Дуаньму Ци

Дуанму Ци ( традиционный китайский : Дуанму Ци ; упрощенный китайский : Дуанму Ци ; пиньинь : Дуанму Ци ; Уэйд-Джайлз : Туан¹-му⁴ Цзоу⁴ ; 520–456 до н.э.), [1] также известный под своим любезным именем Цзыгун ( традиционный китайский : 子貢 ; упрощенный китайский : 子贡 ; пиньинь : Цзыгун ; Уэйд-Джайлс : Цзы³-кунг⁴ ), был китайским бизнесменом, философом и политиком. Он был одним из самых важных и верных учеников Конфуция . Среди учеников Конфуция он был вторым по ораторскому искусству после только Цзай Юя . Он был выдающимся дипломатом периода весны и осени , занимал высокие должности в нескольких штатах и был очень богатым бизнесменом. [2]
Жизнь
[ редактировать ]Дуаньму Ци (Цзыгун) был уроженцем штата Вэй , родившимся в современном уезде Сюнь . [3] Он был на 31 год моложе Конфуция . [4] [5]
Цзыгун обладал остротой ума и способностями и фигурирует в « Аналектах» как один из самых красноречивых ораторов среди учеников Конфуция. Конфуций сказал: «С того момента, как я получил Ци, ученые издалека ежедневно приходили ко мне и обращались ко мне». [4] По словам Чжу Си , Цзыгун был купцом, который позже разбогател благодаря своим собственным усилиям и в ходе своей работы развил чувство морального самообладания. [6] (Его прошлая профессия торговца подробно описана в Аналектах 11.18). [7]
Когда он впервые пришел к Конфуцию, он быстро продемонстрировал способность понимать основные положения Конфуция и усовершенствовал себя благодаря образованию Конфуция. [6] Позже выясняется, что он стал искусным оратором и опытным государственным деятелем ( Аналекты 11.3), но Конфуций, возможно, чувствовал, что ему не хватает необходимой гибкости и сочувствия к другим, необходимых для достижения совершенной добродетели ( рен ): однажды он утверждал, что достиг Конфуция. 'моральный идеал, но затем был резко отвергнут Учителем ( Аналекты 5.12); позже Конфуций критикует его за то, что он слишком строг с другими и за то, что он не смягчает свои требования эмпатическим пониманием ограничений других ( Аналекты 14.29). Он один из учеников Конфуция, чаще всего упоминаемый в Аналектах , а также появляющийся в Аналектах 9.6, 9.13, 11.13, 13.20, 14.17 и 17.19. [7]
Герцог Ци Цзин однажды спросил Цзыгуна, почему Конфуция можно считать мудрецом, и он ответил: «Я не знаю. Всю жизнь у меня над головой было небо, но я не знаю его высоты, а земля под моими ногами, но я не знаю ее толщины. Когда я служу Конфуцию, я подобен жаждущему человеку, который идет со своим кувшином к реке и там напивается досыта, не зная глубины реки». [4]
После обучения у Конфуция Цзыгун стал комендантом Синьяна, и Конфуций дал ему такой совет: «В отношениях с подчиненными нет ничего лучше беспристрастности; а когда богатство встает на вашем пути, нет ничего лучше умеренности. Крепко держитесь этих двух вещей». и не уклоняйтесь от них. Скрывать человеческое достоинство — значит затмевать достоинство, а провозглашать человеческую порочность — это дело подлого человека. дружба и согласие». [4]
После смерти Конфуция многие ученики построили хижины возле могилы своего Учителя и оплакивали его три года, но Цзыгун оставался там, скорбя в одиночестве еще три года. [4]
Согласно Сыма Цяня , «Запискам великого историка» Дуаньму Ци позже служил премьер-министром обоих государств Лу и Вэй , но это сообщение не могло быть подтверждено другими древними хрониками. В конце концов он умер в состоянии Ци . [8]
Цзыгун спас государство Лу (Цыгун спас Лу)
[ редактировать ]Источник: [9]
Тянь Чанг (田常), премьер-министр государства Ци (齊), должен был атаковать штат Лу (魯), родное государство Конфуция. Конфуций мудро выбрал Цзыгуна среди своих учеников для миссии спасения государства Лу.
Цзыгун сначала отправился к Ци, чтобы встретиться с Тянь Чаном, и сказал: «Государство Лу имеет слабую армию и ослабленную крепость, Ци обязательно выиграет битву против Лу, а военачальники приобретут престиж, бросив вызов вашей силе. Я предлагаю Вместо этого вы нападете на государство У (吴), у которого есть сильная армия и неприступная крепость, военачальники будут побеждены и дадут вам больше власти». Тянь Чану понравилась эта идея, но он изо всех сил пытался найти оправдания, чтобы сменить цель, поэтому Цзыгун пообещал убедить короля У вместо этого атаковать Ци.
Фучай (夫差), король У, был воинственным и стремился к победе над могущественным Ци, но был обеспокоен тем, что соседнее государство Юэ (越) могло планировать отомстить ему за предыдущее позорное поражение. Цзыгун апеллировал к своей высокомерной натуре, подчеркивая наследие, которое может принести победоносная Ци. Он также успокоил его, убедив короля Юэ проявить больше послушания.
Цзыгун сказал Гоуцзяну (句踐), королю Юэ: «Это ваша уникальная возможность отомстить за себя. Ци и У оба обладают сильной военной мощью, и их битва наверняка глубоко ослабит их обоих. Вам нужно облегчить забота Фучая о том, чтобы он вел войну против Ци». Гуцзян подумал, что это лучший совет, и подарил Фучаю прекрасные доспехи и хорошо обученных солдат и даже предложил лично помочь в битве. Таким образом, Фучай пошел атаковать Ци.
Наконец, Цзыгун отправился в государство Цзинь (晉), чтобы предупредить короля Цзинь о возможном нападении со стороны Ву в случае, если Фучай победит Ци и посчитает себя непобедимым.
Цепочка событий после манипуляций Цзыгуна: Ци проиграл битву Ву, в результате чего Тянь Чан получил гораздо больше силы внутри Ци; Фучаи действительно атаковал Цзинь и потерпел поражение от хорошо подготовленной армии Цзинь; Гуцзянь напал на Ву, когда Фучай возвращался из Джина, и получил контроль над Ву. Цзыгун не только спас штат Лу, но и изменил судьбу всех пяти вовлеченных штатов.
Почести
[ редактировать ]В конфуцианских храмах Дуанму Ци духовная табличка помещается третьей среди Двенадцати Мудрых , на востоке. [4]
Во времена Тан династии император Сюаньцзун посмертно присвоил Дуаньму Ци дворянский титул маркиза Ли (黎侯). Во времена династии Сун ему были присвоены титулы герцога Лияна (黎陽公) и герцога Ли (黎公). [10]
Потомок Дуанму Ци носил титул Уцзин Боши ( 五經博士 ; Wǔjīng Bóshi). [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Тейлор и Чой 2005 , с. 643–4.
- ^ Конфуций 1997 , с. 202.
- ^ «Обзор округа Цзюньсянь» www.xunxian.gov.cn Проверено 19 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Закон 2009 , с. 115–6.
- ^ Он 2010 , стр. 4587.
- ^ Jump up to: а б Слингерленд 2003 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Слингерленд 2003 , с. 40.
- ^ Он 2010 , стр. 4602–3.
- ^ Цянь, Сыма. Записки великого историка . стр. Том 67: Биографии учеников Чжунни.
- ^ У Сяоюнь. «Дуаньму Ци» (на китайском языке). Тайбэйский конфуцианский храм. Архивировано из оригинала 23 сентября 2015 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Х.С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Конфуций (1997). Аналекты Конфуция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506157-4 .
- Хан, Чжаоци (2010). «Жизнеописания учеников Конфуция». Шиджи (史记) (на китайском языке). Пекин: Книжная компания Чжунхуа. ISBN 978-7-101-07272-3 .
- Легг, Джеймс (2009). Конфуцианские анализы, великое учение и доктрина среднего . Козимо. ISBN 978-1-60520-644-8 .
- Слингерленд, Эдвард (2003). Аналекты: с отрывками из традиционных комментариев . Издательство Хакетт. ISBN 1-60384-345-0 .
- Тейлор, Родни Леон; Чой, Говард Юэнь Фунг (2005). Иллюстрированная энциклопедия конфуцианства: N – Z. Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-4081-3 .