Jump to content

Чжоу Дуньи

Чжоу Дуньи
Рожденный 1017
Умер 1073 (56 лет)
Род занятий Космолог, философ, писатель
Эра Неоконфуцианство
Область Китайская философия
Школа Неоконфуцианство
Чжоу Дуньи
Bronze statue of Zhou Dunyi at the White Deer Grotto Academy
Traditional Chinese周敦頤
Simplified Chinese周敦颐
Transcriptions
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhōu Dūnyí
Wade–GilesChou Tun-i
Birth name
Chinese周敦實
Transcriptions
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhōu Dūnshí
Courtesy name
Chinese
Transcriptions
Standard Mandarin
Hanyu PinyinMàoshū
Wade–GilesMao-shu
Posthumous name
Chinese周濂溪
Transcriptions
Standard Mandarin
Hanyu PinyinZhōu Liánxī
Wade–GilesChou Lien-hsi

Чжоу Дуньи ( китайский : 周敦頤 ; Уэйд-Джайлс : Чжоу Тунь-и ; 1017–1073) — китайский космолог , философ и писатель времен династии Сун . Он концептуализировал неоконфуцианскую космологию того времени, объясняя взаимосвязь между человеческим поведением и универсальными силами. Таким образом, он подчеркивает, что люди могут овладеть своей ци («духом»), чтобы соответствовать природе. Он оказал большое влияние на Чжу Си , архитектора неоконфуцианства. Чжоу Дуньи в основном интересовался Тайцзи (высшей полярностью) и Уцзи (безграничным потенциалом), Инь и Ян , а также Усин (пятью фазами).

Чжоу родился в 1017 году в округе Индао , префектуры Даочжоу в современном Юнчжоу , на юге провинции Хунань . Первоначально его звали Чжоу Дуньши . Воспитанный в семье учёного-чиновника, он изменил своё имя в 1063 году, чтобы избежать иероглифа в личном имени нового императора Инцзуна . [ нужна ссылка ]

Его отец умер, когда ему было четырнадцать, и его взял на воспитание дядя Чжэн Сян. Свою первую должность в правительстве он получил через своего дядю. Хотя он был очень активен в своей карьере на государственной службе, он так и не достиг высокого положения и не получил степени «представленного ученого» ( цзиньши ). Некоторые из должностей, которые он занимал, были окружным регистратором (1040), мировым судьей в различных округах (1046–1054), руководителем аппарата префектуры, профессором управления образования и помощником префекта (1061–1064). Он ушел со своего последнего поста за год до смерти. Он умер недалеко от горы Лу в провинции Цзянси в 1073 году. После его смерти Чжоу обычно называли Чжоу Ляньси в честь имени, которое он принял после выхода на пенсию, в честь ручья Лянь возле его дома. прозвал его «Бедным человеком дзен» Чэн И и посмертно удостоил этой чести. [ кем? ] как «герцог Юань» ( Юаньгун ) в 1200 году. [ нужна ссылка ]

Потомок Чжоу Дуньи носил титул Уцзин Боши ( 五经师 ; 五经师 ; Wǔjīng Bóshi ). [1] [2] [3] [4]

В 1452 году титул «Уцзин Боши» был пожалован Мэн Сивэнь 孟希文 в 56-м поколении. , потомку Мэнцзы [ нужна ссылка ] и Янь Сихуэй 顔希惠 в 59-м поколении , потомок Янь Хуэя ; [ нужна ссылка ] в 1456-1457 гг. таким же был пожалован Чжоу Мянь 週冕 , отпрыск Чжоу Дуньи в 12-м поколении, Чэнь Кэжэнь 程克仁 , отпрыск 17-го поколения братьев Чэн ( Чэн Хао и Чэн И ), в 1539 г. таким же был награжден Цзэн Чжикуй 曾質粹 в 60-м поколении , потомку Цзэн Цзана ; в 1622 году титул получил потомок Чжан Цзая , а в 1630 году — потомок Шао Юна . [5] [6]

Сочинения

[ редактировать ]

Тайцзи Ту Шуо

[ редактировать ]
Тайцзиту Чжоу Дуньи
Чжоу Дуньи восхищается лотосами, картина Кайхо Юсэцу, середина 17 века.

«Тайцзи Ту Шуо» ( 太極圖說 , «Объяснения схемы Высшего Предела» или «Диаграмма, объясняющая Высшую Предел» ) была помещена во главе неоконфуцианской антологии «Цзинсилу» ( «Размышления о вещах под рукой ») Чжу Си и Лю Цзуцяня в 1175 году. Он соединил конфуцианскую этику и концепции « Книги Перемен » ( И Цзин ) с даосским натурализмом. Он разработал метафизику, основанную на идее о том, что «многие в конечном счете едины, а одно предельно». Это был первый китайский текст XI века, в котором доказывалась неразделимость метафизики, космологии и этики, а также первый крупный китайский текст, в котором исследовалась концепция тайцзиту или « символа инь-ян ».

В нем содержалась его теория творения, которую можно резюмировать в следующем перефразе ее первого раздела:

«Вначале существовал тайцзи (тайцзи) (великий предел бытия), который по своей сути был тождественен у чи (уцзи) (предел небытия). Из-за обилия энергии внутри него Ай-чи, оно начало двигаться и, таким образом, произвело ян (положительную космическую силу). Когда активность ян достигла своего предела, она вернулась к спокойствию, когда было достигнуто спокойствие. его предел, он вернулся к движению (ян). Таким образом, Инь и Ян породили друг друга. Затем, посредством союза Инь и Ян, произошла трансформация обоих, пяти агентов (или элементов): металла, дерева, воды и огня. Эти пять агентов рассматриваются как материальные принципы, а не как конкретные вещи. Поэтому их можно считать общей основой всех вещей. Взаимодействие Инь и Ян посредством различных комбинаций пяти агентов порождает все. вещи в процессе бесконечной трансформации». [7]

Чжоу Дуньи постулировал, что люди обладают всеми этими качествами и силами в своем высшем совершенстве и, следовательно, являются наиболее разумными из всех существ. Он также считал, что пять агентов напрямую соответствуют пяти моральным принципам : жэнь (человечность), и (праведность), ли (приличие), чжи (мудрость) и синь (верность). [ нужна ссылка ]

« Тун Шу» ( «Всеохватывающая книга» или «Проникновение в « Книгу перемен ») представляла собой новую интерпретацию конфуцианских доктрин. Это было основой этики неоконфуцианства. В нем говорилось, что мудрец — это высший человек, который действует в соответствии с принципами приличия, человечности, праведности, мудрости, верности, спокойствия и искренности. Искренность, являющаяся основой нравственной природы, может быть использована для различения добра и зла и для совершенствования себя.

В нем говорилось о принципах, природе и судьбе вместе, что стало тремя кардинальными концепциями конфуцианской мысли. У него был даосский взгляд на природу. Есть истории о том, как Чжоу Дуньи так сильно любил свою траву, что не стал ее косить, что подтверждает концепцию о том, что люди должны ценить жизнь на природе и важность бездействия. Известно, что Чжоу Дуньи сказал, что лучшее качество жизни — это жизнь чистого лотоса, растущего из грязных вод, где лотос является естественным эквивалентом благородного человека . [ нужна ссылка ] Он известен тем, что позаимствовал многие идеи из даосизма, буддизма и конфуцианства.

Как показано в альбоме «Портреты известных людей» ок. 1900 г., хранится в Художественном музее Филадельфии.

У Чжоу Дуньи было два ученика, которые внесли большой вклад в конфуцианство: его племянники Чэн И и Чэн Хао . Братья Чэн учились у Чжоу Дуньи лишь короткое время, когда были моложе. Братья основали школу Чэн-Чжу, которая доминировала в китайской философии более 700 лет. Чжоу Дуньи считается отцом-основателем этой школы, хотя в трудах братьев Чэн нет упоминаний о его вкладе.

Чжоу Дуньи оказал большое влияние на Чжу Си , который считался одним из величайших конфуцианских мыслителей со времен самого Конфуция. Известно, что Чжу Си сказал, что Чжоу Дуньи был первым великим мудрецом династии Сун, особенно из-за его особого внимания к концепции Уцзи.

Хотя при жизни он никогда не пользовался большим влиянием, его помнили как теплого, человечного и родственного миру природы. Многие конфуцианцы считали, что он олицетворяет добродетель «подлинности». Он обладал прекрасным пониманием Пути Небес. Первая крупная популяризация символа тайдзиту также принадлежит Чжоу Дуньи; этот символ (в измененной форме) теперь известен во всем мире как общепринятый символ китайских концепций инь и ян.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Х. С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN  978-1-135-79795-9 .
  2. ^ «P.494-5. Современная политическая организация Китая» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
  3. ^ «Современная политическая организация Китая» . Архив.орг .
  4. ^ Чанг Воэй Онг (2008). Литераторы в перевалах: литераторы Гуаньчжуна в истории Китая, 907–1911 гг . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 132. ИСБН  978-0-674-03170-8 .
  5. ^ «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца» . Журнал азиатских исследований . 55 (3): 571. Август 1996 г.
  6. ^ Уилсон, Томас А. (1996). «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца» . Журнал азиатских исследований . 55 (3). Издательство Кембриджского университета, Ассоциация азиатских исследований: 571. doi : 10.2307/2646446 . JSTOR   2646446 .
  7. ^ Аррингтон, 1999, с. 46

Источники

[ редактировать ]
  • Адлер, Джозеф А. «Чжоу Дуньи: Метафизика и практика мудрости» . В Вм. Теодор де Бари и Ирен Блум, ред., «Источники китайской традиции» , 2-е изд., том. 1 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1999), гл. 20.
  • Адлер, Джозеф А. '' Реконструкция конфуцианского Дао: присвоение Чжу Си Чжоу Дуньи (Олбани: State University of New York Press, 2014).
  • Аррингтон, Р. (1999). Спутник философов . Массачусетс, Blackwell Publishers Ltd.
  • Бертронг, Дж (1998). Трансформации конфуцианского пути . Боулдер, Вествью Пресс.
  • Чан, Винг-цит (1986). Объяснение неоконфуцианских терминов . Нью-Йорк, Издательство Колумбийского университета.
  • Чен, Кемин и Венг, Цзиндун «Чжоу Дуньи». Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
  • Гедалесия, Д. (1974). «Экскурсия в сущность и функцию». Философия Востока и Запада . том. 4, 443–451.
  • Яо Синьчжун (2003). Энциклопедия конфуцианства , 1-е изд. Лондон, Рутледж Керзон.
  • «Чжоу Дуньи». Британская энциклопедия. 2008. Британская энциклопедия Интернет. 17 октября 2008 г. Британская академия
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f1bc737f78c1f9e11b838552138fe3d3__1722613980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f1/d3/f1bc737f78c1f9e11b838552138fe3d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Zhou Dunyi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)