Босфор
пролив Босфор | |
---|---|
Босфор ( турецкий ) | |
Координаты | 41 ° 07'10 "N 29 ° 04'31" E / 41,11944 ° N 29,07528 ° E |
Тип | Пролив |
Часть | Турецкие проливы |
бассейна Страны | Турция |
Макс. длина | 31 км (19 миль) |
Мин. ширина | 700 м (2300 футов) |
Макс. глубина | 110 м (360 футов) |
Босфор или Босфор /ˈbɒspərəs, ˈbɒsfərəs/ BOSS-pər-əs, BOSS-fər-əsпролив [а] Турецкий : Стамбул Богазы , букв. «Стамбульский пролив», в просторечии Богаз ) — естественный пролив и водный путь международного значения, расположенный в Стамбуле , Турция . Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем и образует одну из континентальных границ между Азией и Европой . Он также разделяет Турцию, отделяя Малую Азию от Фракии . Это самый узкий в мире пролив, используемый для международного судоходства .
Большая часть берегов пролива Босфор, за исключением территории к северу, густо заселена, а столичное Стамбула , население насчитывающее 17 миллионов жителей, простирается вглубь страны с обоих берегов.
Проливы Босфор и Дарданеллы на противоположном конце Мраморного моря вместе известны как Турецкие проливы .
Участки берега Босфора в Стамбуле укреплены бетоном или щебнем, а участки пролива, склонные к отложениям, периодически подвергаются дноуглубительным работам.
Имя [ править ]
Название пролива происходит от древнегреческого Βόσπορος ( Боспор ) , которое в народе этимологизировалось как βοὸς πόρος , т.е. «пролив для скота» (или «Оксфорд»). [б] ), от родительного падежа boûs βοῦς «бык, крупный рогатый скот» + poros πόρος «проход», что означает «проход для скота» или «проход для коров». [7] Это отсылка к греческой мифологической истории об Ио , которая была превращена в корову и приговорена скитаться по Земле, пока не пересекла Босфор, где она встретила титана Прометея , который утешил ее, сказав, что она снова станет человеком. образоваться от Зевса и стать предком величайшего из всех героев Геракла (Геркулеса).
Ио предположительно вышел на берег недалеко от Хрисополя (современный Ускюдар ), который назывался Боус «Корова». Это же место было также известно как Дамалис ( Δάμαλις ), так как именно здесь афинский полководец Харес воздвиг памятник своей жене Дамалис, который включал колоссальную статую коровы (название δαμάλις переводится как «телица»). [8]
Английское написание с -ph- ( Босфор ) не оправдано древнегреческим названием, и словари предпочитают написание с -p- . [а] Однако -ph- встречается как вариант в средневековой латыни (как Bosphor , а иногда и Bosphorus или Bospherus) , а в средневековом греческом иногда как Βόσφορος , [9] давший начало французскому Босфору , испанскому Босфору , итальянскому Босфору и российскому Босфору . Греческий ученый XII века Иоанн Цец называет его Дамалитен Боспорон (в честь Дамалиса пролив был известен как Просфорион . ), но он также сообщает, что в народе в его дни [10] название древнейшей северной Константинополя . гавани В английском языке предпочтительное написание — Bosphorus.
Исторически Босфор был также известен как «Константинопольский пролив» или Фракийский Боспор, чтобы отличать его от Киммерийского Босфора в Крыму . Они выражены в Геродота » « Историях , 4.83; как Боспор Фракийский , Боспор Фракийский и Βόσπορος Θρᾴκιος ( Bósporos Thráikios ) соответственно. Другие названия, используемые Геродотом для обозначения пролива, включают Халкедонский Боспор ( Bosporus Chalcedoniae , Βόσπορος τῆς Χαλκηδονίης [ Bosporos tes Khalkedonies ], Геродот 4.87) или Мизийский Боспор ( Bosporus Mysius ). [11]
Этот термин в конечном итоге стал использоваться как нарицательное существительное βόσπορος , что означает «пролив», а также ранее применялся к в классическом греческом языке Эсхилом Геллеспонту и Софоклом .
География [ править ]
Будучи морским водным путем, Босфор соединяет Черное море с Мраморным морем, а затем с Эгейским и Средиземным морями через Дарданеллы. Он также соединяет различные моря Восточного Средиземноморья , Балкан , Ближнего Востока и Западной Евразии . Таким образом, Босфор обеспечивает морское сообщение от Черного моря до Средиземного моря и Атлантического океана через Гибралтар, а также до Индийского океана через Суэцкий канал , что делает его важнейшим международным водным путем, в частности для прохождения товаров, прибывающих в страну. из России .
Недалеко от Куручешме на Босфоре есть один очень маленький остров. Сейчас широко известный как остров Галатасарай ( Галатасарай Адасы), он был подарен армянскому архитектору Саркису Бальяну султаном Абдулхамидом II в 1880 году. Дом, который он построил на нем, позже был снесен. Остров превратился в обнесенный стеной сад, а затем в центр водных видов спорта, а затем был передан спортивному клубу Галатасарай , отсюда и его название. [12] Однако в 2010-е годы он был полностью застроен ночными клубами. Еще одним изменением стало то, что правительство приказало их снести в 2017 году. Летом 2022 года они вновь открылись для публики. [13]
Формирование [ править ]
Точная причина и дата образования Босфора остаются предметом споров среди геологов. Одна недавняя гипотеза, получившая название « гипотеза Черноморского потопа» , выдвинутая в результате одноименного исследования в 1997 году двумя учеными из Колумбийского университета , предполагает, что Босфор был затоплен около 5600 г. до н.э. (пересмотрено на 6800 г. до н.э. в 2003 г.), когда поднимающееся воды Средиземного и Мраморного морей прорвались в Черное море, которое в то время, согласно гипотезе, представляло собой низменный водоем с пресной водой. [ нужна ссылка ]
Многие геологи, [ ВОЗ? ] однако утверждают, что пролив намного старше, даже если он относительно молод в геологическом масштабе времени. [14]
Современная морфология
Границы Босфора определяются как линия, соединяющая маяки Румели Фенери и Анадолу Фенери на севере, а также между маяками Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инчибурну Фенери на юге («Фенер» по-турецки означает маяк). Между этими пределами длина пролива составляет 31 км (17 морских миль), ширина 3329 м (1,798 морских миль) у северного входа и 2826 м (1,526 морских миль) у южного входа. Его максимальная ширина составляет 3420 м (1,85 морских миль) между Умурьери и Бююкдере Лиманы, а минимальная ширина составляет 700 м (0,38 морских миль) между мысом Кандилли и Асияном .
Глубина Босфора колеблется от 13 до 110 м (от 43 до 361 футов) в среднем течении, в среднем 65 м (213 футов). Самая глубокая точка находится между Кандилли и Бебеком , на высоте 110 м (360 футов). Самые мелководные места находятся у Кадыкёй Инчибурну на высоте 18 м (59 футов) и у мыса Ашиян на высоте 13 м (43 фута). [15]
Расход воды в южном направлении составляет 16 000 м. 3 /с (пресная вода на поверхности), а поток в северном направлении составляет 11 000 м. 3 /с (соленая вода у дна). [16] Дэн Парсонс и исследователи из Университета Лидса Школы Земли и окружающей среды описывают подводную реку Черного моря .
Золотой Рог — это устье главного пролива, которое исторически служило рвом для защиты Константинополя от нападения, а также служило защищенной стоянкой для имперских флотов различных империй до 19 века, после чего он стал историческим районом в самом сердце. Стамбула.
Новые исследования [ править ]
Еще до 20 века уже было известно, что Черное и Мраморное моря впадают друг в друга, что является географическим примером «плотного потока». Затем, в августе 2010 года, был обнаружен непрерывный «подводный канал» из взвеси, текущий по дну Босфора, который, если бы находился на суше, был бы шестой по величине рекой на Земле. [17] В 2010 году группа ученых под руководством Университета Лидса использовала роботизированную «желтую подводную лодку» для детального наблюдения за течениями в этой «подводной реке», по-научному называемой подводным каналом . [17] впервые. Подводные каналы подобны наземным рекам, но они образованы плотными течениями — подводными потоками смеси песка, ила и воды, которые более плотны, чем морская вода, и поэтому опускаются и текут по дну. Эти каналы являются основным путем транспортировки отложений в глубокое море, где они образуют осадочные отложения. [17]
Команда изучила детальный поток данных по этим каналам и получила следующие результаты:
Комплекс каналов и плотность потока представляют собой идеальную естественную лабораторию для исследования и детализации структуры поля потока через канал. Наши первоначальные результаты показывают, что поток в этих каналах сильно отличается от потока в руслах рек на суше. В частности, когда поток движется вокруг изгиба, в глубоком море он закручивается в противоположном направлении по сравнению со спиралью, встречающейся в речных руслах на суше. Это важно для понимания седиментологии и слоев отложений, отложенных этими системами. [18]
Центральный постулат гипотезы о потопе в Черном море заключается в том, что, когда уровень океана поднялся на 72,5 метра (238 футов) в конце последнего ледникового периода, когда массивные ледниковые щиты растаяли, закрытый Босфор был затоплен впечатляющим наводнением, которое увеличило тогдашний уровень пресной воды. обводнение Черноморского озера на 50% и на многие месяцы оттеснило людей от берегов. Эта гипотеза была поддержана находками подводного исследователя Роберта Балларда , обнаружившего поселения вдоль старой береговой линии; ученые датировали наводнение 7500 г. до н.э. или 5500 г. до н.э. на основе микрофлоры пресной соленой воды. Изгнанные быстро поднимающейся водой, которая, должно быть, была ужасающей и необъяснимой, люди распространились по всем уголкам западного мира, неся историю о крупном наводнении. Когда воды поднялись, они прочистили сеть каналов морского дна, менее устойчивых к более плотным взвешенным твердым веществам в жидкости, которая сегодня остается очень активным слоем.
Первые изображения этих подводных каналов показывают, что они имеют огромные размеры. [19] были получены в 1999 году в ходе проекта подводных исследований НАТО SACLANT с участием НАТО RV Alliance и ВМС Турции исследовательского корабля «Чубуклу» . В 2002 году исследование, проведенное на борту судна Ifremer RV Le Suroit для проекта BlaSON (Lericolais, et al., 2003 [20] ) завершил многолучевое картирование этого веера-дельты подводного канала. Полная карта была опубликована в 2009 году. [21] использование этих предыдущих результатов вместе с высококачественным картированием, полученным в 2006 году (исследователями из Мемориального университета Ньюфаундленда, которые были партнерами проекта в исследовании).
Проект возглавляли Джефф Пикалл и Дэниел Парсонс из Университета Лидса в сотрудничестве с Университетом Саутгемптона , Мемориальным университетом Ньюфаундленда и Институтом морских наук . Исследование проводилось и координировалось с исследовательского судна Института морских наук, научно-исследовательского судна Koca Piri Reis .
Деревни [ править ]
По берегам Босфора когда-то располагались небольшие рыбацкие деревни, которые возникли еще с византийских времен, но по-настоящему расцвели в XIX веке. До начала 20 века до большинства из них можно было добраться только на лодке (известной как каики) вдоль Босфора, поскольку прибрежных дорог не было. Сегодня деревни являются не более чем пригородами Большого Стамбула, но многие из них сохраняют память о своем первоначальном статусе в суффиксе «-кей» ( деревня) к их названиям. Например , Ортакёй , Йеникёй , Арнавуткёй , Ченгелькёй и Ваникёй. Эти деревни часто имели отдельные идентичности, связанные с сельским хозяйством: например, Арнавуткёй был связан с выращиванием клубники, а Ченгелькёй славился своими сладкими огурцами.
История человечества [ править ]
Как часть единственного прохода между Черным морем и Средиземным морем, Босфор всегда имел большое значение с торговой и военной точки зрения и остается стратегически важным и сегодня. Это основной морской путь для многих стран, включая Россию и Украину . Контроль над ним был целью ряда конфликтов в современной истории, в частности, русско-турецкой войны (1877–1878 гг.) , а также нападения союзных держав на Дарданеллы во время битвы при Галлиполи 1915 . года Первой мировой войны . В 2022 году во время российского вторжения на Украину значение Босфора как маршрута, по которому зерно достигало мира, было поставлено на первый план. [22]
Древнегреческая, персидская, римская и византийская эпохи (до г. 1453 )
Стратегическое значение Босфора насчитывает тысячелетия. В V веке до нашей эры греческий город-государство Афины , который зависел от импорта зерна из черноморских портов Скифии , поддерживал важные союзы с городами, контролировавшими проливы, такими как мегарская колония Византии .
Пытаясь подчинить себе скифских всадников, кочевавших по северу Черного моря, персидский царь Дарий I Великий ( годы правления 522 до н. э. — 486 до н. э. ) переправился через Босфор, затем двинулся к реке Дунай . Его армия переправилась через Босфор по огромному мосту, построенному из соединенных лодок. [23] Этот мост, по сути, соединял самую дальнюю географическую точку Азии с Европой, охватывая по меньшей мере около 1000 метров открытой местности. [24] Спустя годы Ксеркс I построит аналогичный лодочный мост через пролив Дарданеллы ( Геллеспонт ) (480 г. до н.э.) во время своего вторжения в Грецию .
Византийцы называли Босфор « Стенон » и использовали в этом районе следующие основные топонимы: [25]
- на европейской стороне:
- Боспориос Акра
- Аргирополис
- Святой Мамас
- Св. Фока
- Гестиай или Михаэлион
- Фонеус
- Анаплуас или Состенион
- на азиатской стороне:
- Башня Гиерона
- Эйренайон
- Антемиу
- Софианай
- Вифинский Хризополис
Стратегическое значение пролива было одним из факторов, повлиявших на решение римского императора Константина Великого основать здесь в 330 году нашей эры свою новую столицу, Константинополь . Затем он стал столицей Восточной Римской империи .
(1453–1922 гг . Османская эпоха )
29 мая 1453 года тогда еще возникшая Османская империя завоевала город Константинополь после длительной кампании, в ходе которой османы построили укрепления по обе стороны пролива: Анадолухисары (Анатолийский замок, 1393 г.) и Румелихисари (Европейский замок, 1451 г.). , чтобы подготовиться не только к основной битве, но и к установлению долгосрочного контроля над Босфором и окружающими водными путями. Последняя 53-дневная кампания, завершившаяся победой Османской империи, стала важным поворотом в мировой истории. Наряду с первым путешествием Христофора Колумба в Америку в 1492 году завоевание Константинополя в 1453 году обычно отмечается как одно из событий, положивших конец Средневековью и ознаменовавших переход к Ренессансу и эпохе Великих географических открытий .
Это событие также ознаменовало конец византийцев — последних остатков Римской империи — и переход контроля над Босфором в руки Османской империи. Затем османы сделали Константинополь своей новой столицей и базой, с которой они расширили свою империю в последующие столетия.
На пике своего развития между 16 и 18 веками Османская империя смогла использовать стратегическое значение Босфора, чтобы вырвать контроль над всей территорией Черного моря , которую они считали «Османским озером», куда русским военным кораблям было запрещено заходить. [27]
Впоследствии доступ к проливу регулировался несколькими международными договорами. По Хюнкар-Искелесскому договору от 8 июля 1833 года проливы Босфор и Дарданеллы должны были быть закрыты для военных кораблей других держав по требованию России. [28] По условиям Лондонской конвенции о проливах заключенной 13 июля 1841 года между великими державами Европы , ( Россией , Великобританией , Францией , Австрией и Пруссией ), «древнее правление» Османской империи было восстановлено путем закрытия Турецкие проливы для всех военных кораблей , за исключением кораблей союзников султана во время войны. Это принесло пользу британской военно-морской мощи за счет русских, поскольку у последних тогда не было прямого доступа к Средиземному морю. [29]
Летние посольства [ править ]
В XIX веке многие иностранные державы, представленные в Константинополе, имели вторые посольства на Босфоре и перемещали туда свой персонал в жаркие и влажные летние месяцы. Большинство этих летних посольств находились на европейском берегу в Йеникёе (австрийском), Тарабье (немецком, английском, французском, итальянском) и Бююкдере (испанском, русском). Некоторые из зданий сохранились до сих пор, хотя Летнее посольство Великобритании сгорело в 1911 году, а Летнее посольство Италии, прекрасное здание Раймондо д'Аронко , сохранилось в очень ветхом состоянии. [30]
Турецкая республиканская эпоха (1923 – время настоящее )
После Первой мировой войны 1920 года Севрский договор демилитаризовал пролив и сделал его международной территорией под контролем Лиги Наций . Это было изменено Лозаннским договором (1923 г.) , который вернул проливы Турции, но позволил всем иностранным военным кораблям и торговым судам свободно пересекать проливы. Турция в конечном итоге отвергла условия этого договора и ремилитаризовала район проливов. Возврат был официально оформлен в соответствии с Конвенцией Монтрё о режиме турецких проливов от 20 июля 1936 года. Эта конвенция, которая до сих пор находится в силе, рассматривает проливы как международный морской путь, за исключением того, что Турция сохраняет за собой право ограничивать морское движение не – Причерноморские государства.
Турция была нейтральной во Второй мировой войне до февраля 1945 года, и в это время проливы были закрыты для военных кораблей воюющих стран, хотя некоторым немецким вспомогательным судам было разрешено пройти транзитом. На дипломатических конференциях советские представители выражали заинтересованность в создании военно-морских баз в проливах. турецких провинций Карс , Артвин и Ардахан Это, вместе с требованиями Сталина о возвращении Советскому Союзу (которые были потеряны Турцией в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, но были возвращены Карсским договором 1921 года). ), было соображением при решении Турции отказаться от нейтралитета во внешних делах . Турция объявила войну Германии в феврале 1945 года, но наступательных действий не вела. [31] [32] [33]
Турция вступила в НАТО в 1952 году, что придало проливу еще большее стратегическое значение как торговому и военному водному пути.
В начале XXI века Турецкие проливы приобрели особое значение для нефтяной промышленности. Российская нефть из таких портов, как Новороссийск , экспортировалась танкерами в основном в США через проливы Босфор и Дарданеллы.
Стамбульский канал [ править ]
В 2011 году Турция предложила построить канал протяженностью 50 км (31 миль) к западу от Босфора, предполагая, что это уменьшит риск, который представляют для Босфора нефтяные танкеры и другие грузовые суда. [34] [35] Проект оказался весьма спорным и по состоянию на 2022 г. [update]Работы по строительству канала так и не были начаты, хотя маршрут для него был проложен. [36]
В мифологии [ править ]
Босфор получил свое название от греческой мифологической истории об Ио , которая превратилась в корову и, преследуемая оводом, была приговорена скитаться по Земле, пока не достигла пролива. Там она встретила титана Прометея , который утешил ее, сказав, что она будет возвращена Зевсом в человеческий облик и станет предком величайшего из всех героев Геракла (Геркулеса).
Согласно древнегреческой мифологии , говорилось, что колоссальные плавучие скалы, известные как Симплегады , или Сталкивающиеся скалы, когда-то охраняли обе стороны Босфора и уничтожали любой корабль, пытавшийся пройти через пролив, раздавливая их. Их разрушительная сила была наконец преодолена героем-аргонавтом Ясоном, которому удалось пройти между ними невредимым, после чего скалы закрепились, открыв грекам доступ к Черному морю.
Переправы [ править ]
Морской [ править ]
Босфор ежедневно пересекают многочисленные пассажирские и автомобильные паромы, а также прогулочные и рыболовные суда, от лодок до яхт, принадлежащих как государственным, так и частным предприятиям.
Пролив также обслуживает значительную часть международных коммерческих морских перевозок в виде грузовых судов и танкеров . Между его северными границами в Румели Фенери и Анадолу Фенери и южными границами в Ахыркапы Фенери и Кадыкёй Инчибурну Фенери находится множество опасных точек для крупномасштабного морского судоходства, которые требуют резких поворотов и управления визуальными препятствиями. Известно, что на участке между мысом Кандилли и Асияном требуется изменение курса на 45 градусов в месте, где скорость течения может достигать 7–8 узлов (3,6–4,1 м/с). Южнее, у Еникёя , необходимое изменение курса составляет 80 градусов. Эти сложные изменения траектории усугубляются тем, что передние и задние линии обзора в Кандилли и Йеникёе также полностью блокируются до и во время изменения курса, что делает невозможным для кораблей, приближающихся с противоположного направления, возможность видеть за поворотами. Риски, связанные с таким географическим положением, усугубляются интенсивным паромным движением через пролив, связывающий европейскую и азиатскую части города. Таким образом, на этом жизненно важном морском пути присутствуют и остро присутствуют все опасности и препятствия, характерные для узких водных путей.
В 2011 году правительство Турции начало обсуждать создание искусственного канала длиной примерно 80 километров (50 миль), который будет проходить с севера на юг через западные окраины провинции Стамбул в качестве второго маршрута от Черного моря к Мраморному. Предполагалось, что это снизит риск судоходства в Босфор. [34] [35] Спорный проект «Канал Стамбул» продолжает обсуждаться. [37] [38] [39]
В 2022 году сборы, взимаемые Турцией с грузовых судов, увеличились на 500% до 4 долларов США за тонну, что стало первым изменением с 1983 года. [40]
Босфор довольно глубокий, и определенного ограничения на глубину и длину судна нет, но судам длиной более 150 метров или глубиной 10 метров необходимо предварительно бронировать проход. Те, длина которых превышает 300 метров, должны пройти специальную процедуру очистки. Ограничение воздушной тяги составляет 57 метров. [41] [42]
Сухопутные мосты [ править ]
два подвесных моста и вантовый мост Босфор пересекают . Первый из них, Мост Мучеников 15 июля длиной 1074 м (3524 фута), был построен в 1973 году и тогда он назывался Босфорским мостом. Второй мост, названный Фатих Султан Мехмет (Босфор II) , имеет длину 1090 м (3576 футов) и был построен в 1988 году примерно в 5 км (3 мили) к северу от первого моста. Первый Босфорский мост является частью автомагистрали О1 , а мост Фатиха Султана Мехмета является частью Трансъевропейской автомагистрали . Третий и самый последний мост, Явуз Султан Селим , имеет длину 2164 м (7100 футов) и был построен в 2016 году. [43] [44] Он расположен недалеко от северной оконечности Босфора, между деревнями Гарипче на европейской стороне и Пойразкёй на азиатской стороне. [45] как часть « Автомагистрали Северного Мраморного моря », интегрированной в существующую прибрежную черноморскую магистраль и позволяющей транзитному движению обходить городское движение. [43] [44]
Имя | Дата открытия | Дизайн | Общая длина | Ширина | Высота | Самый длинный пролет | Зазор ниже | Дорожки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мост Мучеников 15 июля | 30 октября 1973 г. | Подвесной мост | 1560 м (5120 футов) | 33,4 м (110 футов) | 165 м (541 фут) | 1074 м (3524 фута) | 64 м (210 футов) | 6 полос автомагистрали О1 |
Мост Фатиха Султана Мехмета | 3 июля 1988 г. | Подвесной мост | 1510 м (4950 футов) | 39 м (128 футов) | 105 м (344 фута) | 1090 м (3580 футов) | 64 м (210 футов) | 8 полос автомагистрали О2 |
Мост Явуза Султана Селима | 26 августа 2016 г. | Гибридный вантовый подвесной мост | 2164 м (7100 футов) | 58,4 м (192 фута) | 322 м (1056 футов) | 1408 м (4619 футов) | 73 м (240 футов) | 8 полос автомагистрали О7 и 1 двухпутная железная дорога. |
Подводная лодка [ править ]
Проект Мармарай , включающий подводный железнодорожный туннель длиной 13,7 км (8,5 миль) , открылся 29 октября 2013 года. [46] Примерно 1400 м (4593 фута) туннеля проходит под проливом на глубине около 55 м (180 футов).
Туннель подводного водоснабжения длиной 5551 м (18 212 футов), [47] Босфорский водный туннель был построен в 2012 году для транспортировки воды из ручья Мелен в провинции Дюздже (к востоку от пролива Босфор, на северо-западе Анатолии ) в европейскую часть Стамбула на расстояние 185 км (115 миль). [47] [48]
Туннель Евразия — это подводный автодорожный туннель длиной 5,4 км (3,4 мили), предназначенный для автомобильного движения между Казлычешме на европейской стороне Стамбула и Гезтепе на азиатской стороне. Строительство началось в феврале 2011 года, а туннель открылся 20 декабря 2016 года. [49]
К Стамбулу подходят до четырех подводных волоконно-оптических линий ( «МедНаутилус» и, возможно, другие), идущие из Средиземного моря через Дарданеллы. [50] [51]
Стратегическое значение [ править ]
Босфор — единственный путь для Болгарии , Грузии , Румынии , России (юго-западная часть) и Украины к Средиземному и другим морям. Таким образом, суверенитет над проливами является важным вопросом для этих стран, а также для Турции , государства, через которое фактически протекает Босфор.
Турция не получает пошлины с судов, проходящих через пролив. Военные Турции обладают широкими полномочиями в соответствии с условиями Конвенции Монтрё . По состоянию на 2021 год Боспорское командование располагается на берегу Босфора, а связанные с Командованием военные корабли стоят на якоре в водах Босфора.
Расположенный на полуострове на пересечении Черного моря, Босфора и Мраморного моря, Стамбул исторически был одним из наиболее защищенных и труднодоступных городов со времен Римской империи до Османской империи. Разделенный Босфором, это один из очень немногих межконтинентальных городов в мире.
Достопримечательности [ править ]
Босфор имеет 620 прибрежных домов ( ялы ), построенных в период Османской империи вдоль береговой линии пролива в Европе и Азии. Османские дворцы, такие как дворец Топкапы , дворец Долмабахче , дворец Йылдыз , дворец Чираган , дворцы Ферие , дворец Бейлербейи , дворец Кючуксу , дворец Ихламур , дворец султана Хатидже и дворец султана Адиле , также стоят на его берегах или рядом с ними. Другие здания и достопримечательности на Босфоре включают египетское консульство Кылыч в Бебеке , мечеть Бебека , Университет Богазичи , колледж Роберта , замок Румели (Румелихисар), Музей современного искусства Борусан , музей Сакипа Сабанджи , музей Садберк Ханым , мечеть Ускюдар Михримах Султан , Шемсипаша. Мечеть , Девичья башня , мечеть Бейлербейи , замок Анадолу (Анадолухисары), военная средняя школа Кулели , дворец Адиле Султана , павильон Кючуксу , вилла Хедиве , павильон Бейкоз Меджидие и замок Йорос (Анадаолу Каваги).
Большинство общественных паромов , пересекающих пролив, отправляются из Эминёню на историческом полуострове Стамбула и доходят до Анадолу Каваги у Черного моря . По пути они ненадолго заходят в пункты как на европейском, так и на азиатском берегу. Частные паромы, также отправляющиеся из Эминоню, добираются лишь до одного из первых двух мостов через Босфор. Паромы из Эминёню также ходят до Румели Каваги, останавливаясь только в пунктах на европейском берегу, в то время как другие паромы из Ускюдара добираются до Анадолу Каваги, останавливаясь только в пунктах на азиатском берегу. Частые общественные паромы из Эминыню, Каракёя , Бешикташа , Кадыкея и Ускюдара предлагают короткие перелеты с одной стороны Босфора на другую в течение дня. [52]
катамараны Морские автобусы- предлагают высокоскоростные пригородные перевозки между европейским и азиатским берегами Босфора, но они останавливаются в меньшем количестве портов и причалов по сравнению с общественными паромами. Общественные паромы и морские автобусы также обеспечивают пригородные перевозки между Босфором и Принцевыми островами в Мраморном море .
Туристические круизы доступны из различных точек Босфора, включая Ортакёй . Цены значительно различаются, а в некоторых есть музыка и ужин.
Архитектура [ править ]
Многие ялы (особняки на берегу), построенные на берегу Босфора в период Османской империи, уже давно стали синонимом пролива. Те, что до сих пор сохраняют свою первоначальную форму, являются одними из самых дорогих объектов недвижимости в Турции, хотя многие из них были потеряны из-за времени, непогоды и «случайных» пожаров. Самый старый ялы на европейском побережье - Шерифлер Ялы в Эмиргане , который был построен в 18 веке и какое-то время принадлежал Шерифам, потомственным правителям Мекки . Он все еще находится в хорошем состоянии, в отличие от самого старого яла на азиатской стороне, которым является Köprülü Amcazade Hüseyin Paşa Yalı в Анадолу Хисары , построенный в 1698 году. Сохранилась только центральная часть этого яла , и с 2009 года он находится за рекламными щитами, обещающими реставрацию. [53]
Большинство ялов изначально располагались прямо у кромки воды и имели частные доки и порты, где можно было хранить лодки (каики). На анатолийском берегу некоторые ялы все еще стоят прямо у воды, но на европейском берегу большинство из них теперь стоят позади прибрежной дороги, построенной на мелиорированных землях. [ нужна ссылка ]
Первоначальные ялы обычно имели две основные части: селамлык , который был общественной зоной и частью дома, используемой мужчинами, и гаремлик , который был частной частью дома, предназначенной для женщин и семьи. Это были роскошные жилища богатых людей, некоторые из которых имели собственные хамамы (турецкие бани). [ нужна ссылка ]
Египетское наследие [ править ]
В конце 19 — начале 20 веков египетская царская семья очень любила Босфор и часто проводила лето на его берегах. Они оставили после себя наследие прекрасных зданий на его берегах или с видом на них, в том числе здание в Бебеке, в котором сейчас находится египетское консульство, и вилла Хедива ( Хидив Касри ) высоко на холме над Чубуклу . [54]
См. также [ править ]
- Черноморская торговля и экономика
- Большой Стамбульский туннель , предлагаемый трехуровневый подводный автомобильно-железнодорожный туннель.
- Стамбульский канал
- Список морских инцидентов в Турецких проливах
- Общественный транспорт в Стамбуле
- Железнодорожный транспорт в Турции
- Восточный Босфор
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Написание Bosporus указано первым или исключительным во всех основных британских и американских словарях (например, Lexico.com , [1] Словарь английского языка Коллинза , [2] Словарь современного английского языка Лонгмана , [3] Мерриам-Вебстер , Словарь американского наследия , [4] и Random House ), а также Британскую энциклопедию и Колумбийскую энциклопедию . [5] американского наследия Онлайн-версия Словаря содержит только это написание, а функция поиска не находит ничего по написанию Босфор . В Колумбийской энциклопедии указывается, что альтернативное написание ph также является /p/ , но словари также указывают произношение /f/ для этого написания.
- ^ Существует определенная (оксоновская) традиция приравнивать название «Оксфорд» к «Босфору», см., например, Уолстенхолм Парр (1820), « Мемуары о уместности слова Оксфорд» , особенно. п. 18. [6]
Ссылки [ править ]
- ^ «Босфор» . Лексико.com . Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 29 июля 2020 года.
- ^ «Босфор» . Словарь английского языка Коллинза . ХарперКоллинз.
- ^ «Босфор» . Словарь современного английского языка Лонгмана . Пирсон.
- ^ «Босфор» . Словарь американского наследия английского языка . ХарперКоллинз.
- ^ «Босфор» . Колумбийская энциклопедия . Издательство Колумбийского университета.
- ^ Парр, Вольстенхолм (1820 г.). Мемуары о уместности слова «Оксфорд» применительно к учебной семинарии; читал в Институте Падуи в июле прошлого года . Ливерпуль: Уильям Грейпел. п. 18. ОСЛК 47642720 .
- ^ Лидделл, Генри Джордж; Скотт, Роберт (1940). « Бооооооо » . Греко-английский лексикон . Оксфорд: Clarendon Press – через цифровую библиотеку Персея .
- ^ Сиклер, Фридрих (1824). Справочник по древней географии для вузов и самообучения (на немецком языке). Кассель: Джей Джей Бонне. п. 551 .
Противостоящий ему мыс назывался также Боус или Дамалис , с медным колоссом. Статуя коровы ; но здесь было также и Афины. Чарес построил гробницу для своей жены Дамалис , поэтому существует большая вероятность, что, по крайней мере, этот мыс от жены Дамалиса, а не от принцессы Джо . получил свое название
- ^ Льюис, Чарльтон Т.; Короткий, Чарльз (1879). «Босфор» . Латинский словарь . Оксфорд: Clarendon Press – через цифровую библиотеку Персея .
- ^ Мюллер, Карл (1861). Малые греческие географы (на латыни). Пэрис: Дидо. п. 7.
Геродот (4, 85) называет Босфор Халкидонским ( τῆς Καλχηδονίς τὸν Βόσπορον ); Страбон, византийские уста (с. 125 στόμα Βυζαντιακον , стр. 318 στόμα τὸ κατὰ Βυζάντιον ); Иоанн Цец (Хил. 1, 886) называет Босфор Дамалитен ( τὸν Δαμαλίτην Βόσπορον ), обычно называемый в его эпоху Просфорием.
- ^ Бишофф, Фридрих Генрих Теодор (1829). Сравнительный словарь древней, средней и современной географии (на немецком языке). Гота: Беккер. стр. 195–196.
- ^ Тонгуч и Йельский университет, 2010 , с. 421.
- ^ фанатик (27 июля 2022 г.). «Остров Галатасарай принят в эксплуатацию» . Фанатик . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Аксу, А.Е.; Хискотт, Р.Н. (апрель 2022 г.). «Постоянный голоценовый отток из Черного моря в восточную часть Средиземного моря по-прежнему противоречит гипотезе Ноева потопа: обзор доказательств 1997–2021 годов и региональный палеоокеанографический синтез последнего плейстоцена-голоцена» . Обзоры наук о Земле . 227 : 103960. doi : 10.1016/j.earscirev.2022.103960 . ISSN 0012-8252 .
- ^ «Географическое положение Турецких проливов и Мраморного моря – Стамбульского пролива» (на турецком языке). Главное управление морских дел Турции. Архивировано из оригинала 8 октября 2011 года . Проверено 18 сентября 2010 г.
- ^ Грегг, Майкл С.; Озсой, Эмин (7 марта 2002 г.). «Сток, изменение водных масс и гидравлика Босфора» . Журнал геофизических исследований . 107 (C3): 3016. Бибкод : 2002JGRC..107.3016G . дои : 10.1029/2000JC000485 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Исследователи Лидса изучают подводные реки с помощью желтой подводной лодки» (пресс-релиз). Университет Лидса. 2 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 3 августа 2010 года . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «Роботизированный субрегистратор фиксирует течение подводной реки» . Будущее . 2 августа 2010 года. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 24 июля 2013 г.
- ^ Ди Иорио, Даниэла; Юдже, Хусейн (15 февраля 1999 г.). «Наблюдения за впадением Средиземного моря в Черное море» . Журнал геофизических исследований . 104 (С2): 3091–3108. Бибкод : 1999JGR...104.3091D . дои : 10.1029/1998JC900023 .
- ^ Лериколе, Г.; Ле Дрезен, Э.; Нузе, Х.; Жилле, Х.; Эргун, М.; Сифчи, Г.; Авчи, М.; Дондурур, Д.; Ладно, С. (2002). «Недавние истоки каньона зафиксированы у выхода из Босфора» . Дополнение к осеннему собранию AGU. Эос: Труды Американского геофизического союза . Том. 83, нет. 47. Реферат ПП71Б-0409.
- ^ Флуд, Роджер Д.; Хискотт, Ричард Н.; Аксу, Али Э. (9 марта 2009 г.). «Морфология и эволюция анастомозной сети каналов, где соленый сток попадает в Черное море». Седиментология . 56 (3): 807–839. Бибкод : 2009Седим..56..807F . дои : 10.1111/j.1365-3091.2008.00998.x . S2CID 128884071 .
- ^ "Украинское зерно пройдет через Босфор во вторник в рамках знаковой сделки" . Рейтер . 1 августа 2022 г. Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ Дональд Джон Кокрейн Уэлш Мюррей (13 мая 2010 г.). «Дарий на Боспоре» .
- ^ Геродот (1859 г.). История Геродота: новая английская версия, Том 3 . Перевод Джорджа Роулинсона; сэр Генри Кресвик Роулинсон; Сэр Джон Гарднер Уилкинсон. Лондон: Джон Мюррей. п. 77 .
- ^ Озтюрк 2011 , стр. 28–32.
- ^ «Босфор с замками Европы и Азии. 1846 — Аллом, Томас» . Коллекции . Музей Виктории и Альберта. 2007.
- ^ Мец 1995 , стр. 22–23.
- ^ Мец 1995 , стр. 23, 25.
- ^ Розакис, Христос Л.; Стагос, Петрос Н. (1987). Турецкие проливы . Издательство Мартинуса Нийхоффа. стр. 24–25. ISBN 90-247-3464-9 .
- ^ Тонгуч и Йельский университет, 2010 , стр. 455, 460, 463.
- ^ Торбаков, Игорь (10 января 2003 г.). «Турецкий фактор в геополитике постсоветского пространства» . Электронные заметки . Институт исследований внешней политики. Архивировано из оригинала 31 июля 2010 года . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ Катлер, Роберт М. (28 марта 1999 г.). «[Российские и] советские отношения с Грецией и Турцией: системная перспектива» . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ Булач, Али (4 мая 2009 г.). «Против кого и где мы будем стоять?» . Сегодняшний Заман . Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 8 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Турция построит обход Босфора» . Новый инженер-строитель . 20 апреля 2011 года . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Марфельдт, Биргитте (29 апреля 2011 г.). «Стартовый выстрел для гигантского канала через Турцию» . Инженер (на датском языке) . Проверено 2 декабря 2014 г.
- ^ «Маршрут канала Стамбул | Канал Стамбул» . www.kanalistanbul.gov.tr . Проверено 4 октября 2022 г.
- ^ «Проект Стамбульского канала откроет дебаты по Конвенции Монтрё» . Сегодняшний Заман . 8 октября 2010 г. Архивировано из оригинала 30 апреля 2011 г.
- ^ «Турция обсуждает, является ли международный договор препятствием для плана обхода Босфора» . Вашингтон Пост . 29 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 11 декабря 2018 г.
- ^ «Амбициозные инфраструктурные проекты Турции» . Мировоззрение . Стратфор . 16 мая 2013 года . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ «Пятикратное увеличение транзитных сборов по Босфору и Дарданеллам» . Проверено 14 декабря 2022 г.
- ^ Пролив Босфор (Стамбул) (North Maritime, 2014 г.)
- ^ Правила морского движения в Турецких проливах и Мраморном регионе, вступили в силу 1 июля 1994 г. (Организация Объединенных Наций)
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Третья церемония открытия Босфорского моста» . ТРТ Мир . 25 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Мегапроект Стамбула «Мост Явуза Султана Селима» откроется на большой церемонии» . Ежедневный Сабах . 25 августа 2016 г. Архивировано из оригинала 26 октября 2016 г.
- ^ «Турция раскрывает маршрут для третьего моста Стамбула» . Анатолийское агентство . 29 апреля 2010 г. Архивировано из оригинала 19 июня 2010 г.
- ^ «Туннель через Босфор в Турции откроет подводное сообщение с Азией» . Новости Би-би-си . 29 октября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Линия Мелена пересекла Босфор» . CNN Turk (на турецком языке). 21 мая 2012 г.
- ^ Наир, Мехмет (19 мая 2012 г.). «Мелен пересекает Босфор» . Сабаха Экономика (на турецком языке) . Проверено 11 июня 2012 г.
- ^ «Проект туннеля Евразия» (PDF) . Совместное предприятие Unicredit - Yapı Merkezi, SK EC. Архивировано из оригинала (PDF) 4 марта 2016 года . Проверено 13 апреля 2014 г.
- ^ Юдже, Гюльнази (7–8 июня 2016 г.). Проекты подводных кабелей (2-03) (PDF) . Первая региональная конференция CIGRÉ Юго-Восточной Европы. Порторож, Словения. Архивировано из оригинала (PDF) 9 апреля 2018 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
- ^ «Карта подводных кабелей 2017» . Телегеография . Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 года . Проверено 9 апреля 2018 г.
- ^ «Сити Лайнс Инк.®» . www.sehirhatlari.istanbul . Проверено 5 октября 2022 г.
- ^ Тонгуч и Йельский университет, 2010 , стр. 442, 544.
- ^ От берегов Нила до Босфора: следы династии Кавалалы Мехмеда Али-паши в Стамбуле (на английском и турецком языках) (1-е изд.). Стамбул: Стамбульский исследовательский институт. 2011. ISBN 9789759123956 .
Источники [ править ]
- Мец, Хелен Чапин , изд. (1995). Турция: страновое исследование . Серия справочников по районам. Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований Библиотеки Конгресса. ISBN 0-8444-0864-6 .
- Озтюрк, Ожан (2011). Понт: Этническая и политическая история Черного моря от древности до наших дней (на турецком языке). Анкара: Книга Бытия. ISBN 978-605-5410-17-9 .
- Тонгуч, Саффет Эмре; Йель, Пэт (2010). Стамбул. Полный путеводитель (1-е изд.). Стамбул: Измерительный. ISBN 9789752307346 .
Внешние ссылки [ править ]
- . . 1914.