Jump to content

Zhu Yu (author)

Чжу Юй ( китайский : 朱彧 ; Уэйд-Джайлс : Чу Юй ) был китайским морским историком во времена династии Сун (960–1279 гг. Н.э.). Он вышел на пенсию в Хуангане (黄岗) провинции Хубэй, купил загородный дом и назвал его «Пинчжоу». Он называл себя «опытным овощеводом из Пинчжоу (萍洲老圃)». Между 1111 и 1117 годами нашей эры Чжу Юй написал книгу «Пинчжоу Кэтань» (萍洲可談; «Застольные беседы в Пинчжоу»), опубликованную в 1119 году нашей эры. [1] Он охватывал широкий спектр морских тем и проблем в Китае того времени. Его обширные познания в морской деятельности, технологиях и практике объяснялись тем, что его отец, Чжу Фу, был начальником порта торгового судоходства Гуанчжоу с 1094 по 1099 год нашей эры, после чего он был повышен до статуса губернатора и занимал эту должность до 1102 год нашей эры. [1] [2]

Застольные переговоры в Пинчжоу

[ редактировать ]
Схема династии Мин морского компаса

С точки зрения мирового значения, книга Чжу Юя была первой книгой в истории, в которой упоминалось использование морского магнитно -стрелочного компаса для навигации на море. [3] Хотя стрелка компаса была впервые подробно описана китайским ученым Шэнь Го (1031–1095) в его «Очерках бассейна снов» 1088 года нашей эры, он не описал конкретно ее использование для навигации на море. Отрывок из «Пинчжоу Кэтань» Чжу Юя , касающийся использования компаса, гласит:

Согласно государственным постановлениям, касающимся морских судов, более крупные суда могут перевозить несколько сотен человек, а меньшие — более ста человек на борту. Один из самых важных торговцев выбирается лидером (Ган Шоу), другой - заместителем лидера (Фу Ган Шоу), а третий - бизнес-менеджером (За Ши). Суперинтендант торгового мореплавания выдает им неофициально запечатанный красный сертификат, разрешающий им использовать легкий бамбук для наказания своей компании, когда это необходимо. Если кто-нибудь погибнет в море, его имущество отойдет государству... Пилоты корабля знакомы с очертаниями берегов; ночью они управляют по звездам, а днем ​​по солнцу. В темную погоду они смотрят на стрелку, указывающую юг (то есть на магнитный компас ). Они также используют веревку длиной в сто футов с крюком на конце, которую опускают, чтобы взять образцы ила со дна моря; по его (внешнему виду и) запаху они могут определить свое местонахождение. [2]

Хотя Чжу начал писать свою книгу в 1111 году нашей эры, в ней упоминаются события, касающиеся различных морских портов Китая, начиная с 1086 года. [2] Поэтому вполне вероятно, что в то время, когда Шэнь Го начал писать свою книгу, стрелка компаса использовалась для навигации.

Помимо компаса, в книге Чжу описаны многие другие морские темы. В книге Чжу Юя описывается использование продольной проушины , натянутых матовых парусов и практика движения против ветра. [4] Чжу также описал конструкции переборок в корпусах китайских кораблей для создания водонепроницаемых отсеков. [4] Следовательно, если корпус корабля был сильно поврежден, водой заполнится только один отсек, а корабль можно будет спасти, не затонув. [5] Однако Чжу Юй писал, что корабли, дающие течь, вряд ли можно отремонтировать изнутри; вместо этого китайцы нанимали опытных иностранных ныряльщиков (людей из региона « Гор Куньлунь »), которые ныряли в воду с долотами и пастой и устраняли повреждения снаружи. [6] Об опытных ныряльщиках писали многие китайские авторы, в том числе Сун Инсин (1587–1666), который писал о ныряльщиках за жемчугом , которые использовали водонепроницаемые кожаные маски для лица , прикрепленные к дыхательным трубкам , закрепленным жестяными кольцами, выходящими на поверхность, что позволяло им дышать под водой в течение длительного времени. длительные периоды времени. [7] По крайней мере, со времен династии Тан (618–907 гг. н.э.) у китайцев также была формула водостойкого крема, наносимого на шелковую одежду, которая оказалась полезной для дайверов. [8]

Подтверждая слова Чжу Юя о кораблях династии Сун с переборками в корпусе, в 1973 году торговый корабль династии Сун длиной 24 м (78 футов) и шириной 9 м (29 футов) примерно 1277 года нашей эры был вытащен из воды у южного побережья Китая. ; В корпусе этого корабля было 12 отсеков с переборками. [9]

Рассказ Чжу Юя о методах управления лодкой

[ редактировать ]

Различные источники, в том числе книги и карты ориентации морских путей, указывают на то, что в древней китайской навигации использовались три различных метода управления: прибрежная наземная географическая навигация, морская астрономическая навигация и навигация по магнитному компасу. Все эти методы были грубо усовершенствованы и развиты одновременно во времена династий Сун и Юань посредством навигационной практики.

Самые ранние китайские компасы, вероятно, изначально были изобретены не для навигации, а для гармонизации окружающей среды и зданий в соответствии с геометрическими принципами фэн-шуй. Доказано, что самая ранняя китайская справочная запись о магнитном устройстве, используемом в качестве «пеленгатора», содержится в книге династии Сун, датированной 960–1279 годами. Самая ранняя запись о фактическом использовании намагниченной стрелки для навигации находится в книге Чжу Юя « Таблица Пинчжоу». Беседы , написанные в 1102 году. Изобретение компаса значительно повысило безопасность и эффективность путешествий, особенно океанской навигации. [10]

Первый постоянный флот Китая был создан в 1132 году во времена династии Сун (960-1279 гг. н.э.) после многочисленных морских сражений, произошедших ранее. Кроме того, пороховая война впервые была применена на море в Китае, о чем свидетельствуют такие сражения, как битва при Цайши и битва при Тандао на реке Янцзы в 1161 году нашей эры. Чжу Юя «Застольные беседы» в Пинчжоу 1119 года нашей эры были важным произведением средневековой морской литературы, поскольку это была первая книга, в которой описывалось использование магнитно-стрелочного компаса для навигации на море. В книге также описано использование водонепроницаемых переборочных отсеков в корпусах китайских кораблей, которые предотвращали затопление при сильном повреждении одного отсека. Хотя в то время о сухом доке было известно, опытные водолазы по-прежнему нанимались для ремонта лодок, которые были повреждены и затоплены. Дайверы продолжали иметь морское значение в Китае, поскольку автор позднейшей династии Мин Сун Инсин (1587–1666) писал о ныряльщиках за жемчугом, которые использовали снаряжение для подводного плавания, чтобы дышать под водой, будучи привязанными к кораблю для охоты за жемчугом. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 381.
  2. ^ Jump up to: а б с Нидэм, Том 4, Часть 1, 279.
  3. ^ Сивин, III, 22.
  4. ^ Jump up to: а б Нидэм, Том 4, Часть 3, 463.
  5. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 391.
  6. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 462.
  7. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 668–669.
  8. ^ Нидхэм, Том 5, Часть 4, 451–452.
  9. ^ Эбри, 159.
  10. ^ Ву, Чуньмин (2021), Ву, Чуньмин (редактор), «Сравнительное исследование астрономической навигации между древним Китаем и тихоокеанскими австронезийцами» , «Доисторическая морская граница Юго-Восточного Китая: коренные народы Бай Юэ и их океаническое расселение» , Сингапур: Springer , стр. 187–206, doi : 10.1007/978-981-16-4079-7_8 , ISBN  978-981-16-4079-7 , получено 6 марта 2023 г.
  • Эбри, Уолтхолл, Пале (2006). Восточная Азия: культурная, социальная и политическая история . Бостон: Компания Houghton Mifflin.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 1, Физика . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае: Том 4, Физика и физические технологии, Часть 3, Гражданское строительство и мореплавание . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае, Том 5, Химия и химическая технология, Часть 4, Спагирические открытия и изобретения: аппараты, теории и дары . Тайбэй: Caves Books Ltd.
  • Сивин, Натан (1995). Наука в Древнем Китае: исследования и размышления . Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a9a06f235a865de25ffb71dd4b0ef70__1705769460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/70/7a9a06f235a865de25ffb71dd4b0ef70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhu Yu (author) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)