Кодекс Липит-Иштар
Кодекс Липит-Иштар | |
---|---|
![]() | |
Автор(ы) | Липит-Иштар |
Кодекс Липит-Иштар — это сборник законов, обнародованных Липит-Иштаром ( годы правления 1934–1924 до н. э. ( MC ) ), правителем Нижней Месопотамии . Что касается клинописного закона , то это юридический кодекс, написанный клинописью на шумерском языке . [2] [3]
Это второй старейший из известных сохранившихся правовых кодексов после Кодекса Ур-Намму . Поскольку он более подробен, чем предыдущий кодекс, он проложил путь к знаменитому более позднему Кодексу Хаммурапи . [4]
История
[ редактировать ]Историческая справка
[ редактировать ]Липит-Иштар ( годы правления 1934 — 1924 до н.э. ( MC ) ) — пятый царь династии Исина , основанной после распада Третьей династии Ура . [5] Его отцу, Ишме-Дагану , приписывают восстановление Ниппура , древнего шумерского города, расположенного на территории современного Ирака . [4] Династия Исина управляла городом Исином , также расположенным на территории современного Ирака, и обладала политической властью в городах Нижней Месопотамии. [5]
Говорят, что сам Липит-Иштар восстановил мир, и его хвалят за создание функционирующей правовой системы. [4]
Оригинальная стела
[ редактировать ]Оригинальная диоритовая стела с надписью «код» была помещена в Ниппуре . До наших дней сохранились два фрагмента этой стелы. [4] Американский академик Марта Рот отмечает, что в этот период существовала традиция называть отдельные годы в честь примечательных событий, произошедших в этом году, и утверждает, что один названный год мог ознаменовать возведение стелы. [5] В английском переводе год назван следующим образом:
Год, в котором Липит-Иштар установила справедливость в землях Шумера и Аккада .
- Липит-Иштар (перевод Марты Рот)
Передача инфекции
[ редактировать ]Кодекс дошел до наших дней из различных источников. Все, кроме двух, происходят из Ниппура. [4] Около половины кода содержится в этих источниках и таким образом передается. Общая длина кодекса считается примерно такой же, как и у более позднего Кодекса Хаммурапи. [4]
Юридическое содержание
[ редактировать ]Кодекс Липит-Иштар по структуре аналогичен Кодексу Ур-Намму , старейшему сохранившемуся своду законов. [4] У него есть пролог, подтверждающий его юридическую силу, основная часть, содержащая гражданские и уголовные законы, регулирующие жизнь, и заключительный эпилог. [4]
Пролог
[ редактировать ]Пролог легитимизирует юридическое содержание кодекса. Призываются боги Ан и Энлиль , и объясняется, что они назначили Липит-Иштар «принцем страны», чтобы «установить справедливость на земле, искоренить крик о справедливости [...] [и] силой сдерживать преступность». и насилие», чтобы «чтобы Шумер и Аккад [могли] быть счастливы». [4] Далее пролог сообщает читателю, что Липит-Иштар недавно освободила рабов из Ниппура , Ура и Исина . [4]
Академик Марта Рот резюмирует, что пролог содержит самовосхваление Липит-Иштара, перечисляя все города Нижней Месопотамии , находящиеся под его властью, и подчеркивая его успех как восстановителя справедливости. [5]
Законы
[ редактировать ]Существующий основной корпус состоит из почти пятидесяти правовых положений. [4] Первый набор из них посвящен лодкам. За ними следуют положения о сельском хозяйстве, беглых рабах, ложных показаниях, приемной семье, ученичестве, браке и сексуальных отношениях, а также арендованных волов. [6] Все эти положения введены шумерским тукун-бе , что означает «если». [6] [7] Передаваемые положения не содержат преступлений, караемых смертной казнью. [7]
Кодекс содержит, например, положение, согласно которому ложные обвинители должны нести наказание за инкриминируемые ими преступления. [4] [7] Все существующие положения кодекса перечислены Мартой Рот. [8] и Клаус Вильке . [9]
Эпилог
[ редактировать ]Эпилог кода содержит три больших лакуны . [4] Остальные части объясняют, что Липит-Иштар исполнил божественный приказ и восстановил справедливость на своей земле: [4]
Я, Липит-Иштар […] заставила замолчать преступность и насилие, сделала табу слезы, стенания и призывы к справедливости, позволила сиять честности и закону, удовлетворила Шумер и Аккад.
- Липит-Иштар (перевод Клауса Вильке)
Кроме того, сообщается о возведении стелы, и произносятся благословения тем, кто чтит стелу, и проклятия, налагаемые на тех, кто осмелится осквернить или разрушить ее. [4] [6]
Критическое издание и современные переводы
[ редактировать ]Современного критического издания кодекса не существует. [4] Последний его английский перевод был выполнен Мартой Рот в 1995 году. [10] Немецкий академик Клаус Вильке перевел его на немецкий язык в 2014 году. [11]
Отрывки из «Кодекса Липита-Иштара».
[ редактировать ]Этот раздел является кандидатом на копирование в Wikisource . |

Текст существует в нескольких частичных фрагментах. Были реконструированы следующие полные законы:
§ 8 Если кто-то предоставил голую землю другому человеку для разбивки фруктового сада, а последний не завершил обустройство этой голой земли под фруктовый сад, то он должен отдать человеку, который разложил сад, голую землю, которой он пренебрег, как часть его доли.
§ 9 Если человек вошел в сад другого человека и был схвачен там за кражу, то он должен заплатить десять сиклей серебра.
§ 10 Если человек срубит дерево в саду другого человека, он должен заплатить полмины серебра.
§ 11 Если рядом с домом человека запущена голая земля другого человека и хозяин дома сказал владельцу голой земли: «Поскольку твоя земля запущена, кто-то может ворваться в мой дом: укрепи ваш дом», и это соглашение было им подтверждено, собственник голой земли должен вернуть собственнику дома все его имущество, которое было утрачено.
§ 12 Если рабыня или раб мужчины сбежала в сердце города и было подтверждено, что он (или она) прожил в доме (другого) мужчины в течение одного месяца, он должен отдать раба за раба .
§ 13 Если у него нет раба, то он должен заплатить пятнадцать сиклей серебра.
§ 14. Если раб человека возместил свое рабство своему господину и будет подтверждено, что он возместил своему господину вдвойне, то этот раб должен быть освобожден.
§15 Если миктум [слуга] является даром короля, его нельзя отнять.
§16 Если микстум достался человеку по его собственной воле, этот человек не должен удерживать его; он ( миктум ) может идти куда пожелает.
§ 17 Если человек без разрешения связал другого человека с чем-то, о чем он (последний) не знал, то этот человек не утверждается (т. е. юридически обязан); он (первый человек) понесет наказание за дело, которым он его связал.
§ 18 Если хозяин поместья или хозяйка поместья не уплатили налог на поместье и его уплатил посторонний человек, то в течение трех лет он (собственник) не может быть выселен . После этого человек, уплативший налог на наследство, будет владеть этим имением, и прежний владелец имения не сможет предъявлять никаких претензий.
§ 22 Если отец жив, то дочь его, будь она верховной жрицей, жрицей или иеродулом, должна жить в его доме как наследница.
§ 24. Если вторая жена, на которой он женился, родила ему детей, то приданое , которое она принесла из дома своего отца, принадлежит ее детям, но дети его первой жены и дети его второй жены должны разделить имущество своего отца поровну.
§ 25 Если человек женился на своей жене, и она родила ему детей, и эти дети живы, а рабыня также родила детей своему господину, но отец предоставил свободу рабыне и ее детям, то дети раба не могут делить имущество с детьми своего бывшего хозяина.
§27 Если жена человека не родила ему детей, а блудница с площади родила ему детей, то он должен дать этой блуднице зерно, масло и одежду. Дети, которых родила ему блудница, будут его наследниками, и пока жива жена его, блудница не должна жить в доме с женой.
§ 29 Если зять вошел в дом своего (предполагаемого) тестя, а затем заставили его выйти (из дома) и отдали жену его товарищу, то они должны представить ему обручение подарки, которые он принес, и эта жена не может выйти замуж за его товарища.
§34 Если человек нанял вола и повредил мясо у кольца в носу, он должен заплатить треть его цены.
§35 Если человек взял напрокат быка и повредил ему глаз, он должен заплатить половину его цены.
§36 Если человек взял в аренду быка и сломал ему рог, он должен заплатить четверть его цены.
§37 Если человек взял в аренду быка и повредил ему хвост, он должен заплатить четверть его цены.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Лувр 2014 .
- ^ Саллабергер 2009 , с. 7.
- ^ Фалькенштейн и Сан-Николо 1950 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Вильке 2015 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Рот 1995 , с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б с Рот 1995 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б с Нейман 2003 , с. 83.
- ^ Рот 1995 , стр. 26–33.
- ^ Вильке 2014 .
- ^ Вильке 2014 , с. 458.
- ^ Вильке 2014 , стр. 573–606.
Источники
[ редактировать ]- Фалькенштейн, А.; Сан Николо, М. (1950). «Свод законов Липит-Иштара Исина». Orientalia (на немецком языке). 19 (1): 103–118. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43079258 .
- Нойманн, Ганс (2003). Манте, Ульрих (ред.). Правовые культуры древности: от Древнего Ближнего Востока до Римской империи (на немецком языке). Ч. Бек. стр. 55–122. ISBN 9783406509155 .
- Рот, Марта Т. (1995). «Законы Липит-Иштар». Юридические сборники Месопотамии и Малой Азии . Письма Древнего мира. Том. 6. Атланта: Scholars Press. стр. 23–35. ISBN 0-7885-0104-6 .
- Саллабергер, Вальтер (2009). «Пролог» Кодекса Липит-Эштар» (PDF) . В Ахенбахе, Рейнхард; Арнет, Мартин (ред.). Осуществлять справедливость и закон »(Быт. 18:19): Исследования по древней восточной и библейской истории права, религиозной истории Израиля и социологии религии: Festschrift для Эккарта Отто к его 65-летию (на немецком языке). Висбаден: Harrassowitz Verlag . стр. 7–33.
- Вилке, Клаус (2014). «Законы на шумерском языке» . В Козлова Наталья; Визирова Е.; Золёми, Габор (ред.). Исследования шумерского языка и литературы: Festschrift Иоахима Крехера . Вавилон и Библия (на немецком языке). Том 8. Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575063553 . ISBN 9781575063553 .
- Вилке, Клаус (2015). «Законы Липит-Иштар» . В Строуне, Брент А. (ред.). Оксфордская энциклопедия Библии и права . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref:obso/9780199843305.001.0001 . ISBN 9780199843305 .
- «Основной номер: AO 5473» . Лувр (на французском языке). 31 декабря 2014 года . Проверено 21 октября 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Крамер, Сэмюэл Н. (1955). «Сборник законов Месопотамии и Малой Азии: Свод законов Липита-Иштара» . В Причарде, Джеймс Б. (ред.). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету, с дополнениями . Принстонские исследования Ближнего Востока. Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400882762 . ISBN 9781400882762 .
- Луцманн, Хайнер (1982). «Из законов царя Липита Эштара Исина». В Кайзере, Отто (ред.). Юридические книги . Тексты из среды Ветхого Завета (на немецком языке). Издательство I. Gütersloh. стр. 23–31. дои : 10.14315/9783641217587 . ISBN 978-3-641-21758-7 . S2CID 198758881 .
- Стил, Фрэнсис Р. (1947). «Свод законов Липит-Иштар». Американский журнал археологии . 51 (2): 158–164. дои : 10.2307/500752 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 500752 . S2CID 159785487 .
- Стил, Фрэнсис Р. (1948). «Кодекс Липит-Иштар». Американский журнал археологии . 52 (3): 425–450. дои : 10.2307/500438 . ISSN 0002-9114 . JSTOR 500438 . S2CID 163318937 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Кодексом Липит-Иштар , на Викискладе?