Бог времени
Тайм Аллах (также транслитерируемый Таймаллах ), известный как Тайм Аллат (также транслитерируемый Таймаллат ) в доисламский период или до их обращения в христианство — арабское племя в восточной Аравии и долине нижнего Евфрата , входившее в конфедерацию Бану Бакр . Они были относительно незначительной ветвью, и большая часть их доисламской истории связана с их ролью в союзе лахазимов бакритских племен в конфликтах союза с племенем тамим и Лахмидами , главными арабскими вассалами Сасанидской империи . Они воевали против мусульман во время завоевания Ирака, но впоследствии приняли ислам, и в конечном итоге ряд их соплеменников заняли важные военные позиции в восточных провинциях Халифата . Небольшая часть племени заселила Вади-ат-Тайм названную в их честь долину на территории современного Ливана.
Происхождение, место обитания и доисламская история
[ редактировать ]Тайм Аллах первоначально назывался «Тайм Аллат» в честь их одноименного прародителя, сына Талаба ибн Укабы ибн Сааба ибн Али ибн Бакра ибн Ваила. [ 1 ] Имя, возможно, было изменено на «Тайм Аллах» после того, как они приняли христианство или ислам, поскольку « Аллат » относился к арабскому политеистическому богу . Они были ветвью племени Бану Бакр ибн Ваиль , частью более крупной группы североаравийских племен, произошедших от Рабиа ибн Низара . [ 1 ] Хотя это и не указано в ранних арабских источниках, обитель Тайм Аллаха, вероятно, находилась в восточной Аравии . [ 2 ] Они приняли монофизитское христианство , как и многие бакриты, до появления ислама в 620–630-х годах. [ 1 ]
Относительно незначительное кочевое племя само по себе, Тайм Аллах объединилось с другими бакритскими племенами, а именно с братским племенем Бану Кайс ибн Талаба, Бану Иджл и небакритским племенем Аназа , чтобы сформировать группу Лахазим. Целью союза было укрепить позиции этих племен против могущественных кочевников-бакритов Бану Шайбан или, что более вероятно, лучше защитить себя от большого кочевого племени Тамим , в частности, от его подразделения Бану Ярбу. [ 3 ] Шайбан и бакрит Бану Зуль никогда не воевали против лахазимов. [ 3 ] и временами сражался плечом к плечу с лахазимами в битвах с тамимами, [ 1 ] Тайм Аллах редко упоминается конкретно в арабской литературе айям , которая относится к дням сражений доисламских арабских племен. Однако как часть Лахазимов они, вероятно, участвовали в его боях против Тамимов. В любом случае, они не сражались с какими-либо отличиями и не предоставили альянсу важных боевых лидеров в этих сражениях, большинство из которых были поставлены Иджлом. Сообщается, что Тайм Аллах сражались вместе со своими соплеменниками бакритами против Аль-Хире , базирующихся в Лахмидов , арабских королей-клиентов Сасанидской империи . [ 1 ] в том числе в знаменитой битве при Ди-Каре в 611 году нашей эры. [ 4 ]
Исламская история
[ редактировать ]Тайм Аллах и в основном христианские основные племена лахазимов в целом, по-видимому, воевали против мусульманских завоеваний восточной Аравии в войнах Ридда (632–633 гг.) И впоследствии в нижнем течении Евфрата в современном Ираке. Члены племени Тайм Аллах упоминаются как среди бойцов Абджара ибн Буджайра из Иджла, который поддержал восстание просасанидского аль-Хутама из Кайса ибн Талаба в восточной Аравии во время Ридды. Затем их можно найти в рядах христианского вождя Иджла Абу аль-Асвада, когда он и местный сасанидский гарнизон сражались с мусульманами в битве при Валадже в Ираке. [ 5 ] Ни один из членов племени не зарегистрирован в качестве участников на мусульманской стороне во время иракских завоеваний. [ 6 ]
Тем не менее племя приняло ислам. Член племени Ияс ибн Абдаллах сыграл роль среди мусульманских повстанцев, убивших халифа Усмана в Медине в 656 году. В базирующейся в Куфе армии халифа-преемника Усмана Али член племени Зияд ибн Хасафа был командиром. который сражался против губернатора Сирии Муавии ибн Аби Суфьяна в битве при Сиффине в 657 году во время Первой мусульманской гражданской войны . [ 7 ] Другой член племени, Бахр ибн Кааб ибн Убайд Аллах, как утверждает историк X века ат-Табари, ударил и убил молодого племянника Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда , в битве при Кербела в 680 году. [ 8 ]
Члены племени играли все более заметную роль в самых восточных провинциях раннего Халифата, особенно в Хорасане и Сиджистане . Там губернатор и поэт из Тайм Аллаха Аус ибн Талаба ибн Зуфар ибн Вадиа с отличием защитил город Герат от сил Мусаба ибн аз-Зубайра под предводительством Абдаллаха ибн Хазима аль-Сулами. в 684–685 гг. В то время Халифат находился в разгаре Второй мусульманской гражданской войны , где Мусаб представлял базирующуюся в Мекке сторону Зубайридов против базирующихся Сирии в Омейядов . Со всеми бакритами из племени Хорасана Аус ибн Талаба продержался в Герате год, прежде чем был убит. Омейяды восстановили контроль над Халифатом к 692 году. [ 9 ] В восточных провинциях Тайхан ибн Абджар из племени Тайм Аллах упоминается как первый человек, отказавшийся от власти халифа Абд аль-Малика и присоединившийся к антиомейядскому восстанию Абд ар-Рахмана ибн Мухаммада ибн аль-Ашаса в 700-701, согласно сообщению Абу Михнафа , цитируемому ат-Табари. [ 10 ] Другой поэт и вождь Тайм Аллаха, Нахар ибн Таусиа, был командиром завоеваний под руководством омейядского полководца Кутайбы ибн Муслима в Трансоксиане (часть Центральной Азии за Оксом ) в начале VIII века, несмотря на то, что ранее высмеивал Кутайбу в стихах. [ 9 ] Нахар был известен как лучший поэт Бакра в Хорасане. [ 9 ]
Основателю ханафитского мазхаба ( исламской школы юриспруденции) Абу Ханифе (ум. 767) иногда давали племенной эпитет «ат-Тайми», поскольку его дед был освобожденным маула (клиентом) Тайм Аллаха. [ 11 ]
Небольшая часть Тайм Аллаха со временем поселилась в долине у западного подножия горы Хермон . В их честь долина стала называться Вади ат-Тайм (Вади Тайм-Аллах). Эта долина стала одним из первых мест, где неортодоксальная вера друзов , ответвившаяся от исмаилитского шиитского ислама . в 11 веке укоренилась [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Леви Делла Вида 2000 , с. 400.
- ^ Доннер 1980 , стр. 17–18.
- ^ Перейти обратно: а б Доннер 1980 , с. 17.
- ^ Доннер 1980 , с. 28.
- ^ Доннер 1980 , стр. 18, 31–32.
- ^ Доннер 1980 , с. 32.
- ^ Хоутинг 1996 , с. 18.
- ^ Ховард 1990 , с. 158.
- ^ Перейти обратно: а б с д Леви Делла Вида 2000 , с. 401.
- ^ Хиндс 1990 , с. 8.
- ^ Шахт 1960 , с. 123.
Библиография
[ редактировать ]- Доннер, Фред МакГроу (1980). «Племя Бакра Б. Ваила и политика в Северо-Восточной Аравии накануне ислама». Студия Исламика (51): 5–38. дои : 10.2307/1595370 . JSTOR 1595370 .
- Леви Делла Вида, Г. (2000). «Тайм Аллах» . В Бирмане, Пи Джей ; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 400–401. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- Шахт, Дж. (1960). «Абу Ханифа» . В Гиббе, HAR ; Крамерс, Дж. Х. ; Леви-Провансаль, Э .; Шахт, Дж .; Льюис Б. и Пеллат Ч. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том I: А – Б. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 123–124. OCLC 495469456 .
- Хоутинг, GR , изд. (1996). История ат-Табари, том XVII: Первая гражданская война: от битвы при Сиффине до смерти Али, 656–661 гг. Н.э./36–40 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2393-6 .
- Ховард, IKA, изд. (1990). История ат-Табари, том XIX: Халифат Язида ибн Мухавии, 680–683 гг. Н. Э. / 60–64 гг . Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-0040-1 .
- Хиндс, Мартин , изд. (1990). История ат-Табари, том XXIII: Зенит дома Марванидов: последние годы Абд аль-Малика и халифата аль-Валида, 700–715 гг. Н. Э. / 81–95 гг. Хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-721-1 .