Jump to content

Международные отношения имперского Китая

Международные отношения Императорского Китая от династии Цинь до династии Цин охватывали множество ситуаций, поскольку состояния династий росли и падали. Китайская культура оказала влияние на соседние и отдаленные страны, трансформируясь под внешними влияниями и будучи завоеванной. Во времена династии Западная Хань эллинистическую Среднюю были проложены торговые пути Шелкового пути, которые привели Азию , Персию под Парфянской империей и Южную Азию в контакт с Китайской империей. Во II веке до нашей эры Чжан Цянь стал первым известным китайским дипломатом, отправившимся вглубь Центральной Азии в поисках союзников против монгольской конфедерации хунну . Попытки ханьских китайцев достичь Римской империи были предприняты , и хотя миссия под руководством Гань Ина в 97 году нашей эры закончилась неудачей, китайские исторические записи, тем не менее, утверждают, что римляне путешествовали в южный Китай и Вьетнам через Индийский океан . Буддизм из Индии был завезен в Китай в период Восточной Хань и распространился на соседние Вьетнам, Корею и Японию, каждая из которых приняла аналогичные принципы. Конфуцианские культуры, основанные на китайской модели.

После падения Сасанидской Персии под власть Рашидун халифата контакты Китая с исламским миром были начаты во времена династии Тан . В это время в Китай проникли иностранные религии, такие как зороастризм , несторианское христианство и ислам , хотя китайский буддизм и даосизм оставались заметными. Династия Сун действовала на основе равенства с соседними династиями Ляо и Цзинь, пока не пала под монгольским завоеванием . Монгольская империя стала доминирующим государством в Азии, а Pax Mongolica поощряла торговлю товарами, идеями и технологиями с востока на запад в начале и середине 13 века. Марко Поло Например, , возглавляемая монголами мог безопасно путешествовать туда и обратно. Династия Юань , основанная Хубилай-ханом, правила из столицы Ханбалык (современный Пекин). Неудачная дипломатия династии Юань с сёгунатом Камакура в Японии привела к монгольскому вторжению в Японию , которое также закончилось неудачей для Империи Юань.

После распада династии Юань и образования династии Мин императором Хунву в 1368 году имперская китайская власть распространилась за границу с помощью китайского флота с сокровищами 15-го века адмирала Чжэн Хэ . Как представители императора Юнлэ , флот Чжэна плавал по Юго-Восточной Азии, Индийскому океану и Восточной Африке, взимая дань, даря щедрые дары вассальным государствам, и даже вторгся в Шри-Ланку . Однако позже флот был расформирован, и после этого императоры Мин стали проводить изоляционистскую политику Хайцзинь , которая ограничивала международную торговлю и иностранные контакты горсткой морских портов и других мест. Эта политика постепенно изменилась после прибытия европейских исследователей, таких как Хорхе Альварес (первый иностранец, посетивший Китай морем) и Рафаэль Перестрелло , и, хотя первоначально война велась против Португальской империи , португальцам было предоставлено колониальное поселение. в Макао в 16 веке. Католические миссии иезуитов в Китае были также представлены: Маттео Риччи стал первым европейцем, которому разрешили войти в Запретный город императоров Мин в Пекине. Во время последующей династии Цин иезуиты из Европы, такие как Джузеппе Кастильоне, пользовались благосклонностью при дворе до тех пор, пока в 1706 году не возникли разногласия по поводу китайских обрядов и большинство миссионеров не были изгнаны.

Распад Монгольской империи в четырнадцатом веке сделал торговые пути Центральной Азии опасными и заставил западноевропейские державы осваивать океанские пути. Вслед за Португальской и Испанской империями протестантские державы, такие как Голландская империя и Британская империя, начали торговать с Китаем в начале 17 века. Королевство Великобритании предоставило монополию на торговлю с Китаем Британской Ост-Индской компании в 1600 году, и двор Цин решил контролировать эту растущую торговлю с Западом, создав в 1756 году Кантонскую систему , предоставив монополию на торговлю купцам и Тринадцать фабрик ограничили его Кантоном (как тогда назывался Гуанчжоу) на юге. Британскому посольству Макартни в 1793 году не удалось убедить императора Цяньлуна открыть порты северного Китая для внешней торговли или установить прямые отношения. Растущий британский импорт таких товаров, как чай, был компенсирован незаконной продажей британского опиума контрабандистам . Однако односторонний запрет Цин на продажу опиума привел к Опиумные войны и поражение Китая. 1842 года Нанкинский договор заменил систему Кантона рядом договорных портов , положив конец системе притоков.

Император Юнлэ (годы правления 1402–1424). Во время своего правления адмирал Чжэн Хэ возглавил гигантский морской флот-данник за границу, совершив семь путешествий за сокровищами .

В досовременные времена теория международных отношений Китая утверждала, что Китайская империя была Небесной династией, центром мировой цивилизации, а император Китая был лидером цивилизованного мира. Эта точка зрения рассматривала Китай как эквивалент « всего под небом ». Все остальные государства считались данниками под сюзеренским правлением Китая. Некоторые из них были прямыми вассалами . Теоретически земли вокруг имперской столицы рассматривались как «пять зон подчинения», — круговые территории, дифференцированные по силе благотворного влияния Сына Неба .

Было несколько периодов, когда китайская внешняя политика приобретала изоляционистские тона из-за мнения, что остальной мир беден и отстал и мало что может предложить.

Тем не менее, Китай с самого начала своей истории был центром торговли. Многие взаимодействия Китая с внешним миром осуществлялись через Шелковый путь . Сюда входили во 2 веке нашей эры контакты с представителями Римской империи , а в 13 веке — визиты венецианского путешественника Марко Поло .

Китайская внешняя политика обычно была направлена ​​на сдерживание угрозы так называемых « варварских » захватчиков (таких как хунну , монголы и чжурчжэни ) с севера. Это могло быть сделано военными средствами, такими как активное наступление (походы на север) или более пассивная оборона (например, Великая Китайская стена ). Китайцы также заключали брачные союзы, известные как хэцинь , или «мирные браки».

Китайские офицеры различали «зрелых/знакомых варваров» (иностранцев, находящихся под влиянием китайской культуры ) и «грубых варваров». [ нужна ссылка ]

Во многие периоды внешняя политика Китая была особенно напористой. Одним из таких случаев были путешествия за сокровищами адмирала Чжэн Хэ во времена династии Мин .

Династия Цинь

[ редактировать ]
Границы династии Цинь в 210 г. до н.э.

Хотя многие цари династий Шан и Чжоу правили раньше, в 221 г. до н. э. правитель государства Цинь Ин Чжэн ( Цинь Ши Хуан ) первым завоевал различные вассальные государства династии Чжоу, а также другие не - китаизированные государства. Ему удалось превратить эти разные государства в относительно единую и единую империю, Империю Цинь . Под его руководством и обществом, построенным на основе строгой приверженности легалистской философии , его когда-то захолустное западное пограничное государство завоевало все конкурирующие Воюющие государства в древнем Китае. Китайские владения были также расширены до Внутренней Монголии и Маньчжурии на севере, а с военно-морскими экспедициями, отправленными на юг, коренные жители Байюэ современного Гуандуна и северного Вьетнама (последний назывался Цзяочжи , а затем Аннам во время династии Тан ) были также подавлен и подчинен китайскому правлению. [1]

династия Хань

[ редактировать ]

Время династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) было революционной эпохой в истории международных отношений Императорского Китая, во время длительного правления императора У Хань (годы правления 141–87 до н. э.), путешествий дипломата Чжана . Цянь впервые открыл отношения Китая со многими различными азиатскими территориями. Путешествуя по западным регионам с целью заключить союз с юэчжи против хунну , Чжан Цянь был заключен в тюрьму хунну на многие годы, но привез обратно подробные отчеты о землях, которые ранее были неизвестны китайцам. Сюда вошли подробности его путешествий в греко-эллинизированные царства Фергана ( Даюань ) и Греко-Бактрийское царство ( Даксия ), а также сообщения об Аньси ( Персидская империя Парфии ) , Тяочжи ( Месопотамия ), Шенду (Индия), и усуньские кочевники Средней Азии. После его путешествий был проложен знаменитый сухопутный торговый путь Шелкового пути, ведущий из Китая в Римскую империю. Император У также был известен своими завоеваниями и успешными кампаниями против хунну. . Он воевал против королевства Виман Чосон , чтобы основать Четыре командования Хань в Маньчжурии , одно из которых было создано в Северной Корее, Командование Лелан . Империя начала расширяться на южный Китай и северный Вьетнам , а затем на территорию королевств Байюэ. Империя Хань поглотила Миньюэ после победы над государством и аннексировала Дянь . в Юньнани К 111 г. до н. э. император У завоевал королевство Наньюэ в войне Хань-Наньюэ . Наньюэ управлялась династией Триу , поскольку военно-морской офицер Цинь Чжао То разорвал связи с правлением материка после падения Цинь и установления Хань. [2] [3]

Династия Хань в 87 г. до н.э., после территориальной экспансии и создания Шелкового пути во время правления У. императора

Однако последующие китайские торговые миссии не ограничивались путешествиями по суше и местности. Во II веке до нашей эры китайцы проплыли мимо Юго-Восточной Азии в Индийский океан , достигнув Индии и Шри-Ланки по морю раньше римлян. Этот морской путь стал широко популярен не только купцами и дипломатами, но и китайскими религиозными миссионерами в поисках дальнейших индийских буддийских текстов для перевода с санскрита на китайский . В 148 году нашей эры парфянский принц, известный как Ань Шигао, первым перевел буддийские писания на китайский язык. Было также много других буддийских миссионеров, в том числе миссионеры Юэчжи и кушанские буддийские миссионеры из северной Индии, которые познакомили буддизм с Китаем . Император Мин, основавший Храм Белой Лошади в I веке нашей эры, китайский писатель VI века Ян Сюаньчжи определил это как официальное введение буддизма в Китай . Также к I веку нашей эры китайцы установили морские контакты с Яёйской Японией, населенной так называемыми китайцами Ва люди . К I веку китайцы также установили отношения с Королевством Фунан , сосредоточенным на территории нынешней Камбоджи , но частично простиравшимся на территорию Бирмы , Лаоса , Таиланда и Вьетнама. [1]

Ханьский генерал Бан Чао (32–102 гг. н. э.) отвоевал государства в западных регионах (современный Таримский бассейн в Синьцзяне ) после того, как вытеснил сюнну из региона. Сюда входили царства Кашгар , Лоулань и Хотан , которые были возвращены под контроль Китая. Он также отправил своего посланника Гань Ина еще дальше, чтобы добраться до Рима ( Дацинь ). Гань Инь добрался до Персидского залива в Парфянской империи , но парфянские войска ошибочно убедили его, что до Рима можно добраться, только обогнув Аравийский полуостров . Однако он принес отчеты о Римской империи и ее средиземноморской цивилизации . ханьскому королевскому двору [4] и есть свидетельства того, что последующие римские посольства в Китай имели место. [1]

Период разобщенности

[ редактировать ]
Статуи гротов Юньган , один из многих культурных символов, свидетельствующих о принятии Китаем буддизма .

(220–589 гг.) появился во времена династии Хань, Несмотря на то, что хаотичный и разделенный Период разобщенности он стал свидетелем расцвета буддизма и путешествий в зарубежные регионы, вдохновленных буддийскими миссионерами. Были индийские монахи , такие как Кумараджива (344–413) из Кучи , которые путешествовали в Китай, чтобы переводить санскритские тексты на китайский. Было также много китайцев, которые путешествовали за границу, чтобы получить и перевести буддийские сутры на китайский язык, например китайский монах Фасянь (337–422), который в старости путешествовал по Шри-Ланке, Индии и Непалу . Из Китая буддизм проник в Корею в 372 году. Впервые он практиковался в северном штате Когурё и со временем превратился в самобытный корейский буддизм . Как записано в « Нихон Сёки» , буддизм в Японии был введен в 552 году религиозной миссией, посланной Сонгом Пэкче , правителем одного из трех корейских королевств .

Три Королевства

[ редактировать ]

Эпоха Троецарствия (220–280 гг.) была периодом китайской истории, охваченным непрекращающимися войнами между триадой соперничающих претендентов на наследие Хань. Тройной раскол Китая на три враждующих государства сделал участие в дорогостоящем конфликте необходимостью, поэтому они не могли серьезно заниматься вопросами и проблемами поездок за границу. Государство Шу Хан на западе завоевало народ хмонгов на юго-западе, известный тогда как Наньман . Было еще одно зарегистрированное римское посольство в Китае , которое посетило двор Цао Жуя (226–239) в северном штате Цао Вэй , скорее всего, посланное Александром Северусом . Еще одно римское посольство зафиксировано в 284 году, скорее всего, отправленное Каром ; это был последний китайско-римский контакт, зафиксированный китайцами.

Династия Цзинь

[ редактировать ]

Династия Цзинь была основана в 265 году (после завоевания Шу Ханя ) благородной семьей Сыма, которая когда-то служила государству Цао Вэй , и завоевала государство Восточный У в 280 году, положив конец эпохе Троецарствия. Однако государство было ослаблено и стало уязвимым в результате Войны восьми принцев с 291 по 306 годы. Это позволило китаизированным кочевникам -хунну захватить обе исторические столицы Китая в Лояне и Чанъане , вынудив остатки двора Цзинь бежать. на юг до Цзяньканга (современный Нанкин ). Затем сюнну установили власть на севере под властью королевства Хань-Чжао . В период династии Цзинь наблюдался продолжающийся расцвет буддизма и буддийских путешествий.

Южные и Северные династии

[ редактировать ]

Как и период Троецарствия до него, период Южной и Северной династий (420–589), но также наблюдался расцвет буддийских мест вдоль Шелкового пути . Сюда входят буддийские места, такие как гроты Юнган , гроты Лунмэнь и пещеры Могао .

Династия Суй

[ редактировать ]
Принц Сётоку (574–622) был регентом и политиком императорского двора Японии.

Ян Цзянь (император Вэнь) правил северным Китаем с 581 года и завоевал династию Чэнь на юге к 589 году, воссоединив Китай под властью династии Суй (581–618). Он и его преемник император Ян инициировали несколько военных кампаний.

Северный Вьетнам произошла временная оккупация королевства Чампа был отвоеван в результате завоевания, а на юге Вьетнама . Они начали безуспешные кампании против северокорейского королевства Когурё во времена Троецарствия Кореи , истощив не только войска, но, в конечном итоге, большую часть доходов правительства.

Строительство Большого канала было завершено во времена династии Суй, что способствовало развитию местной торговли между северным и южным Китаем за счет канала и речного транспорта.

Одним из ярких дипломатических событий этого недолгого династического периода стало посольство принца Сётоку японское в Китае во главе с Оно-но Имоко в 607 году нашей эры.

Принц Сётоку заставил свою королеву Суйко называть себя Императрицей и претендовал на равные права с китайским императором, который в то время считал себя единственным императором в мире. Таким образом, Сётоку нарушил китайский принцип, согласно которому некитайскому государю разрешалось называть себя только королем, но не императором.

Император Ян считал такое поведение японцев «наглым», поскольку оно противоречило его китаецентрическому мировоззрению, но, в конце концов, ему пришлось принять это и в следующем году отправить посольство в Японию, поскольку ему нужно было избежать конфликта с Японией, чтобы подготовиться к завоеванию. Когурё.

Династия Тан

[ редактировать ]

Династия Тан (618–907) представляет собой еще одну высшую точку для Китая с точки зрения его военной мощи, завоеваний и установления вассалов и данников, внешней торговли, а также ее центрального политического положения и выдающегося культурного статуса в Восточной Азии.

Одним из самых амбициозных правителей династии был император Тайцзун (годы правления 626–649). Он инициировал несколько значительных военных кампаний в истории Китая, большинство из которых были направлены против могущественных тюркских группировок Центральной Азии . Сюда входят кампании против Восточного Туджуэ , Туюхун и Сюэянтуо . Армии были отправлены для вторжения в оазисные государства Таримской котловины . Королевство Карашар было захвачено войсками Тан в 644 году, а королевство Куча было завоевано в 649 году . Западная экспансия Танской империи продолжилась при преемнике императора Тайцзуна, императоре Гаозуне , который в 657 году завоевал западных тюрков под предводительством тюркского кагана Ашина Хэлу с армией под командованием генерала Су Динфана . [5]

В грозном союзе с корейским королевством Силла объединенный флот Тан-Силла одержал решительную победу над корейским королевством Пэкче и его японскими союзниками Ямато в морской битве при Пэкгане в 663 году. Император Тайзонг также вторгся в Когурё, пытаясь помочь своим Объединенный союзник Силла сокрушил своего соперника Когурё на севере. Другим намерением императора Тайцзуна при вторжении в Северную Корею было захватить территорию Лелан-Командери , старого китайского командования в Северной Корее, которое было потеряно с тех пор, как Когурё захватил его у династии Цзинь в 313 году. Однако территория Когурё попала в руки Силлы и Балхэ вместо Империи Тан.

Картина (ок. 600–673) с изображением императора Тайцзуна из династии Тан художника Яна Либэня .

Торговые отношения Китая во времена династии Тан распространились дальше на запад до Аравийского полуострова , Восточной Африки и Египта . Многие современные писатели зарубежных стран описывали китайские корабли, китайские товары, привозимые в зарубежные порты, а также китайские морские порты. Среди китайских авторов писатель Дуань Чэнши (умер в 863 г.) описал торговлю в Сомали , а между 785 и 805 гг. китайский географ Цзя Дань описал маяки , построенные в Персидском заливе , что позже подтвердили мусульманские писатели аль-Масуди и аль-Масуди. Мукаддаси . Внедрение ислама в Китае началось во время правления императора Гаозуна (годы правления 649–683) с таких миссионеров, как Саад ибн Аби Ваккас , дядя Мухаммеда по материнской линии . Морской порт Гуанчжоу на юге Китая стал одним из крупнейших морских портов в мире, принимающим иностранных путешественников по всей морской Азии. В то время Гуанчжоу был крупным портом на морском шелковом пути и вел интенсивную торговлю с Японией. [6] Столица Тан, Чанъань, стала хорошо известна как мультикультурный мегаполис, наполненный иностранными путешественниками, сановниками, торговцами, эмиссарами и миссионерами. Китайские буддийские монахи, такие как Сюаньцзан (умер в 664 г.), продолжали путешествовать за границу, в такие места, как Индия, чтобы обрести мудрость, собрать буддийские реликвии и перевести дополнительные сутры на китайский язык.

Хотя правление императора Сюаньцзуна (годы правления 712–756) считается зенитной точкой династии Тан, именно в последние годы его правления произошло одно из самых разрушительных восстаний в истории Китая. Империя Тан завербовала в свои вооруженные силы многих турок из Средней Азии . Одним из них был Ань Лушань (703–757), согдийский тюрк , который стал военачальником и личным фаворитом наложницы императора Сюаньцзуна, супруги Ян . Он спровоцировал восстание Ань Лушань , которое привело к гибели миллионов людей, стоило династии Тан их владений в Центральной Азии и позволило тибетцам вторгнуться в Китай и временно занять столицу Чанъань. Династия Тан восстановилась при императоре Сяньцзуне (805–820), но так и не достигла прежней военной и политической мощи. Однако непреднамеренным эффектом восстания стало ослабление правительственных ограничений на торговлю. Хотя IX век был политически неспокойным, экономика Китая фактически продолжала процветать, чему по-прежнему способствовала внешняя торговля. Японцы отправляли посольства в Империю Тан еще в 894 году, что было окончательно остановлено императором Уда по уговорам Сугавара-но Митидзанэ .

Пять династий и десять королевств

[ редактировать ]

Период Пяти династий и Десяти королевств (907–960) был эпохой разделения и гражданской войны в Китае между объединенными династиями Тан и Сун. Он примечателен появлением греческого огня (или формулы, аналогичной оригиналу) в результате китайских контактов в Аравии . Затем греческий огонь был применен к новому китайскому изобретению огнемета с двухпоршневым , насосом который использовался в бою в эпоху Пяти династий и династии Сун .

Династия Сун

[ редактировать ]
Династия Северная Сун (960–1127) с соседними династиями Западная Ся и Ляо на севере.

Китайская политическая теория о том, что Китай является центром мировой дипломатии, была в значительной степени принята в Восточной Азии , за исключением периодов слабости Китая, таких как династия Сун (960–1279).

Во времена династии Северная Сун (960–1279) китайские императоры были вынуждены признать императоров династии киданями , возглавляемой Ляо , как равных себе. После того, как чжурчжэней под руководством династия Цзинь свергла династию Ляо в восстании, которому помогала династия Сун, они обратились против Сун и завоевали северный Китай вплоть до реки Хуай в войнах Цзинь-Сун .

Императорский двор династии Южная Сун (1127–1279) был затем вынужден признать чжурчжэньских правителей династии Цзинь своим начальством. Монголы династией завоевали династию Цзинь в 1234 году с помощью династии Сун, которая сама была завоевана возглавляемой монголами Юань при Хубилай-хане к 1279 году.

Династия Южная Сун (1127–1279) после династией Цзинь . завоевания севера

Имея на севере могущественные династии, такие как тангутами возглавляемая Западная Ся, , династия Сун была вынуждена заниматься умелой дипломатией. Известные государственные деятели и ученые Шэнь Го (1031–1095) и Су Сун (1020–1101) были отправлены послами Сун к династии Ляо для разрешения пограничных споров. Шэнь Го отстоял законные границы династии Сун на севере, откопав старые архивные судебные документы и подписав соглашения между династиями Сун и Ляо. Су Сун аналогичным образом отстаивал законные границы династии Сун, только он использовал свои обширные знания в области картографии и карт для разрешения горячего пограничного спора.

китайская морская торговля Во времена династии Сун морской порт Цюаньчжоу шумный резко возросла, во главе которой стал . Морская торговля за рубежом была дополнена бурно развивающейся судостроительной промышленностью в провинции Фуцзянь . Этому также способствовала экономическая революция в Китае Сун и присутствие многих богатых, желающих инвесторов морских торговых миссий. Во времена династии Сун в Китай из зарубежных стран было отправлено несколько известных дипломатических миссий. Сюда входило посольство Аль-Хакима би-Амра Аллаха из Фатимидского Египта при дворе императора Чжэньцзуна в 1008 году, а также посольство императора Кулотунги Чола I из императорской индийской династии Чола при дворе императора Шэньцзуна в 1077 году.

Хотя золотой век китайского буддизма закончился во времена династии Тан, в Китае все еще существовали влиятельные буддийские монахи. В их число входил дзэн -буддийский монах Учжун Шифан (1178–1249), который обучал таких японских учеников, как Энни Бенэн (1201–1280). После возвращения в Японию из Китая последний способствовал распространению учения дзэн в Японии и способствовал учреждению Тофуку-дзи .

Династия Юань

[ редактировать ]
Картина Хубилай-хана в охотничьем походе художника Лю Гуандао, ок. 1280.

Династия Юань (1271–1368) в Китае была самой восточной частью обширной Монгольской империи (протянувшейся от Восточной Азии до Восточной Европы), которая была политически разделена на четыре ханства, начиная с войны за престолонаследие в 1260 году. Монгольские лидеры Чингисхан , Угедей-хан , Мункэ-хан и Хулагу-хан смогли завоевать тангутами возглавляемую династию Западная Ся, , и чжурчжэнями возглавляемую династию Цзинь, , в северном Китае, а также вторгнуться в Корею под властью династии Корё , превратив ее в вассальное государство, которым правили косвенно. Монголы ушли после того, как корейские монархи согласились перенести свою столицу обратно на материк с острова Канхва .

Именно император-основатель Юань Хубилай окончательно завоевал династию Южная Сун в 1279 году. Хубилай был амбициозным лидером, который использовал войска этнических корейцев, ханьцев и монголов для вторжения в Японию дважды , однако обе кампании в конечном итоге закончились неудачей.

Династия Юань продолжила морское торговое наследие династий Тан и Сун. Капитан корабля Юань, известный как Ван Даюань ( 1328–1339 гг. ), был первым китайцем, совершившим морское путешествие через Средиземное море во время своего визита в Марокко в Северной Африке. Одним из ярких дипломатических событий этого периода было китайское посольство в Кхмерской империи при Индравармане III , возглавляемое посланником Чжоу Дагуанем (1266–1346) с 1296 по 1297 годы. В своем отчете юаньскому двору Чжоу Дагуань описал места такие как Ангкор-Ват и повседневная жизнь Кхмерской империи. Именно в первые годы правления Хубилай-хана Марко Поло (1254–1324) посетил Китай, предположительно до бывшей столицы Сун в Ханчжоу , которую он описал с большим восхищением ее живописной красотой.

Династия Мин

[ редактировать ]
Путешествие некоторых посланников императоров Юнлэ и Сюаньдэ : Чжэн Хэ и Хун Бао (1405–1433, черный), Ишиха (1412–1433, синий), Чэнь Чэн (1414–1420, зеленый)

Династия Мин (1368–1644), последовавшая за династиями Хань и Тан, была еще одним высшим достижением китайской власти. Первый император династии Мин, император Хуну (годы правления 1368–1398), был главой восстания красных повязок , когда он разгромил конкурирующих повстанческих китайских лидеров, а затем заставил монголов династии Юань бежать на север, обратно в монгольские степи. . После этого династия Мин совершила ряд конфликтов с монголами, некоторые из которых были успешными, а другие - нет. Примером последнего может быть кризис Туму в 1449 году, когда император Чжэнтун был схвачен монголами и освобожден только год спустя.

Экзотический жираф , привезенный из Бенгалии в двенадцатом году правления Юнлэ (1414 г.).

Император Хуну разрешил иностранным послам посещать столицы Нанкин и Пекин , но ввел строгие юридические запреты на частную морскую торговлю китайских купцов, желающих выехать за границу. После смерти Тимура , намеревавшегося вторгнуться в Китай, отношения между Китаем императора Юнлэ и государством Шахруха в Персии и Трансоксании значительно улучшились. И китайский посланник в Самарканде и Герате , Чэнь Чэн и его противоположная партия, Гияс ад-Дин Наккаш , оставили подробные отчеты о своих визитах в страны друг друга.

Величайшими дипломатическими событиями периода Мин были огромные морские даннические миссии и экспедиции адмирала Чжэн Хэ (1371–1433), любимого придворного евнуха императора Юнлэ (годы правления 1402–1424). Миссии Чжэн Хэ пришвартовывались в портах большей части азиатского мира, включая порты на Борнео , малайском государстве Малаккского султаната , Шри-Ланке , Индии, Персии , Аравии и Восточной Африке . Тем временем китайцы под руководством императора Юнлэ вторглись в северный Вьетнам в 1402 году и оставались там до 1428 года, когда Ле Ло возглавил успешное восстание местных жителей против китайских оккупантов. [7]

Подобные крупные миссии-данники были остановлены после Чжэн Хэ, с периодами изоляционизма во времена династии Мин в сочетании с необходимостью защищать обширные восточные прибрежные районы Китая от мародерствующих вокоу пиратов . Хотя торговля была жестко ограничена государством, в целом торговля не запрещалась. После 1578 г. оно было полностью либерализовано. По их прибытии в начале 16 века Португальская империя торговала с китайцами в Тамау , несмотря на некоторые военные действия, вевшиеся между обеими сторонами. [8] Китайцы также активно торговали с испанцами, ежегодно отправляя многочисленные торговые суда на Филиппины , чтобы продать им китайские товары в обмен на добытое митой серебро из испанских колоний Нового Света . В Китай поступало так много испанского серебра, что чеканка испанской серебряной валюты стала обычным явлением в Китае эпохи Мин. Китайцы попытались конвертировать серебряную валюту обратно в медную, но экономический ущерб был нанесен. [9]

В 1524 году Пекин посетили представители Османской империи . [10]

Маттео Риччи (слева) и Сюй Гуанци (справа) в китайском издании « Начал» Евклида, опубликованном в 1607 году.

Тем временем китайцы при императоре Ванли (годы правления 1572–1620) были вовлечены в довольно дорогостоящую войну, защищая Корею Чосон от Японии. Японский регент Тоётоми Хидэёси (1537–1598) и его предшественник Ода Нобунага (1534–1582) положили начало процветающему периоду Адзути-Момояма в феодальной Японии, положив конец бурной эпохе периода Сэнгоку . Однако японцы организовали масштабное вторжение в Корею с 1592 по 1598 год. Целью японцев было в конечном итоге вторжение в процветающий Минский Китай, но для этого им необходимо было использовать Корейский полуостров в качестве плацдарма. Однако на протяжении всей войны силы Мин понесли значительные потери и потратили значительную часть доходов на отправку войск в Корею и поддержку корейского флота в таких сражениях, как битва при мысе Норьян . В конце концов японцы потерпели поражение и отступили. [11]

Упадок экономики Минского Китая из-за инфляции усугубился неурожаем, голодом, внезапной чумой и аграрным восстанием , возглавляемым такими людьми, как Ли Цзычэн (1606–1644), и династия Мин пала в 1644 году. Генерал Мин У Сангуй ( 1612–1678) собирался встать на сторону повстанцев под предводительством Ли, но почувствовал себя преданным, когда его наложница Чэнь Юаньюань была захвачена Ли, и таким образом позволил маньчжурам во главе с принцем Доргоном войти в северный проход и вторгнуться в северный Китай со своей базы. в Маньчжурии . [12]

Первые миссионеры-иезуиты, посетившие Китай, сделали это во времена династии Мин. Самым известным из них был итальянский иезуит Маттео Риччи (1552–1610). Маттео Риччи известен в Китае и на Западе по многим причинам. Он первым перевел китайские классические тексты на западный язык ( латынь ), а также первым перевел имя выдающегося китайского философа Кун Цю как « Конфуций ». Вместе с другим отцом-иезуитом он был первым европейцем, вошедшим в Запретный город во Пекин время правления императора Ваньли . Маттео Риччи и его крещеный китайский коллега, математик , астроном и агроном Сюй Гуанци (1562–1633), первыми перевели на китайский язык древнегреческий математический трактат « Начала» Евклида . [13]

Ранняя династия Цин до 1800 г.

[ редактировать ]
«Посольство Великих Моголов», увиденное голландскими гостями в Пекине в 1656 году. Согласно Lach & Kley (1993), современные историки (а именно, Лучано Петех ) полагают, что изображенные эмиссары на самом деле прибыли из Турфана ( Могулистана ), а не всех путь из Могольской Индии.

Длительный спор о китайских обрядах 17 и 18 веков побудил Папу в 1704 году полностью изменить позицию иезуитов и отвергнуть любое признание традиционных китайских ритуалов, касающихся предков и конфуцианства. После этого император изгнал всех миссионеров, которые следовали политике папы. [14] Решение Папы было окончательно отменено в 1939 году. [15]

Одной из проблем, с которыми столкнулись западные посольства в Китае, был акт простирания, известный как низкий поклон . Западные дипломаты понимали, что подчинение означало признание превосходства императора Китая над своими монархами, что они считали неприемлемым. В 1665 году русские исследователи встретились с маньчжурами на территории современного северо-восточного Китая . Используя общий язык латыни, который китайцы выучили у миссионеров-иезуитов, Канси император Китая Петр I и царь Российской империи заключили в 1689 году Нерчинский мирный договор , который определил границы между Россией и Китаем, некоторые участки которой существуют и сегодня. [16]

С Россией обращались не через Министерство по делам данников, а через то же министерство, что и проблемные монголы, что служило признанием статуса России как страны, не являющейся данником. С тех пор китайское мировоззрение относительно всех других наций как данников начало рушиться.

Иллюстрация, изображающая последнюю европейскую делегацию, принимавшуюся при дворе императора Цяньлуна в 1795 году, — Исаака Титсинга (сидящий европеец в шляпе, крайний слева) и А.Э. ван Браама Хоукгеста (сидящий европеец без шляпы).

В 1793 году император Цяньлун отклонил предложение британского дипломата Джорджа Макартни о расширении торговли и внешних связей . Посольство Нидерландов было последним случаем, когда какой-либо европеец предстал перед китайским императорским двором в контексте традиционных китайских имперских международных отношений. [17]

Хотя поддержание международных отношений имеет решающее значение для сохранения экономической и политической мощи, у Императорского двора в то время не было особого стимула умиротворять европейские страны. Как показано в книге «Великое расхождение» профессора Кеннета Померанца , инфраструктура, окружающая экономику Китая, была гораздо более прочной, чем ее европейские аналоги. Возможность многочисленных китайских рынков удовлетворять внутренние потребности и конкурировать на глобальном уровне. [18] позволили независимые инновации и развитие за пределами европейской сферы влияния. Учитывая высокое качество жизни, адекватные санитарные условия и сильный внутренний сельскохозяйственный сектор, [18] у китайского правительства не было существенной мотивации удовлетворять какие-либо требования, предъявляемые западными державами.

Представляя Голландии и Голландской Ост-Индской компании интересы , Исаак Тисингх отправился в Пекин в 1794–1796 годах на празднование 60-летия правления императора Цяньлуна. [19] В состав делегации Титсинга также входил американец голландского происхождения Андреас Эверардус ван Браам Хоукгест , [20] чьё подробное описание этого посольства при китайском императорском дворе вскоре было опубликовано в Соединённых Штатах и ​​Европе. Французский переводчик Титсинга Кретьен-Луи-Жозеф де Гинь опубликовал свой собственный отчет о миссии Титсинга в 1808 году. «Путешествие в Пекин, Маниль и Иль-де-Франс» представило альтернативную точку зрения и противопоставило другие отчеты, которые тогда циркулировали. Сам Титсингх умер, не успев опубликовать свою версию событий.

Китайское мировоззрение изменилось очень мало во время династии Цин взгляды Китая , поскольку китаецентрические продолжали формироваться и подкрепляться целенаправленной политикой и практикой, направленной на то, чтобы свести к минимуму любые свидетельства его растущей слабости и развивающейся мощи Запада. После миссии Титсинга ни одному послу неазиатского происхождения не разрешалось даже приближаться к столице Цин, пока последствия Первой и Второй опиумных войн не изменили все.Для более поздней истории см. Международные отношения Китая # История , Список дипломатических миссий династии Цин и Даты установления дипломатических отношений с династией Цин .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Марк Эдвард Льюис, Ранние китайские империи: Цинь и Хань (2007).
  2. ^ Лорхе, Питер (2012). Графф, Дэвид Эндрю; Хайэм, Робин Д.С. (ред.). Военная история Китая . Университетское издательство Кентукки. п. 85. ИСБН  978-0-8131-3584-7 .
  3. ^ Эбри, Патрисия Бакли (2010). Кембриджская иллюстрированная история Китая . Издательство Кембриджского университета. п. 86. ИСБН  978-0-521-12433-1 .
  4. ^ де Креспиньи, Рэйф (2007). Биографический словарь от Поздней Хань до Трех Королевств (23–220 гг. Н.э.) . Лейден: Koninklijke Brill, стр. 239–240. ISBN   978-90-04-15605-0 .
  5. ^ Скафф, Джонатан Карем (2009). Никола Ди Космо (ред.). Военная культура в императорском Китае . Издательство Гарвардского университета. стр. 183–185. ISBN  978-0-674-03109-8 .
  6. ^ Томас, Р.Д. Путешествие по Западной реке: новые пути и приходы = 新往來. Кантон: Китайский баптистскийИздательское общество, 1903 г. Номер звонка: DS710 T366, 1903 г.
  7. ^ Джефф Уэйд, «Путешествия Чжэн Хэ: переоценка». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества (2005): 37-58. в JSTOR
  8. ^ Джордж Брайан Соуза, Выживание империи: португальская торговля и общество в Китае и Южно-Китайском море 1630-1754 (2004).
  9. ^ Ричард фон Глан, «Миф и реальность валютного кризиса семнадцатого века в Китае». Журнал экономической истории 56 № 2 (1996): 429–454.
  10. ^ Чейз 2003 , с. 141.
  11. ^ Сэмюэл Хоули, Имджинская война: вторжение Японии в Корею в шестнадцатом веке и попытка завоевания Китая (2014).
  12. ^ Анжела Н.С. Си, «У Сан-куэй в 1644 году: переоценка». Журнал азиатских исследований 34 № 2 (1975): 443–453.
  13. ^ Флоренс К. Ся, «Жители чужой страны: иезуиты и их научные миссии в позднем имперском Китае» (U of Chicago Press, 2009).
  14. ^ Кэтрин Пагани (2001). «Восточное великолепие и европейская изобретательность»: Часы позднего императорского Китая . Издательство Мичиганского университета. п. 446. ИСБН  0472112082 .
  15. ^ Пол Рул, «Спор о китайских обрядах: длительный спор в истории китайско-западной культуры». Отчет о Тихоокеанском регионе 32 (2004 г.): 2–8. онлайн. Архивировано 12 июня 2021 г. в Wayback Machine.
  16. ^ В. С. Франк, «Территориальные условия Нерчинского китайско-российского договора 1689 г.». Тихоокеанский исторический обзор 16.3 (1947): 265–270. онлайн
  17. ^ О'Нил, Патрисия О. (1995). Упущенные возможности: отношения Китая конца XVIII века с Англией и Нидерландами. [Доктор философии диссертация, Вашингтонский университет]
  18. ^ Jump up to: а б Померанц, Кеннет (2000). Великое расхождение: Китай, Европа и формирование современной мировой экономики . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 46. ​​ИСБН  9780691090108 .
  19. ^ Дуйвендак, JJL (1937). «Последнее посольство Нидерландов при китайском дворе (1794–1795)». Тунг Пао 33:1-137.
  20. ^ ван Браам Хоукгест, AE (1797). Путешествие посольства Голландской Ост-Индской компании к императору Китая в 1794 и 1795 годах в Филадельфию; _____. (1798). Подлинный отчет о посольстве Голландской Ост-Индской компании при дворе китайского императора в 1794 и 1795 годах. Лондон.

Источники

[ редактировать ]
Первоисточники

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Брук, Тимоти. Великое государство: Китай и мир (2020) , отрывок , также онлайн-обзор
  • Дмитришин, Василий. «Русская экспансия на Тихий океан, 1580-1700: историографический обзор». Славяноведение 25 (1980): 1-25. онлайн
  • Дуйвендак, JJL (1937). «Последнее посольство Нидерландов при китайском дворе (1794–1795)». Тунг Пао , 33:1-137. онлайн
  • Харрисон, Генриетта (2017). «Письмо императора Цяньлуна Георгию III и истоки представлений о международных отношениях традиционного Китая в начале двадцатого века» . Американский исторический обзор . 122 (3): 680–701. дои : 10.1093/ahr/122.3.680 .
  • Канг, Дэвид С. (2010). Восточная Азия до Запада: пять столетий торговли и дани . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231153188 .
  • Кивак, Майкл (2017). Посольства в Китае: дипломатия и культурные встречи до опиумных войн (Пэлгрейв Макмиллан).
  • Ким, Бонджин. «Переосмысление досовременного порядка в регионе Восточной Азии». Журнал восточноазиатских исследований 2.02 (2002): 67–101.
  • Ли, Джи-Ён. Гегемония Китая: четыреста лет доминирования в Восточной Азии (Columbia UP, 2016).
  • О'Нил, Патрисия О. (1995). Упущенные возможности: отношения Китая конца XVIII века с Англией и Нидерландами. (Докторская диссертация, Вашингтонский университет).
  • Рокхилл, Уильям Вудвилл. «Дипломатические миссии при дворе Китая: вопрос Котоу I», American Historical Review , 2 № 3 (1897), стр. 427–442; «Дипломатические миссии при дворе Китая: вопрос Котоу II», American Historical Review , 2 № 4 (1897), стр. 627–643.
  • Фогель, Эзра Ф. Китай и Япония: лицом к лицу с историей (2019) , отрывок
  • Уэйли-Коэн, Джоанна (1999). Секстанты Пекина: глобальные течения в истории Китая . Нью-Йорк: WW Нортон.
  • Вестад, Одд Арне. Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года (2012), отрывок 515 стр.
  • Уиллс, Джон Э., изд. (2011). Китай и морская Европа, 1500-1800: торговля, поселения, дипломатия и миссии . Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521432603 .
  • Уиллс, Джон Э., изд. (2010). Прошлое и настоящее во внешней политике Китая: от «системы дани» к «мирному подъему» . Портленд, Мэн: MerwinAsia. ISBN  9781878282873 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 38e158c77c186f46be1f0a8b0ad58315__1717454760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/15/38e158c77c186f46be1f0a8b0ad58315.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Foreign relations of imperial China - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)