Династия Харфушей
Харфуш Семья Харфуш | |
---|---|
![]() Флаг династии Харфушей [1] | |
Страна | Долина Бекаа и Сидон-Бейрут Санджак кратко, Османская империя |
Основан | 15 век ( Бекаа ) |
Основатель | Ибн Харфуш |
Последний правитель | Ахмед |
Растворение | 1865 |
Исторические арабские государства и династии |
---|
![]() |
Династия Харфуш (или Арфуш, Харфуш, Арфуш, или чаще всего пишется династия Харфуш, все это различные транскрипции одной и той же арабской фамилии حرفوش ) была династией, произошедшей от племени Хузаа , которая помогла во время правления Мухаммеда , в завоевании Сирии . Харфуши считаются самой известной шиитской группой в истории Ливана османского периода . [2] когда они контролировали район Баальбека и несколько частей долины Бекаа . Их шиитское происхождение было основным фактором соперничества между Харфушами и ливанской семьей друзов Маан . [ нужна ссылка ]
Шиитские деятели, такие как харфушские эмиры Баальбека и долины Бекаа, были одними из самых востребованных местных посредников Османского государства. Позже к власти пришли Хамады. Они осуществляли контроль над многочисленными налоговыми фермами в сельской местности Триполи в семнадцатом веке через сложные отношения как с османскими государственными властями, так и с местными нешиитскими общинами. [3] И Харфуш, и Хамада принадлежали к шиитскому исламу в Ливане , эмират Харфуш в долине Бекаа и Хамады в горах Ливана бросили вызов территориальному расширению и власти друзовского эмирата Шуф. В отличие от друзов, шиитских эмиров регулярно осуждали за их религиозную принадлежность и преследовали в соответствии с Эбу-Сууда определением ( Кызылбаш ) еретиков. [4]
Харфуши были верховной в регионе династией с ранних мамлюкских времен и даже служили покровителями местных шиитских святынь и ученых. Таким образом, для османов они всегда были ведущими кандидатами на местные финансовые и политические посты, в том числе на пост военного губернатора субпровинции Хомс, на который они были назначены, чтобы частично компенсировать влияние все более гегемонистского эмирата друзов. [5]
История
[ редактировать ]Пятнадцатый век
[ редактировать ]Покойный мамлюкский историк Ибн Таук идентифицирует Ибн Харфуша как мукаддама антиливанских горных деревень аль-Джеббех и Ассаль аль-Вард еще в 1483 году. Позже Ибн аль-Химси и Ибн Тулун упоминают одного из них как заместителя (наиб ) Баальбека в 1498 году. Безымянный Ибн Харфуш появляется в османских архивных источниках еще в 1516 году, когда он и несколько других местных знатных людей подписали письмо с предложением подчинения султану Селиму I , но был казнен в 1518 году Джанбирди аль-Газали как бунтарь. [6]
Шестнадцатый век
[ редактировать ]Больше нет никаких сведений о возможном участии Мусы Харфуша в йеменской кампании (которая на самом деле была направлена против сил зайдитского шиитского имама), и в последующие годы Харфуши будут назначены санкак-бегами Хомса , и Тадмура а не Сидона. . По крайней мере, его избрание возглавить вспомогательное подразделение племени в обмен на официальное губернаторство в 1568 году, более чем за двадцать лет до того, как семья Маан получила свой эмирский титул, указывает как на возможности, так и на пределы предоставления шиитам избирательных прав под властью Османской империи. Правило: прогрессивная монетаризация провинциального правительства и приватизация военной мощи в конце XVI века создали контекст, в котором неВожди суннитских племен были жизнеспособными, даже идеальными кандидатами на местные налоговые и полицейские льготы, аккредитованные государством и интегрированные в имперскую военно-административную иерархию. Однако их успех будет также зависеть от их способности удерживать власть на местном уровне, преодолевать свою узкую местническую базу, увеличивать доходы и извлекать выгоду из меняющейся экономической ситуации в западной Сирии. Эмиры Харфуша были одними из первых в регионе, которых кооптировало Османское государство, но в конечном итоге они не выдержали конкуренции с другими местными силами. [7]
Превращение Сидон-Бейрута в беглербеглик
[ редактировать ]Как и везде в империи, административные единицы, такие как санчаки , эялеты и налоговые фермы, не были четко разграничены, но могли быть реорганизованы в соответствии с потребностями правительства или личной значимостью правопреемника. Османы на короткое время подумывали о превращении Сидон-Бейрута в беглербеглик под командованием Али Харфуша в 1585 году; начиная с 1590 года Фахр ад-Дин Ман и его сыновья в течение многих лет владели Сафадом , а затем Сидон-Бейрутом в качестве санкак-бегов. [8]
Семнадцатый век
[ редактировать ]Битва при Анджаре
[ редактировать ]Лидер Харфуша эмир Юнус аль-Харфуш находился в конфликте с ливанским лордом друзов Фахром ад-Дином в начале 1600-х годов из-за этого конфликта Фахр ад-Дин решил уйти в долину Бекаа. Династия Харфушей хотела захватить королевство семьи Маан во время изгнания Фахр ад-Дина. У Юнуса был союзник Мустафа-паша, который был губернатором Дамаска . Юнус и Паша хотели отобрать санджак Сафада у Фахр ад-Дина. Фахр ад-Дин вернулся из Италии и двинулся через Бекаа. Он захватил Мустафа-пашу и победил эмира Харфуша. [ нужна ссылка ] [ когда? ]
Долину Бекаа до и после битвы при Анджаре можно получить из недавно найденногоопубликован реестр назначений илтизама в провинции Дамаск. Охватывая период с 1616 по 1635 год, реестр, среди прочего, предоставляет документальные свидетельства растущей маргинализации Харфушей, а также возвышения шихабов Вади-Тайма в качестве новых претендентов на государственные налоговые фермы в регионе.Например, начиная с 1618 года, примерно во время возвращения Фахр ад-Дина из Тосканы, Юнус Харфуш оказался под давлением, чтобы он отказался от доходов, обычно причитавшихся эмину Баальбека из деревни Айта, в честь муфтия Дамаска (уроженца из Айты) подал прошение о выделении его для себя в предполагаемых интересах возрождения и заселения этой территории. Даже в последующие годы, после того как Харфуши вернули контроль над Бекаа у Манов и муфтий был давно мертв, деревня оставалась формально исключенной из их владений.Регистр также проливает свет на административный контекст фитны (раздора) между Харфушами и Манами в 1623–1624 годах. Это подтверждает утверждения местных летописцев о том, что Фахр ад-Дин предложил послать султану 100 000 золотых монет в обмен на налоговую льготу в Баальбеке, но ставит под сомнение представление о том, что губернатор Дамаска просто «не обратил внимания» на это предложение или проигнорировал требования Блистательной Порты. приказывает ввести его в должность. Предложение Фахр ад-Дина было встречено Юнусом, и илтизам был повторно подтвержден его сыну Али Харфушу кадами Дамаска и Баальбека сразу после битвы при Анджаре. [9]
Один из их известных ученых
[ редактировать ]В османский период был по крайней мере один учёный-имамит из Бекаа по имени Харфуш:Мухаммад ибн Али аль-Харфуши (умер в 1649 г.), суконщик, грамматист и поэт из Карак-Нуха , по-видимому, подвергся преследованиям за рафд в Дамаске, а затем переехал в Иран, где получил официальную государственную должность. [6]
восемнадцатый век
[ редактировать ]Битва при Айн-Даре и роль эмира Харфуша
[ редактировать ]Похоже, что Харфуши снова взяли под свой контроль Баальбек к 1702 году, когда местные источники указывают, что христианский шейх Акуры в Ливане поступил на службу к эмиру Хусейну (Харфушу) в качестве языджи , или секретаря, из-за своих турецких навыков. Согласно отчетам французского консульства, в 1711 году Хусейн Харфуш предоставил убежище Хайдару Шихаби, а затем предоставил 2500 солдат, чтобы помочь ему уничтожить своих соперников-друзов в битве при Айн-Дара и утвердиться в качестве единственного эмира Шуфа. как ни странно, он не упоминается ни в ХА аш-Шихаби, ни в каких-либо других хрониках того периода. [10]
Поддержка шиитов Горного Ливана
[ редактировать ]Османский придворный историк Рашид (ум. 1735) в своем официальном отчете описывает несколько важных событий (но не упоминает о зверствах, совершенных против жителей деревни-шиитов). Хамады, которых поддерживали Авжан и Харфуш , попали в сильный снегопад при бегстве в сторону Баальбека. По оценкам, погибло 150 человек. Только хазины теперь предотвратили массовую резню выживших, лицемерно заявив, что у них нет разрешения от Маана покинуть провинцию Триполи, и направили имперские силы в другое место. Тем не менее, Али-паша не был удовлетворен. Началась охота на Хамадов и их сообщников, как шиитов, так и других. Бесчисленные деревни были сожжены, женщины порабощены, а отрубленные головы возвращены в Триполи. В конце августа он послал во Фтух еще одну армию, чтобы разграбить фермы. Во время попытки вернуть некоторых из своих животных Хусейн ибн Сирхан, его двоюродный брат Хасан Диб и несколько товарищей были пойманы и убиты. [11] В конце октября, когда Абд аль-Гани ан-Набулуси посетил Триполи, Али-паша все еще отсутствовал, «сражаясь с упорными еретиками, фракцией Хамады». [12] [13]
Тесный союз с православными
[ редактировать ]Как и Хамады, эмиры Харфуша неоднократно участвовали в выборе церковных чиновников и управлении местными монастырями. Традиция гласит, что многие христиане покинули регион Баальбек в восемнадцатом веке и перебрались в новый, более безопасный город Захле из-за притеснений и жадности Харфушей, но более критические исследования поставили под сомнение эту интерпретацию, указав, чтоХарфуши были тесно связаны с ортодоксальной семьей Малуф из Захле (где Мустафа Харфуш укрылся несколько лет спустя), что показало, что грабежи с разных сторон, а также растущая коммерческая привлекательность Зале стали причиной упадка Баальбека в восемнадцатом веке. Репрессии не всегда были направлены против христианской общины как таковой. Например, шиитская семья Усайранов, как сообщается, также покинула Баальбек в этот период, чтобы избежать экспроприации со стороны Харфушей, зарекомендовав себя как одно из ведущих торговых семейств Сидона, а позже даже выступив в качестве консулов Ирана. [14]
Осада чисел
[ редактировать ]Современный христианский историк говорит об осаде Захле в 1841 году:«Харфуши отдали должное не только Захле, но и всем христианам в Ливане. Христиане были бы унижены, если бы они проиграли битву (Захле) против Дурузов, которые (Дурузы) ранее выиграли битву в Дейр Аль. Камар» (Гарфуши поддержали христиан и разгромили Дурузов на поле битвы при Захле). [15]
Конец
[ редактировать ]В 1865 году османское правительство приказало отправить последних эмиров Харфуша в Эдирне в Турции для изгнания; [6] позже большинство из них вернулись в Баальбек, но другие не смогли и остались в Стамбуле; впоследствии эмир Ахмад бин Мохамад бин Султан Эль-Арфуш был переведен в Каир . [16]
Последствия исчезновения эмирата Харфуш
[ редактировать ]Внезапное исчезновение эмирата Харфуш оставило шиитскую общину Баальбека лишенной какого-либо древнего местного социального лидерства, что сделало его гораздо более вероятным местом для возникновения вдохновленных иностранцами идеологических массовых движений, таких как коммунизм, насеризм и «Хизб Аллах» в бурном Ливане 20-го века. [17]
Подарок
[ редактировать ]Сегодня Аль-Арфушу по-прежнему принадлежат большие акры земли в Баальбеке, в их памяти осталось главное кладбище Баальбека и две деревни: деревня Арфуш и деревня Мра эль-Арфуш. [ нужна ссылка ] Имя Юнуса аль-Арфуша также выгравировано на старейшей мечети города Баальбека . В настоящее время в городе ее чаще называют семьей Аль-Арфуша, а не династией Арфуша. Однако в местных семьях беккаа по-прежнему высоко ценят Аль-Арфуша как героического защитника региона и его народа.
См. также
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]- Официальный османский документ об отставке лемира Ахмада Арфуша.
- Официальный османский документ об отставке лемира Мухайбера Арфуша.
- Проверка банковского кредита в Средиземноморье по заказу Фадаа Арфуша.
- Письмо за подписью принца Ахмада Арфуша, адресованное Хабибу-паше Эль-Сааду.
- Древний город Баальбек. Цветная литография в Святой Земле, Сирии, Идумеи, Аравии, Египте и Нубии по картине Дэвида Робертса.
- Киперта 1856 года. Карта Ливана
- Эмир Алли Харфуш из Баальбека, 1896 год.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Неме, Джозеф; Неме, Адонис (1995). Le Drapeau Libanais: Travers les Siècles . Дейр аль-Камар. п. 20.
Семья Харфушей и шиитские принцы выбрали своим флагом зеленый цвет, который был эмблемой шиитских последователей Имама Али — зятя Пророка .]
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Зима, Стефан (2010). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Кембриджские исследования исламской цивилизации. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 45. ИСБН 978-0-521-76584-8 .
Харфуши, несомненно, являются самой известной шиитской группой в истории Ливана османского периода. В результате своего раннего соперничества с эмирами друзов Ман, их постоянного взаимодействия с христианскими общинами в Бекаа и, наконец, их подчинения эмирату Шихаби, Харфуши добились высокого положения в повествовательных хрониках того времени, а их правление над Баальбеком и частями Бекаа, от неясного происхождения до их упадка после гражданской войны 1860 года, описано в многочисленных монографических исследованиях.
- ^ Зима, 2010, с. 5 (Аргумент).
- ^ Зима, 2010, стр. 31 , 32.
- ↑ Шиитские эмираты Османской Сирии (середина 17 – середина 18 веков), Стефан Гельмут Винтер , Чикагский университет, Чикаго, Иллинойс, август 2002 г., стр. 15.
- ^ Jump up to: а б с Зима, 2010, с. 46
- ^ Зима, 2010, с. 43
- ^ Зима, 2010, 120.
- ^ Зима, 2010, стр. 53 , 54.
- ^ Зима, 2010, с. 148
- ^ Ибн Нуджайм, «Нубда», стр. 817-818.
- ^ Archivum Ottomanicum, под редакцией Дьёрдя Хазаи 18 (2000), страницы 215 и 216.
- ^ Абд аль-Гани ан-Набулуси (ум. 1731), аль-Хакика ва-'л-Муджаз фи Рихла Билад аль-Шам ва-Мишр ва-'л-Хиджаз, изд. Рияд Абд аль-Хамид Мурад (Дамаск: Дар аль-Марифа, 1989), 202, 226.
- ↑ Зима, 2010, 166.
- ^ Хосер аль литам аан Накабат аш Шам, Макариос, стр. 13.
- ^ Саадун Хамада, история шиитов в Ливане, том I, издание 2013 г., стр. 371.
- ^ Шиитские эмираты Османской Сирии (середина 17-середины 18 веков), Стефан Гельмут Винтер, Чикагский университет, Чикаго, Иллинойс, август 2002 г., стр. 236.
Источники
[ редактировать ]- Стефан Винтер (11 марта 2010 г.). Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-139-48681-1 .