Бану Канц
Бану Канц Они построили сокровище | |
---|---|
Родительская семья | Бану Ханифа |
Страна | Верхний Египет и Нубия |
Место происхождения | Неджд , Аравия |
Основан | 943 |
Основатель | Исхак ибн Бишр |
Историческое место | Асуан |
Титулы | Канз ад-Даула |
Растворение | 1365 |
Бану Канц ( араб . بنو كنز ), также известный как Авлад Канц , был полукочевой мусульманской династией арабского происхождения. [1] который правил пограничным регионом между Верхним Египтом и Нубией между 10 и 15 веками. Они произошли от сыновей шейхов арабского племени Бану Ханифа , вступивших в брак с принцессами племени Бежа Хадариба. Они получили официальный контроль над регионом Асуан , Вади Аллаки и приграничной зоной в начале 11 века, когда их вождь Абу аль-Макарим Хибаталла захватил крупного повстанца от имени властей Фатимидов . Абу аль-Макариму был присвоен титул Канз ад-Даула (Сокровище государства) халифом аль-Хакимом, и его преемники унаследовали этот титул. Бану Канц вступили в конфликт с Айюбидами в 1174 году, в ходе которого они потерпели поражение и были вынуждены мигрировать на юг, в северную Нубию, где они помогли ускорить распространение ислама в преимущественно христианском регионе. В конце концов они взяли на себя контроль над Нубийским королевством Макурия в начале 14 века, но к началу 15 века их вытеснили племена хавара , посланные Мамлюки в борьбе с Бану Канц. Их современные потомки — суданское племя, известное как «кунуз», живущее на крайнем севере страны.
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Истоки Бану аль-Канц лежат в миграции арабских племен в приграничный регион Египта с Нубией в 9 веке. [2] Кочевые арабские племена, из которых самыми крупными были Мудхар , Рабиа , Джухайна и Кайс Айлан , [3] переселился в этот регион после открытия там золотых и изумрудных рудников. [2] Бану Канц произошла от Бану Ханифа, переселившихся в Египет из Аравии во время правления аббасидского халифа аль-Мутаваккиля , между 847 и 861 годами нашей эры. [4] В 855 году Абдулла ибн Абд аль-Хамид аль-Умари, уроженец Медины , обучавшийся в аль-Фустате и Кайруане , эмигрировал в Асуан , где стремился получить прибыль от золотых приисков региона. [5] Его и его рабов приютил Мудхар, и постепенно он стал выдающимся шейхом (вождем) последнего. [5] Аль-Умари и Мудхар были изгнаны из Вади-Аллаки и Асуана рабиями и приступили к созданию своих лагерей и горнодобывающей колонии в аль-Шанке, к востоку от Королевства Мукурия («аль-Макурра» по-арабски). ). [6] Аль-Умари был отброшен на север, в Вади Аллаки и Асуан, нубийцами Мукурры в конце 9 века. [3] После этого он получил признание со стороны Джухайны, Рабии и Кайса Айлана как их коллективный лидер. [3] Аль-Умари курировал огромное золотодобывающее предприятие в регионе, и эта отрасль финансировала его собственную фактическую независимость в Вади-Аллаки и Асуане. [3] Хотя он дважды разбил египетскую армию Ахмада ибн Тулуна , правителя Египта (годы правления 868–884), и заставил последнего прекратить попытки его подчинить себе, аль-Умари был убит соплеменниками Мудхара после подавления восстания Рабиа. . [3] продолжала расти После его падения активность арабских племен в регионе Восточной пустыни . [3]
Рабиа стали сильнейшим из арабских племен, населявших египетско-нубийский приграничный регион. [6] К 10 веку они управляли княжеством, пришедшим на смену княжеству аль-Умари. [6] Рабиа смог стать могущественным благодаря своему союзу с коренным народом беджа , а именно с мусульманским племенем Хадариба, которое контролировало регион между береговой линией Красного моря и восточными берегами реки Нил . [6] Альянс проявился в деловом партнерстве в горнодобывающей промышленности и смешанных браках, в том числе между вождями двух племен. [6] Сыновья отца Рабиа и матери Хадарибы унаследовали земли и титулы своих бабушек и дедушек по материнской линии, поскольку в наследстве Беджа приоритет отдавался происхождению от матери. [6] Таким образом, к 943 году Исхак ибн Бишр, родившийся от отца Рабиа, стал главой княжества Рабиа-Хадариба после того, как сменил своих дядей по материнской линии Беджа Абдака и Кавка. [6] По словам арабского историка XIV века Ибн Фадлаллаха аль-Умари , Рабия и Беджа «стали похожими друг на друга» во время правления Исхака. [6] Последний был убит во время внутриплеменной войны в Вади Аллаки, и ему наследовал двоюродный брат по отцовской линии из Билбайса Абу Язид ибн Исхак. [7] Абу Язид провозгласил Асуан столицей княжества и был признан Фатимидским халифатом , который контролировал Верхний Египет, «защитником Асуана». [7]
Канз ад-Даула и интеграция в государство Фатимидов
[ редактировать ]В 1006 году сын и преемник Абу Язида, Абу аль-Макарим Хибаталлах, получил титул Канз ад-Даула (Сокровище государства) от фатимидского халифа Аль-Хакима би Амра Аллаха в качестве почетной награды за поимку антифатимидского мятежника. Абу Раква . [2] [7] С тех пор преемники Абу аль-Макарима унаследовали титул Канз ад-Даула , а смешанный народ рабия-хадариба их княжества стал известен как «Бану Канз» (также пишется Банул Канз, Бану аль-Канз или Кунуз). . [7] [8] Княжество Бану Канц включало сельскую местность Асуана на севере, границу с Нубией на юге и большую часть Восточной пустыни между Асуаном и Красным морем. [7] Это позволило Бану Канз контролировать рудники Вади Аллаки, маршруты, соединяющие рудники с Асуаном и портовым городом на Красном море Айдхаб , а также торговлю между Нубией и Египтом. [7] В целом это позволило Бану Канц получить значительное богатство и влияние. [7]
Несмотря на свою власть, Бану Канз не были независимыми от государства Фатимидов, и Канз ад-Даула, который подчинялся фатимидскому губернатору Куса , извлекал выгоду из той неотъемлемой роли, которую он играл в системе Фатимидов. [9] Халифы возложили на Канз ад-Даулу ответственность за регулирование дипломатических связей и торговли Фатимидов с Нубией, сбор налогов в приграничных деревнях, защиту рудников Вади Аллаки, а также путешественников и караванов, проходящих через княжество. [9] нубийские Базирующиеся в Марисе коллеги Канз ад-Даула играли аналогичную роль и также принадлежали к второстепенной ветви конфедерации Рабиа-Хадариба. [9]
Конфликт с Айюбидами
[ редактировать ]В 1168 году Бану Канц предоставил убежище расформированным чернокожим африканским полкам армии Фатимидов влиятельными помощниками халифа аль-Адида Ширкухом и его племянником Саладином . [10] Саладин сверг аль-Адида в 1171 году и основал султанат Айюбидов в Египте. В 1171/72 году нубийская армия вместе с бывшими чернокожими африканскими контингентами Фатимидов попыталась оккупировать Верхний Египет и разграбить Асуан, что побудило Канз ад-Давлу запросить военную помощь у Саладина, на что он согласился. [11] Айюбиды и Бану Канц вытеснили нубийцев и отряды повстанческой армии Фатимидов из Верхнего Египта. [11] Хотя Айюбиды помогли Бану Канз отразить нубийское вторжение, их правление также привело к усилению сирийской тюрко-курдской военной элиты в Египте за счет арабских племен и африканских полков, с которыми Фатимиды поддерживали тесные связи. и в какой-то момент правил Египтом. [12] Соответственно, Бану Канз и арабские племена Верхнего Египта почувствовали, что их икта (феодальные владения) и официальные привилегии находятся под угрозой со стороны нового порядка Айюбидов. [10] Когда Саладин передал икту Бану Канз эмиру Айюбидов (брату старшего эмира Айюбидов Абу аль-Хайджи ас-Самина), Бану Канз убили эмира и его свиту. [10] В 1174 году Ибн аль-Мутаввадж, канз ад-Даула, поднял восстание против Айюбидов, чтобы восстановить Фатимидов. Он заручился поддержкой других арабских племен в регионе и африканских полков и стремился присоединиться к восстанию Аббаса ибн Шади, вождя арабских племен в Среднем Египте. [10] Прежде чем Бану Канз смог соединиться с Аббасом, силы Саладина под командованием Абу аль-Хайджи разгромили и убили Аббаса. [13] Армия Айюбидов приступила к противостоянию Бану Канз, которые потерпели поражение после крупных столкновений в Асуане. Ибн аль-Мутаввадж в конце концов был схвачен и казнен после поражения своей армии. [13]
Изгнание Бану Канз из приграничной зоны вокруг Асуана привело к пренебрежению этим районом, в том числе к значительному сокращению эксплуатации шахт и повышению уязвимости путешественников и караванов перед набегами бедуинов из-за отсутствия Бану Канз, традиционных стражей региона. . [14] После потери своей столицы Бану Канц мигрировали на юг, чтобы занять Марис, где нубийский контроль над регионом был значительно ослаблен из-за карательной экспедиции Айюбидов в 1172 году. [14] Хотя бану канц ассимилировались с нубийской культурой и языком, их образ жизни оставался исламским. [15] Присутствие Бану Канц в Марисе в значительной степени способствовало распространению ислама и арабского языка в Нубии. [14] [15]
Господство Мукурии и отношения с мамлюками
[ редактировать ]В 1317 году мамлюкский султан ан-Насир Мухаммад (мамлюки сменили Айюбидов в Египте в 1250 году) предпринял маневр, чтобы поставить марионеточного мусульманского претендента Баршанбу на пост короля христианской Макурии, чтобы заменить короля Каранбаса. [16] Последний стремился избежать своего смещения, отправив на замену Баршанбу ан-Насира Мухаммада Канз ад-Даулу, который был племянником Каранбаса. [16] Каранбас считал Канз ад-Даулу более терпимыми и потенциально готовыми к сотрудничеству, чем Баршанбу. [16] Однако Канз ад-Даула был арестован мамлюками по прибытии в Каир , и мамлюки успешно провозгласили Баршанбу королем. [16] Последний впоследствии сделал ислам религией Мукурии. [16] Канз ад-Давла был освобожден вскоре после этого и узурпировал трон, что побудило ан-Насира Мухаммеда начать две неудачные экспедиции против Бану Канц (последняя произошла в 1324 году), а Канз ад-Давла удержался на мукурском троне. [16]
Во время правления султана аль-Ашрафа Шабана и регента Ялбуги аль-Умари Бану Канз и их арабский союзник Бану Икрима контролировали регион между портами Красного моря Айдхаб и Суакин на востоке и Берега реки Нил на западе. [16] Мамлюки отправили экспедицию против Бану Канц и Бану Икрима после того, как Донгола была захвачена соплеменниками, а ее король убит. [17] Канз ад-Даула и другие вожди Бану Канз сдались мамлюкскому губернатору Куса в декабре 1365 года. [17] В 1366 году Бану Канц напали на Асуан, а в 1370 году они снова атаковали и сожгли город. [18] Они потерпели поражение в военной экспедиции Ибн Хасана, губернатора Асуана, в 1378 году. [18] Во время правления султана Баркука последний отправил берберских соплеменников конфедерации Хавара в Верхний Египет и приграничный регион для противодействия Бану Канз. [19] Хавара постепенно заменила Бану Канз в качестве доминирующей силы в регионе. [19] Современные племенные потомки Бану Канз известны как «Кунуз» и населяют северные районы Судана . [20]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шиллингтон, Кевин (4 июля 2013 г.). Энциклопедия истории Африки, трехтомный комплект . Рутледж. п. 754. ИСБН 978-1-135-45669-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Холт 1986, с. 131.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Баадж 2015, с. 90.
- ^ Живой 1999, стр. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Баадж 2015, стр. 90–91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Баадж 2015, с. 91.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Баадж 2015, с. 92.
- ^ Холт 1986, стр. 131–132.
- ^ Перейти обратно: а б с Баадж 2015, с. 93.
- ^ Перейти обратно: а б с д Баадж 2015, с. 106.
- ^ Перейти обратно: а б Баадж 105, с. 105.
- ^ Баадж 2015, стр. 105–106.
- ^ Перейти обратно: а б Баадж 2015, с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с Баадж 2015, с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Флер-Лоббан, Кэролайн (1987). Исламское право и общество в Судане . Фрэнк Касс и Компания, Лимитед. п. 23. ISBN 9781134540358 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Холт 1986, с. 135.
- ^ Перейти обратно: а б Холт 1986, стр. 135–136.
- ^ Перейти обратно: а б Дампер, Майкл; Стэнли, Брюс Э. (2007). Города Ближнего Востока и Северной Африки: Историческая энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 51. ИСБН 9781576079195 .
- ^ Перейти обратно: а б Холт 1986, с. 136.
- ^ Холт 1986, с. 132.
Библиография
[ редактировать ]- Баадж, Амар С. (2015). Саладин, Альмохады и Бану Гания: борьба за Северную Африку (12 и 13 века) . Брилл. ISBN 9789004298576 .
- Хасан, Юсуф Фадл (1967). Арабы и Судан с седьмого по начало шестнадцатого века . Издательство Эдинбургского университета. ОСЛК 33206034 .
- Холт, Питер Малкольм (1986). Эпоха крестовых походов: Ближний Восток с одиннадцатого века до 151 года . Аддисон Уэсли Лонгман Лимитед. ISBN 9781317871521 .
- Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11221-9 .