Jump to content

Династия Харфушей

Харфуш
Семья Харфуш
Флаг династии Харфушей [1]
Страна Долина Бекаа и Сидон-Бейрут Санджак кратко, Османская империя
Основан 15 век ( Бекаа )
Основатель Ибн Харфуш
Последний правитель Ахмед
Растворение 1865

Династия Харфуш (или Арфуш, Харфуш, Арфуш, или чаще всего пишется династия Харфуш, все это различные транскрипции одной и той же арабской фамилии حرفوش ) была династией, произошедшей от племени Хузаа , которая помогла во время правления Мухаммеда , в завоевании Сирии . Харфуши считаются самой известной шиитской группой в истории Ливана османского периода . [2] когда они контролировали район Баальбека и несколько частей долины Бекаа . Их шиитское происхождение было основным фактором соперничества между Харфушами и ливанской семьей друзов Маан . [ нужна ссылка ]

Шиитские деятели, такие как харфушские эмиры Баальбека и долины Бекаа, были одними из самых востребованных местных посредников Османского государства. Позже к власти пришли Хамады. Они осуществляли контроль над многочисленными налоговыми фермами в сельской местности Триполи в семнадцатом веке через сложные отношения как с османскими государственными властями, так и с местными нешиитскими общинами. [3] И Харфуш, и Хамада принадлежали к шиитскому исламу в Ливане , эмират Харфуш в долине Бекаа и Хамады в горах Ливана бросили вызов территориальному расширению и власти друзовского эмирата Шуф. В отличие от друзов, шиитских эмиров регулярно осуждали за их религиозную принадлежность и преследовали в соответствии с Эбу-Сууда определением ( Кызылбаш ) еретиков. [4]

Харфуши были верховной в регионе династией с ранних мамлюкских времен и даже служили покровителями местных шиитских святынь и ученых. Таким образом, для османов они всегда были ведущими кандидатами на местные финансовые и политические посты, в том числе на пост военного губернатора субпровинции Хомс, на который они были назначены, чтобы частично компенсировать влияние все более гегемонистского эмирата друзов. [5]

Пятнадцатый век

[ редактировать ]

Покойный мамлюкский историк Ибн Таук идентифицирует Ибн Харфуша как мукаддама антиливанских горных деревень аль-Джеббех и Ассаль аль-Вард еще в 1483 году. Позже Ибн аль-Химси и Ибн Тулун упоминают одного из них как заместителя (наиб ) Баальбека в 1498 году. Безымянный Ибн Харфуш появляется в османских архивных источниках еще в 1516 году, когда он и несколько других местных знатных людей подписали письмо с предложением подчинения султану Селиму I , но был казнен в 1518 году Джанбирди аль-Газали как бунтарь. [6]

Шестнадцатый век

[ редактировать ]

Больше нет никаких сведений о возможном участии Мусы Харфуша в йеменской кампании (которая на самом деле была направлена ​​против сил зайдитского шиитского имама), и в последующие годы Харфуши будут назначены санкак-бегами Хомса , и Тадмура а не Сидона. . По крайней мере, его избрание возглавить вспомогательное подразделение племени в обмен на официальное губернаторство в 1568 году, более чем за двадцать лет до того, как семья Маан получила свой эмирский титул, указывает как на возможности, так и на пределы предоставления шиитам избирательных прав под властью Османской империи. Правило: прогрессивная монетаризация провинциального правительства и приватизация военной мощи в конце XVI века создали контекст, в котором неВожди суннитских племен были жизнеспособными, даже идеальными кандидатами на местные налоговые и полицейские льготы, аккредитованные государством и интегрированные в имперскую военно-административную иерархию. Однако их успех будет также зависеть от их способности удерживать власть на местном уровне, преодолевать свою узкую местническую базу, увеличивать доходы и извлекать выгоду из меняющейся экономической ситуации в западной Сирии. Эмиры Харфуша были одними из первых в регионе, которых кооптировало Османское государство, но в конечном итоге они не выдержали конкуренции с другими местными силами. [7]

Превращение Сидон-Бейрута в беглербеглик

[ редактировать ]

Как и везде в империи, административные единицы, такие как санчаки , эялеты и налоговые фермы, не были четко разграничены, но могли быть реорганизованы в соответствии с потребностями правительства или личной значимостью правопреемника. Османы на короткое время подумывали о превращении Сидон-Бейрута в беглербеглик под командованием Али Харфуша в 1585 году; начиная с 1590 года Фахр ад-Дин Ман и его сыновья в течение многих лет владели Сафадом , а затем Сидон-Бейрутом в качестве санкак-бегов. [8]

Семнадцатый век

[ редактировать ]

Битва при Анджаре

[ редактировать ]

Лидер Харфуша эмир Юнус аль-Харфуш находился в конфликте с ливанским лордом друзов Фахром ад-Дином в начале 1600-х годов из-за этого конфликта Фахр ад-Дин решил уйти в долину Бекаа. Династия Харфушей хотела захватить королевство семьи Маан во время изгнания Фахр ад-Дина. У Юнуса был союзник Мустафа-паша, который был губернатором Дамаска . Юнус и Паша хотели отобрать санджак Сафада у Фахр ад-Дина. Фахр ад-Дин вернулся из Италии и двинулся через Бекаа. Он захватил Мустафа-пашу и победил эмира Харфуша. [ нужна ссылка ] [ когда? ]

Долину Бекаа до и после битвы при Анджаре можно получить из недавно найденногоопубликован реестр назначений илтизама в провинции Дамаск. Охватывая период с 1616 по 1635 год, реестр, среди прочего, предоставляет документальные свидетельства растущей маргинализации Харфушей, а также возвышения шихабов Вади-Тайма в качестве новых претендентов на государственные налоговые фермы в регионе.Например, начиная с 1618 года, примерно во время возвращения Фахр ад-Дина из Тосканы, Юнус Харфуш оказался под давлением, чтобы он отказался от доходов, обычно причитавшихся эмину Баальбека из деревни Айта, в честь муфтия Дамаска (уроженца из Айты) подал прошение о выделении его для себя в предполагаемых интересах возрождения и заселения этой территории. Даже в последующие годы, после того как Харфуши вернули контроль над Бекаа у Манов и муфтий был давно мертв, деревня оставалась формально исключенной из их владений.Регистр также проливает свет на административный контекст фитны (раздора) между Харфушами и Манами в 1623–1624 годах. Это подтверждает утверждения местных летописцев о том, что Фахр ад-Дин предложил послать султану 100 000 золотых монет в обмен на налоговую льготу в Баальбеке, но ставит под сомнение представление о том, что губернатор Дамаска просто «не обратил внимания» на это предложение или проигнорировал требования Блистательной Порты. приказывает ввести его в должность. Предложение Фахр ад-Дина было встречено Юнусом, и илтизам был повторно подтвержден его сыну Али Харфушу кадами Дамаска и Баальбека сразу после битвы при Анджаре. [9]

Один из их известных ученых

[ редактировать ]

В османский период был по крайней мере один учёный-имамит из Бекаа по имени Харфуш:Мухаммад ибн Али аль-Харфуши (умер в 1649 г.), суконщик, грамматист и поэт из Карак-Нуха , по-видимому, подвергся преследованиям за рафд в Дамаске, а затем переехал в Иран, где получил официальную государственную должность. [6]

восемнадцатый век

[ редактировать ]

Битва при Айн-Даре и роль эмира Харфуша

[ редактировать ]

Похоже, что Харфуши снова взяли под свой контроль Баальбек к 1702 году, когда местные источники указывают, что христианский шейх Акуры в Ливане поступил на службу к эмиру Хусейну (Харфушу) в качестве языджи , или секретаря, из-за своих турецких навыков. Согласно отчетам французского консульства, в 1711 году Хусейн Харфуш предоставил убежище Хайдару Шихаби, а затем предоставил 2500 солдат, чтобы помочь ему уничтожить своих соперников-друзов в битве при Айн-Дара и утвердиться в качестве единственного эмира Шуфа. как ни странно, он не упоминается ни в ХА аш-Шихаби, ни в каких-либо других хрониках того периода. [10]

Поддержка шиитов Горного Ливана

[ редактировать ]

Османский придворный историк Рашид (ум. 1735) в своем официальном отчете описывает несколько важных событий (но не упоминает о зверствах, совершенных против жителей деревни-шиитов). Хамады, которых поддерживали Авжан и Харфуш , попали в сильный снегопад при бегстве в сторону Баальбека. По оценкам, погибло 150 человек. Только хазины теперь предотвратили массовую резню выживших, лицемерно заявив, что у них нет разрешения от Маана покинуть провинцию Триполи, и направили имперские силы в другое место. Тем не менее, Али-паша не был удовлетворен. Началась охота на Хамадов и их сообщников, как шиитов, так и других. Бесчисленные деревни были сожжены, женщины порабощены, а отрубленные головы возвращены в Триполи. В конце августа он послал во Фтух еще одну армию, чтобы разграбить фермы. Во время попытки вернуть некоторых из своих животных Хусейн ибн Сирхан, его двоюродный брат Хасан Диб и несколько товарищей были пойманы и убиты. [11] В конце октября, когда Абд аль-Гани ан-Набулуси посетил Триполи, Али-паша все еще отсутствовал, «сражаясь с упорными еретиками, фракцией Хамады». [12] [13]

Тесный союз с православными

[ редактировать ]

Как и Хамады, эмиры Харфуша неоднократно участвовали в выборе церковных чиновников и управлении местными монастырями. Традиция гласит, что многие христиане покинули регион Баальбек в восемнадцатом веке и перебрались в новый, более безопасный город Захле из-за притеснений и жадности Харфушей, но более критические исследования поставили под сомнение эту интерпретацию, указав, чтоХарфуши были тесно связаны с ортодоксальной семьей Малуф из Захле (где Мустафа Харфуш укрылся несколько лет спустя), что показало, что грабежи с разных сторон, а также растущая коммерческая привлекательность Зале стали причиной упадка Баальбека в восемнадцатом веке. Репрессии не всегда были направлены против христианской общины как таковой. Например, шиитская семья Усайранов, как сообщается, также покинула Баальбек в этот период, чтобы избежать экспроприации со стороны Харфушей, зарекомендовав себя как одно из ведущих торговых семейств Сидона, а позже даже выступив в качестве консулов ​​Ирана. [14]

Осада чисел
[ редактировать ]

Современный христианский историк говорит об осаде Захле в 1841 году:«Харфуши отдали должное не только Захле, но и всем христианам в Ливане. Христиане были бы унижены, если бы они проиграли битву (Захле) против Дурузов, которые (Дурузы) ранее выиграли битву в Дейр Аль. Камар» (Гарфуши поддержали христиан и разгромили Дурузов на поле битвы при Захле). [15]

В 1865 году османское правительство приказало отправить последних эмиров Харфуша в Эдирне в Турции для изгнания; [6] позже большинство из них вернулись в Баальбек, но другие не смогли и остались в Стамбуле; впоследствии эмир Ахмад бин Мохамад бин Султан Эль-Арфуш был переведен в Каир . [16]

Последствия исчезновения эмирата Харфуш

[ редактировать ]

Внезапное исчезновение эмирата Харфуш оставило шиитскую общину Баальбека лишенной какого-либо древнего местного социального лидерства, что сделало его гораздо более вероятным местом для возникновения вдохновленных иностранцами идеологических массовых движений, таких как коммунизм, насеризм и «Хизб Аллах» в бурном Ливане 20-го века. [17]

Сегодня Аль-Арфушу по-прежнему принадлежат большие акры земли в Баальбеке, в их памяти осталось главное кладбище Баальбека и две деревни: деревня Арфуш и деревня Мра эль-Арфуш. [ нужна ссылка ] Имя Юнуса аль-Арфуша также выгравировано на старейшей мечети города Баальбека . В настоящее время в городе ее чаще называют семьей Аль-Арфуша, а не династией Арфуша. Однако в местных семьях беккаа по-прежнему высоко ценят Аль-Арфуша как героического защитника региона и его народа.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Неме, Джозеф; Неме, Адонис (1995). Le Drapeau Libanais: Travers les Siècles . Дейр аль-Камар. п. 20. Семья Харфушей и шиитские принцы выбрали своим флагом зеленый цвет, который был эмблемой шиитских последователей Имама Али — зятя Пророка .] {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  2. ^ Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН  978-0-521-76584-8 . Харфуши, несомненно, являются самой известной шиитской группой в истории Ливана османского периода. В результате своего раннего соперничества с эмирами друзов Ман, их постоянного взаимодействия с христианскими общинами в Бекаа и, наконец, их подчинения эмирату Шихаби, Харфуши добились высокого положения в повествовательных хрониках того времени, а их правление над Баальбеком и частями Бекаа, от неясного происхождения до их упадка после гражданской войны 1860 года, описано в многочисленных монографических исследованиях.
  3. ^ Зима, 2010, с. 5 (Аргумент).
  4. ^ Зима, 2010, стр. 31 , 32.
  5. Шиитские эмираты Османской Сирии (середина 17 – середина 18 веков), Стефан Гельмут Винтер , Чикагский университет, Чикаго, Иллинойс, август 2002 г., стр. 15.
  6. ^ Jump up to: а б с Зима, 2010, с. 46
  7. ^ Зима, 2010, с. 43
  8. ^ Зима, 2010, 120.
  9. ^ Зима, 2010, стр. 53 , 54.
  10. ^ Зима, 2010, с. 148
  11. ^ Ибн Нуджайм, «Нубда», стр. 817-818.
  12. ^ Archivum Ottomanicum, под редакцией Дьёрдя Хазаи 18 (2000), страницы 215 и 216.
  13. ^ Абд аль-Гани ан-Набулуси (ум. 1731), аль-Хакика ва-'л-Муджаз фи Рихла Билад аль-Шам ва-Мишр ва-'л-Хиджаз, изд. Рияд Абд аль-Хамид Мурад (Дамаск: Дар аль-Марифа, 1989), 202, 226.
  14. Зима, 2010, 166.
  15. ^ Хосер аль литам аан Накабат аш Шам, Макариос, стр. 13.
  16. ^ Саадун Хамада, история шиитов в Ливане, том I, издание 2013 г., стр. 371.
  17. ^ Шиитские эмираты Османской Сирии (середина 17-середины 18 веков), Стефан Гельмут Винтер, Чикагский университет, Чикаго, Иллинойс, август 2002 г., стр. 236.

Источники

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8bd6c58ce2be4d1016866205fdd1702f__1721170860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/2f/8bd6c58ce2be4d1016866205fdd1702f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harfush dynasty - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)