аль-Лат
аль-Лат | |
---|---|
Богиня войны, мира, борьбы и процветания. | |
Главный культовый центр | Пальмира , Ирам, [1] Таиф (согласно исламским источникам) |
Символ | Лев, газель, полумесяц, кубический камень |
Область | Аравия |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Аль-Узза , Манат |
Супруга |
|
Дети | Душара (набатейская традиция) |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афина |
Римский эквивалент | Минерва |
Ханаанский эквивалент | Астарта , Атаргатис |
Карфагенский эквивалент | там наверху |
Часть серии мифов о |
Религии древний Ближний Восток |
---|
Доисламские арабские божества |
Арабские божества другого семитского происхождения |
аль-Лат ( арабский : اللات , латинизированный : аль-Лат , произносится [alːaːt] ), также пишется Аллат , Аллату и Алилат — доисламская арабская богиня , которой одно время поклонялись в различных ассоциациях по всему Аравийскому полуострову , включая Мекку , где ей поклонялись наряду с Аль-Уззой и Манатом как одна из дочерей Аллаха . Слово «Аллат» или «Элат» использовалось для обозначения различных богинь на древнем Ближнем Востоке , включая богиню Ашера-Атират.
Поклонение аль-Лат засвидетельствовано в южноаравийских надписях как Лат и Латан , но она имела большую известность в Северной Аравии и Хиджазе , а ее культ достигал Сирии . [3] Авторы сафайтского письма часто ссылались на аль-Лат в своих надписях. Ей также поклонялись набатейцы , и она была связана с аль-Уззой. Наличие ее культа было засвидетельствовано как в Пальмире , так и в Хатре . Под греко-римским влиянием в ее иконографии стали проявляться атрибуты Афины , греческой богини войны, а также ее римского эквивалента Минервы .
Согласно исламским источникам, племя Бану Сакиф в Таифе особенно почитало ее. Согласно исламской традиции , ее поклонение закончилось, когда ее храм в Таифе был снесен по приказу Мухаммеда . [4]
Этимология и название
[ редактировать ]Есть две возможные этимологии имени аль-Лат . [5] Средневековые арабские лексикографы получили это название от глагола латта (смешивать или замешивать ячменную муку). Это также было связано с «идолом ревности», воздвигнутым в Иерусалимском храме согласно Книге Иезекииля , которому муж, заподозривший свою жену в неверности, предлагал приношение ячменной муки. сделать вывод » аль-Кальби можно Из «Книги идолов , что аналогичный ритуал практиковался вблизи изображения аль-Лата. [5] Вторая предложенная этимология предполагает, что аль-Лат — женская форма имени Аллаха . [5] Возможно, первоначально она была известна как Аль-Илат , на основании свидетельства Геродота о богине как Алилат . [6]
Аль-Лат использовался как титул богини Ашеры или Атират . [7] Слово родственно Элат , которое было именем жены семитского божества Эль . [8] Западно-семитская богиня, созданная по образцу месопотамской богини Эрешкигаль, была известна как Аллатум она была признана , и в Карфагене как Аллату . [9]
Имя богини Аллат записано как: [10] [11]
- 𐡄𐡍𐡀𐡋𐡕 ( хан-Илат ) на императорском арамейском языке ;
- 𐢀𐢑𐢞 ( Аллат ) на набатейском арабском языке ;
- 𐡠𐡫𐡶 ( Аллат ) на пальмиренском арамейском языке ;
- ʾLT ( ʾIlāt ), H-LT ( ha-Lāt ) и LT ( Lāt ) на сафайтском языке ;
- 𐪁𐪉 ( лат ) на даданском языке ;
- 𐪁𐪉 ( лат ) на тамудическом языке ;
- Ἀλιλάτ ( Алилат ) на древнегреческом языке ;
- 𐩡𐩩 ( Lāt ) и 𐩡𐩩𐩬 ( Lātān ) на сабейском языке ;
- أللاَّت ʾal-Lāt на классическом арабском языке .
Сертификаты
[ редактировать ]Доисламская эпоха
[ редактировать ]Аль-Лат была упомянута как Алилат греческим историком Геродотом V века до нашей эры в его работе «Истории» , и она считалась эквивалентом Афродиты ( Афродита Урания ): [12]
Ассирийцы арабы называют Афродиту Милиттой , . Алилат написание: Ἀλιλάτ], а персы Митрой [ греческое [13]
По словам Геродота, древние арабы верили только в двух богов:
Они не верят ни в каких других богов, кроме Диониса и Небесной Афродиты; и говорят, что они носят волосы, как Дионис, подстригая их вокруг головы и брея виски. Они называют Диониса Оротальтом ; и Афродита , Алилат . [14]
Аль-Лат широко поклонялись в Северной Аравии, но в Южной Аравии она не пользовалась популярностью и не была объектом организованного культа, причем единственным признаком были два амулета (с надписью «Лат» на одном и «Латан» на другом). что этой богине поклонялись в этом районе. [15] Однако, похоже, она пользовалась популярностью среди арабских племен, граничащих с Йеменом . [15] Она также была засвидетельствована в Восточной Аравии ; имя Таймаллат (теофорное имя, призывающее богиню) [16] было засвидетельствовано как имя человека из Герры , города, расположенного в этом регионе. [17]
Судя по сафаитским и хизмаистским надписям, вполне вероятно, что ей поклонялись как Лат ( lt ). [3] В сафаитских надписях к аль-Лату призывали к одиночеству и милосердию, а также для обеспечения благополучия, легкости и процветания. [18] Путешественники просили ее о хорошей погоде и защите. [18] К ней также призывали отомстить, получить добычу от набегов и причинить слепоту и хромоту любому, кто испортит их надписи. [18]
Кедариты , племенная конфедерация северной Аравии, похоже, также поклонялись аль-Лату, о чем свидетельствует серебряная чаша , посвященная кедаритскому царю, с написанным на ней именем богини. [19]
Набатейцы Хатры и жители также поклонялись аль-Лат, приравнивая ее к греческим богиням Афине и Тихе и римской богине Минерве . [20] В многоязычных надписях ее часто называют «Великой Богиней» по-гречески. [20] Набатейцы считали аль-Лат матерью божеств, и ее семейные отношения различаются; иногда ее считают супругой Душары , а иногда - матерью Душары. [3] Набатейские надписи называют ее и аль-Уззу «невестами Душары ». [21]
Храм аль-Лата был построен в Ираме Столпов племенем Ад . [22] надписи Аль-Лат упоминалась как «богиня, находящаяся в Ираме» В набатейской . [1] Ее также называли «богиней, которая находится в Босре ». [1] Возможно, ее местная хиджазийская форма, засвидетельствованная в Хегре наряду с Душарой и Манатом, была «Аллат Амнада». [1]
Аль-Лат была тесно связана с аль-Уззой , и в некоторых регионах Набатейского царства считалось, что и аль-Лат, и аль-Узза были одной и той же богиней. [3] Джон Ф. Хили считает, что аль-Лат и аль-Узза возникли как единая богиня, пути которых разошлись в доисламской мекканской традиции . [3] Сьюзан Кроун предполагает, что и аль-Лат, и аль-Узза уникальным образом слились в центральной Аравии. [23]
Аль-Лат также почиталась в Пальмире , где она была известна как «Хозяйка храма». [24] Согласно надписи, ее привез в арабский квартал города член племени Бене Мазин . [25] которые, вероятно, были арабским племенем. [26] [а] У нее был храм в городе, который Тейксидор считал культовым центром пальмирских арабских племен. [24] Практика бросания гадальных стрел, распространенный метод гадания в Аравии , была засвидетельствована в ее храме; почетная надпись, в которой упоминается «серебряный таз для [бросания] жребия ( lḥlq )». [28]
Ко второму веку нашей эры аль-Лат в Пальмире стала изображаться в стиле Афины и упоминалась как «Афина-Аллат», но эта ассимиляция не выходит за рамки ее иконографии. [29] Пальмирский император Вабаллат , имя которого представляет собой латинизированную форму теофорного имени Вахбаллат («Дар аль-Лата»), стал использовать Афинодора как греческую форму своего имени. [30]
Исламская традиция
[ редактировать ]В исламских источниках, обсуждающих доисламскую Аравию , аль-Лат упоминается как главная богиня племени Бану Сакиф . [31] Говорят, что ее почитали в Таифе , где ее называли ар-Рабба («Госпожа»). [32] [33] и, как сообщается, там у нее был храм, украшенный украшениями и сокровищами из золота и оникса . [34] Там богиню почитали в виде кубической гранитной скалы. [31] [9] Территория вокруг святыни считалась священной; нельзя было валить деревья, нельзя было охотиться на животных и нельзя было проливать человеческую кровь. [35]
Согласно » аль-Кальби , «Книге идолов ее святыня находилась под опекой Бану Аттаба ибн Малика из Бану Сакиф . [16] Ее также почитали другие арабские племена , в том числе курайшиты , и их детей называли в честь богини, например, Зайд аль-Лат и Тайм аль-Лат . [16]
Аль-Лат также упоминается в доисламской арабской поэзии, например, в аль-Муталаммиса сатире на Амра ибн Хинд : [36]
Ты изгнал меня, опасаясь памфлета и сатиры.
Нет! Аллатом и всеми священными батылами (ансаб)
ты не убежишь.
В стихотворении доисламского монотеиста Зайда ибн Амра аль-Лат упоминается наряду с аль-Уззой и Хубалом : [37]
Мне поклоняться одному господину или тысяче?
Если их так много, как вы утверждаете,
Я отрекаюсь от аль-Лата и аль-Уззы, от них обоих,
как это сделал бы любой сильный духом человек.
Я не буду поклоняться аль-Уззе и двум ее дочерям…
Я не буду поклоняться Хубалу, хотя он был нашим господином
в те дни, когда у меня было мало здравого смысла.
Аль-Лат также называли дочерью Аллаха наряду с двумя другими главными богинями аль-Уззой и Манат . [38] [39] [40] [41] Согласно « Книге идолов» , курайшиты должны были повторять следующие аяты во время обхода Каабы: [42]
Аль-Лат и аль-Узза,
И Манат, третий идол к тому же.
Воистину, они — Гараник
Чьего заступничества следует искать.
Слово «гараник» было переведено Фарисом как «самые возвышенные женщины» в его английском переводе «Книги идолов» , но он комментирует этот термин в сноске как «букв. Нумидские журавли». [42]
Согласно исламской традиции, храм, посвященный аль-Лату в Таифе, был снесен по приказу Мухаммеда во время экспедиции Абу Суфьяна ибн Харба , в том же году, что и битва при Табуке. [34] (что произошло в октябре 630 г. н. э.). [43] Уничтожение культового изображения было требованием Мухаммеда, прежде чем он разрешил какое-либо примирение с племенами Таифа, находившимися под его осадой. [44] Согласно « Книге идолов» , это произошло после того, как Бану Сакиф приняла ислам , и что ее храм был «сожжен дотла». [36]
Инцидент с Кораном и сатанинскими стихами
[ редактировать ]В Коране она упоминается вместе с аль-Уззой и Манат в Коране 53:19–22 . [45] который стал предметом предполагаемого инцидента с «Сатанинскими стихами» , [46] случай, когда исламский пророк Мухаммед принял слова «сатанинского внушения» за божественное откровение. [47] Существовало множество различных версий этой истории (все они восходят к одному рассказчику Мухаммаду ибн Каабу, который отделился на два поколения от биографа Ибн Исхака). [46] В своей основной форме история сообщает, что во время чтения Мухаммедом суры Ан-Наджм он дошел до следующих стихов:
Думали ли вы об аль-Лате и аль-Уззе?
и Манат , третий, другой?
Сатана искушал его произнести следующую фразу: [46]
Это возвышенные гараники, на чье заступничество надеются. (По-арабски это возвышенные журавли, и на их заступничество действительно надеются.)
После этого ангел Гавриил отчитал Мухаммеда за произнесение этой строки, и стихи были отменены новым откровением: [48]
У вас мужчины, а у Него женщины? Это действительно было несправедливое разделение!
Большинство мусульманских ученых отвергли историчность инцидента на основании богословской доктрины 'исмы (пророческой непогрешимости, т.е. божественной защиты Мухаммеда от ошибок) и своих слабых иснадов (цепочек передачи). [47] Из-за дефектной цепочки повествования традиция Сатанинских стихов так и не вошла ни в один из канонических сборников хадисов . [49] хотя ссылки и толкования стихов появляются в ранних исторических источниках, таких как - «Тарих ар-Русул валь-Мулук» ат Табари и Ибн Исхака ( «Сират Расул Аллах» реконструированный Альфредом Гийомом ) . [46]
Легенда «Гриндера»
[ редактировать ]В средневековой исламской традиции были известны различные легенды о ее происхождении, в том числе одна, связывающая камень аль-Лата с человеком, который перемалывает зерновые культуры ( ал-латт , «мельница»). [50] Камень использовался как основа для человека (еврея) для измельчения хлопьев для паломников Мекки . [51] В то время как большинство версий этой легенды помещают этого человека в Таиф, другие версии помещают его либо в Мекку, либо в Указ. [50] После смерти человека камень или человек в виде камня обожествлялся. [51] согласно некоторым легендам, после того, как Хузаа изгнали Джурхума из Мекки, в то время как другие легенды сообщают, что именно Амр ибн Лухай обожествил мясорубку. [50]
Майкл Кук заметил странность этой истории, поскольку она делает аль-Лат мужским. [52] Джеральд Хоутинг считает, что различные легенды, связывающие аль-Лат с легендой об аль-латте , «мельнице», были попыткой связать аль-Лат с Меккой. [50] Он также сравнил легенды с Исафом и Наилой , которые, согласно легенде, были мужчиной и женщиной, которые прелюбодействовали внутри Каабы и окаменели. [51]
Мифологическая роль
[ редактировать ]Ф.В. Виннет рассматривал аль-Лат как лунное божество из-за ассоциации с ней полумесяца в Айн эш-Шаллале и лихианитской надписи, в которой имя Вадда упоминается над титулом « fkl lt» . [3] Рене Дюссо и Гонзаг Рикманс связывали ее с Венерой, в то время как другие считали ее солнечным божеством. [3] Джон Ф. Хили считает, что аль-Узза на самом деле мог быть эпитетом аль-Лата, прежде чем стать отдельным божеством в мекканском пантеоне. [3] Новое определение Диониса предполагает, что она могла быть богом растительности или небесным божеством атмосферных явлений и божеством неба. [12] Согласно Веллхаузену, набатейцы считали, что аль-Лат была матерью Хубала (и, следовательно, тещей Маната ). [53]
Была выдвинута гипотеза, что Аллах был супругой аль-Лата, учитывая, что для божеств в этой части мира типично иметь супругов. [54]
Иконография
[ редактировать ]В Таифе основным культовым изображением аль-Лата был кубический камень. [31] иногда описывается как белый цвет. [55] Упоминание Вакиди о «голове» ( ра ) ар-Раббы может подразумевать, что изображение воспринималось в форме человека или животного, хотя Юлиус Велльхаузен сопротивлялся этому предположению. [55]
Ранние в Пальмирене изображения аль-Лата имеют общие иконографические черты с Атаргатисом (когда он сидит) и Астартой (когда он стоит). [56] Лев Аль-Лата , который когда-то украшал ее храм, изображает льва и газель, причем лев представляет ее супруга. [2] и газель, олицетворяющая нежные и любящие черты аль-Лата, поскольку кровопролитие не допускалось под страхом возмездия аль-Лата. [57]
Аль-Лат ассоциировался с греческой богиней Афиной (и, соответственно, с римской Минервой ) в Набатее , Хатре и Пальмире . [29] [20] Похоже, что ее отождествление с Афиной было всего лишь изменением иконографии. [29] а характер ал-Лат заметно смягчил воинственную Афину в тех местах, где ее приравнивали к ал-Лату. [58] На одном набатейском рельефе с изображением Афины-аль-Лат изображена богиня, несущая атрибуты Афины и аль-Лата. [58] На рельефе богиня изображена в стиле Афины, но со под набатейскую религию стилизованным оком- бетилом вместо Горгонейона . [58]
Аль-Лат также можно отождествить с вавилонской богиней Иштар , причем оба божества принимают участие в процветании и войне, а позже были связаны с Афродитой и Афиной. Сходство этих двоих также проявлялось в их символах, поскольку оба были связаны со львами, утренней звездой и [59] [60] и полумесяцы. [61] Как и Аль-Лат, Иштар имела семитские корни.
Современная актуальность
[ редактировать ]Статуя Льва Аль-Лата, украшавшая ее храм в Пальмире, была повреждена боевиками Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) в 2015 году, но с тех пор была восстановлена. [62] Сейчас он стоит в Национальном музее Дамаска , но в будущем может быть возвращен Пальмире. [62]
См. также
[ редактировать ]Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ^ Мазин — арабское слово, означающее «пастухи коз». [27] Хотя Тейксидор описал это племя как арабское, [26] Михал Гавликовский, руководитель польской археологической экспедиции в Пальмире в период с 1980 по 2011 год, заявил, что это племя лучше всего понимать как союз скотоводов разного происхождения, поселившихся в городе. [27]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Хили 2001 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Мясник 2003 , с. 309.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Хили 2001 , с. 114.
- ^ «Тафсир Ибн Касир – 53:19 – английский» . quran.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2021 г. Проверено 21 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Фахд Т., «Аль-Лат», в Bosworth et al. 1986 , стр. 692.
- ^ Хили 2001 , с. 112.
- ^ Монаган 2014 , с. 31.
- ^ Сайкс и Тернер 2014 , с. 7, 8, 63.
- ^ Перейти обратно: а б Иордания, 2014 г. , с. 13.
- ^ Рабиновиц 1956 .
- ^ Робин 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б Корренте, Паола, «Душара и Аллат, псевдонимы Дионис и Афродита в Геродоте 3.8», в Bernabé et al. 2013 , стр. 265, 266
- ^ Истории I: 131
- ^ Истории III: 8
- ^ Перейти обратно: а б Робин, Кристиан Жюльен, «Южная Аравия, доисламские религии», в McAuliffe 2005 , стр. 88.
- ^ Перейти обратно: а б с аль-Кальби 2015 , с. 14–15.
- ^ Хойланд 2002 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б с Хойланд 2002 , с. 207.
- ^ Хойланд 2002 , с. 63.
- ^ Перейти обратно: а б с Хили 2001 , с. 136.
- ^ Корренте, Паола, «Душара и Аллат, псевдонимы Дионис и Афродита в Геродоте 3.8», в Bernabé et al. 2013 , стр. 263
- ^ Заядин и Фарес-Драпо 1998 , с. 256.
- ^ Фрэнк 2006 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Уивер 1979 , с. 54.
- ^ Уивер 1979 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б Уивер 1979 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Гавликовский, Михал, «Пальмира: от племенной федерации к городу», в Freyberger, Henning & Hesberg 2003 , стр. 9.
- ^ Хойланд 2002 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б с Уивер 1979 , с. 62.
- ^ Мясник 2003 , с. 284.
- ^ Перейти обратно: а б с аль-Кальби 2015 , с. 14.
- ^ Брокельманн 1960 , с. 9.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б Табари 1990 , с. 46.
- ^ Экенштейн 2018 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б аль-Кальби 2015 , с. 15.
- ^ Исхак 1955 , с. 100.
- ^ Берки 2003 , с. 42.
- ^ Робинсон 2013 , с. 75.
- ^ Питерс 1994 , с. 110.
- ^ Петерсон 2007 , с. 21.
- ^ Перейти обратно: а б аль-Кальби 2015 , с. 17.
- ^ Мьюир 1878 , с. 207.
- ^ Мьюир 1878 , с. 205.
- ^ Коран 53: 19-22. Архивировано 23 сентября 2020 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д Исхак 1955 , с. 165.
- ^ Перейти обратно: а б Ахмед, Шахаб (1998). «Ибн Таймия и сатанинские стихи». Студия Исламика . 87 (87). Мезоннёв и Лароз: 67–124. дои : 10.2307/1595926 . JSTOR 1595926 .
- ^ Исхак 1955 , с. 166.
- ^ Рубин 1997 , с. 161.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хоутинг 1999 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоутинг 1999 , с. 102.
- ^ Хоутинг 1999 , с. 142.
- ^ Веллхаузен, 1926, с. 717, цитируется в переводе Ганса Краузе. Архивировано 16 февраля 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Монаган 2014 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Хоутинг 1999 , с. 138.
- ^ Уивер 1979 , с. 61.
- ^ Баарен 1982 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б с Тейлор 2001 , с. 130.
- ^ Коултер, Чарльз Рассел; Тернер, Патрисия (4 июля 2013 г.). Энциклопедия древних божеств . Рутледж. ISBN 978-1-135-96390-3 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Монаган, Патрисия (18 декабря 2009 г.). Энциклопедия богинь и героинь [2 тома] . АВС-КЛИО. ISBN 978-0-313-34990-4 . Архивировано из оригинала 4 апреля 2023 г. Проверено 15 октября 2020 г.
- ^ Канишк Тхарур; Марьям Маруф (04 марта 2016 г.). «Музей потерянных вещей: Лев аль-Лата» . Новости Би-би-си. Архивировано из оригинала 14 февраля 2020 г. Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макие, Перри и Мерриман, 2017 г.
Общие и цитируемые источники
[ редактировать ]- Баарен, Теодорус Петрус ван (1982), памятные фигурки , Архив Брилла, ISBN 978-90-04-06779-0
- Берки, Джонатан Портер (2003), Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг. , Cambridge University Press , ISBN 978-0-521-58813-3 , заархивировано из оригинала 04 апреля 2023 г. , получено 29 декабря 2016 г.
- Барнабас, Альберто; Хауреги, Мигель Эрреро де; Кристобаль, Ана Исабель Хименес Сан; Эрнандес, Ракель Мартин, ред. (2013), Новое определение Диониса , Уолтер де Грюйтер, ISBN 978-3-11-030132-8
- Босворт, CE; Донзель, Э. ван; Льюис, Б.; Пеллат, Ч., ред. (1986), Энциклопедия ислама , том. 5, Архив Брилла, ISBN 978-90-04-07819-2
- Брокельманн, Карл (1960), История исламских народов , перевод Перлмана, Моше; Кармайкл, Джоэл, Книги Козерога
- Мясник, Кевин (2003), Римская Сирия и Ближний Восток , Getty Publications, ISBN 978-0-89236-715-3
- Экенштейн, Лина (2018), История Синая , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-1-108-08233-4
- Фрэнк, Ричард М. (2006), Арабское богословие, Арабская философия: от многих к одному: очерки в честь Ричарда М. Франка , Peeters Publishers, ISBN 978-90-429-1778-1 , заархивировано из оригинала 04 апреля 2023 г. , получено 15 октября 2020 г.
- Фрейбергер, Клаус С.; Хеннинг, Агнес; Хесберг, Хеннер фон (2003), Культурные конфликты на Ближнем Востоке на рубеже от эллинизма к Римской империи , Лейдорф, ISBN 978-3-89646-641-9
- Хоутинг, GR (1999), Идея идолопоклонства и возникновение ислама: от полемики к истории , Cambridge University Press, ISBN 978-1-139-42635-0
- Хили, Джон Ф. (2001), Религия набатеев: обзор. , Брилл, ISBN 978-90-04-10754-0
- Хойланд, Роберт Г. (2002), Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама , Routledge, ISBN 978-1-134-64634-0
- Исхак, Мухаммад ибн (1955), Жизнь Мухаммеда: перевод Сират Расул Аллах Исхака, с введением и примечаниями А. Гийома , Оксфордский университет
- Джордан, Майкл (2014), Словарь богов и богинь , Издательство информационной базы, ISBN 978-1-4381-0985-5
- аль-Кальби, Ибн (2015), Книга идолов , перевод Фариса, Набиха Амина, Princeton University Press, ISBN 978-1-4008-7679-2
- Макие, своего рода; Перри, Том; Мерриман, Джейн (1 октября 2017 г.), статуя Пальмиры, поврежденная Исламским государством, выставлена в Дамаске , Reuters, заархивировано из оригинала 17 ноября 2020 г. , получено 3 октября 2017 г.
- Маколифф, Джейн Даммен (2005), Энциклопедия Корана , том. 5, Брилл, ISBN 978-90-04-12356-4
- Монаган, Патрисия (2014), Энциклопедия богинь и героинь , Библиотека Нового Мира , ISBN 978-1-608-68218-8
- Мьюир, Уильям (1878), Жизнь Магомета (Полная бесплатная оцифрованная версия) , Kessinger Publishing Co, стр. 207
- Питерс, Фрэнсис Э. (1994), Мухаммед и истоки ислама , SUNY Press, ISBN 978-0-7914-1875-8 [ постоянная мертвая ссылка ]
- Петерсон, Дэниел К. (2007), Мухаммед, Пророк Божий , Wm. Издательство Б. Эрдманс, ISBN 978-0-8028-0754-0 , заархивировано из оригинала 04 апреля 2023 г. , получено 29 декабря 2016 г.
- Рабиновиц, Исаак (1956). «Арамейские надписи пятого века до нашей эры из североарабского святилища в Египте» . Журнал ближневосточных исследований . 15 (1). Чикаго , США : Издательство Чикагского университета : 1–9. дои : 10.1086/371302 . JSTOR 542658 . S2CID 161559065 . Архивировано из оригинала 1 января 2023 года . Проверено 1 января 2023 г.
- Робин, Кристиан Жюльен [на французском языке] (2005). «Южная Аравия, религии в доисламском периоде» . В Маколиффе, Джейн Даммен (ред.). Энциклопедия Корана . Лейден , Нидерланды : Издательство Brill . стр. 84–94. ISBN 978-9-004-12356-4 . Проверено 4 января 2022 г.
- Рубин, Ури (1997), Глаз смотрящего: жизнь Мухаммеда глазами первых мусульман: текстовый анализ , Darwin Press, ISBN 978-0-87850-110-6
- Робинсон, Нил (2013), Ислам: краткое введение , Routledge, ISBN 978-1-136-81773-1 , заархивировано из оригинала 04 апреля 2023 г. , получено 29 декабря 2016 г.
- Сайкс, Эгертон; Тернер, Патрисия (2014), Энциклопедия древних божеств , Рутледж, ISBN 9781136414374
- Табари, Аль (25 сентября 1990 г.), Последние годы Пророка , перевод Хусейна, Исмаила Курбана, State University of New York Press, ISBN 978-0-88706-691-7
- Тейлор, Джейн (2001), Петра и затерянное королевство набатейцев , IBTaurus, ISBN 978-1-86064-508-2
- Тейксидор, Хавьер (1979), Пантеон Пальмиры , Архив Брилла, ISBN 978-90-04-05987-0
- Заядин, Фаузи; Фарес-Драпо, Саба (1998). «Две североаравийские надписи из храма Лата в Вади Ираме» . Ежегодник Департамента древностей Иордании . 42 : 255–258. Архивировано из оригинала 30 ноября 2021 года . Проверено 4 августа 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Геродот, «История», книга 1, глава 131» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 26 января 2019 г.
- «Геродот, «История», книга 3, глава 8» . www.perseus.tufts.edu . Проверено 26 января 2019 г.
- «Лат, аль- - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com. Архивировано из оригинала 21 февраля 2013 года . Проверено 26 января 2019 г.