Династия Джалили
Аль Джалили | |
---|---|
Текущий регион | Мосул , Ирак |
Члены | Абдул Джалиль, Исмаил Паша аль-Джалили, Хусейн Паса аль-Джалили, Мухаммад-паша Джалили, Махмуд Бег аль-Джалили |
Семья аль-Джалили ( араб . الجليلي) — иракская семья, которая эффективно управляла городом Мосул в Ираке с 1726 по 1834 год, во время его интеграции в состав Османской империи . [1] Им приписывают вложение значительного капитала в религиозные учреждения. [2] и благотворительная деятельность, [3] а также принесло пользу системам патронажа и значительному росту культурной деятельности в столице в этот период. [4]
Семейное происхождение
[ редактировать ]Первый выдающийся Джалили, «Абдул Джалиль», был христианином, работавшим в доме паши в конце семнадцатого века. [5] К этому моменту семья уже прочно зарекомендовала себя как видная фигура в элите Мосула, оказывая как политическое, так и экономическое влияние:
Судя по всему, состояние семьи Джалили стало результатом их успешной деятельности в качестве торговцев зерном и подрядчиков. Благодаря своему богатству они успешно приобрели лидерство в янычарском корпусе, право на сбор определенных налогов, собственность в городе и деревне, благодарность правительства за помощь в победе в войне и продолжение союзов для доступа к местным ресурсам. [5]
Наряду с семьями аль-Умари и Тасин аль-Муфти, Джалили сформировали «городское мелкое и среднее дворянство и новую земельную элиту», которые приступили к вытеснению контроля со стороны предыдущих сельских племен. [6] Такие семьи продолжают утверждаться посредством частного предпринимательства, укрепляя свое влияние и активы за счет арендной платы за землю и налогов на городское и сельское производство. [6] Укрепление «мощной политической династии с молчаливого согласия центрального правительства Османской империи» [7] такие семьи, как Джалили, превратились в правящую элиту в рамках постепенно стратифицированной социальной иерархии, что привело к развитию все более эксклюзивных моделей размножения и происхождения. Вот как Гертруда Белл рассказала об одном из Джалили во время своего путешествия по Ираку в 1910 году:
Я долго сидел в гостевой комнате третьего знакомого, главы величайшей семьи Мосула. Его родословная настолько безупречна, что его сестрам приходится оставаться незамужними, поскольку Мосул не может предоставить мужа, равного им по рождению. Его предками были христиане, переселившиеся из Диябекра двести лет назад. Легенда гласит, что его предок-христианин вскоре после прибытия в Мосул вышел утром побриться, но когда он добрался до парикмахерской, та была заполнена мусульманами низшего происхождения, и цирюльник заставил его ждать, пока главы Верные были подстрижены. «Должен ли человек из моего дома ждать таких, как они?» - воскликнул он и тотчас же отрекся от вероучения рабов. [8]
Хотя правящий статус семьи Джалили был ограничен османами в 1834 году в связи с их размножением и интеграцией в элиту Маслави , семье все же удалось сохранить свое влияние как среди народа Маслави, так и в рамках центрального правительства Османской империи. К началу 20-го века британцы все еще считали Джалили «первой семьей в Мосуле», хотя теперь она «оставалась в стороне от политических и деловых кругов». [7]
Провинция Мосул
[ редактировать ]Развитие османского правления
[ редактировать ]Хотя технически Месопотамия была интегрирована в состав Османской империи с 1533 года, когда она была отобрана у Сефевидов во время Османско-сефевидской войны (1532–1555 гг.) , до завоевания Багдада в 1638 году во время Османско-сефевидской войны (1623–1639 гг.). город Мосул «все еще был простой крепостью, важной из-за своего стратегического положения в качестве наступательной платформы для османских кампаний в Ираке, а также оборонительной цитадели и мемориальной доски, охранявшей подступы к Анатолии и сирийскому побережью. после завоевания Багдада, лива Мосула стала независимой вилайей ». [9]
Несмотря на то, что Мосул был частью Османской империи, на протяжении четырех столетий османского правления Мосул считался «самым независимым районом» на Ближнем Востоке, следуя римской модели непрямого правления через местных знатных людей. [10] «Культура Мосули развивалась не по османско-турецкому пути, а по иракско-арабскому; и турецкий язык, официальный язык государства, определенно не был доминирующим языком в провинции». [4]
В соответствии со своим статусом политически стабильного торгового пути между Средиземноморьем и Персидским заливом, город значительно развивался в течение семнадцатого и начала восемнадцатого веков. Подобно развитию династии мамлюков в Багдаде , в это время «семья Джалили утвердилась в качестве бесспорного хозяина Мосула» и «помогала соединить Мосул с доосманским, дотуркманским , домонгольским , арабским культурное наследие, которое должно было помочь городу вернуть себе часть престижа и известности, которыми он пользовался во времена золотого правления Бадр ад-Дина Лу'лу» . [4]
Джалильские губернаторы
[ редактировать ]Назначаемый непосредственно султаном для контроля над управлением провинцией, роль губернатора была высшим правящим органом в Османском Мосуле . Губернатор был назначен в ранге паши и курировал обширную административную структуру, необходимую для обеспечения дальнейшего развития местных ресурсов и торговли, сбора налогов и обеспечения безопасности в Мосуле, а также в ключевых сельских районах и деревнях, окружающих столицу. . К середине девятнадцатого века губернатор отвечал за годовой бюджет в более чем четыре миллиона пиастров. [11]
Начиная с 1726 года с назначением Исмаила-паши Джалили (сына Абдул Джалиля), роль губернатора до 1834 года стала почти исключительно ролью Джалили, в том числе губернаторами:
- Исмаил Паша: стал первым губернатором Джалили и поставщиком продовольствия в 1726–1727 годах.
- 'Абдул Баки ибн 'Убайд Ага Джалили: губернатор 1785–1786 годов, наименее популярный из губернаторов Джалили. Происходил из ветви семьи Убайд-ага, которая была лидерами янычар.
- Фаттах Паша Джалили: глава семьи Джалили в 1769–1771 годах, выступавший против основного дома Хусейна Паши аль-Джалили.
- Хусейн Паша Джалили: впервые назначен на должность губернатора в 1730 году. После этого восстанавливался в должности семь раз, до 1757–1758 годов. Главный подрядчик на восточной границе.
- Садаллах-паша, сын Хусейна-паши: губернатор 1810-1812 гг. Паша, который получил свой пост, подкупив Халет Эфенди […].
- Хасан-паша, сын Хусейн-паши: губернатор 1818 г.
- Амин-паша Джалили: впервые назначен в 1752 году. Восстанавливался в должности пять раз до 1775 года. Служил на русском фронте во время [русско-турецкой войны 1768–1774 годов | турецко-русской войны 1768-74 годов].
- Мухаммад-паша Джалили, сын Амина-паши: его пребывание в должности в 1789–1806 годах было самым продолжительным непрерывным сроком пребывания в должности среди всех губернаторов Джалили.
- Сулейман-паша Джалили: первое пребывание на посту губернатора 1771–1775 гг. После этого переназначался трижды. Последнее пребывание в должности в 1786–1789 гг.
- 'Абд ар-Рахман-паша, сын Абдалла-бея: губернатор 1821-2 гг.
- Махмуд-паша, сын Мухаммад-паши: губернатор 1818-21 гг.
- Ахмад-паша, сын Сулеймана-паши: губернатор 1812–1817 и 1818–21 годов.
- Нуман-паша, сын Сулеймана-паши: губернатор 1806–1808 гг.
- Абд ар-Рахман-паша, сын Махмуда-паши: губернатор 1827–1828 гг. Застрелен повстанцами против правления Джалили.
- Мухаммад Амин-паша, сын Усман-бека Джалили: губернатор 1829 г. Успешно свергнут повстанцами и их лидером. Касим-паша, сын Хасана аль-Умари, затем стал губернатором.
- Яхья-паша, сын Ну'мана-паши: губернатор 1822-1827 гг. Его правление ознаменовало начало конца правления Джалили. В 1826 году часть населения города во главе с Касимом Умари восстала. [12] [13]
Османская централизация и конец провинции Джалили
[ редактировать ]В девятнадцатом веке османское правительство начало восстанавливать центральный контроль над своими отдаленными провинциями. Их целью было «восстановить османское законодательство и омолодить армию», а также возродить «надежную налоговую базу для правительства». [14] Из-за своего социального и экономического влияния, а также доверия, которое они завоевали среди местных избирателей как коренные правители Маслави , которые реинвестировали значительные богатства обратно в городские здания и более широкую инфраструктуру, Джалили и другие правящие элиты воспринимались центральным османским правительством «как угроза их интересам». Следовательно, центральное правительство Османской империи приступило к восстановлению своей власти, «нейтрализуя местные семьи, такие как Джалили и их класс». [15]
Чтобы наладить этот процесс нейтрализации, в 1834 году практика проведения публичных выборов на должность губернатора была отменена, и султан начал напрямую назначать новых губернаторов, не являющихся маславитами. В результате новые губернаторы «достигнут власти и легитимности не благодаря своим связям с жителями города или спонсорству городской жизни и местной экономики, а исключительно благодаря своим назначениям османским султаном». [15] Этот процесс начался в 1834 году с назначения Байрактара Мехмет-паши, который должен был править Мосулом в течение следующих четырех лет.
В соответствии с реинтеграцией в рамках правления центрального правительства Мосул должен был соответствовать новому законодательству Османской реформы, включая стандартизацию тарифных ставок, консолидацию внутренних налогов и интеграцию административного аппарата с центральным правительством. [16] Тем не менее, несмотря на попытки вернуть себе контроль над правительственным аппаратом Маслави, наиболее известные семьи города, такие как Джалили, по-прежнему сохраняли значительное влияние «не только в местных кругах, но и в аппарате центрального правительства». [17]
После правления Байрактара Мехмет-паши османское правительство (все еще желая ограничить влияние влиятельных местных семей) быстро сменяло друг друга, назначая ряд губернаторов, правивших «лишь на короткий период, прежде чем их отправили куда-то еще для управления, что сделало невозможным для того, чтобы любой из них достиг существенной базы местной власти». [18] Без этой властной базы такие паши оставались зависимыми от таких семей, как Джалили, которые «заступались за них» перед местными маслави, чтобы они могли выполнить «даже самые основные задачи по сбору налогов и обеспечению безопасности». [19] По иронии судьбы, в «одном из последних административных изменений эпохи реформ», когда марионеточное правление назначенных пашей уступило место прямому, централизованному правлению султана Абдул-Хамида II , депутаты, назначенные для осуществления османской юрисдикции, «снова происходили из традиционных элитных семей в город». [20]
Социально-культурные события в Джалили Мосул
[ редактировать ]Как заявил Перси Кемп , приход к власти Джалили в Мосуле привел к серьезному сдвигу в религии, политике и культуре столицы:
Защищая свое положение в качестве правителей и знатных людей, джалили вложили значительный капитал в религиозные институты, а в обществе, где религия, политика и культура часто сливаются воедино, система патронажа извлекла выгоду из формирования политической клиентуры. В Джалили-Мосуле культурная жизнь резко контрастировала с вакуумом, возникшим после монгольского вторжения , а ощущение цели и направления контрастировало с нерешительными, дезориентированными и фрагментированными культурными тенденциями второй половины девятнадцатого века. [2]
В эти инвестиции были включены «строительные проекты, строительство школ, мечетей, магазинов и большого хана, где торговцы могли бы жить [и] хранить свои товары». [11] Этот тип инвестиций предназначен не только для получения денег от арендной платы, но и для обозначения «приверженности семьи городу и его учреждениям». [18] не ограничивался Джалилисом. Между 1700 и 1834 годами несколько других известных семей, участвовавших в управлении Мосулом, вложили «большие состояния в общественное строительство, строительство мечетей, ханов, рынков, бань и школ [, …] построили по меньшей мере 390 новых магазинов [и] работали над созданием поддержки в города, а также продемонстрировать и узаконить свое огромное богатство путем создания новой инфраструктуры». [18]
Образование
[ редактировать ]Образование было краеугольным камнем для инвестиций в Джалили Мосул: более 20 школ предлагали «широкий спектр курсов, от толкования Корана до арифметики и от грамматики до астрономии». [21] Создание новых школ и мечетей, а также репутация педагогов расширили влияние и известность Мосула:
В Мосул и его школы приезжали курды из соседних городов и деревень, а также арабы из племен, проходящих через провинцию. Эти курды и арабы приехали в Мосул, чтобы остаться и стать частью культурной элиты. Престиж и репутация некоторых учителей Мосули (Хаддади, Рабтаки, Ваиз) также привлекали студентов и ученых из Дамаска , Алеппо , Багдада и других важных мест обучения. Они приехали в Мосул на некоторое время, а затем вернулись домой, обучаясь у шейха , которого изначально искали. [21]
Религия
[ редактировать ]В Джалили-Мосуле религия играла важную роль в образовании и служила важным ядром социальной напряженности. Мосул был населен представителями самых разных религий, на что указывают сами Джалили: исторически христианская семья, правившая от имени -мусульманина турецкого султана в преимущественно суннитском арабском городе. Мусульманские верования в Мосуле были глубоко укоренены в суфийской традиции:
Суфийская была еще одним ханка составным элементом этого профиля. Суфизм был фундаментальной частью религиозной, культурной и ментальной личности мосули , и практически все ученые люди, упомянутые в биографических словарях, были суфиями. Более того, в курдских горах существовали сильные суфийские традиции, и большинство курдов , приехавших и поселившихся в Мосуле, принесли с собой яркий суфийский опыт. [22]
В соответствии с этой традицией возникло фундаменталистское суфийское движение, которое затронуло как людей, так и правящую элиту, что привело к тому, что несколько видных деятелей (в том числе Усман-бей бен Сулейман-паша Джалили) публично подчеркнули свою суфийскую идентичность и призвали к «очищению религиозного опыта». подвергается нападкам со стороны многих злоупотреблений и суеверий, которые запятнали его имидж». [23]
Этот интеллектуальный климат иллюстрирует непростое положение суннитского арабского Мосула с сильной суфийской традицией, оказавшегося тогда в ловушке между религиозно схожим, но этнически и лингвистически различным османским повелителем, Персией , которая была столь же отчужденной в своих суннитских, как и в своих шиитских вариантах. и арабская, но ошеломляющая фундаменталистская суннитская Аравия . [23]
Культурное производство
[ редактировать ]Помимо религиозных трактатов, Джалили Мосул был домом для широкого обсуждения философии , истории и литературы , чтения и создания стихов , а также углубленного «изучения языка , филологии и литературной критики» , представленного в многочисленных коротких трактатах также . как и в энциклопедических трудах, посвященных аллегории , метафоре , метонимии , риторике , грамматике , синтаксису и т. д.». [24] К Джалили Мосулу можно отнести более 20 исторических произведений, в том числе «династические истории, летописные истории, биографические словари, агиографии , региональные истории и современные хроники ». [25]
В целом культурная деятельность сосредоточивалась вокруг двух ключевых направлений. Во-первых, это кофейни (их в Мосуле насчитывалось более 120), в которых лидеры янычар сидели и поддерживали связь с королевскими посланниками и элитными семьями, заключали политические союзы и заключали торговые контракты, а также читали стихи и мававил . [26] Во-вторых, и это самое главное, меджлис князя или знати, в котором «собирались друзья и клиенты, чтобы послушать стихи и музыку». [4] Действительно, на этом культурном фоне поэзия стала, безусловно, самым известным и распространенным литературным жанром:
Знаменитые люди, конечно же, непосредственно вдохновляли поэзию мадх, которая процветала в то время в Мосуле, и поощряли другие жанры, такие как мававил , ихвания , газель и хамрият, организуя поэтические конкурсы и присуждая различные призы. Поэзия в ее различных формах была важным средством общения – беседа, ораторские дуэли, переписка и т. д. – и служила индикатором для оценки местного политического климата, а также власти и престижа различных знатных людей. Эта поэзия тяготела и питалась меджлисами мулуков и аянов. [4]
Защита Мосула от Надир-шаха
[ редактировать ]В 1743 году силы Маслави , собранные, организованные и возглавляемые Хусейном-пашой аль-Джалили, отразили вторжение персидской армии Надир - шаха . Это событие было названо одним из самых важных событий в истории Ближнего Востока XVIII века. [27] не только из-за своего статуса единственного отступления, которое великий персидский завоеватель потерпел от рук своих противников-османов, но и из-за поражения, нанесенного не османской имперской армией под командованием османского генерала, а провинциальными войсками.
Вторжение было частью продолжающегося спора между османами и персами по поводу владения этой территорией, который простирался с момента первого завоевания османами Мосула в 1515 году. Хотя в 1555 году османы и Сефевиды подписали Зухабский (или Касрский) договор i Ширин) в 1639 году, мирное соглашение, основанное на признании легитимности империй друг друга, в 1732 году Надир-шах выдвинул новую инициативу по отвоеванию Ирака , что привело к четырем отдельным вторжениям между 1732 и 1743 годами. Успех Хусейн-паши аль-Джалили в отражении Надира Войска шаха в 1743 году помогли завершить эту инициативу. [28]
Известные члены семьи аль-Джалили
[ редактировать ]- Доктор Махмуд Бег аль-Джалили (1921-2011), соучредитель и первый президент Мосульского университета в 1967 году, первый ректор его медицинской школы и соавтор Единого англо-арабского медицинского словаря. [29] Махмуд аль-Джалили был первым арабом, получившим членство в Королевском колледже врачей . [30] После его смерти в 2011 году губернатор Мосула Атиль Абдулазиз Мохаммед Аль-Наджафи переименовал «Улицу Культуры», улицу, выходящую на Университет Мосула, в «Улицу Махмуда Джалили» в честь его вклада в университет и город. [31]
- Доктор Исмаил Кайдар Джалили (1947-2019). Офтальмохирург и первооткрыватель синдрома Джалили .
См. также
[ редактировать ]- Династия мамлюков Ирака , правители пашаликов Багдада , . Басры и Шахризора в этот период
- Страх
- Хронология Мосула
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Абдулла, Сабит А.Дж. Краткая история Ирака. Лондон: Пирсон Лонгман, 2003.
- Аль Джалили, Али Умар. Раудат аль-Ахбар в зикре Афрад аль-Ахьяр. MS Британской библиотеки, номер Add. 23311. (около 1820 г.). (Династическая история).
- Аль Джалили, Амин Умари (1738–1788). Манхал аль-Аулия ва машраб аль-асфия мин садат аль-Маусил аль-хадба. Под редакцией С. Дивахджи, 2 тома, Мосул, 1968. (Региональная история Мосула, заказанная Садаллахом Беем Джалили. Брат Амина)
- Аль Джалили, Усман (1721–1770). Рауд ан-Надир для тараджима фудала аль-аср. MS Британской библиотеки, номер Add. 18531. (Биографический словарь поэтов и удаба, посвященный Амин-паше Джалили)
- Аль Джалили, Ясин (1745- около 1820). 'Унван аш-Шараф. Магистр Библиотеки Школы восточных и африканских исследований, Лондон, номер 49780, приписывается Амину Умари. (Биографический словарь).
- Аль Джалили, Ясин. Гараиб аль-атар фи хавадис руб аль-карн ат-Талит ашар. Под редакцией С. Джалили, Мосул, 1940 г. (Местная хроника событий в Мосуле)
- Аль Джалили, Ясин. «Не хочу аль-айан фт-зикр таварих мулук аз-заман». Рукопись Государственной библиотеки, Берлин, номер 9484. (Труд по династической истории, охватывающий Османскую империю).
- Аль Джалили, Ясин. Ад-дурр аль-макнун фи 'ль-маасир аль-мадия мин аль-курун. MSS: MS Национальной библиотеки, Париж, номер Arabe 4949; MS Британской библиотеки, номер Add. 23312; Рукопись без названия Государственной библиотеки, Берлин, номер 9485. (Ежегодный труд османского периода).
- Аль Джалили, Ясин. Аль-атар аль-джалия фи '1- хавадис аль-ардия. MS Британской библиотеки, номер Ор. 6300. (Ежегодный труд Османского периода).
- Аль Джалили, Ясин. Без названия (фрагмент). Рукопись Государственной библиотеки, Берлин, номер 9486. (Ежегодный труд Османского периода).
- Батату, Ханна (Джон). Старые социальные классы и революционные движения Ирака; Исследование старых земельных и торговых классов Ирака, а также его коммунистов, баасистов и свободных офицеров . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1978.
- Дханун, Юсуф. Аль-Амаир ас-Сакания в Мадинат аль-Мусул . (Мосул: Office of Engineering Press, без даты), стр. 3-26. (Дханун описывает дом Мухаммада Амин-паши аль-Джалили, построенный в 1748 году).
- Фаттах, Хала и Касо, Фрэнк. Краткая история Ирака . Нью-Йорк: Факты в архиве, 2008.
- Кемп, Перси. «История и историография в Джалили Мосуле». Ближневосточные исследования . Том. 19, выпуск 3, июль 1983 г., стр. 345–376.
- Лонгригг, Стивен Хемсли. Четыре века современного Ирака . Оксфорд: Кларендон Пресс, 1925.
- Лонгригг, Стивен Хемсли. Ирак с 1900 по 1950 год; Политическая, социальная и экономическая история . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1953.
- Ньювенхейс, Том. Политика и общество в Ираке раннего Нового времени: мамлюки-паши, племенные шайки и местное правление между 1802 и 1831 годами. Исследования по социальной истории, № 6, Международный институт социальной истории, Амстердам (Гаага: Мартинус Нийхофф, 1982). Стр. 246.
- Кваерт, Дональд. Османская империя 1700-1922 гг . 2-е изд. Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 2005.
- Слаглетт, Питер. «Смена режима в Ираке от монголов до наших дней». Смена режима на Ближнем Востоке и в Египте: от Саргона Агадо до Саддама Хусейна . Эд. Гарриет Кроуфорд . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2007. стр. 203–222.
- Трип, Чарльз. История Ирака . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- Умари, Амин. Манхал аль-Аулия , Ред. С. Диваджи. Мосул, 1968 год.
- Умари, Ясин. Ад-дурр аль-макнун . Магистр Национальной библиотеки, Париж. Нет. Арабский 4949.
- «Вакфия Ахмада Паши аль-Джалили, 1233 г. хиджры / 1817 г. н.э.». Район аль-Вукаф провинции Ниневия.
- «Вакфия Ахмада Паши аль-Джалили, 1215 г. хиджры / 1800 г. н.э.». Район аль-Вукаф провинции Ниневия.
- Зилфи, Мэдлин К. Женщины в Османской империи: женщины Ближнего Востока в эпоху раннего Нового времени . Лейден; Нью-Йорк; Кёльн: Брилл, 1997.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аль-Тикрити (2007) , с. 204
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1981) , с. 310
- ^ Аль-Тикрити (2007) , с. 205
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кемп (1983) , с. 203
- ^ Перейти обратно: а б Шилдс (2000) , с. 30
- ^ Перейти обратно: а б Хури (1997) , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б Шилдс (2000) , с. 31
- ^ Белл (1910) , с. 254
- ^ Кемп (1983) , с. 202
- ^ Аль-Тикрити (2007) , стр. 203–204
- ^ Перейти обратно: а б Шилдс (2000) , с. 28
- ^ Хури (1997) , с. 74
- ^ Генеалогии семей Джалили и Умари основаны на Кемпе (1979) .
- ^ Шилдс (2000) , стр. 24–26.
- ^ Перейти обратно: а б Шилдс (2000) , стр. 28–29.
- ^ Шилдс (2000) , с. 26
- ^ Шилдс (2000) , с. 28, 31
- ^ Перейти обратно: а б с Шилдс (2000) , с. 29
- ^ Шилдс (2000) , стр. 29–30.
- ^ Шилдс (2000) , с. 27
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1983) , с. 204
- ^ Кемп (1983) , с. 205
- ^ Перейти обратно: а б Кемп (1983) , с. 211
- ^ Кемп (1983) , с. 207
- ^ Кемп (1983) , с. 208
- ^ Кемп (1983) , с. 206
- ^ Олсон (1975)
- ^ Аль-Тикрити (2007) , с. 202
- ^ Ибрагим Халил Аль-Аллаф. «Некролог» . Университет Мосула . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 19 декабря 2011 г.
- ^ http://www.iraqpf.com/showthread.php?t=218575 . [По состоянию на понедельник, 19 декабря 2011 г.].
- ^ http://www.iraqhurr.org/content/article/24403653.html . [По состоянию на понедельник, 19 декабря 2011 г.].
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Тикрити, Набиль (2007). «Османский Ирак». Журнал Исторического общества . VII (2): 201–212. дои : 10.1111/j.1540-5923.2007.00214.x .
- Белл, Гертруда (1910). Амурат – Амурат Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: EP Dutton & Co..
- Кемп, Перси (1979). Мосул и историки Мосули в эпоху Джалили ( докторская диссертация). Оксфордский университет.
- Кемп, Перси (1981). «Мосульские очерки истории Османской империи». Ближневосточные исследования . 17 (3): 310–333. дои : 10.1080/00263208108700475 . JSTOR 4282840 . (Анализ истории Османской империи на основе исторических текстов, написанных Али Умари, Амином Умари, Усманом и Ясином Аль Джалили).
- Кемп, Перси (1983). «Сила и знания в Джалили Мосул». Ближневосточные исследования . 19 (2): 201–212. дои : 10.1080/00263208308700543 . JSTOR 4282936 .
- Хури, Дина Ризк (1997). Государство и провинциальное общество в Османской империи: Мосул, 1540–1834 гг . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж: Издательство Кембриджского университета .
- Олсон, Роберт В. (1975). Осада Мосула и османско-персидские отношения 1718-1743 гг . Уральско-алтайская серия. Том. 124. Индиана: Публикации Университета Индианы.
- Шилдс, Сара Д. (2000). Мосул до Ирака; Как пчелы, строящие пятигранные ячейки . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка.