Роусон, 225 лет
- ^ Роща
Ссылки
[ редактировать ]
- «Роща»: Oxford Art Online , «Китай, §VIII, 3: Керамика: историческое развитие», разные авторы.
- Медли, Маргарет, Китайский гончар: Практическая история китайской керамики , 3-е издание, 1989 г., Phaidon, ISBN 071482593X
- Нидэм, Джозеф (редактор), Наука и цивилизация в Китае , Том 5, Часть 12, 2004 г., Издательство Кембриджского университета, ISBN 0521838339 , 9780521838337, книги Google
- Осборн, Гарольд (редактор), Оксфордский компаньон декоративного искусства , 1975, OUP, ISBN 0198661134
- Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- Вайнкер, С.Дж., Китайская керамика и фарфор , 1991, British Museum Press, 9780714114705.
- Валенштейн, С. (1998). Справочник по китайской керамике , Метрополитен-музей, Нью-Йорк. ISBN 9780870995149 , полностью доступен в Интернете.
- Уотсон, Оливер, «Гончарное дело при монголах» в книге «За гранью наследия Чингисхана» , 2012, BRILL, Ed. Линда Комарофф, ISBN 9004243402 , 9789004243408, книги Google
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ютака Мино, Свобода глины и кисти на протяжении семи веков в Северном Китае: изделия типа Цзу-чжоу, 960–1600 гг. Н.э. , 1980, Издательство Индианаполисского университета