Ли (неоконфуцианство)
Ли ( китайский : 理 ; пиньинь : lǐ ) — концепция, встречающаяся в неоконфуцианской китайской философии . Это относится к основной причине и порядку природы, отраженному в ее органических формах.
Его можно перевести как «рациональный принцип », «закон» или «права организации». Это сыграло центральную роль в Чжу Си интеграции буддизма в конфуцианство. Чжу Си считал, что ли вместе с ци ( 氣 : жизненная, материальная сила) зависят друг от друга в создании структур природы и материи. Сумма ли – это Тайцзи . [ нужна ссылка ]
Эта идея напоминает буддийское понятие ли , которое также означает «принцип или ритуал». Однако Чжу Си утверждал, что его идея содержится в « И Цзин» ( «Книге перемен» ), классическом источнике китайской философии .Школа Чжу Си стала известна как Школа Ли , что сравнимо с рационализмом . В еще большей степени, чем Конфуций, Чжу Си имел натуралистическое мировоззрение. Его мировоззрение содержало две основные идеи: ци и ли. Чжу Си далее полагал, что поведение этих двоих происходило в соответствии с организационными принципами Инь и Ян .
Придерживаясь концепции Конфуция и Мэн-цзы о человечестве как о врожденно добром, Чжу Си сформулировал понимание ли как основного образца вселенной, заявив, что понятно, что человек не может жить без ли и жить образцовой жизнью. Ван Янмин , философ, выступавший против идей Чжу Си, считал, что ли можно найти не в мире, а внутри себя. Таким образом, Ван Янмин был скорее идеалистом с другим эпистемическим подходом. Однако в практике традиционной китайской медицины эндогенные и экзогенные интерпретации этих двух философских идей не рассматриваются как взаимоисключающие , а рассматриваются как создающие и контролирующие друг друга.
Источники
[ редактировать ]Ли хорошо известен и понятен в изучении, практике и применении традиционной китайской медицины .
«Хуанди Нэйцзин» ( китайский : 黃帝內經; пиньинь : Huángdì Nèijīng ), что означает « Внутренний канон Желтого императора», является наиболее важным древним текстом для изучения медицинской и даосской теории и образа жизни.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Чан, Винг-цит (переведено и составлено). Справочник по китайской философии . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1963.