Дэн Си
Дэн Си ( / ˈ d ʌ ŋ ˈ ʃ iː / ; [1] Китайский : 鄧析 ; Уэйд-Джайлз : Тэн Си , ок. 545–501 до н.э.) — китайский философ и ритор, принадлежавший к китайской философской традиции «Школы имен» . Когда-то он был высокопоставленным чиновником государства Чжэн и современником Конфуция , но считается первым известным юристом Китая, умело использующим слова и язык в судебных процессах. Цзо Чжуань и Анналы Люй Бувэя критически приписывают Дэну авторство уголовного кодекса, самого раннего известного закона в китайской криминологии, озаглавленного «Бамбуковый закон». Он был разработан, чтобы заменить суровый, более конфуцианский уголовный кодекс, разработанный государственным деятелем Чжэн Цзычаном .
Дэн считается первым сторонником следования ли, или образцу вещей. Этот термин относится к обработке нефрита. Неомоисты будут использовать его как термин, обозначающий логику и историю вещи в развитии предложения. С аргументами, касающимися форм и имен, Лю Сян цитирует Дэн Си как источник происхождения принципа синмин школы имен Синминцзя, относящегося к сопоставлению слов и результатов. Подобно этому, использованное Шэнь Бухаем и Хань Фэем в отношении управления, или « легализма », это, вероятно, сделало бы его важным вкладом как в китайскую философию , особенно в школу имен, так и в основы китайского государственного управления.
Говорят, что он участвовал в судебных процессах и выступал за допустимость противоречивых положений, участвуя в ожесточенных дебатах по поводу толкования законов, правовых принципов и определений. Однако цель его концепции бянь состоит именно в том, чтобы исследовать и различать категории, чтобы предотвратить препятствия или беспокойства, с последующими категорическими выводами. Он различает большие и малые бянь скорее этически, чем логически, как это сделает позже Сюнь Куан (хотя у мохистов также были этические дискуссии). Под влиянием моистов Сюнь Куан предложил категоризацию как ключ к пониманию вещей. [2] [3]
Дэн Си Цзы
[ редактировать ]« История Хань» ( Ханьшу ) приписывает Дэн Си два свитка с письменами, ни один из которых не сохранился. [4] хотя профессор Чжэньбинь Сунь, по крайней мере, считает, что текст, носящий имя Дэна, отражает его мысль. Он рекомендует мудрому королю «следить за именами и наблюдать за действительностью, изучать законы и устанавливать власть», говоря, что «должности невозможно превзойти, официальные титулы нельзя использовать, а чиновники имеют свои собственные обязанности в соответствии со своими именами и титулами. Настоятель следует за ними». названия и проверяет, соответствуют ли они действительности, подчиненный выполняет приказы и выполняет их на практике». [5] В более логичном ключе, сравнимом с Мози, он выступает за «различение разных категорий, чтобы они не мешали друг другу, и организацию разных баз так, чтобы они не мешали друг другу». [6]
Биография
[ редактировать ]Развивая свои навыки ведения дискуссий в судах штата Чжэн , Дэн занимал там должность мелкого чиновника. Говорят, что он отстаивает обе стороны своих дел и, как говорят, выступал за допустимость противоречивых положений, вероятно, участвуя в ожесточенных дебатах по поводу толкования законов, правовых принципов и определений. [7] В «Анналах Лу Бувея» он представлен как человек, который мог «доказывать, что право быть неправым, а право быть правым, [для которого] добро и зло не имели фиксированных стандартов, а «да» и «нет» менялись каждый день. ... То, что он хотел выиграть, всегда побеждало, и кого он хотел наказать, тот всегда был наказан». [8]
Дэн привлек множество клиентов, ищущих юридических консультаций, и, очевидно, взимая плату за предметы одежды, в конечном итоге у него будет достаточно, чтобы считать себя богатым. [9] Поскольку в Хуэй книге Сюньцзы он объединен с Ши , трудно разделить их вклад. Пример его софистики :
Река Вэй была чрезвычайно высокой. Утонул человек из дома богатого человека Чжэна. Кто-то нашел тело. Богатый человек попросил выкупить его обратно. Мужчина потребовал очень большую сумму денег. Богатый человек рассказал об этом Дэн Си. Дэн Си сказал: «Успокойся. Конечно, больше никому он не сможет продать тело. Человек, нашедший тело, был обеспокоен этим и рассказал об этом Дэн Си. Дэн Си ответил ему: «Успокойся. Конечно, больше нигде они не смогут купить тело». [10] [11] [12]
Несмотря на такое изображение, более современные ученые считают, что, потратив время на написание своего собственного уголовного кодекса, Дэн, возможно, был реформатором законодательства с благими намерениями, выступавшим против того, что он считал подавлением идей и мнений. Придираясь к аспектам закона, чтобы бросить вызов попыткам Цзычаня остановить публикацию плакатов, профессора Син Лу и Чжэньбинь Сунь считают, что Дэн хотел бросить вызов конфуцианцу Ли в пользу судебного разбирательства и свободного обмена, отдавая предпочтение тому, что называется «большим» или общинным. споры о мелочах как лучшее решение проблем. [13]
Наследие
[ редактировать ]Дэн Си был казнен в 501 г. до н.э. Сы Чуанем, правителем государства Чжэн. Затем Си Чуань принял свой уголовный кодекс. [14]
Сюньцзы . объединили его с Хуэй Ши в рамках общей интеллектуальной традиции, хотя они жили с разницей в 200 лет Основная жалоба Сюньцзы на этих двоих заключалась в том, что они не соответствовали ритуалам и «праведности» или «фактам о добре и зле», изображая его как талантливого человека, который, пренебрегая конфуцианской моралью, тратил свое время на бессмысленные дела. интеллектуальные игры и софистика. Хан Фэй был склонен отвергать логиков как бесполезных, несмотря на то, что «законники» заимствовали у них часть своего государственного искусства. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- Сноски
- ^ "Си" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ «Первый пионер китайской юридической науки: Дэн Си» . Октябрь 2019 года . Проверено 18 сентября 2020 г.
- ^
- Фрейзер, Крис, «Школа имен», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- Женбинь Сунь 2015. стр.14-16,18,113-114. Язык, дискурс и практика в Древнем Китае. https://books.google.com/books?id=MLx_BAAAQBAJ&pg=PA14
- Пэн Хэ 2014. стр.67,83. Китайское законотворчество: от некоммуникативного к коммуникативному. https://books.google.com/books?id=MXDABAAAQBAJ&pg=PA85
- Брайан В. Ван Норден, 2011. стр.102. Введение в классическую китайскую философию. https://books.google.com/books?id=TtK5750bm30C&pg=PA102
- Фрейзер, Крис, «Школа имен», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.). https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/school-names/
- Антонио С. Куа, 2003 г., с. 492. Энциклопедия китайской философии https://books.google.com/books?id=yTv_AQAAQBAJ&pg=PA492 .
- ^ Фрейзер, Крис (2017), «Школа имен» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 23 августа 2023 г.
- ^ Син Лу. 1998. с.134. Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век до нашей эры https://books.google.com/books?id=72QURrAppzkC&pg=PA134
- Женбинь Сунь, 2015. стр. 16,130. Язык, дискурс и практика в Древнем Китае. https://books.google.com/books?id=MLx_BAAAQBAJ&pg=PA16
- ^ Сунь, Чжэньбинь (10 сентября 2014 г.). Язык, дискурс и практика в Древнем Китае . Спрингер. ISBN 978-3-642-54865-9 .
- ^ Антонио С. Куа 2003 стр.492. Энциклопедия китайской философии. https://books.google.com/books?id=yTv_AQAAQBAJ&pg=PA492
- Фрейзер, Крис, «Школа имен», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.). https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/school-names/
- ^ Сунь, Чжэньбинь (10 сентября 2014 г.). Язык, дискурс и практика в Древнем Китае . Спрингер. ISBN 978-3-642-54865-9 .
- ^ Лу, Син (1998). Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век до нашей эры: сравнение с классической греческой риторикой . Университет Южной Каролины Press. ISBN 978-1-57003-216-5 .
- ^ Подвиги Дэн Си , Стэнфордская энциклопедия философии , получено 2 апреля 2011 г.
- ^ Лю Ши Чун Цю: Ли Вэй (китайский) , китайский текстовый проект
- ^ Норден, Брайан В. Ван (11 марта 2011 г.). Введение в классическую китайскую философию . Издательская компания Хакетт, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-60384-615-8 .
- ^ Син Лу. 1998. стр.130-132. Риторика в Древнем Китае, пятый-третий век до нашей эры https://books.google.com/books?id=72QURrAppzkC&pg=PA131
- Женбинь Сунь 2015. стр.15-16. Язык, дискурс и практика в Древнем Китае. https://books.google.com/books?id=MLx_BAAAQBAJ&pg=PA15
- Фрейзер, Крис, «Школа имен», Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2017 г.), Эдвард Н. Залта (ред.). https://plato.stanford.edu/archives/spr2017/entries/school-names/
- ^ «Школа имен > Подвиги Дэн Си (Стэнфордская энциклопедия философии / весеннее издание 2017 г.)» . plato.stanford.edu . Проверено 9 июля 2022 г.
- ^ Фрейзер, Крис (2017), «Школа имен» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весной 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 23 августа 2023 г.
- Источники
- Харбсмайер, Кристоф (1998), Кеннет Робинсон (редактор), Язык и логика , Джозеф Нидхэм: Наука и цивилизация в Китае, том. 7 Часть 1, Издательство Кембриджского университета
- Школа имен , Стэнфордская энциклопедия философии , получено 2 апреля 2011 г.
- Спирин В. С. "Дэн Си-цзы" как логико-гносеологическое произведение: перевод и исследование / В.С. Спирин; сост. А.И. Кобзев. - 325 с. - ISBN 978-5-02-036573-5