Хеттские законы
Хеттские законы , также известные как Кодекс Несилим , представляют собой древний правовой кодекс, датируемый ок. 1650–1500 гг. до н.э. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Они сохранились на ряде хеттских клинописных табличек, найденных в Хаттусе ( CTH 291–292, в которых перечислено 200 законов). Были найдены копии, написанные на древнехеттском, а также на среднем и позднехеттском языках, что указывает на то, что они имели силу на протяжении всего существования Хеттской империи (около 1650–1100 гг. До н.э.).
Хеттские законы отражали социальную структуру империи, чувство справедливости и мораль, касаясь, среди прочего, распространенных запрещенных действий, таких как нападение, кража, убийство, колдовство и развод. Кодекс особенно примечателен рядом его положений, охватывающих социальные вопросы, включая гуманное обращение с рабами. Хотя они считались меньшими, чем свободные люди, согласно кодексу рабам разрешалось выбирать, на ком они хотят жениться, покупать собственность, открывать бизнес и приобретать свободу. [ 5 ] По сравнению с Кодексом Ассура или Кодексом Хаммурапи , Кодекс Несилим также предусматривал менее суровые наказания за нарушения кодекса. [ 5 ]
Пример
[ редактировать ]§189 Если мужчина вступает в половую связь со своей матерью, это запрещенный сексуальный союз. Если мужчина вступает в половую связь со (своей) дочерью, это недопустимое сексуальное соединение. Если мужчина вступает в половую связь со (своим) сыном, это недопустимое сексуальное соединение. [ 6 ]
Происхождение и развитие
[ редактировать ]Хотя неизвестно, кто именно является автором юридического документа, некоторые историки полагают, что его источником был кто-то важный или обладающий высокой властью в хеттском обществе, и это мог быть даже царь. [ 7 ]
В наказания, по-видимому, вносились изменения как минимум дважды: во-первых, изменения кара-кинуна , которые в целом уменьшали наказания, обнаруженные в прежнем, но, по-видимому, несохранившемся «протоиздании»; и, во-вторых, «Поздний период» заменяется штрафами в уже модифицированной древнехеттской версии. [ 8 ]
Хеттские законы применялись около 500 лет, и многие копии показывают, что, если не считать изменений в грамматике, то, что можно было бы назвать «оригинальным изданием» с его очевидным беспорядком, копировалось рабски; не было предпринято никаких попыток «навести порядок», поместив даже очевидные второстепенные мысли в более подходящее место. [ нужна ссылка ] Подобно Кодексу Хаммурапи , хеттские законы напоминают многие законы еврейской Библии ; например, Шольц (2021) заявил, что хеттский закон об изнасиловании §197 напоминает Второзаконие 22:29 . [ 9 ]
Корпус
[ редактировать ]Законы сформулированы как прецедентное право; они начинаются с условия, за которым следует постановление, например: «Если кто-нибудь оторвет ухо рабу или рабу, он должен заплатить 3 сикля серебра». Законы демонстрируют неприятие смертной казни ; обычным наказанием за серьезные правонарушения является принуждение к принудительному труду. [ нужна ссылка ] Они сохранились на двух отдельных табличках, каждая из которых содержит примерно 200 статей, первая из которых отнесена к категории «мужских»; второй «виноградной лозы»; возможно, существовал третий набор. [ нужна ссылка ]
Законы можно разделить на восемь групп аналогичных статей. По большей части они разделены двумя типами, казалось бы, бесхозных предложений: сакральными или заклинательными предложениями и запоздалыми мыслями. Этот корпус и схема классификации основаны на Dewhirst (2004). [ 10 ]
- I Агрессия и нападение : статьи 1–24.
- II Брачные отношения : статьи 26–38.
- III Обязанности и услуги – ТУКУЛ: статьи 39–56.
- IV. Посягательства на имущество и кражи : статьи 57–144.
- V Контракты и цены: статьи 145–161.
- VI Сакральные вопросы: статьи 162–173.
- VII Контракты и тарифы : статьи 176–186.
- VIII Сексуальные отношения : статьи 187–200.
- §187, §188, §199 и §200 криминализируют зоофилию (кроме лошадей и мулов). [ 11 ] [ 9 ] Смертная казнь была обычным наказанием среди сексуальных преступлений. [ нужна ссылка ]
- §190 и §191 предусматривают, что если мужчина и женщина «сошлись сексуально добровольно» и «[имели] половой акт», «наказания не будет». Это одни из старейших законодательных примеров сексуального согласия . [ 12 ]
См. также
[ редактировать ]- Хеттские надписи
- Кодекс Хаммурапи
- Список древних правовых кодексов
- Список артефактов, имеющих значение для Библии
Внешние ссылки
[ редактировать ]Литература
[ редактировать ]- Э. Ной, StBoT 26 (1983)
- Гарри Энджер Хоффнер младший, Законы хеттов: критическое издание (DMOA 23) - Лейден, Нью-Йорк, Кельн, 1997 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Из: Оливер Дж. Тэтчер, изд., Библиотека оригинальных источников (Милуоки: University Research Extension Co., 1901), Vol. III: Римский мир, стр. 9–11.
- ^ "халсолл/древний/1650несилим" . Fordham.edu . Проверено 21 апреля 2015 г.
- ^ «Морской музей и парк» .
- ^ Смит, доктор медицины (2004). Энциклопедия изнасилования . Гринвуд Пресс. п. 15. ISBN 9780313326875 . Проверено 21 апреля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Кодекс Несилима: Древние законы хеттов | Древние страницы» . Древние страницы . 14 июня 2018 г. Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Привет, Уильям В.; Младший, К. Лоусон; Ортон, Дэвид Э. (1997). Контекст Священного Писания . Лейден Нью-Йорк (Нью-Йорк) Кёльн: Brill. п. 299. ИСБН 90-04-09629-9 . §
- ^ «Анализ первоисточников (Кодекс Несилим)» . Блог Эллисон . 01.10.2009 . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ С. М. Яусс, Казуистика - Систематика - Размышления о праве , в Журнале древнего ближневосточного и библейского права, 21, 2015, 185 стр.
- ^ Перейти обратно: а б Шольц, Сюзанна (2021). Священный Свидетель. Изнасилование в еврейской Библии . Крепость Пресс. п. 154–157. ISBN 9781506482033 . (электронное издание)
- ^ Говард Дьюхерст (2004), магистерская диссертация по хеттскому праву под руководством доктора Тревора Р. Брайса , Университет Квинсленда.
- ^ Комментарий Пика к Библии , исправленное издание (1962), объявление Исход 22:19
- ^ Дуке, Мария Алехандра Гомес (2021). «На пути к правовой реформе законов об изнасиловании в соответствии с международным правом прав человека» (PDF) . Джорджтаунский журнал гендера и права . 22 . Джорджтаунский университет: 489–491 . Проверено 20 декабря 2021 г.
Удивительно, но в этом Кодексе используется термин «добровольно» для определения того, оправдано ли наказание за половой акт между мужчиной и женщиной.