Су Сон
Су Сон | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 1020 недалеко от Цюаньчжоу города |
Умер | 1101 (80–81 год) |
Занятия | Ученый-бюрократ
|
Су Сон | |||
---|---|---|---|
китайский | Су Сон | ||
|

Су Сун ( китайский : 蘇頌 ; Pe̍h-ōe-jī : Soʘ Siong , 1020–1101), любезное имя Цижун ( китайский : 子容 ; Pe̍h-ōe-jī : Chú-iông ), [1] был китайским ученым- эрудитом и государственным деятелем. Преуспев в различных областях, он преуспел в , астрономии , картографии , географии , часовом искусстве , фармакологии , минералогии , металлургии , зоологии , , ботанике , машиностроении , гидротехнике , гражданском строительстве математике изобретениях , искусстве , поэзии , философии , древностях , и государственная мудрость во времена династии Сун (960–1279).
Су Сун был инженером гидромеханической башни с астрономическими часами в средневековом Кайфэне , в которой использовался ранний спусковой механизм. [2] [3] [4] [5] Спусковой механизм башни с часами Су был изобретен буддийским монахом династии Тан И Сином с водяным приводом и правительственным чиновником Лян Линцаном в 725 году нашей эры для управления армиллярной сферой , хотя армиллярная сфера Су была первой, оснащенной механическим часовым приводом. [5] [6] [7] На башне с часами Су также был установлен старейший из известных бесконечных цепных приводов , передающих энергию, называемый Тянь-ти ( 天梯 ), или «небесная лестница», как это изображено в его часовом трактате. [8] На башне с часами было 133 различных гнезда для часов, чтобы показывать и отбивать часы . [9] Трактат Су Сун о башне с часами « Синьи Сянфаяо» ( 新儀象法要 ) сохранился с момента его письменной формы в 1092 году и официальной печатной публикации в 1094 году. Книга анализировалась многими историками, такими как британский биохимик, историк и китаевед Джозеф Нидэм . Однако сами часы были разобраны вторгшейся чжурчжэньской армией в 1127 году нашей эры, и хотя были предприняты попытки собрать их заново, башню так и не удалось восстановить.
« Синьи Сянфаяо» был самым известным трактатом Су, но эрудит собрал и другие работы. Он завершил большой небесный атлас, состоящий из нескольких звездных карт , нескольких земных карт, а также трактата по фармакологии. Последний обсуждал смежные темы по минералогии, зоологии, ботанике и металлургии .
Европейские посетители -иезуиты в Китае, такие как Маттео Риччи и Николя Триго, кратко написали о китайских часах с колесным приводом: [10] но другие ошибочно полагали, что китайцы никогда не продвинулись дальше стадии клепсидры , благовоний и солнечных часов . [11] Они думали, что передовые механические часовые механизмы были чем-то новым для Китая и что эти механизмы были чем-то ценным, что европейцы могли предложить китайцам. [11] (1368–1644) , хотя и не так заметны, как в период Сун, Современные китайские тексты династии Мин описывают относительно непрерывную историю механических часов в Китае с 13 по 16 век. [12] Однако башня с часами Су Сун по-прежнему использовала водяное колесо для привода и, таким образом, не была полностью механической, как европейские часы позднего средневековья.
Жизнь и творчество
[ редактировать ]Карьера ученого-чиновника
[ редактировать ]Су Сон происходил из . Хоккиена [13] который родился в современной провинции Фуцзянь , недалеко от средневекового Цюаньчжоу . [14] Как и его современник Шэнь Го (1031–1095), Су Сун был эрудитом , человеком, чей опыт охватывает значительное количество различных областей исследования. Его написал его младший коллега и ханьлинь ученый- Е Мэндэ (1077–1148). [15] что в юности Су справился с провинциальными экзаменами и поднялся на вершину экзаменационного списка за написание лучшей статьи об общих принципах и структуре китайского календаря . [16] С раннего возраста его интересы к астрономии и календарной науке привели его на выдающийся путь государственного бюрократа . В свободное время он любил писать стихи, восхваляя произведения таких художников, как художник Ли Гунлинь (1049–1106). [17] [18] Он также был антикваром и коллекционером старых произведений искусства предыдущих династий . [18]
В вопросах административного управления он получил ранг посла и президента министерства кадров в столице Кайфэна, а также был известен как эксперт в области управления и финансов. [19] После службы в Министерстве кадров в 1086 году стал министром юстиции . [18] Он был назначен выдающимся редактором Академии достойнейших ученых, где в 1063 году он редактировал, редактировал, комментировал и добавлял предисловие к классическому труду Хуайнаньцзы династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [20] В конце концов Су дослужился до должности вице-президента канцелярии секретариата . Среди многих почетных должностей и званий, присвоенных ему, Су Сун также был одним из «заместителей наставников наследника». При дворе он решил дистанцироваться от политического соперничества консерваторов во главе с премьер-министром Сыма Гуаном (1019–1086) и реформистов во главе с премьер-министром Ван Аньши (1021–1086); хотя многие из его соратников принадлежали к консервативной фракции. [14]
1077 году он был отправлен с дипломатической миссией к династии Ляо киданей В на севере. [21] обмен идеями о календарной науке, поскольку государство Ляо создало свой собственный календарь в 994 году нашей эры. [7] В выводе, который, как сообщается, поставил суд в замешательство, Су Сун признал императору, что календарь киданей на самом деле был немного более точным, чем их собственный, что привело к штрафам и наказанию должностных лиц Бюро астрономии и календаря. [16] Су должен был отправиться на север, в Ляо, и сразу же прибыть на празднование дня рождения и пир в день, который совпадал с зимним солнцестоянием по календарю Сун, но на самом деле был на день позже календаря Ляо. [22] Историк Лю Хэпин утверждает, что император Сун Чжэцзун спонсировал часовую башню Су Суна в 1086 году, чтобы конкурировать с Ляо за «научное и национальное превосходство». [23] В 1081 году суд поручил Су Сун собрать в книгу дипломатическую историю отношений Сун-Ляо - сложную задачу, которая после завершения заняла 200 томов. [24] Благодаря своим обширным познаниям в картографии Су Сун смог урегулировать острый пограничный спор между династиями Сун и Ляо. [25]
Астрономия
[ редактировать ]Су Сун также создал небесный атлас (на пяти отдельных картах), в котором были часовые круги между сю ( лунными особняками ), образующими астрономические меридианы , со звездами, отмеченными в равноудаленных цилиндрических проекциях на каждой стороне экватора . [27] и, таким образом, соответствовало их северным полярным расстояниям. [28] Более того, Су Сун, должно быть, воспользовался астрономическими открытиями своего политического соперника и современного астронома Шэнь Го . [29] Четвертая звездная карта Су Сун помещает положение полярной звезды на полпути между Тянь Шу (-350 градусов) и нынешней Полярной звездой ; это был более точный расчет (на 3 градуса), который сделал Шэнь Куо, когда наблюдал за полярной звездой в течение трех месяцев с помощью своей визирной трубы увеличенной ширины. [29] До книги Сун было написано много звездных карт, но звездные карты, опубликованные Су, представляют собой самые старые из сохранившихся звездных карт в печатной форме . [30]
Фармакология, ботаника, зоология и минералогия
[ редактировать ]
В 1070 году Су Сун и группа учёных составили и отредактировали « Бэнцао Туцзин» («Иллюстрированная фармакопея», оригинальный исходный материал с 1058 по 1061 годы), которая представляла собой новаторский трактат по фармацевтической ботанике , зоологии и минералогии . [31] Собирая информацию для фармацевтических знаний, Су Сун работал с такими выдающимися учеными, как Чжан Юйси, Линь И, Чжан Дун и многими другими. [32]
В этом трактате описан широкий спектр фармацевтических практик, включая использование эфедрина в качестве лекарства. [14] Он включает ценную информацию о металлургии, сталелитейной и черной металлургии в Китае XI века. Он создал систематический подход к составлению списка различных минералов и их использованию в лечебных отварах, таких как все известные формы слюды , которые можно использовать для лечения болезней посредством пищеварения . [33] Он описал субконхоидальный излом самородной киновари , признаки рудных пластов и дал описание кристаллической формы. [34] Подобно рудным каналам, образовавшимся в результате циркуляции грунтовых вод, о которых писал позднее немецкий ученый Георгиус Агрикола , Су Сун сделал аналогичные заявления относительно карбоната меди , как и более ранний Рихуа Бенцао в 970 году о медном сульфате . [34] Книга Су также была первым фармацевтическим трактатом, написанным в Китае, в котором описывались растения лен , Urtica thunbergiana и Corchoropsis tomentosa (crenata). [35] По словам Эдварда Х. Шафера, Су точно описал полупрозрачность прекрасного реальгара , его происхождение из стручков, найденных в каменистых речных ущельях, его матрица изрыта дырами и имела темно-красный, почти фиолетовый цвет, а также то, что минерал различался по размерам. размером от горошины до грецкого ореха. [36]
Ссылаясь на свидетельства древнего труда Чжэн Сюаня (127–200), Су считал, что врачи древней династии Чжоу (1046–256 до н. э.) использовали реальгар как средство от язв . [37] Во времена Су считалось, что «пятью ядами», используемыми врачами эпохи Чжоу для этой цели, считались киноварь, реальгар, халькантит , квасцы и магнетит . [37] Су сделал систематические описания животных и регионов, в которых они могут быть найдены, например, различных видов пресноводных, морских и береговых крабов. [38] Например, он отметил, что пресноводный вид краба Eriocher sinensis можно встретить в реке Хуай, протекающей через Аньхой , на водных путях вблизи столицы, а также в водоемах и болотах Хэбэя . [38] Книга Су была сохранена и скопирована Бенцао Ганму из династии Мин (1368–1644) врачом и фармакологом Ли Шичжэнем (1518–1593). [39]
Часовое искусство и машиностроение
[ редактировать ]Су Сун составил один из величайших китайских по часовому делу трактатов средневековья , окружив себя окружением выдающихся инженеров и астрономов для помощи в различных проектах. Синьи Сянфаяо (букв. «Основы нового метода механизации вращения армиллярной сферы и небесного глобуса»), написанная в 1092 году, стала конечным продуктом его жизненных достижений в области часового дела и часового механизма. Книга включала 47 различных иллюстраций мельчайших деталей механической работы его с астрономическими башни часами . [40]
Величайшим проектом Су Сун была 40-футовая башня с астрономическими часами с водяным приводом, построенная в Кайфэне, деревянная пилотная модель была завершена в 1088 году, бронзовые компоненты отлиты к 1090 году, а полностью законченная работа была завершена к 1094 году во время правления императора . Чжэцзун Сун . [41] [42] Ранее император поручил Хань Гунляну , исполняющему обязанности секретаря Министерства кадров, возглавить проект, но вместо этого руководящая должность была передана Су Суну. В 1086 году император приказал Су реконструировать Хун И , или «армиллярные часы», для новой башни с часами в столице. Су работал с помощью Хань Гунляня, который применил свои обширные познания в математике при строительстве башни с часами. [43] Небольшая деревянная модель была впервые создана Су Суном, который проверял ее сложные детали, прежде чем применить их к настоящей полномасштабной башне с часами. [44] В конце концов, башня с часами имела множество впечатляющих особенностей, таких как гидромеханическая вращающаяся армиллярная сфера, венчающая верхний уровень и весящая от 10 до 20 тонн. [44] расположенный посередине бронзовый небесный глобус диаметром 4,5 фута, [44] вращающиеся манекены с механическим таймером, одетые в миниатюрную китайскую одежду , которые выходили из миниатюрных открывающихся дверей, чтобы объявлять время суток, предъявляя специальные таблички для чтения, звоня в колокольчики и гонги или бья в барабаны, [45] сложное использование косых шестерен и спускового механизма, [46] а также внешний фасад причудливой китайской пагоды . После завершения строительства башня получила название Шуй Юн И Сян Тай , или «Башня водной сферы и глобуса». Джозеф Нидэм пишет:
После изобретения спускового механизма в 725 году нашей эры [во времена династии Тан ] произошел расцвет зубчатых колес в часовом и домкратном механизме, кульминацией которого стал бронзовый и железный сложный шедевр Су Суна в 1088 году нашей эры. [47]
Спустя годы после смерти Су столица Кайфэн была осаждена и захвачена в 1127 году чжурчжэнями маньчжурской династии Цзинь из во время войн Цзинь-Сун . [40] [48] Часовая башня была разобрана по частям чжурчжэнями, которые перевезли ее компоненты обратно в свою столицу в современном Пекине. Однако из-за сложности башни собрать ее воедино не удалось. Новый император Гаозун из Сун поручил сыну Су, Су Се, построить на ее месте новую башню с астрономическими часами, и Су Се приступил к работе над изучением текстов своего отца с командой других экспертов. Однако им также не удалось создать еще одну башню с часами, и Су Се был убежден, что Су Сун намеренно исключил важные компоненты в своих письменных работах и диаграммах, чтобы другие не украли его идеи.
Как китаевед отмечает историк- Дерк Бодде , астрономические часы Су Суна не привели к появлению нового поколения часовых механизмов массового производства по всему Китаю, поскольку его работа была в основном спонсируемой правительством попыткой использовать астрономов и астрологов при императорском дворе. [49] Однако механическое наследие Су Суна не закончилось на его работе. Примерно в 1150 году писатель Сюэ Цзисюань отметил, что в его время существовало четыре типа часов: обычные водяные часы , часы с благовониями , солнечные часы и часы с «вращающимися и щелкающими пружинами» («пистолетный загар»). [50] Правители продолжающейся династии Юань (1279–1368 гг. Н.э.) были заинтересованы в развитии механических часовых механизмов. [51] Астроном Го Шоуцзин помог восстановить Пекинскую древнюю обсерваторию , начиная с 1276 года, где он создал армиллярную сферу с водяным приводом и часы с полностью установленными часовыми домкратами, отбивающими часы. [52] Сложная передача для уникальных китайских часовых механизмов была продолжена во времена династии Мин (1368–1644), с новыми конструкциями, приводимыми в движение силой падающего песка, а не воды, чтобы обеспечить движущую силу колесного привода, а некоторые часы Мин, возможно, имели понижающую передачу, а не понижающую передачу. более ранний побег Су Сун. [12] Самая ранняя конструкция песочных часов такого типа была создана Чжань Сиюанем около 1370 года и включала не только черпачное колесо устройства Су Сун, но и новое дополнение к неподвижному циферблату, по которому вращался указатель, очень похоже на новые европейские часы. часы того же периода. [53]
Спусковой механизм Су Сун
[ редактировать ]
В звеньевом устройстве водяного колеса Су Сун действие остановки и освобождения спускового механизма достигалось за счет силы тяжести, периодически оказываемой в виде непрерывного потока заполненных жидкостью контейнеров ограниченного размера. [50] Таким образом, в единой линии эволюции часы Су Сун объединили концепцию клепсидры и механических часов в одно устройство, управляемое механикой и гидравликой. В своем мемориале Су Сун написал об этой концепции:
По мнению вашего слуги, во времена прошлых династий существовало множество систем и конструкций астрономических инструментов, все они отличались друг от друга в незначительных отношениях. Но принцип использования энергии воды для приводного механизма всегда был одинаковым. Небеса движутся без остановки, но и вода течет (и падает). Таким образом, если заставить воду литься совершенно равномерно, то сравнение вращательных движений (неба и машины) не обнаружит никакого несоответствия или противоречия; ибо беспокойство следует за непрерывным. [54]
В своем письме Су Сун назвал предшественником своих рабочих часов армиллярную сферу с гидравлическим приводом Чжан Хэна (78–139 гг. Н.э.), более раннего китайского ученого. [54] Су Сун также находился под сильным влиянием более ранней армиллярной сферы, созданной Чжан Сысунем (976 г. н.э.), который также использовал спусковой механизм и использовал жидкую ртуть вместо воды в водяном колесе своей башни с астрономическими часами (поскольку жидкая ртуть не замерзала зимой). и не будет подвергаться коррозии и коррозии металлических компонентов с течением времени). [55] Однако Су Сун заявил в своем письме, что после смерти Чжана никто не смог воспроизвести его устройство, как и его собственное. [56]
Механический часовой механизм астрономической башни Су Суна представлял собой огромное ведущее колесо диаметром 11 футов, на котором было 36 черпаков, в каждый из которых с одинаковой скоростью лилась вода из «резервуара постоянного уровня» (Нидэм, рис. 653). . Главный железный ведущий вал с цилиндрическими шейками, опирающимися на железные серповидные подшипники, заканчивался шестерней, которая зацеплялась с зубчатым колесом на нижнем конце главного вертикального трансмиссионного вала. [57]
Джозеф Нидэм дает общее описание самой башни с часами:
Часовой механизм (Су Сун), приводимый в движение водяным колесом и полностью заключенный внутри башни, вращал наблюдательную армиллярную сферу на верхней платформе и небесный глобус на верхнем этаже. Его функция объявления времени дополнительно выполнялась визуально и звуково за счет работы многочисленных домкратов, установленных на восьми наложенных друг на друга колесах хронометрической шахты и появляющихся в окнах пагодообразной конструкции в передней части башни. Внутри здания высотой около 40 футов ведущее колесо было снабжено спусковым механизмом особой формы, и вода периодически закачивалась обратно в резервуары вручную. Сигнализатор времени, должно быть, включал в себя преобразовательный механизм, поскольку он подавал как «неравные», так и равные сигналы времени, и сфера, вероятно, имела его. Трактат Су Сун о часах « Синь И Сян Фа Яо » представляет собой классику часовой техники. [58]
Это рисунок рис. 650, а на рис. 656 изображены верхний и нижний нории с емкостями и ручным колесом для их управления.
На рис. 657 показано довольно миниатюрное и уменьшенное изображение основ спускового механизма на иллюстрации (из книги Су) с подписью Нидхэма здесь, в этой цитате: «'Небесный баланс' или спусковой механизм часового механизма Су Сун ( Синьи Сянфаяо, гл. 3, стр. 18б). [59] На последнем рисунке тщательно указано:
- правый верхний замок
- верхняя ссылка
- левый верхний замок
- ось или шарнир
- длинная цепочка
- верхний противовес
- отстойник
- контрольная вилка нижнего балансировочного рычага
- соединительный язычок
- основной (т.е. нижний) противовес [59]
На рисунке 658 показан более сложный и наиболее выразительный рисунок большого спускового механизма Су Сун на полстраницы, на котором отмечены отдельные части по мере их взаимодействия друг с другом:
- арестованный говорил
- левый верхний замок
- совок наполняется
- струя воды из бака постоянного уровня
- небольшой противовес
- проверочная вилка зацепилась за выступающий штифт на черпаке и образовала ближний конец
- нижний балансировочный рычаг с
- его нижний противовес
- соединительный язычок, соединенный
- длинная цепочка с
- верхний балансировочный рычаг, имеющий на дальнем конце
- верхний противовес и на его ближнем конце
- короткая цепочка, соединяющая его с верхним замком под ним;
- правый верхний замок [60]
Бесконечный цепной привод
[ редактировать ]
Самое старое в мире иллюстрированное изображение бесконечного цепного привода, передающего мощность, взято из часового трактата Су Сун. [8] Он использовался в часовых механизмах для соединения главного приводного вала с редуктором армиллярной сферы (вращающим три маленькие шестерни), [61] как видно на рисунках Нидхэма 410 и 652. [8] Это принадлежало самому верхнему концу главного вертикального трансмиссионного вала, включающего прямоугольные и косые шестерни, соединенные коротким валом холостого хода. [46] Зубчатый венец, называемый зубчатым венцом суточного движения, надевался на оболочку армиллярной сферы вдоль параллели склонения вблизи южного полюса. [62] Хотя древнегреческий ( Филон Византийский своего рода бесконечный пояс 3 век до н.э.) использовал для своего магазина arcuballista , который не передавал непрерывную мощность, [61] Влиятельным источником цепного привода Су Суна, скорее всего, является цепной насос с непрерывным приводом , известный в Китае со времен династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [61] В своем часовом трактате Су Сун утверждает:
Цепной привод (букв. Небесная лестница) имеет длину 19,5 футов (5,9 м). Система такова: железная цепь, звенья которой соединены вместе, образуя бесконечную цепь, свисает с верхней цепочки, скрытой черепахой и облаком (колонна, поддерживающая армиллярную сферу в центре), и огибает ее. нижняя звездочка, установленная на главном ведущем валу. Всякий раз, когда одно звено движется, оно перемещается вперед на один зубец зубчатого колеса дневного движения и вращает Компонент Трех Устроителей Времени, следуя, таким образом, движению небес. [61]
Кроме того, зубчатые кольца и верхнее ведущее колесо имели по 600 зубьев, которые благодаря математической точности Су тщательно рассчитывали единицы измерения дня с делением 1/600. [63] Эти шестерни, имеющие 600 зубцов, обеспечивали, таким образом, деление суток на измерения по 2 минуты и 24 секунды каждое. [63]
Армиллярная сфера Су Сун
[ редактировать ]
В третьем томе книги Джозефа Нидэма «Наука и цивилизация в Китае » на рисунке 159 изображена армиллярная сфера Су Суна (как она изображена в его трактате XI века), дополненная тремя «гнездами» или слоями механически вращающихся колец. Именно ранний китайский астроном Ли Чунь-фэн из династии Тан в 633 году нашей эры создал первую армиллярную сферу с тремя слоями для калибровки различных аспектов астрономических наблюдений. [64] Армиллярную сферу Чжана часто сравнивают с армиллярной сферой монарха 13-го века Альфонсо X Кастильского в Испании исламской эпохи. Главное отличие заключалось в том, что инструмент Альфонсо имел приспособление для измерения азимута и высоты, которое присутствовало в арабской традиции, а армиллярная сфера Су Сун была должным образом градуирована. [65] Для рисунка армиллярной сферы Су список компонентов следующий:
- Внешнее гнездо [6]
- меридианный круг
- круг горизонта
- внешний экваторный круг
- Среднее гнездо [6]
- Цветной круг солнцестояния
- эклиптический круг
- зубчатое кольцо суточного хода, соединяющееся с силовым приводом
- Внутреннее гнездо [6]
- полярное кольцо склонения или круг часового угла, с
- к нему прикреплена визирная трубка и усилена
- diametral brace
- Другие части [6]
- вертикальная колонна, скрывающая трансмиссионный вал
- несущие колонны в виде драконов
- поперечина основания, включающая водяные уровни
- южный полярный поворот
- Северная полярная точка
Передача текста Су и его наследия
[ редактировать ]Су Сун Когда в 1092 году была написана «Синьи Сянфаяо» , а в 1094 году завершена и представлена часовая монография, его работа была опубликована и широко напечатана на севере (см. гравюру на дереве и подвижный шрифт Би Шэн ). На юге печать и распространение его работ не получили широкого распространения до тех пор, пока Ши Юаньчжи из провинции Цзянсу не напечатал их там в 1172 году. [3]
Представляя императору Чжэцзуну проект своей часовой башни, Су Сун приравнивал постоянный поток воды к непрерывным движениям небес, последнее из которых символизировало непрекращающуюся власть императора. [66] Это понравилось императору, который разместил произведения искусства, изображающие башню с часами, на транспортных средствах крупных императорских процессий, как показано на иллюстрации Большой императорской каретной процессии 1053 года. [67]
Ученый из поздней династии Мин / династии Цин Цянь Цзэн (1629–1699) хранил старый том работ Су, который он добросовестно воспроизвел в недавно напечатанном издании. Он также позаботился о том, чтобы избежать каких-либо переформулировок или несоответствий оригинальному тексту. [3] Опять же, позже он был переиздан Чжан Сицзу (1799–1844). [3]
Трактат Су Сун об астрономическом часовом механизме был не единственным, написанным в Китае в его время, поскольку в « Сун Ши» (составленном в 1345 году) записан письменный трактат Шуйюньхун Тяньцзияо (Уэйд-Джайлз: Шуй Юн Хун Тхиен Чи Яо ; букв. Основы). «Техника приведения астрономических аппаратов во вращение с помощью силы воды»), написанная Хуаном Тайфой. Однако этот трактат больше не сохранился. [68]
Что касается современных исследований, британский биохимик и историк китайской науки Джозеф Нидхэм (1900–1995) (известный в Китае как Ли Юэсе) провел обширные исследования и анализ текстов Су Суна и различных достижений в своей «Наука и цивилизация в Китае». книге ряд. Джозеф Нидхэм также привел множество подробных отрывков из современных ему средневековых китайских источников о жизни Су и его достижениях, известных в его время. В 1956 году Джон Кристиансен реконструировал модель часовой башни Су Сун по знаменитому рисунку, который привлек внимание на Западе к китайской технике XI века. [69] Миниатюрная модель часов Су Сун была реконструирована Джоном Кембриджем и сейчас выставлена в Национальном музее науки в Южном Кенсингтоне , Лондон. [15] В Китае часовая башня была реконструирована до одной пятой своего реального размера Ван Чжэндуо, который работал в Китайском историческом музее в Пекине в 1950-х годах. [70]
См. также
[ редактировать ]- Картографы
- Китайские изобретения и открытия
- Китайские писатели
- Башня с часами
- Минералоги
- Технология династии Сун
- Водяные часы
- Чжан Хэн , изобретатель армиллярной сферы с водным приводом во втором веке.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Харрист, 239, сноска 9.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 445.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 448.
- ^ Прожил, 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 3, 351.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман, 105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 111.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 165.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 438.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 435–440.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 509–512.
- ^ «Су Сун, Сямынь, Фуцзянь: Жизнь зависит от упорного труда и упорного труда» , 20 августа 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 446.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лю, 593.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 447.
- ^ Эдвардс, 175–176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харрист, 269.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 32.
- ^ Рот, 224 и 226.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 446–447.
- ^ Виттфогель и Фэн, 599.
- ^ Лю, 577.
- ^ Бреслин, 14.
- ^ Райт, 213.
- ^ Нидхэм, Том 3, 208.
- ^ Миядзима, Кадзухико (1997). Методы проекции на звездных картах Китая, Кореи и Японии из «Основных моментов астрономии», том. 11Б с. 714. Ред. Дж. Андерсен. Норвелл: Kluwer Academic Publishers.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 569.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 278.
- ^ Сивин, III, 32.
- ^ Ву, 5.
- ^ Невинность, 60.
- ^ Нидхэм, Том 3, 648.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 649.
- ^ Нидхэм, Том 6, Часть 1, 174, 175.
- ^ Шафер, 81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шафер, 83.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вест, 606.
- ^ Вест, 605.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чеккарелли, 58.
- ^ Фрай, 9.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 495.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 465.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 455.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 456.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 89.
- ^ Райт, 96.
- ^ Прожил, 362.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 462.
- ^ Фрай, 12.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 504–505.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 511.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 466.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 469–471.
- ^ Нидхэм, том 4, часть 2, 470.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 451.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 449.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 458.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 460.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 457.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 456–457.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, 11.
- ^ Нидхэм, Том 3, 343.
- ^ Нидхэм, Том 3, 353.
- ^ Лю, 578, 585.
- ^ Лю, 578.
- ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 450.
- ^ Лю, 577–579.
- ^ Си, 466.
Источники
[ редактировать ]- Бодде, Дерк (1991). Китайская мысль, общество и наука . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
- Боуман, Джон С. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
- Бреслин, Томас А. (2001). За пределами боли: роль удовольствия и культуры в ведении иностранных дел . Вестпорт: Издательство Praeger.
- Чеккарелли, Марко (2004). Международный симпозиум по истории машин и механизмов . Нью-Йорк: Издательство Kluwer Academic Publishers.
- Эдвардс, Ричард. «Копия Ли Гонглиня «Пастбищных лошадей» Вэй Яня», Artibus Asiae (том 53, номер 1/2, 1993): 168–181; 184–194.
- Фрай, Тони (2001). Обзор теории архитектуры: архитектурное проектирование в китайском времени . Сидней: Сиднейский университет.
- Харрист, Роберт Э.-младший «Художник как антиквар: Ли Гунлинь и его исследование раннего китайского искусства», Artibus Asiae (том 55, номер 3/4, 1995): 237–280.
- Лю, Хэпин. «Водяная мельница» и Императорский покровительство Северной Сун искусству, торговле и науке», The Art Bulletin (том 84, номер 4, 2002 г.): 566–595.
- Нидхэм, Джозеф , Ван Лин и Лу Гвей-Джен (1986) [1965], Наука и цивилизация в Китае , Тайбэй: Caves Books, Ltd. (переиздание Cambridge & New York: Cambridge University Press).
- Том 3: Математика и науки о небе и Земле .
- Том 4: Физика и физическая технология, Часть 2: Машиностроение
- Том 4: Физика и физические технологии, Часть 3: Гражданское строительство и мореплавание.
- Том 6: Биология и биологические технологии, Часть 1, Ботаника
- Рот, Гарольд Д. «Текст и издания ранней китайской философской литературы», Журнал Американского восточного общества (том 113, номер 2, 1993): 214–227.
- Шафер, Эдвард Х. «Аурипигмент и реальгар в китайской технологии и традиции», Журнал Американского восточного общества (том 75, номер 2, 1955): 73–89.
- Сивин, Натан (1995). Наука в Древнем Китае: исследования и размышления . Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing.
- Уншульд, Пол У. (2003). Природа, знания, образы в древнем китайском медицинском тексте . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Уэст, Стивен Х. «Реснички, чешуя и щетина: потребление рыбы и моллюсков в восточной столице Северной песни», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 47, номер 2, 1987): 595–634.
- Виттфогель, Карл А. и Фэн Цзя-Шэн. «История китайского общества Ляо (907–1125)», Труды Американского философского общества (том 36, 1946): i – xv; 1–752.
- Райт, Дэвид Кертис (2001) История Китая . Вестпорт: Гринвуд Пресс.
- Ву, Цзин-нуан (2005). Иллюстрированная китайская Материя Медика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Си, Цзэцзун. «Китайские исследования по истории астрономии, 1949–1979», Исида (том 72, номер 3, 1981): 456–470.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1020 рождений
- 1101 смерть
- Китайские астрономы XI века
- Китайские художники XI века.
- Китайские историки XI века
- Китайские математики XI века
- Китайские философы XI века
- Дипломаты 11 века
- Изобретатели 11 века
- Художники из провинции Фуцзянь
- Производители астрономических инструментов
- Биологи из провинции Фуцзянь
- Химики из провинции Фуцзянь
- Китайские антиквары
- Эксперты по китайскому антиквариату
- Коллекционеры китайского искусства
- Китайские картографы
- Китайские инженеры-строители
- Китайские гидрологи
- Китайские изобретатели
- Китайские инженеры-механики
- Китайские металлурги
- Китайские геологи
- Китайские натуралисты
- Китайские фармакологи
- Китайские производители научных приборов
- Инженеры из провинции Фуцзянь
- Историки из провинции Фуцзянь
- Ученые Хоккиена
- Инженеры-гидравлики
- Математики из провинции Фуцзянь
- Средневековые китайские географы
- Минералоги
- Философы из провинции Фуцзянь
- Политики из Цюаньчжоу
- Дипломаты династии Сун
- Историки династии Сун
- Философы династии Сун
- Научные писатели династии Сун
- Технические писатели
- Писатели из провинции Фуцзянь