Тамуд
Тамуд Тамуд | |
---|---|
Древнее арабское племя | |
Этническая принадлежность | араб |
Нисба | аль-Самуди |
Расположение | Хегра , северный Хиджаз |
Язык | Тамудический , древнеарабский |
Религия | Арабский политеизм |
Тамуд араб ( : . ثَمُود , латинизированный Ṯamud доисламской ) — древнее племя или племенная конфедерация в Аравии. [1] которые занимали северо-запад Аравийского полуострова между концом восьмого века до нашей эры, когда они засвидетельствованы в ассирийских источниках, и пятым веком нашей эры, когда они служили римскими вспомогательными войсками . Согласно ассирийским и римским источникам, Королевство Тамуд было первым существующим королевством на Аравийском полуострове. Арабская традиция утверждает, что царство Тамуд было разрушено Богом . У него не было писаного закона, но роль правителя играл вождь племени. Тамуды упоминаются в современных месопотамских , классических и арабских источниках, в том числе в надписях в храме, построенном в 160-х годах для бога «лх» самими тамудами. Вполне возможно, что несколько несвязанных между собой групп взяли имя Самуд; они, вероятно, говорили на древнеарабском языке . [2] Тамуд не имеет особого отношения к тамудическим письменностям — совокупному термину, обозначающему малоизученные системы письменности Древней Аравии.
Королевство Тамуд Королевство Тамуд | |
---|---|
8 век до н.э. – 5 век нашей эры. | |
![]() | |
Капитал | Хегра |
Общие языки | Старый арабский |
Религия | Арабский политеизм |
Правительство | Монархия |
История | |
• Учредил | 8 век до н.э. |
• Упразднено | 5 век нашей эры |
Сегодня часть | Саудовская Аравия |
В Коране Тамуд упоминается как пример древнего политеистического народа, уничтоженного Богом за свои грехи. Согласно Корану и исламской экзегетической традиции , тамуды были ранним арабским племенем, которое отвергло послание пророка Салиха . Когда они перерезали подколенное сухожилие верблюдице , которую ниспослал для них Бог, несмотря на предупреждения пророка, они были уничтожены, за исключением Салиха и его последователей.
Доисламские источники
[ редактировать ]Слово Тамуд появляется в Анналах ассирийского Дур царя Саргона II (годы правления 722—705 до н.э.), начертанных в -Шаррукине . [3] Как «Та-му-ди» народы упоминаются вместе с ефой , «ибадиди» и «марсимани» как часть «далеких арабов, обитавших в пустыне, не знавших ни надзирателей, ни чиновников и не приведших своих дань уважения любому королю». Согласно его «Анналам» , Саргон разгромил эти племена и насильственно депортировал их в Самарию . [4] Историк Исраэль Эфал подвергает сомнению правдоподобность рассказа Саргона, поскольку краткость рассказа Саргона, кажется, противоречит тому факту, что такая кампания вглубь Аравии была бы одной из самых длительных войн в истории Ассирии, и потому что никакое упоминание о грабеж обеспечен. Вместо этого Эфал предполагает, что Тамуд и другие арабские племена, возможно, договорились с Саргоном о торговле в Самарии, что ассирийские историки приукрасили как подчинение. [5]
Сохранившееся письмо Набонида , вавилонского царя шестого века до нашей эры, включает в себя приказ о том, чтобы «Те-му-да-а Ар-ба-аа», по-видимому «Араб Тамуди», получил несколько талантов серебра . Этот человек, вероятно, был купцом или чиновником на службе вавилонского двора. [6]
Тамуд также упоминается в классических источниках. Сохранившиеся цитаты из книги Агатархида « На Эритрейском море» , написанной во втором веке до нашей эры, сообщают, что арабы Тамуд тогда населяли «каменистый и большой берег» аравийского побережья, к югу от залива Акаба . [7] [8] В «Исторической библиотеке » Диодор , греческий историк I века до н.э., упоминает Тамуда в своем описании «Аравийского залива» (Красного моря): «Это побережье населено арабами, которых называют Тамудени; он ограничен очень большим заливом, вдоль которого лежат разбросанные острова, по внешнему виду очень похожие на острова, называемые Эхинады » . Берег, о котором идет речь, лежит непосредственно перед Йеменом. [9] [10]
В несколько запутанном отрывке Плиний Старший , римский историк первого века нашей эры, по-видимому, обнаруживает местонахождение Тамуда в неопознанном внутреннем городе Бакланаза. Птолемей , живший во втором веке, писал, что племя «Тамудитай» населяло береговую линию Красного моря, а племя «Тамуденои» жило во внутренних районах северо-западной Аравии (и то, и другое может быть отсылкой к Тамуду), в то время как его современник Ураний считал, что что Тамуд соседствовал с набатейцами . [11] Тамуд также присоединился к византийской армии в качестве вспомогательных сил , а Notitia Dignitatum упоминает два подразделения воинов Тамуд, служащих Византийской империи, одно в Египте, а другое в Палестине. [12]
Тамуд нечасто упоминается в современных коренных арабских источниках, хотя две сафаитские надписи, вырезанные где-то между первым веком до нашей эры и четвертым веком нашей эры, относятся к «году войны между Гшмом и племенем Тамуда [ snt ḥrb gšm ʾl ṯmd ] ". [13] Важным исключением является храм в Аль-Рувафе на северо-западе Саудовской Аравии, построенный самими Тамудами в 160-х годах нашей эры. [14] Надписи на храме, известные как надписи Рувафа (составленные на двух языках на древнегреческом и набатейском арамейском языке ), утверждают, что он был построен священником по имени Шдт из «Тамуда из Робату» в честь lhʾ , по-видимому, божества-покровителя племени, с римским поддержка правительства. [15] Робату, вероятно, древнее имя современного Ар-Рувафа. [16] Тамуды, о которых идет речь, были римскими вспомогательными войсками, о чем прямо говорится в надписи:
Для благополучия правителей всего мира... Марка Аврелия Антонина и Луция Аврелия Вера , которые являются победителями армян. Это храм, который был построен племенным отрядом Тамуд, лидерами своего отряда, чтобы он мог быть основан их руками и навсегда стать местом их почитания... при поддержке Антистиуса Адвентуса . губернатора [17]
Но, несмотря на присутствие племени под названием Тамуд еще в четвертом веке, арабские поэты шестого века, чьи произведения сохранились в постисламских источниках, уже говорили о Тамуд как о древнем и давно потерянном племени, само название которого напоминало о быстротечность всего сущего. [18] Вполне возможно, что Тамуд не были одним племенем и что другие племена взяли имя Тамуд после того, как первоначальное племя с таким названием вымерло. [12]
Исламские источники
[ редактировать ]Арабские исламские источники утверждают, что Тамуды были ранним арабским племенем, вымершим в древние времена. [19]
Самуд упоминается в Коране двадцать три раза как часть моралистического урока об уничтожении Богом греховных сообществ, что является центральным мотивом Корана. [20] Согласно Корану, Тамуды были преемниками предыдущей общины под названием Ад , которая также была уничтожена за свои грехи. Они жили в домах, высеченных на поверхности земли. Бог избрал пророка Салиха , чтобы предупредить многобожников Самуда о том, что они должны поклоняться Единому Богу . Племя отказалось прислушаться к нему, заявив, что Салих был всего лишь смертным, и потребовало знамения от Бога. Бог ниспослал дойного верблюда в качестве своего знака, и Салих сказал своим соотечественникам, что они не должны причинять вред верблюду и позволять ему пить из своего колодца. Но Тамуд порезал себе подколенное сухожилие или ранил иным образом. Затем Бог уничтожил племя, за исключением Салиха и нескольких других праведников. Средства Божьего разрушения Самуда включают в себя удар молнии, бурю, крик и землетрясение. По мнению некоторых ученых, крик, который представляет собой чрезвычайно громкий звук, мог стать причиной землетрясения. В отчете, представленном в суре ан-Намль, также упоминаются девять злых людей Самуда, которые непосредственно несут ответственность за Божье наказание своего народа. [ Коран 27:48–51 ] в повествовании, напоминающем еврейские описания гибели Содома . [21]
К Тамуду Мы послали их брата Салиха. Он сказал: «Народ мой, поклоняйтесь Богу. У вас нет другого бога, кроме Него. Это Он сотворил вас из земли и заставил вас населить ее, поэтому попросите у Него прощения и вернитесь к Нему: Господь мой рядом и готов ответить». Они сказали: «Салих, раньше мы возлагали на тебя такую большую надежду. Ты запретишь нам поклоняться тому, чему поклонялись наши отцы? Мы глубоко сомневаемся в том, что ты просишь нас сделать». Он сказал: «Люди мои, просто подумайте: если бы у меня было ясное доказательство от моего Господа и если бы Он даровал мне Свою милость, кто мог бы защитить меня от Бога, если бы я ослушался Его? Вы бы только усугубили мою потерю. Народ мой, этот верблюд принадлежит Богу, это знак для вас, поэтому оставьте его пастись на Божьей земле и не причиняйте ему вреда, иначе вы скоро будете наказаны». Но они подрезали ему жилы, поэтому он сказал: «Наслаждайтесь жизнью еще три дня: это предупреждение не окажется ложным». И вот, когда Наше повеление было исполнено, Мы по Нашей милости спасли Салиха и его единоверцев от позора того дня. [Пророк], твой Господь — Сильный, Могущественный. Взрыв поразил злодеев, и они лежали мертвыми в своих домах, как будто никогда там не жили и не процветали. Да, Самуд отрекся от своего Господа – так что прочь Самуд! [ Коран 11:61–68 (Абдель Халим)]

Исламская экзегетическая традиция добавляет подробностей к изложению Корана. Соответственно, Тамуды были могущественным и идолопоклонническим племенем, жившим в Хегре , ныне называемом Мадаин Салих, Городах Салиха, на северо-западе Аравии. Когда Салих начал проповедовать монотеизм, Тамуд потребовал, чтобы он доказал свое пророчество, выведя из твердой скалы беременную верблюдицу. Когда Бог позволил пророку сделать это, некоторые из соплеменников последовали за Салихом, в то время как многие влиятельные лидеры продолжали противостоять ему. После родов верблюдица каждые два дня выпивала всю воду из колодца, а затем давала людям огромное количество молока. Но ему подрезали подколенные сухожилия, и в конечном итоге его убили девять человек из Тамуда, которые затем попытались, но не смогли убить самого Салиха. Не сумев спасти свой народ, Салих предупредил, что через три дня они будут уничтожены. В первый день их кожа пожелтела; на второй день красный; и в последний день разрушения – черный. Это произошло, и Самуд был уничтожен. [22] Традиционная мусульманская точка зрения состоит в том, что разрушение Самуда произошло до пророчества Авраама . [23]
Традиция хадисов , сохранившаяся в сборнике Сахих аль-Бухари, повествует, что исламский пророк Мухаммед называл Хегру «землей Самуда» и не позволял своим войскам пить из ее колодцев или использовать ее воду и никогда не входить в ее руины «если только плача, чтобы вам не пришло в голову, что случилось с ними». [24] Каменные постройки Хегры на самом деле в основном относятся к набатейскому периоду, особенно к первому веку нашей эры. [25] Мусульманский ученый девятого века Ибн Саад считал, что тамуды были набатейцами. [24]
Стихотворение, приписываемое Умайе ибн Аби-Салту , мекканскому современнику Мухаммеда, который отказался принять ислам, содержит упоминание о верблюде и Тамуде. В рассказе Умайи Салиха нет. Вместо этого верблюда убивает некий «проклятый Ахмар», а жеребенок верблюда стоит на камне и проклинает Самуда, что приводит к уничтожению племени, за исключением единственной хромой женщины, которую спасают, чтобы распространить весть об уничтожении. [26] Действительно ли это стихотворение принадлежит Умайе или является постисламским произведением, остается предметом споров. [27]
Некоторые исламские источники утверждают, что племя Бану Сакиф , арабское племя из Таифа в период Мухаммеда, произошло от выжившего из Тамуда (иногда раба Салиха). [24]
Тамудический сценарий
[ редактировать ]Тамудический язык — это совокупное название примерно 15 000 надписей со всей Аравии, которые не были должным образом изучены и не идентифицированы как отдельные языки. [28] Это название является неправильным и относится к девятнадцатому веку, когда такие тексты были обнаружены в областях, связанных с Тамудом в исламской традиции. Особой связи между этими письменами и племенем Самуд нет. [29]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хойланд 2001 , с. 68.
- ^ Макдональд 2015 , с. 48.
- ^ Эф'ал 1982 , с. 36.
- ^ Эф'ал 1982 , с. 105.
- ^ Эф'ал 1982 , стр. 105–107.
- ^ Эф'ал 1982 , с. 189.
- ^ Ретсо 2003 , стр. 297–299.
- ^ Макдональд 2015 , с. 46.
- ^ «LacusCurtius • Диодор Сицилийский - Книга III, главы 35–48» . penelope.uchicago.edu . Проверено 2 мая 2024 г.
- ^ Э. Х. Уормингтон, Массачусетс (1934). Греческая география . Интернет-архив. Лондон и Торонто.
- ^ Макдональд 2015 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: а б Хойланд 2001 , с. 69.
- ^ Макдональд 2015 , с. 47.
- ^ Макдональд 2015 , с. 49.
- ^ Макдональд 2015 , стр. 54–56.
- ^ Макдональд 2015 , с. 54.
- ^ Хойланд 2001 , стр. 68–69.
- ^ Хойланд 2001 , с. 224.
- ^ Ретсо 2003 , стр. 34–37.
- ^ Файерстоун 2006 , с. 252.
- ^ Файерстоун 2006 , с. 253.
- ^ Файерстоун 2006 , стр. 253–254.
- ^ Мунт 2015 , с. 479.
- ^ Jump up to: а б с Файерстоун 2006 , с. 254.
- ^ «Археологический памятник Аль-Хиджр (Мадаин Салих)» . whc.unesco.org . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО . 2008 год . Проверено 22 августа 2020 г.
- ^ Синай 2011 , с. 407.
- ^ Синай 2011 , стр. 407–410.
- ^ Хойланд 2001 , с. 254.
- ^ Граф и Цветтлер 2004 , с. 56.
Источники
[ редактировать ]- Эф'ал, Израиль (1982), Древние арабы: кочевники на границах плодородного полумесяца, 9-5 века до н.э. , Брилл, ISBN 9789652234001 .
- Файерстоун, Реувен (2006), «Тамуд», в Маколиффе, Джейн Даммен (редактор), Энциклопедия Корана, пятый том , Брилл, стр. 252–254, ISBN 978-9004123564 .
- Граф, Дэвид Ф.; Цветтлер, Майкл Дж. (2004), «Североаравийская надпись «Тамудик Е» из Урайнибы Вест», Бюллетень американских школ восточных исследований , 335 (335): 53–89, doi : 10.2307/4150069 , JSTOR 4150069 , S2CID 162185795 .
- Хойланд, Роберт Г. (2001), Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама , Routledge , ISBN 0-415-19535-7 .
- Макдональд, Майкл Калифорния (2015), «Арабы и империи до шестого века», Фишер, Грег (редактор), «Арабы и империи до ислама» , Oxford University Press, стр. 11–90, ISBN 978-0-19-965452-9 .
- Мунт, Гарри (2015), «Арабские и персидские источники доисламской Аравии», Фишер, Грег (редактор), «Арабы и империи до ислама» , Oxford University Press, стр. 434–500, ISBN 978-0-19-965452-9 .
- Ретсо, январь (2003), Арабы в древности: их история от ассирийцев до Омейядов , Routledge, ISBN 0-7007-1679-3 .
- Синай, Николай (2011), «Религиозная поэзия из коранической среды: Умайя б. Аби л-Хальт о судьбе Тамуда», Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 74 (3): 397–416, doi : 10.1017/S0041977X11000309 , JSTOR 41287978 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Тамудом , на Викискладе?