семья Балян
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Семья Балян ( армянский : Палеаннер ; турецкий : Балян алеймис ) была видным армянским деятелем. [ 1 ] Семья придворных архитекторов Османской империи на службе у османских султанов и других членов османской династии в XVIII и XIX веках. На протяжении пяти поколений они проектировали и строили многочисленные крупные здания Османской империи , в том числе дворцы , особняки , конаки , киоски , ялы , мечети , церкви и различные общественные здания, в основном в Константинополе (современный Стамбул ).
Предки
[ редактировать ]Бали Мейсон
[ редактировать ]Бали или Бален Каменщик ( турецкий : Меремметчи Бали Калфа или Меремметчи Бален Калфа ), -каменщик мастер из деревни Белен в Карамане в центральной Анатолии , был основателем династии. Он переехал в Стамбул, где узнал об армянском дворцовом архитекторе султана Мехмеда IV (1648–1687), которого он встретил и заменил, будучи сам армянином. Когда Бали умер в 1725 году, его сын Магар занял его место архитектора при дворе султана.
Магар Архитектор
[ редактировать ]Архитектору Магару ( турецкий : Мимар Магар ) поручали важные проекты, и поэтому его часто повышали до более высоких чинов. Однако в результате доноса он был изгнан от двора султана Махмуда I (1730–1754) в ссылку в восточно-анатолийский город Байбурт . Там Магар обучал своего старшего сына Крикора архитектуре, прежде чем был помилован и вернулся в Стамбул. После его выхода на пенсию его сын Крикор его должность занял . Второй сын Магара Сенекерим сотрудничал со своим братом Крикором. Магар умер в Байбурте.
Генеалогическое древо
[ редактировать ]- Бали (Бален; ?–1725)
- Желудки (?–?)
- Крикор Балян (1764–1831)
- Сенекерим Балян (1768–1833)
- Гарабет Амира Балян (1800–1866)
- Нигогайос Балян (1826–1858)
- Левон Балян (1855-?)
- Саркис Балян (1835–1899)
- Акоп Балян (1838–1875)
- Симон Балян (1848–1894)
- Нигогайос Балян (1826–1858)
- Желудки (?–?)
Члены
[ редактировать ]Крикор Балян
[ редактировать ]Крикор Балян ( армянский : Գրիգոր Պալեան , также известный как Крикор Амира Балян; 1764–1831) был первым членом семьи, использовавшим фамилию Балян. Его звали Балиян или Балян в честь его деда, и позже он принял это имя как фамилию Балян. Он был зятем Мейсона Минаса и тестем Оганнеса Амира Северьяна, оба из которых были дворцовыми архитекторами. Крикор получил диплом архитектора от султана Абдул Хамида I (годы правления 1774–87). Он стал неофициальным советником султана Селима III (годы правления 1789–1807) и был близок к султану Махмуду II (годы правления 1808–1839). Он был сослан в 1820 году в Кайсери в центральной Анатолии из-за его участия в споре между григорианскими и католическими армянами. Он был помилован и ему разрешили вернуться в Стамбул вскоре после того, как во дворце поселилась его подруга Амира Безджян.
Крикор умер в 1831 году после службы империи во время правления четырех султанов: Абдул Хамида I (годы правления 1774–87), Селима III (годы правления 1789–1807), Мустафы IV (годы правления 1807–8) и Махмуда II. (годы правления 1808–39). Ему наследовал его молодой и неопытный сын Гарабет Амира.
Основные работы Крикора включают
- Дворец Сарайбурну (сгорел в 1875 г.)
- Бешикташ Дворец
- Дворец Чираган (сожжен янычарами)
- Арнавуткёй Валиде Дворец Султана
- Дворец Дефтердара Султана
- Павильон Айналыкавак
- Мечеть Топхане Нусретие (1823–1826 гг.)
- Военные казармы Таксим
- Казармы Селимие (1800 г., сожжены в 1806 г.)
- Казармы Давутпаша (1826–1827 гг.)
- Бейоглу Казармы
- Стамбульский монетный двор
- Действительная плотина
- Плотина Нобби
Сенекерим Балян
[ редактировать ]Сенекерим Балян ( армянский : Սենեքերիմ Պալեան ; 1768–1833) был сыном архитектора Магара и младшим братом Крикора Баляна. Он работал вместе со своим братом, но оставался в тени. Он восстановил пожарную башню Беязит , построенную из дерева в 1826 году его братом Крикором, но разрушенную после пожара. Он умер в Иерусалиме и был похоронен во дворе армянской церкви.
Среди работ Сенекерима - пожарная башня Беязит (1828 г.) и армянская церковь Сурп Асдвадзаздин в Ортакёе (1824 г.).
Странная Амира Балян
[ редактировать ]Гарабет Амира Балян ( армянский : Կարապետ Պալեան ; 1800–1866) родилась в Константинополе. На момент смерти отца он был очень молод и недостаточно опытен, чтобы самостоятельно занять должность отца. Таким образом, он служил вместе со своим дядей Мейсоном Оганнесом Серверяном. Гарабет служил во время правления Махмуда II (1808–1839), Абдула Меджида I (1839–1861) и Абдулазиза (1861–1876) и построил множество зданий в Стамбуле. Самым известным из его произведений является дворец Долмабахче , который он построил в сотрудничестве со своим сыном Нигогайосом. [ 3 ] Еще одно его заметное архитектурное произведение — дворец Бейлербейи , построенный в сотрудничестве с другим его сыном Саркисом.
Гарабет Балян также активно занимался образовательными и административными вопросами армянской общины и проводил исследовательскую работу по армянской архитектуре. Его четыре сына, Нигогайос, Саркис, Акоп и Симон, стали его преемниками после того, как он умер от сердечного приступа в 1866 году во время беседы с друзьями. [ 4 ]
Известные работы Гарабета:
- Дворец Долмабахче с Нигогайосом Бальяном (1848–1856 гг.) [ 5 ]
- Новый дворец Чираган
- Йешилкёй Хюнкар Киоск
- Старый дворец Йылдыз
- Мечеть Ортакёй с Нигогайосом Бальяном (1854 г.)
- Часовая башня Нусретие (1848 г.)
- Бешикташ Соорп Асдвадзазин (1834 г.) Армянская церковь
- Армянская церковь Куручешме Соорп Нишан (1834 г.)
- Церковь Бейоглу Сорп Ерротутюн (1838 г.)
- Кумкапы Соорп Асдвадзазин Церковь
- Здание Академии изящных искусств (бывший пушечный завод) в Топхане
- Дворцы Фындыклы Джемиле и Мунире Султан (1856–1859; сегодня Университет Мимара Синана)
- Измит Хюнкар Палас
- Академия войны
- Мавзолей Махмута II с фонтаном (1840 г.)
- Бакыркёйская текстильная фабрика
- Бейкозский кожевенный завод (1842 г.)
- Текстильная фабрика Хереке (1843 г.)
- Армянская больница (1832–1834 гг.)
Нигогайос Балян
[ редактировать ]Нигогайос Балян ( армянский : Նիկողայոս Պալեան ; также известный как Нигогос Балян; 1826–1858) был первым сыном Карабета Армиры Баляна. В 1843 году его вместе с братом Саркисом отправили в Париж для изучения архитектуры в колледже Сент-Барб де Пари . Однако из-за болезни ему и его брату пришлось вернуться в Стамбул в 1845 году. Работая вместе со своим отцом Гарабетом, Нигогайос приобрел опыт. Он был назначен советником по искусству султана Абдул-Меджида I (1839–1861). Он также основал школу отечественных архитекторов для обучения западной архитектуре.
Нигогайос работал вместе со своим отцом на строительстве дворца Долмабахче (1842–1856). Участвовал в подготовке Национальной конституции Армении . [ 6 ] Нигогайос умер в Стамбуле в 1858 году от брюшного тифа в возрасте 32 лет.
Известные работы Нигогайоса:
- Мечеть Кучук Меджидие (1843 г.)
- Липовый павильон (1849 г.)
- Мечеть Долмабахче, она же Мечеть Безми Алем Валиде Султан (1852–1854 гг.)
- Павильон Адиле Султан, Валидебаг (1853 г.)
- Мечеть Ортакёй вместе с Гарабет Амирой Бальян (1854 г.)
- Павильон Кючуксу , он же павильон Гёксу (1857 г.)
- Армянская больница
Саркис Балян
[ редактировать ]Саркис Балян ( армянский : Սարգիս Պալեան ; 1835–1899) был вторым сыном Карабета Баляна. В 1843 году он последовал за своим старшим братом Нигогайосом в Париж. Ему пришлось вернуться в Стамбул в 1845 году из-за болезни брата. В 1847 году Саркис снова поехал в Париж, чтобы поступить в Парижский колледж Сент-Барб , который окончил через три года. Позже он учился в Академии художеств.
Вернувшись в Стамбул, Саркис начал работать вместе со своим отцом и братом Нигогайосом. После смерти этих двоих он продолжил свою работу с младшим братом Агопом. Саркис снискал большую известность, чем Агоп, потому что построил строения, спроектированные его братом. Саркис также известен как проектировщик многих зданий.
Его профессиональная жизнь, известная как быстрый работник, была прервана смертью брата Агопа в 1875 году и Абдул-Хамида II восшествием на престол (1876–1909). Из-за политических обвинений он был вынужден покинуть Европу на 15 лет, но в конце концов вернулся в Турцию благодаря заступничеству Акопа Казазян-паши от его имени. [ 7 ]
Его самая важная работа – киоск Валиде Султан. Интересуясь всеми отраслями изобразительного искусства, Саркис поддерживал армянских писателей, музыкантов и особенно театральных актеров. Он также был членом Ассамблеи Армянского Патриархата . Ему было присвоено звание сир Мимар (главный архитектор Османской империи).
Известные работы Саркиса:
- Дворец Бейлербейи с отцом Гарабетом Баляном (1861–1865).
- Армянская начальная школа Бешикташа Макрухяна (1866 г., посвящена памяти его молодой умершей жены Макруи)
- Мальтийский павильон (1870 г.)
- Дворец Чираган (1863–1871 гг.)
- Мечеть Валиде с братом Акопом Баляном (1871 г.)
- Зейтинбурну (1874 г.) Пороховой завод
- Бешикташ-Акаретлер 138 таунхаусов (строительство началось в 1874 году)
- Особняк Эсмы Султан , Ортакёй (1875 г.)
- Дворец Адиле Султан , Кандилли (1876 г.)
- Часовая башня Долмабахче (1895 г.)
- Военное министерство (сегодня главное здание Стамбульского технического университета)
- Императорская медицинская школа (ныне Галатасарайская средняя школа )
- Мачка Арсенал (сегодня Горный факультет Стамбульского технического университета)
- Прибрежный дворец Балталиманы
- Старый киоск на острове Галатасарай
- Собор Пресвятой Богородицы в Айнтабе (ныне Мечеть Освобождения ) [ 8 ]
Акоп Балян
[ редактировать ]Акоп Балян ( армянский : Հակոբ Պալեան ; 1838–1875) был третьим сыном Карабета Баляна. Вместе со своим братом Саркисом он работал над различными проектами в Стамбуле. Агоп умер в Париже в 1875 году в возрасте 37 лет; он был похоронен на кладбище Пер-Лашез .
Симон Балян
[ редактировать ]Симон Балян ( арм . Симон Палеян ; 1848-1894) был младшим сыном Карабета Баляна. Он также был архитектором.
Левон Балян
[ редактировать ]Левон Балян ( арм . Левон Палеан ; 1855-1925) был сыном Нигогайоса Баляна. В 1869 году он учился в колледже Сент-Барб в Париже.
Здания и сооружения
[ редактировать ]Здания и сооружения, спроектированные и построенные членами семьи Балян: [ 9 ]
- Дворец Долмабахче (1848–1856 гг.)
- Дворец Бейлербейи (сожжен янычарами , перестроен) (1861–1865)
- Дворец Чираган (1863–1871 гг.)
- Дворец Топкапы
- Дворец Сарайбурну (сгорел в 1875 г.)
- Бешикташ Дворец
- Дворец Валиде Султана, Арнавуткёй
- Дворец Дефтердара Султана
- Дворец Адиле Султан , Кандилли (1876 г.)
- Эйюпа Дворцы-близнецы
- Дворец Салипазари
- Дворец Йылдыз
- Дворцы Фындыклы Джемиле и Мунире Султан (1856–1859 гг.)
- Измит Хюнкар Палас
- Прибрежный дворец Балталиманы
- Дворец Айналыкавак
- Особняк Эсмы Султан (1875 г.)
- Павильон Адиле Султан, Валидебаг (1853 г.)
- Липовый павильон (1849 г.)
- Павильон Кючуксу (Гёксу) (1857 г.)
- Мальта Киоск
- Киоск Султана Махмуда I
- Йешилкёй Хюнкар Киоск
- Старый киоск на острове Галатасарай
Религиозные здания
- Топхане Мечеть Нусретие (1823–26 гг.)
- Мечеть Ортакёй (1852–1854 гг.)
- Мечеть Долмабахче (Мечеть Безми Алем Валиде Султан; 1852–1854 гг.)
- Мечеть Аксарай Валиде (1871 г.)
- Армянская церковь Ускюдар Сурп Хач
- Кайсери Сурп Крикор Просветитель Армянская Церковь
- Армянская церковь Бешикташ Сурп Нишан (1834 г.)
- Ортакёй Сурп Асдвадзадзин (1824 г.) Армянская церковь
- Армянская церковь Куручешме Сурп Нишан
- Армянская церковь Бандырма
- Бейоглу Церковь Сурп Ерротутюн (1838 г.)
- Кумкапы Сурп Асдвадзадзин Патриаршая церковь
- Мавзолей султана Махмуда II (1840 г.)
- Мавзолей султана Абдулмеджита I.
- Мавзолей султана Абдулазиза
Общественные здания
- Стамбульский монетный двор
- Казармы Селимие (1800 г.)
- Казармы Давутпаша (1826–1827 гг.)
- Бейоглу Казармы
- Макка Арсенал
- Министерство войны
- Академия войны
- Дворцовая медицинская школа
- Академия изящных искусств
- Армянская начальная школа Бешикташа Макрухяна (1866 г.)
- Башня Беязит (1828 г.)
- Часовая башня Долмабахче (1895 г.)
- Часовая башня Нусретие (1848 г.)
- Плотина Нобби
- Действительная плотина
- Бешикташ-Акаретлер 138 таунхаусов (1874 г.)
- Армянская национальная больница Сурп Пргич (1827–1834)
Производственные мощности
- Зейтинбурнуский металлургический завод
- Измитская текстильная фабрика
- Текстильная фабрика Хереке (1843 г.)
- Бакыркёйская текстильная фабрика
- Бейкозский кожевенный завод
- Зейтинбурну (1874 г.) Пороховой завод
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Робинсон, Фрэнсис (1996). Кембриджская иллюстрированная история исламского мира . Издательство Кембриджского университета. стр.286; « В Стамбуле они были распространены в зданиях, спроектированных для османских султанов армянской семьей архитекторов Балян... »
- ^ «Преемственность и изменения в Стамбуле девятнадцатого века: султан Абдулазиз и дворец Бейлербейи», Филиз Енисехирлиоглу, Исламское искусство в XIX веке: традиции, инновации и эклектика , 65.
- ^ Преемственность и изменения в Стамбуле девятнадцатого века: Султан Абдулазиз и дворец Бейлербейи , Филиз Енисехирлиоглу, Исламское искусство в XIX веке: традиции, инновации и эклектика , изд. Дорис Беренс-Абусейф, Стивен Вернуа (Брилл, 2006), 65.
- ^ [1] Тюркский культурный фонд, Гарабед Амира Балян
- ^ Преемственность и изменения в Стамбуле девятнадцатого века: Султан Абдулазиз и дворец Бейлербейи , Филиз Енисехирлиоглу, Исламское искусство в XIX веке: традиции, инновации и эклектика , 65.
- ^ Налбандян, Луиза (1963). Армянское революционное движение; Развитие армянских политических партий в XIX веке (3-е предд.). Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 47 . ISBN 0520009142 .
- ^ Памукчиян, Кеворк (2003). Вклад в историю из армянских источников IV - Армяне с их биографиями . Стамбул: Издательство Арас. п. 97. ISBN 975-7265-54-5 .
- ^ «Красивая мечеть и темный период геноцида армян» . Независимый . 15 октября 2016 года . Проверено 26 января 2021 г.
- ^ [2] Турецкий культурный фонд
- Финкель, Кэролайн, Мечта Османа (Basic Books, 2005), 57: «Стамбул был принят в качестве официального названия города только в 1930 году…».
- Гёюнч, Неджат, Турецко-армянские культурные связи в Wayback Machine (архивировано 22 марта 2003 г.) (Национальное собрание Турции, дата не указана).