Jump to content

Идлуругу

Идлуругу
Главный культовый центр Идентификатор
Генеалогия
Супруг Дождь
Дети Шази

Идлуругу ( шумерский : i 7 -lú-ru-gú , также читайте Илуругу [ 1 ] ) или идентификатор ( д ИДЕНТИФИКАТОР) [ 2 ] был месопотамским богом, считавшимся одновременно речным божеством и божественным судьей. Он был олицетворением своего рода испытания испытанием , которое разделяло с ним свое название.

Идлуругу в основном поклонялись в Ид (современный Хит ). Однако он не был сильно связан с каким-либо местом, а скорее с испытанием только воды, и как таковой появляется в источниках из многих частей Древнего Ближнего Востока .

Термин i 7 -lú-ru-gú , «река, принимающая человека». [ 3 ] или «река, противостоящая человеку», могло относиться как к богу (в этом случае ему предшествовал знак дингир , обозначающий слово как имя божества), так и к процедуре. [ 4 ] Его также можно было бы назвать Ид. [ 2 ] Логограмма ИД с дингиром или без него также обозначала и саму процедуру. [ 2 ] Хотя обычно оно читалось как id , известны также случаи, когда вместо этого использовалось narum , аккадское слово, обозначающее реку. [ 2 ] Хотя нарум был грамматически женского рода, божество всегда считалось мужским. [ 5 ] Имена использовались взаимозаменяемо. [ 6 ] Различные формы засвидетельствованы в теофорных именах, например Нарум-илу, Идлуругу-наид или Ид-аби. [ 3 ]

Еще два имени Идлуругу перечислены в списке богов Ан = Анум , Идгал и Идсилим. [ 7 ] Кроме того, божество с таким же названием, Лугалидда («король реки»), появляется в нем рядом с Лугалааббой , морским богом, и, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, может представлять собой космическую реку. [ 8 ]

Характер

[ редактировать ]

Поскольку Идлуругу является олицетворением процедуры испытаний, исследователи считают его одним из месопотамских божеств права. [ 7 ] Как отмечал Дитц-Отто Эдзард , он не обязательно воплощал какую-то конкретную реку, а скорее реки в целом и особенно концепцию испытания водой. [ 5 ] Было высказано предположение, что Идлуругу, как полагали, уносил виновных в подземный мир и что как таковой он представлял реку подземного мира Хубур . [ 9 ] Бог по имени Лугал-Хубур, «повелитель Хубура», известен из списка божеств подземного мира. [ 10 ] Хубур не следует путать с настоящей рекой Хабур . [ 11 ]

Нет никаких указаний на то, что речной бог был связан с каким-либо конкретным топографическим объектом на юге Месопотамии, и он всегда появляется в связи с установлением речного испытания, а не как божественное олицетворение реального водоема. [ 12 ] другие божества могли быть связаны с конкретными реками Однако в месопотамской религии . Например, Ирхан представлял западный рукав Евфрата . [ 13 ] в то время как Хабуритум , которому поклонялись при дворе Третьей династии Ура (хотя, вероятно, родом из Сикани), считается олицетворением Хабура. [ 14 ] Бурануна, древнее название Евфрата, также можно рассматривать как имя божества, особенно на марийском языке , хотя такая возможность также подтверждается раннединастическим месопотамским списком богов из Фары. [ 6 ] Турул, древнее название Диялы , могло выступать в качестве теофорного элемента в личных именах, указывая на то, что эта река тоже временами обожествлялась. [ 15 ]

Утверждалось, что еще во времена правления Гудеа Идлуругу мог быть связан с битумом и серой . [ 16 ]

[ редактировать ]

Испытание испытанием хорошо засвидетельствовано в месопотамских источниках и, как и в случае с обычаями, упоминаемыми этим термином из других областей и периодов времени, включало испытание, во время которого одна из обеих участвующих сторон должна была подвергнуться воздействию определенного вещества. , причем тот, кто вышел невредимым, считался победителем, определенным высшими силами. [ 2 ] В Месопотамии было известно только испытание водой. [ 2 ] Он использовался уже в саргонический период и оставался частью месопотамской культуры до времен Нововавилонской империи . [ 2 ] упоминаний касситского периода . Особенно много [ 17 ] Он известен как из Вавилонии, так и из Ассирии, а также из некоторых частей Анатолии, из Нузи и из Элама . [ 2 ] особенно Сузы . [ 17 ] Хотя это также засвидетельствовано в Мари , по большей части не известно ни одного случая в Сирии до периода неоассирийского правления. [ 2 ]

Его использовали, когда не было никаких письменных или устных доказательств, что, согласно древней месопотамской юриспруденции, означало, что дело должно было быть решено посредством власти божества. [ 4 ] Сторонами в тех случаях, когда можно было использовать этот процесс, всегда были частные лица, находящиеся под юрисдикцией одного и того же монарха, а не королевств. [ 4 ] В древнейших источниках мытарства были односторонними, ответчик принимал их в Ассирии и Вавилонии, а истец — в Эламе, но позднее двусторонние мытарства стали нормой. [ 4 ] Третье лицо может выступать в качестве представителя одной из сторон и вести судебное разбирательство от ее имени. [ 4 ] Если сторона отказывалась это сделать, дело считалось проигранным. [ 18 ] Источники в Мари сообщают, что участники должны были проплыть определенное расстояние по реке. [ 19 ] Процедура не обязательно должна была привести к смерти, например, в Нузи было принято следить за тем, чтобы человек, проводивший ее, выжил. [ 19 ] Хотя многие упоминания о людях, умирающих или ожидающих смерти во время суда, известны у марийцев древневавилонского периода, неовавилонский литературный текст указывает на то, что к этому времени смерть во время суда считалась необычной. [ 20 ]

В то время как правовые кодексы , такие как Кодекс Ур-Намму и Кодекс Хаммурапи , предписывают использование речных мытарств только в случаях супружеской измены (в последнем документе дополнительно уточняется, что только в том случае, если это приведет к публичному скандалу) и колдовства. Есть также сообщения об испытаниях, предпринимавшихся в делах о собственности, государственной измене и святотатстве, а также в Нузи и Эламе в качестве формы обращения. [ 4 ] Полномочия, ответственные за инициирование процедуры, по-видимому, различаются в зависимости от источника: в различных документах упоминаются короли, судьи, священники, губернаторы или просто сами истцы. [ 4 ]

Идлуругу был главным богом, связанным с процедурой, но по отношению к ней можно было призывать и других божеств, например Энки (или его аккадского аналога Эа), а также его жену Дамкину и их сына Асаллухи . [ 21 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Культовым центром Идлуругу, а также местом, где можно было провести испытание водой, был Ид (современный Хит ) на Евфрате. [ 18 ] Известны случаи, когда сюда для участия в суде прибывали люди с запада, например, от Эмара , и с востока, вплоть до Элама, помимо жителей Мари и северной Месопотамии. [ 18 ] На юге, по крайней мере, начиная со среднего вавилонского периода, традиционным центром речных испытаний, по-видимому, был Парак-Мари, скорее всего, расположенный в неизвестной в настоящее время области к югу от Ниппура . [ 18 ] В нововавилонском тексте, известном как Навуходоносор, Царь Справедливости , испытание происходит недалеко от Сиппара . [ 18 ]

Два храма речного бога занесены в так называемый «Канонический список храмов», хотя их местонахождение неизвестно. [ 22 ] Один из них просто носил название Э-Идлуругу («дом Идлуругу»), а название другого сохранилось не полностью, но также содержит имя Идлуругу. [ 22 ] Их не следует путать с Э-идлуругукаламма («Дом речных испытаний земли»), храмом Нингала в Уре. [ 23 ] В более поздние времена Идлуругу и его жене Кише также поклонялись в Ассуре , где у них было культовое место возле колодца в храмовом комплексе Эшарра. [ 23 ]

В некоторых городах ежегодный ритуал включал очищение богини в реке, связанной с Идлуругу. [ 18 ] В праздновании участвовали Нингаль в Уре, Бау в Уруке, Нанше в Нине и Нунгал или Нинегал в Исине. [ 18 ] Обряд, связанный с Илуругу, также проводился в Ниппуре во время праздника Инанны в период Ура III. [ 24 ] Два более поздних текста из Ниппура, Астролябия B и Ниппурский сборник , также указывают на то, что в этом городе обряды Илуругу были связаны с Иштар. [ 25 ]

В надписи Шульги из Ура называл речного бога своим господином. [ 5 ] совершала в Уре царица Нин-калла . Подношения ему в тот же период [ 26 ] Он также присутствует в текстах Пузриш-Дагана , Уммы и Гирсу . [ 27 ] Упоминание Идлуругу как королевского «господина» также известно из письма короля Зимри-Лима . Мари [ 3 ]

Теофорные имена, вызывающие Ид, уже известны из раннединастического и саргонического периодов, ранние примеры включают Ид-лаба и Иди-Ид. [ 5 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

Женой Идлуругу была Киша. [ 28 ] Ее называли «хорошей женщиной» ( нет nunus šaga ), что, по мнению Уилфреда Г. Ламберта, могло указывать на то, что ее имя понималось как «прекрасная земля». [ 28 ] Он предполагает, что эту пару можно представить как божества с космогоническим значением, изначальную пару, состоящую из воды и земли, альтернативу более известной паре неба ( Ану ) и земли ( Ки или Ураш ). [ 28 ] В последней копии списка богов Вейднера, состоящей из двух столбцов, Ид и Киша объясняются как Эа и Дамкина . [ 28 ]

Сыном Идлуругу и Киши был бог Шази, [ 29 ] который отвечал за осуждение человека, пережившего речное испытание в источниках из Элама. [ 19 ] В тексте из Суз упоминается, что считалось, что он разбивал головы тем, кто ставил под сомнение обязательные контракты. [ 19 ] Уилфред Г. Ламберт предложил понимать Шази как аналог Шазу, одного из имен Мардука в « Энума Элиш» , указывая, что отождествление его родителей с Энки и Дамкиной позволило бы приравнять его к Асаллухи и, следовательно, к Мардук в расширенном смысле. [ 29 ] В остальном Шазу неизвестен, за исключением двух упоминаний в пояснительных списках имен Мардука, которые, однако, не считают его именем реки или божества-судьи. [ 30 ] В гимне Син-Иддинам из Ларсы Асаллухи назван сыном Идлуругу. [ 31 ]

Суккалом » ) (божественным « визирем Идлуругу был Нер-э-тагмил. [ 32 ] Его имя означает «убей, не жалей». [ 3 ] Он известен по списку богов Ан = Анум , по одному фрагменту заклинания, [ 3 ] и из надписи Шамши-Адада V , которая идентифицирует его как одного из богов, которым поклоняются в Дере . [ 32 ] В одном тексте имя Нер-э-тагмил идентифицируется как титул Нергала, а не как отдельное божество. [ 32 ] Нер-э-тагмил считается одним из суккалов, которые были обожествленными олицетворениями конкретных приказов своих хозяев, подобно Этурамми («не ослабляй»), суккалу Биртума , Угуру («разрушить»), суккалу Нергал, или Ташме-зикру («она слушает команды»), [ 33 ] суккал Ишхары . [ 34 ]

Фрагмент мифа, известный по копии из Эблы, упоминает божественный суд, на котором Идлуругу ( д ИД) принимает участие вместе с богом Солнца Шамашем и Иштараном . [ 35 ] Оба этих бога уже считались божественными судьями в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 36 ] В гимне Уту говорится, что Идлуругу не может выносить суждения без присутствия бога Солнца. [ 6 ]

тюремная богиня Манунгал вместе со своим окружением наблюдает за речными испытаниями. Считалось, что [ 37 ] В « Гимне Нунгал » упоминается ее суккал, Ниндимгуль («женщина- швартовый шест»), спасающая участника испытания, потому что он подчиняется приговору. [ 19 ]

Предлагая списки периода Ура III, Идлуругу обычно появляется в компании богов, связанных с подземным миром . [ 6 ] Например, он получил подношения вместе с Аллатум на седьмой день празднования сизкура , посвященного ей. [ 1 ] Пара Лугал-ирра и Месламта-эа тоже иногда была связана с речными испытаниями и ее богом. [ 6 ]

В плачах Идлуругу мог появиться рядом с Энки, Дамкиной, а также Амурру , в данном случае, видимо, считавшимся богом, связанным с Эриду . [ 38 ]

Идлуругу и угаритский ṯpṭ nhr

[ редактировать ]

Неясно , существовала ли связь между Идлуругу и ṯpṭ nhr , эпитетом угаритского морского бога Яма , который можно перевести как «Река судьи». [ 7 ] Первое слово, ṯpṭ , является родственным еврейскому слову шопхет. [ 39 ] и аккадский šāpaṭu(m) , значение которого более точно можно перевести как «давать указы». [ 40 ] Герберт Ниер утверждает, что ṯpṭ nhr вместо этого следует переводить как «Река Правителя» и отражает власть Яма над сладкой водой, поскольку нет убедительных доказательств того, что в Угарите когда-либо проводились испытания водой. [ 41 ] Однако, по мнению Айчи Рахмуни, можно смело предположить, что этот эпитет отражает ту же роль Яма, которую играл Идлуругу в Месопотамии. [ 39 ] Она также отмечает, что иногда предполагается, что «река», упомянутая в этом эпитете ( nhr ), изначально была отдельным божеством от Яма, Нахара, хотя в известных угаритских текстах оба встречаются параллельно, что указывает на то, что они относятся к одному божеству. [ 42 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Саллабергер 1993 , с. 46.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Солдт 2005 , с. 124.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и Ламберт 2013 , с. 430.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Солдт 2005 , стр. 125.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Эдзард 1980 , с. 27.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Вудс 2005 , с. 32.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 2008 , с. 359.
  8. ^ Ламберт 1987 , с. 142.
  9. ^ Зельц 1995 , с. 2017.
  10. ^ Ламберт 2013 , с. 241.
  11. ^ Ламберт 2013 , с. 244.
  12. ^ Вудс 2005 , с. 43.
  13. ^ Виггерманн 1998 , с. 570.
  14. ^ Чарльз 2002 , с. 104.
  15. ^ Чарльз 2002 , с. 93.
  16. ^ Зельц 1995 , с. 205.
  17. ^ Перейти обратно: а б Садок 2018 , с. 153.
  18. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Солдт 2005 , с. 126.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и Солдт 2005 , с. 127.
  20. ^ Солдт 2005 , стр. 127–128.
  21. ^ Солдт 2005 , стр. 126–127.
  22. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , стр. 103–104.
  23. ^ Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 104.
  24. ^ Зеттлер и Саллабергер 2011 , с. 2.
  25. ^ Тенни 2016 , с. 175.
  26. ^ Апрель 2017 , стр. 264–265.
  27. ^ Зеттлер и Саллабергер 2011 , с. 40
  28. ^ Перейти обратно: а б с д Ламберт 1980 , с. 620.
  29. ^ Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 484.
  30. ^ Ламберт 2013 , стр. 484–485.
  31. ^ Ламберт 2013 , с. 253.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Креберник 1998 , с.215.
  33. ^ Виггерманн 1987 , с. 22.
  34. ^ Креберник 2013 , с. 474.
  35. ^ Креберник 1992 , с. 85.
  36. ^ Креберник 2008 , с. 355.
  37. ^ Солдт 2005 , с. 128.
  38. ^ Шарлах 2002 , с. 97.
  39. ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 314.
  40. ^ Вудс 2005 , с. 44.
  41. ^ Ниер 2016 , с. 143.
  42. ^ Рахмуни 2008 , стр. 314–315.

Библиография

[ редактировать ]
  • Эдзард, Дитц-Отто (1980), «Ид (Божество)» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 апреля 2022 г.
  • Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN  0-931464-80-3 . ОСЛК   27813103 .
  • Креберник, Манфтед (1992). «Месопотамские мифы в Эбле: ARET 5, 6 и ARET 5, 7» . Литература и литературный язык в Эбле . Семитские тетради. Кафедра лингвистики Флорентийского университета. doi : 10.11588/пропилаеумдок.00002790 . Проверено 28 апреля 2022 г.
  • Креберник, Манфред (1998), "Nēr-ē-tagmil" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 апреля 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2008), «Судья Бог (и)» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 28 апреля 2022 г.
  • Креберник, Манфред (2013), «Tašme-zikrī/u» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 28 апреля 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Киша» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 апреля 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (1987), «Лугал-идда» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 апреля 2022 г.
  • Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-861-9 . OCLC   861537250 .
  • Ниер, Герберт (2016), «Ямму» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 2 апреля 2022 г.
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Саллабергер, Вальтер (1993). Культовый календарь периода Ура III . Де Грютер. дои : 10.1515/9783110889253 . ISBN  978-3-11-013932-7 .
  • Зельц, Гебхард Дж. (1995). «Заплатите перевозчику! Лексико-культурно-исторический очерк значений аддира». Древние исследования Ближнего Востока . 22 (2). Де Грютер. дои : 10.1524/aofo.1995.22.2.197 . ISSN   2196-6761 . S2CID   163522818 .
  • Шарлах, Тоня (2002). «Иностранные влияния на религию двора Ура III» . Общие исследования и раскопки в Нузи 10/3 . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN  1-883053-68-4 . OCLC   48399212 .
  • Шарлах, Тоня (2017). Собственный Бык. Царские жены и религия при дворе Третьей династии Ура . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501505263 . ISBN  978-1-5015-0526-3 .
  • Сольдт, Уилфред Х. ван (2005), «Ордал А. Месопотамии · Испытание А. В Месопотамии» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 апреля 2022 г.
  • Тенни, Джонатан С. (2016). «Возвращение к возвышению Мардука: фестивали и жертвоприношения в Ниппуре в период высокого кассита». Журнал клинописных исследований . 68 (1). Издательство Чикагского университета: 153–180. дои : 10.5615/jcunestud.68.2016.0153 . ISSN   0022-0256 . S2CID   163355268 .
  • Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . БРИЛЛ.
  • Вигерманн, Франс AM (1998), «Niraḫ, Irḫan» , Reallexikon der Assyriologie , получено 28 апреля 2022 г.
  • Вудс, Кристофер (2005). «На Евфрате» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 95 (1-2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.2005.95.1-2.7 . ISSN   0084-5299 . S2CID   162245901 .
  • Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN  978-1-315-65803-2 . OCLC   1022561448 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Зеттлер, Ричард Л.; Саллабергер, Вальтер (2011). «Праздник Инаны в Ниппуре при Третьей династии Ура» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 101 (1). Де Грюйтер: 1-71. дои : 10.1515/за.2011.001 . ISSN   0084-5299 . S2CID   164001962 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9505a814abcf5d71f79503c7d51c1c2__1715839080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/c2/d9505a814abcf5d71f79503c7d51c1c2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Idlurugu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)