Клинописный закон
Клинописный закон относится к любому из юридических кодексов, написанных клинописью , которые были разработаны и использовались на древнем Ближнем Востоке среди шумеров , вавилонян , ассирийцев , эламитов , хурритов , касситов и хеттов . [1] Кодекс Хаммурапи — самый известный из клинописных законов, но существовал ряд предшествующих ему законов. [1]
Функции
[ редактировать ]Хотя они были написаны в нескольких разных городах и королевствах , эти ранние законы имеют ряд общих формул. Большинство из них содержат как эпилог, так и пролог, которые обычно объясняют цель составления законов, призывают к божественной власти и предписывают читателю соблюдать их. Они всегда навязываются или «принимаются в действие» от имени правителя — будь то принц или король — и не имеют никаких признаков того, что они являются результатом деятельности законодательных органов.
Хотя многие из этих кодексов известны лишь частично, они все же рисуют довольно ясную картину, которая позволяет нам узнать, какие вопросы, относящиеся к правилам, считались важными в обществах, которыми они управляли в 3-м, 2-м и 1-м тысячелетиях до нашей эры .
В отличие от современных кодексов, клинописный закон не дает универсальной формулы для общих областей права. Скорее, законы обычно состоят из конкретных случаев «если... то...», которые призваны служить примером или прецедентом. Наказания за преступления различаются от кодекса к кодексу, но не все предусматривают месть. Некоторые призывают к штрафам только в определенных случаях, например, в Кодексе Ур-Намму , где одна строка гласит: «Если человек выбьет глаз другому человеку, он должен отвесить полмины серебра » . Эти дела иногда расположены в случайном порядке, хотя это может быть результатом неспособности правильно интерпретировать их сегодня так, как они были бы в то время, когда они были приведены в исполнение. [2]
Клинописное право обычно классифицируется отдельно от более позднего ближневосточного права. [2] но рассматривается как предшественник библейского и еврейского закона . Сообщества Ближнего Востока, использовавшие клинописное право, обычно находились в контакте друг с другом и развивали схожие культуры. Аккадский , клинописный язык, использовался на всей территории и за ее пределами, достигнув Египта как средство дипломатического общения в период Амарны .
Хронология
[ редактировать ]- в. 2350 г. до н.э. - Реформы Урукагины из Лагаша - не сохранились, но упоминаются в других источниках.
- в. 2060 г. до н.э. – Кодекс Ур-Намму (или Шульги?) Ура – неошумерский (Ур-III). Самый ранний код, фрагменты которого были обнаружены. Кодекс говорит о колдовстве и бегстве рабов.
- в. 1934-1924 гг. до н.э. – Кодекс Липит-Иштар Исина. Закон с типичным эпилогом и прологом касается наказаний, прав простых людей, прав царей, браков и многого другого.
- в. 1800 г. до н.э. — Законы города Эшнунны (иногда приписываемые царю Билаламе )
- в. 1758 г. до н.э. – Кодекс Хаммурапи – Самый известный и наиболее сохранившийся из древних законов. Обнаруженный в декабре 1901 года, он содержит более 282 абзацев текста, не считая пролога и эпилога.
- в. 1500-1300 гг. до н.э. – ассирийское право.
- в. 1500-1400 гг. до н.э. – Хеттские законы. [2]
Галерея
[ редактировать ]- Надпись Кодекса Хаммурапи.
- Кодекс Хаммурапи.