Бали (племя)
Бали ( араб . بلي ) — арабское племя, проживающее на северо-западе Саудовской Аравии, Иордании, а также исторически в Египте и Судане и являющееся основным компонентом племенной группировки Кудаа . В доисламский период южные ветви племени населяли северо-западную Аравию и развивали тесные связи с еврейскими общинами, проживающими в ее оазисах, тогда как северная ветвь обосновалась в Трансиордании и служила вспомогательными войсками Византийской империи. С приходом ислама горожане Бали в Медине приняли новую религию, и некоторые из них были убиты в боях с курайшитами Мекки.
Бали сыграли заметную роль в завоевании Египта мусульманами, и большая часть племени была переселена в этот регион. Первоначально они имели свои поселения в Среднем Египте, но в конечном итоге мигрировали в Судан во время правления мамлюков и внесли значительный вклад в арабизацию и исламизацию региона. Племя оставалось активным в Аравии вплоть до Первой мировой войны и пограничных войн между Трансиорданским эмиратом и Саудовской Аравией до 1932 года.
История
[ редактировать ]Доисламский период и жизнь Мухаммеда
[ редактировать ]Бали входили в конфедерацию племен Кудаа . [ 1 ] Их прародителем был одноименный Бали ибн Амр ибн аль-Хафи ибн Кудаа. [ 1 ] Первоначально они населяли часть северного Хиджаза (западная Аравия) к северу от Вади-Идама до поселений Шагхаб, Бада и оазиса Тайма ; их племенная территория была зажата между Джухайной , другим племенем Кудаа, на юге и Иудамом на севере. [ 2 ] Вместе с джухайной и подплеменем Кудаа Бану Удра балийцы мигрировали в Вади аль-Кура , который был заселен и возделывался евреями. [ 2 ] Племена Кудаа заключили с последними соглашение, по которому евреи платили им в обмен на защиту от других кочевых племен. [ 2 ] Это соглашение действовало до прихода ислама в 620-х годах, после чего Бану Удра получила право собственности на землю благодаря гранту от исламского пророка Мухаммеда , хотя евреи оставались на своих местах и выплачивали фиксированную ежегодную плату. [ 2 ]
В результате внутренних распрей внутри Бали один из его кланов, Бану Хишна, бежал под защиту еврейских поселенцев в Тайме и принял иудаизм. После этого несколько беженцев Бану Хишна уехали в Медину, резиденцию Мухаммеда, и приняли ислам. [ 2 ] К еврейским кланам Медины в то время относились три клана Бали. [ 2 ] Балийцы объединились с племенами ансаров Медины, и семь из семидесяти делегатов-ансари, принявших клятву верности Мухаммеду на встрече в Акабе, были выходцами с Бали. [ 3 ] сражаясь на стороне Мухаммеда во время конфликта с курайшитами Мекки Несколько представителей племени Бали были убиты , еще в битве при Бадре в 624 году. [ 3 ] [ 4 ] Один из их кланов, Бану Джуайль, получил от Мухаммеда налоговые привилегии, аналогичные тем, которые были предоставлены курайшитам после обращения этого племени в ислам в 630 году. [ 3 ]
Благодаря своему стратегическому положению в северном Хиджазе мусульмане считали Бали незаменимыми, и были предприняты дальнейшие усилия, чтобы завоевать преданность всего племени. [ 3 ] Хотя оседлые балийские племена Медины присоединились к мусульманам, их кочевые коллеги, вероятно, остались вне исламского влияния, и между ними и Мухаммедом существовали нейтральные отношения. [ 5 ] Северные ветви балийцев, проживающих в Балке (центральная Трансиордания ), а именно Бану Ираша, были ярыми противниками мусульман и воевали на стороне Византийской империи . Они сформировали крупный контингент и стали командующим армией, разгромившей мусульман в битве при Муте в 629 году. [ 4 ] Их возросшее скопление в северном Хиджазе, возможно, побудило Мухаммеда отправить курайшитского командира Амра ибн аль-Аса , чья мать или бабушка была балийской женщиной, для вербовки представителей южного племени Бали, особенно из Бану Саадулла, во время рейда на север Бали в Дхат ас-Саласиле в 629 году. [ 6 ] [ 3 ] В 630/31 году большая делегация вождей южного Бали приняла ислам во время встречи с Мухаммедом. [ 3 ]
Ранние мусульманские завоевания и миграции в долине Нила
[ редактировать ]Балийцы Сирии разделились в своей лояльности во время мусульманского завоевания региона в 634–638 годах: некоторые кланы перешли на сторону мусульман, в то время как другие продолжали сражаться в армиях Византии, в том числе во время битвы при Ярмуке в 636 году. [ 7 ] Представители племени Бали составляли значительную часть арабских войск под командованием Амра ибн аль-Аса при завоевании Египта в 639–641 гг. [ 3 ] Амр сражался под знаменем племени. [ 3 ] Кланы Бали в Сирии, составляющие треть общей численности Кудаа в Сирии, были переброшены в Египет по приказу халифа Умара ( годы правления 634–644 ). [ 3 ] [ 8 ] Член племени Абд ар-Рахман аль-Балави возглавлял мятежное египетское войско, принимавшее участие в осаде Усмана , в ходе которой халиф был убит. Позже он был задержан и казнен губернатором Сирии Муавией ибн Аби Суфьяном . [ 3 ]
Вначале балийские племена в Египте основали свои пастбища в Ахмиме , Асьюте и Ушмуне в Среднем Египте . [ 3 ] Фатимидские после правители Египта в 10 веке изгнали Бали и Джухайну дальше на юг, в Верхний Египет, территориальных споров с пришельцами из племен курайшитов. [ 3 ] [ 8 ] В 1170 году Бали восстали против Держатели айюбид- икта (например, феодальных владений). [ 9 ] преемников Айюбидов С 1252/53 года они стали постоянным противником мамлюкских и несколько раз восставали против их власти на протяжении 13 века. [ 9 ]
После крупного восстания Джухайны против мамлюков в середине 14 века Бали и Джухайна мигрировали на юг, в регион, составляющий современный Судан. [ 3 ] [ 10 ] Эти два племени внесли значительный вклад в арабизацию и исламизацию коренных племен беджа и баггара . [ 3 ] В качестве свидетельства влияния Бали еще в начале 20 века беджа назвала арабский язык «балавият» (язык Бали). [ 3 ]
Современная эпоха
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны, в 1918 году, жители Бали в конечном итоге встали на сторону арабских сил хашимита Шарифа Хусейна против османов. [ 3 ] После того, как хашимиты были изгнаны из Хиджаза, часть племени поддержала замену им саудовцев, в то время как ряд мятежных групп перешли на сторону хашимитов, базирующихся в Трансиорданском эмирате . [ 3 ] В 1932 году они принимали участие в рейдах на саудовскую территорию южнее Акабы , которые саудовцы отбили. [ 3 ] Балийцы продолжают населять западные побережья Хиджаза. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шлейфер 1993 , с. 618.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кистер 1986 , стр. 317.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кистер 1986 , с. 318.
- ^ Jump up to: а б Доннер 1981 , с. 103.
- ^ Доннер 1981 , с. 104.
- ^ Доннер 1981 , стр. 103–104.
- ^ Доннер 1981 , с. 148.
- ^ Jump up to: а б Бенстедт и Войдич 2018 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б Нортруп 1998 , с. 98.
- ^ Бенстедт и Войдич 2018 , с. 84.
- ^ Креселий и Бакр 1991 , с. 185, примечание 488.
Библиография
[ редактировать ]- Бенстедт, Питер; Войдич, Манфред (2018). «Формирование территории египетско-арабского диалекта». В дырах, Клайв (ред.). Арабская историческая диалектология: лингвистические и социолингвистические подходы . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 64–94. ISBN 978-0-19-870137-8 .
- Крецелий, Даниэль; Бакр, Абд аль-Ваххаб (1991). «Хроники Египта» ад-Дамурдаши, 1688–1755: Ад-Дурра Аль-Мусана Фи Ахбар аль-Кинана . Лейден, Нью-Йорк, Копенгаген и Кельн: Brill. ISBN 90-04-09408-3 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847877 .
- Кистер, MJ (1986). «Кудаа» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том V: Кхе-Махи . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 315–318. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Нортруп, Линда С. (1998). От раба к султану: карьера Аль-Мансура Калавуна и консолидация правления мамлюков в Египте и Сирии (678–689 гг. Хиджры / 1279–1290 гг. Н.э.) . Профф, Евразбург, Германия: Франц Штайнер Верлаг Штутгарт. ISBN 3-515-06861-9 .
- Шлейфер, Дж. (1993). «Бали». Энциклопедия ислама, первое издание (1913-1936), том 2 Баба Фигани-Двин . Страдания. ISBN 9789004097889 . OCLC 657301924 .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )