Jump to content

Су Сон

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Су Сон
Рожденный 1020
недалеко от Цюаньчжоу города
Умер 1101 (80–81 год)
Занятия Ученый-бюрократ
  • Ученый
  • государственные деятели
Су Сон
китайский Су Сон
Оригинальная диаграмма книги Су, показывающая внутреннюю работу его башни с часами. Для получения дополнительной информации щелкните это уменьшенное изображение.
Иллюстрация внутреннего устройства Башни с астрономическими часами.

Су Сун ( китайский : 蘇頌 ; Pe̍h-ōe-jī : Soʘ Siong , 1020–1101), любезное имя Цижун ( китайский : 子容 ; Pe̍h-ōe-jī : Chú-iông ), [1] был китайским ученым- эрудитом и государственным деятелем. Преуспев в различных областях, он преуспел в , астрономии , картографии , географии , часовом искусстве , фармакологии , минералогии , металлургии , зоологии , , ботанике , машиностроении , гидротехнике , гражданском строительстве математике изобретениях , искусстве , поэзии , философии , древностях , и государственная мудрость во времена династии Сун (960–1279).

Су Сун был инженером гидромеханической башни с астрономическими часами в средневековом Кайфэне , в которой использовался ранний спусковой механизм. [2] [3] [4] [5] Спусковой механизм башни с часами Су был изобретен буддийским монахом династии Тан И Сином с водяным приводом и правительственным чиновником Лян Линцаном в 725 году нашей эры для управления армиллярной сферой , хотя армиллярная сфера Су была первой, оснащенной механическим часовым приводом. [5] [6] [7] На башне с часами Су также был установлен старейший из известных бесконечных цепных приводов , передающих энергию, называемый Тянь-ти ( 天梯 ), или «небесная лестница», как это изображено в его часовом трактате. [8] На башне с часами было 133 различных гнезда для часов, чтобы показывать и отбивать часы . [9] Трактат Су Сун о башне с часами « Синьи Сянфаяо» ( 新儀象法要 ) сохранился с момента его письменной формы в 1092 году и официальной печатной публикации в 1094 году. Книга анализировалась многими историками, такими как британский биохимик, историк и китаевед Джозеф Нидэм . Однако сами часы были разобраны вторгшейся чжурчжэньской армией в 1127 году нашей эры, и хотя были предприняты попытки собрать их заново, башню так и не удалось восстановить.

« Синьи Сянфаяо» был самым известным трактатом Су, но эрудит собрал и другие работы. Он завершил большой небесный атлас, состоящий из нескольких звездных карт , нескольких земных карт, а также трактата по фармакологии. Последний обсуждал смежные темы по минералогии, зоологии, ботанике и металлургии .

Европейские посетители -иезуиты в Китае, такие как Маттео Риччи и Николя Триго, кратко написали о китайских часах с колесным приводом: [10] но другие ошибочно полагали, что китайцы никогда не продвинулись дальше стадии клепсидры , благовоний и солнечных часов . [11] Они думали, что передовые механические часовые механизмы были чем-то новым для Китая и что эти механизмы были чем-то ценным, что европейцы могли предложить китайцам. [11] (1368–1644) , хотя и не так заметны, как в период Сун, Современные китайские тексты династии Мин описывают относительно непрерывную историю механических часов в Китае с 13 по 16 век. [12] Однако башня с часами Су Сун по-прежнему использовала водяное колесо для привода и, таким образом, не была полностью механической, как европейские часы позднего средневековья.

Жизнь и творчество

[ редактировать ]
Масштабная модель башни с астрономическими часами Су Сун.

Карьера ученого-чиновника

[ редактировать ]

Су Сон происходил из . Хоккиена [13] который родился в современной провинции Фуцзянь , недалеко от средневекового Цюаньчжоу . [14] Как и его современник Шэнь Го (1031–1095), Су Сун был эрудитом , человеком, чей опыт охватывает значительное количество различных областей исследования. Его написал его младший коллега и ханьлинь ученый- Е Мэндэ (1077–1148). [15] что в юности Су справился с провинциальными экзаменами и поднялся на вершину экзаменационного списка за написание лучшей статьи об общих принципах и структуре китайского календаря . [16] С раннего возраста его интересы к астрономии и календарной науке привели его на выдающийся путь государственного бюрократа . В свободное время он любил писать стихи, восхваляя произведения таких художников, как художник Ли Гунлинь (1049–1106). [17] [18] Он также был антикваром и коллекционером старых произведений искусства предыдущих династий . [18]

В вопросах административного управления он получил ранг посла и президента министерства кадров в столице Кайфэна, а также был известен как эксперт в области управления и финансов. [19] После службы в Министерстве кадров в 1086 году стал министром юстиции . [18] Он был назначен выдающимся редактором Академии достойнейших ученых, где в 1063 году он редактировал, редактировал, комментировал и добавлял предисловие к классическому труду Хуайнаньцзы династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [20] В конце концов Су дослужился до должности вице-президента канцелярии секретариата . Среди многих почетных должностей и званий, присвоенных ему, Су Сун также был одним из «заместителей наставников наследника». При дворе он решил дистанцироваться от политического соперничества консерваторов во главе с премьер-министром Сыма Гуаном (1019–1086) и реформистов во главе с премьер-министром Ван Аньши (1021–1086); хотя многие из его соратников принадлежали к консервативной фракции. [14]

1077 году он был отправлен с дипломатической миссией к династии Ляо киданей В на севере. [21] обмен идеями о календарной науке, поскольку государство Ляо создало свой собственный календарь в 994 году нашей эры. [7] В выводе, который, как сообщается, поставил суд в замешательство, Су Сун признал императору, что календарь киданей на самом деле был немного более точным, чем их собственный, что привело к штрафам и наказанию должностных лиц Бюро астрономии и календаря. [16] Су должен был отправиться на север, в Ляо, и сразу же прибыть на празднование дня рождения и пир в день, который совпадал с зимним солнцестоянием по календарю Сун, но на самом деле был на день позже календаря Ляо. [22] Историк Лю Хэпин утверждает, что император Сун Чжэцзун спонсировал часовую башню Су Суна в 1086 году, чтобы конкурировать с Ляо за «научное и национальное превосходство». [23] В 1081 году суд поручил Су Сун собрать в книгу дипломатическую историю отношений Сун-Ляо - сложную задачу, которая после завершения заняла 200 томов. [24] Благодаря своим обширным познаниям в картографии Су Сун смог урегулировать острый пограничный спор между династиями Сун и Ляо. [25]

Астрономия

[ редактировать ]
Звездная карта Су Сун с равноудаленной цилиндрической проекцией из «Синьи Сянфаяо» , 1092 г. [26]

Су Сун также создал небесный атлас (на пяти отдельных картах), в котором были часовые круги между сю ( лунными особняками ), образующими астрономические меридианы , со звездами, отмеченными в равноудаленных цилиндрических проекциях на каждой стороне экватора . [27] и, таким образом, соответствовало их северным полярным расстояниям. [28] Более того, Су Сун, должно быть, воспользовался астрономическими открытиями своего политического соперника и современного астронома Шэнь Го . [29] Четвертая звездная карта Су Сун помещает положение полярной звезды на полпути между Тянь Шу (-350 градусов) и нынешней Полярной звездой ; это был более точный расчет (на 3 градуса), который сделал Шэнь Куо, когда наблюдал за полярной звездой в течение трех месяцев с помощью своей визирной трубы увеличенной ширины. [29] До книги Сун было написано много звездных карт, но звездные карты, опубликованные Су, представляют собой самые старые из сохранившихся звездных карт в печатной форме . [30]

Фармакология, ботаника, зоология и минералогия

[ редактировать ]
Су классифицировал и точно описал свойства многих минералов, включая красную изрытую поверхность реальгара, показанную выше.

В 1070 году Су Сун и группа учёных составили и отредактировали « Бэнцао Туцзин» («Иллюстрированная фармакопея», оригинальный исходный материал с 1058 по 1061 годы), которая представляла собой новаторский трактат по фармацевтической ботанике , зоологии и минералогии . [31] Собирая информацию для фармацевтических знаний, Су Сун работал с такими выдающимися учеными, как Чжан Юйси, Линь И, Чжан Дун и многими другими. [32]

В этом трактате описан широкий спектр фармацевтических практик, включая использование эфедрина в качестве лекарства. [14] Он включает ценную информацию о металлургии, сталелитейной и черной металлургии в Китае XI века. Он создал систематический подход к составлению списка различных минералов и их использованию в лечебных отварах, таких как все известные формы слюды , которые можно использовать для лечения болезней посредством пищеварения . [33] Он описал субконхоидальный излом самородной киновари , признаки рудных пластов и дал описание кристаллической формы. [34] Подобно рудным каналам, образовавшимся в результате циркуляции грунтовых вод, о которых писал позднее немецкий ученый Георгиус Агрикола , Су Сун сделал аналогичные заявления относительно карбоната меди , как и более ранний Рихуа Бенцао в 970 году о медном сульфате . [34] Книга Су также была первым фармацевтическим трактатом, написанным в Китае, в котором описывались растения лен , Urtica thunbergiana и Corchoropsis tomentosa (crenata). [35] По словам Эдварда Х. Шафера, Су точно описал полупрозрачность прекрасного реальгара , его происхождение из стручков, найденных в каменистых речных ущельях, его матрица изрыта дырами и имела темно-красный, почти фиолетовый цвет, а также то, что минерал различался по размерам. размером от горошины до грецкого ореха. [36]

Ссылаясь на свидетельства древнего труда Чжэн Сюаня (127–200), Су считал, что врачи древней династии Чжоу (1046–256 до н. э.) использовали реальгар как средство от язв . [37] Во времена Су считалось, что «пятью ядами», используемыми врачами эпохи Чжоу для этой цели, считались киноварь, реальгар, халькантит , квасцы и магнетит . [37] Су сделал систематические описания животных и регионов, в которых они могут быть найдены, например, различных видов пресноводных, морских и береговых крабов. [38] Например, он отметил, что пресноводный вид краба Eriocher sinensis можно встретить в реке Хуай, протекающей через Аньхой , на водных путях вблизи столицы, а также в водоемах и болотах Хэбэя . [38] Книга Су была сохранена и скопирована Бенцао Ганму из династии Мин (1368–1644) врачом и фармакологом Ли Шичжэнем (1518–1593). [39]

Часовое искусство и машиностроение

[ редактировать ]
Армиллярная сфера на крыше

Су Сун составил один из величайших китайских по часовому делу трактатов средневековья , окружив себя окружением выдающихся инженеров и астрономов для помощи в различных проектах. Синьи Сянфаяо (букв. «Основы нового метода механизации вращения армиллярной сферы и небесного глобуса»), написанная в 1092 году, стала конечным продуктом его жизненных достижений в области часового дела и часового механизма. Книга включала 47 различных иллюстраций мельчайших деталей механической работы его с астрономическими башни часами . [40]

Величайшим проектом Су Сун была 40-футовая башня с астрономическими часами с водяным приводом, построенная в Кайфэне, деревянная пилотная модель была завершена в 1088 году, бронзовые компоненты отлиты к 1090 году, а полностью законченная работа была завершена к 1094 году во время правления императора . Чжэцзун Сун . [41] [42] Ранее император поручил Хань Гунляну , исполняющему обязанности секретаря Министерства кадров, возглавить проект, но вместо этого руководящая должность была передана Су Суну. В 1086 году император приказал Су реконструировать Хун И , или «армиллярные часы», для новой башни с часами в столице. Су работал с помощью Хань Гунляня, который применил свои обширные познания в математике при строительстве башни с часами. [43] Небольшая деревянная модель была впервые создана Су Суном, который проверял ее сложные детали, прежде чем применить их к настоящей полномасштабной башне с часами. [44] В конце концов, башня с часами имела множество впечатляющих особенностей, таких как гидромеханическая вращающаяся армиллярная сфера, венчающая верхний уровень и весящая от 10 до 20 тонн. [44] расположенный посередине бронзовый небесный глобус диаметром 4,5 фута, [44] вращающиеся манекены с механическим таймером, одетые в миниатюрную китайскую одежду , которые выходили из миниатюрных открывающихся дверей, чтобы объявлять время суток, предъявляя специальные таблички для чтения, звоня в колокольчики и гонги или бья в барабаны, [45] сложное использование косых шестерен и спускового механизма, [46] а также внешний фасад причудливой китайской пагоды . После завершения строительства башня получила название Шуй Юн И Сян Тай , или «Башня водной сферы и глобуса». Джозеф Нидэм пишет:

Звездная карта южной полярной проекции небесного глобуса Су, Синьи Сянфаяо , 1092 г.

После изобретения спускового механизма в 725 году нашей эры [во времена династии Тан ] произошел расцвет зубчатых колес в часовом и домкратном механизме, кульминацией которого стал бронзовый и железный сложный шедевр Су Суна в 1088 году нашей эры. [47]

Спустя годы после смерти Су столица Кайфэн была осаждена и захвачена в 1127 году чжурчжэнями маньчжурской династии Цзинь из во время войн Цзинь-Сун . [40] [48] Часовая башня была разобрана по частям чжурчжэнями, которые перевезли ее компоненты обратно в свою столицу в современном Пекине. Однако из-за сложности башни собрать ее воедино не удалось. Новый император Гаозун из Сун поручил сыну Су, Су Се, построить на ее месте новую башню с астрономическими часами, и Су Се приступил к работе над изучением текстов своего отца с командой других экспертов. Однако им также не удалось создать еще одну башню с часами, и Су Се был убежден, что Су Сун намеренно исключил важные компоненты в своих письменных работах и ​​диаграммах, чтобы другие не украли его идеи.

Как китаевед отмечает историк- Дерк Бодде , астрономические часы Су Суна не привели к появлению нового поколения часовых механизмов массового производства по всему Китаю, поскольку его работа была в основном спонсируемой правительством попыткой использовать астрономов и астрологов при императорском дворе. [49] Однако механическое наследие Су Суна не закончилось на его работе. Примерно в 1150 году писатель Сюэ Цзисюань отметил, что в его время существовало четыре типа часов: обычные водяные часы , часы с благовониями , солнечные часы и часы с «вращающимися и щелкающими пружинами» («пистолетный загар»). [50] Правители продолжающейся династии Юань (1279–1368 гг. Н.э.) были заинтересованы в развитии механических часовых механизмов. [51] Астроном Го Шоуцзин помог восстановить Пекинскую древнюю обсерваторию , начиная с 1276 года, где он создал армиллярную сферу с водяным приводом и часы с полностью установленными часовыми домкратами, отбивающими часы. [52] Сложная передача для уникальных китайских часовых механизмов была продолжена во времена династии Мин (1368–1644), с новыми конструкциями, приводимыми в движение силой падающего песка, а не воды, чтобы обеспечить движущую силу колесного привода, а некоторые часы Мин, возможно, имели понижающую передачу, а не понижающую передачу. более ранний побег Су Сун. [12] Самая ранняя конструкция песочных часов такого типа была создана Чжань Сиюанем около 1370 года и включала не только черпачное колесо устройства Су Сун, но и новое дополнение к неподвижному циферблату, по которому вращался указатель, очень похоже на новые европейские часы. часы того же периода. [53]

Спусковой механизм Су Сун

[ редактировать ]
Самая старая известная иллюстрация бесконечного цепного привода , передающего мощность , из книги Су 1092 года; ее называли «небесной лестницей» и использовали для соединения главного приводного вала его башни с часами с редуктором армиллярной сферы (который был установлен наверху башни).

В звеньевом устройстве водяного колеса Су Сун действие остановки и освобождения спускового механизма достигалось за счет силы тяжести, периодически оказываемой в виде непрерывного потока заполненных жидкостью контейнеров ограниченного размера. [50] Таким образом, в единой линии эволюции часы Су Сун объединили концепцию клепсидры и механических часов в одно устройство, управляемое механикой и гидравликой. В своем мемориале Су Сун написал об этой концепции:

По мнению вашего слуги, во времена прошлых династий существовало множество систем и конструкций астрономических инструментов, все они отличались друг от друга в незначительных отношениях. Но принцип использования энергии воды для приводного механизма всегда был одинаковым. Небеса движутся без остановки, но и вода течет (и падает). Таким образом, если заставить воду литься совершенно равномерно, то сравнение вращательных движений (неба и машины) не обнаружит никакого несоответствия или противоречия; ибо беспокойство следует за непрерывным. [54]

В своем письме Су Сун назвал предшественником своих рабочих часов армиллярную сферу с гидравлическим приводом Чжан Хэна (78–139 гг. Н.э.), более раннего китайского ученого. [54] Су Сун также находился под сильным влиянием более ранней армиллярной сферы, созданной Чжан Сысунем (976 г. н.э.), который также использовал спусковой механизм и использовал жидкую ртуть вместо воды в водяном колесе своей башни с астрономическими часами (поскольку жидкая ртуть не замерзала зимой). и не будет подвергаться коррозии и коррозии металлических компонентов с течением времени). [55] Однако Су Сун заявил в своем письме, что после смерти Чжана никто не смог воспроизвести его устройство, как и его собственное. [56]

Механический часовой механизм астрономической башни Су Суна представлял собой огромное ведущее колесо диаметром 11 футов, на котором было 36 черпаков, в каждый из которых с одинаковой скоростью лилась вода из «резервуара постоянного уровня» (Нидэм, рис. 653). . Главный железный ведущий вал с цилиндрическими шейками, опирающимися на железные серповидные подшипники, заканчивался шестерней, которая зацеплялась с зубчатым колесом на нижнем конце главного вертикального трансмиссионного вала. [57]

Джозеф Нидэм дает общее описание самой башни с часами:

Часовой механизм (Су Сун), приводимый в движение водяным колесом и полностью заключенный внутри башни, вращал наблюдательную армиллярную сферу на верхней платформе и небесный глобус на верхнем этаже. Его функция объявления времени дополнительно выполнялась визуально и звуково за счет работы многочисленных домкратов, установленных на восьми наложенных друг на друга колесах хронометрической шахты и появляющихся в окнах пагодообразной конструкции в передней части башни. Внутри здания высотой около 40 футов ведущее колесо было снабжено спусковым механизмом особой формы, и вода периодически закачивалась обратно в резервуары вручную. Сигнализатор времени, должно быть, включал в себя преобразовательный механизм, поскольку он подавал как «неравные», так и равные сигналы времени, и сфера, вероятно, имела его. Трактат Су Сун о часах « Синь И Сян Фа Яо » представляет собой классику часовой техники. [58]

Небесный глобус на третьем этаже.
Панель отображения времени
Водяное колесо с резервуаром для воды и спусковым механизмом.

Это рисунок рис. 650, а на рис. 656 изображены верхний и нижний нории с емкостями и ручным колесом для их управления.

На рис. 657 показано довольно миниатюрное и уменьшенное изображение основ спускового механизма на иллюстрации (из книги Су) с подписью Нидхэма здесь, в этой цитате: «'Небесный баланс' или спусковой механизм часового механизма Су Сун ( Синьи Сянфаяо, гл. 3, стр. 18б). [59] На последнем рисунке тщательно указано:

  • правый верхний замок
  • верхняя ссылка
  • левый верхний замок
  • ось или шарнир
  • длинная цепочка
  • верхний противовес
  • отстойник
  • контрольная вилка нижнего балансировочного рычага
  • соединительный язычок
  • основной (т.е. нижний) противовес [59]

На рисунке 658 показан более сложный и наиболее выразительный рисунок большого спускового механизма Су Сун на полстраницы, на котором отмечены отдельные части по мере их взаимодействия друг с другом:

  • арестованный говорил
  • левый верхний замок
  • совок наполняется
  • струя воды из бака постоянного уровня
  • небольшой противовес
  • проверочная вилка зацепилась за выступающий штифт на черпаке и образовала ближний конец
  • нижний балансировочный рычаг с
  • его нижний противовес
  • соединительный язычок, соединенный
  • длинная цепочка с
  • верхний балансировочный рычаг, имеющий на дальнем конце
  • верхний противовес и на его ближнем конце
  • короткая цепочка, соединяющая его с верхним замком под ним;
  • правый верхний замок [60]

Бесконечный цепной привод

[ редактировать ]
Бесконечная роликовая цепь и звездочка , используемые в башне с часами Су Сун для вращения армиллярной сферы.

Самое старое в мире иллюстрированное изображение бесконечного цепного привода, передающего мощность, взято из часового трактата Су Сун. [8] Он использовался в часовых механизмах для соединения главного приводного вала с редуктором армиллярной сферы (вращающим три маленькие шестерни), [61] как видно на рисунках Нидхэма 410 и 652. [8] Это принадлежало самому верхнему концу главного вертикального трансмиссионного вала, включающего прямоугольные и косые шестерни, соединенные коротким валом холостого хода. [46] Зубчатый венец, называемый зубчатым венцом суточного движения, надевался на оболочку армиллярной сферы вдоль параллели склонения вблизи южного полюса. [62] Хотя древнегреческий ( Филон Византийский своего рода бесконечный пояс 3 век до н.э.) использовал для своего магазина arcuballista , который не передавал непрерывную мощность, [61] Влиятельным источником цепного привода Су Суна, скорее всего, является цепной насос с непрерывным приводом , известный в Китае со времен династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.). [61] В своем часовом трактате Су Сун утверждает:

Цепной привод (букв. Небесная лестница) имеет длину 19,5 футов (5,9 м). Система такова: железная цепь, звенья которой соединены вместе, образуя бесконечную цепь, свисает с верхней цепочки, скрытой черепахой и облаком (колонна, поддерживающая армиллярную сферу в центре), и огибает ее. нижняя звездочка, установленная на главном ведущем валу. Всякий раз, когда одно звено движется, оно перемещается вперед на один зубец зубчатого колеса дневного движения и вращает Компонент Трех Устроителей Времени, следуя, таким образом, движению небес. [61]

Кроме того, зубчатые кольца и верхнее ведущее колесо имели по 600 зубьев, которые благодаря математической точности Су тщательно рассчитывали единицы измерения дня с делением 1/600. [63] Эти шестерни, имеющие 600 зубцов, обеспечивали, таким образом, деление суток на измерения по 2 минуты и 24 секунды каждое. [63]

Армиллярная сфера Су Сун

[ редактировать ]
Современная копия армиллярной сферы эпохи династии Мин , найденная в древней Пекинской обсерватории.

В третьем томе книги Джозефа Нидэма «Наука и цивилизация в Китае » на рисунке 159 изображена армиллярная сфера Су Суна (как она изображена в его трактате XI века), дополненная тремя «гнездами» или слоями механически вращающихся колец. Именно ранний китайский астроном Ли Чунь-фэн из династии Тан в 633 году нашей эры создал первую армиллярную сферу с тремя слоями для калибровки различных аспектов астрономических наблюдений. [64] Армиллярную сферу Чжана часто сравнивают с армиллярной сферой монарха 13-го века Альфонсо X Кастильского в Испании исламской эпохи. Главное отличие заключалось в том, что инструмент Альфонсо имел приспособление для измерения азимута и высоты, которое присутствовало в арабской традиции, а армиллярная сфера Су Сун была должным образом градуирована. [65] Для рисунка армиллярной сферы Су список компонентов следующий:

  • Внешнее гнездо [6]
    • меридианный круг
    • круг горизонта
    • внешний экваторный круг
  • Среднее гнездо [6]
    • Цветной круг солнцестояния
    • эклиптический круг
    • зубчатое кольцо суточного хода, соединяющееся с силовым приводом
  • Внутреннее гнездо [6]
    • полярное кольцо склонения или круг часового угла, с
    • к нему прикреплена визирная трубка и усилена
    • diametral brace
  • Другие части [6]
    • вертикальная колонна, скрывающая трансмиссионный вал
    • несущие колонны в виде драконов
    • поперечина основания, включающая водяные уровни
    • южный полярный поворот
    • Северная полярная точка

Передача текста Су и его наследия

[ редактировать ]

Су Сун Когда в 1092 году была написана «Синьи Сянфаяо» , а в 1094 году завершена и представлена ​​часовая монография, его работа была опубликована и широко напечатана на севере (см. гравюру на дереве и подвижный шрифт Би Шэн ). На юге печать и распространение его работ не получили широкого распространения до тех пор, пока Ши Юаньчжи из провинции Цзянсу не напечатал их там в 1172 году. [3]

Представляя императору Чжэцзуну проект своей часовой башни, Су Сун приравнивал постоянный поток воды к непрерывным движениям небес, последнее из которых символизировало непрекращающуюся власть императора. [66] Это понравилось императору, который разместил произведения искусства, изображающие башню с часами, на транспортных средствах крупных императорских процессий, как показано на иллюстрации Большой императорской каретной процессии 1053 года. [67]

Ученый из поздней династии Мин / династии Цин Цянь Цзэн (1629–1699) хранил старый том работ Су, который он добросовестно воспроизвел в недавно напечатанном издании. Он также позаботился о том, чтобы избежать каких-либо переформулировок или несоответствий оригинальному тексту. [3] Опять же, позже он был переиздан Чжан Сицзу (1799–1844). [3]

Трактат Су Сун об астрономическом часовом механизме был не единственным, написанным в Китае в его время, поскольку в « Сун Ши» (составленном в 1345 году) записан письменный трактат Шуйюньхун Тяньцзияо (Уэйд-Джайлз: Шуй Юн Хун Тхиен Чи Яо ; букв. Основы). «Техника приведения астрономических аппаратов во вращение с помощью силы воды»), написанная Хуаном Тайфой. Однако этот трактат больше не сохранился. [68]

Что касается современных исследований, британский биохимик и историк китайской науки Джозеф Нидхэм (1900–1995) (известный в Китае как Ли Юэсе) провел обширные исследования и анализ текстов Су Суна и различных достижений в своей «Наука и цивилизация в Китае». книге ряд. Джозеф Нидхэм также привел множество подробных отрывков из современных ему средневековых китайских источников о жизни Су и его достижениях, известных в его время. В 1956 году Джон Кристиансен реконструировал модель часовой башни Су Сун по знаменитому рисунку, который привлек внимание на Западе к китайской технике XI века. [69] Миниатюрная модель часов Су Сун была реконструирована Джоном Кембриджем и сейчас выставлена ​​в Национальном музее науки в Южном Кенсингтоне , Лондон. [15] В Китае часовая башня была реконструирована до одной пятой своего реального размера Ван Чжэндуо, который работал в Китайском историческом музее в Пекине в 1950-х годах. [70]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Харрист, 239, сноска 9.
  2. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 445.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 448.
  4. ^ Прожил, 140.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, 10.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Нидэм, Том 3, 351.
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Боуман, 105.
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 111.
  9. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 165.
  10. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 438.
  11. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 435–440.
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 509–512.
  13. ^ «Су Сун, Сямынь, Фуцзянь: Жизнь зависит от упорного труда и упорного труда» , 20 августа 2016 г.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 446.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лю, 593.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 447.
  17. ^ Эдвардс, 175–176.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Харрист, 269.
  19. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 32.
  20. ^ Рот, 224 и 226.
  21. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 446–447.
  22. ^ Виттфогель и Фэн, 599.
  23. ^ Лю, 577.
  24. ^ Бреслин, 14.
  25. ^ Райт, 213.
  26. ^ Нидхэм, Том 3, 208.
  27. ^ Миядзима, Кадзухико (1997). Методы проекции на звездных картах Китая, Кореи и Японии из «Основных моментов астрономии», том. 11Б с. 714. Ред. Дж. Андерсен. Норвелл: Kluwer Academic Publishers.
  28. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, 569.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 278.
  30. ^ Сивин, III, 32.
  31. ^ Ву, 5.
  32. ^ Невинность, 60.
  33. ^ Нидхэм, Том 3, 648.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 3, 649.
  35. ^ Нидхэм, Том 6, Часть 1, 174, 175.
  36. ^ Шафер, 81.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шафер, 83.
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вест, 606.
  39. ^ Вест, 605.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Чеккарелли, 58.
  41. ^ Фрай, 9.
  42. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 495.
  43. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 39.
  44. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Нидэм, Том 4, Часть 2, 465.
  45. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 455.
  46. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 456.
  47. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 89.
  48. ^ Райт, 96.
  49. ^ Прожил, 362.
  50. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 462.
  51. ^ Фрай, 12.
  52. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 504–505.
  53. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 511.
  54. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 466.
  55. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 469–471.
  56. ^ Нидхэм, том 4, часть 2, 470.
  57. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 451.
  58. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 449.
  59. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Нидэм, Том 4, Часть 2, 458.
  60. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 460.
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Нидэм, Том 4, Часть 2, 457.
  62. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 456–457.
  63. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фрай, 11.
  64. ^ Нидхэм, Том 3, 343.
  65. ^ Нидхэм, Том 3, 353.
  66. ^ Лю, 578, 585.
  67. ^ Лю, 578.
  68. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 2, 450.
  69. ^ Лю, 577–579.
  70. ^ Си, 466.

Источники

[ редактировать ]
  • Бодде, Дерк (1991). Китайская мысль, общество и наука . Гонолулу: Издательство Гавайского университета.
  • Боуман, Джон С. (2000). Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета.
  • Бреслин, Томас А. (2001). За пределами боли: роль удовольствия и культуры в ведении иностранных дел . Вестпорт: Издательство Praeger.
  • Чеккарелли, Марко (2004). Международный симпозиум по истории машин и механизмов . Нью-Йорк: Издательство Kluwer Academic Publishers.
  • Эдвардс, Ричард. «Копия Ли Гонглиня «Пастбищных лошадей» Вэй Яня», Artibus Asiae (том 53, номер 1/2, 1993): 168–181; 184–194.
  • Фрай, Тони (2001). Обзор теории архитектуры: архитектурное проектирование в китайском времени . Сидней: Сиднейский университет.
  • Харрист, Роберт Э.-младший «Художник как антиквар: Ли Гунлинь и его исследование раннего китайского искусства», Artibus Asiae (том 55, номер 3/4, 1995): 237–280.
  • Лю, Хэпин. «Водяная мельница» и Императорский покровительство Северной Сун искусству, торговле и науке», The Art Bulletin (том 84, номер 4, 2002 г.): 566–595.
  • Нидхэм, Джозеф , Ван Лин и Лу Гвей-Джен (1986) [1965], Наука и цивилизация в Китае , Тайбэй: Caves Books, Ltd. (переиздание Cambridge & New York: Cambridge University Press).
    • Том 3: Математика и науки о небе и Земле .
    • Том 4: Физика и физическая технология, Часть 2: Машиностроение
    • Том 4: Физика и физические технологии, Часть 3: Гражданское строительство и мореплавание.
    • Том 6: Биология и биологические технологии, Часть 1, Ботаника
  • Рот, Гарольд Д. «Текст и издания ранней китайской философской литературы», Журнал Американского восточного общества (том 113, номер 2, 1993): 214–227.
  • Шафер, Эдвард Х. «Аурипигмент и реальгар в китайской технологии и традиции», Журнал Американского восточного общества (том 75, номер 2, 1955): 73–89.
  • Сивин, Натан (1995). Наука в Древнем Китае: исследования и размышления . Брукфилд, Вермонт: VARIORUM, Ashgate Publishing.
  • Уншульд, Пол У. (2003). Природа, знания, образы в древнем китайском медицинском тексте . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Уэст, Стивен Х. «Реснички, чешуя и щетина: потребление рыбы и моллюсков в восточной столице Северной песни», Гарвардский журнал азиатских исследований (том 47, номер 2, 1987): 595–634.
  • Виттфогель, Карл А. и Фэн Цзя-Шэн. «История китайского общества Ляо (907–1125)», Труды Американского философского общества (том 36, 1946): i – xv; 1–752.
  • Райт, Дэвид Кертис (2001) История Китая . Вестпорт: Гринвуд Пресс.
  • Ву, Цзин-нуан (2005). Иллюстрированная китайская Материя Медика . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Си, Цзэцзун. «Китайские исследования по истории астрономии, 1949–1979», Исида (том 72, номер 3, 1981): 456–470.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5e66bf2f1ffc7e1c3a5fe9fe42c770ae__1717546560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/ae/5e66bf2f1ffc7e1c3a5fe9fe42c770ae.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Su Song - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)