В другом месте
В другом месте | |
---|---|
Королева подземного мира | |
![]() Рельеф Аллани («Аллатум») из Язылыкая . | |
Другие имена | Аллату, Аллатум, Алланитум |
Главный культовый центр | возможно Хашшум или Зимудар |
Обитель | дворец в «Темной Земле» (хурритском подземном мире) |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Эрешкигаль |
Хеттский/лувийский эквивалент | Солнечная богиня Земли |
Хаттский эквивалент | Этот бой |
Угаритовый эквивалент | Арсай |
Аллани , также известный под аккадским названием Аллату (или Аллатум ), [ 1 ] была хурритской богиней подземного мира. Она также была связана с определением судьбы. Она была тесно связана с Ишхарой , и их можно было призывать или получать подношения вместе. Она также установила связь с другими божествами подземного мира из соседних культур, такими как месопотамская Эрешкигаль (которая в конечном итоге стала приравниваться к ней), анатолийская богиня Солнца Земли и лелуани и, возможно, угаритский Арсай . Предполагается, что ей в основном поклонялись в западных районах, населенных хурритами, хотя местонахождение ее главного культового центра неизвестно. Она засвидетельствована в текстах с таких сайтов, как Тигунани , Туттул и Угарит . Она также была включена в месопотамский пантеон и почиталась в Уре , Ниппуре и Сиппаре . хеттские Известны и источники, упоминающие ее.
Имя
[ редактировать ]Теоним происхождение и состоит из Аллани имеет хурритское слова аллай , госпожа, и артикля -ни . [ 2 ] Было отмечено, что простые теонимы, подобные эпитетам, были обычным явлением в хурритской традиции, другим хорошо засвидетельствованным примером является Шаушка , «великий». [ 3 ] В текстах, написанных угаритским алфавитом , имя Аллани передавалось как aln . [ 4 ] Аккадская форма — Аллатум. [ 5 ] В 1980 году Уилфред Дж. Ламберт предположил, что Аллатум, которого он понимал как то же божество, что и Эрешкигаль по происхождению, был женским аналогом и, возможно, женой второстепенного месопотамского бога, связанного с подземным миром , Аллы . [ 6 ] [ а ] Однако Гернот Вильгельм уже заявил в 1989 году, что для названия Аллатум не было предложено убедительной аккадской этимологии, [ 8 ] и теперь решено, что это было производное от Аллани. [ 9 ] [ 10 ] Альфонсо Арчи предполагает, что эта форма имени первоначально возникла в Сирии , а оттуда достигла Месопотамии . [ 1 ] В Эмаре , древнем городе в Сирии, использовались обе формы. [ 11 ] Следующий вариант, Аллантум, засвидетельствован в текстах Тигунани . [ 12 ] Оно отличается от обычного варианта Аллатум, но также представляет собой сочетание базового хурритского имени с аккадским женским суффиксом . [ 13 ]
Характер
[ редактировать ]Аллани считалась царицей подземного мира в хурритской религии . [ 14 ] Согласно хурритским текстам, она жила во дворце у ворот «Тёмной Земли» (хуррит: тимри эже ), страны мёртвых. [ 15 ] В продолжение этой роли она также была одним из божеств, принимавших участие в определении судеб смертных. [ 16 ] Ее можно было бы назвать «болтом земли». [ 17 ] негри эшениве . [ 18 ] [ б ] Этот эпитет отражал ее связь с подземным миром, а слово «земля» служило эвфемизмом. [ 16 ] Еще один титул, присвоенный ей, был Сидури , «молодая женщина». [ 15 ] Соответственно, считалось, что она выглядела молодо. [ 19 ] Как указывают тексты, относящиеся к празднику Кишува , считалось, что она носила синюю одежду, цвет которой предположительно ассоциировался со смертью. [ 5 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Как и две другие наиболее почитаемые хурритские богини, Ишхара и Шаушка, Аллани считалась незамужней. [ 20 ] В единственном тексте упоминается «дочь Аллатума», что, по мнению Фолькерта Хааса, является единственным упоминанием о том, что у этой богини были дети. [ 21 ] Петр Тарача идентифицирует упомянутую дочь как Чепат , [ 22 ] но, по словам Луиса Фелиу, возможно, Шалаш считалась ее матерью. [ 23 ]
связь между Аллани и первобытными хурритскими божествами . Также засвидетельствована [ 24 ] Считалось, что эта группа обитает в подземном мире. [ 25 ]
Аллани и другие хурритские богини
[ редактировать ]Аллани часто упоминался рядом с Ишхарой , которая также была связана с преступным миром в хурритской религии . [ 26 ] [ 16 ] Связь между этими двумя богинями присутствует уже в документах периода Ура III . [ 27 ] [ 9 ] В ритуале Аллайтурахи Аллани вызывается вместе с Ишхарой, чтобы защитить дом от демонических сил. [ 28 ] В инструкциях к фестивалю Кишува упоминается одежда статуй, представляющих Аллани и Ишхару: первая получила синюю одежду, а вторая - идентичную красную. [ 29 ] Почитание их как пары было примером более широкого явления, часто засвидетельствованного в хурритских источниках, поклонения парам божеств со схожими целями, как если бы они составляли единое целое, с другими примерами, включая Шаушки служанок Нинатту и Кулитту , богинь судьбы. Хутена и Хутеллура , Чепат и ее сын Шаррума , [ 30 ] и астральные божества Пиникир и ДИНГИР.ГЕ6 , так называемая Богиня Ночи . [ 31 ] В некоторых случаях Аллани и Ишхара могли получить одно подношение совместно. [ 32 ]
Другой хурритской богиней, связанной с подземным миром и иногда появляющейся вблизи Аллани, была Шувала , хотя чаще ее ассоциировали с Набарби . [ 33 ] Эдвард Липински утверждает, что Шувала был тем же божеством, что и Аллани. [ 34 ] но в текстах из Ура они появляются вместе как два разных божества. [ 35 ] и Хаттуса . [ 36 ]
Предположительно из-за своей роли божества, связанного с судьбой, Аллани ассоциировалась с Хутеной и Хутеллурой. [ 37 ]
Аллани и Эрешкигаль
[ редактировать ]На характер Аллани отчасти повлияла месопотамская богиня Эрешкигаль . [ 16 ] который аналогичным образом был связан с преступным миром . [ 38 ] Шумерограмма д ЭРЕШ.КИ.ГАЛ может использоваться для обозначения имени Аллани в хеттских источниках. [ 39 ] Однако неясно, считались ли две богини аналогичными уже в период Ура III . [ 27 ] Иеремия Петерсон отмечает, что они встречаются отдельно друг от друга в нестандартном списке древневавилонских богов из Ниппура . [ 40 ] По мнению Дорис Пречел , старейшим свидетельством связи между ними является древневавилонский предшественник списка богов Ан = Анум , в котором они появляются последовательно. [ 27 ] Другой текст, принадлежащий этому жанру того же периода, отождествляет Аллатум как с Эрешкигаль, так и с термином Иркалла , которому в этом контексте предшествует так называемый «божественный определитель » и, таким образом, он рассматривается как теоним, а не как название места. [ 41 ] Это слово лучше всего засвидетельствовано как название подземного мира в литературных текстах и может представлять собой аккадский перевод шумерского слова уругал (вариант: erigal ), [ 42 ] «великий город», аналогично обозначающий страну мертвых. [ 43 ] Прямое уравнение между Аллатумом и Эрешкигаль также подтверждается в Ан = Анум (таблица V, строка 213). [ 40 ] По мнению Натана Вассермана, имя Аллатум также обозначает Эрешкигаль в заклинании, посвященном богине медицины Гуле . [ 44 ] Он считает, что последний помог пациенту-ребенку, швы на черепе которого были ослаблены Аллатумом, и их пришлось снова зашить. [ 45 ] В кратком повествовании, включенном в этот текст, также упоминается Син , но неясно, как три задействованных божества были связаны друг с другом. [ 44 ] В так называемом « Видении ассирийского принца подземного мира » обращение к Аллатуму главным героем, принцем Куммой, предположительно является случаем, когда это имя также используется как синоним Эрешкигаль. [ 46 ] В более позднем разделе повествования Эрешкигаль появляется под своим основным именем. [ 47 ]
Аллани и божества анатолийского преступного мира
[ редактировать ]В Киццуватне Аллани стали отождествлять с местным божеством подземного мира, так называемой « Солнечной богиней Земли ». [ 16 ] Связь между ними впервые документально зафиксирована в середине второго тысячелетия до нашей эры. [ 48 ] Гернот Вильгельм предполагает, что анатолийская богиня могла быть хтоническим аспектом хаттийской богини солнца по происхождению. [ 15 ] Петр Тарача вместо этого классифицирует ее как лувийское божество и отмечает, что, несмотря на ее связь с подземным миром, ее характер мог быть сравним с характером угаритской богини Шапаш до того, как она была изменена в результате развития ассоциации с Аллани под хурритским культурным влиянием. . [ 49 ] Несмотря на развитие этой связи, сама Аллани не приобрела характеристик солнечного божества. [ 15 ] В Киццуватне , где две богини считались идентичными, они руководили ритуальным очищением и, как полагали, сберегали зло и нечистоту в своем королевстве. [ 16 ] Было высказано предположение, что Гульшеши , принадлежавшие к свите богини Солнца Земли, были созданы по образцу Хутены и Хутеллуры , которые были связаны с Аллани. [ 49 ]
Под своим месопотамским именем Аллатум Аллани стала ассоциироваться с Лелуани , первоначально богом-мужчиной из хаттского пантеона, который из-за этого уравнения стал рассматриваться как богиня, о чем уже свидетельствуют источники, датированные правлением хеттского царя Хаттушили III . [ 50 ] Петр Тарача утверждает, что имя Лелуани было фактически присвоено Аллатуму, который, как он предполагает, почитался как отдельная фигура от Аллани в Анатолии . [ 16 ] Альфонсо Арчи отмечает, что д АЛЛАТУМ, Лелуани и д ЭРЕШ.КИ.ГАЛ, Аллани, может встречаться в одних и тех же текстах отдельно друг от друга, что указывает на то, что эти двое не считались напрямую одним и тем же после того, как Лелуани была переинтерпретирована как женское божество. [ 39 ]
Аллан и Арсей
[ редактировать ]Возможно, что в Угарите Арсай , одна из дочерей местного бога погоды Ваала , рассматривалась как эквивалент Аллани (Аллатума), и, как и она, она могла быть божеством, связанным с подземным миром. [ 51 ] Фолькерт Хаас предположил, что эта связь отражена в последовательном размещении Арсая и Ишхары в одном из угаритских списков подношений. [ 52 ] Однако Стив А. Виггинс подчеркивает, что важно сохранять осторожность при попытке определить роли плохо подтвержденных угаритских божеств , таких как дочери Ваала, полностью основываясь на характере их предполагаемых эквивалентов. [ 53 ]
Поклонение
[ редактировать ]По словам Гернота Вильгельма , на основании доступных источников можно предположить, что Аллани поклонялись главным образом в западных хурритских регионах. [ 8 ] Альфонсо Арчи описывает ее как одну из главных хурритских богинь после Ишхары и Шаушки . [ 54 ] Она появляется в списках подношений ( калути ), ориентированных на Чепат , в которых ее обычно помещают после Ишхары и перед парой Умбу - Никкал . [ 55 ] Подобное перечисление божеств с Аллани, также помещенное после Ишхары, засвидетельствовано в ритуале Аммикатны из Киццуватны . [ 56 ]
Неизвестно, какой город считался главным культовым центром Аллани, поскольку документы периода Ура III, по-видимому, связывают ее с Зимударом, расположенным в районе Диялы , но в хеттских источниках она вместо этого связана с Хашшумом , возможно, отождествляемым с Хашуану из Эблы . тексты. [ 9 ] Она также засвидетельствована в корпусе текстов из Тигунани времен правления Тунипа-Тешуба ( старовавилонский период , ок. 1630 г. до н. э. ). [ 57 ] Она встречается в предзнаменовании аподоза . [ 13 ] Теофорные имена , упоминающие ее, были распространены главным образом в районе Тур Абдин , расположенном на юго-востоке современной Турции . [ 9 ] известен также единственный пример Из корпуса текстов из Туттула , Арип-Аллани, «Аллани дал (ребенка)». [ 58 ]
Аллани был также среди хурритских божеств, которым поклонялись в Угарите . [ 4 ] Списки подношений хурритов из этого города отражают обычаи тринадцатого века до нашей эры и показывают случайное включение угаритских божеств, таких как Эль и Анат , в хурритские церемонии. [ 59 ] В тексте RS 24.261, который содержит инструкции по ритуалу, посвященному Аштарту и Шаушке , написанному как на угаритском , так и на хурритском языке , [ 60 ] она упоминается в списке божеств, получивших подношения во время него, после Ишхары и до Никкала. [ 61 ] В RS 24.291 ритуал, продолжавшийся в течение трёх дней, был сосредоточен на Пидре , [ 62 ] она указана как получательница жертвенной коровы на второй день и двух баранов на третий. [ 63 ] списки подношений, в которых она фигурирует между Ишхарой и Хутена-Хутеллурой . Известны также [ 59 ]
Месопотамский прием
[ редактировать ]Под аккадской формой ее имени Аллани также поклонялись в Месопотамии. [ 16 ] Она была одним из иностранных божеств, которым поклонялись в Уре в период Ура III . [ 64 ] [ с ] Она могла быть занесена туда из районов, прилегающих к верхнему течению реки Хабур . [ 5 ] Подношения, сделанные ей, хорошо задокументированы в архиве царицы Шульги-симти наряду с подношениями таким богиням, как Ишхара , Белет Нагар , Белет-Шухнир и Белет-Террабан . [ 66 ] В административных документах из Пузриш-Дагана (Дрехема), подробно описывающих количество жертвоприношений различным божествам, Аллатум упоминается наряду как с иностранными, так и с месопотамскими божествами. [ 67 ] Принесение ей в жертву поросенка зафиксировано в тексте YBC 16473, но в отличие от другого домашнего скота эти животные не раздавались царской администрацией из Пузриш-Дагана. [ 68 ] по крайней мере один храм , посвященный Аллатуму, скорее всего, расположенный в Уре. Засвидетельствован [ 9 ] В двух текстах упоминаются сотрудники храмов Аллатума Аннунитума и Шувалы. , [ 35 ] Есть также свидетельства того, что она получала подношения во время обрядов, проводимых в честь умерших царей в этом городе. [ 69 ]
В Ниппуре Аллатума почитали вместе с другой группой божеств, чем в Уре: Энлилем и Нинлиль , Алла-гулой и Нингагией. [ 70 ] [ д ] В течение седьмого дня праздника Инанны , который проходил ежегодно в течение шестого месяца по местному календарю, она также получала подношения вместе с Идлуругу , богом, который олицетворял речные испытания . [ 72 ] Ей продолжали поклоняться в этом городе и в старовавилонский период . [ 73 ]
Единственное упоминание о храме Аллатума было обнаружено в корпусе текстов из древневавилонского Сиппара . [ 74 ] Это происходит в судебном процессе, датированном правлением Сабиума , и в остальном богиня не упоминается ни в каких источниках из этого города, что указывает на то, что ее культ имел небольшой размах и, возможно, не сохранялся в более поздние периоды. [ 75 ]
«Сборник предзнаменований старых вавилонских птиц » , руководство по гаданию, объясняющее, как интерпретировать знаки на туше жертвенной птицы, определяет одно возможное местонахождение зловещего красного пятна как предзнаменование Аллатума. [ 76 ] Было отмечено, что раздел, в котором она появляется, похоже, сосредоточен на божествах, которым поклоняются в основном в западных регионах, таких как Адад и Ишхара , и их соответствующих кругах. [ 77 ]
Хеттский прием
[ редактировать ]
Хеттский царь Хаттушили I перечислил Аллани (под именем Аллатум) как одно из божеств, статуи которых он привез в Хатти в качестве военной добычи, наряду с богом бури Алеппо , Леллури и горными богами Адалуром и Амаруком . [ 78 ] Хетты стали поклоняться ей как одному из божеств, принадлежащих государственному пантеону в среднехеттский период. [ 5 ]
Во время фестиваля Кишува , который был организован из Киццуватны царицей Пудухепой и должен был гарантировать удачу королевской чете, Аллани появляется рядом с «Тешубом Манузи », , Ишхарой , двумя ипостасями Нупатика Леллури ( пибит а)» и zalmatḫi — «Залмана(а)/Залмата») и Малия . [ 79 ] В текстах, описывающих ее, упоминается посвященный ей храм, в котором ее почитали наряду с Хутеной-Хутеллурой , Куррой, [ и ] Зимазалла и еще одно божество, имя которого не сохранилось. [ 81 ] подношение ( келди ). Оно обозначено как место, где царь должен был сделать ей [ 82 ]
В Язылыкая , святилище, расположенном недалеко от Хаттусы и связанном с религиозной практикой королевской семьи, находящейся под хурритским влиянием, [ 83 ] Аллани (Аллатум) изображен в процессии богинь, отражающих порядок калути , фигурами [де] Чепата являются Ишхара и Набарби . [ 84 ]
В текстах Эмара , отражающих хеттские традиции, также упоминается Аллани. [ 85 ]
Мифология
[ редактировать ]Аллани — одно из трех божеств, играющих главные роли в « Песне освобождения» , двое других — Тешуб и Ишхара. [ 86 ] Первый в какой-то момент спускается в подземный мир и принимает участие в банкете, проводимом Аллани вместе со своими врагами, « бывшими богами », поражение которых описано в цикле Кумарби , но большая часть остальной части повествования отсутствует, как и его заключение. и цель неясны. [ 87 ] Фолькерт Хаас предлагает понимать банкет в подземном мире как эпизод, сравнимый с месопотамским мифом о нисхождении Инанны в загробный мир , когда Тешуб был временно заключен в тюрьму в стране мертвых. [ 88 ] Эта интерпретация была критически оценена Евой фон Дассов, которая указывает, что Хаас не зависел от самого текста, поскольку в нем не было ссылки на бога погоды, заключенного в нем, и в своих публикациях вместо этого предлагал косвенные доказательства из несвязанных сочинений, таких как вышеупомянутый месопотамский миф или Овидия » «Метаморфозы . [ 89 ] Вместо этого она предполагает, что встреча будет сосредоточена на обсуждении разрушения Эблы , вокруг которого вращается большая часть сюжета композиции, поскольку это неизбежно приведет к притоку новых жителей в царство Аллани. [ 86 ] Гернот Вильгельм предполагает, что спуск Тешуба в подземный мир был призван облегчить его гнев из-за обращения с его человеческими последователями со стороны старейшин Эблы, описанного в других фрагментах того же текста: [ 90 ] хотя он также считает возможным, что в мифе отражены ритуалы, в которых умерший человек должен был войти в подземный мир и встретиться со своими предками в подземном мире. [ 91 ] Мэри Р. Бачварова предполагает, что встреча с Аллани связана с тем, что люди, о которых рассказывает Тешуб в других разделах мифа, предназначены для ухода за погребальными обрядами. [ 92 ] Вальтер Буркерт и Эрих Ной предположили, что Аллани руководил примирением между Тешубом и его врагами. [ 87 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Алле поклонялись в Эсаги, поселении, местонахождение которого остается неизвестным, и он также засвидетельствован как суккал (божество-помощник) Нингишзиды . [ 7 ]
- ^ Было отмечено, что термин «негри» может также обозначать границу или берег реки . [ 18 ]
- ^ Другие примеры включают Белет Далатим, Белет-Шухнир, Белет-Террабан , Хабуритум , Шаушка , Даган , [ 64 ] Ишхара [ 65 ] и Шувала . [ 35 ]
- ↑ Нигагия, «хозяйка монастыря», была местной богиней из этого города. [ 71 ]
- ^ Возможная поздняя форма эблаитского бога Куры , которая не засвидетельствована после падения Эблы . [ 80 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Архи 2013а , с. 17.
- ^ Хаас 2015 , с. 309.
- ^ Арки 2013 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б Война 2021 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б с д Хаас 2015 , с. 405.
- ^ Ламберт 1980 , стр. 63–64.
- ^ Ламберт 1980 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 1989 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б с д и Шарлах 2002 , с. 99.
- ^ Хаас 2015 , с. 131.
- ^ Бекман 2002 , с. 40.
- ^ Де Зорзи 2017 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 73.
- ^ Архи 2013a , с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Вильгельм 2014 , с. 346.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Тарача 2009 , с. 124.
- ^ Архи 2013a , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 130.
- ^ Хаас 2015 , с. 300.
- ^ Архи 2020 , с. 20.
- ^ Хаас 2015 , с. 563.
- ^ Тарача 2009 , с. 121.
- ^ Фелиу 2003 , с. 302.
- ^ Хаас 2015 , с. 113.
- ^ Тарача 2009 , с. 125.
- ^ Мурат 2009 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с Пречел 1996 , с. 188.
- ^ Хаас 2015 , с. 399.
- ^ Хаас 2015 , с. 849.
- ^ Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Миллер 2008 , с. 68.
- ^ Хаас 2015 , с. 400.
- ^ Швемер 2001 , стр. 409–410.
- ^ Липинский 2016 , стр. 140.
- ^ Jump up to: а б с Швемер 2001 , с. 409.
- ^ Тремуй 2013 , с. 374.
- ^ Тарача 2009 , стр. 124–125.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 127.
- ^ Jump up to: а б Архи 2013a , стр. 16–17.
- ^ Jump up to: а б Петерсон 2009 , с. 95.
- ^ Горовиц 1998 , с. 289.
- ^ Горовиц 1998 , с. 288.
- ^ Горовиц 1998 , с. 351.
- ^ Jump up to: а б Вассерман 2008 , с. 83.
- ^ Вассерман 2008 , с. 82.
- ^ Локтионов 2016 , с. 40.
- ^ Локтионов 2016 , с. 41.
- ^ Хаас 2015 , с. 133.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 109.
- ^ Вильгельм 2014 , с. 345.
- ^ Виггинс 2003 , стр. 96–97.
- ^ Хаас 2015 , стр. 557–558.
- ^ Виггинс 2003 , с. 84.
- ^ Архи 2013 , с. 10.
- ^ Тарача 2009 , с. 119.
- ^ Хаас 2015 , с. 376.
- ^ Зорзи 2017 , стр. 126–127.
- ^ Рихтер 2010 , с. 510.
- ^ Jump up to: а б Швемер 2001 , с. 547.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Парди 2002 , с. 96.
- ^ Парди 2002 , с. 98.
- ^ Jump up to: а б Шарлах 2002 , с. 94.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 71.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 209.
- ^ Кац 2007 , с. 176.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 199.
- ^ Кац 2007 , с. 182.
- ^ Апрель 2017 г. , с. 264.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , стр. 73.
- ^ Шнайдер 2022 , с. 748.
- ^ Чарльз 2002 , с. 100.
- ^ Харрис 1975 , с. 152.
- ^ Майерс 2002 , с. 142.
- ^ Анор и Коэн, 2021 , с. 57.
- ^ Анор и Коэн, 2021 , с. 59.
- ^ Sazonov 2019 , p. 68.
- ^ Тарача 2009 , с. 138.
- ^ Архи 2019 , с. 44.
- ^ Хаас 2015 , стр. 849–850.
- ^ Хаас 2015 , с. 857.
- ^ Тарача 2009 , с. 93.
- ^ Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Пречел 1996 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Дассов, 2013 , с. 128.
- ^ Jump up to: а б Вильгельм 2013 , с. 188.
- ^ Хаас 2015 , с. 260.
- ^ фон Дассов 2013 , с. 156.
- ^ Вильгельм 2013 , с. 191.
- ^ Вильгельм 2013 , стр. 188–189.
- ^ Бачварова 2013 , с. 304.
Библиография
[ редактировать ]- Анор, Нетанель; Коэн, Йорам (2021). «Птица в небе - коллекции вавилонских птичьих предзнаменований, астральные наблюдения и манзазу» . «Ревю ассириологии и восточной археологии» . 115 (1). КЭРН: 51–80. дои : 10.3917/сборка.115.0051 . ISSN 0373-6032 . S2CID 246562402 .
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2013a). «Анатолийские богини-судьбы и их различные традиции» . Разнообразие и стандартизация . Де Грютер. стр. 1–26. дои : 10.1524/9783050057576.1 . ISBN 978-3-05-005756-9 .
- Арчи, Альфонсо (2019). «Самаган и апрельские мулы. Сирийские боги в шумерском обличии» Между Сирией и горной местностью: исследования в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Издательство Arbor Sapientiae. ISBN 978-88-31341-01-1 . OCLC 1137837171 .
- Арчи, Альфонсо (2020). «Ишхара и Аштар в Эбле: некоторые определения». Третье тысячелетие . БРИЛЛ. стр. 1–34. дои : 10.1163/9789004418080_002 . ISBN 9789004418080 . S2CID 213456127 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Бачварова, Мэри Р. (2013). «Хурро-хеттская песня освобождения (Разрушение города Эбла)» . Боги, герои и монстры: сборник греческих, римских и ближневосточных мифов . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-064481-9 . OCLC 967417697 .
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Де Зорзи, Никла (2017). «Тератомантия в Тигунануме: структура, герменевтика и мировоззрение корпуса предзнаменований Северной Месопотамии» . Журнал клинописных исследований . 69 (1). Издательство Чикагского университета: 125–150. дои : 10.5615/jcunestud.69.2017.0125 . ISSN 0022-0256 . S2CID 164610004 .
- Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Бостон: БРИЛЛ. ISBN 90-04-49631-9 . OCLC 1288215998 .
- Хаас, Волкерт (2015). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 20 мая 2023 г.
- Горовиц, Уэйн (1998). Месопотамская космическая география . Айзенбрауны. ISBN 978-0-931464-99-7 . Проверено 20 мая 2023 г.
- Кац, Дина (2007). «Шумерские погребальные ритуалы в контексте» . Исполнение смерти: социальный анализ погребальных традиций на древнем Ближнем Востоке и в Средиземноморье . Чикаго: Восточный институт Чикагского университета. ISBN 978-1-885923-50-9 . OCLC 156832396 .
- Ламберт, Уилфред Г. (1980). «Теология смерти». Смерть в Месопотамии . Копенгаген: Академическая пресса. ISBN 87-500-1946-5 . OCLC 7124686 .
- Липинский, Эдвард (2016). «Хурриты и их боги в Ханаане» . Rocznik Orientalistyczny/Ежегодник востоковедения (на польском языке). 69 (1) . Проверено 16 февраля 2022 г.
- Локтионов, Александр Александрович (2016). «Египтизирующий» преступный мир судит ассирийского принца? Новые перспективы НДС 10057» . Журнал древней истории Ближнего Востока . 3 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 39–55. дои : 10.1515/janeh-2016-0012 . ISSN 2328-9554 . S2CID 58944932 .
- Миллер, Джаред Л. (2008). «Настройка Богини Ночи отдельно» . Анатолийские интерфейсы: хетты, греки и их соседи: материалы Международной конференции по межкультурному взаимодействию, 17-19 сентября 2004 г., Университет Эмори, Атланта, Джорджия . Оксфорд: Книги Оксбоу. ISBN 978-1-84217-270-4 . OCLC 880878828 .
- Мурат, Лейла (2009). «Богиня Ишара» . Университет Анкары, факультет языков, истории и географии, исторический факультет, журнал исторических исследований . 45 .
- Майерс, Дженни (2002). Пантеон Сиппара: диахроническое исследование (доктор философии).
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Петерсон, Иеремия (2009). Списки богов из Старого Вавилонского Ниппура в Университетском музее Филадельфии . Мюнстер: Угарит Верлаг. ISBN 978-3-86835-019-7 . OCLC 460044951 .
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грютер. ISBN 978-1-61451-426-8 . Проверено 20 мая 2023 г.
- Пречел, Дорис (1996). Богиня Ишхара: вклад в древнюю религиозную историю Ближнего Востока (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 3-927120-36-7 . OCLC 34994294 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Сазонов, Владимир (2019). «Некоторые заметки об эволюции хеттских царских летописей» . Литературные изменения в Месопотамии и за ее пределами, а также Маршруты и путешественники между Востоком и Западом. Материалы 2-го и 3-го семинара Меламму . Мюнстер: Зафон. ISBN 978-3-96327-066-6 . OCLC 1257072825 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Шнайдер, Бернхард (2022). «Ниппур: Город Энлиля и Нинурты». Именование и картографирование богов Древнего Средиземноморья . Де Грютер. стр. 745–762. дои : 10.1515/9783110798432-039 . ISBN 978-3-11-079843-2 .
- Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-68-4 . OCLC 48399212 .
- Шарлах, Тоня (2017). Собственный бык: царские жены и религия при дворе третьей династии Ура . Исследования древних записей Ближнего Востока. Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN 978-1-5015-0526-3 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Харрассовиц. ISBN 978-3447058858 .
- Тремуй, Мари-Клод (2013), «Шувала» , Reallexikon der Assyriologie (на французском языке) , получено 16 февраля 2022 г.
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- фон Дассов, Ева (2013). «Соединяя песню освобождения» . Журнал клинописных исследований . 65 . Американские школы восточных исследований: 127–162. дои : 10.5615/jcunestud.65.2013.0127 . ISSN 2325-6737 . S2CID 163759793 .
- Вассерман, Натан (2008). «О пиявках, собаках и богах в древневавилонских медицинских заклинаниях» . Журнал ассириологии и восточной археологии . 102 . Presss Universitaires de France: 71–88. дои : 10.3917/сборка.102.0071 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 23281369 . Проверено 20 февраля 2023 г.
- Виггинс, Стив А. (2003). «Пидрей, Таллай и Арсей в цикле Ваала» . Журнал северо-западных семитских языков . 29 (2).
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Вильгельм, Гернот (2013). «Спор об освобождении в Эбле: почему Бог Бури спускается в преисподнюю?» . Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale . 107 . Presss Universitaires de France: 187–191. дои : 10.3917/сборка.107.0187 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42771771 . Проверено 26 февраля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (2014), «Другой мир, божества подземного мира C. В Анатолии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 26 февраля 2022 г.