Бу Шан
Бу Шан | |||
---|---|---|---|
китайский | гадалка | ||
|
Другие имена | |||
---|---|---|---|
Любезное имя Цзыся | |||
китайский | детское лето | ||
| |||
Поцелуи | |||
китайский | Бу Цзы | ||
Буквальный смысл | Освойте это | ||
|
Бу Шан (507 г. до н.э. – 400 г. до н.э.), [1] широко известный под своим любезным именем Цзыся или Буцзы (Мастер Бу), был древним китайским философом и выдающимся учеником Конфуция. [2] который считался одним из наиболее опытных в области культурных знаний. Он был одним из пяти учеников, которые взяли на себя главную ответственность за передачу учения Конфуция . Он сыграл значительную роль в передаче таких классических произведений, как « Книга поэзии» и « И Цзин» . [1] Он основал свою собственную школу и обучал маркиза Вэня Вэйского , правителя Вэй . [2] самое могущественное государство раннего периода Воюющих царств . [3]
Студенты
[ редактировать ]Говорят, что Бу Шан был учителем раннего « законника » Ли Куя , и его цитируют за принцип предпочтения талантов над фаворитизмом. [4]
Жизнь
[ редактировать ]Ученик Конфуция
[ редактировать ]Неизвестно, из какого штата приехал Бу Шан. В разных древних источниках место его рождения называется по-разному: Вэй , Вэй или Вэнь (溫). [5] Современные ученые, в том числе Цянь Му , обычно полагают, что он был родом из Вэй. [6] Он родился в 507 г. до н.э. и был на 44 года моложе Конфуция. [6]
Наиболее часто упоминаемой характеристикой Бу Шана является его любовь к книжному изучению, и он хорошо разбирался в классической литературе . Он рекомендовал широкое, целенаправленное обучение, и более чем через тысячелетие после его жизни его фраза «Размышляйте о вещах, находящихся под рукой» ( цзиньси ) была использована в качестве названия одной из самых важных работ неоконфуцианства Чжу Си. . [1] Однако он имел «склонность к педантичности» и иногда относился к учебе как к «самоцели». [1] Расточая похвалы ему за культурные знания, Конфуций мягко критиковал Бу Шана за его педантизм, напоминая ему о большей важности добродетельных действий по сравнению с обучением. [1]
и В «Аналектах» « Книге обрядов» записан ряд высказываний Бу Шана, одно из самых известных из которых гласит: «Жизнь и смерть - вопрос судьбы; богатство и честь зависят от Небес». [1]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Бу Шан, наряду с Янь Яном , Цзэн Шэнем , Ю Жо , Чжуансунь Ши и Тантай Мимином , был среди учеников Конфуция, продолжавших преподавать после смерти своего Учителя. Бу Шан основал школу в Сихэ (к западу от Желтой реки ) в штате Вэй , где он обучал многочисленных учеников, в том числе маркиза Вэня Вэйского (годы правления 445–396 до н.э.), правителя государства. Среди других его влиятельных учеников были Тянь Цзыфан (田子方), Чжай Хуан (翟璜), Дуанган Му (段干木) и Вэй Чэн (魏成), все они были высокопоставленными министрами Вэй. [7]
Согласно традиции, Гунъян Гао и Гулян Чи, авторы « Гунъян Чжуань» и « Гулян Чжуань» , двух из Трех комментариев к «Весенним и осенним летописям» , оба изучали « Весенние и осенние летописи» под руководством Бу Шана. [5]
Бу Шан прожил долгую жизнь. Когда его сын умер раньше него, он безутешно плакал и ослеп. [2] [5]
Наследие
[ редактировать ]В конфуцианских храмах Бу Шана духовная табличка занимает пятое место среди Двенадцати Мудрых на востоке. [5]
Во времена Тан династии император Сюаньцзун посмертно присвоил Бу Шану дворянский титул маркиза Вэй (魏侯). Во времена династии Сун ему были присвоены титулы герцога Хэдуна (河東公) и герцога Вэй (魏公). [7]
Потомок Бу Шана носил титул Уцзин Боши ( 五經博士 ; Wǔjīng Bóshi). [8]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тейлор и Чой 2005 , с. 642.
- ^ Перейти обратно: а б с Хуан 1997 , с. 203.
- ^ Ян 2003 , с. 72.
- ^ Пэн Хэ 2014. стр.68. Китайское законотворчество: от некоммуникативного к коммуникативному. https://books.google.com/books?id=MXDABAAAQBAJ&pg=PA68
- ^ Перейти обратно: а б с д Закон 2009 , с. 117.
- ^ Перейти обратно: а б Хан 2010 , стр. 4605–6.
- ^ Перейти обратно: а б У Сяоюнь. «Бу Шан» (на китайском языке). Тайбэйский конфуцианский храм. Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 10 ноября 2014 г.
- ^ Х.С. Бруннерт; В.В. Хагельстрем (15 апреля 2013 г.). Современная политическая организация Китая . Рутледж. стр. 494–. ISBN 978-1-135-79795-9 .
Библиография
[ редактировать ]- Хуан, Чичунг, изд. (1997). Аналекты Конфуция . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506157-4 .
- Хан, Чжаоци (2010). «Жизнеописания учеников Конфуция». Шиджи Исторические записи (на китайском языке). Книжная компания Чжунхуа. ISBN 978-7-101-07272-3 .
- Легг, Джеймс (2009). Конфуцианские анализы, великое учение и доктрина среднего . Козимо. ISBN 978-1-60520-644-8 .
- Тейлор, Родни Леон; Чой, Говард Юэнь Фунг (2005). Иллюстрированная энциклопедия конфуцианства: N – Z. Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-4081-3 .
- Ян, Куан (2003) . История воюющих государств [ История враждующих государств ] (на китайском языке). Шанхайское народное издательство. ISBN 978-7-208-04537-8 .