Zhu Yu (author)
Чжу Юй ( китайский : 朱彧 ; Уэйд-Джайлс : Чу Юй ) был китайским морским историком во времена династии Сун (960–1279 гг. Н.э.). Он вышел на пенсию в Хуангане (黄岗) провинции Хубэй, купил загородный дом и назвал его «Пинчжоу». Он называл себя «опытным овощеводом из Пинчжоу (萍洲老圃)». Между 1111 и 1117 годами нашей эры Чжу Юй написал книгу «Пинчжоу Кэтань» (萍洲可談; «Застольные беседы в Пинчжоу»), опубликованную в 1119 году нашей эры. [1] Он охватывал широкий спектр морских тем и проблем в Китае того времени. Его обширные познания в морской деятельности, технологиях и практике объяснялись тем, что его отец, Чжу Фу, был начальником порта торгового судоходства Гуанчжоу с 1094 по 1099 год нашей эры, после чего он был повышен до статуса губернатора и занимал эту должность до 1102 год нашей эры. [1] [2]
Застольные переговоры в Пинчжоу
[ редактировать ]
С точки зрения мирового значения, книга Чжу Юя была первой книгой в истории, в которой упоминалось использование морского магнитно -стрелочного компаса для навигации на море. [3] Хотя стрелка компаса была впервые подробно описана китайским ученым Шэнь Го (1031–1095) в его «Очерках бассейна снов» 1088 года нашей эры, он не описал конкретно ее использование для навигации на море. Отрывок из «Пинчжоу Кэтань» Чжу Юя , касающийся использования компаса, гласит:
Согласно государственным постановлениям, касающимся морских судов, более крупные суда могут перевозить несколько сотен человек, а меньшие — более ста человек на борту. Один из самых важных торговцев выбирается лидером (Ган Шоу), другой - заместителем лидера (Фу Ган Шоу), а третий - бизнес-менеджером (За Ши). Суперинтендант торгового мореплавания выдает им неофициально запечатанный красный сертификат, разрешающий им использовать легкий бамбук для наказания своей компании, когда это необходимо. Если кто-нибудь погибнет в море, его имущество отойдет государству... Пилоты корабля знакомы с очертаниями берегов; ночью они управляют по звездам, а днем по солнцу. В темную погоду они смотрят на стрелку, указывающую юг (то есть на магнитный компас ). Они также используют веревку длиной в сто футов с крюком на конце, которую опускают, чтобы взять образцы ила со дна моря; по его (внешнему виду и) запаху они могут определить свое местонахождение. [2]
Хотя Чжу начал писать свою книгу в 1111 году нашей эры, в ней упоминаются события, касающиеся различных морских портов Китая, начиная с 1086 года. [2] Поэтому вполне вероятно, что в то время, когда Шэнь Го начал писать свою книгу, стрелка компаса использовалась для навигации.
Помимо компаса, в книге Чжу описаны многие другие морские темы. В книге Чжу Юя описывается использование продольной проушины , натянутых матовых парусов и практика движения против ветра. [4] Чжу также описал конструкции переборок в корпусах китайских кораблей для создания водонепроницаемых отсеков. [4] Следовательно, если корпус корабля был сильно поврежден, водой заполнится только один отсек, а корабль можно будет спасти, не затонув. [5] Однако Чжу Юй писал, что корабли, дающие течь, вряд ли можно отремонтировать изнутри; вместо этого китайцы нанимали опытных иностранных ныряльщиков (людей из региона « Гор Куньлунь »), которые ныряли в воду с долотами и пастой и устраняли повреждения снаружи. [6] Об опытных ныряльщиках писали многие китайские авторы, в том числе Сун Инсин (1587–1666), который писал о ныряльщиках за жемчугом , которые использовали водонепроницаемые кожаные маски для лица , прикрепленные к дыхательным трубкам , закрепленным жестяными кольцами, выходящими на поверхность, что позволяло им дышать под водой в течение длительного времени. длительные периоды времени. [7] По крайней мере, со времен династии Тан (618–907 гг. н.э.) у китайцев также была формула водостойкого крема, наносимого на шелковую одежду, которая оказалась полезной для дайверов. [8]
Подтверждая слова Чжу Юя о кораблях династии Сун с переборками в корпусе, в 1973 году торговый корабль династии Сун длиной 24 м (78 футов) и шириной 9 м (29 футов) примерно 1277 года нашей эры был вытащен из воды у южного побережья Китая. ; В корпусе этого корабля было 12 отсеков с переборками. [9]
Рассказ Чжу Юя о методах управления лодкой
[ редактировать ]Различные источники, в том числе книги и карты ориентации морских путей, указывают на то, что в древней китайской навигации использовались три различных метода управления: прибрежная наземная географическая навигация, морская астрономическая навигация и навигация по магнитному компасу. Все эти методы были грубо усовершенствованы и развиты одновременно во времена династий Сун и Юань посредством навигационной практики.
Самые ранние китайские компасы, вероятно, изначально были изобретены не для навигации, а для гармонизации окружающей среды и зданий в соответствии с геометрическими принципами фэн-шуй. Доказано, что самая ранняя китайская справочная запись о магнитном устройстве, используемом в качестве «пеленгатора», содержится в книге династии Сун, датированной 960–1279 годами. Самая ранняя запись о фактическом использовании намагниченной стрелки для навигации находится в книге Чжу Юя « Таблица Пинчжоу». Беседы , написанные в 1102 году. Изобретение компаса значительно повысило безопасность и эффективность путешествий, особенно океанской навигации. [10]
Первый постоянный флот Китая был создан в 1132 году во времена династии Сун (960-1279 гг. н.э.) после многочисленных морских сражений, произошедших ранее. Кроме того, пороховая война впервые была применена на море в Китае, о чем свидетельствуют такие сражения, как битва при Цайши и битва при Тандао на реке Янцзы в 1161 году нашей эры. Чжу Юя «Застольные беседы» в Пинчжоу 1119 года нашей эры были важным произведением средневековой морской литературы, поскольку это была первая книга, в которой описывалось использование магнитно-стрелочного компаса для навигации на море. В книге также описано использование водонепроницаемых переборочных отсеков в корпусах китайских кораблей, которые предотвращали затопление при сильном повреждении одного отсека. Хотя в то время о сухом доке было известно, опытные водолазы по-прежнему нанимались для ремонта лодок, которые были повреждены и затоплены. Дайверы продолжали иметь морское значение в Китае, поскольку автор позднейшей династии Мин Сун Инсин (1587–1666) писал о ныряльщиках за жемчугом, которые использовали снаряжение для подводного плавания, чтобы дышать под водой, будучи привязанными к кораблю для охоты за жемчугом. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Китайская литература
- История династии Сун
- Технология династии Сун
- Уцзин Цзунъяо
- Колесница, указывающая на юг
- Александр Неккам
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 381.
- ^ Jump up to: а б с Нидэм, Том 4, Часть 1, 279.
- ^ Сивин, III, 22.
- ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 463.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 391.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 462.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 668–669.
- ^ Нидхэм, Том 5, Часть 4, 451–452.
- ^ Эбри, 159.
- ^ Ву, Чуньмин (2021), Ву, Чуньмин (редактор), «Сравнительное исследование астрономической навигации между древним Китаем и тихоокеанскими австронезийцами» , «Доисторическая морская граница Юго-Восточного Китая: коренные народы Бай Юэ и их океаническое расселение» , Сингапур: Springer , стр. 187–206, doi : 10.1007/978-981-16-4079-7_8 , ISBN 978-981-16-4079-7 , получено 6 марта 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Эбри, Уолтхолл, Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика . Тайбэй: Caves Books Ltd.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books Ltd.
- Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае, Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары . Тайбэй: Caves Books Ltd.
- Сивин, Натан (1995). Наука в Древнем Китае: исследования и размышления . Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing.