Греческий огонь
Греческий огонь — зажигательное химическое оружие, производившееся и использовавшееся в Восточной Римской империи с седьмого по четырнадцатый века. Рецепт греческого огня был тщательно охраняемой государственной тайной ; историки по-разному предполагают, что он был основан на селитре , сере или негашеной извести , хотя большинство современных ученых сходятся во мнении, что он был основан на нефти, смешанной со смолами , по составу сравнимыми с современным напалмом . Византийские моряки бросали гранаты с греческим огнем на вражеские корабли или распыляли его из трубок. Его способность гореть на воде сделала его эффективным и разрушительным морским зажигательным оружием, и конкурирующие державы безуспешно пытались скопировать этот материал.
Имя
[ редактировать ]Термин «греческий огонь» широко использовался в английском и большинстве других языков со времен крестовых походов, но оригинальные византийские источники называли это вещество различными именами, например «морской огонь» ( средневековый греческий : πῦρ Μαλιστον pŷr thalássion ). , «римский огонь» ( πῦρ ῥωμαικον pŷr rhōmaïkón ), «боевой огонь» ( πολεμικὸν πῦρ полемикон pŷr ), «жидкий огонь» ( ὑγρὸν πῦρ hygròn pŷr ), «липкий огонь» ( π ῦρ κολλητικον pŷr kollētikón ), или «искусственный огонь» ( πῦρ skéuaston pŷr skéuaston ). [1] [2]
История
[ редактировать ]Зажигательное и пламенное оружие использовалось в войне на протяжении веков до изобретения греческого огня. Они включали ряд смесей на основе серы, нефти и битума . [3] [4] Зажигательные стрелы и горшки или небольшие мешочки с горючими веществами, окруженные шипами или шипами или запускаемые катапультами , использовались еще в 9 веке до нашей эры ассирийцами , а также широко использовались в греко-римском мире. Кроме того, Фукидид упоминает, что при осаде Делия в 424 г. до н.э. использовалась длинная труба на колесах, которая выбрасывала пламя вперед с помощью больших мехов . [5] [6] [7] Греко-римский трактат «Кестой» , составленный в конце 2-го или начале 3-го века нашей эры и традиционно (но не окончательно) приписываемый Юлию Африканскому , описывает смесь, которая воспламенялась от достаточного тепла и интенсивного солнечного света и использовалась в гранатах или ночных атаках:
Автоматический огонь также по следующей формуле. Вот рецепт: возьмите равные количества серы, каменной соли, золы, громового камня и пирита и растолките их в черной ступке на полуденном солнце. Также в равных количествах каждого ингредиента смешайте смолу черной шелковицы и закинфский асфальт, последний в жидкой форме и сыпучий, в результате чего получится продукт цвета сажи. Затем добавьте в асфальт минимальное количество негашеной извести. Но так как солнце находится в зените, то бить его надо осторожно и беречь лицо, ибо оно внезапно воспламенится. Когда он загорится, следует запечатать его в какой-нибудь медный сосуд; Таким образом, он будет доступен в коробке, не подвергая его воздействию солнца. Если вы захотите зажечь неприятельское вооружение, вы нанесете его вечером либо на вооружение, либо на какой-нибудь другой предмет, но тайно; когда взойдет солнце, все сгорит. [8]
сообщает , что в военно-морской войне византийский император Анастасий I ( годы правления 491–518 Летописец Иоанн Малала ) получил совет от афинского философа по имени Прокл использовать серу для сожжения кораблей мятежного генерала Виталиана . [9]
Однако собственно греческий огонь был разработан в ок. 672 г. и приписывается летописцем Феофаном Исповедником Каллиникосу мусульманскими (латинизированному Callinicus), архитектору из Гелиополя в Сирии, к тому времени захваченной завоеваниями : [10] [11]
В это время к римлянам бежал Каллиник, ремесленник из Гелиополя. Он изобрел морской пожар, который зажег арабские корабли и сжег их всеми руками. Таким образом, римляне вернулись с победой и обнаружили морской огонь. [12]
Точность и точная хронология этого рассказа подвергаются сомнению: в другом месте Феофан сообщает об использовании огненесущих кораблей, оснащенных соплами ( сифонами ). [13] византийцами за пару лет до предполагаемого прибытия Каллиника в Константинополь. [14] Если это не связано с хронологической путаницей событий осады, можно предположить, что Каллиник просто представил улучшенную версию существующего оружия. [15] [16] Историк Джеймс Партингтон далее считает вполне вероятным, что греческий огонь на самом деле не был творением какого-то одного человека, а «изобретен химиками в Константинополе, унаследовавшими открытия Александрийской химической школы». [17] Действительно, летописец XI века Георгий Кедренос записывает, что Каллиник происходил из Гелиополя в Египте , но большинство ученых отвергают это как ошибку. [18] Кедренос также записывает историю, которую современные ученые считают довольно неправдоподобной, о том, что потомки Каллиникоса, семья по имени Лампрос , «блестящие», хранили секрет изготовления огня и продолжали делать это до времен Кедреноса. [16]
Разработка Каллиником греческого огня произошла в критический момент в истории Византийской империи: ослабленные долгими войнами с Сасанидской Персией , византийцы не смогли эффективно противостоять натиску мусульманских завоеваний . В течение поколения Сирия, Палестина и Египет перешли к арабам, которые в ок. 672 г. отправился на завоевание столицы империи Константинополя . Греческий огонь с большим успехом использовался против мусульманского флота, помогая дать отпор мусульманам при первой и второй осаде города арабами. [19] Записи о его использовании в более поздних морских сражениях против сарацин более спорадичны, но он действительно обеспечил ряд побед, особенно на этапе византийской экспансии в конце 9-го и начале 10-го веков. [20] Использование этого вещества было заметным в византийских гражданских войнах, главным образом, в восстании тематических флотов в 727 году и крупномасштабном восстании под руководством Фомы Славянина в 821–823 годах. В обоих случаях флоты повстанцев были разбиты базирующимся в Константинополе центральным Имперским флотом с помощью греческого огня. [21] Византийцы также применяли это оружие с разрушительным эффектом против различных набегов русов на Боспор , особенно в 941 и 1043 годах , а также во время Болгарской войны 970–971 годов , когда огненесущие византийские корабли блокировали Дунай. [22]
Значение, придаваемое греческому огню во время борьбы Империи с арабами, привело к тому, что его открытие было приписано божественному вмешательству. Император Константин Багрянородный ( годы правления 945–959 ) в своей книге «De Administando Imperio » увещевает своего сына и наследника Романа II ( годы правления 959–963 ) никогда не раскрывать секреты его состава, как это было «показано и явлено ангелом великому и святому первому христианскому императору Константину » и что ангел обязал его «не приготовлять сего огня, но для христиан, и только в царском граде». В качестве предупреждения он добавляет, что один чиновник, которого подкупили, чтобы передать часть этих денег врагам Империи, был поражен «пламенем небесным», когда он собирался войти в церковь. [23] [24] Как показывает последний инцидент, византийцам не удалось избежать захвата своего драгоценного секретного оружия: арабы захватили по крайней мере один неповрежденный боевой корабль в 827 году, а булгары захватили несколько сифонов и большую часть самого вещества в 812/814 году. Этого, однако, видимо, было недостаточно, чтобы позволить врагам скопировать его (см. ниже ). Арабы, например, использовали различные зажигательные вещества, подобные византийскому оружию, но им так и не удалось скопировать византийский метод применения сифона , а вместо этого использовали катапульты и гранаты. [25] [26]
Греческий огонь продолжал упоминаться и в XII веке, и Анна Комнина дает яркое описание его использования в морском сражении против пизанцев в 1099 году. [27] Однако, хотя использование наспех импровизированных боевых кораблей упоминается во время 1203 году осады Константинополя в Четвертым крестовым походом , ни один отчет не подтверждает использование настоящего греческого огня. Это могло произойти из-за общего разоружения Империи за 20 лет, предшествовавших ее разграблению, или из-за того, что византийцы потеряли доступ к местам, где можно было найти основные ингредиенты, или даже, возможно, потому, что секрет был утерян из-за время. [28] [29]
Записи о событии XIII века, когда сарацины использовали «греческий огонь» против крестоносцев, можно прочитать в «Мемуарах лорда Жуанвиля во время Седьмого крестового похода ». В одном описании мемуаров говорится: «Огненный хвост, тянувшийся за ним, был размером с огромное копье; и при приближении он производил такой шум, что это походило на небесный гром. Он был похож на дракона, летящего сквозь небеса». Он излучал такой яркий свет, что можно было видеть весь лагерь, как днем, из-за огромной массы огня и блеска света, который он излучал». [30]
Сообщается, что в 19 веке армянин по имени Кавафян обратился к правительству Османской империи с новым типом греческого огня, который, как он утверждал, разработал. Кавафян отказался раскрыть его состав по просьбе правительства, настаивая на том, чтобы ему было поручено использовать его во время морских сражений. Вскоре после этого он был отравлен имперскими властями, так и не раскрыли его тайну. [31]
Производство
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Часть серии о |
Византийская армия |
---|
Структурная история |
|
История кампании |
Списки войн , восстаний, гражданских войн и сражений ( Константинополь ) |
Стратегия и тактика |
Как показывают предупреждения Константина Багрянородного, ингредиенты, а также процессы изготовления и применения греческого огня тщательно охранялись военной тайной. Секретность была настолько строгой, что состав греческого огня был утерян навсегда и остается источником спекуляций. [32] Следовательно, «тайна» формулы долгое время доминировала в исследованиях греческого огня. Однако, несмотря на эту почти исключительную направленность, греческий огонь лучше всего понимать как полную систему вооружения, состоящую из многих компонентов, каждый из которых должен был работать вместе, чтобы сделать его эффективным. Это включало не только формулу его состава, но и специализированные корабли- дромоны , которые доставляли его в бой, устройство, используемое для приготовления вещества путем нагревания и создания давления, сифон, выбрасывающий его, а также специальную подготовку сифонариев , которые его использовали. . [33] Знания всей системы были сильно разрознены : операторы и техники знали секреты только одного компонента, что гарантировало, что ни один враг не сможет получить знания о ней целиком. [34] Этим объясняется тот факт, что, когда болгары взяли Месембрию и Дебелтос в 814 году, они захватили 36 сифонов и даже некоторое количество самого вещества. [35] но не смогли ими воспользоваться. [36] [37]
Имеющиеся сведения о греческом огне исключительно косвенные, основанные на ссылках в византийских военных руководствах и ряде второстепенных исторических источников, таких как Анна Комнина и западноевропейские летописцы, которые часто бывают неточными. В своей «Алексиаде» Анна Комнина приводит описание зажигательного оружия, которое использовал византийский гарнизон Диррахия в 1108 году против норманнов . Его часто считают хотя бы частичным «рецептом» греческого огня: [38] [39] [40]
Этот огонь добывается следующими способами: из сосны и некоторых вечнозеленых деревьев собирают горючую смолу. Его натирают серой, помещают в тростниковые трубки, и люди выдувают его сильным и непрерывным дыханием. Затем таким образом он встречает огонь на кончике, улавливает свет и падает огненным вихрем на лица врагов.
В то же время сообщения западных летописцев о знаменитом ignis graecus во многом недостоверны, поскольку они применяют это название к любым и всевозможным зажигательным веществам. [32]
При попытке реконструировать греческую систему пожаротушения конкретные доказательства, вытекающие из современных литературных источников, дают следующие характеристики:
- Он горел на воде; по некоторым версиям, его подожгло от воды. Многие авторы свидетельствуют, что его можно было потушить лишь с помощью нескольких веществ, таких как песок, крепкий уксус или старая моча, некоторые из которых, предположительно, происходили в результате своего рода химической реакции. [41] [42] [43]
- Это была жидкая субстанция, а не какой-то снаряд, о чем свидетельствуют как описания, так и само название «жидкий огонь». [41] [42]
- В море его обычно выбрасывали из сифона . [41] [42] хотя также использовались глиняные горшки или гранаты, наполненные им или подобными веществами. [44]
- Выпуск греческого огня сопровождался «громом» и «много дыма». [41] [42] [45]
Теории композиции
[ редактировать ]Первая и долгое время самая популярная теория о составе греческого огня заключалась в том, что его основным ингредиентом была селитра , что делало его ранней формой пороха . [46] [47] Этот аргумент был основан на описании «грома и дыма», а также на расстоянии, на которое пламя могло быть выброшено из сифона , что предполагало взрывной разряд. [48] Со времен Исаака Воссия , [2] этой позиции придерживались несколько ученых, в первую очередь так называемая «французская школа» XIX века, в которую входил химик Марселлен Бертло . [49] [50]
Эта точка зрения была отвергнута, поскольку селитра, судя по всему, не использовалась в войне в Европе или на Ближнем Востоке до 13 века и отсутствует в отчетах мусульманских писателей – ведущих химиков раннего средневековья . мира [51] – ранее того же периода. [52] Кроме того, поведение предложенной смеси радикально отличалось бы от сифона -выбрасываемого вещества, описанного византийскими источниками. [53]
Вторая точка зрения, основанная на том, что греческий огонь был неугасим водой (некоторые источники предполагают, что вода усиливала пламя), предполагала, что его разрушительная сила была результатом взрывной реакции между водой и негашеной известью . Хотя негашеная известь, безусловно, была известна и использовалась византийцами и арабами в войне, [54] теория опровергается литературными и эмпирическими данными. Вещество на основе негашеной извести должно было бы вступить в контакт с водой, чтобы воспламениться, в то время как «Тактика» императора Льва указывает, что греческий огонь часто выливался прямо на палубы вражеских кораблей. [55] хотя, по общему признанию, палубы оставались влажными из-за отсутствия герметиков. Аналогично Лео описывает применение гранат, [56] что еще больше подтверждает мнение о том, что контакт с водой не был необходим для возгорания вещества. [57] Кроме того, Зенгелис (1932) указывал, что, исходя из экспериментов, действительный результат реакции вода-негашеная известь в открытом море будет незначительным. [58]
Другое похожее предположение предполагает, что Каллиникос на самом деле обнаружил фосфид кальция , который можно получить путем кипячения костей в моче в запечатанном сосуде. [59] При контакте с водой выделяет фосфин , который самовоспламеняется. Однако обширные эксперименты с фосфидом кальция также не смогли воспроизвести описанную интенсивность греческого огня. [60] [61]
Следовательно, хотя присутствие негашеной извести или селитры в смеси нельзя полностью исключить, они не были основным ингредиентом. [61] [48] Большинство современных ученых согласны с тем, что греческий огонь был основан либо на сырой, либо на очищенной нефти , что можно сравнить с современным напалмом . Византийцы имели легкий доступ к сырой нефти из природных скважин вокруг Черного моря (например, скважин вокруг Тмуторакана, отмеченных Константином Багрянородным) или в различных местах по всему Ближнему Востоку. [46] [62] [63] Альтернативное название греческого огня было « Срединный огонь» ( μίδικων πῦρ ), [2] Историк VI века Прокопий отмечает, что сырая нефть, называемая персами « нафтой » (по-гречески: νάφθα naphtha , от древнеперсидского 𐎴𐎳𐎫 naft ), была известна грекам как «срединная нефть» ( μηδικὸν ἔλαιον ). [64] Кажется, это подтверждает наличие нафты в качестве основного ингредиента греческого огня. [65]
Нафта также использовалась Аббасидами в 9 веке со специальными войсками, наффатунами , которые носили толстые защитные костюмы и использовали небольшие медные сосуды с горящим маслом, которое они бросали во вражеские войска. [66] Существует также сохранившийся латинский текст 9-го века, сохранившийся в Вольфенбюттеле в Германии, в котором упоминаются ингредиенты того, что похоже на греческий огонь, и работа сифонов , используемых для его выброса. Хотя текст содержит некоторые неточности, в нем четко указано, что основным компонентом является нафта. [2] [67] Смолы , вероятно, добавлялись в качестве загустителя ( Praecepta Militaria называют это вещество πῦρ κολλητικόν , «липкий огонь»), а также для увеличения продолжительности и интенсивности пламени. [68] [69] Современная теоретическая смесь включала использование сосновой смолы и животного жира, а также других ингредиентов. [70]
В трактате XII века, подготовленном Марди бин Али аль-Тарсуси для Саладина, упоминается арабская версия греческого огня, называемого нафт , который также имел нефтяную основу с добавлением серы и различных смол. Любая прямая связь с византийской формулой маловероятна. [71] рецепт Итальянский 16 века был записан для использования в развлекательных целях; в него входят древесный уголь из ивы, селитра ( продажа ardente ), спирт, сера, ладан, деготь ( пегола ), шерсть и камфора; смесь гарантированно «горит под водой» и будет «красивой». [72]
Методы развертывания
[ редактировать ]Главным методом применения греческого огня, который отличает его от подобных веществ, была его проекция через трубку ( сифон ) для использования на борту кораблей или при осаде. Портативные проекторы ( cheirosiphones , χειροσίφωνες) были также изобретены, по общему мнению, императором Львом VI. В византийских военных руководствах также упоминается, что кувшины ( хитраи или цикалия ), наполненные греческим огнем, и кальтропы, обернутые паклей и пропитанные этим веществом, бросались катапультами, а поворотные краны ( герания ). для выливания его на вражеские корабли использовались [73] [74] Хейросифоны были особенно предписаны для использования на суше и во время осады, как против осадных машин , так и против защитников на стенах, несколькими военными авторами 10-го века, и их использование изображено в Poliorcetica Героя Византии . [75] [76] Византийские дромоны обычно имели сифон , установленный на носу под баком , но иногда дополнительные устройства могли быть размещены и в другом месте корабля. Так, в 941 году, когда византийцы столкнулись с гораздо более многочисленным русским флотом, сифоны были размещены также на миделе корабля и даже на корме. [77]
Проекторы
[ редактировать ]Использование трубчатых проекторов (σίφων, сифон ) подробно засвидетельствовано в современных источниках. Анна Комнин приводит такой рассказ о греческих огненных прожекторах в форме зверей, установленных на носу военных кораблей: [78]
Поскольку он [император Алексий I ] знал, что пизанцы искусны в морской войне, и боялся сражения с ними, на носу каждого корабля он прикрепил голову льва или другого наземного животного, сделанную из латуни или железа с рот был открыт, а затем позолочен, так что один их вид был устрашающим. А огонь, который должен был быть направлен на врага через трубы, он пропускал через пасти зверей, так что казалось, будто львы и другие подобные чудовища изрыгают огонь.
Некоторые источники предоставляют дополнительную информацию о составе и функциях всего механизма. В рукописи Вольфенбюттеля, в частности, содержится следующее описание: [67]
...соорудив печь прямо в носу корабля, поставили на ней медный сосуд, полный этих вещей, положив снизу огонь. И один из них, сделав бронзовую трубку, подобную той, которую деревенские жители называют squitiatoria , «брызгом», которой играют мальчики, распыляют [ею] на врага.
Другой рассказ об использовании греческого огня, возможно, из первых рук, взят из саги об Ингварах víðförla XI века , в которой викинг Ингвар Путешествующий сталкивается с кораблями, оснащенными греческим огнестрельным оружием: [79]
[Они] начали дуть кузнечными мехами в печь, в которой горел огонь, и послышался от нее великий грохот. Стояла там также медная [или бронзовая] труба, и из нее летело много огня на один корабль, и он сгорел в короткое время, так что весь он превратился в белый пепел...
Этот рассказ, хотя и приукрашенный, соответствует многим характеристикам греческого огня, известным из других источников, таким как громкий рев, сопровождавший его разряд. [80] Эти два текста также являются единственными двумя источниками, в которых прямо упоминается, что перед выбросом вещество нагревалось в печи; хотя достоверность этой информации подлежит сомнению, современные реконструкции опираются на нее. [81] [82]
Основываясь на этих описаниях и византийских источниках, Джон Халдон и Морис Бирн спроектировали гипотетический аппарат, состоящий из трех основных компонентов: бронзового насоса, который использовался для создания давления масла; жаровня, служившая для нагревания масла (πρόπυρον, пропирон , «предварительный нагреватель»); и насадка, покрытая бронзой и закрепленная на вертлюге (στρεπτόν, стрептон ). [83] Жаровня, в которой сжигалась спичка льна или льна, дающая сильный жар и характерный густой дым, использовалась для нагрева масла и других ингредиентов в герметичном резервуаре над ней. [84] процесс, который также помог растворить смолы в жидкой смеси. [68] Вещество подвергалось давлению за счет тепла и использования силового насоса. После достижения необходимого давления кран, соединяющий резервуар с вертлюгом, открывался, и смесь выливалась из его конца, воспламеняясь у устья каким-то источником пламени. [85] Сильный жар пламени обусловил необходимость наличия тепловых щитов из железа (βουκόλια, boukolia ), что засвидетельствовано в описях флота. [86]
Процесс эксплуатации конструкции Халдона и Бирна был чреват опасностью, поскольку растущее давление могло легко привести к взрыву нагретого масляного бака - дефект, который не был зарегистрирован как проблема с историческим огнестрельным оружием. [87] [88] В экспериментах, проведенных Халдоном в 2002 году для эпизода «Боевой корабль» телесериала « Время машин забыли» , даже современные методы сварки не смогли обеспечить адекватную изоляцию бронзового резервуара под давлением. Это привело к перемещению нагнетательного насоса между баком и форсункой. Полномасштабное устройство, построенное на этой основе, доказало эффективность конструкции механизма даже при использовании простых материалов и технологий, доступных византийцам. В эксперименте использовалась сырая нефть, смешанная с древесной смолой, и была достигнута температура пламени более 1000 ° C (1830 ° F) и эффективная дальность действия до 15 метров (49 футов). [89]
Ручные проекторы
[ редактировать ]Переносной хейросифон («ручной сифон »), самый ранний аналог современного огнемета , широко засвидетельствован в военных документах X века и рекомендуется для использования как на море, так и на суше. Впервые они появляются в « Тактике» императора Льва VI Мудрого , который утверждает, что изобрел их. [43] Последующие авторы продолжали ссылаться на хейросифоны , особенно для использования против осадных башен , хотя Никифор II Фока советует также использовать их в полевых армиях с целью разрушить строй противника. [75] Хотя и Лев VI, и Никифор Фока утверждают, что вещество, использованное в хейросифонах, было таким же, как и в статических устройствах, используемых на кораблях, Халдон и Бирн считают, что первые явно отличались от своих более крупных собратьев, и предполагают, что это устройство фундаментально отличалось. , «простой шприц, [который] распылял как жидкий огонь (предположительно, незажженный), так и ядовитые соки, чтобы отразить вражеские войска». Героя На иллюстрациях «Полиорцетики» показано, как хейросифон также выбрасывает зажженное вещество. [90] [91]
Гранаты
[ редактировать ]В своей самой ранней форме греческий огонь обрушивался на вражеские силы путем запуска горящего обернутого тканью шара, возможно, содержащего флягу, с использованием формы легкой катапульты , скорее всего, морского варианта римской легкой катапульты или онагра . Они были способны бросать легкие грузы весом от 6 до 9 кг (от 13 до 20 фунтов) на расстояние 350–450 м (380–490 ярдов).
Эффективность и меры противодействия
[ редактировать ]Хотя разрушительность греческого огня неоспорима, он не сделал византийский флот непобедимым. По словам военно-морского историка Джона Прайора, это не был «убийца кораблей», сравнимый с военно-морским тараном , который к тому времени вышел из употребления. [92] Хотя греческий огонь оставался мощным оружием, его ограничения были значительными по сравнению с более традиционными видами артиллерии: в версии с сифонным развертыванием он имел ограниченную дальность действия и мог безопасно использоваться только в спокойном море и при благоприятных ветровых условиях. . [93]
Мусульманские военно-морские силы в конечном итоге приспособились к нему, оставаясь вне зоны его действия и разработав такие методы защиты, как войлок или шкуры, пропитанные уксусом. [43]
Тем не менее, он по-прежнему оставался решающим оружием во многих сражениях. Джон Юлиус Норвич писал: «Невозможно преувеличить значение греческого огня в византийской истории». [94]
В литературе
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( август 2023 г. ) |
- В историческом романе Паломы Рекасенс 2021 года «Севилья до ла Хиральды » кастильская армия выдумывает греческий огонь, чтобы использовать его в своем крестовом походе против Альмохадов.
- В романе Стива Берри 2007 года «Венецианское предательство» греческий огонь описан и используется в качестве оружия.
- В пьесе Уильяма Голдинга 1958 года «Латунная бабочка» , адаптированной из его новеллы «Чрезвычайный посланник» , греческий изобретатель Фанокл демонстрирует римскому императору взрывчатку. Император решает, что его империя не готова ни к этому, ни к другим изобретениям Фанокла, и отправляет его на «медленном пароходе в Китай».
- В Виктора Каннинга спектакле «Онор Брайт». [95] (1960), крестоносец Годфри Уэрский возвращается с гробом греческого огня, подаренным ему стариком в Афинах.
- В греческой сюжетной линии Рика Риордана «Греческий огонь» описывается как летучая зеленая жидкость. При взрыве все вещество распределяется по площади и непрерывно горит. Это очень сильно и опасно. [96]
- В Си Джея Сэнсома историческом детективном романе « Темный огонь » Томас Кромвель отправляет адвоката Мэтью Шардлейка раскрыть тайну греческого огня после его открытия в библиотеке распавшегося лондонского монастыря. [97]
- В Майкла Крайтона научно-фантастическом романе «Хронология » профессор Эдвард Джонстон застрял в прошлом Европы XIV века и утверждает, что знает о греческом огне. [98]
- В Мика Валтари романе «Темный ангел » некоторые старики, последние из тех, кто знает тайну греческого огня, упоминаются как присутствовавшие на последних христианских службах, проводившихся в соборе Святой Софии перед падением Константинополя . Рассказчику сообщается, что в случае падения города их убьют, чтобы сохранить тайну от турок.
- В Джорджа Мартина фэнтезийной серии романов «Песнь льда и пламени» и ее телеадаптации «Игра престолов» лесной пожар похож на греческий огонь. Его использовали в морских сражениях, поскольку он мог оставаться горящим на воде, а его рецепт тщательно охранялся. [99]
- В Леланда Первиса графическом романе «Голос: собрание сочинений, 1999–2003 » есть отрывок, в котором подробно описывается Каллиник и греческий огонь.
В популярной культуре
[ редактировать ]- Греческий огонь использовался Чёрной Бороды кораблем «Месть королевы Анны » в фильме 2011 года «Пираты Карибского моря: На странных берегах» . [100]
- Применение греческого огня показано в 2011 года Ubisoft видеоигре Assassin's Creed: Revelations , когда главный герой, Эцио Аудиторе , сбегает из порта Стамбула, используя ручной проектор, расположенный на османском корабле .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 608–609.
- ^ Jump up to: а б с д Форбс 1959 , с. 83.
- ^ Лестер 1971 , с. 75.
- ^ Кросби 2002 , стр. 88–89.
- ^ Партингтон 1999 , стр. 1–5.
- ^ Форбс 1959 , стр. 70–74.
- ^ Так. 4.100.1
- ^ Юлий Африканский, Цест , D25, 116–117.
- ^ Партингтон 1999 , с. 5.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 607–609.
- ^ «Калиник Гелиопольский | Византийская империя, Собор Святой Софии, купол | Британская империя» . www.britanica.com . Проверено 23 июля 2024 г.
- ^ Феофан и Горлица 1982 , с. 53.
- ^ Хронограф . Сборник сочинений по византийской истории (на итальянском языке). За счет Э. Вебера. 1839. с. 610 Проверено 18 февраля 2022 г.
- ^ Феофан и Горлица 1982 , с. 52.
- ^ Роланд 1992 , с. 657.
- ^ Jump up to: а б Прайор и Джеффрис 2006 , с. 608.
- ^ Партингтон 1999 , стр. 12–13.
- ^ Форбс 1959 , с. 80.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 26–27, 31–32.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 61–62, 72.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 32, 46, 73.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 86, 189.
- ^ Моравчик и Дженкинс 1967 , стр. 68–71.
- ^ Форбс 1959 , с. 82.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 609–611.
- ^ Роланд 1992 , стр. 660, 663–664.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 110.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 630–631.
- ^ Халдон 2006 , с. 316.
- ^ Алчин, Линда. «Греческий огонь» . Средневековье (www.lordsandladies.org) .
- ^ (на армянском языке) Аджарский, Грачья . «Роль армян в Османской империи», [Роль армян в Османской империи] Банбер Эревани Хамалсарани, 1967; пер. в Чарльзе Иссави, «Экономическая история Турции, 1800–1914» , Чикаго. Издательство Чикагского университета, 1980, с. 64.
- ^ Jump up to: а б Халдон 2006 , с. 290.
- ^ Роланд 1992 , стр. 660, 663.
- ^ Роланд 1992 , стр. 663–664.
- ^ Феофан и Горлица 1982 , с. 178.
- ^ Роланд 1992 , с. 663.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 609.
- ^ Партингтон 1999 , стр. 19, 29.
- ^ Эллис Дэвидсон 1973 , с. 64.
- ^ Скотт, Джеймс Сиббальд Дэвид , (сэр), (1868) Британская армия: ее происхождение, прогресс и оснащение , стр. 190.
- ^ Jump up to: а б с д Роланд 1992 , стр. 657–658.
- ^ Jump up to: а б с д Черонис 1937 , стр. 362–363.
- ^ Jump up to: а б с Прайор и Джеффрис 2006 , с. 617.
- ^ Партингтон 1999 , с. 14.
- ^ Лев VI, Тактика , XIX.59, пер. в Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 507.
- ^ Jump up to: а б Халдон и Бирн 1977 , с. 92.
- ^ Эллис Дэвидсон 1973 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Роланд 1992 , с. 659.
- ^ Роланд 1992 , стр. 658–659.
- ^ Эллис Дэвидсон 1973 , с. 69.
- ^ аль-Хасан 2001 , стр. 41–83.
- ^ Партингтон 1999 , стр. 21–22.
- ^ Форбс 1959 , стр. 83–84.
- ^ Партингтон 1999 , стр. 6–10, 14.
- ^ Лев VI, Тактика , XIX.67, пер. в Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 509.
- ^ Лев VI, Тактика , XIX.63, пер. в Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 509.
- ^ Роланд 1992 , с. 660.
- ^ Зенгелис 1932 , с. 270.
- ^ Колин МакЭведи (1992), Новый Атлас средневековой истории пингвинов , Нью-Йорк: Пингвин.
- ^ Черонис 1937 , с. 363
- ^ Jump up to: а б Эллис Дэвидсон 1973 , с. 70.
- ^ Партингтон 1999 , с. 4.
- ^ Форбс 1959 , стр. 82–84.
- ^ Прокопий, De bello Gothico , IV.11.36, цитируется по Partington 1999 , p. 3
- ^ Эллис Дэвидсон 1973 , с. 62.
- ^ Партингтон 1999 , с. 22.
- ^ Jump up to: а б Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 614–616.
- ^ Jump up to: а б Халдон 2006 , с. 310.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 618.
- ^ «Связь: Греческий огонь» . Нэшнл Географик . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 610–611.
- ^ Кортезе, Изабелла (1565). Леди Тайны . Венеция: Джованни Барилетто. п. 62 . Проверено 23 февраля 2016 г.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 378–379, 609.
- ^ Форбс 1959 , стр. 86–87.
- ^ Jump up to: а б Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 617–619.
- ^ Халдон 2006 , с. 295.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 203, 618.
- ^ Дауэс 1928 , с. 292.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 616–617.
- ^ Эллис Дэвидсон 1973 , с. 72.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 628–629.
- ^ Халдон 2006 , с. 315.
- ^ Халдон и Бирн 1977 , с. 93.
- ^ Халдон и Бирн 1977 , с. 94.
- ^ Халдон и Бирн 1977 , с. 95.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 624–626.
- ^ Халдон и Бирн 1977 , с. 96.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , стр. 627–628.
- ^ Подробное описание см. Haldon 2006 , стр. 297–315 Интересная особенность, проявленная во время этих испытаний, заключалась в том, что, вопреки ожиданиям, из-за тепла пламени, поток огня, проецируемый через трубку, изгибался не вверх, а вниз, поскольку топливо не полностью испарялось, поскольку оно вышло из сопла. Этот факт важен, поскольку средневековые галеры имели низкий профиль, и пламя с высокой дугой могло их полностью не заметить. Прайор и Джеффрис 2006 , с. 621
- ^ Халдон и Бирн 1977 , с. 97.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 627.
- ^ Прайор 2003 , с. 97.
- ^ Прайор и Джеффрис 2006 , с. 384.
- ^ Норвич, Джон Юлиус (1991) Византия: Апогей , Лондон: BCA, стр. 151
- ^ «Честь Брайта» . Страницы Виктора Каннинга .
- ^ Полубоги и монстры — ваши любимые авторы в сериале Рика Риордана «Перси Джексон и олимпийцы» . Книги БенБеллы. 2013. с. 205.
- ^ «Причал через Темзу» The Guardian , 6 ноября 2004 г.
- ^ Наука Майкла Крайтона. Несанкционированное исследование реальной науки, стоящей за вымышленными мирами Майкла Крайтона . Книги БенБеллы. 2008. с. 87.
- ^ Хатчинсон, Сэм. «10 реальных исторических связей в «Игре престолов», которые вы никогда не замечали» . Экранная ругань .
- ^ «ПИРАТЫ КАРИБСКОГО БАССА: На странных берегах Теда Эллиота и Терри Россио» . www.wordplayer.com .
Источники
[ редактировать ]- аль-Хассан, AY (2001), «Алхимия, химия и химическая технология» , в аль-Хассан, AY (редактор), Наука и технологии в исламе: технологии и прикладные науки , ЮНЕСКО, стр. 41–83, ISBN 9231038311
- Черонис, Николас Д. (1937), «Химическая война в средние века: «Подготовленный огонь» Каллиникоса », Журнал химического образования , 14 (8), Чикаго: 360–365, Бибкод : 1937JChEd..14..360C , дои : 10.1021/ed014p360
- Кристидес, Василиос (1991), «Огнезащита военных машин, кораблей и одежды», Proc. Тропис VI: 6-й Международный симпозиум по судостроению в древности, Ламия, 1996 , Афины, стр. 135–141, ISSN 1105-7947.
{{citation}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кристидес, Василиос (1993), «Нафт», Энциклопедия ислама, новое издание, том VII: Миф – Наз , Лейден и Нью-Йорк: Брилл, стр. 884–886, ISBN 9004094199 .
- Доус, Элизабет А., изд. (1928), Алексиада , Лондон: Рутледж и Кеган Пол
- Кросби, Альфред В. (2002), Метание огня: технология снарядов в истории , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521791588
- Даннинг, Брайан (17 мая 2022 г.). «Скептоид № 832: Чем на самом деле был греческий огонь» . Скептоид . Проверено 20 мая 2022 г.
- Эллис Дэвидсон, Хильда Р. (1973), «Секретное оружие Византии», Byzantine Journal , 66 : 61–74.
- Форбс, Р.Дж. (1959), «Нафта идет на войну», Дополнительные исследования по ранней истории нефти 1860–1880 гг ., Лейден: Э.Дж. Брилл, стр. 70–90.
- Хэлдон, Джон; Бирн, Морис (1977), «Возможное решение проблемы греческого огня», Byzantinische Zeitschrift , 70 : 91–99, doi : 10.1515/byzs.1977.70.1.91 , S2CID 191489863
- Хэлдон, Джон (2006), « Возвращение к «греческому огню»: недавние и текущие исследования», в книге Джеффриса Элизабет (редактор), «Византийский стиль, религия и цивилизация: в честь сэра Стивена Рансимана» , Cambridge University Press, стр. 290. –325, ISBN 978-0521834452
- Каратолиос К., Греческий огонь и его вклад в могущество Византии , перевод Леонарда Г. Михима (Митилен, 2013 г.) [ ISBN отсутствует ]
- Лестер, Генри Маршалл (1971), Историческая справка химии , Courier Dover Publications, ISBN 978-0486610535
- Моравчик, Дьюла; Дженкинс, RJH, ред. (1967), Константин Багрянородный: Администрандо Империо , Думбартон-Оукс
- Николь, Дэвид (1996), Справочник по средневековой войне: христианская Европа и ее соседи , Brockhampton Press , ISBN 1860198619
- Партингтон, Джеймс Риддик (1999), История греческого огня и пороха , издательство Университета Джона Хопкинса, ISBN 0801859549
- Пастори, Эммерих (1986), «О «греческом огне». Анализ позднеантичной системы оружия», Ancient World , 17 (2): 27–38.
- Прайор, Джон Х. (2003), «Византия и море: византийские флоты и история империи в эпоху македонских императоров, ок. 900–1025 гг. Н. Э.», Хаттендорф, Джон Б .; Унгер, Ричард В. (ред.), Война на море в средние века и эпоху Возрождения , Boydell Press, стр. 83–104, ISBN 0851159036
- Прайор, Джон Х.; Джеффрис, Элизабет М. (2006), Эпоха ΔΡΟΜΩΝ: Византийский флот ок. 500–1204 , Издательство Brill Academic, ISBN 978-9004151970
- Роланд, Алекс (1992), «Секретность, технологии и война: греческий огонь и защита Византии», Technology and Culture , 33 (4): 655–679, doi : 10.2307/3106585 , JSTOR 3106585 , S2CID 113017993
- Спирс, WH младший (1969). Греческий огонь: сказочное секретное оружие, спасшее Европу . ISBN 0960010637
- Феофан ; Горлица, Гарри (перевод) (1982), Хроники Феофана: английский перевод Anni Mundi 6095–6305 (602–813 гг. Н.э.) , University of Pennsylvania Press, ISBN 978-0812211283
- Фукидид, «История Пелопоннесской войны» , перевод Рекса Уорнера; с введением и примечаниями М.И. Финли (Лондон, 1972 г.)
- Тутен, Ж. (1953), «Le feu grégeois», Journal des Savants (на французском языке), Париж: 77–80.
- «Возвышение Гавейна, племянника Артура (De ortu Waluuanii)», изд. Милдред Лик Дэй, Вильгельм, Джеймс Дж. (1994). Романс Артура . Нью-Йорк: Гарленд. стр. 369–397. ISBN 0815315112
- Зенгелис, К. (1932), «Греческий огонь и огнестрельное оружие византийцев», Византия , VI , Брюссель: 265–286.