Чжоу Дуньи
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2021 г. ) |
Чжоу Дуньи | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1017 |
Умер | 1073 (56 лет) |
Род занятий | Космолог, философ, писатель |
Эра | Неоконфуцианство |
Область | Китайская философия |
Школа | Неоконфуцианство |
Чжоу Дуньи |
---|
Чжоу Дуньи ( китайский : 周敦頤 ; Уэйд-Джайлс : Чжоу Тунь-и ; 1017–1073) — китайский космолог , философ и писатель времен династии Сун . Он концептуализировал неоконфуцианскую космологию того времени, объясняя взаимосвязь между человеческим поведением и универсальными силами. Таким образом, он подчеркивает, что люди могут овладеть своей ци («духом»), чтобы соответствовать природе. Он оказал большое влияние на Чжу Си , архитектора неоконфуцианства. Чжоу Дуньи в основном интересовался Тайцзи (высшей полярностью) и Уцзи (безграничным потенциалом), Инь и Ян , а также Усин (пятью фазами).
Жизнь
[ редактировать ]Чжоу родился в 1017 году в округе Индао , префектуры Даочжоу в современном Юнчжоу , на юге провинции Хунань . Первоначально его звали Чжоу Дуньши . Воспитанный в семье учёного-чиновника, он изменил своё имя в 1063 году, чтобы избежать иероглифа в личном имени нового императора Инцзуна . [ нужна ссылка ]
Его отец умер, когда ему было четырнадцать, и его взял на воспитание дядя Чжэн Сян. Свою первую должность в правительстве он получил через своего дядю. Хотя он был очень активен в своей карьере на государственной службе, он так и не достиг высокого положения и не получил степени «представленного ученого» ( цзиньши ). Некоторые из должностей, которые он занимал, были окружным регистратором (1040), мировым судьей в различных округах (1046–1054), руководителем аппарата префектуры, профессором управления образования и помощником префекта (1061–1064). Он ушел со своего последнего поста за год до смерти. Он умер недалеко от горы Лу в провинции Цзянси в 1073 году. После его смерти Чжоу обычно называли Чжоу Ляньси в честь имени, которое он принял после выхода на пенсию, в честь ручья Лянь возле его дома. прозвал его «Бедным человеком дзен» Чэн И и посмертно удостоил этой чести. [ кем? ] как «герцог Юань» ( Юаньгун ) в 1200 году. [ нужна ссылка ]
Потомки
[ редактировать ]Потомок Чжоу Дуньи носил титул Уцзин Боши ( 五经师 ; 五经师 ; Wǔjīng Bóshi ). [1] [2] [3] [4]
В 1452 году титул «Уцзин Боши» был пожалован Мэн Сивэнь 孟希文 в 56-м поколении. , потомку Мэнцзы [ нужна ссылка ] и Янь Сихуэй 顔希惠 в 59-м поколении , потомок Янь Хуэя ; [ нужна ссылка ] в 1456-1457 гг. таким же был пожалован Чжоу Мянь 週冕 , отпрыск Чжоу Дуньи в 12-м поколении, Чэнь Кэжэнь 程克仁 , отпрыск 17-го поколения братьев Чэн ( Чэн Хао и Чэн И ), в 1539 г. таким же был награжден Цзэн Чжикуй 曾質粹 в 60-м поколении , потомку Цзэн Цзана ; в 1622 году титул получил потомок Чжан Цзая , а в 1630 году — потомок Шао Юна . [5] [6]
Сочинения
[ редактировать ]Тайцзи Ту Шуо
[ редактировать ]

«Тайцзи Ту Шуо» ( 太極圖說 , «Объяснения схемы Высшего Предела» или «Диаграмма, объясняющая Высшую Предел» ) была помещена во главе неоконфуцианской антологии «Цзинсилу» ( «Размышления о вещах под рукой ») Чжу Си и Лю Цзуцяня в 1175 году. Он соединил конфуцианскую этику и концепции « Книги Перемен » ( И Цзин ) с даосским натурализмом. Он разработал метафизику, основанную на идее о том, что «многие в конечном счете едины, а одно предельно». Это был первый китайский текст XI века, в котором доказывалась неразделимость метафизики, космологии и этики, а также первый крупный китайский текст, в котором исследовалась концепция тайцзиту или « символа инь-ян ».
В нем содержалась его теория творения, которую можно резюмировать в следующем перефразе ее первого раздела:
«Вначале существовал тайцзи (тайцзи) (великий предел бытия), который по своей сути был тождественен у чи (уцзи) (предел небытия). Из-за обилия энергии внутри него Ай-чи, оно начало двигаться и, таким образом, произвело ян (положительную космическую силу). Когда активность ян достигла своего предела, она вернулась к спокойствию, когда было достигнуто спокойствие. его предел, он вернулся к движению (ян). Таким образом, Инь и Ян породили друг друга. Затем, посредством союза Инь и Ян, произошла трансформация обоих, пяти агентов (или элементов): металла, дерева, воды и огня. Эти пять агентов рассматриваются как материальные принципы, а не как конкретные вещи. Поэтому их можно считать общей основой всех вещей. Взаимодействие Инь и Ян посредством различных комбинаций пяти агентов порождает все. вещи в процессе бесконечной трансформации». [7]
Чжоу Дуньи постулировал, что люди обладают всеми этими качествами и силами в своем высшем совершенстве и, следовательно, являются наиболее разумными из всех существ. Он также считал, что пять агентов напрямую соответствуют пяти моральным принципам : жэнь (человечность), и (праведность), ли (приличие), чжи (мудрость) и синь (верность). [ нужна ссылка ]
Тонг Шу
[ редактировать ]« Тун Шу» ( «Всеохватывающая книга» или «Проникновение в « Книгу перемен ») представляла собой новую интерпретацию конфуцианских доктрин. Это было основой этики неоконфуцианства. В нем говорилось, что мудрец — это высший человек, который действует в соответствии с принципами приличия, человечности, праведности, мудрости, верности, спокойствия и искренности. Искренность, являющаяся основой нравственной природы, может быть использована для различения добра и зла и для совершенствования себя.
В нем говорилось о принципах, природе и судьбе вместе, что стало тремя кардинальными концепциями конфуцианской мысли. У него был даосский взгляд на природу. Есть истории о том, как Чжоу Дуньи так сильно любил свою траву, что не стал ее косить, что подтверждает концепцию о том, что люди должны ценить жизнь на природе и важность бездействия. Известно, что Чжоу Дуньи сказал, что лучшее качество жизни — это жизнь чистого лотоса, растущего из грязных вод, где лотос является естественным эквивалентом благородного человека . [ нужна ссылка ] Он известен тем, что позаимствовал многие идеи из даосизма, буддизма и конфуцианства.
Школа
[ редактировать ]
У Чжоу Дуньи было два ученика, которые внесли большой вклад в конфуцианство: его племянники Чэн И и Чэн Хао . Братья Чэн учились у Чжоу Дуньи лишь короткое время, когда были моложе. Братья основали школу Чэн-Чжу, которая доминировала в китайской философии более 700 лет. Чжоу Дуньи считается отцом-основателем этой школы, хотя в трудах братьев Чэн нет упоминаний о его вкладе.
Чжоу Дуньи оказал большое влияние на Чжу Си , который считался одним из величайших конфуцианских мыслителей со времен самого Конфуция. Известно, что Чжу Си сказал, что Чжоу Дуньи был первым великим мудрецом династии Сун, особенно из-за его особого внимания к концепции Уцзи.
Хотя при жизни он никогда не пользовался большим влиянием, его помнили как теплого, человечного и родственного миру природы. Многие конфуцианцы считали, что он олицетворяет добродетель «подлинности». Он обладал прекрасным пониманием Пути Небес. Первая крупная популяризация символа тайдзиту также принадлежит Чжоу Дуньи; этот символ (в измененной форме) теперь известен во всем мире как общепринятый символ китайских концепций инь и ян.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Х. С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
- ^ «P.494-5. Современная политическая организация Китая» . Архивировано из оригинала 25 апреля 2016 года . Проверено 17 апреля 2016 г.
- ^ «Современная политическая организация Китая» . Архив.орг .
- ^ Чанг Воэй Онг (2008). Литераторы в перевалах: литераторы Гуаньчжуна в истории Китая, 907–1911 гг . Азиатский центр Гарвардского университета. п. 132. ИСБН 978-0-674-03170-8 .
- ^ «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца» . Журнал азиатских исследований . 55 (3): 571. Август 1996 г.
- ^ Уилсон, Томас А. (1996). «Ритуальное формирование конфуцианского православия и потомки мудреца» . Журнал азиатских исследований . 55 (3). Издательство Кембриджского университета, Ассоциация азиатских исследований: 571. doi : 10.2307/2646446 . JSTOR 2646446 .
- ^ Аррингтон, 1999, с. 46
Источники
[ редактировать ]- Адлер, Джозеф А. «Чжоу Дуньи: Метафизика и практика мудрости» . В Вм. Теодор де Бари и Ирен Блум, ред., «Источники китайской традиции» , 2-е изд., том. 1 (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1999), гл. 20.
- Адлер, Джозеф А. '' Реконструкция конфуцианского Дао: присвоение Чжу Си Чжоу Дуньи (Олбани: State University of New York Press, 2014).
- Аррингтон, Р. (1999). Спутник философов . Массачусетс, Blackwell Publishers Ltd.
- Бертронг, Дж (1998). Трансформации конфуцианского пути . Боулдер, Вествью Пресс.
- Чан, Винг-цит (1986). Объяснение неоконфуцианских терминов . Нью-Йорк, Издательство Колумбийского университета.
- Чен, Кемин и Венг, Цзиндун «Чжоу Дуньи». Энциклопедия Китая (философское издание), 1-е изд.
- Гедалесия, Д. (1974). «Экскурсия в сущность и функцию». Философия Востока и Запада . том. 4, 443–451.
- Яо Синьчжун (2003). Энциклопедия конфуцианства , 1-е изд. Лондон, Рутледж Керзон.
- «Чжоу Дуньи». Британская энциклопедия. 2008. Британская энциклопедия Интернет. 17 октября 2008 г. Британская академия